Во сколько обошлось строительство титаника

«Титаник»: реальная история корабля, опередившего время

10 апреля 1912 г. из Саутгемптона (Великобритания) в свое первое и одновременно последнее плавание отправился «Титаник». Перед отплытием самый большой на тот момент лайнер прошел все ходовые испытания и получил от инспектора Торговой палаты Великобритании Ф. Каррутерса пассажирский сертификат на один год. Люди восхищались огромным кораблем и думали, что он непотопляем. Однако судьба считала иначе… Спустя 4 дня с начала путешествия, «Титаник» столкнулся с айсбергом и потонул вместе с 1496 пассажирами на борту. Все мы знаем о трагедии в основном из одноименного фильма Джеймса Кэмерона с Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет в главных ролях. Но давайте все-таки детальней ознакомимся с реальной историей печально известного лайнера.

Борьба гигантов

В начале XX в. между двумя известными судоходными компаниями «Кунард Лайн» и «Уайт Стар Лайн» разгорелась достаточно серьезная конкуренция. Каждая хотела занять лидирующую позицию на рынке трансатлантических перевозок, однако люди одинаково пользовались услугами и той и другой корпорации.

Когда «Кунард Лайн» ввела в эксплуатацию паротурбоходы «Мавритания» и «Лузитания», ситуация резко изменилась.

Кроме того, что эти корабли стали самыми большими в мире (вмещали более 2 тыс. пассажиров плюс 800 членов экипажа), они также оказались и самыми быстрыми. К слову, лайнеры развивали скорость до 25 узлов (46 км/ч) и пересекали Атлантический океан за 5 дней.

Неудивительно, что появление больших, быстроходных и надежных судов у главного конкурента пагубно отразилось на прибыли «Уайт Стар Лайн». Исправить ситуацию могло только строительство суперлайнеров — кораблей, превышающих «Мавританию» и «Лузитанию», пусть не в быстроходности, но по водоизмещению, пассажировместимости, безопасности и уровню сервиса. Так началось проектирование судов «Олимпик» и «Титаник». По замыслу исполнительного директора судоходной компании Джозефа Брюса Исмея, первым заступить на службу должен был «Олимпик», а затем, через 10 месяцев, «Титаник», названный в честь героев древнегреческих мифов — титанов.

Строительство «Титаника»

Проектированием «Титаника» занимался конструкторский совет одной из крупнейших судостроительных верфей «Харленд энд Вулф». Чертежи будущего гиганта, состоящие из 411 отдельных документов, были одобрены «Уайт Стар Лайн» 29 июля 1908 г. «Титанику» присвоили серийный номер 401 и 31 марта 1909 г. заложили киль.

В строительстве «Титаника» участвовали около 1500 рабочих. Самым младшим из них было 12-13 лет. В то время практически не уделяли внимания безопасности, поэтому не обошлось без жертв. 254 человека получили тяжелые травмы, в частности из-за падения с больших высот, 8 из них погибли.

Однако масштабную стройку остановить было невозможно. Руководители «Уайт Стар Лайн», несмотря ни на что, хотели завершить ее в срок, и они это сделали.

«Титаник» спустили на воду 31 мая 1911 г. Насладиться этим зрелищем пришли около 100 тыс. человек, среди них были VIP-гости и пресса. Первое, что бросилось в глаза, это размер лайнера: его длина составляла 299,1 м (примерно 4 городских квартала), ширина 28,19 м, высота от киля 53,3 м (18-этажное здание). Поражали также и технические характеристики. Пассажирское судно было оборудовано двумя четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. Вся силовая установка обладала мощностью 55 тыс. лошадиных сил. К слову, «Титаник» мог развивать скорость до 23 узлов (42 км/ч). Его водоизмещение превышало пароход-близнец «Олимпик» на 243 т и составляло 52310 т. Корпус судна был изготовлен из стали. Трюм и нижние палубы разделялись на 16 отсеков перегородками с герметичными дверьми. В случае пробоины попаданию воды в отсеки препятствовало бы двойное дно. Все, включая капитана и владельцев судна, были уверены, что «Титаник» — непотопляемый корабль. Но это оказалось не так.

