Строительство старообрядческих храмов в волгограде

Старообрядческую церковь под Волгоградом отправили под снос

Отец Александр — настоятель недостроенного храма — встречает корреспондента v1.ru на въезде в город и по петляющей дороге везет к деревянному храму, поставленному на заросшем густой травой пустыре.

На этом месте был пустырь. Рядом — промзона, баня. Училище вон стоит, — оглядывается по сторонам священник. — Администрация выделила землю на строительство храма. Вот только зарегистрировать этот участок в Госреестре предыдущий настоятель не смог — не нашел нужную сумму на оформление бумаг. Если честно, мы надеялись на лояльность властей. Этот вопрос ведь решаем. Мы же не увеселительное заведение строим. Не пивную…

«Подныривая» под недостроенное крыльцо, отец Александр заходит в храм с деревянными лагами вместо полов. Священник убирает сухие ветки и, словно извиняясь, говорит о замороженной в конце весны стройке.

В апреле меня назначили настоятелем этой церкви, — вспоминает отец Александр. — Вместе с сыном и помощниками мы начали делать полы. А в конце мая нам пришел исполнительный лист. Из-за того, что у нас не было разрешения на строительство, администрация подала на нас в суд. Дело в том, что какое-то время у храма не было представителя, а бабушки, получавшие почту, складывали письма в общую стопку. У администрации был телефон благочинного, но нам никто не звонил и не предупреждал о начавшихся тяжбах. С юридической точки зрения они и не обязаны были звонить. Но если по-человечески, то можно было и позвонить.

Отец Александр — человек, переехавший из шумного города, на мгновение забывает о бюрократических вопросах и вдохновенно рассказывает о строительстве деревянного храма.

В 2016 году ребята привезли сруб из Кировской области и по своему шаблону возвели деревянный храм, — уточняет отец Александр. — С крышей нам помогали добровольцы, которые имеют отношение к РПЦ. Они строили, а за работу получали небольшие суммы из церковной казны нашего прихода в городе Волгограде. Купол мы делали своими руками: наш благочинный отец Александр предложил смастерить его по русской северной традиции из дерева. Один наш старообрядец из Волжского выделил нам и место, и материалы. Вместе с сыном и с другими помощниками трудились над ним месяц. Сейчас мы заморозили стройку. Может быть, вообще придется все разбирать. Если бы не свалившиеся на нас проблемы, мы бы уже сделали полы и крыльцо. Поставили бы окна и стали зачищать деревянные стены. Работ-то осталось совсем немного. Но все-таки мы надеемся в конце года освятить наш храм в честь святых мучеников Флора и Лавра.

Заколоченные окна без стеклопакетов, деревянные стропила, горстка стройматериалов и небольшой крест на длинном брусе: в администрации Фроловского городского поселения уверены, что этот одинокий храм нужно снести потому, что он стоит на водопроводной трубе.

В судебных материалах есть справка, что на этой территории проходит водопроводная труба, которая снабжает ближайшие дома, — продолжает настоятель старообрядческого храма Флора и Лавра. — Но до этого начали составлять градостроительный план: геодезисты из архитектурного отдела все замерили и определили нам зоны застройки вне водопровода. Сейчас нам говорят, что изменились СНИПы, и труба уже входит в зону застройки. Водопровод, отсутствие регистрации на землю, отсутствие разрешения на строительство — вот три главных аргумента администрации в суде. Мы уже два месяца пытаемся выйти с ними на диалог и сказать: «Признаем свою ошибку, готовы оформить все документы».

На вопрос о сносе небольшого старообрядческого храма отец Александр отвечает очень спокойно: « Это самое страшное для нас. Но если дойдет до разбора, то будем разбирать ».

Юридически позиция администрации безупречна, — комментирует отец Александр. — Но снос храма для нас — самый печальный исход в этой непростой ситуации. Я целыми днями думаю о том, кому мы можем мешать на этом участке? Почему позиция администрации в такой степени категорична? Мы же не вцепились в эту землю. Мы просто строим храм Божий. Я знаю, что моим предшественникам давали землю в центре города. Потом по каким-то причинам, правда, отказали. Мы хотели построить небольшой деревянный храм, а потом возвести каменную церковь.

Отец Александр едет по узкой проселочной дороге — дороге старообрядческого края, в который после раскола бежали с Руси. За металлической калиткой его встречает одна из прихожанок возводимого храма.

