Строительство средневекового замка во франции

В 1228 году мать молодого короля Луи IX, Бланка Кастильская, даровала лорду Геделона Гилберту Кортенэ, право построить собственный замок и обложить налогом прилегающие земли в благодарность за участие в подавлении восстания мятежных баронов. Сегодня этот замок тринадцатого века стоит в департаменте Йонна региона Бургундия – Франш-Конте, привлекая по 300 тысяч туристов ежегодно.

Внешний вид замка, фото с официального сайта. guedelon.fr

Примечателен замок не только тем, что история его – от первой до последней буквы – вымышленная, но и историей строительства – историей не просто нового – но новейшего времени. А точнее, возведение стен и башен вот уже два десятилетия происходит прямо на глазах посетителей.

Идея проекта восходит к 1995 году, когда исследователь оборонных укреплений Никола Фошерр и специалист по средневековым замкам Кристиан Корвизьер обнаружили в толще краснокирпичных стен поместья Сен-Фаржо каменные фортификации тринадцатого века. Они доложили о результатах своих изысканий владельцу замка Мишелю Гюйо. Идея возникла спонтанно – восстановить изначальный вид крепости.

Замок Сен-Фаржо, автор фото – Кристоф Фино. Источник: wikipedia.org

Мишель Гюйо собрал команду из специалистов по сохранению средневекового архитектурного наследия, историков и археологов. Первый коллектив включал в себя и Мэрилин Мартин, которая долгие годы возглавляла строительство. Мысль реконструировать, собственно, сам замок Сен-Фаржо была отвергнута, тогда-то и возник план строительства замка тринадцатого века с нуля, на новой площадке, с использованием аутентичных технологий.

История замка в коротком трехминутном видео

Место для крепости – лес Геделон – было выбрано стратегически. Участок земли мог похвастаться запасами всех материалов, необходимых для возведения средневековой фортификации – а именно, песчаника для стен, песка и извести для соединительного раствора, дуба для деревянных лесов и несущих конструкций.

Приобретению участка предшествовало длительное научное изыскание. В качестве модели для будущего сооружения были выбраны четыре замка начала тринадцатого века, два из которых находились в том же департаменте Йонна. Предварительные эскизы подготовил Жак Мулин – главный архитектор департамента Французских Исторических Монументов, доктор наук. Дизайн был основан на архитектуре крепостей времен правления Филиппа Августа. Проект, подготовленный Мулином, давал общее представление о внешнем виде замка, расположении главных зданий и фортификационных сооружений. Технический чертеж с размерами, размещением дверей, окон и лестниц, и подробными планами всех конструкционных деталей был выполнен техническим руководителем проекта и главным каменщиком Флорианом Ренуччи.

Оформление всех документов на участок и разрешений завершилось в 1997 году, и строительство началось безотлагательно. В 1998 году площадка была открыта для посетителей.

Команда изначально преследовала цель сделать строительство замка как можно более аутентичным проектом. Для этого историки изучали иллюстрированные манускрипты, редкие сохранившиеся средневековые контракты на возведение замков, строения тринадцатого века и современные публикации специалистов. Бесценным источником информации стали, как ни странно, посетители замка.

Презентационный ролик с YouTube-канала проекта.

Все необходимое для строительства находится на расстоянии вытянутой руки. Из песчаника, добытого в карьере прямо на участке, каменотесы вырубают блоки для строительства – прямоугольные для стен и сложной формы для сводов. Все инструменты выкованы в кузне замка. С помощью топоров и пил плотники превращают дубовые стволы в стропила и балки. Крыши перекрывают красной керамической черепицей, сформованной и обожженной на месте. Материалы подвозят на место строительства на телегах, запряженных лошадями, а поднимают наверх с помощью аутентичного колесного крана. Замковая таверна выпекает свой хлеб из муки, смолотой на водяной мельнице, и кормит строителей и волонтеров простой традиционной пищей.

Несмотря на стремление к максимальной аутентичности, строители проекта носят средневековые туники и соломенные шляпы, как составляющие средневекового костюма, в сочетании с ботинками со стальными носами, защитными очками и касками – таковы требования законодательства. Кроме того, здание соответствует всем требованиям безопасности и техническим строительным регламентам.

Внешний вид замка с высоты птичьего полета. Фото с официального сайта guedelon.fr

Первая серия первого сезона «Секретов замков».

