Строительство и освящение храма юпитера капитолийского

«В 6 веке до н. э. к севе­ру от Капи­то­лия был воз­двиг­нут самый зна­чи­тель­ный рели­ги­оз­ный центр рим­ско­го государ­ства — храм капи­то­лий­ской тро­и­цы (Юпи­тер Все­бла­гой Вели­чай­ший, Юно­на Цари­ца и Минер­ва). В хра­ме хра­нил­ся сбор­ник про­ро­честв Сивил­лы, к кото­ро­му жре­цы обра­ща­лись в слу­ча­ях серь­ез­ных кри­зи­сов. Так про­дол­жалось, пока Август не пере­нес сокро­ви­ща в храм Апол­ло­на. Это круп­ней­ший из извест­ных этрус­ских хра­мов. В 65 г. до н. э. здесь была уста­нов­ле­на гигант­ская ста­туя Юпи­те­ра, покры­тая золо­том и сло­но­вой костью, работы зна­ме­ни­то­го Апол­ло­ния, кото­рый так­же изве­стен сво­ей работой, так назы­вае­мой Бель­ведер­ской ста­ту­ей. Мы можем полу­чить пред­став­ле­ние о пре­крас­ном обли­ке ста­туи по ее копи­ям, сде­лан­ным для хра­мов Юпи­те­ра в коло­ни­ях. Храм был укра­шен цвет­ны­ми терра­ко­то­вы­ми скульп­ту­ра­ми, сре­ди кото­рых одной из самых круп­ных была квад­ри­га, или колес­ни­ца, запря­жен­ная чет­вер­кой лоша­дей, вен­чав­шая кры­шу.»

Храм Юпитера или, в греческой традиции Зевса, описан многократно, да так подробно, что диву даёшься, как будто читаешь техпаспорт здания. Разрушенный храм в Афинах стал материалом для возведения храма Юпитеру в Риме.

Уцелела знаменитая статуя Зевса-Рода, слава Богу! Хранится в Государственном Эрмитаже в зале античной скульптуры. Кто не видел, непременно сходите и посмотрите! Всё, что о ней написано, правда, но не полная. Жаль, что не покрыты золотом те части, которые должны быть золотыми. Но слишком уж величественна и хороша будет статуя во всё своём великолепии, поэтому и остаётся она в таком состоянии. А ведь статуя поразительно хороша!

«…Они считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды.»
Прокопий Кесарийский

В 2008 году исторический облик Стрелки Васильевского острова был, по мнению специалистов, непоправимо искажён строительством высотных зданий в районе ДК имени Кирова. Когда в мае 2008 года по этому поводу разразился скандал, и городская общественность назвала эту стройку «градостроительным преступлением», правительство Санкт-Петербурга предложило застройщику, которому ранее было выдано разрешение на строительство, уменьшить этажность возводимого здания. Застройщик отказался это сделать и заявил, что иначе обратится в суд. Помимо этого строительства, существует также проект «Морской Фасад», который может привести к еще худшим последствиям для гармонии архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова. Увы, не только к гармонии, но будет страшным ударом по, и без того уже ужасной, экологии города.

Вот так сегодня глумятся над Священным островом последователи и наследники компании, прибывшей в полузатопленный древний город с Петром I, которого преследовала навязчивая идея перерезать каналами остров, чтобы и следа не осталось от единого замысла Священного острова.
Пётр силой заставлял людей селиться на острове, который в те времена ещё более всего страдал от наводнений. Еще была жива историческая память и многие отказывались это делать.

Ещё в начале двадцатого века на Васильевском острове оставалось несколько старинных дубов, к которым специально приходили, чтобы сфотографироваться. Увы.
сегодня уже нет ни одного.

Ну и что? Странный повод и безтолковое объяснение, без смысла.

Вспомните легенду о том, что из-за князя Меншикова, который, де, свой дворец выстроил слишком большим, Здание Двенадцати Коллегий встало к Неве боком, а должно было фасадом. Да не должно было, стоит так, как положено, прямо перпендикулярно храму Рода-Сварога, позади него.

Много лет нас убеждают в том, что наши предки были дикими и неграмотными, но это абсолютно не так и всё, что сегодня поражает нас, будь то Исаакиевский собор или наскальные рисунки на плато Наска или в Сибири, оставлены нам нашими, якобы дремучими и неграмотными предками. А они были космически образованные люди, способные делать то, что кажется нам абсолютно невозможным.

Вот такая показательная фраза встретилась мне в одном историческом источнике:
«В далёком 395 году на политической карте мира появилось новое государство. Современные историки называют его Византийской империей. В период расцвета страна имела общую площадь, равную территории европейской части России 3,5млн.кв.км.

