Строительство софийского собора в вологде

Российские древности: Софийский собор Вологды

Иван Грозный все-таки был очень неординарным царем. И речь не о том, что он был женат семь раз, и не об его условной кровожадности (которая, впрочем, меркнет перед кровожадностью многих его европейских коллег). Но его публичные политические жесты, вроде ухода от царствования, – это все-таки нечто из ряда вон выходящее во все времена. Одним из таких жестов стала попытка перенести столицу из Москвы в Вологду.

Под такое дело в 1560-х годы в городе развернулось масштабное строительство. Кремль, палаты, новый огромный собор… Знаменитый немец Генрих Штаден, авантюрист, служивший у Ивана Грозного, восхищался масштабом работ: «город начат постройкой; половина стены из камня, другая — из дерева. Здесь выстроены каменные палаты; в них лежат серебряные и золотые деньги, драгоценности и соболя… Здесь лежит также около 300 штук пушек, недавно отлитых в Москве… Во время опричнины в этом городе день и ночь держали стражу 500 стрельцов».

Забавно, что кремль, который начал строиться 28 апреля 1566 года, в день святых апостолов Насона и Сосипатра, в народе получил название Насон-город – по первому апостолу. Весьма вероятно, что собор и кремль строились на новом месте, где раньше никто не жил: археологически более ранних построек тут не нашли.

В 1570 году случилось нечто очень странное. Царь «Иоанн Грозный, за свою жестокость прозванный Васильевичем», как его случайно назвали в энциклопедии Ларусса, приехал в Вологду, чтобы посмотреть практически готовый к освящению собор. И – выйдя из здания – внезапно объявляет: «В Москву, в Москву!» — и спешно уезжает.

Вот что пишет об этом «Летописец Ивана Слободского», который был составлен в начале XVIII века, но опирался на более древние записи: «Неции же глаголют, егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу. И того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь было не освящена».

То есть, по народному преданию, со сводов Премудрости Божией упал кирпич и ударил Ивану Грозному по голове (от чего он стал еще более недобр). Грозный тут же повелел собор разобрать, потом смилостивился, но освящать храм не давал. Собственно, последний факт – абсолютная истина. Главный собор Вологды освятили только после смерти Ивана Васильевича, повелением его сына, Федора Иоанновича. Про посвящение храма стоит тоже сказать несколько слов.

Дело в том, что Софийским храм стал не сразу. Вероятнее всего, изначально планировалось освятить главный престол во имя Успения Богоматери, а придел – в честь св. Иоанна Предтечи, небесного патрона Ивана Грозного. Так или иначе, в 1587 году был освящен только придел – в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, и лишь в 1612 году собор стал Софийским.

Росписи в храме появились позже. Сначала собор успел пострадать от захвативших Вологду поляков (1612 год) и даже горел. Через три четверти века его расписала ярославская артель мастеров во главе со знаменщиком Дмитрием Плехановым. Это начали делать 20 июля 1686 года и продолжали трудиться два года. Роспись обошлась в очень крупную по тем временам сумму – полторы тысячи рублей. При громадной площади в пять тысяч квадратных метров это неудивительно. Кстати, росписи собора сохранились полностью, и сейчас доступны для посетителей. Впрочем, этого могло бы и не быть: в середине XIX века их «поновили», то есть записали свежими красками заново. С 1963 года началась кропотливая работа по расчистке первоначальных росписей.

Фрески потрясают и поныне, особенно огромная многофигурная фреска Страшного суда, исполненная во всю западную стену собора. Фреска уникальна еще и присутствием людей в западной традиционной одежде с широкополыми шляпами. Рядом с ними – восточные старцы и женщины в нарядных платьях. Так иконописцы XVII века представляли себе грешников.

Источник

Российские древности: Софийский собор в Вологде

Купола Софийского собора в Вологде на реставрации

Как упавший на голову Ивану Грозному кирпич повлиял на освящение собора, зачем колокольне робот и как уникальные росписи едва не уничтожили, рассказываем в рубрике «Российские древности».

