Строительство спаса на крови фото

Тайны и легенды храма Спаса на Крови

Православный однопрестольный храм Спаса на Крови – одно из главных украшений Санкт-Петербурга. Возведён в память о гибели Александра II, после смертельного ранения 1 марта 1881г. Собор построили по проекту архитектора Альфреда Парланда на том месте набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова), где произошло покушение.

Храм строился долгих 24 года. На освящении его в 1907г. присутствовали: император Николая II и члены императорской семьи.

Мозаичное убранство фасадов и внутренняя отделка собора поражает своей красотой и великолепием.

Прекрасные панно создавались в мастерских В.А. и А.А. Фроловых русскими умельцами: Васнецовым, Журавлёвым, Харламовым и другими умельцами. Здесь собрана богатейшая коллекция мозаик, в соборе даже иконостас мозаичный.

Но сегодня речь пойдёт не об истории храма, а о загадках и легендах этого собора. Я расскажу о том, как после революции спасли кресты, где находится икона, предсказывающая будущее и открою другие тайны.

Легенда о подводных крестах

Удачное расположение храма сыграло судьбоносную роль в истории. Если верить легенде, то жители Петербурга, чтобы не дать осквернить православные кресты большевиками и не дать им бесследно исчезнуть, спрятали их на дне канала Грибоедова. Прошло время, и начали храм реставрировать, но кресты никак не могли найти. И вот однажды к группе реставраторов подошёл человек и сказал, чтобы они поискали их на дне канала. И действительно, когда водолазы погрузились на дно, то нашли утопленные святыни.

Мистическая тайна нумерологии храма

Существует магия чисел или нет, но факт остаётся фактом. Высота собора 81 метр, что соответствует году гибели императора, высота одного из куполов 63 метра, в таком возрасте умер Александра II.

Освящённая кровью мостовая

Император Александр III приказал возвести на месте покушения на Александра II храм и сохранить участок мостовой, где это произошло. Место ранения внутри собора отметили сенью на 4 колоннах, под которыми сложена камни и земля, обагрённые кровью Царя-мученика.

Легенда о том, как строительные леса храма Спаса на Крови «держали» Советский союз

Ещё одна таинственная цифра из истории собора – 1991г. В советские времена, на протяжении 21 года, храм был обнесён строительными лесами, реставрация настолько долго затянулась, что горожане иронично шутили, что леса снимут только, если Советский союз рухнет. И вот именно в тот год, когда с храма сняли строительные леса, произошёл путч и Советский союз перестал существовать. Вот как тут не верить легендам?

Легенда о таинственной иконе-предсказательнице

В ней говорится, что под крышей храма находится мистическая икона, на которой проступают даты роковых событий истории России. Есть там цифры: 1917 (революция), 1941 (война), 1953 (смерть Сталина) и ещё другие даты. Согласно легенде, икона обладает таинственной силой предсказания значимых дат в истории страны. Говорят, что на полотне проступают и другие, пока нечёткие цифры, которые могут проявиться позже.

История названия – «Спас на картошке»

Известный факт, что во время войны многие соборы и церкви использовались не по назначению. Здесь были склады, хранилища и многое другое. В Храме «Спас на Крови» хранили запас овощей, из-за чего жители Ленинграда и прозвали его в шутку Спасом на картошке. Здесь же находился Дзержинский морг, куда свозились тела ленинградских блокадников. После войны в соборе был склад декораций Малого Оперного театра (ныне Михайловского).

Легенда о нерушимости собора

По поверью – храм невозможно разрушить. Люди верили, что он оберегает от бед. Есть поверье, что он защищён древними знаками. Это символы равносторонних крестов на кокошниках окон.

Вот такие легенды ходят вокруг храма Спаса на Крови.

Вам могут быть интересны следующие статьи:

Источник

Трагедия, родившая красоту. История Храма Спаса-на-Крови.

Наша фотостудия продолжает раскрашивать интересные и сложные фотографии. И вашему вниманию была представлена фотография алтаря храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, в народе известного как Спас-на-Крови. Это чудо архитектуры пережило сложную, но все-таки увлекательную историю. Его стены таят в себе множество тайн и необычных вещей. И в этой статье вашим покорным слугам захотелось рассказать немного об этом нестандартном для петербургской архитектуры храма.

