Строительство спасской башни кремля

Содержание
  1. Спасская башня Московского Кремля
  2. История Спасской башни Московского Кремля. Справка
  3. Спасская башня Московского Кремля
  4. Часы, начинающие отсчет нового года
  5. Спасскую башню (высота со звездой — 71 метр) построил в 1491 году архитектор Пьетро Антонио Солари. Об этом сообщает памятная надпись на латыни — первая в Москве мемориальная доска.
  6. Название Спасской башне дали по надвратной иконе Спаса Смоленского.
  7. В XVI веке на Спасской башне установили фигуры львов медведей и павлинов. Сейчас считается, что это были символы царской власти (львы и единороги). Они сохранились, хотя и пострадали в 1917.
  8. На Спасской башне в XV веке появились первые в России часы. А в конце XVI века часы были еще на двух башнях Кремля — Троицкой и Тайницкой.
  9. Новые куранты изготовили в 1851-1852 годах на русском заводе братьев Бутеноп. Использованы некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени.
  10. В 1991 году Пленум ЦК решил возобновить работу курантов на Спасской башне, но выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов. К задаче вернулись в 1995.
  11. Куранты на Спасской башне уникальны и являются полностью механическими.

Спасская башня Московского Кремля

Башня была построена в 1491 году по проекту миланского архитектора Пьетро Антонио Солари, впоследствии надстроена английским архитектором Христофором Галовеем совместно с русским мастером Баженом Огурцовым. Изначально возведена из красного кирпича, в разные годы белилась или оставалась красной в зависимости от эстетических предпочтений.

Общая высота Спасской башни со звездой составляет 71 метр. К башне примыкает массивная отводная стрельница с проездными воротами.

История Спасской башни

В память о строительстве башни над воротами установлены 2 белокаменные таблички с памятной надписью на латинском (со стороны Красной площади) и русском (со стороны Кремля) языках:

«В лето 6999 июля Божией милостью сделана была сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и Великого князя Владимириского, и Московского, и Новгородского, и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Вятского, и Пермского, и Болгарского, и иных в 30 лето государства его, а делал Пётр Антоний от града Медиолана».

Спас Смоленский и Спас Нерукотворный

Одной из особенностей башни, благодаря которой она получила своё современное название, стали размещённые над проездными воротами иконы Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного.

Образ Спаса Смоленского был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска и помещён над воротами со стороны Красной площади. В 1521 году, когда Москве удалось избежать осады войсками хана Мехмед-Гирея, взамен иконы на стене была нарисована фреска, на которой изображён Спаситель с раскрытым Евангелием и припадающие к его ногам святые преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. В годы советской власти образ был заштукатурен и долгое время считался утраченным, так как в официальных документах не было зафиксировано, что с ним произошло, а у специалистов не было точных сведений о том, был ли он нарисован на стене или являлся отдельным элементом. Когда в 2000-х годах был поднят вопрос восстановления иконы, её долго искали в запасниках художественных музеев, но в итоге образ был обнаружен под слоем штукатурки на своём законном месте: в 2010 году его расчистили и восстановили.

Куранты Спасской башни

Куранты установлены на верхнем четверике башни со всех четырёх сторон и имеют внушительные размеры:

Звезда Спасской башни

Звезда на вершине Спасской башни появилась в 1935 году, когда советская власть пожелала водрузить на кремлёвские башни новый символ взамен идеологически устаревшего двуглавого орла.

Первые кремлёвские звёзды были изготовлены из нержавеющей стали и красной меди, в середине размещались позолоченные серп и молот, выложенные уральскими самоцветами. Звезду на Спасской башне, помимо прочего, украшали расходящиеся из середины лучи. К сожалению, звёзды 1935 года быстро потускнели под воздействием погоды, и уже в 1937 году их заменили светящимися рубиновыми, которые можно увидеть и сегодня.

Размах лучей звезды на Спасской башне составляет 3,75 метра.

Спасская башня на сегодняшний день является одним из символов Москвы и видной достопримечательностью туристических маршрутов.

Добраться до Спасской башни можно пешком от станций метро «Охотный ряд» Сокольнической линии, «Театральная» Замоскворецкой и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской.

