Строительство церкви василия на горке в новгороде дата

Храм святителя Василия Великого

На главную О храме О храме свт. Василия Великого (на Горке) История храма свт. Василия Великого (на Горке)

История храма свт. Василия Великого (на Горке)

Храм святителя Василия Великого (на Горке) – едва ли не самый известный памятник архитектуры XV –XVI вв. Промыслом Божиим ему суждено было сохраниться до наших дней, несмотря на многочисленные попытки разрушения.

Горка, на которой живописно возвышается храм, окруженный зеленью деревьев, в древности представляла как бы островок посреди обширного болота. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка, ныне превращенный в улицу Пушкинскую. В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города. Она проходила как раз возле церкви и тут же стояла башня, с которой открывался вид на далекое пространство. На башне висел осадный колокол, в 1581 году оповестивший горожан о наступлении войск Стефана Батория.

Первое строительство храма свт. Василия Великого (на Горке) датировано 1337 годом. Основателем церкви является купец Кристофер Карел Дол (ь), немец по происхождению, родоначальник известных псковских родов Яхонтовых, Свечиных, Левшиных. В древних рукописях приводятся сведения о том, что Немчин Доль приехал во Псков из своей вотчины Гдова… Здесь он крестился под именем Василия, Гдов передал Псковскому Князю Александру Михайловичу (1326-36 (7)) и построил каменную церковь во Пскове, у Труперховских ворот, во имя Василия Великого. При храме Василий Доль устроил южный придел в честь св. прав. Алексея Человека Божия, тезоименитого его сыну. В честь жены и дочери воздвиг в 1377 году храм мц. Анастасии Римляницы.

Северный придел храма, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, был построен позже в 1585-87 гг. XVI века и имел пристройку, не сохранившуюся до наших дней, в виде часовни-усыпальницы, по форме напоминающей часовню храма Николы со Усохи.

XVI-ым веком датируется и сооружение подцерковья – подклета (нижнего этажа церкви), в котором в 2002 году при проведении ремонтно-восстановительных работ была обнаружена «домовинка» — детский гробик с останками 2-х летнего ребенка XVI-XVII вв. в очень красивых башмачках: из кожи, с загнутыми носами, судя по которым он принадлежал к знатному роду.

Наряду с широко развернувшимся строительством одним из значимых событий первой четверти XVI века явилась роспись храмовой иконы Тихвинской Божией Матери с акафистом в 24 клеймах – небольших прямоугольниках на иконе, иллюстрирующих житие Пресвятой Богородицы. Эта икона была встроена в один из верхних ярусов древнего иконостаса. Ныне же находится в Псковском музее-заповеднике. О судьбе других почитаемых икон храма – Казанской Божией Матери, свт. Василия Великого, свт. Николая Чудотворца с житием (древне византийской иконописи), иконе XVII века Распятии – ничего неизвестно.

В начале XVI века (1533 г.) для храма к празднику Рождества Пресвятой Богородицы были отлиты и первые колокола — 20-ти и 15-ти пудовые по заказу старост города, воеводы и соседей церкви. Место нахождения древних колоколов, как впрочем, и тех, которые их заменили в 1920 г. (40-ка, 20-ти и 12-ти пудовые), так же неизвестно.

В отличие от XVI века – эпохальной вехи расцвета и приобретений в истории церкви свт. Василия Великого, XVII и XIX века являются периодом лишений и лихолетий. С ними пришли попытки к разрушению храма, потеря древней утвари и, наконец, его закрытие. Первоначально храм, ввиду малочисленности прихода, был приписан к церкви Николы со Усохи, а с 1875 года выкуплен настоятелем Крыпецкого монастыря и является его подворьем до закрытия обители. Раз в год из монастыря приходил крестный ход, все остальное время церковь пустовала.

С 1921 года службы здесь и вовсе прекратились по распоряжению советской власти. Долгое время этот Божий Дом безмолвствовал, использовался в качестве хранилища документов. И лишь спустя 82 года богослужения в церкви Василия Великого (на Горке) были возобновлены. Такой поистине великий подарок был сделан псковичам городской властью к 1100-летнему юбилею со дня первого упоминания Пскова в летописях.