У нас никогда не было своей церкви. Молились в доме 95-летней бабушки, которая сейчас умерла, — рассказывает фроловчанка Татьяна Артемчук. — Наши родители ждали хоть какой-то церкви. В чужой дом, сами понимаете, пойдет не каждый. Когда мы узнали, что у нас строится храм, воспряли духом. Помогали как могли: у меня несколько дней жили строители. Представляете, к нам на помощь приезжал молодой человек-доброволец не нашей веры. Сейчас мы хотим написать свое обращение в администрацию: все, кто друг друга знает, обязательно подпишутся.

Прихожане не понимают, что происходит, — уже наедине рассказывает отец Александр. — Они очень давно хотят храм. У нас даже есть 97-летняя бабушка, которая ждет нашего храма, чтобы ее отпели именно в нем. Такая у нее цель.

В администрации Фроловского городского поселения историю о недостроенном храме рядом с училищем и баней понимают с первых слов.

У строителей не было ни разрешения, ни документов на землю, — прокомментировали в земельном комитете. — Договор аренды считается заключенным только с момента регистрации земли. Они регистрацию не прошли, никаких разрешительных документов не получили. Сейчас представители этого храма уже не могут обратиться в суд, чтобы признать право собственности. Вопрос решен. Им предстоит самим разобрать храм или заплатить деньги за работу подрядной организации.

В администрации уверены, что вопрос с недостроенным храмом решен окончательно и бесповоротно.

Источник

Храм Архангела Михаила. Волгоград

Конфессия: Русская Древлеправославная церковь (РДЦ)
Адрес: г. Волгоград, ул. 51-я Гвардейская
Год постройки: 2013
Храмовой день: 21 ноября, собор св. Архистратига Михаила
Настоятель: иерей Александр Филиппских
Телефон: +7 (919) 544-64-14

И только в конце 80-х годов местные верующие смогли приобрести небольшой домик и переоборудовать его под храм. К сожалению, этот храм в 1994 году сгорел. И снова христиане были вынуждены собираться на частных квартирах. Продолжалось это почти полтора десятилетия. В 2008 году администрация города выделила не очень большой участок земли для храма, но на несколько лет. На этом участке за лето 2008 года воздвигли небольшой храм, человек на 70, чтобы можно было совместно возносить молитвы Господу. Параллельно в эти годы занимались оформлением постоянного и большого участка для храма.

И вот в начале 2013 года администрация выделила для постоянного использования хороший большой участок для церкви, который располагался по соседству со старым местом. После праздника Св. Пасхи трудами местных христиан был освоен новый участок, прибран, огорожен, был сооружен капитальный фундамент под храм и был перенесен без разбора храм на новое место. И после этого решили к старой части храма прирубить большую часть с колокольней для того, чтобы помещалось гораздо больше верующих. К имеющемуся срубу был осуществлен прируб, общим размером 25м на 6м. Бревно, из которого изготовлен новый сруб, было привезено из Кировской области. Работы велись ударными темпами, так как планировалось закончить стройку к зиме. С Божьей помощью, община не испытывала перебоев с поставкой стройматериалов и стройка шла своим чередом.

Во время строительных работ Богослужение постоянно совершалось в небольшом доме, расположенном рядом с храмом. Каждый рабочий день начинался с молитвы, после которой христиане принимались помогать строителям подсобной работой.

В сентябре на церковном дворе пробурили скважину, и теперь храм снабжается чистой питьевой водой, не завися от городского водоканала.

21 ноября, в престольный праздник, на храм Архангела Михаила были воздвигнуты купола, церковь приобрела законченный вид. Купола решено было изготовить своими силами. Местный прихожанин Владимир собственноручно изготовил два деревянных чешуйчатых купола из лемеха.

7 января, на праздник Рожества Христова, на колокольню были подняты колокола, и над спальным районом Волгограда раздался долгожданный колокольный звон.

В начале января закончили изготовление и установили новый деревянный иконостас. Благоукрасили алтарь. Повесили иконы и лампады. Первая Божественная служба в новом храме прошла на праздник Рожества Христова 2014 года.

Упоминание общины на сайте:

В 50-е – 60-е годы волгоградских христиан духовно окормлял священник Иоанн Блохин. После его кончины для обслуживания верующих приезжал из г. Льгова Курской области батюшка Иоанн Тулупов.

С наступлением религиозной «оттепели» в нашей стране древлеправославная община одной из первых получила государственную регистрацию. Сразу же начались обращения верующих к властям о выделении земли под церковь. Однако процесс этот затягивался, и поэтому христиане были вынуждены перестроить под храмовое помещение домик одного прихожанина в Кировском районе города. В 1987 году приход получил своего настоятеля – в сан священника был рукоположен уставщик Захарий Антонович Блохин.

