Строительство успенского собора во владимире при ком

Успенский кафедральный собор во Владимире

Успенский собор во Владимире – один из выдающихся памятников русского белокаменного зодчества, основанный в период домонгольской Руси. Сегодня здание представляет собой государственный музей и в то же время является кафедральным собором городской митрополии РПЦ. Церковь ныне функционирует и принимает прихожан шесть дней в неделю.

История

Начало строительства первоначального здания Успенского собора было положено при князе Андрее Боголюбском в 1158 году. Архитекторы того времени задумывали постройку как самый главный храм Владимиро-Суздальского княжества и Руси. Над ней трудились архитекторы из Греции, Галича и Киева, а также немецкие мастера. Поэтому во время строительство укрепились и внешнеполитические отношения князя Андрея Боголюбского.

Постепенно собор преображался, в нем была произведена и роспись. Однако в 1185 году он значительно пострадал от пожара и требовал восстановления. В то время князем был Всеволод III, он же и принял решение существенно расширить постройку, в результате чего у нее появились дополнительные боковые галереи, а также четыре малые главы. Кроме того, были построены дополнительные арки, внутреннее пространство храма увеличилось.

В 1238 году город Владимир был взят войсками хана Батыя, а великая княгиня и владыка Митрофан заперлись в здании. Все находящиеся внутри Успенского собора погибли, поскольку монголы подожгли собор. Позже великокняжеская семья и погибшая Агафья Всеволодовна с детьми были канонизированы как Владимирские мученики.

Следующее обновление Успенского собора было произведено по приказу Екатерины II в 1767 году. Процесс производился в духе того времени и в первую очередь затронул иконостас – рублевский стиль сменился барочным. Тогда же, в течение двух веков, постепенно изменялся и внешний вид здания, была возведена колокольня. Реставрация собора во Владимире производилась и в двадцатом веке. Самая масштабная была проведена в 70-80-х годах, в процессе которой были покрыты золотом купола и специальным составом – белый камень. Тогда же улучшили внутренний климатически режим, а также обновили фрески.

Описание собора

Сегодня Успенский собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея, а также РПЦ. Он является функционирующим храмом, в котором регулярно проводятся традиционные богослужения, а также музеем, рассматривается как достопримечательность города Владимира. В 1992 году он был внесен в список ЮНЕСКО.

Здание не является крестово-купольным, как многие до сего дня сохранившиеся церкви. Его относят к зальному и палатному типу, поэтому все части внутреннего пространства равновеликие. При этом он увенчан пятиглавием и центральная глава, символизирующая Христа, выстроена выше других.

Стены Успенского собора снаружи поделены на равновеликие прясла. Вертикальное деление стен при этом подчеркивает монолитность, а южная стена наиболее выразительна из всех. Присутствует аркатурно-колончатый пояс.

Первоначальные фрески, служившие украшением Успенского собора, при современном состоянии здания не сохранились. В том числе утрачены были работы Андрея Рублева. Однако по мере проведения реставраций и обновлений добавились и другие работы.

Иконы Божией матери в соборе: Максимовская, Владимирская и Боголюбская. Помимо мощей святого княжеского семейства в нем также хранятся части мощей князя Александра Невского, Андрея Боголюбского, Георгия Всеволодовича, Глеба Владимирского и нескольких святых.

Строительство

Первоначально Успенский собор был шестикупольным, трехапсидным, его построили из качественного белого камня. По данным раскопок он имел три притвора, а цоколь был построен непрофиллированным отливом. После пожара, в 1185 году, князь Всеволод Большое гнездо увеличил алтарную часть, а по углам добавились четыре дополнительные главы. Благодаря перестройке Успенский собор обрел большую вместительность. Практически в таком виде без учета реставраций здание сохранилось и до сегодняшнего дня.

Архитектурные особенности

Большинство церквей двенадцатого века строились в русском стиле, а материалом для строительство чаще служило дерево. Успенский собор изначально, при первых князьях, принял палатный вид архитектуры, из-за чего все нефы имеют равную величину. Существуют непроверенные данные о том, что в пространстве между стенами главы, находящейся в центре, располагается тайник, в котором пряталась государственная казна.

Как добраться до Успенского собора во Владимире

Сегодня Успенский собор посещают как одну из главных достопримечательностей города, однако в нем по сей день продолжаются службы, на которые также возможно попасть. Здание располагается по адресу: г. Владимир, улица Большая Московская, д. 56. При необходимости с представителями собора возможно связаться по номеру +7 (4922) 32‑52-01 и e-mail: uspenskysobor33@yandex.ru.

Время работы: с 7 утра до 20 часов вечера, выходной – понедельник.

Добраться до храма возможно на автобусе №12С, №15, №22, №25, №26 или №28, а также на троллейбусе №1 или №5. Остановка – «Соборная площадь».

Источник

Успенский собор во Владимире

У спенский собор во Владимире был возведен в 1158-1160 годах по заказу князя Андрея Боголюбского в качестве главного городского собора новой столицы Владимиро-Суздальского княжества. Согласно летописному тексту, известному благодаря упоминанию историка XVIII века В.Н.Татищева, Успенский собор создавали мастера, прибывшие из Священной Римской империи: «Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был». В отличие от утвердившегося в местной архитектурной школе типа четырехстолпного крестово-купольного храма, Успенский собор первоначально был шестистолпным одноглавым сооружением с позакомарным завершением и тремя высокими апсидами на востоке, так как в качестве образца был использован особо почитавшийся Успенский собор Киево-Печерского монастыря.

