Строительство успенского собора во владимире год

Успенский кафедральный собор во Владимире

Успенский собор во Владимире – один из выдающихся памятников русского белокаменного зодчества, основанный в период домонгольской Руси. Сегодня здание представляет собой государственный музей и в то же время является кафедральным собором городской митрополии РПЦ. Церковь ныне функционирует и принимает прихожан шесть дней в неделю.

История

Начало строительства первоначального здания Успенского собора было положено при князе Андрее Боголюбском в 1158 году. Архитекторы того времени задумывали постройку как самый главный храм Владимиро-Суздальского княжества и Руси. Над ней трудились архитекторы из Греции, Галича и Киева, а также немецкие мастера. Поэтому во время строительство укрепились и внешнеполитические отношения князя Андрея Боголюбского.

Постепенно собор преображался, в нем была произведена и роспись. Однако в 1185 году он значительно пострадал от пожара и требовал восстановления. В то время князем был Всеволод III, он же и принял решение существенно расширить постройку, в результате чего у нее появились дополнительные боковые галереи, а также четыре малые главы. Кроме того, были построены дополнительные арки, внутреннее пространство храма увеличилось.

В 1238 году город Владимир был взят войсками хана Батыя, а великая княгиня и владыка Митрофан заперлись в здании. Все находящиеся внутри Успенского собора погибли, поскольку монголы подожгли собор. Позже великокняжеская семья и погибшая Агафья Всеволодовна с детьми были канонизированы как Владимирские мученики.

Следующее обновление Успенского собора было произведено по приказу Екатерины II в 1767 году. Процесс производился в духе того времени и в первую очередь затронул иконостас – рублевский стиль сменился барочным. Тогда же, в течение двух веков, постепенно изменялся и внешний вид здания, была возведена колокольня. Реставрация собора во Владимире производилась и в двадцатом веке. Самая масштабная была проведена в 70-80-х годах, в процессе которой были покрыты золотом купола и специальным составом – белый камень. Тогда же улучшили внутренний климатически режим, а также обновили фрески.

Описание собора

Сегодня Успенский собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея, а также РПЦ. Он является функционирующим храмом, в котором регулярно проводятся традиционные богослужения, а также музеем, рассматривается как достопримечательность города Владимира. В 1992 году он был внесен в список ЮНЕСКО.

Здание не является крестово-купольным, как многие до сего дня сохранившиеся церкви. Его относят к зальному и палатному типу, поэтому все части внутреннего пространства равновеликие. При этом он увенчан пятиглавием и центральная глава, символизирующая Христа, выстроена выше других.

Стены Успенского собора снаружи поделены на равновеликие прясла. Вертикальное деление стен при этом подчеркивает монолитность, а южная стена наиболее выразительна из всех. Присутствует аркатурно-колончатый пояс.

Первоначальные фрески, служившие украшением Успенского собора, при современном состоянии здания не сохранились. В том числе утрачены были работы Андрея Рублева. Однако по мере проведения реставраций и обновлений добавились и другие работы.

Иконы Божией матери в соборе: Максимовская, Владимирская и Боголюбская. Помимо мощей святого княжеского семейства в нем также хранятся части мощей князя Александра Невского, Андрея Боголюбского, Георгия Всеволодовича, Глеба Владимирского и нескольких святых.

Строительство

Первоначально Успенский собор был шестикупольным, трехапсидным, его построили из качественного белого камня. По данным раскопок он имел три притвора, а цоколь был построен непрофиллированным отливом. После пожара, в 1185 году, князь Всеволод Большое гнездо увеличил алтарную часть, а по углам добавились четыре дополнительные главы. Благодаря перестройке Успенский собор обрел большую вместительность. Практически в таком виде без учета реставраций здание сохранилось и до сегодняшнего дня.

Архитектурные особенности

Большинство церквей двенадцатого века строились в русском стиле, а материалом для строительство чаще служило дерево. Успенский собор изначально, при первых князьях, принял палатный вид архитектуры, из-за чего все нефы имеют равную величину. Существуют непроверенные данные о том, что в пространстве между стенами главы, находящейся в центре, располагается тайник, в котором пряталась государственная казна.

Как добраться до Успенского собора во Владимире

Сегодня Успенский собор посещают как одну из главных достопримечательностей города, однако в нем по сей день продолжаются службы, на которые также возможно попасть. Здание располагается по адресу: г. Владимир, улица Большая Московская, д. 56. При необходимости с представителями собора возможно связаться по номеру +7 (4922) 32‑52-01 и e-mail: uspenskysobor33@yandex.ru.

Время работы: с 7 утра до 20 часов вечера, выходной – понедельник.

Добраться до храма возможно на автобусе №12С, №15, №22, №25, №26 или №28, а также на троллейбусе №1 или №5. Остановка – «Соборная площадь».

Источник

Владимирский Кафедральный Успенский собор

Владимир – древний столичный русский город – привлекает туристов со всего мира. На относительно небольшой территории здесь размещаются десятки красивейших архитектурных памятников с богатой историей. Одним из таких сооружений является Успенский собор.

Властолюбие, предприимчивость и трудолюбие князя Андрея Боголюбского круто изменили судьбу небольшого поселения на берегу Клязьмы. В XII веке Владимир превратился в новую столицу Ростово-Суздальского княжества.

Город был обнесен неприступной стеной из белого камня, а в 1158 году заложено величественное здание Успенского собора. Впоследствии белокаменный красавец стал главным храмом города и всего княжества.

История возникновения собора

Андреевский собор, как его изначально называли, поражал своей роскошью. Монолитные белые стены с рельефами и декоративным фризом, золотые двери, разноцветные витражи. По высоте Андреевский собор превышал киевскую Софию. На стенах яркие фрески, на полу керамические плиты.

