Строительство спаса на крови 1898 г

Тайны и легенды храма Спаса на Крови

Православный однопрестольный храм Спаса на Крови – одно из главных украшений Санкт-Петербурга. Возведён в память о гибели Александра II, после смертельного ранения 1 марта 1881г. Собор построили по проекту архитектора Альфреда Парланда на том месте набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова), где произошло покушение.

Храм строился долгих 24 года. На освящении его в 1907г. присутствовали: император Николая II и члены императорской семьи.

Мозаичное убранство фасадов и внутренняя отделка собора поражает своей красотой и великолепием.

Прекрасные панно создавались в мастерских В.А. и А.А. Фроловых русскими умельцами: Васнецовым, Журавлёвым, Харламовым и другими умельцами. Здесь собрана богатейшая коллекция мозаик, в соборе даже иконостас мозаичный.

Но сегодня речь пойдёт не об истории храма, а о загадках и легендах этого собора. Я расскажу о том, как после революции спасли кресты, где находится икона, предсказывающая будущее и открою другие тайны.

Легенда о подводных крестах

Удачное расположение храма сыграло судьбоносную роль в истории. Если верить легенде, то жители Петербурга, чтобы не дать осквернить православные кресты большевиками и не дать им бесследно исчезнуть, спрятали их на дне канала Грибоедова. Прошло время, и начали храм реставрировать, но кресты никак не могли найти. И вот однажды к группе реставраторов подошёл человек и сказал, чтобы они поискали их на дне канала. И действительно, когда водолазы погрузились на дно, то нашли утопленные святыни.

Мистическая тайна нумерологии храма

Существует магия чисел или нет, но факт остаётся фактом. Высота собора 81 метр, что соответствует году гибели императора, высота одного из куполов 63 метра, в таком возрасте умер Александра II.

Освящённая кровью мостовая

Император Александр III приказал возвести на месте покушения на Александра II храм и сохранить участок мостовой, где это произошло. Место ранения внутри собора отметили сенью на 4 колоннах, под которыми сложена камни и земля, обагрённые кровью Царя-мученика.

Легенда о том, как строительные леса храма Спаса на Крови «держали» Советский союз

Ещё одна таинственная цифра из истории собора – 1991г. В советские времена, на протяжении 21 года, храм был обнесён строительными лесами, реставрация настолько долго затянулась, что горожане иронично шутили, что леса снимут только, если Советский союз рухнет. И вот именно в тот год, когда с храма сняли строительные леса, произошёл путч и Советский союз перестал существовать. Вот как тут не верить легендам?

Легенда о таинственной иконе-предсказательнице

В ней говорится, что под крышей храма находится мистическая икона, на которой проступают даты роковых событий истории России. Есть там цифры: 1917 (революция), 1941 (война), 1953 (смерть Сталина) и ещё другие даты. Согласно легенде, икона обладает таинственной силой предсказания значимых дат в истории страны. Говорят, что на полотне проступают и другие, пока нечёткие цифры, которые могут проявиться позже.

История названия – «Спас на картошке»

Известный факт, что во время войны многие соборы и церкви использовались не по назначению. Здесь были склады, хранилища и многое другое. В Храме «Спас на Крови» хранили запас овощей, из-за чего жители Ленинграда и прозвали его в шутку Спасом на картошке. Здесь же находился Дзержинский морг, куда свозились тела ленинградских блокадников. После войны в соборе был склад декораций Малого Оперного театра (ныне Михайловского).

Легенда о нерушимости собора

По поверью – храм невозможно разрушить. Люди верили, что он оберегает от бед. Есть поверье, что он защищён древними знаками. Это символы равносторонних крестов на кокошниках окон.

Вот такие легенды ходят вокруг храма Спаса на Крови.

Вам могут быть интересны следующие статьи:

Источник

Трагедия, родившая красоту. История Храма Спаса-на-Крови.

Наша фотостудия продолжает раскрашивать интересные и сложные фотографии. И вашему вниманию была представлена фотография алтаря храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, в народе известного как Спас-на-Крови. Это чудо архитектуры пережило сложную, но все-таки увлекательную историю. Его стены таят в себе множество тайн и необычных вещей. И в этой статье вашим покорным слугам захотелось рассказать немного об этом нестандартном для петербургской архитектуры храма.

История храма началась в 1881 году. На этому месте 1 марта (по новому стилю – 13 марта) народовольцами было совершено покушение на царя-освободителя Александра II, который прославился в нашей стране освобождением крестьян от крепостничества. В тот день на набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) было совершено два взрыва, последний из которых смертельно ранил царя. Через 2 часа он скончался в окружении своей семьи.

Спустя полтора месяца, в апреле, на месте взрыва была освящена временная часовня. Уже тогда был объявлен конкурс на подготовку проекта нового храма. Его планировали построить небольшим, поскольку деньги собирали за счёт народных пожертвований. Но в итоге было собрано гораздо больше, чем ожидали члены комиссии по увековечению памяти Александра II.