Первое и последнее плавание

Посадка на «Титаник» началась 10 апреля в 9:30 утра. После плановых остановок в Шербуре (Франция) и Квинстауне (Ирландия) лайнер взял курс на Нью-Йорк. Стоит отметить, что весной спрос на трансатлантические рейсы был традиционно низок, поэтому корабль отправился в плавание наполовину полным. В общей сложности на борт сели 2225 человек: 324 пассажира первого класса, 285 — второго, 708 — третьего и 908 членов экипажа. Напомним, что максимальная загрузка парохода — 2439 человек без учета экипажа.

По словам пассажиров, которым посчастливилось выжить, первые дни плавания были спокойными.

Как только «Титаник» достиг маяка Фастнет (в Ирландии), капитан Эдвард Смит отдал команду «полный вперед». Корабль стал постепенно набирать скорость, и утром 14 апреля она уже была практически предельной — более 22 узлов (42 км/ч). Бояться было нечего: все 4 дня погода была хорошей и ясной. Пассажиры много времени проводили на открытых палубах. Однако вечером 14 апреля резко похолодало: температура опустилась с 6°С до 0°С и пошел мелкий дождь. В этот день радисты получали неоднократные предупреждения об айсбергах и ледяных полях. Капитану передали координаты только четырех из семи, поэтому он скорректировал курс «Титаника» прямо на ледяное препятствие.

Крушение

В 23:39 впередсмотрящий Фредерик Флит заметил айсберг. Но было уже слишком поздно, он находился в 650 м от корабля. Мужчина незамедлительно оповестил о нем первого помощника капитана Уильяма Мёрдока. Тот сразу же отдал приказ рулевому Роберту Хитченсу повернуть налево и перевел рукоятки машинных телеграфов в положение «полный назад». Чуть позже он скомандовал повернуть направо, однако неповоротливое судно не успело этого сделать и в 23:40 столкнулось с айсбергом.

В результате столкновения в обшивке правого борта образовалось шесть пробоин суммарной длиной около 90 м. Поврежденными оказались 5 носовых отсеков, которые мгновенно начали заполняться водой. Система непотопляемости лайнера была на это не рассчитана. Конструктор Томас Эндрюс заявил, что корабль будет оставаться на плаву не более полутора часов.

В 0:05 капитан приказал подать сигнал бедствия и начать эвакуировать пассажиров. «Титаник» был оснащен 20 шлюпками, в которые могли поместиться 1178 человек. Было понятно, что все не влезут, поэтому в первую очередь спасали женщин и детей. Поначалу люди неохотно покидали свои теплые каюты. Они практически не почувствовали столкновения, да и на корабле внешне было все в порядке. Поэтому в течение первого часа было эвакуировано лишь 180 человек. К слову, в лодку, рассчитанную на 40 пассажиров, могли посадить лишь 12.

Паника началась в 1:20, когда вода наполовину затопила переднюю часть палубы. Толпа ринулась к шлюпкам, однако их по-прежнему заполняли не полностью, т.к. не знали о максимальной вместимости. Тем временем пассажиры из третьего класса не могли подняться наверх из-за решеток, которые изолировали их от помещений первого и второго класса.

Нос уходил под воду очень быстро, и после 1:30 члены экипажа уже с трудом могли справиться с паникой. Пришлось даже стрелять в воздух, чтобы хоть как-то образумить людей. После 2:05 была спущена последняя шлюпка, и у тех, кто остался на корабле (а это 1,5 тыс. человек), не было практически никаких шансов выбраться с него. Пытаясь спастись, все ринулись в сторону кормы. В 2:15 обрушилась первая дымовая труба, в 2:16 отключилась электроэнергия, а в 2:18 нос лайнера отвалился и сразу же пошел ко дну. Через 2 минуты водой заполнилась корма, и в 2:20 «Титаник» полностью скрылся под водой.

