Строительство спас на сенной

Утраченные шедевры Петербурга: храм «Спаса-на-Сенной»

История храма

В самом центре Санкт-Петербурга, на Сенной площади с середины 18 века по 1961 год располагался величественный пятикупольный храм Успения Пресвятой Богородицы, именовавшийся в народе «Спас-на-Сенной». Храм был архитектурной доминантой Сенной торговой площади. Церковь заложена в 1753-1765 гг. По одной версии ее автором был Б. Растрелли, по другой – А. Квасов. С созданием церкви связан и другой известный архитектор, И. Старов, спроектировавший одноэтажные пристройки к колокольне и три портика западного, южного и северного входов с колоннадами.

С градостроительной точки зрения, храм был важнейшей доминантой как самой Сенной площади, так и всего исторического центра Петербурга: симметричные портики храмовой колокольни и сохранившегося на площади павильона Гауптвахты формировали парадный въезд в центр столицы с важнейших Московского и Рижского трактов; колокольня храма была второй по высоте после шпиля собора Петропавловской крепости.

Не меньшей была и социальная значимость «Спаса-на-Сенной». При храме велась активная социальная и просветительская деятельность. Храм даже упоминается в произведениях классической русской литературы: романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (на его ступенях каялся о своих преступлениях Раскольников) и в романе В.В. Крестовского «Петербургские трущобы».

Духовная значимость храма для самого сложного, с точки зрения социальной адаптации районов Петербурга, район Сенной площади, каким он остается до настоящего времени, невозможно оценить.

История разрушения

Борьба со всем церковным в нашей стране после 1917 года не обошла храм стороной. Из него дважды изымались церковные ценности. В 1933 году одиннадцать его колоколов общим весом более 1200 пудов (почти 20 тонн) были сданы в Госфонд и, видимо, пошли в переплавку. Храмовые иконы в 1936–1938 передали в Спасо-Преображенский собор и в городские музеи. В апреле 1938 храм закрыли. Уцелевший в годы блокады, несмотря на то, что храм был указан в качестве ориентира для немецкой артиллерии, он не пережил хрущевской «оттепели» и новой волны антирелигиозной политики государства.

Основным оправданием необходимости сноса церкви являлась необходимость постройки наклонного хода и выхода станции «Площадь Мира» второй очереди второй линии Ленинградского метрополитена. Первым сигналом к предстоящей антирелигиозной акции стала статья в сентябрьском номере 1960 года газеты «Вечерний Ленинград», где корреспондент ставил в известность читателей о том, что скоро «позорное пятно на облике площади Мира будет снесено и на его месте возникнет надземный павильон станции метрополитена из стекла и бетона».

Проектировщиками института «Ленметропроект» на площади Мира было намечено несколько точек для строительства наземного вестибюля метрополитена. Одна из них – на месте церкви (станция метро «Площадь Мира», ныне «Сенная площадь»), другой вариант – подземный, осуществленный сейчас для третьей очереди (станция метро «Садовая»), и еще один внутри квартала при соединении Московского проспекта и площади Мира.

В ночь с 1 на 2 февраля 1961 года церковь «Спаса-на-Сенной» была взорвана по разработанному еще в 1930-е годы методу накладных зарядов с миллисекундным замедлением для безопасного сноса крупных зданий.

Заряды накладывались на несущие конструкции внутри здания и срабатывали по очереди – сначала обрушивались столбы, падали крыша и купола, потом стены. Таким образом, осколки не разлетались в стороны, а разрушенное здание оседало вовнутрь своих стен, падавших последними.

Упавшую почти целиком колокольню Ю. М. Денисов и В. В. Смирнов обмеряли уже на земле. За забором, окружавшим церковь, образовалась гигантская груда битого кирпича.

Сегодняшний день

В память об утраченном храме Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади в 2004 г. была построена часовня, как знак возрождения самой церкви и Сенной площади. Часовня была освящена в 2005 г. во имя святого великомученника Иоанна (Нового) Сочавского, авторы проекта архитекторы Е.М. Раппопорт, А.А. Столярчук. О.Н. Васильева, Е.Е. Рубина.

