Строительство станции парк культуры

История станции московского метро, которую испортили просчёты архитектора

Какой станцию планировали изначально? Почему поставки отделочного материала постоянно срывались? Неужели архитектора заставили сделать платформу такой мрачной? И какой инженерный просчёт свёл на нет все старания по украшению станции? Об этом и не только расскажу сегодня.

«Доисторический» способ

Станция открылась в рамках первой очереди Кольцевой линии 1 января 1950 года. Название она получила по соседней платформе Сокольнической линии, «Парк культуры». Присвоение таких же наименований, как и на радиальных ветках, было своеобразной традицией. Как правило, станции Кольца старались не называть по-другому.

Архитектором «Парка культуры» назначили Игоря Рожина. Он проектировал несколько станций в Московском метро и практически на каждой допустил парочку конструктивных просчётов. Но об этом позднее. Тем не менее, архитектурная концепция «Парка культуры» была весьма оригинальной. Однако воплотить её полностью не удалось.

Для оформления пилонов Рожин выбрал серый мрамор «лопота» с интересным рисунком. Добывали камень на высокогорных месторождениях в Грузии. Поставки отделочного материала постоянно срывались и задерживались.

В итоге Рожину пришлось самому отправиться на месторождения, чтобы выяснить, в чём дело. Оказалось, что добывали мрамор «доисторическим» способом. То есть вниз огромные глыбы стаскивали на волах. Конечно, это было очень медленно.

Мрачнее мрачного

К счастью, эту проблему как-то удалось решить. А вот с другой трудностью было сложнее. Изначально архитектор планировал отделать путевые стены белым мрамором. Тогда станция стала бы более светлой и яркой. Но в предоставлении отделочного материала белого цвета Рожину отказали. Пришлось взять чёрный мрамор.

Позднее архитектор признался, что сильно жалеет об этом решении. Ведь станция получилась очень мрачной, совсем не такой, какой он планировал её сделать. И говорил, что лучше бы воспользовался белой метлахской плиткой. Она хоть и смотрелась не так роскошно, зато сочеталась бы более гармонично с остальными деталями.

Торец станции украсили барельефом с профилем писателя Максима Горького, потому что Парк культуры и отдыха носил его имя. Чтобы обогатить пространство ещё больше, потолок центрального зала дополнили сложными и необычными пересечениями жгутов. Возле каждого пилона установили мраморные скамейки. А сами колонны дополнили 26 круглыми барельефами работы скульптора Иосифа Рабиновича. Они изображают досуг советской молодёжи.

Роковая ошибка

К сожалению, до конца оценить их красоту не получилось. Всё дело в инженерном просчёте, который допустил Игорь Рожин. Он неправильно запроектировал расположение светильников и разместил их между пилонами. То есть не напротив барельефов, а немного в стороне.

Из-за света, который падал под неправильным углом, барельефы начали отбрасывать двойные тени. На первый взгляд, не сильно заметные. Однако если присмотреться, то их можно увидеть. Интересно, что при временном освещении всё смотрелось хорошо.

Но после установки постоянных люстр, архитектор схватился за голову. Как потом вспоминал сам Рожин, скульптор Рабинович расстроился настолько, что практически плакал от досады. Но на переделки времени уже не было.

Перехода нет

Не получилось полностью воплотить и проект вестибюля. Изначально Рожин предлагал, чтобы конструкция представляла собой протяжённую аркаду. По виду она должна была напоминать русские торговые ряды. Идея была в том, чтобы сооружение контрастировало с провиантскими складами Жилярди. Они располагались на противоположной стороне Садового кольца.

Но такой вариант городские чиновники отвергли. Поэтому вестибюль достаточно типичен для станций Кольцевой линии. Интересно, что для его постройки снесли предыдущий выход в город, который принадлежал одноимённой станции Сокольнической линии.

Источник

Станция метро «Парк культуры»-кольцевая

Она предназначалась для транспортировки пассажиров к ЦПКиО им. Горького, и (как и в случае с одноименной радиальной станцией) из-за достаточной удаленности от самого парка предлагалось переименовать её то в «Крымский мост», то в «Крымскую», то в «Чудовку». Но название станции претерпело изменения лишь в 1980‑м году, когда в преддверии Олимпиады его сократили до «Парка культуры».