История храма началась в 1881 году. На этому месте 1 марта (по новому стилю – 13 марта) народовольцами было совершено покушение на царя-освободителя Александра II, который прославился в нашей стране освобождением крестьян от крепостничества. В тот день на набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) было совершено два взрыва, последний из которых смертельно ранил царя. Через 2 часа он скончался в окружении своей семьи.

Спустя полтора месяца, в апреле, на месте взрыва была освящена временная часовня. Уже тогда был объявлен конкурс на подготовку проекта нового храма. Его планировали построить небольшим, поскольку деньги собирали за счёт народных пожертвований. Но в итоге было собрано гораздо больше, чем ожидали члены комиссии по увековечению памяти Александра II.

Было всего проведено два конкурса, в которых в целом было рассмотрено свыше 50 проектов. Но император Александр III их всех отклонил. В итоге, были разработаны новые проекты. По рисунку архимандрита Игнатия был разработан проект архитектора Альфреда Александровича Парланда. Хоть он и получил одобрение царя, но комиссия по строительству храма дорабатывала его до 1887 года.

В октябре 1883 года был заложен первый камень в основании храма. Строительство же растянулось почти на четверть века (огромное время заняло оформление сооружения мозаикой). Александр III не дождался окончания строительных работ. Храм был освящен при его сыне, императоре Николае II в 1907 году.

Изначально, Спас на Крови не был приходским храмом. Вход туда был строго ограничен, а службы велись в основном по убитому императору Александру II. Храм жил своей обыкновенной жизнью, ничего особо примечательного.

Но в 1917 году в России грянула революция. Денег на содержание храма у государства не было, поэтому его настоятель Петр Лепорский обратился к горожанам, объявив о добровольной записи в число прихожан, за счёт которых и планировалось содержать храм. А уже в 1920, несмотря на возражения настоятеля, при храме был создан приход, именуемый «двадцаткой».

Однако ещё 10 лет шла борьба за окончательное владение храмом. Хоть церковь и была отделена от государства, в стране возникали отдельные христианские движения. Тогда же сформировалось два основных направления: «обновленцы» (которые выступали за лояльность советам) и «иосифляне» (это своего рода «оппозиция»). Изначально, Спас-на-крови находился в ведении обновленческой Петроградской (Ленинградской) автокефалии (грубо говоря, «статус независимой церкви). Однако после закрытия Исаакиевского и Казанского собора Спас-на-Крови был объявлен кафедральным собором Ленинграда, тем самым он становился новым центром иосифлянства. В итоге, в 1930 году президиум ВЦИК постановил закрыть храм.

Затем, долгое время на региональном уровне обсуждался вопрос о сносе храма. И уже в конце 1930-х по некоторым сведениям решение было одобрено. В любом случае, планам не суждено было сбыться ввиду начавшейся Великой Отечественной войны. Перед ленинградскими властями стояли более насущные вопросы. К тому же, тогда началось восстановление отношений между государством и РПЦ. Так что о храме забыли на ближайшие 20 лет.

В конце 1960-х-1970-х Спас-на-Крови был передан комплексному музею «Исаакиевский собор», а в самом здании был образован филиал организации. В связи с этим впервые в истории храма начались реставрационные работы. Однако собор находился в аварийном состоянии, поэтому реставрация проводилась в течение 25 лет.

В 1997 году, уже после развала СССР, реставрация была закончена, а двери музея были торжественно открыты. Вместе с этим храм был освящен и вновь был доступен для прихожан. В 2004 году, спустя почти 75 лет, была отслужена первая литургия. Сейчас внутри храма вновь ведутся реставрационные работы, которые призваны окончательно вернуть собору исторический облик.

Почему же собор не типичен для питерской архитектуры? Дело в том, что это единственный храм, построенный в городе в неорусском стиле, который господствовал при Александре III. Своим экстерьером он отсылается к московскому зодчеству, в частности к Собору Василия Блаженного.

