Строительство статуи родина мать в волгограде

Родина-мать зовет

Статуя «Родина-мать зовет»

«Родина-мать зовет» — название главной скульптуры мемориального комплекса, построенного на Мамаевом кургане в городе-герое Волгограде. Холм, на котором стоит фигура женщины с мечом, возвышается на 14 м, а сама статуя имеет высоту 85 метров. Она господствует над окружающей местностью и видна с расстояния десятков километров. Скульптура Родины-матери – один из самых посещаемых объектов Волгограда. Ежегодно сюда приходят сотни тысяч людей, чтобы почтить память воинов и мирных жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Цветы к монументу несут сами волгоградцы, туристы, приехавшие из разных частей России, и зарубежные путешественники.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет»

Основные моменты

Памятник «Родина-мать зовет» является композиционным центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы», он выполнен в виде статуи женщины-матери, которая шагает вперед с поднятым мечом, призывая своих сыновей к битве с врагом. Впечатление от скульптуры усиливают растрепанные на ветру волосы, резкие контуры фигуры, яркая эмоциональность лица и сильные руки женщины. Широко раскрытые глаза и рот создают атмосферу тревожности и напряжения. То, что памятник стоит не на высоком постаменте, а всего в двух метрах над землей, придает ему еще большую реалистичность.

У подножия памятника «Родина-мать зовет» находится вершина Мамаева кургана – площадь Скорби. Отсюда, из самого центра Волгограда открывается захватывающий вид на весь мемориальный комплекс, кварталы города, широкую долину Волги и Заволжье.

Лестница, ведущая к мемориалу Площадь Скорби

Авторская идея памятника

Инициатором создания величественного монумента стал известный советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вутечич. Он принимал участие в Великой Отечественной войне, в боях был контужен и в полной мере понимал всю тяжесть перенесенных народом испытаний.

Е. В. Вутечича считают одним из основоположников монументального стиля, который позже получил наименование «сталинского классицизма». Созданные им работы отличает гигантизм, использование традиций модерна и пафос сюжетов.

Скульптор Евгений Викторович Вутечич

Перед созданием мемориала «Родина-мать зовет» в Волгограде, Вутечич руководил масштабным художественным проектом в берлинском Трептов-парке. В соавторстве с архитекторами и инженерами им был создан ансамбль-памятник, посвященный воинам Красной Армии, центром которого стала выразительная бронзовая фигура Воина-освободителя.

К работе на берегу Волги скульптор приступил, обладая большим опытом художественных и технических решений. На открытых пространствах Мамаева кургана он предложил создать группу из нескольких скульптур большого масштаба, которые было бы хорошо видно с разных сторон. Фигура Родины-матери, по замыслу автора, должна была символизировать призыв Отечества к своим гражданам – защитить родную землю от врагов.

Существует несколько версий, кого именно Вутечич избрал в качестве прототипа для своей скульптуры Родины-матери. Кто-то утверждает, что Вутечичу позировала его супруга Вера. Другие говорят, что лицо на памятнике имеет портретное сходство с известной в СССР метательницей дисков и многократной рекордсменкой Ниной Яковлевной Думбадзе. Сами волгоградцы убеждены, что героиней скульптора стала официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова.

Построенный памятник «Родина-мать зовет» был признан выдающимся образцом монументального искусства и сделал имя скульптора широко известным не только в стране, но и за рубежом. В 1970 году авторскому коллективу, работавшему над монументом, вручили Ленинскую премию.

Е. В. Вутечич показывает строительство мемориала делегации во главе с Н. С. Хрущевым Е. В. Вутечич показывает строительство мемориала делегации во главе с Н. С. Хрущевым

История строительства памятника «Родина-мать зовет»

Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане начали возводить в 1959 году, когда еще сам Волгоград не был полностью восстановлен из руин. В те годы при проведении земляных работ находили неразорвавшиеся снаряды и мины, и поэтому возле работающего экскаватора саперы несли постоянное дежурство.

