Строительство социализма в кндр

Глава I Северокорейский курс на построение «социализма с корейской спецификой»

Северокорейский курс на построение «социализма с корейской спецификой»

К началу 1970-х гг. в КНДР были осуществлены крупные политические и идеологические преобразования, основное содержание которых составили установки Ким Ир Сена на строительство «чучхейского социализма», или «социализма корейского образца». К этому времени «партизанская фракция» Ким Ир Сена добилась полной победы над своими противниками. Все «антипартийные группировки» в руководстве ТПК были разгромлены. В правящей партии и во всем северокорейском обществе, как объявил Ким Ир Сен, была установлена «единая идеологическая система идей чучхе».

Выступая на V съезде ТПК (ноябрь 1970 г.), Ким Ир Сен заявил, что все население страны руководствуется принципом «не признавать никаких других идей, кроме революционных идей чучхе».

На съезде также было объявлено, что КНДР превратилась в «социалистическое индустриальное государство», в стране созданы мощные вооруженные силы, «система всенародной государственной обороны».

Несмотря на неэффективную систему управления экономикой, растущие расходы на военные цели, волюнтаризм, в конце 1970 г. КНДР удалось добиться определенных успехов в развитии народного хозяйства. Эти успехи связаны в основном с экономической помощью КНДР со стороны Советского Союза. СССР предоставил Северной Корее крупные кредиты, позволившие улучшить экономическую ситуацию.

В 1975 г. в стране была проведена очередная реформа в промышленности. В ее основных отраслях было произведено укрупнение предприятий и созданы промышленные объединения. По всей стране действовало шесть таких объединений: два металлургических (им. Ким Чака и Хванхэ), сталелитейное (Кансон), два химических (виналоновое и хыннамское) и одно электроэнергетическое (Пукчхан). По оценкам северокорейских специалистов, создание промышленных объединений способствовало укреплению кооперационных связей между предприятиями, повышению производительности труда и росту объемов производства. Судя по всему, на первых этапах укрупнение производств имело определенный экономический эффект. Однако слабая техническая оснащенность большинства промышленных объектов, перманентная напряженность на железнодорожном транспорте практически сводили на нет попытки решить проблемы промышленного производства путем организационных реформ.

Новый план экономического развития на 1971–1976 гг., одобренный на V съезде ТПК, хотя и не был выполнен, однако по ряду показателей экономика КНДР продвинулась вперед по сравнению с 1970 г. По оценкам экспертов,[43] производство электроэнергии достигло 28 млрд кВт · ч (в 1970 г. – 16,5), угля – 50 млн т (27,5), стали – 3,8 млн т (2,2), цемента – 7,5 млн т (4,0).

Естественно, северокорейская пропаганда связала эти успехи не с советской технической помощью и кредитами, а с политическими установками Ким Ир Сена, выдвинутыми на V съезде ТПК. Главной политической доктриной, предложенной Ким Ир Сеном на партийном форуме, были объявлены «три революции» – идеологическая, техническая и культурная. Причем, «идеологическая революция» трактовалась как «освобождение людей от пережитков старого общества, неравенства и кабалы», что, как утверждала северокорейская пропаганда, позволило народным массам проявить свои творческие способности, утвердить самостоятельность. Иными словами, установить «чучхейский» взгляд на окружающий мир. Под технической революцией в КНДР, согласно установкам Ким Ир Сена, понималось стирание различий между тяжелым и легким трудом, между промышленностью и сельским хозяйством, между физическим и умственным трудом, а также освобождение женщин от «бремени домашних забот» путем расширения сети магазинов, прачечных, детских садов, яслей и т. п.

Культурная революция, как отмечалось в партийных документах, должна привести к повышению общего образовательного уровня в стране, идеологическую основу которого должны непременно составлять «идеи чучхе», формированию национальной интеллигенции, повышению качества образования, открытию новых высших учебных заведений. К середине 1970-х гг. количество вузов в КНДР выросло до 200.

Начало 1970-х гг. в КНДР связывается также еще с одним знаменательным событием – выдвижением сына Ким Ир Сена Ким Чен Ира в качестве официального преемника и продолжателя «великого революционного дела чучхе».

