Строительство усадьбы в царицыно под москвой

Царицыно: вехи истории

Величественное название «Царицыно» появилось позднее. Сначала местечко, из которого вырастет целый комплекс, было простым селом Черная Грязь.

Вместе с прилегающими деревнями, Черная Грязь принадлежала Стрешневу.

Обычная усадьба не была примечательна ничем. После смерти Стрешнева она перешла его сыну, а затем, по причине отсутствия наследников, династическая линия прервалась и земли стали собственностью государя.

Здесь строится церковь, вотчинный двор, хозяйские хоромы и избы для крестьян. В усадьбе появляются диковинные растения и птицы, новые сорта яблонь, груш и слив.

Ко всему прочему, были построены две плотины, а в возникших прудах начали разводить сомов, щук, лещей и судаков.

При Голицыных имение расцвело, приобрело очертания крайне привлекательного места.

Они разделили земли на две части и в каждой соорудили усадебные дома с постройками хозяйственного назначения.

Случайно она обратила внимание на изумительную местность, настоящий райский уголок.

Желание обустроить это местечко на свое усмотрение привело Екатерину к старику Сергею Кантемиру (единственному на тот момент владельцу), который недолго думая продал императрице имение за 25 тысяч рублей.

За 10 лет Царицыно-село превращается в целый архитектурный ансамбль. Здесь появляются Большой дворец Екатерины, Фигурные ворота, Камер-юнфарский корпус, Средний и Малый дворцы и многое другое.

Все это стало возможным благодаря известному архитектору В. Баженову.

Новое строительство хорошо финансировалось до 1790 года, вплоть до начала русско-турецкой войны.

Казна опустела и строительство пришлось свернуть. Многие постройки так и остались незавершенными.

Пожалуй, начиная с этого времени комплекс все более становится похожим на запущенный, поросший травой пустырь. Уже возведенные здания больше походят на руины, мрачных вестников далекой истории.

Попытки реставрации, конечно, предпринимались, однако до 2004 года ничего значительного сделано не было. Любое начинание быстро сходило на нет.

С 2004 Царицыно начинают восстанавливать и в конечном итоге возрождают. Буквально за 3 года комплекс становится одим из самых крупных на юге Москвы.

Были реставрированы Хлебный дом, Фигурный мост, Большой дворец и многое другое, не дошедшее до нас из прошлого.

В настоящее время территория комплекса благоустроена, и музей-заповедник Царицыно стал одним из любимейших мест отдыха москвичей и приезжих.

Жизнь здесь не останавливается ни на минуту: постоянно проводятся экскурсии, даются концерты.

Так, пройдя сквозь столетия, райский уголок вернулся, чтобы вновь радовать потомков и напоминать им: история может и должна жить!

Чтобы не пропускать самую интересную информацию о Москве, обязательно ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ

Источник

Сегодня – как и 250 лет назад — под словом «Царицыно» обычно имеют в виду комплекс дворцовых построек конца XVIII века и живописный парк вокруг них. Изначально ансамбль строится как загородная резиденция императрицы Екатерины II по проекту архитектора Василия Баженова. Однако в 1786 году Баженов попадает в опалу и отстраняется от дел. Работу продолжает его ученик Матвей Казаков. После смерти Екатерины II работы в Царицыне прекращаются. Парк становится местом загородных прогулок и пикников. Часть построек используется под кофейни и дачи. А с 1917 по 1970-е гг. их занимают коммунальные квартиры. После масштабных реставрационных работ 1986-2014 гг. исторический облик царицынского ансамбля восстановлен с максимально возможной достоверностью.

В 1775 году Екатерина II приезжает в Москву на торжества по случаю окончания русско-турецкой войны. Весной она прогуливается по окрестностям своей резиденции Коломенское. Расположенная на месте будущего Царицына живописная усадьба «Черная Грязь» приводит Екатерину в восторг. Сделка совершается всего за неделю. В мае 1775 года Екатерина покупает имение и окрестные деревни за 30 000 рублей. А в конце лета выходит указ о переименовании села Черная Грязь в село Царицыно.

Придворный архитектор Василий Баженов получает распоряжение заняться постройкой новой резиденции. Выбор императрицы неслучайно падает на Баженова: во время недавних торжеств на Ходынском поле она восхищается «увеселительными павильонами» его работы. Каждый павильон представляет собой аллегорию на отвоеванные у турок города. Вот как их описывает один из исследователей XIX века С. Любецкий: «Ходынское поле представляло великолепную панораму: на нём сооружена была целая громада построек, составлявшая целый временный город. Каждое здание, отличавшееся своим цветом, в турецком вкусе, с минаретами, киосками, каланчами, имело вид крепости, острова, орды и корабля. Они назывались Азовом, Таганрогом, Керчью, Еникале и так далее».