Архитектура часовни решена в традиционных формах. Она представляет собой квадратное в плане очень небольшое кирпичное оштукатуренное здание, углы которого раскрепованы пилястрами с филенкой, цоколь облицован гранитом. В большие оконные проемы вставлены витражи-стеклопакеты.

На месте храма «Спаса-на-Сенной» уже несколько лет идут исследования и археологические раскопки. Существует несколько планов восстановления храма. Основной проблемой в вопросе воссоздания церкви Успения Пресвятой Богородицы является нахождение пятна застройки объекта над сооружениями метрополитена.

В случае принятия окончательного решения о воссоздании церкви, по словам В. Григорьева, главного архитектора города, потребуется выполнение работ по реконструкции наклонного хода с заменой эскалаторов станции «Сенная площадь».

Источник

Время собирать. кирпичи. Воссоздание Спаса-на-Сенной застыло на мертвой точке

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

И все бы хорошо, однако, во-первых, подросшее строение плохо вписывается в современное пространство Сенной площади. Два века назад, когда Успенскую церковь перестраивали, ее вход специально украсили портиком с фронтоном, повторяющим очертания гауптвахты, возведенной с другой стороны Садовой улицы. В результате два здания, выполненные в классическом стиле, создавали композиционный комплекс, как бы оформляющий въезд в центр города со стороны Сенной площади. Нынешняя часовня композиционно подобных вопросов не решает, напротив, выглядит инородным элементом на площади.

Можно вспомнить, что в 2013 году в профессиональном архитектурном сообществе одновременно обсуждали планы воссоздания Спаса-на-Сенной и Рождественской церкви на Песках. Сегодня разница радикальная: собор на Сенной остается в мечтах, храм на Песках практически построен.

Возрождение Успенского собора на Сенной площади забуксовало сразу. Хотя в то же время в приходе храма организовали акцию по сбору средств на «именные кирпичи», которые будут заложены в стены возрожденного храма. На предложение откликнулись тысячи петербуржцев, у каждого из них и сейчас хранится сертификат об их вкладе, который должен был быть потрачен на приобретение кирпичей для стен Спаса-на-Сенной.

Впрочем, на данный момент воссоздание Спаса-на-Сенной все так же кажется делом далекого будущего. Не дан ответ пока на градостроительный вопрос: вестибюль станции метро «заехал» на участок, предполагаемый под строительство храма. Существует идея, которую, кстати, поддерживают и в церковных кругах, «врезать» часть строений станции метро в новый проект храма. Архитектурно и технически это возможно.

Однако еще сложнее оказались вопросы оформления градостроительных документов. Их не могут решить уже многие годы. Притом что принципиальное согласие от городских властей на воссоздание Спаса-на-Сенной получено еще в начале нынешнего века.

К сожалению, дело с мертвой точки так и не сдвигается. Видимо, архитектурно невыразительной часовне еще долго предстоит напоминать петербуржцам и гостям города о разрушенном храме на одной из центральных площадей великого города.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (6551) от 22.10.2019 под заголовком «Время собирать. кирпичи».

Источник

Возвращение к жизни-Спас на Сенной

История и Архитектура Санкт-Петербурга Спас-на-Сенной

Мысль о постройке храма возникла у сенновских купцов в 1743 году, но разрешение на неё последовало только через 8 лет. Поначалу купцы купили на Выборгской стороне деревянную церковь Спаса Происхождения Честных Древ и, перенеся, освятили ее в 18.7.1753 на новом месте. Через 2 дня, 20(31).7.1753, архиепископом Сильвестром была заложена каменная церковь. Её автором был Андрей Квасов. План и пропорции сооружения, изящество постановки главного купола позволяют предполагать, что в возведении церкви участвовал Б.-Ф. Растрелли, возведший неподалеку несохранившийся особняк купца Саввы Яковлева.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, более известная в народе как «Спас-на-Сенной», или «Сенной Спас», строилась в 1753-1756 годах на углу Сенной площади, на месте нынешнего вестибюля станции метро «Сенная площадь». Она являлась памятником позднего барокко.