Источник

История Спасской башни Московского Кремля. Справка

350 лет назад, 26 апреля 1658 года, Фроловская башня Московского Кремля по указу царя Алексея Михайловича стала именоваться Спасской.

16 апреля 1658 года царь Алексей Михайлович издал указ о переименовании башен московского Кремля. Так, Тимофеевская, именовавшаяся по двору боярина Тимофея Васильевича Воронцова Вельяминова, стала Константино Еленинско, Свиблова Водовзводной, по установленной внутри нее машине, на которой поднимали воду. Фроловская башня была переименована в Спасскую в честь иконы Спаса Смоленского, помещенной над проездными воротами со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля.

Старые названия строго запрещались. И только Боровицкая башня, которую было велено именовать Предтеченской, несмотря ни на какие запреты до наших дней дошла как Боровицкая, то есть построенная на месте небольшого бора или сосновой рощи «боровицы».

Ворота Спасской башни были главным парадным въездом в Кремль, считались святыми и особенно почитались в народе: мужчины должны были проходить в них с непокрытой головой, а проезжать через Спасские ворота верхом запрещалось. Отсюда уходили на битву полки, здесь встречали царей и иностранных послов.

При постройке башня имела четырехгранную форму и была приблизительно вдвое ниже, чем ныне.

С 1625 года кремлевские башни начали надстраивать. Первой была надстроена главная башня Кремля Фроловская. Русский архитектор Бажен Огурцов и английский мастер Христофор Галовей возвели над башней многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром.

В середине XVII веке на вершине шатра водрузили герб Российской империи двуглавого орла. Позже подобные гербы были установлены на самых высоких башнях Никольской, Троицкой и Боровицкой.

Ныне Спасская башня имеет 10 этажей. Ее высота до рубиновой звезды 67,3 метра, со звездой 71 метр. Звезда на Спасской башне впервые была установлена в 1935 году, в 1937 году ее сменила новая, имеющая размах крыльев 3,75 м.

Первые часы на Спасской башне были установлены в 1491 году. В 1625 году их сменили новые часы, изготовленные англичанином Христофором Галовеем, русскими кузнецами Жданом с сыном и внуком, литейщиком Кириллом Самойловым. В 1707 году они были заменены голландскими курантами с музыкой. В 1763 году часы вновь заменили. Всем известные ныне Кремлевские куранты были смонтированы в 1851 1852 годах братьями Бутеноп.

В 1920 году при ремонте Спасской башни музыкант М.Черемных и слесарь Н.Беренс, починив часы, подобрали на курантах мелодию Интернационала. За время своего существования куранты неоднократно реставрировались. Последняя, самая серьезная реставрация была проведена в 1974 году.

Источник

Спасская башня Московского Кремля

Часы, начинающие отсчет нового года

Эта башня знакома практически всем: ее куранты — первое, что видят россияне в Новом году. Это главный циферблат, по которому сверяет время вся страна. А сама Спасская башня уже давно стала символом России.

Спасскую башню (высота со звездой — 71 метр) построил в 1491 году архитектор Пьетро Антонио Солари. Об этом сообщает памятная надпись на латыни — первая в Москве мемориальная доска.

Сначала башню называли Фроловской — по церкви Фрола и Лавра на Мясницкой, к которой вела дорога от башни. Церковь не сохранилась. Не сохранилась и тюрьма, где томились участники соляного и медного бунтов.

Вскоре к прежним причинам недовольства добавились новые: затянувшаяся война против Польши и обесценивание медных денег. Пытаясь выйти из финансового кризиса, правительство выпустило медные деньги, сравняв в цене с серебряными. Из-за этого цены выросли, и появилось много фальшивок. В ночь на 25 июля 1662 года в людных местах Москвы появились «воровские листы», которые обвиняли родственников царя. Над городом поплыли звуки набата, а толпа устремилась в село Коломенское к Алексею Михайловичу.
Царь уже было уговорил народ разойтись, но к бунтовщикам добавилось подкрепление. Тогда «тишайший» царь приказал расправиться с бунтовщиками. Много людей пострадало, но медные деньги были отменены.

Напоминают о том времени клады, найденные советскими археологами на Красной площади. Один из них содержал 33 000 серебряных монет времени Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

Название Спасской башне дали по надвратной иконе Спаса Смоленского.

