Византийские традиции в храмовом строительстве

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Архитектура Византии

Изначально Византия была небольшим городом — центром греческих колоний. Однако в период правления императора Константина влияние Византии многократно возрастает.

В 330 году нашей эры правитель выбирает его в качестве места своего постоянного пребывания. С тех пор город носит название Неа Рома, но чаще его называют Константинополем. Спустя 65 лет город стал постоянной столицей восточного государства.

Купол Кафоликона ( вид из монастыря Ставроникиты)

На тот момент в Византии достигло высокого уровня строительное искусство, в которое органично вплелись мотивы античной архитектуры.

В городе возводятся прекрасные здания, призванные восхвалять величие государства и самого императора, а также постройки религиозно — культового характера — дворцы, триумфальные арки , ипподром, храмы, церкви и различные инженерные сооружения.

Уже в VI столетии были заложены основы новой архитектурной традиции, и возникает собственный монументальный стиль. получивший яркое выражение в храмовых сооружениях.

Монастырь Святого Лазаря в Ларнаке — уникальный образец храма с высокой колокольней

Особенности византийской архитектуры

Главной отличительной чертой византийской архитектуры можно назвать монументальность и сложность конструкций. Кроме этого можно выделить следующие особенности архитектурного облика сооружений:

  • Единство материалов — для возведения зданий всех типов используются кирпичи , соединяемые с помощью раствора. Из них возводили стены и пилоны, делали сводчатые конструкции. Вторым видом строительного материала был природный камень. В процессе кладки стен мастера использовали камень натурального оттенка.

Если в композиции здания сочетались два этих материала, то получался интересный декоративный эффект, в котором слои каменной кладки чередовались с кирпичной.

  • Развитие инженерной мысли — зодчие Византии были хорошими конструкторами, поэтому они изобрели способ равномерного распределения нагрузок от объемных куполов на квадратную в плане основу здания.

С помощью специальных треугольных арок в виде парусов, надстроенных на сторонах квадрата, вся нагрузка распределялась на устойчивые угловые пилоны.

  • Изобретение барабана — так называлась промежуточная вставка в виде цилиндра, размещенная между куполом и стенами. Барабан позволял сделать купол цельным, потому что окна были расположены на его боковых стенах. Именно купол на барабане стал наиболее выразительным элементом архитектуры Византии. В дальнейшем эта система используется зодчими многих стран в разное время.
  • Сводчатые перекрытия — византийские мастера строили центричные сооружения и экспериментировали с различными способами возведения сводов.

Образец здания в византийском стиле

Шедевры византийского стиля

Ярким и наиболее характерным примером развития сводчатой архитектуры в Византии является храм Софии в Константинополе . По своим размерам и роскошной отделке это сооружение стало одной из жемчужин мировой архитектуры.

Храм Софии в Константинополе ( Стамбул)

Композиция храма является центричной в плане, а квадратное пространство его центра накрыто куполом на парусах. Диаметр купола достигает 33 метров, и нагрузка от него распределяется на четыре мощных 23 — метровых пилона. При этом стабильность свода и погашение горизонтальных усилий достигается за счет двух полукуполов, которых с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.

Другим видом византийских построек является тип купольной базилики, примером которой может служить храм Святой Ирины в Константинополе.

Храм Святой Ирины в Константинополе

В результате слияния архитектуры обоих типов и возникает знаменитая пятикупольная система, возвышающаяся над постройкой в форме равностороннего креста, которая в дальнейшем широко используется во время строительства церквей и храмов.

Интерьер византийских зданий

Для внутренней отделки зданий в Византии используются следующие виды материалов:

  • Стеклянная смальта — мозаикой из разноцветных кусочков смальты облицовывали своды.
  • Мрамор — мозаикой из кусочков мрамора выкладывали удивительно красивые композиции на стенах.
  • Мраморная плитка — использовалась в качестве напольного покрытия.

Благодаря применению материалов высокого качества оформление интерьеров церквей и храмов было роскошным и богатым.

Влияние на зодчество других стран

Опыт и строительные принципы византийских зодчих охотно заимствуют в Европе и Азии, в греческом мире и в славянских областях.

Начало XIII столетия ознаменовалось возникновением новых культурных центров на Крите, в Македонии, в Сербии и Болгарии. В период с XIII по XV века в стилистике архитектуры Византии возводятся также монастыри в Сербии и Греции.

Монастырь Студеница в Сербии

Однако византийский стиль оказывает влияние не только на развитие православного христианского зодчества в славянских странах, но и на характер исламской архитектуры в Сербии и Турции.

В 998 году во времена правления князя Владимира произошло значительное историческое событие — Крещение Руси. В результате этого христианство стало государственной религией. Вместе с новой верой в Киевскую Русь приходит византийское искусство, которое проникает во все сферы церковной жизни.