Внешний вид храма был окончен в год коронации Екатерины II, и чтобы увековечить это событие, на крест главного купола водрузили корону. К своему приятному изумлению, Екатерина II, въезжая в столицу после коронации, увидела 1-ю церковь на границе города, увенчанную короной.

В отличие от Казанского и Петропавловского соборов, где преобладала знатная публика, «Спас» посещали главным образом мелкие торговцы с рынка, приезжие крестьяне, мастеровые. До 1869 года вокруг церкви шла красивая ограда небольшого живописного сада. Однако, в связи с тем, что дома в этой местности приносили большой доход, на месте сада выстроили большой 4-этажный дом с магазинами (Садовая ул., 40). Пятиглавый, лёгкий и воздушный храм стал архитектурной доминантной площади. Способный принять до 5 тысяч верующих, он был одним из самых больших храмов Северной столицы.

Строился храм на средства богатого купца Саввы Яковлева на месте старинной деревянной церкви. Рядом с храмом высилась 40-метровая трёхъярусная колокольня с колоколом в 542 пуда весом. Один язык его тянул более чем на 17 пудов. Тщеславный Яковлев пожелал выбить на колоколе надпись: «Асессора Саввы Яковлева в церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Сенной». Колокол был знаменит. В Петербурге о нём ходили легенды. Говорили, что при жизни Саввы Яковлева, «очень тщеславного человека, вышедшего из крестьян Тверской губернии, звонили в этот колокол только тогда, когда он это дозволял, и будто бы язык к чему-то прикреплялся особой цепью, которую Яковлев запирал замком, а ключ держал у себя и выдавал его, когда хотел».

В Петербурге Яковлев вообще слыл личностью легендарной. Одно из городских преданий рассказывает, как Екатерина II приказала выразить ему своё монаршее неудовольствие за то, что тот, вопреки царскому указанию, в день её восшествия на престол отказался выдавать народу водку бесплатно. Говорили, что за такое ослушание Яковлеву была выдана чугунная медаль в пуд весом с приказанием носить её по праздникам на шее.

Согласно первоначальному плану церковь разделялась на тёплую половину с двумя приделами и однопрестольную холодную. Через 5 лет храм был готов, но комиссия архитекторов предложила переделать в нём своды, отчего освящение первого, левого, Трёхсвятительского придела задержалось до 20.6.1761. В склеп под ним Яковлев перенёс останки своих родителей с Сампсониевского кладбища. Внешне церковь была завершена строительством к 1762 году. 2.10.1764 настал черёд правого придела во имя преподобного Саввы Освященного, имя которого носил храмоздатель, и, наконец, 5.12.1765 – главного, холодного, освящённого сначала во имя Сретения Господня. Позже он был переосвящён во имя Успения Божией Матери. Образа в этом приделе исполнил известный живописец М.Л. Колокольников. Величественный и просторный храм увенчивали пять куполов, стоявших на многогранных барабанах. К высокой трапезной примыкала трёхъярусная колокольня, завершавшаяся слегка удлинённым куполом.

В 1816-1817 годах архитектор Л. Руска несколько переделал колокольню, которая повредилась от неравномерной осадки, и соединил вместе теплую и холодную церкви. Вход в церковь украсил многоколонный портик с фронтоном, такого же вида, как и у стоящей в северном углу площади гауптвахты, возведенной этим же зодчим.

В 1833-1835 годах архитектор А.И. Мельников при ремонте церкви переделал купола и своды. Еще раньше, 14.1.1822 был освящён им же созданный придел на южной стороне от главного алтаря – во имя Всемилостивого Спаса, а позже 14.2.1835 – северный придел во имя архистратига Михаила, построенный П.Ф. Воцким. В итоге здание несколько утратило стилистическое единство. В 1867 году по проекту Г.И. Карпова начата капитальная переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, несколько изменена форма глав и переделаны портики. Сначала обновили главную церковь, а после её освящения и малую. Все пять престолов были сняты с мест, поэтому новое освящение каждого было полным. Работы продолжались до 1873 года, хотя 1.10.1870 обновлённый храм был уже освящен.