Макет памятника, выполненный Е. В. Вутечичем

Помимо Е. В. Вутечича, над памятником «Родина-мать зовет» работало еще несколько скульпторов. Команду архитекторов возглавлял Яков Борисович Белопольский, а инженерными вопросами по сооружению мемориала занимался известный в стране специалист в области строительства, архитектор Николай Васильевич Никитин. На него была возложена задача разработать конструкцию фундамента и несущих каркасов огромного монумента.

Кроме строительных работ, проект военного мемориала предусматривал «озвучивание» всех скульптурных композиций, включая памятник «Родина-мать зовет». Эта работа была поручена диктору Юрию Борисовичу Левитану, звукорежиссеру Александру Ивановичу Гераськину и режиссеру Виктору Кадиевичу Магатаеву. Роль консультанта по военным вопросам выполнял Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков, войска которого в годы Великой Отечественной войны сумели отстоять город на Волге.

Первоначально скульпторы создали небольшую полуметровую версию памятника. Ее делали в мастерской, устроенной в подвале волгоградского магазина «Минск». Потом работа над памятником продолжилась на заводе «Газоаппарат». Там по изготовленному образцу соорудили пятиметровую версию монумента.

В первоначальном проекте фигур у памятника должно было быть две – женщины-матери и коленопреклоненного солдата. Предполагалась также, что женщина будет держать в руке развернутое знамя. Постамент планировали пышно декорировать.

Общий вид мемориала во время строительства

Однако, от всех этих идей скульптор Вутечич позднее отказался. Он не стал строить к памятнику лестницу, а ограничился пешеходной дорожкой, которая, как лента, опоясывала подножие монумента. Кроме того, в процессе производства решено было увеличить размер главной скульптуры воинского мемориала с 32 до 56 метров, а затем – и до 85 м.

Во время строительных работ организаторам приходилось решать самые разные проблемы. Слои бетона нужно было прочно скрепить друг с другом. Для этого необходимо было наладить непрерывную поставку бетона на строительную площадку. Чтобы грузовики с бетоном ничто не задерживало в пути, их снабдили цветными лентами. Водители получили разрешение проезжать на красный сигнал светофора, а сотрудникам ГАИ предписали не тормозить такие машины.

В мае 1965 года проверяющие строительство специалисты из Госстроя дали рекомендации значительно усилить железобетонную конструкцию. Опасения инженеров и технологов были вызваны состоянием грунта, на котором возводили памятник «Родина-мать зовет». Это была обводненная толща майкопских глин, и они постепенно «сползали» к волжскому берегу. Чтобы катастрофы не произошло, строители сделали дополнительное бетонирование в основании монумента.

Памятник во время строительства Перед установкой меча

Стройка продолжалась в течение нескольких лет, в основном в теплое время года. В октябре 1967 года все работы были завершены, и памятник торжественно открыли.

Скульптура «Родина-мать зовет» является частью триптиха, в который также входят памятники в Магнитогорске и Берлине. Уральский монумент «Тыл – фронту» символизирует меч Победы, который рабочие выковали для воинов, освобождавших страну от захватчиков. Скульптура «Родина-мать зовет» поднимает этот меч на борьбу с врагом. А «Воин-освободитель» в Берлине держит меч опущенным, так как война, наконец, закончилась.

Скульптура «Родина-мать зовёт!». Инфографика

Устранение недочетов конструкции

Первые проблемы с памятником «Родина-мать зовет» выявили уже на следующий год после его открытия. «Слабым местом» монумента оказался меч, который Родина-мать держала в руке. Первоначально его сделали из прочных листов нержавеющей стали и обшили титаном. Однако, такое решение оказалось технически ошибочным. Большие размеры и вес меча привели к его излишней парусности. В том месте, где меч прикреплялся к руке, возникало избыточное напряжение. От раскачивания он слегка деформировался, и листы титана при ветре издавали неприятный гремящий звук.

Учитывая эти проблемы, в 1972 году старый меч заменили на другой, полностью изготовленный из стали. Кроме того, в верху меча проделали специальные отверстия, которые избавили его от излишней парусности. Меч соорудили из металла, выплавленного на Волгоградском металлургическом заводе «Красный Октябрь».