Впоследствии, после раскола Рима на Западный и Восточный, Византия-Восточный Рим всячески способствовала сохранению древних традиций. Именно традиция провозглашалась источником знаний, а не опыт, ибо традиция выходила к Сущности, тогда как опыт знакомил лишь с поверхностными явлениями земного мира. Рассматривая свою культуру, как высшее достижение человечества, византийцы сознательно ограничивали себя от иноземных влияний. И как показала жизнь, они были в этом абсолютно правы!

Кстати, праздник Юпитера приходится на 20-е июля по старому стилю и по природному закону, на Руси это Перунов день. Христианская церковь нарекла Перунов день именем Ильи-пророка, который после реформы календаря 2 августа. С Перунова дня начинается грозовая активность, лету конец, жатва хлеба начинается.

Римма Соловьёва 19.07.2019г.

На фото: статуя Перуна(Зевса) в Эрмитаже из храма Перуна( здания Биржи)на Васильевском острове.

Источник

Храм Юпитера: история, описание и фото

Среди многих богов римлян Юпитер, сын Сатурна, был верховным богом, связанным с громом, молнией и штормами. Первые жители Рима верили, что за ними следят духи их предков, и они добавили к этим духам триаду богов: Марса, бога войны; Квирина, обожествленного Ромула, который присматривал за жителями Рима; Юпитера, верховного бога. К моменту возникновения республики Юпитер стал почитаться как величайший из всех богов, но остальных членов старой триады заменили Юнона (его сестра и жена) и Минерва (его дочь). Самым важным титулом Юпитера был «Юпитер Оптимус Максимус», что означает «Лучший и величайший» и указывало на его роль отца богов.

Храм на холме

Подобно этрускам и грекам до них, римляне известны тем, что строили монументальные храмы в хорошо видимых местах. Храм Юпитера Оптимуса Максимуса, расположенный на Капитолийском холме в самом сердце Древнего Рима, хорошо отражал эту традицию (сегодня здесь находится площадь, спроектированная художником эпохи Возрождения Микеланджело). К сожалению, пренебрежение, повторное использование камня для нового строительства и переделка участка означают, что для изучения от храма Юпитера осталось очень мало. Однако его влияние можно наблюдать во многих римских храмах, которые имитировали его, что делает его, пожалуй, самым важным с точки зрения его культурного влияния и дизайна.

Текущее состояние и первоначальный вид

Остатки храма включают части фундамента из туфа (тип камня из вулканического пепла) и подиум, а также некоторые мраморные и терракотовые архитектурные элементы. Большинство структурных остатков можно увидеть на месте (в их первоначальной обстановке) на территории Палаццо Каффарелли, а сохранившиеся фрагменты находятся в Капитолийском музее.

В отличие от скромной терракоты (обожженной глины), которая использовалась для украшения самых ранних версий храма, некоторые римские источники отмечают, что более поздние реконструкции, сделанные в период Римской империи, содержали более экстравагантные материалы. Древние авторы, в том числе Плутарх, Светоний и Аммиан, описывали храм как выдающийся по своему качеству и внешнему виду, с надстройкой из пентелического мрамора, позолоченными черепицами, позолоченными дверями и сложной скульптурой рельефа на фронтоне.

История

Важная дата для Рима

Разрушен и перестроен

Само здание храма Юпитера в Риме было разрушено и перестроено несколько раз в республиканский и имперский периоды, и на этом пути было несколько реставраций. Впервые разрушенный в 83 г. до н. э., во время гражданских войн в Сулле, храм был переосвящен и перестроен в 60-х годах до нашей эры. Август утверждал, что восстановил храм, скорее всего, как часть своей программы строительства, которая началась во время его прихода к власти в первом веке до нашей эры. Храм был снова разрушен в 69 году н. э., во время бурного «года четырех императоров». Хотя он был восстановлен императором Веспасианом в 70-х годах н. э., он снова сгорел во время пожара в 80 году н. э. Император Домициан провел окончательную крупную реконструкцию храма между 81 и 96 гг. н. э.

После первого века нашей эры храм, похоже, сохранил свою структурную целостность до тех пор, пока император Феодосий не ликвидировал государственные средства на содержание языческих храмов в 392 году нашей эры (христианство стало официальной государственной религией Римской империи). После этого храм несколько раз подвергался разрушениям в эпоху поздней античности и Средневековья. В конце концов, в шестнадцатом веке до нашей эры, на этом месте была построена большая резиденция, Палаццо Каффарелли.

Общественная функция

Храм Юпитера Капитолийского в Риме был не просто обычным религиозным сооружением. С самых ранних этапов храм также предположительно являлся хранилищем предметов ритуального, культурного и политического значения. Например, на этом месте хранились «Сивиллинские Оракулы» (книги, содержащие пророчество о Сивиллах), а также некоторые военные трофеи, такие как щит карфагенского генерала Хасдрубала. Кроме того, храм служил конечной точкой для триумфов, местом встречи сената, местом для совместного религиозного и политического представления, архивом для публичных записей и физическим символом верховенства и божественной воли Рима.