В 1897-1898 годах В.В. Виндельбандт пристроил бетонные тамбуры и облил купола золочёной медью. В 1902-1903 годах были удлинены боковые приделы храма по проекту И.И. Яковлева, произведён ремонт и реставрация образов. Три года спустя причт этой огромной и посещаемой церкви просил возвести храм в ранг собора, но этот ранг был получен только в 1923 году.

В 1820-х годах при Спасо-Сенновской церкви было приходское духовное училище. Кроме того, в домах церкви помещали вдов и сирот духовного звания. Эта церковь считалась особым приютом для сирот. В декабре 1871 года при Спасо-Сенновской церкви было учреждено Благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам, оно начало действовать с 16.12.1873. При Обществе существовали богадельня для старых женщин и приют для детей.

Трагедия Сенной площади произошла в разгар Оттепели. В 1952 году Сенная была переименована в Площадь Мира. Было решено построить станцию метро «Площадь Мира». Главным украшением площади, её доминантой, по-прежнему оставалась церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ежегодные реставрации церкви не велись с 1916 года. но осознание её значимости, как раритетного архитектурного памятника сохранилось – не даром она пережила блокаду, уцелела в ходе второй реконструкции… сейчас трудно понять, что послужило причиной её разрушения? И почему это произошло в относительно благоприятный для страны отрезок истории? Разгар оттепели, первый полёт в космос, до роста цен ещё год… Мало кто помнит, что наряду со многими положительными чертами, в этот период усилились церковноборческие тенденции. А ослабление партийного аппарата привело к росту чиновничьего самодурства на местах. Есть предание, что секретарь Ленинградского горкома, торопился на заседание в Москву, и на вопрос, где строить новый павильон станции Метро, сделал торопливый и неопределенный жест в ту сторону, где стоял Спас-на-Сенной….

Проектировщики института “Ленметропроект” передали на рассмотрение Государственной инспекции по охране памятников архитектуры, как тогда назывался КГИОП, три варианта размещения новой станции на дуге строящегося подземного путевого тоннеля между станциями “Невский проспект” и “Технологический институт”. Наиболее предпочтительным им представлялось место в западном углу площади, где расположен так называемый дом Денежкина (ныне магазин “Океан”). Далее предлагался вариант полуподземного решения вестибюля станции, без надземного павильона, как это практически реализовано сейчас, и, наконец, снос церкви на Сенной. Последний вариант показался наиболее подходящим А.В. Победоносцеву, бывшему с 1938-го по 1961 год начальником Отдела по охране памятников архитектуры Ленинграда. Во-первых, церковь действительно находилась в весьма плачевном состоянии, так как еще в 1913 году в ней начались работы по устройству центрального отопления взамен печного, так и не завершенные из-за начавшейся Первой мировой войны. Во-вторых, храм уже в апреле 1938 года был лишён статуса памятника архитектуры и охранных привилегий, не представляя с точки зрения искусствоведения стилистически цельного образца архитектуры середины XVIII столетия из-за перманентных перестроек, исказивших первоначальный облик церкви.