Сегодня замок может похвастаться завершенными палатами сеньора – в 2012 году стены украсила роспись. Строительство трех башен движется к завершению – остается перекрыть кровлю черепицей. Продолжается возведение часовни. Два пролета стен увенчаны зубцами, по их открытым галереям уже можно прогуляться.

За строительством можно следить в сериале «Огни Геделона».

Проект полностью окупается сборами за входные билеты и прибылью сувенирных лавок и таверны. Этих средств хватает выплачивать зарплату постоянному персоналу – почти семи десяткам сотрудников, включая сорок строителей. Сотни волонтеров – начинающие каменщики или просто энтузиасты – приезжают помочь со строительством со всех уголков Европы. В разное время года их число может достигать 650 человек.

Замок Геделон – не единственный проект, где участники строят свою любовь к истории. В 2009 году, окрыленный успехом Геделона, Мишель Гюйо инвестировал средства в покупку участка в США. Замок Озарк должен был стать проектом длиной в двадцать лет по возведению тринадцативечной французской крепости в американской глубинке. К сожалению, в 2012 году проект бессрочно закрылся и в настоящее время занимается поисками новых инвесторов. Тем временем, современный средневековый замок лежит в руинах в лесах Арканзаса, не тронутый временем.

Источник

Проект «Геделон»: крупнейший в мире археологический эксперимент, который продолжается уже 23 года

Летом 1995 года в голову респектабельного французского господина Мишеля Гийо пришла оригинальная идея: а что, если в самом конце XX века попробовать построить настоящий средневековый замок, но по технологиям XIII столетия? Никакой современной техники или материалов — все исключительно так же, как делали давно покойные прадеды 700 лет назад. За пару лет подготовки буржуазный каприз превратился в настоящий научный эксперимент. На примере замка Геделон авторитетные ученые с академическими степенями пытаются воспроизвести образ жизни того времени, понять ход мыслей людей, эволюцию их технологических представлений. Чистота опыта соблюдается, поэтому и идет он уже 23 года. Все правильно, замки действительно строились долгими десятилетиями. Каждый сезон сюда, в Бургундию, приезжают сотни волонтеров и десятки тысяч туристов. В конце концов, происходящее в Геделоне не только полезно для науки, это просто чрезвычайно интересно.

Как появилась мысль?

К тому моменту, когда месье Гийо задумался о своей дерзкой инициативе, он уже около 16 лет был замковладельцем. В 1979 году этот господин в складчину с собственным братом приобрел небольшое, но живописное бургундское шато Сен-Фаржо в паре часов езды на юг от Парижа. Здание находилось в прискорбном состоянии, и следующие несколько лет Гийо посвятил его восстановлению, а также организации на базе комплекса ежегодного исторического фестиваля реконструкторов. Получилось довольно успешное предприятие, которое в итоге стало привлекать достаточное количество туристов, чтобы его владелец задумался о новых проектах.

Источником вдохновения стало научное исследование Сен-Фаржо, которое по заказу Гийо сделали эксперт по фортификации Николя Фошер и кастеллолог (специалист по замкам) Кристиан Корвизье. Оказалось, что за кирпичными стенами XVII века скрывается оригинальный каменный предшественник начала XIII столетия. То есть замок был перестроен, но современные технологии позволили ученым восстановить его первоначальный внешний вид.

Концепция

К концу 1995 года небольшая группа экспертов, организованная Мишелем Гийо, пришла к выводу, что реконструкция замка Сен-Фаржо с возвращением ему облика начала XIII века нецелесообразна. Историки справедливо отметили, что и в своем нынешнем — перестроенном — состоянии он представляет собой культурную ценность. Вместо этого исследовательская команда предложила построить копию средневекового Сен-Фаржо на новом месте, но, чтобы не городить очередной никому не нужный псевдоисторический муляж, сделать это с выдумкой. Новый замок было решено превратить в опытную площадку для экспериментальной археологии — той части науки, которая пытается реконструировать утраченные знания путем постановки соответствующего опыта в современных условиях. В данном случае речь шла о попытке строительства фортификационного объекта строго с использованием технологий начала XIII столетия, честно и без каких-либо компромиссов. Главным для историков был ответ на вопрос, правильно ли мы сейчас понимаем строительные практики той эпохи, соответствуют ли они уровню поставленной задачи, способны ли решить ее.