Но радость верующих была недолгой. В 1994 году при неизвестных обстоятельствах деревянный храм сгорел дотла. Начался новый этап скитаний христиан. Несколько лет о. Захарий добивался у местных властей, чтобы Приходу было предоставлено другое помещение. И в 1997 году администрацией было выделено помещение в одном из больничных корпусов. Но и там верующие смогли помолиться недолго. В соседней комнате был открыт морг, и из-за создавшихся невыносимых санитарно – гигиенических условий христиане вынуждены были покинуть это помещение. Начались постоянные обращения в администрацию города с просьбой о выделении земли под строительство храма. Но просьбы эти не были услышаны, и поэтому верующие стали молиться в квартире батюшки Захария. Все эти навалившиеся проблемы подорвали и без того слабое здоровье 92-летнего старца. В апреле 2006 г о. Захария не стало.
Ныне Волгоградский приход в честь св. Архангела Михаила возглавляет молодой священник Александр Филиппских.

С назначением молодого батюшки прихожане вновь воспрянули духом. Количество прихожан множится, община развивается и растет.

Источник

Не стареют душой староверы

Когда церковь отдали под склад, его спалила молния

Фроловский микрорайон Грачи — в отдалении от центра. Здесь начинаются степные просторы, и, казалось бы, земля не расположена к буйству растений. Однако на территории старообрядческого храма во имя Святителя Николы, епископа Мир Ликийских Чудотворца, деревья и кустарники удивляют пышной листвой даже в первые заморозки. Шиповник — с перепелиное яйцо, а на небольшой грядке лежат прихваченные морозцем ярко-красные ягоды клубники. Чудеса объясняются просто: прихожане церкви очень трудолюбивые люди.

Нас встречает настоятель храма, отец Иоанн Горшенин. Прежде чем проводить в новое здание просторной церкви, построенной, как говорится, всем миром два года назад, он открывает двери маленькой избушки. Когда-то она служила местом для молений, а прихожане часто стояли даже на улице, так как места в старом храме не хватало.

Как поясняет священник, здешние места на Донской земле в русле реки Арчеды издревле были заселены православными старого обряда. Сам хутор Грачи и многие другие населенные пункты края основаны казаками-староверами. Согласно переписи, проведенной сразу после революции, большинство населения здесь исповедовало древлеправославие, а в окрестностях Грачей и в других хуторах располагалось более 30 старообрядческих церквей, часовен и моленных комнат.

В 1907 году в хуторе Грачи был освящен храм во имя Святителя Николы. Но грянули годы революции, а затем и коллективизации. В 30-х годах Грачевскую церковь закрыли. Председатель колхоза, по свидетельствам старожилов, сам был человеком верующим и решил исполнить указание партийного начальства щадящим способом — не устраивать на святом месте танцы с пивнушкой, а оборудовать зерносклад. Только засыпали пшеницу в храм — загремел гром, ударила молния. После пожара не осталось ни урожая, ни церкви. Суд Божий? Отец Иоанн не произносит этих громких слов. Говорит, в их местах молнии — частое явление.

Господьнаш «спонсор»!

В 1946 году, когда Сталин объявил религиозную оттепель, старообрядцы стали строить новую церквушку, но снова деревянную. Ее нам и показал отец Иоанн. А одна из прихожанок, сухонькая и маленькая пожилая женщина, отметила: пращуры церковь также строили, всем миром. Времена были голодные, послевоенные.

— Подавали на храм больше не деньгами — яйцами, молоком, — рассказывает детский врач на пенсии Надежда Серафимова. — Сподвижники шли на рынок и продавали эти продукты, хоть сами были голодными. И так они смогли купить материалы для молельного дома.

Однако постройка послевоенной поры сейчас пришла в негодность — прохудилась крыша, местами провис потолок. Сырость могла погубить старинные иконы, и несколько лет назад каждый из прихожан начал вносить посильные пожертвования на строительство белокаменного храма.

— Если кто из гостей видит храм, непременно задает вопрос про спонсоров, — говорит отец Иоанн. — А я отвечаю: Господь — наш «спонсор». Он обитель помог построить. Некоторые жертвователи узнавали о нас как будто случайно. Другие, местные жители, хранили реликвии с дореволюционной поры. Одна из прихожанок принесла малый колокол из дома: когда первая постройка храма сгорела, ее предки спасли и сохранили святыню.