София Киевская

В середине XI столетия город Киев становится одним из красивейших и богатейших европейских городов. В 1037 году был построен Софийский собор , который считался главным государственным храмом страны. Для Киевской Руси он имел такое же важное значение, как и храм Святой Софии для Константинополя.

Однако создатели Софийского собора в Киеве несколько отошли от византийских канонов. Собор имеет значительные отличия в конструкции и особенностях планировки, а также характеризуется большим количеством куполов — их тринадцать, в отличие от традиционных для Византии пяти куполов.

Софийский собор в Киеве

В процессе строительства происходило постепенное расширение плана, который изначально имел форму греческого креста. Далее, в результате многочисленных перестроек и исправлений были сооружены 9 нефов в десятью апсидами и 13 куполами характерной формы.

Церковная архитектура Новгорода

Похожие архитектурные решения нашли воплощение и в Софийском соборе Новгорода, построенном в 1054 году. Однако его венчают всего пять куполов удивительной красоты.

Софийский собор в Великом Новгороде

Отличительными особенностями архитектуры новгородских церквей XII века являются следующие:

  • Апсиды имеют овальные очертания.
  • Уровень парусов несколько снижен.
  • Арочный фриз используется в качестве декоративного элемента фасадов.

Спустя столетие церковная архитектура Новгорода несколько меняет свой характер, и в XIII веке среди характерных особенностей сооружений можно выделить следующие:

  • Использование полуцилиндрических сводов.
  • Для конструкции зданий характерно наличие единственного купола с четырьмя пилонами.

Таким образом, в архитектуре Киевской Руси появляются свои собственные черты, отличные от византийского зодчества.

Церковь Спаса на Нередице — яркий пример византийского архитектурного стиля

Архитектура Византии : 1 комментарий

При посещении собора возникает легкий когнитивный диссонанс от гибридного сочетания символов двух религий. Есть мозаики, витражи. С гидом будет интересней. Можно подняться наверх, сделать кучу селфи, правда народу очень много. Нет слов, чтобы описать все чувства, которые я испытала. Айя-Софию надо увидеть.

Источник

Храмы в «византийском» стиле Юрия Терликова

Один монументальный проект в необычном для Саратова «византийском» стиле повторился в городе три раза. О том, как это случилось, в нашем сегодняшнем рассказе.

Зодчим «византийского проекта» выступил известный саратовский архитектор Юрий Николаевич Терликов. Он родился 13 сентября 1864 года в Москве, а уже через пять лет семья будущего архитектора переехала в Саратов.

После окончания саратовского Первого реального училища, Юрий прошёл пятилетнее обучение в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. В 1887 году его назначили младшим инженером строительного отделения Саратовского губернского правления. С 1900 года Терликов стал младшим архитектором, а в 1911 году получил должность губернского архитектора.

Интересно, что одним из главных стилей, который преподавали в Санкт-Петербургском институте был византийский, так как именно он задумывался как государственная программа создания самобытной церковной архитектуры в противовес неоготическим католическим и протестантским церквям того времени. Неудивительно, что именно его Терликов выбрал для своего первого крупного проекта.

В конце XIX века купеческая вдова Анна Семидетнова пожертвовала сто тысяч рублей на сооружение храма в Крестовоздвиженском женском монастыре. Монастырь этот появился ещё в левобережном Саратове в 17 веке. При переносе города на правый берег Волги монастырь занял обширное место на улице Покровской (ныне — Лермонтова).

Главным храмом монастырского комплекса в последние годы его существования стала Николаевская церковь.

Юрий Терликов разработал проект церкви в 1898 году. Заложена она была на месте бывшей церкви Параскевы-Пятницы в мае 1899-го, а в мае 1903 года открыта и освящена.

После строительства Николаевская церковь стала архитектурной доминантой, хорошо обозреваемой с Волги. Она поражала своим размахом и высотой.

В основе композиционного построения храма лежала традиционная схема – пятиглавие, с выделением центральной главы. Над главным входом располагалась колокольня. Нижний этаж колокольни был открытым и оформлен в виде сквозного прохода. Стены декорировались «полосатой» кладкой, имитирующей средневековую византийскую.

Внутри храм был высокий, светлый, с двухъярусными хорами. Вмещал тысячу верующих. Позолоченный иконостас включал иконы московской работы.

После революции храмы монастыря были закрыты. Единственной действующей церковью осталась Никольская вплоть до её разрушения в 1930-е годы.

С восточной стороны между храмом и монастырским зданием Терликов спроектировал въездные ворота во двор обители. Они – единственное, что осталось от храма Терликова до наших дней. Во время реставрации в ворота в память о церкви была вписана икона Святого Николая Чудотворца. Сегодня они украшают улицу Лермонтова.

Параллельно с проектированием и строительством храма в Крестовоздвиженском монастыре Юрий Николаевич работал над проектами еще двух церквей – в горной части Саратова и кафедральным собором Александра Невского в Царицыне.