Екатерина II высоко ценит фантазийный подход архитектора и нанимает для строительства Царицына именно его. Она подчеркивает: дворцовые постройки тоже должны быть «в мавританском вкусе» или «во вкусе готики». Парк же должен быть «пейзажным» – то есть с использованием естественных ландшафтов и иллюзией минимального вмешательства в природу.

В течение лета 1775 года Баженов снимает подробный топографический план местности. Затем на большом белом полотне чертит контуры будущей усадьбы и наклеивает вырезанные из бумаги планы зданий в предполагаемые места построек. По его замыслу архитектурный комплекс должен выглядеть именно как «россыпь построек» – все они находятся внутри треугольного периметра и при этом стоят отдельно друг от друга. Свободная расстановка зданий естественным образом вписывается в ландшафт старинного парка.

В плане Баженова ансамбль располагается на высоком мысу между оврагом и прудом. Центральное место в нем занимает Большой Кавалерский корпус – для приближенных императрицы. Южнее располагаются одинаковые дворцы для Екатерины II и ее наследника — цесаревича Павла с женой. Впоследствии между ними возводится небольшой дворец для внуков императрицы. Все эти три здания образуют главный дворцовый корпус.

Вокруг — вдоль оврага и по берегу пруда – должны разместиться вспомогательные постройки. Кухонный корпус (Хлебный дом). Три кавалерских корпуса. Камер-юнгферский корпус (для девушек-прислуг). Шестиугольный и Крестообразный павильоны. А также Средний и Малый дворцы императрицы.

Парадный въезд в усадьбу осуществляется через так называемый Фигурный мост. Баженов также планирует Большой мост через овраг – он связывает ансамбль с заовражной частью.

В Царицынском ансамбле не стоит искать готической архитектуры – ее там нет. Выражение «во вкусе готики» для России XVIII века в принципе означает «нечто за рамками принятых архитектурных норм». Что Баженов и делает. Его «готика» (в переписке с Екатериной он осторожно называет ее «нежной готикой») — это талантливый сплав древнерусского зодчества и московского барокко. Для всех построек используется красный кирпич. Для выразительного и многогранного декора — белый камень. Крыши построек кроются желтой черепицей (впоследствии их заменяют металлической кровлей).

Первые строительные сезоны проходят успешно. Но затем начинаются проблемы с финансированием и стройматериалами. Баженов постоянно пишет письма чиновникам. Из-за нехватки средств он даже вынужден брать кредиты на свое имя и расплачиваться с бригадами строителей. Все же в период с 1776 по 1779 гг. в Царицыне возводится большинство мелких построек. К 1782 году закончены все три дворца. В 1783 – Большой Кавалерский корпус. В 1784 – 1785 гг. Кухонный. Все здания внутри оштукатурены и ожидают покраски. Намерения Екатерины относительно отделки помещений неясны. На протяжении десяти лет Баженов тщетно пытается добиться от императрицы ответа на вопрос “чем и как убирать здания». Но Екатерина отвечает туманно: «на то будет времени». Она только отдает распоряжение покрыть полы керамической плиткой и устроить изразцовые печи. Архитектор предлагает Екатерине расписать стены «во вкусе арабеск или убирать в древнем Египетском, Греческом и Геркуланском вкусе». Однако на это императрица повеления не дает.

3 июня 1785 года Екатерина посещает Царицыно. Бегло осматривает несколько залов Главного дворца и молча уезжает. Через несколько дней она пишет цесаревичу Павлу: Царицынский дворец «внутри должен быть изменен, ибо так в нём было бы невозможно жить». Помещения кажутся ей слишком тесными и узкими. Однако (как считают некоторые исследователи) истинная причина недовольства Екатерины — в фигуре самого Баженова. Архитектор связан с масонской ложей и переписывается с руководителем московского кружка масонов Новиковым. Тот активно выступает за передачу власти сыну Екатерины – Павлу.

Императрица решает подавить «масонский заговор» в зародыше и покончить со всеми его фигурантами. В 1796 году Баженов внезапно отстраняется от должности с сохранением годового жалования. Дальнейшие работы в Царицыне Екатерина поручает его ученику и помощнику Матвею Казакову.