Самым яростным и упорным защитником идеи сохранения церкви Успения Пресвятой Богородицы был В.И. Пилявский, известный своими трудами и лекциями по истории русской архитектуры. В адрес тогдашнего министра культуры СССР Е.А. Фурцевой было направлено письмо, подписанное ведущими преподавателями кафедр архитектурного факультета ЛИСИ, с просьбой предотвратить разрушение ещё одного локального, но очень важного градостроительного ансамбля города. Ответ, пришедший неожиданно оперативно, содержал информацию о том, что рассмотрение вопроса о судьбе церкви Успения Пресвятой Богородицы поручается группе московских специалистов под руководством академика архитектуры Н.В. Баранова. Тем не менее, руководство метростроя начало подготовку к сносу храма. Тогда, кстати, была обнаружена граница между кладкой стен, которую вели каменщики, приглашенные купеческой гильдией Сенного рынка — первоначального заказчика строительства церкви, — и тем, что в наши дни назвали бы “откровенной халтурой”, после того как право на продолжение строительства откупил владелец огромной территории от Сенной площади до Фонтанки между Гороховой улицей и Московской дорогой, “миллионщик” Савва Яковлевич Собакин. Как свидетельствует легенда, Савва Яковлевич очень торопился закончить строительство церкви к моменту возвращения из Москвы с коронации императрицы Екатерины II, почему и кладку стен отличал отпечаток крайней спешки, да и вся венчающая часть храма и колокольни была скоропалительно возведена деревянной. Тем не менее императрица благосклонно приняла приглашение к благодарственной службе, после чего Савва Яковлевич Собакин был награжден бронзовой медалью весом в пуд “За скупость” и получил разрешение изменить фамилию и стать основателем рода Яковлевых.

Прибывшая комиссия оказалась на редкость энергичной и оперативной: не боясь испачкать одежду и обувь, академики бойко облазали всю церковь, с интересом рассматривая зондажи опорных конструкций и возмущаясь самоуправством руководства Метростроя и безответственностью ГИОПа. Уходя, Н.В. Баранов пообещал срочно доложить ситуацию с храмом в правительстве и позаботиться о том, чтобы разрушение уникального и единственного в своем роде памятника отечественной архитектуры середины XVIII столетия было немедленно остановлено. Но на следующее утро метростроевское начальство объявило о введении трёхсменной работы в связи с необходимостью “своевременной подготовки строительной площадки для вывода на дневную поверхность наклонного хода эскалаторного тоннеля будущей станции метрополитена”.

Но главный архитектор Ленинграда тех лет В.А. Каменский, сменивший после Отечественной войны Н.В. Баранова, находился в весьма натянутых отношениях с последним, осуждая его за стратегические недостатки действующего Генерального плана города, за экономическое несовершенство малоэтажного жилого строительства первых послевоенных лет и т. п. Поэтому В.А. Каменский, узнав об угрозах Н.В. Баранова, потребовал, как он выразился, собрать “своих академиков”, чтобы на закрытом заседании в своем кабинете добиться подписания документа о полной никчемности церкви Успения Пресвятой Богородицы в ареале Сенной площади.

Строительный мусор от разрушенной церкви сгодился на засыпку котлована строящейся станции метрополитена «Горьковская».

Заключительным актом этой трагической мистерии стало гневное письмо министра культуры СССР Е.А. Фурцевой в адрес главного архитектора с выговором за нарушение запрета на снос церкви Спаса-на-Сенной, установленного авторитетной правительственной комиссией. Итак, в феврале 1961 года была уничтожена церковь Успения Пресвятой Богородицы, инвентаризационная стоимость которой составляла 8 миллионов рублей. Примерно в такую же сумму обошлось разрушение храма. При этом осталась неудовлетворенной просьба администрации института им. Н.К. Крупской с пожеланиями взять на свой баланс здание бывшей церкви в целях приспособления его под сценическую площадку театрального факультета.

Станция метро «Площадь Мира» (ныне – «Сенная площадь») была открыта 1.7.1963 рядом с фундаментом храма: на него заходит лишь левый край ступеней.

В 1980-х годах заговорили о восстановлении церкви. Будто бы даже был разработан проект, к которому благосклонно отнеслись отцы города. Затем о храме вроде как забыли. Вновь вспомнить о нём неожиданно заставили трагические обстоятельства. 10.6.1999 неожиданно рухнул козырёк наземного вестибюля станции метро «Сенная площадь». Под его обломками погибло несколько человек. Многие были ранены. И сразу же заговорили о каре небесной за поругание святыни. Ещё вечером накануне катастрофы в городе разразилась гроза, и многие наблюдали над Сенной площадью какие-то знамения в виде крестов. Говорили о дурной энергетике всей площади. А свидетели трагического обвала утверждают, что само падение козырька сопровождалось некой мистикой. Будто бы на него кто-то «надавил сверху». Да и как могло быть иначе, если вестибюль станции, добавляли знатоки, «углом заходит на фундамент Успенской церкви».