Что касается Царицына (ныне Волгоград, а тогда уездный город Саратовской губернии), там было решено строить копию роскошного оренбургского Казанского собора. Ещё в 1899 году Юрий Терликов в составе группы купцов — членов подготовительно-попечительной комиссии, побывал в командировке в Оренбурге, где осмотрел местный собор, построенный по проекту Александра Ященко.

По возвращении он адаптирует оренбургский проект для Царицына, сделав несколько изменений, и в 1901 году начинается строительство главного храма города.

Оно закончится лишь после революции. Александро-Невский собор простоит недолго. Освящённый в 1918 году, он будет взорван в марте 1932-го.

Сегодня в Волгограде ведется восстановление собора по старому проекту на новом месте — рядом с площадью Павших борцов.

На улице Большой Горной между Соборной и Гимназической (ныне Некрасова) в 1904 году был построен ещё один внушительных размеров храм по проекту Терликова. Он напоминал Николаевскую церковь женского Крестовоздвиженского монастыря. Главные отличия заключались в отсутствии колокольни, в разном количестве и частоте окон центрального купола.

Строился храм на деньги Духосошественской церкви – главного храма Заовражья.

Новый храм имел три престола: главный во имя чудотворца Николая и в приделах в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя Архистратига Божия Михаила и прочих бесплотных сил и священномученика Игнатия Богоносца. По главному престолу храм получался Никольским. Для того, чтобы не возникало путаницы с существовавшей Николаевско-Александрийской церковью-школой, новый храм как правило именовался с приставкой «новый» или «Ново-Никольский», в народном обиходе: «церковь на горах».

Внутри был установлен иконостас из белого и голубого фарфора, аналог которого имелся только в Ново-Казанской церкви на Улешах.

В послереволюционные годы храм передали обновленцам, а затем закрыли по причине малой востребованности. Фарфоровый иконостас был уничтожен, а здание в 1930-е годы полностью разрушено.

После Великой Отечественной войны на бывшей площади храма был благоустроен сквер, остатки фундамента храма были заасфальтированы, а на месте алтаря воздвигнут памятник Героям Краснодона.

Связан памятник с подпольной антифашистской комсомольской организацией «Молодая гвардия». Она появилась в 1942 году в Краснодоне Ворошиловградской области Украинской ССР, и просуществовала до её разоблачения в январе 1943 года. Участники партизанского отряда занимались распространением листовок, диверсиями и подготовкой восстания в оккупированном немцами городе. Многие участники подполья были арестованы и казнены. Их имена и подвиги были увековечены в романе А. Фадеева «Молодая гвардия».

Сразу после войны в Саратове начали проектировать памятник героям-краснодонцам. В 1949 году он был открыт в сквере, так же названном их именем. На постаменте этого памятника, изготовленного по проекту скульптора Е.Ф. Тимофеева, возвышаются фигуры Олега Кошевого и Ульяны Громовой, держащие в руках красное знамя.

После чреды реставраций памятник утратил ряд деталей. Например, надпись на задней части постамента: «Жизнь, борьба и смерть комсомольцев «Молодой гвардии» будет служить для нашей молодежи примером беззаветного служения Родине, великому делу партии Ленина».

Новый храм Заводского района

Получается, что ни один из саратовских храмов Терликова не пережил новой советской власти. Саратов в 1930-е годы лишился примеров византийского стиля в храмовой архитектуре.

Однако в современное время произошло совершенно неординарное событие. По инициативе митрополита Саратовского и Вольского Лонгина для строительства нового храма в Заводском районе было решено взять дореволюционный проект Юрия Терликова. Были использованы архивные чертежи, на основе которых в тех же пропорциях составлен новый проект.

Основная часть нового храма повторяет Никольскую церковь женского монастыря, а главный купол количеством окон Ново-Никольскую церковь «на горах». Из-за ограниченного земельного участка отельной колокольни у храма не будет. Звонницу расположат в одной из глав.

Храм уже выстроен на проспекте Энтузиастов напротив сквера Заводской в самом центре Заводского района. Остались последние штрихи – побелить стены, благоустроить прилегающую территорию. Храм получил имя в честь Тихвинской иконы Божией матери

Та самая «византийская» кладка. Кресты, полосы из кирпича, уложенного ребром.

Таким образом, спустя почти сотню лет, в Саратов вновь вернулась византийская постройка, спроектированная когда-то одним из выдающихся саратовских архитекторов. Теперь это величественное сооружение можно увидеть не только на дореволюционных открытках или кинохронике 1920-х годов, но и своими глазами.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Виды электромонтажных работ в строительстве список
  • Виды электроинструмента для строительства
  • Виды экспертизы проектной документации в строительстве
  • Виды экспертиз проектов строительства
  • Виды щебня для дорожного строительства