Вклад европейских мастеров в строительство кремля

Как итальянцы строили Кремль в Российском государстве?

Кастельвеккьо в Вероне (L) и Московский Кремль (R)

Русские не могли даже сделать правильный кирпич, прежде чем нанять итальянцев работать на них.

Итальянские инженеры были искусны в войне и архитектуре, и за щедрое жалованье помогали строить величие Московского государства.

Главным оружием великого князя Московского Ивана III были не его люди и не его тактика, а итальянские пушки.

Против татар под предводительством Ахмеда, Хана Великой Орды, на реке Угре в 1480 году войско Ивана привезло пушки, изготовленные итальянским инженером Аристотелем Фиораванти (около 1415 – после 1485 года), массивные бронзовые мортиры, которые могли буквально разорвать татарскую конницу в клочья.

Не вступая в полномасштабный бой, армия Ахмед-хана отступила в степи.

Самые высокие зарплаты в Москве

Аристотель Фиораванти Лоренцо Лотто

Родольфо «Аристотель» Фиораванти приехал в Россию в 1475 году, когда ему было уже около 60 лет.

Он специализировался на восстановлении и перемещении колоколен и замковых башен, а также на строительстве мостов.

В 1474 году в Европе к Аристотелю обратился Семен Толбузин, посланник великого князя Московского, и нанял его за 10 московских рублей в месяц – тогда в России всего за рубль крепостной мог выкупить у помещика всю свою семью, дом и землю.

Зарплата Аристотеля была, пожалуй, самой высокой в Московском государстве.

Иван нуждался в нем для восстановления Успенского собора, главного храма Московского государства, который частично обрушился во время землетрясения.

Приехав в Москву в 1475 году, Аристотель приказал убрать остатки разрушенного собора, сконструировал новую кирпичную печь и новую кирпичную смесь, а также основал Первый кирпичный завод итальянского стиля в Москве.

Его методы позволили ему завершить 35-метровый пятиглавый собор всего за 2 года (на оформление ушло еще два года).

Дворец граней (L) и Успенский собор (R)

Но Аристотель был не единственным итальянским архитектором в Москве.

Может быть, еще более важным является Пьетро Солари (ок. 1445-1493?).

Он приехал в Москву в 1490 году из Милана и спроектировал фасетный дворец в Московском Кремле, а также шесть башен нынешнего Московского Кремля, в том числе часовую башню – Спасскую башню, ставшую главным символом Московского Кремля.

Другие итальянцы, в первую очередь Антонио Гисларди и Марко Руффо, также работали над возведением кремлевских стен и башен.

Так что если вы заметили, что кремлевские стены напоминают вам об итальянской архитектуре – это действительно итальянский дизайн.

Но это было не единственное, что делали итальянцы в Москве в XV-XVI веках.

Почти в каждой европейской армии того периода итальянские инженеры были лучшими в разработке оружия и взрывчатых веществ, говорит историк Марио Корти в своей книге “итальянские военные на Русской службе.”

Большие шишки в России

Пушка калибра 152 мм «Скоропея» («зло»), изготовленная в 1590 году Андреем Чоховым. Русские научились делать такие пушки у итальянских оружейников

Одновременно со строительством Успенского собора, внутри стен Московского Кремля, Аристотель Фиораванти организовал оружейный завод, производивший порох и литье пушек.

16 фальконетов-легких пушек-были его первым производством.

Легкие в обращении и транспортировке, быстро перезаряжаемые, они были смертельно опасны в конце XV века.

Иван взял Аристотеля с собой на войну против Новгородской республики.

В 1479 году Фиораванти лично управлял артиллерийским подразделением, которое обстреляло город и заставило его сдаться: «пушки стреляли непрерывно, потому что Аристотель был мастером своего дела”, — говорится в русской летописи.

По словам Марио Корти, Фиораванти учил русских солдат стрелять из пушек в определенные моменты боя, обучал их организовывать непрерывный огонь и обращаться с различными видами огнестрельного оружия.

Так что в битве при Югре Фиораванти тоже был в главных силах.

Последний раз он упоминается в 1485 году – возможно, он прожил в России всего десять лет, но оставил после себя большое наследие.

Кремлевская стена и башни

В 1488 году, по-видимому, уже после смерти Аристотеля, другой итальянский оружейник Паоло Де Боссис создал “большую пушку “(как говорит русская летопись), которая называлась” Павлин » («павлин» по – русски звучит так же, как имя Паоло) — она все еще использовалась в 1563 году, когда упоминалась во время осады Иваном Грозным Полоцка!