Начинается второй этап строительства Царицынского ансамбля. Вернее сказать – его мучительная перестройка. Императрица повелевает заменить здание уже построенного Главного дворца новым – более парадным и помпезным. По замыслу Казакова новый дворец состоит из двух корпусов с центральной высокой галереей. Перед дворцом должна раскинуться просторная площадь с пандусами. В связи с этим Казаков выужден разобрать баженовский Главный дворец до основания. Также разбираются Большой Кавалерский корпус и корпус камерюнгфер.

Новый дворец отчасти сохраняет «готические» детали Баженова. В нем появляются башни со шпилями. Он так же выполнен из красного и белого камня. Однако в нем гораздо больше от популярной в то время европейской классицистической архитектуры. Спокойные уравновешенные пропорции. Колонны. Пилястры. По своему размаху новый дворец уже вполне сопоставим с петербургскими резиденциями Екатерины.
Но и проект Казакова постигает неудача. Финансирование вновь сокращается из-за очередной русско-турецкой войны. Потом умирает Потемкин – фактический вдохновитель царицынского строительства. В 1793 году императрица в целях экономии повелевает уменьшить проект на один этаж и убрать чересчур помпезный тронный зал. Замысел Казакова фактически разваливается на глазах.

В 1796 году Екатерина II внезапно умирает. Новый император Павел I распоряжается: «В Царицыне никаких строений не производить». Все работы в резиденции останавливаются.

В начале XIX века Царицыно становится популярным местом для загородных прогулок – это что-то вроде парка культуры и отдыха для столичных купцов и мещан. В связи с этим некоторые постройки дворцового комплекса переоборудуются под кофейни и гостиницы. В конце XIX века они превращаются в дачи и утрачивают исторический вид: к ним пристраивают террасы и сараи. После революции 1917 года в отдельных корпусах размещаются коммунальные квартиры и дом культуры. Музей истории Царицына и клуб «Большевик». К началу 1980-х годов большинство зданий превращается в руины. После масштабных реставрационных работ 1986-2014 гг. исторический облик царицынского ансамбля восстановлен с максимально возможной достоверностью.

Источник

Дворец Царицыно – царская резиденция, ставшая городским парком

Царицынский ансамбль занимает огромную площадь в 100 гектаров, на которой каждый турист найдет что-то, способное заинтересовать именно его: живописные пруды, красочные оранжереи, изящные дворцы, игривые фонтаны, и многое другое. Усадьба Царицыно в Москве настолько привлекательна, даже сложно себе представить, что некогда Екатерина II отказалась проживать здесь, и обрекла дворец на долгие годы запустения и забвения.

История усадьбы Царицыно

Участок, на котором располагается Царицынский музей, принадлежал когда-то князю Кантемиру. Императрица Екатерина II, однажды побывав здесь, оказалась под впечатлением от местной природы и пейзажей, поэтому тут же выкупила эти земли и поручила известному архитектору В. Баженову построить здесь летнюю царскую резиденцию.

Работа над усадьбой началась в 1776 году, но так и не была закончена. Согласно одной версии, посетившая в 1785 году место строительства императрица вдруг заявила, что дворцы ей не нравятся, аргументируя это тем, что залы не просторны и мрачноваты.

Однако существует и другая версия, согласно которой царственная особа была разгневана на архитектора Баженова за связь последнего с масонами и цесаревичем Павлом. Первая ли версия имело место, вторая ли, а может быть, в каждой из них содержится определенная доля истины, вряд ли удастся узнать.

Баженов был отстранен от проекта, его карьера на этом была окончена. Далее работу поручили М. Казакову. Он снес неугодный дворец, и принялся за строительство нового, но завершить его также не удалось, причиной послужило то, что императрица умерла, а ее наследник Павел I не был заинтересован в Царицынской усадьбе.

Впрочем, дворец Царицыно в Москве неоднократно пытались достроить – в свое время на него положил глаз Николай I. Но тщетно, и причина тому доподлинно неизвестна.

Почти на два века усадьба была забыта и заброшена. Реставрация дворцово-паркового комплекса началась лишь в 1980-х годах. В 2007 году обновленная усадьба Царицыно открыла двери для гостей, и сразу стала излюбленным местом посещения москвичей.

Не так уж и давно, в 2011 году усадьба вдруг заиграла во всем блеске и великолепии. Кстати, территорию парка по-прежнему украшают скульптуры печально известного Баженова, а также Козакова. Ведь на сегодняшний день музей-усадьба Царицыно – одна из самых роскошных усадеб страны, пользующаяся недюжинным интересом туристов.