Спасательные работы

На сигнал бедствия откликнулись 7 судов. Ближе всех от «Титаника» (примерно в 93 км) находился пароход «Карпатия». Он развил свою максимальную скорость в 14 узлов, однако на место бедствия смог приплыть лишь спустя полтора часа после полного погружения «Титаника» под воду. К этому моменту большинство оставшихся в воде людей погибло от переохлаждения. Однако 712 выживших удалось спасти. По последним данным, трагедия унесла жизни, по меньшей мере, 1496 человек, большая часть из них была пассажирами третьего класса.

Судьба обломков

Обломки «Титаника» лежат на глубине 3750 м. При этом носовая часть покоится на расстоянии в 600 м от кормовой. Кроме двух основных фрагментов, по дну разбросаны десятки тысяч мелких, среди них части корпуса, остатки мебели и посуды, уголь и личные вещи людей.

Сразу после крушения, у родственников богатых пассажиров, погибших в катастрофе, родилась идея поднять «Титаник» со дна. Однако в 1912 г. необходимые для этого технологии отсутствовали, и об идее забыли до 1950-х гг. Тогда интерес к затонувшему кораблю возрос с новой силой.

Ученые предлагали различные идеи по подъему судна. Так, англичанин Дуглас Уолли был уверен, что если обложить корпус пластиковыми контейнерами с водой и пропустить сквозь них электрический ток, то образуются электролизы газа и поднимут судно наверх. А американский инженер Джон Пирс предложил заморозить «Титаник», обложив его сетью из жидкого азота. Были и другие необычные схемы, только ни одна из них пока не подняла «Титаник» со дна. Случится ли это однажды — покажут время и прогресс в технологиях.

Источник

Фильм дороже лайнера: как снимали «Титаник» Кэмерона

Первый официальный показ «Титаника» Джеймса Кэмерона прошёл 1 ноября 1997 года на Международном кинофестивале в Токио. 14 декабря состоялась американская премьера картины, а через несколько дней «Титаник» вышел в широкий прокат. В первый же уикенд фильм собрал в США более $28,6 млн и лидировал по кассовым сборам в течение 15 недель, а всего в прокате находился 287 дней. Прокатчикам даже пришлось менять поставляемые кинотеатрам катушки, так как они не выдерживали такой интенсивной эксплуатации.

Общие сборы «Титаника» составили $2,185 млрд — абсолютный рекорд, побить который удалось лишь «Аватару» спустя 12 лет.

Фильм был выдвинут на «Оскар» в 14 номинациях и стал лауреатом в 11 из них, в том числе за лучшие декорации, лучшие костюмы и лучшие визуальные эффекты. Всё перечисленное обошлось кинокомпаниям в круглую сумму: итоговый бюджет фильма составил $200 млн. Примечательно, что на строительство настоящего лайнера в начале XX века компания «Уайт Стар Лайн» потратила $7,5 млн (при пересчёте на цены 1997 года с учётом инфляции это около $150 млн).

Недостаток финансирования

Впрочем, изначально на фильм планировали потратить вдвое меньше средств. Увеличение стоимости съёмок стало неприятным сюрпризом для киностудий 20th Century Fox и Paramount Pictures. Особенно для Paramount, так как её руководитель Шерри Лансинг взяла на себя колоссальные риски, чтобы получить часть прав на новую работу Кэмерона. Однако после подписания контракта с 20th Century Fox, изначально заключившей договор с режиссёром, выяснилось, что «Титаник» обойдётся инвесторам слишком дорого.

В биографии Лансинг, отрывки из которой приводит The Hollywood Reporter, рассказывается, как в Мексику, где должны были проводить съёмки большинства сцен, отправился директор производства Paramount Фред Галло. Увидев, как проходит подготовка к съёмкам и ещё раз проанализировав бюджет, Paramount согласилась выделить $65 млн, то есть половину той суммы, которую в компании считали «наихудшим вариантом развития событий» ($130 млн). Когда траты увеличились ещё больше, и Лансинг, и глава 20th Century Fox Питер Чернин решили, что потеряют деньги. Мало того, так думал даже Кэмерон! Напряжение между студиями возрастало. Апогея оно достигло, когда выяснилось, что фильм не выйдет к запланированной дате — 4 июля.

Искусственный океан

На съёмках тоже всё пошло не так: строительство корабля затянулось, оператора пришлось сменить на другого, несколько членов съёмочной группы заболели гриппом, а у Кэмерона возник конфликт с продюсером.