Ким Чен Ир родился в селе Вятское под Хабаровском 16 февраля 1941 г. (северокорейская официальная пропаганда утверждает, что Ким Чен Ир родился 16 февраля 1942 г. в партизанском лагере в горах Пэктусан). В 1964 г. окончил Пхеньянский университет им. Ким Ир Сена по специальности политическая экономия. Работал в аппарате ЦК ТПК, руководил личной охраной Ким Ир Сена. В 1974 г. стал секретарем ЦК ТПК). В официальной пропаганде в 1970-е гг. Ким Чен Ира называли «центром партии», «уважаемым руководителем».

Таким образом, в начале 1970-х гг. в КНДР завершилось формирование политического режима во главе с Ким Ир Сеном, что нашло свое высшее юридическое отражение в новой социалистической Конституции, принятой в декабре 1972 г. Основной закон КНДР придал юридический статус всем главным политическим установкам, сформулированным Ким Ир Сеном в 1960–1970-е гг. В частности, в Конституции северокорейское государство характеризуется как «революционная власть, унаследовавшая блестящие традиции, созданные в славной революционной борьбе против империалистических агрессоров». Особо выделяется положение о том, что в своей деятельности КНДР руководствуется «идеями чучхе» Трудовой партии Кореи, которые на том этапе именовались как «творческое применение марксизма-ленинизма к северокорейским реалиям». Установкам Ким Ир Сена о «методе Чхонсанри», движении Чхонлима, тэанской системе работы и др. был также придан высший правовой статус.

В Конституции подчеркиваются ведущая роль государственной собственности, плановый характер экономики КНДР, основные принципы планирования – унификация и детализация планов и т. д.

Конституция декларирует основные права и свободы граждан, а также их обязанности. Особо выделяется обязанность «повышать революционную бдительность в отношении происков империалистов и враждебных элементов всех мастей, выступающих против социалистического строя».

Основной закон 1972 г. коренным образом изменил структуру высших и местных органов власти. Был введен пост Президента КНДР с очень широкими полномочиями. Президентом был избран Ким Ир Сен. Центральный народный комитет (ЦНК) стал «высшим руководящим органом государственной власти». Фактически ЦНК сочетал в себе функции главы государства, госсовета и правительства. Руководителем ЦНК, по Конституции, являлся Президент КНДР. Административный совет (АС) выполнял исполнительные функции. Работой АС руководит глава государства и ЦНК.

На местах органами власти являлись народные собрания, местные народные комитеты и местные административные комитеты.

Реформирование высших и местных органов власти было направлено на ужесточение административного контроля за всеми сферами экономической, политической и общественной жизни КНДР, дальнейшее укрепление тоталитарной системы власти. Все это в КНДР называлось строительством «социализма корейского образца», или «чучхейского социализма».

Источник

Социалистическое строительство в Северной Корее

Интересная огромная комплексная аналитическая работа по современной Северной Корее, где с опорой на большое количество источников, анализируются вопросы устройства экономики, системы власти, идеологии, общества и армии КНДР. Это пожалуй самый дотошный и подробный материал такого рода, который доводилось читать за последнее время. Автор постарался именно разобраться в том, что же представляет из себя Северная Корея без апологетики и очернительства.

Сам материал полностью сюда помешать мы не будем, поэтому несколько фрагментов будут приведены в качестве иллюстрации, а если они заинтересуют, то переходите по ссылке в конце поста:

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В КОРЕЙСКОЙ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Среди людей, считающих себя «левыми», регулярно вспыхивают споры по поводу Корейской Народно-Демократической Республики. Жизнеспособен ли социализм? Каков характер корейского государственного строя? У них монархия? Социализм? Деформированное рабочее государство? Восточная деспотия? Если выделить суть, то главный вопрос, ответ на который мы попытаемся дать в данном исследовании, можно сформулировать следующим образом: «Каков характер северокорейского государства?» А точнее: «К какой общественно-экономической формации его можно отнести?»