Достопримечательности усадьбы

Самыми известными достопримечательностями парка являются:

Большой дворец в Царицыно

Главное здание – украшение всего ансамбля. Построен архитектором М. Казаковым на месте так не понравившегося императрице дворца В. Баженова. Фасад здания богато украшен арками, шпилями в виде звезд. При строительстве соблюдалась строгая симметрия.

Внутренне убранство нисколько не уступает внешнему по красоте и изяществу. Особо впечатляют туристов парадные залы – Таврический и Екатерининский. Расписные потолки, колонны, картины, огромные люстры, богатая отделка – все, как и полагается императорскому дворцу. Становится даже жаль, что в этих залах никогда не было ни балов, ни торжественных приемов.

Основное украшение Екатерининского зала – огромная статуя императрицы.

В настоящее время здесь располагается музей: есть экспозиции постоянные, есть те, что периодически меняются. Доступны для осмотра археологические находки, полученные во время проведения реставрационных работ, и коллекции ювелирных украшений 16-19 веков.

Малый дворец

Спроектирован В. Баженовым. Предназначался для отдыха императрицы – в нем должны были располагаться ее личные покои. Украшен малый дворец скромно, размеры имеет небольшие, расположен рядом с прудом, к которому ведет терраса. В настоящее время во дворце проводятся различные выставки.

Храм «Живоносный источник»

Храм стоял еще до покупки земель Екатериной – был деревянным, при князе Кантемире стал каменным. В «Живоносном источнике» по сей день проводятся религиозные службы, работает Воскресная школа.

Фигурный мост

Является одной из самых первых построек – его спроектировал архитектор В. Баженов. Это должна была быть парадная подъездная дорога ко дворцу. Фигурный мост практически не подвергся разрушению, и выглядит именно так, как был задуман архитектором. Сейчас по нему проходит главная аллея парка.

Оперный дом усадьбы Царицыно

Задумка архитектора В. Баженова. Здание построено в виде музыкальной шкатулки. Предполагалось, что здесь будут проходить домашние спектакли, концерты и прочие развлечения. В настоящее время оперный дом – место проведения разнообразных выставок.

Музыкальный фонтан

Появился Музыкальный фонтан на территории парка-музея Царицыно только в 2007 году, но уже является очень популярным: вода струится под известные классические композиции П. Чайковского и П. Мориа. Вечером фонтан подсвечивается и выглядит еще более волшебно, чем при дневном свете.

Хлебный дом

Хлебный дом познакомит посетителей с уникальнейшей коллекцией шедевров декоративно-прикладного искусства. Хлебный дом, пожалуй, заслуживает отдельного описания.

Это самое крупное сооружение царской усадьбы – хозяйственный блок, официально именуемый Хлебным корпусом. В свое время, по задумке Баженова, было запланировано замаскировать его под средневековый замок.

Цель – чтобы здание для хозяйственных нужд не выпадало из общей стилистики архитектуры. Но Баженов не успел тогда воплотить свою идею в жизнь, ведь, как уже было сказано, Екатерина работу не одобрила.

Хлебный дом существовал и в качестве лечебницы для крестьян, и был гостиницей для дачников, и домом с коммунальными квартирами. Но после продолжительной реконструкции, в 2006 году имело место его открытие, и залы его – цитадель исторической экспозиции. Там проводятся вернисажи и выставки, а дворец-атриум повидал на своем не столь уж и длинном веку немало концертов, а также тематических и театральных мероприятий.

Экскурсии в Царицыно

Что еще посмотреть в усадьбе Царицыно

В Царицыно помимо этого есть еще много мест, достойных внимания. Например, великолепные оранжереи. Их восстанавливали по историческим документам, и посетители могут посмотреть, какие растения предпочитали выращивать при царском дворе. Есть Храм Церцеры, Хлебный дом, великолепные пруды, павильоны, скульптуры и пр.

Каждое архитектурное сооружение переживает периоды взлетов и падений, возрождения и упадка. История усадьбы Царицыно начиналась нерадостно, но сегодня здесь активно проводятся всевозможные экскурсии, выставки и концерты.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство усадеб под ключ
  • Строительство усадеб в россии
  • Строительство уральского проспекта в нижнем тагиле
  • Строительство уникальных зданий и сооружений юургу
  • Строительство уникальных зданий и сооружений что это за профессия