Рука с мечом Скульптура «Родина-мать зовет» внутри

В 1986 году весь памятник «Родина-мать зовет» обследовали специалисты. По их рекомендации железобетонную конструкцию дополнительно укрепили. В 2013 году архитектор из Москвы Владимир Церковников выступил с обращением в Министерство культуры и заявил, что фундамент знаменитой скульптуры был изначально рассчитан неправильно, и поэтому монумент находится под угрозой обрушения. Он ничем не скреплен с основанием и держится лишь за счет собственного веса.

Вид на памятник со стороны жилой застройки

Технические характеристики монумента

Бетонная скульптура «Родина-мать зовет» стоит на двухметровом постаменте. Все сооружение подпирает прочный фундамент, углубленный в землю на 16 метров. Земляной холм, на котором возвышается весь мемориал, сформирован искусственно. Чтобы фундамент смог выдержать огромный вес бетонной конструкции, сюда насыпали около 150 тонн земли.

Внутри статуя полая. Толщина сделанных из железобетона стенок составляет от 25 до 30 см. Бетонную оболочку поддерживает металлический каркас весом 2,4 тысячи тонн и 99 крепких тросов, которые не дают каркасу прогнуться под давлением 5,5 тысяч тонн бетона. Металлические тросы находятся под постоянным натяжением, и их натяжение фиксируется специальными датчиками.

Фрагменты монумента «Родина-мать зовет»

Высота фигуры женщины без учета меча – 52 метра. Общий вес памятника превышает 8 тысяч тонн. Стальной меч имеет длину 33 м и весит 14 тонн. Держащая его рука, вытянута вверх на 20 м. Таким образом, высота всего памятника составляет 85 метров.

С 1966 года монумент «Родина-мать зовет» слегка отклоняется от основной оси, но показатели этих отклонений не превышают расчетных нормативов. Так, например, с 2000 по 2008 годы горизонтальное смещение верхушки памятника составило всего 16 мм.

Вид на Волгоград от верхней части памятника.

Интересные факты о памятнике «Родина-мать зовет»

Как добраться

К подножию Мамаева кургана, где установлен монумент «Родина-мать зовет», можно подъехать на автобусах, троллейбусах и маршрутных такси. Здесь же делают остановки городские электрички и метротрам – скоростной трамвай Волгограда. Вход на территорию мемориала бесплатный.

Источник

Как строили монумент «Родина-мать зовет»

23 января 1958 года Постановлением ЦК КПСС было решено построить в Сталинграде монумент «Родина-мать зовет». Конкурс на проект продолжался 10 лет — с 1945 по 1955 год. Участие принимали все желающие: профессиональные архитекторы, солдаты с фронта и иностранные лица.

Кто придумал

Одним из конкурсных проектов была работа Е. И. Левитана. Он предложил построить большой некрополь на вершине Мамаева кургана. Его идея была в создании огромной двухярусной пирамиды, поделенной на четыре части с пустым центром. Там предполагалась фигура советского солдата с мечом. К солдату ведут четыре широкие лестницы, а сам некрополь задумывался как неприступная крепость, открывшая свои двери для тех, кто уходит в вечность.

История памятника «Родина-мать зовет» началась задолго до 1958 года. В августе 1946, после Потсдамской конференции, у Ворошилова возникла идея установить монумент в Берлине, в Трептов-парке, где было захоронено 7000 русских солдат. Он рассказал об этом своему хорошему знакомому Евгению Вучетичу. Скульптор согласился и предложил варианты: фигуру Сталина, державшего в руках земное полушарие или изображение Европы и фигуру русского солдата, спасавшего ребенка (история была реальна). Два варианта были представлены Сталину и он выбрал фигуру солдата с ребенком. Только вместо автомата в руках должен быть меч как символ победы над фашизмом. 8 мая 1949 года памятник был открыт в Берлине.

Письмо сильно тронуло Вучетича. Он давно уже замыслил грандиозный проект. Если в Берлине был «Воин-освободитель», то в Сталинграде следует установить «Воина-победителя».