Слева и справа от Спасских ворот до 1925 года находились часовни — часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), и часовня Великого Совета Ангел (Спасская). От ворот Спасской башни уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота, все правители России, начиная с Михаила Федоровича, перед коронацией проходили через них. Поэтому Спасские ворота называли еще Царскими или Святыми.

В XVII веке икона стола в специальном киоте, и строго-настрого запрещалось проходить через ворота Спасской башни в головном уборе или проезжать верхом на лошади. За «забывчивость» били батогами или заставляли класть 50 земных поклонов. При этом когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, порыв ветра сорвал с него треуголку. А когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад с иконы Спаса Смоленского, произошло чудо: приставленная лестница упала, а святыня осталась невредима.

Но в советское время икона исчезла со Спасской башни и до 11 мая 2010 года считалась утраченной. На ее месте был заштукатуренный белый прямоугольник. А при реставрации башни стало ясно, что икона Спаса Смоленского не утрачена, а спрятана. Архитектор Константин Аполлонов, выполняя приказ уничтожить живопись, скрыл образ под сеткой-рабицей и слоем бетона. Так спасли икону, и сохранность образа составила 80%.

Теперь икона Спаса Смоленского вновь над воротами Спасской башни. А из дневников Н.Д. Виноградова становится ясно, что сам комендант Кремля разрешил скрыть иконы любым способом, лишь бы не было видно.

В XVI веке на Спасской башне установили фигуры львов медведей и павлинов. Сейчас считается, что это были символы царской власти (львы и единороги). Они сохранились, хотя и пострадали в 1917.

А еще в XVI веке на Спасской башне появились фигуры обнаженных людей. А церковь на Руси даже обычных фигурных изображений не допускала! Правда, при царе Михаиле Федоровиче их наготу стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Но нам этот курьез не увидеть — его не пощадили время и пожары. Сами статуи использовали как камни для фундамента.

А во времена Петра I возле Спасской башни на Красной площади появились манекены с образцовой одеждой французского и венгерского кроя. Рядом стояли стражники и, при отсутствии у направляющихся в Кремль надлежащей одежды, ножницами укорачивали полы и бороды.

На Спасской башне в XV веке появились первые в России часы. А в конце XVI века часы были еще на двух башнях Кремля — Троицкой и Тайницкой.

В 1585 году при всех этих башнях находились на службе часовщики. В 1613-1614 годах часовщики упоминались еще и при Никольской башне. Работа эта была очень ответственной и требовала соблюдения правил: алкоголь не пить, в карты не играть, вином и табаком не торговать, с воровскими людьми не общаться.

В то время циферблаты часов были огромными, чтобы по ним могли узнать время все, у кого не было личных часов. То есть течение времени в городе зависело от часов на кремлевских башнях. Минутной стрелки на часах не было, но они все равно могли спешить или отставать на пару часов — это зависело от поспешности часовщика, который каждый час вручную переводил стрелки. Отсчет времени шел еще интереснее: сутки делились не пополам, а на день и ночь. Летом день начинался в 3 часа утра и заканчивался в 8 вечера, потому и циферблат был рассчитан на 17 часов.

Первые механические часы для Спасской башни создал Галловей. Они весили 400 кг. По контуру расписанного «под небо» циферблата располагались арабские цифры и церковнославянские буквы, обозначавшие числа в допетровской Руси. При этом вращался циферблат, а стрелка смотрела строго вверх.

Иногда часовщики обзаводились хозяйством прямо при башне. Так на Спасской башне часовщик построил себе избушку, разбил огород и развел кур. И этим вызвал огромное неудовольствие властей и жителей города.

Часы на Спасской башне служили верой и правдой, пока не были проданы в Ярославль. В 1705 году по указу Петра I в Кремле установили новые часы с циферблатом на 12 часов, выписанные из Амстердама. Какую мелодию исполняли эти куранты — неизвестно. Да и недолго они радовали москвичей перезвоном: часы часто ломались, а после пожара 1737 года пришли в негодность. А так как столицу перенесли в Петербург, с ремонтом не спешили.