Другой итальянский оружейник по имени Якобо приехал в Москву в 1490 году и создал по меньшей мере 15 небольших пушек.

Можно с уверенностью сказать, что в конце XV – начале XVI веков итальянцы доминировали в российском оружейном производстве.

Но они остались надолго и даже помогли Ивану Грозному разгромить казанских ханов.

Итальянцы против татар

Пушка» Инрог » («Единорог»), 1577 год

Сын Ивана III, Великий князь Василий III Московский, также активно пользовался помощью итальянских архитекторов и оружейников; во время его правления великолепная Вознесенская церковь в Коломенском была спроектирована и построена Пьетро Аннибале, который также проектировал Китай-городскую крепостную стену в Москве, окружавшую центральные кварталы города.

Иван Грозный, Первый московский царь, использовал итальянских военных инженеров при завоевании Казанского ханства.

Казанская летопись, созданная в 1560-1565 годах, единственный источник, повествующий о завоевании Иваном Казани, славно упоминает итальянских инженеров.

В 1552 году Иван Грозный в четвертый раз попытался захватить Казань.

На этот раз он привел итальянцев, чтобы помочь взорвать городские стены.

В хронике говорится, что царь лично разговаривал с инженерами, говоря им, что стены Казанского Кремля были очень прочными, но итальянцы сказали, что они разрушат стены в течение нескольких дней с помощью взрыва.

” Это будет сделано, — говорится в хронике итальянцев, — только это, или голодные защитники до смерти могли бы помочь захватить этот город.”

Церковь Вознесения Господня в Коломенском, построенная около 1530 года итальянским архитектором Пьетро Аннибале

Также читайте на нашем канале:

Итальянцы сначала построили четыре осадные башни, которые были выше городских стен и использовались лучниками для нападения на гарнизон Казанского Кремля.

Затем они сделали несколько мостов через Кремлевский ров и, наконец, правильно организовали туннели, ведущие к фундаменту стен, и заложили в них взрывчатку.

В какой-то момент во время осады стены рухнули от взрывов, и пехота Ивана, перейдя ров по мостам, вторглась в город.

Иван уже почти 5 лет пытался взять Казань, начиная с 1547 года, и это наконец было сделано с помощью итальянцев.

После эпохи Ивана Грозного итальянцы перестали приезжать в Москву, потому что экономический и военный кризис означал, что русские цари не могли позволить себе платить инженерам то жалованье, которое они требовали.

Однако столетие спустя Петр Великий снова нанял итальянских кораблестроителей и оружейников для строительства новой России.

Между тем Успенский собор, Вознесенская церковь и, самое главное, Московский Кремль по сей день целы и находятся в постоянном пользовании.

И вот уже 500 лет русские знают, как правильно делать кирпичи.

Источник

Итальянские мастера на строительстве московского Кремля

Известно, что Возрождения на Руси не было. Но талантливые мастера Ренессанса все же внесли свой вклад в создание облика Москвы.

К концу пятнадцатого – началу шестнадцатого века Кремль был белокаменным, но настолько обветшал, что проезжавший через Москву европейский путешественник в своих путевых заметках написал, что укрепления в Москве деревянные, поскольку бреши в стене заделывали деревянными щитами. В те времена посольство активно работало, подбирая в Италии крупных мастеров для строительства новой крепости.

Во время строительства Кремля не обошлось без трагедий. Строившийся русскими зодчими Успенский собор обрушился. Когда мастера обследовали кирпичи, оказалось, что они некачественные.

В те времена в Москве все еще строили из архаичной плинфы, которую применяли со времен расцвета Византии. Именно с Фиораванти началось современное кирпичное строительство в России. Был построен новый завод и введен новый стандарт. К тому же, Фиораванти при строительстве собора применил еще одно новшество – забил в землю деревянные сваи. Такая технология доселе не применялась в России.

Конструкция собора была тщательно продумана с точки зрения современных достижений архитектоники. Кирпичи совмещались с покрытием из белого камня в русских традициях. За мастерство Фиораванти назвали новым почетным титулом «архитектон» ( т.е. архитектор). До него для обозначения архитекторов применялись другие слова.

Вторым строителем Кремля был Пьетро Антонио Солари. Как и другие мастера, нанятые русскими послами, он был уже состоявшимся архитектором. У себя на родине он участвовал в строительстве миланского собора. В Москве именно Солари возвел значительную часть кремлевских башен. Также именно он построил в Кремле Грановитую палату, продолжив работу архитектора Марко Руффо.

Алевиз Старый и Алевиз Новый

В Москву приезжали также два мастера с именем «Алевиз» (т.е. Алоизио). Точно неизвестно, какую часть построек Кремля выполнял каждый из них. Традиционно считалось, что Алевиз Старый (Алевиз Фрязин) работал над стенами Кремля вдоль Неглинной.