На русском языке с момента прекращения существования СССР практически не публиковались исследования на тему социализма в Северной Корее. Зачастую все попытки анализа сводятся либо к апологетике, либо к бездумному поливанию грязью всего, что связано с северной частью Корейского полуострова. Люди пытаются выдать свои субъективные воззрения за истину в последней инстанции. У каждого своя причина, к примеру, ностальгия по СССР, ненависть к нему, либеральные или социалистические воззрения, просто попытка сойти за умного, деньги и прочие. Именно отсюда растут ноги у мнений, мол, КНДР — это Советский Союз сталинского или брежневского периода. Мы же постараемся впервые за последнюю четверть века дать объективный анализ КНДР без воплей о «тоталитаризме» и «рае на земле». Нашими ближайшими союзниками в этом деле станут материалы самих северных корейцев, которые распространяются посольством в Москве на русском языке, российских корееведов, диалектический материализм, марксистская политическая экономия, научный социализм и, конечно же, формальная логика. Мы будем оценивать материалы, приводить рассуждения и вместе с уважаемым читателем дадим ответ на вопрос: «Является ли КНДР социалистическим государством?» Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд: не один десяток любителей высокопарных речей сломали об него зубы. Главный недостаток всех имеющихся исследований заключается в том, что авторы анализируют ситуацию с позиции «что вижу, то пою». Люди элементарно не вооружены формальной логикой, проводят рассуждения с нематериалистических позиций, неминуемо скатываясь в болото идеализма.
К большому сожалению, достоверной информации о Северной Корее на русском языке крайне мало. Существует несметное множество слухов, «восхитительных историй» и «уток», распускаемых прессой 1. Мы можем пользоваться данными северокорейских и южнокорейских СМИ, понимая их заангажированность, использовать исследования корееведов, также имея в виду субъективность их оценки. Проблема такова: КНДР — изолированная извне страна, поэтому ни один источник нельзя назвать валидным на 100%. Приходится самостоятельно анализировать разные источники информации, сопоставлять их, очищать от откровенных мифов и сомнительных историй.

В-пятых, различные модели развития экономики. Северная Корея использует плановую модель ведения хозяйства, Южная — рыночную. Отсюда следует невозможность сравнения ВВП ни на душу населения, ни номинального. Почему? Очень просто: при капитализме во внутренний валовой продукт (ВВП) включается и реклама, и банковские операции, и тому подобное, что к реальному производству благ никак не относится; в условиях планового ведения хозяйства подобные затраты либо вовсе отсутствуют, либо сведены к минимуму. Причём сравнение по критерию ВВП большинству кажется нормальным и естественным: если ВВП КНДР ниже ВВП Республики Корея, то и уровень жизни, пропорциональный ВВП, соответственно, ниже на «Севере». Подобное мнение, безусловно, неверно. И не только потому, что уровень жизни определяется не одним внутренним валовым продуктом, но и моделью развития. Тут же можно отметить генеральную линию КНДР на полную автономизацию, независимость от внешнего мира, в противовес засилью иностранного капитала в Республике Корея.

Японская оккупация нанесла свой неизгладимый отпечаток: страх за нацию (а именно опасение истребления корейцев японцами) даёт о себе знать вплоть до сегодняшних дней. Коммунисты в КНДР считают себя и националистами, и интернационалистами одновременно. Руководящие принципы в области национализма высказаны Ким Чен Иром в работе «О правильном понимании национализма»: «Любовь к своей нации, бережное отношение к её характерным чертам и интересам, стремление к её процветанию и развитию — таковы общие мысли, чувства, психология членов нации» 11. Далее он пишет о необходимости различать буржуазный национализм как средство одурачивания рабочего класса, использующееся для защиты интересов буржуазии, и национализм как любовь к своей нации, к своей Родине. Можно сделать вывод: под национализмом он понимает именно патриотизм. И логическое завершение статьи находим в словах: «Кроме того, национализм не противоречит интернационализму. Взаимная помощь, поддержка и солидарность между странами, нациями — вот что такое интернационализм. У каждого государства есть свои границы, у каждой нации есть свои отличительные черты; революция и строительство нового общества проводятся в рамках государства и нации. В этих условиях интернационализм сводится к отношениям между странами, нациями и предполагает национализм. Интернационализм, оторванный от нации и национализма, — это фактически бессмыслица» 12. Таково мнение Ким Чен Ира, а значит и официальная позиция правительства КНДР. В этих цитатах явно прослеживается желание сохранить нацию. Вроде бы говорят: «мы интернационалисты, но (вот это вездесущее в чучхе «но») мы не можем отказаться от идентичности своей нации».