Фасады сооружения получили богатую декорацию, которая усложнила традиционную композицию, характерную для времени Юрия Долгорукого. Место аркатурного пояса занял аркатурно-колончатый фриз, на лопатки были наложены тонкие колонки с резными растительными капителями. Над низко расположенными сложнопрофилированными окнами были помещены рельефные композиции, фрагменты которых частично сохранились на стенах возведенной позднее галереи. По сторонам от окон находились львиные и женские маски. В интерьере в верхней части крещатых столбов были помещены рельефные изображения львов. В западной части интерьера находились княжеские хоры, на которые поднимались по лестницам, располагавшимся в башнях. Лестничные башни примыкали к западным углам четверика и создавали необычную двубашенную композицию западного фасада собора. Археологические исследования показали, что у северного, западного и южного порталов собора находились притворы.

После пожара 1185 года князь Всеволод Большое Гнездо в 1186—1189 годах восстановил Успенский собор. Основной объем был обнесен высокой галереей с позакомарным завершением, фасады которой получили декор, ориентированный на декорацию первоначального сооружения. Стены лестничных башен были частично использованы при строительстве галереи. На сводах галереи были вознесены дополнительные главы, сделавшие собор пятиглавым. Был заново возведен алтарь, увеличенный за счет дополнительного членения. Загадкой является несовпадение уровня расположения аркатурно-колончатого фриза, украшающей галерею, который южном фасаде расположен ниже и имеет иные формы.

В интерьере Успенского собора сохранились фрагменты фресковой живописи 1161 года, а также фрагменты росписи, выполненной Андреем Рублевым и Даниилом Черным в 1408 году.

Источник

В этот день в 1158 году Андрей Боголюбский заложил во Владимире Успенский собор.

Стоящий высоко над рекой Клязьмой владимирский Успенский собор, на протяжении веков был главным храмом Руси. Именно с него пошла традиция посвящать кафедральный городской собор Успению Богородицы. До того – в Киеве и Новгороде, например – главные храмы посвящались святой Софии, по примеру собора в Константинополе.

Во Владимире венчали на царство Великих князей владимирских, среди которых был Александр Невский. А потом и других владык Руси, даже и тогда, когда столица уже была перенесена в Москву. Именно по образу и подобию владимирского собора был построен Успенский собор в московском Кремле. Зодчий Аристотель Фиорованти специально был командирован во Владимир, чтобы проникнуться духом первоисточника.

Храм в 1158 году основал владимирский князь Андрей Боголюбский, это при нем город расцвел в полную силу и в нем были построены мировые шедевры архитектуры – Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы, храм Покрова на Нерли.

Даже купола на Успенском соборе – особые, в форме шлемов – символов крепкой великокняжеской власти и военного могущества. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.

Строительство собора было делом международного значения: летопись зафиксировала, что князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. Глава Священной Римской империи (включавшей в себя Германию и чать Италии) Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров. Здание построили в классическом для того времени романском (римском) стиле из дорогостоящего белого известняка. До последнего камня он весь привезен на плотах по Клязьме из нынешнего Южного Бутово, вошедшего в наше время в черту Москвы.

Для восприятия этого памятника важно постараться не смотреть на его высокую колокольню. Оставить ее вне поля зрения, несмотря на то, что она, по сути, буквально загораживает сам собор со стороны стоянки для туристических автобусов. Дело в том, что четырёхъярусная 36-метровая колокольня построена взамен разрушенной ударом молнии колокольни только в 19 веке. И сугубо для практических нужд – чтобы было куда вешать колокола. Автором проекта считается владимирский губернский архитектор Алексей Никитич Вершинский. С архитектурной точки зрения эта колокольня абсолютно банальна и не представляет никакого интереса. Поэтому собором лучше любоваться с противоположной стороны.

ВОЗРОЖДЕННЫЙ ИЗ ПЕПЛА

Даже со строительно-технической точки зрения это удивительное сооружение. Андреем Боголюбским храм был возведен одноглавым, но сегодня глав пять – как будто бы так было всегда. Дело в том, что собор сильно пострадал в 1185 году от большого городского пожара. И в 1185-1189 годах при Великом князе Всеволоде Большое Гнездо был обнесен высокими галереями на углах которых были поставлены четыре малые позолоченные главы. Для связи галерей с помещением старого храма, стены его были прорезаны большими и малыми арочными проемами и заново построена алтарная часть.

Снаружи Успенский собор торжественно и в то же время строго украшен искусной резьбой по камню. Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом.

7 февраля 1238 года при штурме Владимира ордой хана Батыя, в соборе укрылась княжеская семья с небольшой дружиной, и тогда враги обложили храм бревнами и сожгли. В том же веке кочевники-завоеватели подвергли собор второму разграблению.

Владимирцы возродили храм, в 1252 году здесь на престол был посажен благоверный великий князь Александр Невский. В 1299 году митрополит Киевский святитель Максим перенес во Владимирский собор свою резиденцию, получив утверждение в видении от Самой Пресвятой Девы.

Только в 1325 году митрополит Всея Руси, святитель Петр, переселился из Владимира в Москву. В 1395 году туда была перенесена самая чтимая русская святыня – чудотворная Владимирская икона Божией Матери. С 1428 года возведение на великокняжеский престол стало совершаться в Москве.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство успенского собора во владимире при каком князе
  • Строительство успенского собора во владимире год
  • Строительство успенского собора в сарове
  • Строительство успенского собора в московском кремле год
  • Строительство успенского собора в москве связано с именем