К сожалению страшный пожар 1185 года практически уничтожил Андреевский собор. В это время правил Всеволод Большое Гнездо, ему и пришлось восстанавливать твердыню.

Для укрепления к храму пристроили галереи. Они служили княжескими усыпальницами. Здесь покоится и князь Андрей Боголюбский. Над новыми пристройками разместили золотые главы.

Обновленный собор стал более обширным, с «разъехавшимися» куполами.

В оказавшемся внутри нового храма Андреевском соборе удалили некоторые стены. Перенесли со старого и выполнили новые резные рельефы.

Возрожденный собор смог выдержать и пожар татарского нашествия, и годы запустения, и неумелые попытки реставрации.

В XV веке он послужил образцом при строительстве Успенского собора в Москве.

Убранство и дальнейшая история храма

В соборе сохранилось около трехсот квадратных метров композиций фресок и их фрагментов, написанных Даниилом Черным и Андреем Рублевым:

Сохранились в соборе и фрески XII века: святые в арках, пророки, павлины, орнаменты.

В специальных арочных нишах стоят раки с останками князей и епископов. Высоко под куполом два высеченных из камня льва. Со свода взирает Христос, ангелы и апостолы.

Свою лепту в обновление Успенского собора внесла и императрица Екатерина II. Ею были выделены средства на установку нового иконостаса, резного, с позолотой, в барочном стиле. Также отреставрировали старые фрески и создали новые.

С одной из сторон к собору примыкает небольшая пристройка – храм святого Георгия, построенная в 1862 году.

Церковь Георгия Победоносца при Успенском соборе

Высокая колокольня 1810 года заменила прежнюю, шатровую, разбитую ударом молнии.

Колокольня Успенского собора

В советские годы новую колокольню пытались превратить в парашютную вышку, Георгиевскую церковь разобрать. К счастью ансамбль уцелел.

Трагические события в истории собора

Когда хан Батый с войском в 1238 году вошел во Владимир, княгиня Агафия Всеволодовна с семьей, Епископ Митрофан и часть местных жителей, спасаясь, закрылись в соборе.

Татары ворвались в храм, разложили костры и подожгли. Все, кто прятались внутри погибли от дыма и мечей завоевателей.

В 1411 году, посланный Суздальско-Нижегородским княжичем, татарский царевич Талыч совершил набег на Владимир.

Успенский Кафедральный собор сегодня

Сегодня собор являет собой образец успешного «сотрудничества» православной церкви и науки.

За сотни лет существования в Успенском соборе не прекращалась служба. Лишь с 1927 по 1944 год храм был недоступен для посещения. По расписанию проводятся богослужения.

Прихожане могут прикоснуться к святыням храма, среди которых:

В остальное время Успенский собор принимает многочисленных туристов со всего мира. Он является памятником отечественной культуры, музеем-заповедником, объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

На карте

Ближайшая к Собору остановка общественного транспорта «Соборная площадь».
От Вокзальной площади (куда прибывают поезда и междугородние автобусы) до Соборной площади 15 минут пешком.

Время работы

с 10:00 до 16:45, понедельник — выходной.

Санитарные дни: 13.01, 22.01, 19.02, 18.03, 22.04

Источник

Успенский собор во Владимире

У спенский собор во Владимире был возведен в 1158-1160 годах по заказу князя Андрея Боголюбского в качестве главного городского собора новой столицы Владимиро-Суздальского княжества. Согласно летописному тексту, известному благодаря упоминанию историка XVIII века В.Н.Татищева, Успенский собор создавали мастера, прибывшие из Священной Римской империи: «Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был». В отличие от утвердившегося в местной архитектурной школе типа четырехстолпного крестово-купольного храма, Успенский собор первоначально был шестистолпным одноглавым сооружением с позакомарным завершением и тремя высокими апсидами на востоке, так как в качестве образца был использован особо почитавшийся Успенский собор Киево-Печерского монастыря.

Фасады сооружения получили богатую декорацию, которая усложнила традиционную композицию, характерную для времени Юрия Долгорукого. Место аркатурного пояса занял аркатурно-колончатый фриз, на лопатки были наложены тонкие колонки с резными растительными капителями. Над низко расположенными сложнопрофилированными окнами были помещены рельефные композиции, фрагменты которых частично сохранились на стенах возведенной позднее галереи. По сторонам от окон находились львиные и женские маски. В интерьере в верхней части крещатых столбов были помещены рельефные изображения львов. В западной части интерьера находились княжеские хоры, на которые поднимались по лестницам, располагавшимся в башнях. Лестничные башни примыкали к западным углам четверика и создавали необычную двубашенную композицию западного фасада собора. Археологические исследования показали, что у северного, западного и южного порталов собора находились притворы.

После пожара 1185 года князь Всеволод Большое Гнездо в 1186—1189 годах восстановил Успенский собор. Основной объем был обнесен высокой галереей с позакомарным завершением, фасады которой получили декор, ориентированный на декорацию первоначального сооружения. Стены лестничных башен были частично использованы при строительстве галереи. На сводах галереи были вознесены дополнительные главы, сделавшие собор пятиглавым. Был заново возведен алтарь, увеличенный за счет дополнительного членения. Загадкой является несовпадение уровня расположения аркатурно-колончатого фриза, украшающей галерею, который южном фасаде расположен ниже и имеет иные формы.

В интерьере Успенского собора сохранились фрагменты фресковой живописи 1161 года, а также фрагменты росписи, выполненной Андреем Рублевым и Даниилом Черным в 1408 году.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство успенского собора в сарове
  • Строительство успенского собора в московском кремле год
  • Строительство успенского собора в москве связано с именем
  • Строительство успенского собора в москве дата
  • Строительство успенского собора в москве год