Следуя псковским летописям, Бог помиловал церковь в 1562 г. от пожара «доколе не виданного» в Пскове. В XVIII и VIX вв. она не была превращена в развалины, когда пришла в такую ветхость, что «по неудобности к исправлению и безобразному виду» была назначена на слом.

В годы Великой Отечественной войны от бомбежек пострадал лишь северный предел храма. И, наконец, в наши дни после многочисленных поджогов 2002 года, вновь устоял и сейчас красуется своим великолепием и убранством.

3 декабря 2003 года на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы с благословения Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия в храме состоялась первая служба. С этого времени начался новый этап возрождения церкви. Храм работает ежедневно с 8.00 до 19.00 часов. Богослужения проходят ежедневно. Настоятелем церкви св. Василия Великого (на Горке) является протоиерей Андрей Большанин.

Контактная информация
адрес храма: РФ 180000 г.Псков, Октябрьский проспект, д.5
храм свт.Василия Великого(на горке)

Видеопрогулка по храму свт. Василия Великого (на горке):
Автор: zilzila007

Источник

Псков, храм на Горке. Храм святителя Василия Великого на Горке

Несмотря на то что храм на Горке Василия Великого много раз подвергался попыткам разрушения, он все же сохранился до наших дней. Его считают одним из самых знаменитых памятников архитектуры, построенных в XV-XVI веках.

Сейчас место, где гордо возвышается храм на Горке (Псков), окружено живописной зеленью деревьев. А в древности оно было всего лишь островком посреди болота, у подножия которого протекал небольшой ручей под названием Зрачка. Теперь на его месте пролегает улица Пушкинская.

Возникновение храма

Первые строительные работы по возведению церкви начались в 1337 году. Основателем храма был купец по имени Кристофер Карел Дол, имевший немецкое происхождение. Он также явился родоначальником таких ставших впоследствии знаменитыми фамилий, как Левшины, Яхонтовы и Свечины.

О купце немецкого происхождения есть записи в летописи, где говорится, что Дол прибыл в Псков из принадлежащей ему вотчины Гдова. Здесь он принял православную веру и был крещен под именем Василий, а свои владения передал псковскому князю. Затем построил деревянную церковь вблизи Труперховских ворот. Она была названа в честь святителя Василия Великого.

В летописи, датированной 1597 годом, Горку уже называют Васильевой. А в старинном документе под 1415-м есть запись, в которой говорится, что летом была поставлена каменная церковь в честь святого Василия. Позднее ее будут достраивать и восстанавливать не один раз.

В середине XVI века храм Василия на Горке находился уже у стены Среднего города. Так называлась древняя часть псковского исторического центра. Рядом с церковью возвышалась четырехугольная башня с надстроенной звонницей, где висел сполошный колокол, созывающий всех жителей города в случае какой-либо беды. Как гласит старинное предание, в 1581 году именно он оповестил народ о надвигающихся войсках Стефана Батория.

Дальнейшее строительство

В 1585-1587 годах был выстроен северный придел церкви апостола Иоанна Богослова, в котором имелась пристройка. Это была часовня-усыпальница, но, к большому сожалению, она не сохранилась.

В XVI веке была сооружена подцерковь, представляющая собой нижний этаж здания. Именно в ней более 10 лет назад был обнаружен древний детский гробик, в котором находились останки маленького ребенка, захороненного приблизительно в XVI-XVII веках. Его ножки обуты в красивые кожаные башмачки с загнутыми носочками, поэтому было выдвинуто предположение, что малыш принадлежал к одному из знатных родов. Эта находка была обнаружена в 2002 году во время проведения ремонтно-восстановительных работ.

Храмовые иконы

В начале XVI века в истории церкви произошло очень важное событие. Храм Василия на Горке обзавелся собственной иконой Тихвинской Божьей Матери, которая имела акафист в 24 клеймах. Это значит, что, помимо изображения Пресвятой Богородицы, в прямоугольниках имелись еще и иллюстрации к ее житию. Эта икона находилась в верхнем ярусе старинного иконостаса. Сейчас она хранится в музее-заповеднике, расположенном на территории самого города (Псков). Храм Василия на Горке имел и другие, весьма почитаемые святыни, но о том, где они находятся в настоящее время, ничего не известно.