В 1763 году в Грановитой палате нашли большие английские куранты и пригласили для их установки немецкого мастера Фатца. И вот в 1770 году кремлевские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Во время пожара 1812 года эти часы повредили. Через год часовщик Яков Лебедев предложил отремонтировать куранты, и в 1815 году часы запустили вновь. Но все же время их не пощадило.

Новые куранты изготовили в 1851-1852 годах на русском заводе братьев Бутеноп. Использованы некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени.

Исполнение мелодии возложили на игральный вал — барабан с отверстиями и штифтами, связанными канатами с колоколами под шатром башни. Для этого пришлось с Троицкой и Боровицкой башен снять 24 колокола и установить их на Спасской, доведя общее количество до 48.

В 1913 году к 300-летию дома Романовых куранты на Спасской башне отреставрировали.

Сначала для ремонта курантов обратились в компанию Буре и Рогинского, но те запросили 240 тысяч золотом. Тогда власти обратились к кремлевскому слесарю Николаю Беренсу, который знал устройство курантов (он был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп»). К июлю 1918 года Беренс снова запустил куранты. Но так как он не разбирался в музыкальном устройстве часов, настройку звона поручили художнику и музыканту Михаилу Черемных. Конечно же, предпочтение отдали революционным мелодиям, поэтому куранты стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа — «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места.

Но в 1930-х годах комиссия признала звучание курантов неудовлетворительным: изношенный механизм боя и морозы сильно искажали звучание. Поэтому в 1938 году часы на Спасской башне снова замолчали.

В 1941 специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электромеханический привод, но и он не спас музыкальный строй. В 1944 году по указанию И.В. Сталина часы на Спасской башне пытались настроить на исполнение нового гимна на музыку Александрова, но и это не удалось.

Крупная реставрация механизма курантов с остановкой на 100 дней прошла в 1974 году, но и тогда музыкальный механизм не тронули.

В 1991 году Пленум ЦК решил возобновить работу курантов на Спасской башне, но выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов. К задаче вернулись в 1995.

Тогда новым гимном планировали утвердить «Патриотическую песню» М.И. Глинки, и в 1996 году во время инаугурации Б.Н. Ельцина куранты на Спасской башне после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли после 58 лет молчания! И хотя на звоннице осталось всего 10 колоколов из 48, недостающие заменили металлическими билами. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а в 3 и 9 часов утра и вечера — мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. После реставрации 1999 года часы на Спасской башне вместо «Патриотической песни» стали исполнять государственный гимн РФ.

Куранты на Спасской башне уникальны и являются полностью механическими.

Диаметр циферблата — 6,12 метров. Циферблат такой огромный, что через него может пройти поезд Московского метро! Высота римских цифр — 0,72 метра, длина часовой стрелки — 2,97 метров, длина минутной стрелки — 3,27 метров. Весь часовой механизм занимает 3 из 10 этажей башни.

Вес часов на Спасской башне — 25 тонн, а приводят его в действие 3 гири весом от 160 до 224 кг. Сейчас их с помощью электромотора поднимают дважды в сутки. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 килограмма. При этом переводили стрелки на зимнее и летнее время только вручную (для перевода часа назад куранты просто останавливали на 1 час). И хотя точность хода практически безукоризненна, все же за часами следит Астрономический институт на Воробьевых горах.

Механизм боя часов состоит из 9 четвертных колоколов (около 320 кг) и 1 колокола, отбивающего полный час (2 160 кг). Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. А в начале каждого часа кремлевские куранты вызванивают 4 раза, и следом большой колокол отбивает часы.

Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около 2 метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам на звоннице. Ритм сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии непросто. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн РФ, в 3, 9, 15 и 21 час — мелодия хора «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя».

Часы на Спасской башне стали не только символом Москвы, но и символом всей России.
Кстати, первая в России газета тоже называлась «Куранты». Она начала выпускаться в XVII веке и представляла собой длинный рукописный свиток. Он был склеен из листов, на которых записывали самые интересные сведения, собранные Посольским приказом — их сообщали посланники России в других государствах.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство спасо преображенского собора
  • Строительство спаса на крови фото
  • Строительство спаса на крови 1898 г
  • Строительство спас на сенной
  • Строительство спара в калининграде