Турецкая баня в екатерининском парке

Царские бани Царского села

Во времена правления дома Романовых в Царскосельском и Баболовском парках насчитывалось семь отдельно стоящих банных зданий, каждое из которых было возведено в неповторимом архитектурном стиле.

Почти не осталось сведений о так называемой «старой бане», которая располагалась на месте нынешнего церковного флигеля. Не сохранилась и деревянная купальня архитектора Джакомо Кваренги, с огромным бассейном для обучения плаванию царских детей и внуков. Здание настолько сильно пострадало во время Великой Отечественной войны, что его решили не восстанавливать.

По сей день среди руин дворца-дачи князя Г.А. Потемкина в Баболовском парке стоит недостроенная мыльня с 48-тонной Царь-ванной из цельного куска гранита, предназначенной для купания Екатерины II в козьем молоке. Стены мыльни возводили над уже установленной ванной, но из-за технических просчётов, проект так и не был полностью осуществлён.

Из императорского банного комплекса сохранились лишь четыре бани: «Верхняя ванна» или «Мыльня Их Высочеств» (1777—1779 гг.), «Нижняя ванна» или «Кавалерская мыльня» (1778—1779 гг.), римские термы Камерона, которые называют «Холодными банями» (1780—1785 гг.), и Турецкая баня архитектора И.А. Монигетти (1850—1852 гг.).

В глубине Старого Голландского сада над гладью Зеркального пруда парит дивно лёгкий и изящный светло-жёлтый павильон, который настолько удачно вписан в окружающий пейзаж, что кроме как шедевром классицизма, называть его не хочется. Однако в царские времена здание это имело самое простое бытовое назначение. Это Мыльни их высочества, то есть баня для ближайших родственников императора, которую построили в 1777—1779 гг. взамен старого банного дворцового флигеля.

За неброскими архитектурными фасадами без вычурного декора спрятан роскошный и очень функциональный интерьер. Все стены бани были расписаны известным художником-декоратором Алексеем Бельским по мотивам фресок Золотого дома императора Нерона: античный мир, утопающий во фруктах и цветах.

Главным центральным помещением павильона является восьмиугольный зал для отдыха, по стенам которого расположены двери в сени, раздевальню, парную, мыльную, котельную и комнату с бассейном. Инженерное оборудование для подачи, подогрева и сброса воды в царской бане использовалось только самое передовое. Здесь же появилась одна из самых первых в российской империи ванн, ведь именно в период царствования Екатерины Великой в обиход вошло не только слово «ванна», но и мода «ванну принимать». Несколько лет подряд «Верхней ванной» пользовалась сама императрица, а затем её внуки — Александр и Константин.

Вторым архитектурно-инженерным произведением Ильи Неелова в Екатерининском парке является здание Кавалерской мыльни или Нижней ванны, которая была предназначена для придворных дам и кавалеров.

Павильон, исполненный в виде классических римских терм, умело спрятан за листвой деревьев, сбоку от центральной аллеи парка. Семь цилиндрических помещений, объединённых центральным куполом, с двумя прямоугольными входами — отдельно для дам, отдельно для кавалеров, ибо, по приказу императрицы и постановлению Сената, совместные омовения в банях были запрещены.

Внутри здание объединяла только центральная общая зала с огромной ванной, в которой можно было плавать. А в остальном помещения были строго поделены на мужскую и женскую: две раздевальни, две парные, и даже котельных было две.

Холодные бани и Камеронова галерея

А для личного их Императорского Величества пользования в 1780 году Екатерина Вторая утверждает в работу проект бани «как у римских императоров», архитектора Чарльза Камерона.

В результате рядом с главным дворцом Царского села появились величественные «Термы Камерона» — настоящий миниатюрный дворцовый комплекс в античной стиле, который, помимо холодной бани, включал в себя висячий сад, крытую прогулочную галерею и анфиладу покоев для отдыха, которые известны под названием «Агатовые комнаты».

Весь первый этаж здания занимали различного вида банные помещения и купальни для омовения и отдохновения, причём назывались они на латинский манер. Купальный зал с оловянным бассейном для плавания в прохладной воде — фригидарий, помещение с ванной для купания в тёплой воде — тепидарий, кальдарий — маленькая, очень горячая парильня. Императорская мыльня включала в себя опочивальню, отдыхательную комнату, комнату для массажа, а также, по личному распоряжению Екатерины, здесь была встроена настоящая русская парная баня, для создания которой пригласили всё того же Илью Неелова.