Скульптор так и мыслил. Первым его проектом монумента был солдат, положивший меч к ногам фигуры женщины со знаменем и снопом (олицетворение Родины). Хлеб в её руках означал окончание войны, мирную жизнь, изобилие. Памятник почти утвердили, но Вучетич отказался от проекта. Объяснялось это тем, что война все еще продолжалась и ансамбль на Мамаевом кургане все-таки должен увековечить память о Сталинградской битве. Да и мирную жизнь народ ждал еще долгих два года.

В творческий коллектив под руководством В. Вучетича входили архитекторы Я. Белопольский, В.А. Дёмин, Ф.М. Лысов и скульпторы М.С. Алещенко, В.Е. Матросов, Л. М. Майнстренкои другие. Руководителем инженерной группы был доктор технических наук Н. Никитин, а военным консультантом — В.И. Чуйков.

Почему именно женщина?

Образ Родины как женщины сопровождает всю историю России. Еще в 18 веке, после окончания Семилетней войны, Петр III хотел установить на Невском проспекте Триумфальную арку с женской фигурой, которая олицетворяла бы Россию.

Советская пропаганда олицетворяла образ Родины с самым родным человеком-матерью. Те, кто защищал родную землю-были её сынами, а захватчики-враги. С началом Великой Отечественной войны появился плакат с названием «Родина-мать зовёт», на котором женщина с текстом воинской присяги призывает защитить свою землю. Листовки, фронтовые газеты, плакаты и карикатуры убеждали солдат в необходимости заботиться о Родине, как о матери.

Родина как мать воспринималась советскими воинами настолько глубоко, что ее представляли как ожившую настоящую женщину, которая молила о защите. Эффективность работы пропаганды можно увидеть на доме Павлова, где осталась надпись с февраля 1943 года: «Мать-Родина! Здесь героически сражались с врагом гвардейцы Родимцева».

Монумент «Родина-мать зовёт» представляет собой русскую женщину средних лет, в простой одежде и воинственным выражением лица. Замысел Вучетича возник из образа богини победы Ники в античной истории. Еще одним прообразом, оказавшим влияние на памятник стала французская «Марсельеза». Это образ символа республики и революционной Франции. «Марсельеза» изображена на барельефе Триумфальной арки в виде смелой женщины, с мечом в руке и выражением призыва на лице.

Кто был прототипом памятника?

Сам Вучетич никогда не давал прямого ответа на этот вопрос. Есть три девушки, схожие со скульптурой: Анастасия Пешкова, Валентина Изотова и Екатерина Гребнева. По одной из легенд прообразом была студентка Изотова. Она работала официанткой в ресторане «Волгоград», где её и увидели московские художники. Внешность и фигура Валентины идеально подходили под образ советской женщины и она согласилась позировать. Конечно, полностью она не обнажалась: тогда это было не в почёте, да и муж у нее был довольно ревнивый. Работала Валентина больше полугода. Кстати, оплата была в размере трех рублей за день, что по тем временам было очень даже неплохо.

А по другой версии это была Екатерина Гребнева, советская гимнастка. По ее рассказу во время тренировки за ней наблюдали двое мужчин. Потом они подошли к главному тренеру и попросили забрать Екатерину для позирования. Три месяца Гребнева ходила в мастерскую и работала натурщицей. Сначала рисовали торс с развевающейся тканью, а через год лицо с открытым ртом.

«Родина-мать зовёт» — это собирательный образ. По официальной версии прототипом стала Нина Думбадзе, советская легкоатлетка. А вот лицо принадлежит жене Вучетича, Вере.

Почему в руке меч?

Кстати, Вучетич создал три меча: один в Сталинграде, второй в Берлине, а третий находится в Нью-Йорке. Скульптура выглядит так: сильный мужчина огромным усилием изменяет меч на орудие мирного труда. Называется «Перекуем мечи на орала». Памятник установлен в 1957 году и находится возле центрального входа в здание ООН.