Как будут развиваться дальнейшие события, предсказать трудно, но проект восстановления Спаса-на-Сенной ещё не отвергнут. В постсоветское время на месте разрушенной церкви была воздвигнута часовня (Сенная пл., 2). 15.5.2003 освящён и поднят крест на её купол.
Взорванный Спас-на-Сенной будет восстановлен

11 февраля в КГИОП (Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры) состоялось первое заседание Попечительского совета по вопросу воссоздания храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади (Спас на Сенной).
Вид Сенной площади в 1814 г.

Принято официальное решение при очередной реконструкции Сенной площади восстановить снесённый в 1961 году храм. Ситуация с полным восстановлением несколько затруднительна из-за того, что вход в метро, а также недавно построенный ужасающий стеклянно-пошлый ТРК «Пик» и строящийся « Пик-2», не дадут возвести собор в том виде, в котором он был до его уничтожения.
Проект фасада « Пик-2» без учёта проекта воссоздания храма — проектирование ООО «СУАР.Т-проект»

Тем не менее, при археологических раскопках, которые проводились во время ремонта асфальтового покрытия на близлежащей к вестибюлю станции метро «Сенная площадь», был обнаружен в хорошем состоянии фундамент церкви, в том числе под алтарной частью и вход в подвал, где должны быть захоронения.
Вид Сеной площади 1822 г.

В ближайшее время вновь начнутся углублённые археологические раскопки, после чего будут демонтированы и перенесены различные городские инженерные коммуникации, и лишь к началу 2014 года планируется начать строительство церкви.
Проект вида Сенной площади с восстановленным храмом — проектирование ООО «СУАР.Т-проект»

При продолжении археологических раскопок, которые начнутся в марте, скорей всего, может быть обнаружено много интересного. В подземной части действительно должны быть захоронения — так в 1763 году строитель церкви коллежский асессор Савва Яковлев перенёс под предел «Трёх святителей» прах своих родителей, и, практически, церковь стала их родовой усыпальницей. Серебряные доски, которыми был обложен престол главного храма, конечно же, давно разворованы революционными экспроприаторами, но зато уже при первых раскопках были найдены церковные ступени.
Внутреннее убранство церкви в 1910-х годах

Церковь более всего известная и поныне, как Спас-на-Сенной, первоначально должна была быть освящена во имя Сретения Господня, но потом была именована Успения Божией Матери, хотя закладка её была совершена в 1753 году в день Ильи Пророка. После многолетнего строительства (ныне сроки, скорей всего, будут более компактными) церковь была закончена к 1762 году — к коронации Екатерины II, в ознаменование которой на кресте была воздвигнута имперская корона, чтобы новая императрица видела её, въезжая через Фонтанку в официальные столичные границы того времени со стороны Московской заставы.
Фото 1890-х (слева) и 1910-х (справа) годов церкви Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади

К слову, вся территория охватывающая пространство от Гороховой до Семёновского моста принадлежала С.Яковлеву, где он построил себе дачу с садом, выходящую фасадом на Фонтанку (арх.Растрелли), часть которой сохранилась и поныне. Также сохранился большой дом Яковлева (угол Садовой и Сенной), к которому и примыкал Спас-на-Сенной. Храм имел вокруг себя красивую ограду и «Настоятельский» сад, но в 1869 году на месте сада был возведён четырёхэтажный «доходный» дом.
Демонтаж церкви — перед взрывом в 1961 г.