Вообще, сам Спас-на-Крови задумался как главный памятник императору Александру III. Высота храма достигает 81 метр, что прямо отсылает к году убийства царя (однако это все-таки легенда, ибо истинная высота до креста главного купола — 76 метров). Цоколь храма украшают 20 красно-черных гранитных табличках, которые повествуют о жизни и основных деяниях Александра II (стоит отметить, что внутри на месте табличек были собраны мозаики, повествующие о жизни Иисуса Христа). Но главным местом в соборе считается сень, которая была возведена над местом смертельного ранения императора. Сохранившиеся булыжники до сих пор хранят следы крови царя.

Храм ещё известен тем, что в нём использовано рекордное количество мозаики. Её площадь занимает больше 7000 квадратных метров. Не даром собор называют «музеем мозаики».

Создание мозаичного убранства Спаса на Крови начиналось в частной студии декоративной мозаики А.А.Фролова, а после смерти мастера в июне 1897 года его заменил младший брат Владимир Александрович Фролов. В.А.Фролов стал крупным мастером русской и советской мозаики и считается главным создателем мозаичного убранства храма Воскресения Христова.

Мозаичные картины покрываеют всё внутреннее пространство храма. Этот уникальный ансамбль создавался под руководством архитектора А. А. Парланда коллективом мастеров-мозаичистов по эскизам 32 художников, среди которых были В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. Н. Харламов, В. В. Беляев и В. И. Отмар.

Интерьер Спаса на Крови уникален по разнообразию и великолепию каменного убранства, по богатству отделки и обилию пород, фактур и оттенков русских самоцветов и итальянских мраморов. Это целый музей камня и камнерезного искусства, в создании которого принимали участие лучшие российские и итальянские мастера. В оформлении интерьера были использованы итальянские мрамора, уральская и алтайская яшма неповторимого рисунка, порфир, орлец.

И ныне вокруг Спаса-на-Крови ходят множество легенд городского фольклора. Так, говорят, будто бы каждый год, 1 марта, около храма появляется призрак махающей платком Софьи Перовской, которая и дала команду бросить бомбы в царя. Считается, что если повстречать его, то это к несчастью. Но были ли прецеденты – кто знает?

В любом случае, храм пользуется огромной популярностью не только среди петербуржцев, но и гостей города. И поистине он стал одним из главных украшений города.

Источник

Спас-на-Крови – величественный храм-памятник

Рядом с зеленым Михайловским садом, возле канала Грибоедова находится один из примечательных памятников отечественной архитектуры. Необычный храм-музей появился в конце XIX века по воле российского царя Александра III. В питерский собор приходит много туристов. Их привлекают многоцветный декор фасадов и красивые мозаики, которые украшают интерьеры храма.

Общий вид храма Спаса на Крови

Цареубийство

Вид храма Спаса на Крови с набережной канала Грибоедова

История строительства

На следующий день после трагедии Городская дума решила установить на берегу канала временную часовню. Небольшой поминальный храм построили по проекту, который подготовил архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. Новую часовню освятили, и она простояла около двух лет. Из разных губерний Российской империи в столицу приходили пожертвования для монумента погибшему императору. Но было решено, что лучшей памятью о царе-Освободителе станет не скульптура, а новый собор. По замыслу устроителей он должен был отличаться от типичных для северной столицы классических, барочных и ампирных храмов.

Фрагмент южного фасада храма Спаса на Крови

Архитектор предложил проект собора в старорусском стиле, который вобрал лучшие традиции допетровского храмового зодчества. Новую церковь стоили почти четверть века – с 1881 до 1907 год. Чтобы вода из канала не подтопила фундамент, его укрепили сваями и массивным бетонным основанием. Специально под колокольню возвели широкий выступ, а внутрь провели электричество. В начале прошлого века это было новшеством и вызывало удивление у обывателей. Своды храма освещали более 1,5 тысяч ярких лампочек.

Собор содержался за счет государственной казны, но он не был открыт для широкой публики и не являлся приходским храмом. В памятные дни внутри церкви проходили поминальные службы для избранных. Красивые интерьеры и мозаики могли видеть лишь члены царской семьи, приближенные ко двору и гости государя.

Судьба собора в XX веке

С приходом новой власти в 1917 году деньги на храм больше не поступали. Через 11 лет, когда в стране шла активная антирелигиозная кампания, уникальный памятник архитектуры решено было разобрать. Однако осуществить задуманное помешала Великая Отечественная война.