Строительство

По плану памятник был 52 м высотой. Но прямо перед установкой постамент было приказано «нарастить», чтобы обогнать американцев и их «Статую свободы» (46 м). А фундамент был рассчитан на первоначальную высоту. Что тогда сделали? Очевидно — засыпали еще грунтом. 150 тонн снова легли на могилы. А затем все залили бетоном и сейчас там дорожки, которые ведут наверх.

В том варианте, который мы видим высота скульптуры с мечом — 87 метров с установочной плитой, а вес 8 тысяч тонн. Для строительства использовался железобетон, так как на гранит или бронзу у государства денег не было. Их не было, чтобы построить жилье для граждан. Люди жили в старых бараках, разбитых домах, да и город еще лежал в руинах. Но зато огромные деньги выделялись на строительство.

Гениальный конструктор Н. Никитин провел сложные расчеты по определению центра тяжести скульптуры. Внутри расположен металлический каркас и бетон стянут 117 стальными канатами (в 2017 заменили 99), проходящих ярусами по всей длине статуи. На каждом канате установлен датчик для слежения за колебаниями. Горизонтальные канаты удерживают от падения руки скульптуры. Натяжение канатов — 60 тонн.

Скульптура сделана из блоков напряженного железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Если снаружи кажется, что «Родина-мать» — это полная импровизация, то внутри все сделано по строгому инженерному расчету.

Строить из железобетона было непросто: он быстро затвердевал и на нем образовывалась пленка, которая ослабляла сцепление. Бетонный завод находился в 38 км Мамаева кургана, поэтому у водителей был всего час на доставку, которая стала круглосуточной. Грузовики с бетоном пропускали, а сотрудники ГАИ не имели права их останавливать.

Работы по бетонированию скульптуры проводились с внутреннего пространства. Толщина железобетонных стен всего 25-60 см. В «теле» статуи установили стальную арматуру и деревянную опалубку для постепенного бетонирования. Внутри есть лестницы, по которым можно подняться вверх и подойти к любой части внутреннего объема, а также в голову, руки и шарфы. В руке с мечом есть проход, позволяющий подняться по всей его высоте.

Меч первоначально был изготовлен из прочной нержавейки и обшит титаном. Но из-за большого веса и размеров меч начал деформироваться и сильно греметь. В 1972 году его заменили на стальной, а вверху просверлили отверстия для устранения раскачивания от ветра. Длина меча — 33 метра, а вес больше самой статуи — 14 тонн.

Открытие памятника состоялось 15 октября 1967 года. Принимал монумент Л. И. Брежнев, строительство шло при Н. С. Хрущеве, а проект утверждал И. В. Сталин. «Родину-мать» часто называют «памятником трех генсеков». Через год после открытия на поверхности появились первые трещины от влаги. С тех пор каждый год скульптуру покрывают водоотталкивающим раствором.

Что сейчас

С июня 2019 года началась реставрация памятника. Реставраторы обещают закончить работы к апрелю 2020 года. Для восстановительных работ в Волгоград «приехали» строительные леса весом 200 тонн и общей длиной 46 км из Подмосковья. На реставрацию выделено 670 млн рублей.

Работы по монтажу лесов ведутся круглосуточно. К середине августа леса добрались до меча. У основания уже начались работы по реставрации. Каждую трещину вскрывают, промывают и вводят ремонтный состав для гидробетона. После того, как все трещины будут вскрыты и заделаны поверхность покроют финальным составом и «Родина-мать» станет первоначального цвета (как при открытии в 1967 году).

Внутри тоже ведутся работы: там завершают демонтаж опалубки, которая была там с открытия памятника, заделывают трещины. Интересно, что внутри обнаружили два помещения, которых не было в плане при строительстве.

В октябре начнут демонтировать строительные леса (это займет 1-1,5 месяца), а к началу ноября планируется завершить весь перечень реставрационных работ. Затем останется облицевать поверхность стилобата и заняться восстановлением газона. По плану к апрелю 2020 года все работы должны быть завершены.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство стартовых домов в марфино
  • Строительство стартового дома в зюзино
  • Строительство старообрядческих храмов в волгограде
  • Строительство старого оскола фото
  • Строительство станция метро немчиновка на карте