Идеи чучхе признают исторические заслуги марксизма-ленинизма, но не рассматривают его как совершенное революционное учение рабочего класса для Кореи. В данном вопросе Ким Ир Сен исходил из слов Ленина о том, что «все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни».

Сам Владимир Ильич не рассматривал классический марксизм как законченную теорию, он рассматривал его как постоянно обновляющийся и дополняющийся с течением времени. На Корейском полуострове марксизм трансформировался в идеи чучхе. Что касается построения коммунизма, то Ким Ир Сен рассматривает этот процесс, как беспрерывную революцию в трёх областях: идеологической, технологической и культурной.

Рассматривать эти революции следует в связке, обозначают они примерно следующее:

В области идеологии — воспитание в духе коммунистической морали: прививание понимания, что труд на благо революции — дело полезное для всего общества, для всех и каждого; воспитание в духе коллективизма.
В технологической области — подготовка производительных сил, свойственных социализму, а затем и коммунизму.
В области культуры — создание социалистической культуры, что непосредственно связано с идеологической революцией, и обе их можно, по сути, объединить в революцию в надстройке. Тут же идёт борьба с реакционными и вредными традициями. Часто произведения искусства имеют социалистическое содержание и национальную форму.

Также хотим отметить, что товарищи Ким Ир Сен и Ким Чен Ир одними из первых заметили распад социалистического лагеря и Советского Союза. В 1990-м году выходит в свет первая работа Ким Чен Ира на эту тему: «Высоко неся знамя идей чучхе, отстоим и ещё более прославим социализм нашего образца», вылившаяся в цикл работ по данной проблеме. В частности, стоит отметить статьи «Клевета на социализм недопустима» и «Социализм — это наука». Он выделяет три основных причины безвременной кончины социализма в СССР и странах Восточной Европы:
Построение социализма по советским «лекалам», экономическая зависимость от Советского Союза, механическое внедрение его опыта.
Недостаточная идеологическая работа с населением, уступки коллективизма в пользу индивидуализма.
Бюрократизация, которая привела к отрыву партии от масс и к её перерождению.

Ким Чен Ир во многих работах, например, в сочинении «К некоторым вопросам, возникающим при изучении идей чучхе», упоминает: философия чучхе исходит из диалектического материализма. В таком случае, субъективный идеализм, выраженный в вождизме, тем более выглядит сомнительно. Товарищ Ким Ир Сен говорит, что история человечества есть история борьбы народных масс — к которым он относит пролетариат, крестьянство и рабочую интеллигенцию — за свою самостоятельность, то есть практически под копирку берёт теорию классовой борьбы Маркса, после чего следуют слова об устаревании марксизма. Он берёт теории и концепции Маркса, даёт им свои названия, то есть переводит на корейский язык, использует придуманные им самим термины. Если корейские крестьяне в середине XX века в большинстве своём были необразованными, и в такой ситуации упрощение научного социализма до чучхе вполне обоснованно (хотя, это утверждение тоже спорно), то сейчас неграмотность ликвидирована: все люди имеют доступ к образовательным учреждениям, и тем важнее на текущем этапе переходить от «топорной» пропаганды к научному обоснованию всех положений идеологии. По факту, если убрать сложности перевода, национальную подоплёку и роль вождя, то результатом станет марксизм. Следовательно, корейцам необходимо последовательно проводить курс на научную, а не эмоциональную, моральную и какую бы то ни было подобную критику капитализма, требуется делать упор на научное обоснование социализма с последующим переходом к марксизму.
Критика марксизма — одна из наиболее сомнительных составляющих чучхе. Почему-то эта критика сводится к наиболее пошлым выводам: «марксизм учитывает только экономику». Я полагаю, подобные оценки даны преднамеренно, дабы ещё раз подчеркнуть самобытность корейской нации, важность идей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира.