Уступил он всем известной убогого вида коробке станции метро, печально известной тем, что в недавнем прошлом под её обрушившимся бетонным козырьком погибли люди. Теперь же существует проект переноса вестибюля метро в строящийся комплекс « Пик-2», фасаду которого, кстати, не мешало бы придать более пристойный вид, вписывающийся в общий ансамбль площади.
Козырёк вестибюля (ныне демонтированный) станции метро «Сенная площадь»

Проект реновации существует для всего участка Сенной площади и окружающей её территории, затрагивая большую часть бывших Яковлевских владений. И пока трудно сказать насколько это не ухудшит нынешнюю ситуацию, когда новоделы и архитектурно-структурная сумятица практически погубили этот один из приятнейших районов старого «нетуристического» Петербурга.
Проект вида Сенной площади после восстановления церкви — проектирование ООО «СУАР.Т-проект»

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади в настоящий момент официально отнесён к утраченным главным городским доминантам, а потому обязательно подлежит воссозданию, которое будет курироваться КГИОПом. Восстанавливать утраченное — более благородное дело, имеющее много граней и выходящее за узко-церковные рамки, нежели бесконечное строительство стандартных церквушек среди новостроек, порой в очень не подходящих для этого местах.

За годы советской власти утрачено большое число исторических архитектурных памятников, в том числе и церквей, и многие из которых, по возможности должны быть возрождены в наши дни. Вот вопрос — сколько утраченной петербургской архитектуры придётся восстанавливать грядущим поколениям после бурного сноса-строительства в историческом центре города в начале 21 века.

© «Петербургские страницы», 2007-2014 Взорванный в советское время храм восстановлению не подлежит, но строить его все-таки собираются

6 сентября 2013 0:0129

ВМЕСТО СВЯТЫНИ ТРУБЫ И ПРОВОДА

В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ

Удивительно то, что сам храм построили на двадцать лет раньше. Ученые думают, закладной рубль появился во время одной из первых реконструкций, когда переделывали центральный купол.

Однако если взяться всем вместе, то можно и, как говорится, горы свернуть. Точнее, даже, не горы, а павильон метро. Иначе храм просто не удастся восстановить в прежних границах.

На Сенной площади предложили возвести 70-метровую колокольню

Церковь Спаса-на-Сенной. Акварель К.Беггрова по литографии А.Брюллова
Фото: wikimedia.org
Строительство колокольни предполагается как первый этап строительства храма на Сенной площади. Предложение озвучил иерей Михаил Мамошин (настоятель храма на Сенной площади). Чиновники пока взяли паузу.

На Сенной площади предложили построить 70-метровую колокольню по проекту архитектурного бюро Рафаэля Даянова. С таким предложением к вице-губернатору Игорю Албину обратился настоятель храма на Сенной площади иерей Михаил Мамошин. Чиновники, в свою очередь, отнеслись к идее без энтузиазма.

Ранее в центре площади стоял храм Успения Пресвятой Богородицы. Но он был снесен для строительства метро «Сенная» в 1961 году. Реконструкция Сенной площади началась в 2003 году, именно тогда вместо стихийных ларьков на площади появились торговые павильоны, а в память о снесенной Успенской церкви была выстроена часовня.

По словам М.Мамошина, строительство колокольни станет первым этапом восстановления храма. В настоящее время воссоздать основную часть храма невозможно из-за необходимости перестройки машинного зала станции метро «Сенная площадь».

Глава КГА Владимир Григорьев, в свою очередь, заявил, что построить храм в урезанном виде невозможно из-за павильона метро, но поставить колокольню теоретически, «с градостроительной точки зрения», можно.

В Петербурге на месте храма Спаса-на-Сенной может появится колокольня
В Петербурге на месте храма Спаса-на-Сенной может появится колокольня

Настоятель храма Спаса-на-Сенной иерей Михаил предложил построить на месте снесенного здания церкви колокольню высотою в 70 м, а также для прихожан трапезную. Свое предложение он высказал вице-губернатору города Игорю Албину.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Спас-на-Сенной) возвели на Сенной площади в 1761 году. В 1961 году ее взорвали. Сейчас город решил восстановить объект.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство спара в калининграде
  • Строительство спар в кудрово
  • Строительство спад славянка проект
  • Строительство спад в новгородской области
  • Строительство спа комплексов под ключ