Однако сегодняшние исследователи приписывают ему также строительство Большого кремлевского дворца. Особенно интересна история Алевиза Нового. Настоящее его имя, вероятно, Алоизио да Монтаньяна, родом он был из Венеции. После встречи с русскими послами, он совершил длительное путешествие в Москву, по пути задержавшись у крымского хана Менгли – Герея. Хан воспользовался пребыванием мастера в его государстве, и приказал ему построить Бахчисарайский дворец.

К сожалению, сегодня от построек дворца ничего не сохранилось, кроме одного портала. В нем видна удивительная смесь мусульманских и итальянских традиций, лепные орнаменты этого портала напоминают венецианские палаццо.

В России Алевиз Новый возвел множество зданий, причём не только в Москве. В самом главном его достижении – Архангельском соборе, также нетрудно разглядеть влияние его далёкой родины. Казалось бы, на церкви – русские кокошники, но смотрятся они с итальянской гармонией, и напоминают итальянские ниши с раковинами.

Влияние Возрождения в московских постройках не столь заметно, но, пожалуй, самая явная черта – знаменитые бойницы в виде «ласточкиного хвоста», которые в Италии можно увидеть, к примеру, на башне Палаццо Веккьо. Кстати, тот же приём не раз повторяли и в кремлях других городов, например, Тулы.

Зодчие Кремля внесли свою лепту в создание одного из самых знаменитых памятников архитектуры в мире. И, хотя они и не принесли идей Ренессанса на русскую землю, а их попытки ввести классические элементы, такие как мраморные скульптуры, в русские постройки, остались непонятыми, спустя два века Россия все же догнала европейские страны. И тогда уже свои мастера сооружали классические строения в духе причудливого барокко и строгого классицизма, продолжая дело тех знаменитых кремлевских архитекторов.

Источник

Кремль

Строительство ансамбля московского Кремля. Иван III пригласил в Москву итальянских архитекторов и мастеров: Аристотеля Фиараванти, Пьетро Солари, Алевиза Фрязина, Марка Фрязина.

ПЕРЕСТРОЙКА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ XV В.

Во второй половине XV в., когда Москве стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих. Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475-79) — усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484-88) и Благовещенский собор (1484-89) — домовую церковь московских государей. В 1505-08 построен Архангельский собор — усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича). Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487-91) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий». В 1485-95 вокруг Кремля с учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы.

НАДПИСЬ НАД ВОРОТАМИ СПАССКОЙ БАШНИ

«В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана — ред.)».

ЗОДЧИЕ НОВОГО АНСАМБЛЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Для воплощения в жизнь замысла Ивана III — превратить Кремль в символ русского государства, демонстрацию величия и мощи его — архитектура была одним из наиболее важных средств. И князь превращает Кремль в монументальный ансамбль. Практически все строения Кремля — башни, стены, здания на центральной кремлевской площади — не только стоят на тех же местах и носят те же названия, где их начал строить и как их назвал еще Иван Калита в 30-е годы XIV века, но они даже выглядят так, как выглядели в годы правления Ивана III…

Архитекторов князь по совету «грекини Софьи» пригласил из Италии. Первым в 1474 году прибыл из Болоньи Аристотель Фиораванти с сыном Андреем.

Было итальянскому зодчему в ту пору 58 лет, и он уже успел войти в историю Италии как автор дворцов, крепостей и фортификационных сооружений для многих итальянских герцогов и даже для венгерского короля, как человек, который передвинул с места на место огромную колокольню. В Болонье Фиораванти вот-вот должен был приступить к строительству Палаццо-дель-Подеста, модель которого так восхитила соотечественников. Но он поехал далеко на восток, чтобы войти в историю еще одного народа — русского.

Аристотеля поселили в Кремле, наделили огромными полномочиями, и работа закипела. Иван III и сам понимал, что белокаменные стены — ненадежный защитник, пушечный огонь они не выдержат. Кремль надо ставить кирпичным. И итальянец сначала построил на реке Яузе кирпичный завод. Кирпичи, полученные на этом заводе по рецепту самого Фиораванти, были необычайно крепки. Были они поуже и подлиннее обычных, и называть их потому стали «аристотелевыми».