В 1848 году новый главный архитектор представил императору вариант банного павильона, решённого в стиле турецкой мечети с минаретом. Основой для проекта стала собственная акварель Монигетти, на которой он изобразил ту самую адрианопольскую мечеть. А место для будущей бани выбрал лично император.

В представленном проекте под большим куполом располагался хаммам, из которого по переходам можно было пройти к ещё двум банным помещениям. Почти два года ушли на подготовку береговой линии, где грунт был слишком слаб для будущего фундамента. Земля вдоль укреплённой кромки была вынута на трёхметровую глубину и залита слоями бетона со щебнем.

Центральное помещение украсил мраморный бассейн с позолоченным фонтаном. В стене журчал вмонтированный каскадный фонтан. Водопроводная система холодной и горячей воды была подведена во все помещения мыльни, однако исполнена баня была без отопления. Поэтому изящный павильон превратили в комнаты отдохновения над водами Большого озера.

Бурные аплодисменты тем, кто дочитал до конца. Мы помалу не пишем))

Кстати, ваши лайки бодрят словно кофе по утрам! Уж очень приятно их получать!

Источник

Павильон «Турецкая баня» в Пушкине

В сердце Екатерининского парка, с южной стороны Большого пруда, расположено необычное здание. Оно разительно отличается от остальных строений: пышных, горделивых памятников эпох барокко и классицизма. Павильон «Турецкая баня» будто сошел со страниц восточной сказки — простые изящные линии, опалово-розовая окраска стен, воздушные пропорции купола и увенчанная полумесяцем золоченая игла минарета.

Архитектор И. А. Монигетти, лично бывавший в Адрианополе, в основу проекта положил наброски тамошней мечети. Для усиления пропагандистского эффекта во внутреннем убранстве использовали подлинные мраморные колонны, украшения и барельефы из личной бани турецкого султана (его адрианопольская резиденция в свое время была захвачена русскими войсками, и элементы декора вывезли в Петербург в качестве трофея).

Уже на стадии проекта архитектор столкнулся с типичными для николаевской России трудностями — засильем бюрократии и хронической нехваткой денег. Монигетти предполагал соорудить настоящую, роскошную турецкую баню-хамам: с Кофейной, Диванной, Раздевальней, Горячей, Большой и Малой банями с разной температурой воды. Смета была рассчитана на 38 000 рублей, но Николай I оценил имперское величие куда скромнее — в 30 000 и ни копейки сверху. Чтобы вписаться в скудный бюджет, Монигетти пришлось отказаться от первоначальной идеи и превратить павильон в холодную купальню — сейчас лишь умывальные чаши с кранами для горячей и холодной воды напоминают о былом замысле.

Хотя «Турецкая баня» — самый молодой павильон в Екатерининском парке, его интерьер — один из самых старых. Часть адрианопольских украшений в комнате с бассейном и золоченым фонтаном относится к 16 веку.

На внутреннюю обстановку было выделено всего 4000 рублей. Чтобы уложиться в скромную сумму, Монигетти пришлось лично ехать в Москву и закупать «мелочные вещи к омеблировке» в действующих турецких банях. Полностью отделка была завершена в 1853 г. — до поражения России в Крымской войне оставалось меньше десятилетия.

В последние годы империи никому не нужный павильон тихо ветшал, пока в 1917 г. не был законсервирован. Во Вторую мировую павильону тоже досталось: он получил несколько попаданий снарядов. После косметического ремонта «Турецкую баню» превратили в подсобку при лодочной станции, мраморный интерьер закрыли слоем краски.

В 2006 г. началась полная реставрация памятника. Здание воссоздали буквально из руин — минарет разобрали, пронумеровав кирпичи, затем сложили заново. Усилили фундамент павильона, восстановили инженерные коммуникации. В теплое время года «Турецкая баня» вновь принимает посетителей: возрожденные комнаты служат музейными залами, в них выставляются экспонаты из фондов Царского села.

Практическая информация

Как добраться: полную информацию об адресе Екатерининского парка, доступном транспорте, часах работы и стоимости билетов вы можете найти на странице «Екатерининский парк в Пушкине».

Павильон находится в пейзажной части парка, на западном берегу Большого пруда.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Турецкая баня в душкабине что это
  • Турецкая баня в дубае
  • Турецкая баня в домашних условиях
  • Турецкая баня в гродно
  • Турецкая баня в гостинице