Иван Грозный все-таки был очень неординарным царем. И речь не о том, что он был женат семь раз, и не об его условной кровожадности (которая, впрочем, меркнет перед кровожадностью многих его европейских коллег). Но его публичные политические жесты, вроде ухода от царствования, – это все-таки нечто из ряда вон выходящее во все времена. Одним из таких жестов стала попытка перенести столицу из Москвы в Вологду.

Под такое дело в 1560-х годы в городе развернулось масштабное строительство. Кремль, палаты, новый огромный собор… Знаменитый немец Генрих Штаден, авантюрист, служивший у Ивана Грозного, восхищался масштабом работ: «город начат постройкой; половина стены из камня, другая — из дерева. Здесь выстроены каменные палаты; в них лежат серебряные и золотые деньги, драгоценности и соболя… Здесь лежит также около 300 штук пушек, недавно отлитых в Москве… Во время опричнины в этом городе день и ночь держали стражу 500 стрельцов».

Современный вид Софийского собора с востока

Забавно, что кремль, который начал строиться 28 апреля 1566 года, в день святых апостолов Насона и Сосипатра, в народе получил название Насон-город – по первому апостолу. Весьма вероятно, что собор и кремль строились на новом месте, где раньше никто не жил: археологически более ранних построек тут не нашли.

В 1570 году случилось нечто очень странное. Царь «Иоанн Грозный, за свою жестокость прозванный Васильевичем», как его случайно назвали в энциклопедии Ларусса, приехал в Вологду, чтобы посмотреть практически готовый к освящению собор. И – выйдя из здания – внезапно объявляет: «В Москву, в Москву!» — и спешно уезжает.

Вот что пишет об этом «Летописец Ивана Слободского», который был составлен в начале XVIII века, но опирался на более древние записи: «Неции же глаголют, егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу. И того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь было не освящена».

То есть, по народному преданию, со сводов Премудрости Божией упал кирпич и ударил Ивану Грозному по голове (от чего он стал еще более недобр). Грозный тут же повелел собор разобрать, потом смилостивился, но освящать храм не давал. Собственно, последний факт – абсолютная истина. Главный собор Вологды освятили только после смерти Ивана Васильевича, повелением его сына, Федора Иоанновича. Про посвящение храма стоит тоже сказать несколько слов.

Софийский собор в начале XX века

Провинциальный альбом/Wikimedia Commons

Дело в том, что Софийским храм стал не сразу. Вероятнее всего, изначально планировалось освятить главный престол во имя Успения Богоматери, а придел – в честь св. Иоанна Предтечи, небесного патрона Ивана Грозного. Так или иначе, в 1587 году был освящен только придел – в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, и лишь в 1612 году собор стал Софийским.

Росписи в храме появились позже. Сначала собор успел пострадать от захвативших Вологду поляков (1612 год) и даже горел. Через три четверти века его расписала ярославская артель мастеров во главе со знаменщиком Дмитрием Плехановым. Это начали делать 20 июля 1686 года и продолжали трудиться два года. Роспись обошлась в очень крупную по тем временам сумму – полторы тысячи рублей. При громадной площади в пять тысяч квадратных метров это неудивительно. Кстати, росписи собора сохранились полностью, и сейчас доступны для посетителей. Впрочем, этого могло бы и не быть: в середине XIX века их «поновили», то есть записали свежими красками заново. С 1963 года началась кропотливая работа по расчистке первоначальных росписей.

Фрески потрясают и поныне, особенно огромная многофигурная фреска Страшного суда, исполненная во всю западную стену собора. Фреска уникальна еще и присутствием людей в западной традиционной одежде с широкополыми шляпами. Рядом с ними – восточные старцы и женщины в нарядных платьях. Так иконописцы XVII века представляли себе грешников.

Источник

ВОЛОГОДСКИЙ СОФИЙСКИЙ СОБОР

Вологодский Софийский собор

Вологодский собор во имя святой Софии, Премудрости Божией (Вологодская епархия)

Собор возведен в 1568-1570 годах по распоряжению царя Ивана Грозного. В храме практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века.