Колокола

Примерно в то же время, когда был написан образ Тихвинской Божьей Матери, т. е. в начале 30-х годов XVI века, в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы звонница храма была украшена первыми колоколами. Они были отлиты по заказу городских старост, воеводы и других состоятельных жителей. Как и судьба икон, местонахождение первых старинных колоколов остается до сих пор неизвестным.

Попытка уничтожения

Если в XVI веке храм на Горке процветал, то последующие за ним столетия оказались периодом бесконечных лишений и лихолетий. Церковь пытались разрушить, она потеряла свою старинную утварь и в конце концов была закрыта. В 1820 году несколько приходов Пскова подлежали сносу, ввиду их запустения и частичного разрушения. В их число входил и храм святителя Василия Великого. Но этому не суждено было случиться. Уже через 9 лет его позволили отремонтировать.

В 70-х годах XIX века храм на Церковной Горке выкупил настоятель Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря. В конце столетия здание было отремонтировано и увенчано куполом с крестом.

Послереволюционный и военный периоды

В 1921 году службы в храме больше не проводились, и он был закрыт. Тогда же его передали археологическому обществу Псковской губернии, занимавшемуся охраной памятников старины. Долгое время его помещения использовались как архив для различных документов.

В 1941 году, когда Псков был захвачен немецко-фашистскими оккупантами, храм на Горке передали общине старообрядцев. А в 1944-м в результате бомбежки была сильно повреждена кровля, северный придел и разбит один из углов четверика. Спустя 3 года церковь закрыли вторично.

Новый век

Поздней ночью 5 августа 2002 года храм на Горке был подожжен несколькими злоумышленниками. Пожарный наряд тушил возгорание в течение 5 часов. Огонь был обнаружен в перекрытиях, откуда распространялся по балкам, где крепятся колокола. В результате кровля притвора и южного придела была уничтожена. Кроме того, металлический купол на колокольне от высокой температуры оплавился и сильно просел.

Нужно сказать, что незадолго до случившегося этот уникальнейший памятник архитектуры был лишен сигнализации и снят с охраны. Постепенно он превратился в место сборища бездомных и наркоманов.

В очень короткий срок ряд благотворителей при поддержке верующих и духовенства проделали большую работу, и уже в начале декабря 2003 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, состоялась первая за долгие годы забвения служба. Так началось возрождение церкви.

На сегодняшний день в храме есть два придела. Первый из них посвящен Алексею Человеку Божию, а второй – Иоанну Богослову. Территория церкви уже по установившейся традиции является собственностью Крыпецкого монастыря.

Стоит выразить огромную благодарность жителям разных уголков России за то, что они совершенно безвозмездно участвуют в восстановлении уже полуразрушенных или давно заброшенных храмов. Поруганные за время правления советской власти святыни начинают восставать из пепла именно благодаря неравнодушным, бескорыстным и деятельным людям. Можно с уверенностью сказать, что такая работа приносит только радость и удовлетворение!

Источник

Православная Жизнь

Памятник архитектуры XV–XVI вв., который промыслом Божиим сохранился до наших дней, несмотря на многочисленные попытки разрушения.

Горка, на которой живописно возвышается храм, окруженный зеленью деревьев, в древности представляла как бы островок посреди обширного болота. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка, ныне превращенный в улицу Пушкинскую. В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города. Она проходила как раз возле церкви и тут же стояла башня, с которой открывался вид на далекое пространство. На башне висел осадный колокол, в 1581 году оповестивший горожан о наступлении войск Стефана Батория.