В начале работы, прямо перед стартом съёмок в Мексике, в прессе появилась информация, что группа отравилась наркотическим веществом, которое кто-то подмешал в суп из омаров. Всего пострадало порядка 80 человек, многие из них были госпитализированы с галлюцинациями.

Наибольшие сложности возникали во время съёмок сцен, связанных с водой. Сперва режиссёру пришлось помучиться со съёмками глубоководных кадров — они были не только трудозатратными, но и чрезвычайно опасными.

Для съёмок «морских» кадров построили два гигантских резервуара. Находились они рядом с океаном: во-первых, из него было удобно брать воду, а во-вторых, таким образом удавалось запечатлеть реальный горизонт и тем самым сэкономить на спецэффектах. Один из резервуаров (именно в него погружался корабль) был 250 м в длину и 27 м в ширину.

В «океане», где тонули герои, уровень воды достигал метра.

Членам команды, которые были вынуждены сидеть там по несколько часов подряд, выдали гидрокостюмы. Впрочем, некоторые от них отказались, например Кейт Уинслет, впоследствии заболевшая воспалением лёгких.

Определённые трудности возникли при съёмках сцены, когда внутрь корабля проникает вода: в ней планировалось использовать 40 галлонов воды, однако это количество пришлось увеличить в три раза (и заодно переделать часть декораций, сделав их более надёжными). Сцена внушала команде страх из-за того, что её необходимо было снять с одного дубля: повторное воссоздание разрушенного интерьера заняло бы слишком много времени и увеличило бы и без того баснословный бюджет.

Шпильки и шлюпбалки

Когда команда Кэмерона создавала декорации к фильму, за образец был взят не настоящий «Титаник» (фотографий которого по понятным причинам практически не осталось), а его «близнец» — лайнер «Олимпик». Некоторые локации, такие как верхняя палуба, были воспроизведены в мельчайших деталях, вплоть до оригинальных металлических перил и тяжёлых дверей.

Многие предметы интерьера разрабатывали те же компании, которые производили аналогичные вещи для затонувшего лайнера. Оригинальному производителю заказали и шлюпбалки, чтобы они уж точно выдержали вес загруженных спасательных шлюпок. Даже деревянные фрагменты, на которых находится Роза в конце фильма, сделаны по образцу настоящего, который хранится в музее.

Художники по костюмам, как и принято в таких случаях, провели месяцы, изучая моду 1912 года и разрабатывая образы для фильма. Тем больнее им было мириться с некоторыми поступками режиссёра. Костюмер Дебора Скотт вспоминает, как однажды Кэмерон заставил актёров массовки, на которых были прекрасные наряды, великолепные шляпы и ювелирные украшения, броситься в воду — только потому, что ему нужно было «больше людей в воде».

Примечательно, что эффекта льда, намёрзшего на героях, оказавшихся по сюжету в воде, удалось достичь благодаря специальному воску и порошку, которые превращались в кристаллы при соприкосновении с водой. Идущий изо рта пар добавляли на компьютере.

«Чужой» нос и рисованный дым

Среди 11 «Оскаров», которые получила картина, есть и награда за лучшие визуальные эффекты. Лучшие и опять же дорогостоящие: согласно некоторым свидетельствам, Кэмерон, узнав, во сколько обходится компьютерная «дорисовка» носа лайнера, пожалел, что нос не построили вручную.

В общих планах роль «Титаника» исполняла его 14-метровая модель. Ландшафт и дым из трубы тоже добавляли на компьютере. Этот лайнер сильно отличался от модели, построенной в натуральную величину, которая была менее детализированной. Айсберг, разумеется, тоже добавили потом, но для пущей убедительности на палубе рассыпали куски льда.

Удивительно, но закат, на фоне которого целуются Роза и Джек, — самый что ни на есть настоящий.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Во сколько обошлось строительство стадиона цска
  • Во сколько обошлось строительство стадиона спартака
  • Во сколько обошлось строительство стадиона зенит арена
  • Во сколько обошлось строительство стадиона в краснодаре
  • Во сколько обошлось строительство парка зарядье