Закладка Иваном Грозным Вологодского кремля подразумевала размещение на его территории нового кафедрального храма взамен деревянного собора Воскресения на Ленивой площадке. Строительство каменного собора в центре кремля на берегу реки Вологды началось в 1568 году. В качестве архитектурного образца был выбран Успенский собор Московского Кремля. Именно его подобие Иван IV хотел иметь в своей северной опричной резиденции.

Строители были обеспечены всем необходимым материалом: им было разрешено пользоваться «каменным припасом», заготовленным для постройки стен города и городских зданий. По сообщению местного летописца, кладку собора нередко вели под наблюдением самого царя Ивана Грозного, и она отличалась особой тщательностью, то, что успевали выстроить за день, на ночь прикрывали от холода и дождя «лубьем и другими орудиями».

В 1571 году в Вологде начало распространяться сильное моровое поветрие и это событие побудило Ивана Грозного покинуть Вологду и вернуться в столицу. С отъездом царя начатое при нем строительство в Вологде прекратилось. К тому времени Софийский собор был почти готов вчерне, но не имел ни отделки, ни внутреннего убранства.

Собор оставался неоконченным до 1587 года, когда при царе Федоре Иоанновиче приступили к его достройке. Однако, отделка была выполнена не полностью: окончен лишь южный придел, средняя же часть храма достраивалась позднее. В 1588 году преосвященным Антонием, епископом Вологодским и Великопермским был освящен престол придельного храма во имя усекновения главы Иоанна Предтечи в память о строителе собора Иоанне IV Грозном, крещеном в день памяти этого святого. Придел располагался в дьяконнике собора до капитального ремонта интерьера 1848-1850 годов.

Главный престол собора освящен в 1612 году в честь Софии Премудрости Божией. После освящения главного престола в конце XVI века вологодский Архиерейский дом по аналогии с новгородским стал именоваться «Домом святой Софеи». Икона Софии Премудрости Слова Божия стала епархиальным символом.

Софийский собор за свою более чем четырех вековую историю подвергался многочисленным переделкам.

Со времени строительства до пожара, возникшего в сентябре 1612 года в результате разорения Вологды польскими отрядами, собор имел шлемовидные завершения и позакомарное покрытие. После пожара собор восстанавливали и украшали в течение всего XVII века. Был восстановлен иконостас. Богослужебные принадлежности временно взяли из Спасо-Каменного и Глушицкого монастырей. В 1612-1613 годах после ремонта собор освятили повторно.

В 1621-1622 годах в соборе поставили новый иконостас, увеличили главы, сделав их луковичными. В 1630-х годах к западному порталу пристроили деревянное крыльцо. В 1639 году Михаил Федорович пожертвовал в собор медное паникадило весом 28 пудов 30 фунтов. Через несколько лет для собора в Архангельске были куплены еще три паникадила заграничной работы.

После пожара 1698 года были сделаны новые главы прежней луковичной формы больших размеров. В результате к концу 1720-х годов центральная глава осела и повредила соседние. При последующей реконструкции были поставлены луковичные главы меньшего объема, дошедшие в неизменном виде до наших дней. В 1686-1700 годах к западному порталу пристроено каменное крыльцо, сохранившееся до настоящего времени. В 1737-1744 годах вместо сгоревшего в 1724 году старого установлен новый пятиярусный иконостас.

Вологодский собор

В 1740-х годах вместо позакомарного покрытия сделали четырехскатное. В 1765 году пол в соборе был выстлан плитами из болотного чугуна, отлитыми на Терменгском железоделательном заводе. В 1848-1851 годах проводился капитальный ремонт Софийского собора, в ходе которого ко всем входам в храм были построены каменные притворы, расширены оконные проемы, крыша покрашена в зеленый цвет. В 1860-х годах вокруг Софийского собора поставлена каменная ограда.

В 1922 году Софийский собор захватили обновленцы. Через два года под предлогом невыплаты налогов собор был закрыт и передан краеведческому музею под размещение антирелигиозного музея. В соборе разместилась экспозиция по истории религии и атеизма, частью которой стал маятник Фуко, установленный в 1929 году. В этом же году был снят чугунный и настлан деревянный пол.