Отец Иоанн распахивает двери нового храма. Своими силами и с привлечением профессиональных церквостроителей были возведены стены, установлены купола, закончена внутренняя отделка, сооружен иконостас.

Мы входим в обитель — здесь уже тепло и особая, намоленная атмосфера. Иконы современных мастеров соседствуют с мощами святых, древними крестами, казачьими походными иконами. Прихожане храма в Грачах способствуют реставрации старинных святынь — батюшка демонстрирует восьмиконечный крест. Он размером с человеческий рост и был вырублен более 100 лет назад. Но краски достаточно яркие. Придет час, и реликвию заберут на реставрацию иконописцы — отец Иоанн часто ездит в Москву, знаком со многими известными мастерами.

Синдром Барселоны

Священник отмечает особый виток возрождения духовности в нашей стране, но с недоумением относится к некоторым нюансам европейского религиозного туризма.

— Был в кафедральном соборе 14 века в Барселоне, — вспоминает отец Иоанн, — хотел посмотреть мессу. С трудом нашел помещение, где проводятся службы, — маленькая комнатка, и горстка прихожан. Собор буквально захватили туристы — некоторые из них вальяжно заходят в шортах и шлепках. Думаю, это неприемлемо, теперь называю такие разрекламированные турмаршруты «синдромом Барселоны».

Священник корит себя за некоторые блага цивилизации, которыми пользуется. Говорит, ни телевизора, ни Интернета в его доме нет, а от современного отопления отказаться не получается. Но все-таки основы древнего уклада здесь стараются сохранять. В чести у православных старого обряда всегда был сельскохозяйственный труд, и в каждой семье здесь держат коров или, по крайней мере, домашнюю птицу.

К беседе подключается один из молодых прихожан Сергей Потылицын.

— Как же без коровы, она всегда спасала казачьи семьи, — говорит Сергей, — у меня дома и буренки, и утки, и куры. Хочу, чтобы на столе всегда была самая здоровая и свежая пища.

Сергей старается для сына — первенец в их семье очень долгожданный. С супругой Софьей они мечтали родить ребенка более 15 лет совместной жизни. Сейчас Саше уже три с половиной года.

— Видимо, Господь проверял наш брак на крепость, — считает Сергей, — врачи говорили, что мы здоровы, а детей не было. Молились очень усердно, прежде чем заслужить такое счастье, как рождение ребенка.

Сейчас Сергей при храме — звонарь и столярных дел мастер. Он вырезал обрамление для иконостаса, а теперь изготавливает лестницу. Маленький Саша уже помогает отцу — старательно собирает стружки.

— Мы живем, как жили наши деды, — говорит Потылицын-старший. — Помню, бабушка сызмальства брала меня на службу. Тяжело сначала было устоять, а потом привык. А теперь смотрю — и Сашенька за мной тянется. Прихожу домой, а он говорит, что научился в колокольчик звонить. Вот, сделаю лестницу к колокольне — чтобы на века. Ведь и внуки сюда приходить будут!

Старообрядец Зукельман

По словам местных жителей, сейчас в их храм приезжают не только потомки казаков-старообрядцев. Фроловский предприниматель Дан Зукельман живет неподалеку.

— В Никольский храм, по возможности, хожу, и вам советую, — говорит он. — Строили мы его, действительно, всем миром, за это время сроднились все.

Теперь у прихожан Никольского храма планы — с Божией помощью, развивать дендрарий при храме и продолжать восстанавливать грачевский пруд. Его здесь называют лиманом — на заповедный водоем прилетают даже цапли.

— Православные старообрядцы — самые активные участники субботников, — говорит председатель ТОСа «Грачи-Фролово» Владимир Барышников. — В озерцо даже мальков карася запускали. Но сперва пришел один дедок — говорит, зачем вам это, я их лучше курам скормлю. Затем приехала молодежь и быстро выбила рыбу электроудочками, не дали малькам подрасти. Что же, все зависит от родительского воспитания. Думаю, хороший пример прихожан Никольского храма будет со временем принят окружающими.

Верит в это и отец Иоанн — даже в новом здании церкви иной раз не хватает места. Все больше людей хотят жить по традициям предков.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство старого оскола фото
  • Строительство станция метро немчиновка на карте
  • Строительство станций московского метро по годам
  • Строительство станций метро на васильевском
  • Строительство станций метро кожуховской линии