Запуск проекта

Следующие полтора года группа Гийо потратила на разработку детальной концепции восстановления замка, выбор подходящего места для стройки, поиск источников финансирования и набор команды первостроителей, каждый из которых должен был обладать соответствующей специфике проекта квалификацией. Каждый из этих вызовов был успешно преодолен. €400 тыс., необходимые для проведения первой стадии работ, предоставил консорциум спонсоров, среди которых были структуры Евросоюза и региона Бургундия, банк Caisse des Dépôts et Consignations, энергетический гигант Electricité de France и некий швейцарский гражданин, пожелавший остаться неизвестным. Была подобрана, а затем и выкуплена подходящая под объект площадка. Участок был действительно удобным: во-первых, он находился всего в 13 километрах от существующего замка Сен-Фаржо, во-вторых, по соседству располагался заброшенный еще в 1950-е годы карьер, который мог обеспечить проект необходимым строительным материалом. Рядом были лес — источник древесины, а также пруд с небольшой речкой, давшие требуемый объем воды.

20 июня 1997 года был заложен первый камень в основание замка, получившего название Геделон. Проект был рассчитан на 25 лет.

Команда

Главным автором проекта стал Жак Мулен, один из 40 специалистов, имеющих во Франции официальный статус архитектора, который может работать с историческими объектами. В активе проектировщика были объекты в Версале, базилике Сен-Дени, несколько церквей и соборов по всей стране, а также кураторские работы по восстановлению десятка разнообразных замков. Помимо Мулена, в научный комитет, контролирующий ход проведения работ, вошли еще шесть ученых, среди которых были профессора археологии, истории искусств, кастеллологии университетов в Лионе, Марселе и Бордо. Столь серьезный подход лишний раз подчеркивает, что замок Геделон — это действительно в первую очередь научный эксперимент, пусть и идущий в формате частной инициативы.

Кроме ученых, в команде проекта на постоянной основе в сезон (март — ноябрь) заняты еще около четырех десятков специалистов-практиков, прежде всего по работе с камнем и деревом — основными строительными материалами. Им помогают персонал, обслуживающий туристическую инфраструктуру, и несколько сотен волонтеров — в основном студентов соответствующего профиля, получающих летом необходимые навыки и знания по своим предметам (например, археологии).

Методология

Принципиально важным для проекта было четкое соблюдение поставленных ограничений, то есть использование исключительно аутентичных технологий начала XIII века. Или, точнее, этих технологий в нашем современном понимании, ведь суть эксперимента как раз и заключается в проверке их соответствия исторической правде. Речь шла не только о строительстве как таковом (хотя, конечно, прежде всего о нем). Строители замка и волонтеры при выполнении работ носят одежду, сшитую вручную по средневековым правилам. Даже еда на площадке готовится соответствующим образом: например, для помола зерна была построена специальная водяная мельница. Все это представляет очевидный интерес не только для историков-археологов, но и для исследователей повседневной культуры, социологов и культурологов.

Технологии

Но прежде всего команду, работающую над объектом, интересует отработка именно строительных технологий. Если речь идет о древесине, которую используют для балок, брусьев, досок (они нужны, например, для формирования кровли и межэтажных перекрытий), то, естественно, подразумевается, что подходящее дерево будет сначала найдено, а потом срублено в ближайшем лесу с использованием топора, выкованного в специально созданной на площадке замка кузнице. Затем дерево будет перевезено к Геделону с помощью запряженного в телегу коня, разумеется, подкованного тем же замковым кузнецом. После этого уже на территории стройки бревно будет нужным образом обработано (опять же аутентичными инструментами) для получения нужного финального продукта.

То же касается и работы с камнем. Сначала в карьере добывается необходимый материал (песчаник или известняк), затем он перевозится к замку, где каменотесы добиваются результата, по форме и размеру соответствующего требуемому в конкретный момент. Для формирования резных готических окон или работы со сводами приходится привлекать уже специалистов узкого профиля, но вновь-таки ограничивать их «средневековыми» рамками. Строительный раствор также изготавливается на месте. Полученный в карьере известняк обжигается в специальной печи, затем известь гасится водой и смешивается с песком. Периодически строители меняют пропорции трех составляющих (известь, вода, песок), чтобы добиться раствора с нужными в конкретном месте свойствами.

Подобные принципы распространяются и на прочие фронты работ. Например, черепица делается в отдельной гончарной мастерской, а стройматериалы поднимаются на высоту с помощью подъемного крана со ступальным колесом — все как и в начале XIII века.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство среднеазиатской железной дороги
  • Строительство спуска к реке
  • Строительство спуска в подвал
  • Строительство спортплощадок государственная программа
  • Строительство спортплощадок в школах