Было всего проведено два конкурса, в которых в целом было рассмотрено свыше 50 проектов. Но император Александр III их всех отклонил. В итоге, были разработаны новые проекты. По рисунку архимандрита Игнатия был разработан проект архитектора Альфреда Александровича Парланда. Хоть он и получил одобрение царя, но комиссия по строительству храма дорабатывала его до 1887 года.

В октябре 1883 года был заложен первый камень в основании храма. Строительство же растянулось почти на четверть века (огромное время заняло оформление сооружения мозаикой). Александр III не дождался окончания строительных работ. Храм был освящен при его сыне, императоре Николае II в 1907 году.

Изначально, Спас на Крови не был приходским храмом. Вход туда был строго ограничен, а службы велись в основном по убитому императору Александру II. Храм жил своей обыкновенной жизнью, ничего особо примечательного.

Но в 1917 году в России грянула революция. Денег на содержание храма у государства не было, поэтому его настоятель Петр Лепорский обратился к горожанам, объявив о добровольной записи в число прихожан, за счёт которых и планировалось содержать храм. А уже в 1920, несмотря на возражения настоятеля, при храме был создан приход, именуемый «двадцаткой».

Однако ещё 10 лет шла борьба за окончательное владение храмом. Хоть церковь и была отделена от государства, в стране возникали отдельные христианские движения. Тогда же сформировалось два основных направления: «обновленцы» (которые выступали за лояльность советам) и «иосифляне» (это своего рода «оппозиция»). Изначально, Спас-на-крови находился в ведении обновленческой Петроградской (Ленинградской) автокефалии (грубо говоря, «статус независимой церкви). Однако после закрытия Исаакиевского и Казанского собора Спас-на-Крови был объявлен кафедральным собором Ленинграда, тем самым он становился новым центром иосифлянства. В итоге, в 1930 году президиум ВЦИК постановил закрыть храм.

Затем, долгое время на региональном уровне обсуждался вопрос о сносе храма. И уже в конце 1930-х по некоторым сведениям решение было одобрено. В любом случае, планам не суждено было сбыться ввиду начавшейся Великой Отечественной войны. Перед ленинградскими властями стояли более насущные вопросы. К тому же, тогда началось восстановление отношений между государством и РПЦ. Так что о храме забыли на ближайшие 20 лет.

В конце 1960-х-1970-х Спас-на-Крови был передан комплексному музею «Исаакиевский собор», а в самом здании был образован филиал организации. В связи с этим впервые в истории храма начались реставрационные работы. Однако собор находился в аварийном состоянии, поэтому реставрация проводилась в течение 25 лет.

В 1997 году, уже после развала СССР, реставрация была закончена, а двери музея были торжественно открыты. Вместе с этим храм был освящен и вновь был доступен для прихожан. В 2004 году, спустя почти 75 лет, была отслужена первая литургия. Сейчас внутри храма вновь ведутся реставрационные работы, которые призваны окончательно вернуть собору исторический облик.

Почему же собор не типичен для питерской архитектуры? Дело в том, что это единственный храм, построенный в городе в неорусском стиле, который господствовал при Александре III. Своим экстерьером он отсылается к московскому зодчеству, в частности к Собору Василия Блаженного.

Вообще, сам Спас-на-Крови задумался как главный памятник императору Александру III. Высота храма достигает 81 метр, что прямо отсылает к году убийства царя (однако это все-таки легенда, ибо истинная высота до креста главного купола — 76 метров). Цоколь храма украшают 20 красно-черных гранитных табличках, которые повествуют о жизни и основных деяниях Александра II (стоит отметить, что внутри на месте табличек были собраны мозаики, повествующие о жизни Иисуса Христа). Но главным местом в соборе считается сень, которая была возведена над местом смертельного ранения императора. Сохранившиеся булыжники до сих пор хранят следы крови царя.

Храм ещё известен тем, что в нём использовано рекордное количество мозаики. Её площадь занимает больше 7000 квадратных метров. Не даром собор называют «музеем мозаики».

Создание мозаичного убранства Спаса на Крови начиналось в частной студии декоративной мозаики А.А.Фролова, а после смерти мастера в июне 1897 года его заменил младший брат Владимир Александрович Фролов. В.А.Фролов стал крупным мастером русской и советской мозаики и считается главным создателем мозаичного убранства храма Воскресения Христова.

Мозаичные картины покрываеют всё внутреннее пространство храма. Этот уникальный ансамбль создавался под руководством архитектора А. А. Парланда коллективом мастеров-мозаичистов по эскизам 32 художников, среди которых были В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. Н. Харламов, В. В. Беляев и В. И. Отмар.

Интерьер Спаса на Крови уникален по разнообразию и великолепию каменного убранства, по богатству отделки и обилию пород, фактур и оттенков русских самоцветов и итальянских мраморов. Это целый музей камня и камнерезного искусства, в создании которого принимали участие лучшие российские и итальянские мастера. В оформлении интерьера были использованы итальянские мрамора, уральская и алтайская яшма неповторимого рисунка, порфир, орлец.