В 1935 году Софийский собор взят под государственную охрану. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 и Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 собор и весь архитектурный комплекс Вологодского Архиерейского подворья отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения.

В 1950-1960-е годы специалистами Всесоюзных научно-реставрационных мастерских под руководством архитектора В.С. Баниге проведены реставрационные работы, в результате которых восстановлено позакомарное покрытие из оцинкованной стали, поновлены купола, восстановлены узкие окна в соборе. Тогда же были разобраны построенные в 1850 году каменные притворы у входов в собор, восстановлены порталы входов, сделан ремонт наружной штукатурки, побелены стены собора. Внутри храма под руководством художника-реставратора Н.В. Перцева проводились работы по расчистке поздних росписей, выполненных иконописцем Колчиным, и закреплению старинной фресковой живописи Плеханова.

С 1999 по 2007 год проводилась комплексная реставрация собора. Восстановлена разрушенная лицевая кладка, произведена обработка кирпичей цокольной части специальными влагонепроницаемыми составами. С целью поддержания необходимого для сохранения фресковой живописи температурно-влажностного режима устроен теплый пол с вентилируемым подпольным пространством. Выполнены работы по реставрации иконостаса.

В 2003 году возле юго-восточного столпа археологами была раскрыта белокаменная кладка. Предположительно, кладка является фундаментом Царского места, где во время богослужений должен был находиться царь. Аналогичные по расположению и качеству исполнения подтронные фундаменты присутствуют только в Московском Успенском соборе и в Софийском соборе Великого Новгорода. Тогда же под фреской редкого сюжета «Поминовение усопших» в углубленной арке на северной стене жертвенника было обнаружено донаторское место, где должен был быть погребен один из главных вкладчиков храма. Таковым был Иван Грозный.

Вологодские Воскресенский и Софийский соборы с колокольней

Софийский собор находится в ведении Вологодского музея-заповедника и открыт для посещения в летнее время. В некоторые церковные праздники в весенние и летние месяцы в соборе проводятся службы.

В июне 2007 года в Софийском соборе Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил божественную литургию.

6 ноября 2014 года указом митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия (Депутатова) образовано Архиерейское подворье Воскресенского и Софийского Успенского кафедрального собора города Вологды. [1]

Архитектура

Покрытие Софийского собора позакомарное, характерное для крестово-купольной системы строения храма. Собор перекрыт крестовыми сводами с подпружными арками и парусами. Венчают храм пять массивных световых барабанов с купольным перекрытием. Существующая форма луковичных куполов относится к XVII-XVIII векам. Кресты, поставленные в конце XVII века, выполнены московскими мастерами по образу крестов несуществующей сегодня церкви Николы Явленного в Москве. На среднем кресте посредине изображено Распятие, в трех верхних оконечностях каждого креста вязью изображены слова: Царь Славы (на вертикальной конечности), ИиС ХС (на горизонтальных).

В последующем роспись несколько раз поновлялась. В 1852 году ярославский иконописец А. Колчин с артелью подверг живопись Софийского собора капитальному поновлению. В ходе этих работ был искажен колорит живописи, пропала характерная моделировка светотени. Благодаря реставрационным работам, проводимым с 1963 года, роспись была освобождена от позднейших записей.

Существующий иконостас Софийского собора, третий по счету, был создан в 1737-1744 годах. Он выполнен в стиле барокко. Имеет пирамидальную форму с выступающими вперед тремя средними пряслами. Иконы размещены в пять ярусов (рядов). Ярусы разделены позолоченными резными карнизами и поясами, а иконы золочеными каннелированными пилястрами. Всего в иконостасе находится 64 иконы (включая «Распятие»), 54 из них, судя по сведениям консисторского архива, написаны Максимом Искрицким. Манера письма этого мастера уже близка к светской живописи.

Настоятели, ключари

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство софийского собора в витебске видео
  • Строительство софийского собора в византии
  • Строительство сотовой связи крым
  • Строительство сотовой связи в крыму
  • Строительство сотов пчелами видео