Это пилонная трехсводчатая станция глубокого заложения. Архитектор И.Е. Рожин в этом проекте попытался зрительно облегчить массивные пилоны, и ему это удалось. Каждый пилон он «прорезает» ступенчатыми арками, визуально превращая его в четыре колонны, стоящие по углам. В арки он помещает медальоны работы скульптора С.М. Рабиновича. Всего получилось 26 барельефов, 12 из которых дублируются. На них изображены различные виды досуга и отдыха, доступные советскому человеку (катание на коньках, шахматы, авиамоделирование, цветоводство, футбол и другие).

Освещение станции достигается своеобразными «китайскими фонариками», подвешенными к своду, и четырьмя торшерами, которые находятся у деревянных диванов в перронных залах. Эти торшеры выполнены из мрамора малахитового цвета в виде четырехугольной колонны, расширяющейся к верху. Наверху композиция из металла: листья держат кольцо, на которое укреплены четыре плафона.

Свод центрального зала декорирован лепными розетками и шнурами, рисунок которых взят из кельтских узоров.

Критики отмечают, что можно было бы достигнуть большей визуальной легкости и воздушности, если использовать в отделке пилонов материалы светлых тонов вместо серого мрамора «лопота». Сам И.Е. Рожин считал своей ошибкой выбор мест для подвески светильников. Они оказались не напротив, а между медальонами с барельефами. В результате чего получились двойные тени. Этот факт неприятно удивил архитектора и чуть не довел до слез скульптора, но станция к тому моменту была почти завершена – никакие доработки уже не разрешались.

Наземный павильон (архитекторы И.Е. Рожин и Е.М. Маркова) – массивное здание, внутреннее пространство которого организовано как храм крестово-купольной системы. В трех прямоугольных «пределах» находятся вход, кассы, переход и выход в город. В полукруглой в плане «апсиде» – эскалаторы. В центральной части находится кессонированный полусферический купол – прямая цитата из Пантеона в Риме. Ставят точку в христианском подтексте четыре лепных медальона в основании купола. На них изображены гости парка, которые явно отсылают нас к библейской истории об Адаме и Еве.

Источник

Парк культуры имени Горького (ныне Парк Культуры)

Парк культуры имени Горького (ныне Парк Культуры)

Конечная станция Первой очереди, расположенная под Крымской площадью Садового кольца, в проекте так и называлась «Крымская площадь». Слово «площадь» в названиях станций чаще опускалось, и должна была получиться станция «Крымская». Но после открытия, вдруг, ей присвоили название Парка Культуры им. Горького, находящегося за километр, на другой стороне Москвы-реки. Что послужило такому странному наименованию? Вероятнее всего, из-за того что станция была предназначена для подвоза москвичей к ЦПКиО (попросту являлась ближайшей), а данный парк был образцом паркового строительства того времени: аттракционы, красивые скульптуры, балюстрады и т. д. Название настолько закрепилось, что даже со временем его не поменяли.

При строительстве станции возникали некоторые сложности. Например, стены станции отстояли на 0,5–1,5 метра от стен провиантских складов, расположенных на углу Остоженки. Здание уже тогда являлось ценным памятником и работы шли очень аккуратно. Открытый способ работ по сооружению станции не должен был помешать движению на Садовом кольце, поэтому строителями был сооружен временный деревянный мост на металлических опорах. Постройка моста производилась с 2 ночи до 5 утра. В это же время забивались сваи (в центр Крымской площади подвозилась мобильная копровая установка). 17 января 1933 года началась забивка свай, а к 28 октября 1934 года работы по постройке станции были закончены. 31 января 1935 года станция была отделана изнутри. 6 февраля 1935 года делегаты 7-го Съезда Советов уже сели на станции Парк Культуры им. Горького в поезд метрополитена! Скорость и сложность работ поражает.