И ныне вокруг Спаса-на-Крови ходят множество легенд городского фольклора. Так, говорят, будто бы каждый год, 1 марта, около храма появляется призрак махающей платком Софьи Перовской, которая и дала команду бросить бомбы в царя. Считается, что если повстречать его, то это к несчастью. Но были ли прецеденты – кто знает?

В любом случае, храм пользуется огромной популярностью не только среди петербуржцев, но и гостей города. И поистине он стал одним из главных украшений города.

Источник

Храм Спаса на Крови: история возведения и удивительные факты в закладки 31

В самом центре Санкт-Петербурга, на набережной канала Грибоедова, возвышается необыкновенной красоты храм с пестрыми куполами, отличающийся от других церквей не только своей многоцветностью, но и трагической историей своего появления. Собор Воскресения Христова, был возведен по случаю гибели от рук террористов Александра II, в народе его стали называть Храм Спаса на Крови. Почему же храм, возведенный по случаю трагической гибели императора, имеет такой праздничный вид?

Гибель императора Александра II

Российский император Александр II

Покушение на Александра II 1 марта 1881 года

Это был конец, через 3 часа царя не стало. На престол взошел его сын, Александр III.

Скончался от полученных ран и Гриневский. Остальные участники покушения были вскоре арестованы и повешены на Семеновском плацу.

Гибель императора потрясла всю Россию. Борис Чичерин писал:

«Страшной катастрофой завершилось одно из величайших царствований в русской истории. Монарх, который осуществил заветные мечты русских людей, который дал свободу двадцати миллионам крестьян, установил независимый и гласный суд, даровал земству самоуправление, снял цензуру с печатного слова, этот монарх, благодетель своего народа, пал от руки злодеев, преследовавших его в течение нескольких лет и, наконец, достигших своей цели. Такая трагическая судьба не может не произвести потрясающего действия на всякого, в ком не помутилась мысль, и в ком не иссякло человеческое чувство».

«Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался» (В.О.Ключевский).

История возведения храма

На месте трагедии, где «пролилась священная кровь Государя», соорудили временный памятник и поставили часового.

Но Александр III повелел на этом месте построить храм, а пока готовился проект, возвести временную часовню, и 4 апреля часовня уже стояла.

Часовня на месте гибели царя

Александр III хотел, чтобы будущий храм был выполнен в псевдорусском стиле церковного зодчества XVII века, и стоял непременно на этом же месте.
В 1893 году Александр III заложил первый камень в основание храма, и начались подготовительные работы.

Торжественная закладка храма Воскресения Христова на Екатерининском канале 6 октября 1883 года

В 1887 году был, наконец, утвержден проект, авторами которого были А. Парланд и архимандрита Игнатий из Троицко-Сергиевой пустыни, но он требовал доработки, поэтому к работе подключили и других архитекторов. В результате окончательный вариант уже мало чем напоминал первоначальный проект А. Парланда.

Строительство Собора Воскресения Христова

Строительство затянулось надолго, освятили собор лишь в 1907 году.

Император Николай II и Императрица в сопровождении свиты и роты Дворцовых гренадеров идут с крестным ходом вдоль «Спаса на крови». Петербург. 1907 г.

Крестный ход вокруг храма

Спас-на-Крови. Фото 1910 г.

Всепобеждающая красота

Выполненный в псевдорусском стиле, яркий и праздничный, с нарядными куполами из четырехцветной эмали, храм прекрасно гармонирует с окружающими его строгими зданиями.

Купола Спаса на Крови

В связи с влажным климатом северной столицы при оформлении интерьера использовали не живопись, как в других церквях, а мозаику. все стены, столбы и своды храма, его иконостас покрыты мозаичными рисунками и иконами по эскизам великих мастеров, таких как В.М Васнецов, М. В. Нестеров и др. Площадь, покрытая мозаикой, – более 7000 кв. м. Даже иконы – и те выполнены из мозаики!

Кроме того, для отделки использованы тонны самоцветов и итальянского разноцветного мрамора. Все это великолепие создавали совместно русские и немецкие мастера.

Мозаика в интерьере собора

Священным местом в храме является шатер из самоцветов – на четырех колоннах из яшмы воздвигнута сень из горного хрусталя с крестом на вершине. Внутри шатра находятся дошедшие до нас в неприкосновенности кусок брусчатки и часть решетки с набережной, хранящие на себе кровь убиенного царя.

Священное место в соборе

Кусок брусчатки и часть решетки с набережной

«Заговоренный» храм

Устоял храм и во времена Хрущева, когда в Ленинграде взорвали около ста церквей. Видимо, не зря жители города называют его «заговоренным».

В 70-м году храм решили отреставрировать и установили леса, которые простояли целых двадцать лет. Ходили слухи, что пока этот храм стоит в лесах, в стране будет советская власть. Удивительно, но сняли леса в августе 1991 года, накануне путча.

Окончательно реставрацию завершили в 1997 году, и храм открыли для посетителей, а в 2004 году его освятили еще раз.

И теперь этот удивительный храм – гордость северной столицы.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство спас на сенной
  • Строительство спара в калининграде
  • Строительство спар в кудрово
  • Строительство спад славянка проект
  • Строительство спад в новгородской области