Первое строительство храма свт. Василия Великого (на Горке) датировано 1337 годом. Основателем церкви является купец Кристофер Карел Дол, немец по происхождению, родоначальник известных псковских родов Яхонтовых, Свечиных, Левшиных. В древних рукописях приводятся сведения о том, что Немчин Доль приехал во Псков из своей вотчины Гдова… Здесь он крестился под именем Василия, Гдов передал Псковскому Князю Александру Михайловичу (1326-36 (7)) и построил каменную церковь во Пскове, у Труперховских ворот, во имя Василия Великого. При храме Василий Доль устроил южный придел в честь св. прав. Алексея Человека Божия, тезоименитого его сыну. В честь жены и дочери воздвиг в 1377 году храм мц. Анастасии Римляницы.

Северный придел храма, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, был построен позже в 1585-87 гг. XVI века и имел пристройку, не сохранившуюся до наших дней, в виде часовни-усыпальницы, по форме напоминающей часовню храма Николы со Усохи.

XVI-ым веком датируется и сооружение подцерковья – подклета (нижнего этажа церкви), в котором в 2002 году при проведении ремонтно-восстановительных работ была обнаружена «домовинка» — детский гробик с останками 2-х летнего ребенка XVI-XVII вв. в очень красивых башмачках: из кожи, с загнутыми носами, судя по которым он принадлежал к знатному роду.

Наряду с широко развернувшимся строительством одним из значимых событий первой четверти XVI века явилась роспись храмовой иконы Тихвинской Божией Матери с акафистом в 24 клеймах – небольших прямоугольниках на иконе, иллюстрирующих житие Пресвятой Богородицы. Эта икона была встроена в один из верхних ярусов древнего иконостаса. Ныне же находится в Псковском музее-заповеднике. О судьбе других почитаемых икон храма – Казанской Божией Матери, свт. Василия Великого, свт. Николая Чудотворца с житием (древне византийской иконописи), иконе XVII века Распятии – ничего неизвестно.

В начале XVI века (1533 г.) для храма к празднику Рождества Пресвятой Богородицы были отлиты и первые колокола — 20-ти и 15-ти пудовые по заказу старост города, воеводы и соседей церкви. Место нахождения древних колоколов, как впрочем, и тех, которые их заменили в 1920 г. (40-ка, 20-ти и 12-ти пудовые), так же неизвестно.

В отличие от XVI века – эпохальной вехи расцвета и приобретений в истории церкви свт. Василия Великого, XVII и XIX века являются периодом лишений и лихолетий. С ними пришли попытки к разрушению храма, потеря древней утвари и, наконец, его закрытие. Первоначально храм, ввиду малочисленности прихода, был приписан к церкви Николы со Усохи, а с 1875 года выкуплен настоятелем Крыпецкого монастыря и является его подворьем до закрытия обители. Раз в год из монастыря приходил крестный ход, все остальное время церковь пустовала.

С 1921 года службы здесь и вовсе прекратились по распоряжению советской власти. Долгое время этот Божий Дом безмолвствовал, использовался в качестве хранилища документов. И лишь спустя 82 года богослужения в церкви Василия Великого (на Горке) были возобновлены. Такой поистине великий подарок был сделан псковичам городской властью к 1100-летнему юбилею со дня первого упоминания Пскова в летописях.

Следуя псковским летописям, Бог помиловал церковь в 1562 г. от пожара «доколе не виданного» в Пскове. В XVIII и VIX вв. она не была превращена в развалины, когда пришла в такую ветхость, что «по неудобности к исправлению и безобразному виду» была назначена на слом.

В годы Великой Отечественной войны от бомбежек пострадал лишь северный предел храма. И, наконец, в наши дни после многочисленных поджогов 2002 года, вновь устоял и сейчас красуется своим великолепием и убранством.

3 декабря 2003 года на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы с благословения Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия в храме состоялась первая служба. С этого времени начался новый этап возрождения церкви. Храм работает ежедневно с 8.00 до 19.00 часов. Богослужения проходят ежедневно. Настоятелем церкви св. Василия Великого (на Горке) является протоиерей Андрей Большанин.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство церкви в ясенево
  • Строительство церкви в череповце
  • Строительство церкви в челябинске
  • Строительство церкви в чебоксарах
  • Строительство церкви в тушино