Идеологи чучхе не причисляют себя к марксистской философии на основании того, что марксизм якобы занимался анализом только материального мира и закономерностей его движения, тогда как чучхе включает в себя ещё и «выяснение существенных особенностей человека и закономерностей, свойственных движению людей — социальной форме движения». Подробнее об этом Ким Чен Ир пишет следующим образом:
«Идеи чучхе видят в человеке не просто частицу мира, а властелина, хозяина мира и установили новое мировоззрение, которое позволяет подходить к миру, к его изменению и развитию, поставив в центр внимания человека – властелина мира. Основанный на идеях чучхе подход к миру, предполагающий, что человек находится в центре внимания, является надежным залогом обеспечения самостоятельной, творческой познавательной и практической деятельности человека – преобразователя мира и вершителя своей судьбы».

«Без диалектико-материалистического понимания объективного материального мира, конечно, научное познание и преобразование мира немыслимо, но сами по себе материалистическая теория материальности мира и диалектические положения о его непрерывности изменении и развитии не дают оснований для вывода о том, что человек занимает место хозяина в мире и играет решающую роль в его преобразовании» 21.
«Основное различие между философией чучхе и философией предшествующей исходит, в конечном счете, из разного взгляда на человека» 22.
Учитывая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что чучхе является вовсе не высшей ступенью развития философии, а скорее подобием другого течения в коммунистической теории — маоизма. Роднит эти философские течения прежде всего доведенное до крайности упрощенчество, частичный разрыв со всей предшествующей философской традицией, превращение философии в утилитарно-прагматическое обоснование политики. Так, исторически необходимый лозунг, вызванный теми или иными объективными трудностями строительства социализма в конкретной стране, объявляется новаторством, следующим этапом в философии, вокруг которого строится «новое» учение

КНДР является деформированным социалистическим государством — таков наш вывод, сделанный на основании анализа базиса северокорейского общества. Основы социалистического строя в КНДР налицо, но при этом ряд явлений в идеологии и общественной жизни страны не соответствуют научным марксистским принципам, в чем и состоит деформированность социализма.

Деформированным так или иначе является любое социалистическое государство, вынужденное существовать в капиталистическом окружении, так как необходимость внешней обороны, противостояние миру капитализма, ограниченность ресурсов неизбежно приводят к отступлениям от строго научной программы развития социализма к полному коммунизму, возможному только в мировом масштабе. Различны только формы и степень этой деформации. На КНДР сказались те тяжёлые обстоятельства, в которых оказалась страна в 1990-2000-х годах, в период «Трудного похода». Тогда от маленькой Кореи отвернулись все союзники и соратники, приходилось выживать в полнейшей изоляции. Сейчас, правда, ситуация улучшается. Это тяжёлое положение вынудило руководство прибегнуть к ряду мер для сплочения народа, дабы сохранить социалистический вектор развития. Мы можем и должны осуждать обожествление вождей, националистические нотки и прочие «сомнительные элементы», особенно ярко проявившиеся в «Трудном походе», однако надо чётко понимать материальные, объективные предпосылки их появления. Северная Корея достойна уважения хотя бы за то, что, несмотря на голод и прочие напасти, не свернула с пути строительства социализма.

Как бы это кому ни нравилось, но базис северокорейского общества вполне соответствует основам социализма: собственность обобществлена, частное присвоение отсутствует, производительные силы адекватны переходному периоду от капитализма к коммунизму — социализму. Корейская Народно-Демократическая Республика продолжает идти по пути социалистического развития, не проводит рыночных реформ, совершенствует производство, повышает уровень жизни населения. Прошедший в начале мая съезд Трудовой партии Кореи не провозгласил отхода от социализма, как пророчили буржуазные «эксперты»; более того, усилил упор на плановость экономики и социалистический фарватер Республики 208. Регулярные ядерные испытания и постоянно развивающаяся ракетная индустрия, то есть созданный «ядерный щит», позволяют перераспределить государственные затраты. Часть средств из военного производства переброшена на гражданское, что и является сейчас одной из основных задач Трудовой партии Кореи. По факту, перераспределение средств ведётся с 2012 года, когда у КНДР более-менее сформировался ракетно-ядерный щит: чем больше развивается «щит», тем больше средств идёт в лёгкую промышленность и сельское хозяйство.

Полностью ознакомиться со статьей Михаила Викулина можно тут.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство социализации в ссср
  • Строительство соц жилья в архангельске
  • Строительство софийского собора при ярославе мудром
  • Строительство софийского собора в полоцке
  • Строительство софийского собора в новгороде дата