К городу подступали немецкие войска, работы по сносу отложили. Когда началась блокада, собор стали использовать как морг, и сюда свозили умерших от голода и болезней жителей Ленинграда, а в послевоенные годы Малый оперный театр хранил в здании собора свои декорации и реквизит.

Статус памятника храм получил в 1968 году. Чтобы открыть собор для публики, его пришлось тщательно реставрировать. Здание на долгое время окружили строительными лесами.

Вид на соборные купола

Архитектурные особенности

Питерская церковь чем-то похожа на знаменитый Покровский собор, который украшает Красную площадь в Москве. Несмотря на то, что собор посвящен трагическому событию, выглядит он очень празднично, поражая всех яркостью и пестротой отделки. В Санкт-Петербурге бывает много дождливых дней, но даже в непогоду оригинальный храм смотрится нарядно и торжественно.

Вид на храм Спаса на Крови со стороны Михайловского сада

Здание вытянуто с востока на запад перпендикулярно линии канала и имеет ассиметричную форму. К четверику примыкают три абсиды, над которыми возвышаются позолоченные главки. С запада красуется высокая двухъярусная колокольня. Вся постройка декорирована кирпичным узорочьем, которым славятся русские храмы XVII века.

Массивный цоколь облицован сердобольским гранитом, а в нишах находятся 25 досок из темно-красного гранита, на которых записаны главные реформы царя Александра II. Это преобразования в государственном устройстве, которые император провел с 1855 по 1881 годы.

На фасадах размещены разноцветные мозаичные композиции – распятие, пояски, наличники и кокошники площадью 400 кв. м. Одно из главных украшений – выложенные мозаикой гербы российских губерний, уездов и городов. Они смотрятся очень эффектно и привлекают внимание к наружной отделке. Высокий восьмигранный шатер окружают четыре луковичные купола, покрытые цветной черепицей, медью и смальтой.

Внутреннее убранство

Просторная однопрестольная церковь вмещает 1600 человек. В ней находится крупнейшее в нашей стране собрание мозаик. Иконы и мозаичные орнаменты занимают 7 тысяч кв. м и покрывают все стены, купола, пилоны и своды здания. Здесь можно увидеть мозаичную коллекцию российской геральдики, цветные изразцы и красивые поделочные и полудрагоценные камни, привезенные с Урала и из Италии.

На мозаиках изображены 277 святых, христианская символика и более 60 сюжетов на темы Библии и Евангелия. Эскизы для них нарисовали известные российские художники М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. А. Бруни, В. В. Беляев и Н. Н. Харламов.

Мраморный иконостас украшают мозаичные образы Спасителя и Богоматери с младенцем, выложенные по эскизам художника Виктора Михайловича Васнецова. Необычные смальтовые иконы не вписываются в церковные каноны, но оставляют неизгладимое впечатление у всех, кто приходит в собор. Примечательно, что реставрация этих шедевров заняла больше времени, чем потребовалось на возведения самого храма.

Туристам нравится рассматривать лики Богоматери и Христа, которые изображены на плафонах. Правда, находятся они так высоко, что многие берут с собой увеличительные приборы. Очень красивы узоры на каменном полу, сложенном из разноцветного поделочного камня.

Полезная информация для туристов

В наши дни храм входит в музейный комплекс «Исаакиевский собор». Он открыт в любой день, кроме среды, с 10:30 до 18:00. С конца апреля по конец сентября по собору проводят вечерние экскурсии с 18:00 до 22:30.

Престол собора освящен в честь Воскресения Христова. С 2004 года по воскресеньям и в праздничные дни в храме проходят церковные службы, и на них собирается много верующих. Чтобы не оказаться в плотной толпе туристов и иметь возможность полюбоваться мозаиками без спешки, лучше приходить к открытию.

Внутренний интерьер храма Спаса на Крови

Как добраться

Собор стоит в центральной части города, и до него легко дойти пешком от станции метро «Невский проспект». Выйдите к каналу Грибоедова и пройдите 500 м до храма.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство спаса на крови 1898 г
  • Строительство спас на сенной
  • Строительство спара в калининграде
  • Строительство спар в кудрово
  • Строительство спад славянка проект