Станция сооружена по проекту архитекторов Г.Т.Крутикова и B.C.Попова и имеет два наземных вестибюля. Главный вестибюль, выходящий на Чудовку (ныне Комсомольский проспект) спроектирован теми же авторами. Вестибюль на Остоженке построен архитектором С.Г.Андриевским. Павильон на Чудовке был воплощен в простых строгих формах: массивный портик опирается на две парные квадратные колонны, расположенные по обе стороны от дверей. Эти четыре колонны облицованы красным полированным гранитом. Боковые стены вестибюля обработаны пилястрами с длинными оконными просветами между ними. По периметру павильона проходил ступенчатый карниз. Двери павильона были прекрасно выполнены из дерева. Внутри вестибюль представляет собой широкую лестницу, подводящую пассажира до кассового зала. Украшением павильона, безусловно, являлся потолок полуциркульной формы, кессонированный восьмигранными кассетами, дно которых было выкрашено в голубой цвет, создающим иллюзию неба. Именно игра с цветом на станциях Первой очереди создавала сильный эффект. Вдоль окон располагались массивные круглые колонны, соединенные невысокой балюстрадой. Между колонн были подвешены круглые светильники. Стены кассового зала облицованы серым мрамором, арочные проходы опираются на 4 восьмигранные колонны, облицованные белым мрамором Коелга. На стенах зала арки и колонны были дублированы в виде выступов и пилястр. Кассовый зал освещался круглым светильником, таким же, как на самой станции, а подходы к залу освещались торшерами, стоящими в полукруглых нишах. Пол зала уложен метлахской плиткой в виде клеточного рисунка. Далее к станции расходились два пути, для разделения потоков, и выводили на пешеходные мостики к станции. Эти коридоры освещались круглыми светильниками, закрепленными по оси прохода. Данный павильон был снесен в конце 1940-х для постройки большого вестибюля, совместившего вход на кольцевую и радиальную станции. Надо сказать, что кассовый зал и проходы сохранились до наших дней, только освещение и покрытие пола стало другим, а кассовый зал перестал использоваться по назначению.

Второй вестибюль, выходящий на Остоженку, существует и ныне. Круглое в плане здание затерялось сегодня за эстакадой, проходящей над Крымской площадью. Но так было не всегда. В момент открытия станции этот вестибюль располагался рядом с парком Института красной профессуры. Деревья послужили отправной точкой для архитектуры такого павильона: круглое здание, окруженное пятигранными колоннами, поддерживающими выступающий карниз. Раньше вход в здание был выделен выступающим прямым портиком, опирающимся на колонны, но в дальнейшем портик демонтировали, а павильон стал идеально круглым. Также вестибюль лишился подвешенных по периметру круглых светильников. Крышу павильона венчает световой барабан для освещения интерьера днем. Внутри лестница раздваивается и приводит в кассовый зал. Вход в кассовый зал выделен четырьмя колоннами, облицованными темным мрамором. Потолок обработан круглыми кессонами, с закрепленными в них светильниками. Пол облицован плиткой. Затем потоки разделяются на два прохода, для каждого из которых сделан свой пешеходный мостик на станции.

Станция, как уже упоминалось, имеет 4 пешеходных мостика. Минус такой конструкции: загромождение общего вида станции и узкие проходы вдоль самих лестниц на платформе. Мостики заканчиваются лестницами, обрамленными балюстрадой из железобетона, выкрашенной белой краской. Свод станции опирается на два ряда мощных квадратных колонн, расположенных по обеим сторонам платформы. Колонны облицованы коричневым крымским мрамором, сверху украшены лепными капителями. Путевые стены напротив колонн украшены пилястрами с такими же капителями. Между пилястр стены облицованы белой керамической плиткой, изначально она была шестигранной. Стены переходов покрыты белым марблитом. Потолок обработан большими квадратными кессонами. По неподтвержденной информации, раньше промежутки между кессонами были выкрашены в оранжевый цвет, что создавало теплую палитру. Центральный пролет станции освещался круглыми оригинальными светильниками, закрепленными по оси станции, боковые пролеты освещались светильниками поменьше. В 1960-е годы оригинальные светильники были утрачены, центральный пролет теперь освещается квадратными светильниками, а боковые остались без освещения. Пол станции изначально был асфальтовым, но в 1960-е годы его заменили черным гранитом.

Уже после открытия, примерно в конце 1960-х годов, круглый павильон был украшен внутри небольшим мраморным панно с изображением М.Горького (художник Л.М.Рябов).

Никаких значительных реконструкций станции не происходило, кроме упомянутого сноса южного вестибюля для постройки совмещенного большого павильона.

1. Наземный вестибюль станции, выходящий на улицу Чудовку (ныне Комсомольский проспект). Подземная часть, включая кассовый зал и подходные коридоры, была реконструирована: парные колонны в арочных проходах превратились в одинарные продолговатые колонны, исчезли пилястры напротив них, а также оригинальные светильники в коридорах.

2. Разобран портик северного вестибюля. Павильон стал полностью круглым в плане.

3. Утрачены оригинальные круглые светильники из стекла на станции. Ныне ее освещают люминесцентные лампы, заключенные в квадратные плафоны.

Ст. Парк культуры им. Горького. Интерьер южного наземного вестибюля

Ст. Парк культуры им. Горького. Кассовый зал

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство станции очаково в москве
  • Строительство станции новохохловская курского направления
  • Строительство станции на луне
  • Строительство станции метро яхтенная
  • Строительство станции метро южная