Создав генеральную схему Кремлевской крепости и ее центра — Соборной площади, итальянец возглавил возведение Успенского собора — главного собора Московской Руси. Храм должен был нести огромный «проповеднический» смысл, ему предстояло возвестить миру о рождении нового государства, а потому в нем необходимо было воплотить подлинно национальный характер культуры. Аристотель начинает знакомиться с образцами русского зодчества во Владимире, на севере Руси, и когда после четырех лет работы пятиглавый собор был готов, он поразил воображение современников. Выглядел он, «яко един камень», и этим своим ощущением монолита внушал мысль о монолитности всего народа. Нельзя считать случайным, что через год после завершения строительства собора Иван III отказался платить дань Золотой Орде.

В те же годы неизвестные нам пока псковские мастера перестраивали Благовещенский собор — домовую церковь царского двора. В подклете этого собора был сделан новый Казенный двор — Казнохранилище, глубокие белокаменные подвалы которого просуществовали три столетия. Строил Казнохранилище другой итальянец — Марко Руффо, имя которого мы связываем с еще одним замечательным строением Кремля — Грановитой палатой — парадным тронным залом будущих русских царей. Для XV века Грановитая палата представляет уникальное творение: зал площадью в 500 квадратных метров, своды которого опираются лишь на один центральный столб.

Марко Руффо только заложил эту палату. Завершал же он работу вместе с прибывшим из Италии зодчим Пьетро Антонио Солари — одним из легендарных строителей Миланского собора. Именно Солари принадлежит главное инженерное решение Грановитой палаты, названной так впоследствии за четырехгранные камни, которыми она облицована. Оба архитектора одновременно строили и каменный государев дворец.

Остается только сожалеть, что Солари прожил в Москве так мало — в 1493 году, спустя три года после приезда, он внезапно умер. Но и за три года он сделал слишком много и, главное, воплотил в жизнь замысел Ивана III: превратить Московский Кремль в самую неприступную крепость в Европе. Новые крепостные стены длиной 2235 метров имели в высоту от 5 до 19 метров. Внутри стен, толщина которых достигала от 3,5 до 6,5 метров, были устроены закрытые галереи для тайного передвижения воинов. Чтобы предотвратить вражеские подкопы, со стороны Кремля шло множество тайных ходов и «слухов».

Центрами обороны Кремля стали его башни. Первая была возведена по самой середине стены, обращенной к Москва-реке. Ее сооружали под руководством итальянского мастера Антона Фрязина в 1485 году. Так как под башней был тайный родник, назвали ее Тайницкой.

После этого почти ежегодно возводится новая башня: Беклемишевская (Марко Руффо), Водовзводная (Антон Фрязин), Боровицкая, Константино-Еленинская (Пьетро Антонио Соляри). И наконец в 1491 году были возведены две башни на Красной площади — Никольская и Фроловская, — последняя впоследствии станет известна всему миру как Спасская (так она была в 1658 году названа царским указом по образу Спаса Смоленского, написанного над воротами башни в память освобождения русскими войсками города Смоленска). Спасская башня и стала главным, парадным входом в Кремль…

В 1494 году приехал в Москву Алевиз Фрязин (Миланец). Десять лет строил он каменные палаты, вошедшие в состав Теремного дворца Кремля. Возводил он и стены кремлевские, и башни вдоль реки Неглинной. Ему же принадлежат и главные гидротехнические сооружения Москвы тех лет: плотины на Неглинной и рвы вдоль стен Кремля.

В 1504 году, незадолго до своей смерти, пригласил Иван III в Москву еще одного «фрязина», получившего имя Алевиза Фрязина Нового (Венецианца). Приехал тот из Бахчисарая, где строил дворец для хана. Творения нового зодчего увидел уже Василий III. Это при нем Венецианец построил одиннадцать церквей (до наших дней не доживших) и собор, который и сейчас служит украшением московского Кремля,— Архангельский, решенный в лучших традициях древнерусского зодчества. Чувствуется, что его создатель находился под большим воздействием самобытной русской культуры.

Тогда же, в 1505—1508 годах, строится знаменитая колокольня «Иван Великий». Ее зодчий Бон-Фрязин, возведя этот столп, достигший впоследствии 81 метра, точно рассчитал, что эта архитектурная вертикаль будет доминировать над всем ансамблем, придавая ему неповторимую окраску.

Сооружение Московского Кремля было выдающимся событием для своего времени. Если даже считать началом строительства ансамбля 1475 год — год закладки последнего, четвертого варианта Успенского собора, а концом строительства — возведение последних кремлевских укреплений в 1516 году, приходится признать, что все это великолепие и мощь созданы за тридцать (!) лет.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Вклад денег в строительство квартиры
  • Вклад в строительство жилого дома
  • Вклад в долевое строительство
  • Вкл в строительстве это
  • Вице премьер республики башкортостан по строительству