Возможно, лучшее изображение Капитолйского храма Юпитера можно увидеть на Жертвенной доске от ныне потерянной арки императора Марка Аврелия. На этом рельефе Марка Аврелия изображают в роли главного священника, приносящего жертву Юпитеру среди толпы сопровождающих. На заднем плане изображен храм с тремя дверями, предположительно Храм Юпитера Капитолийского.

Влияние

Хотя Храм Юпитера Оптимуса Максимуса был построен в этрусском стиле с участием этрусских мастеров, он тем не менее служит отправной точкой для развития римской храмостроительной традиции, которая часто включала местные элементы более широко в римский шаблон.

Другие постройки

После колонизации Помпей ранее построенный там храм стал Капитолием, храмом, посвященным столичной триаде Юпитера, Юноны и Минервы, в соответствии с религиозной традицией Рима. С его доминирующим положением на Форуме и возвышающимся за ним Везувием Храм Юпитера (Помпеи) является символическим изображением разрушения города. Он стоит на подиуме длиной около 17 метров вдоль фасада, имеет ряд ступенек, идущих вдоль всего фасада с видом на Форум. В верхней части ступеней шесть колонн (изначально высотой около 12 метров), они вели в открытое пространство (пронаос), которое, в свою очередь, привело к «целле» или внутреннему святилищу. Целла была разделена на три зоны, в которых находились статуи капитолийской триады. В храме было два узких лестничных пролета, по одному с каждой стороны большого центрального помоста, где стоял алтарь, и две монументальные балюстрады с конными статуями. Барельеф, изображающий храм во время землетрясения, был найден в ларарие в доме Цецилия Юкундуса и дает нам представление о том, на что действительно было похоже здание. Под трибуной находилась серия небольших комнат, в которых хранились священные предметы храма, жертвоприношения и, возможно, также сокровищница.

Храм Юпитера Статора был убежищем на склоне Капитолийского холма. Согласно римской легенде, его основал король Ромул, после того как пообещал построить его во время битвы между римской армией и сабинами.

Битва произошла в районе Форума между Ромулом и Татием, королем сабинян. Римляне были вынуждены отступить в гору на Виа Сакра. Однако на Порта Мугония Ромул молился Юпитеру и клялся ему построить храм, если тот остановит наступление сабинян. Римляне перегруппировались и удерживали свои позиции, не потерпев поражения.

На этом месте Ромул основал храм, вероятно, недалеко от Порта или рядом с ним. Святилище, скорее всего, было только алтарем, окруженным низкой стеной или забором.

В 294 г. до н. э. Марк Атилий Регулус дал похожую клятву в подобной ситуации, когда римляне проигрывали битву против самнитов, но они чудесным образом развернулись, перегруппировались и удержали свои позиции против врага.

Храм был разрушен во время Великого римского пожара во время правления Нерона в июле 64 года.

Источник

История архитектуры

November 2020

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Фундамент небесной тверди. Храм Юпитера Капитолийского (продолжение)

Ну что ж, пора продолжить наше путешествие по Капитолию. Напомню, что основная мысль текста, начатого здесь, состояла в проведении рискованных аналогий с остатками иерусалимского храма. Я ненавязчиво предполагаю, что сохранившиеся элементы фундамента капитолийского святилища Юпитера для всех, кто духовно чувствует своё римское происхождение, кто возводит себя к Риму как культурному и историческому центру, могут обладать тем же значением, что и «стена плача» для евреев. А так чувствовать и мыслить имеет основание практически каждый человек, которому дорога трехтысячелетняя европейская идентичность (или шире, индоевропейская).

Сейчас мы продолжим маршрут к фундаменту храма, после чего обратимся вновь к такому интереснейшему предмету, как юпитерианская теология.

Итак, некоторое время тому назад мы оказались на террасе palazzo Caffarelli, откуда спустились во внутренний двор, осмотрели места, где когда-то стоял главный храм Римской империи и даже увидели через стекло остатки его фундамента. Замечу, что террасу отличают не только прекрасные виды на памятники истории и культуры (вот, к примеру, на четвертом сверху фото в предыдущей части текста то самое, о чём в «Деяниях Августа» говорится: «Возле храма Аполлона, на земле, купленной большей частью на свои средства, я соорудил театр, который известен под именем моего зятя М. Марцелла» – мы видим здесь и колонны храма Аполлона и в значительной мере сохранившийся театр Марцелла) – но там также можно выпить кофе или прекрасного свежевыжатого апельсинового сока, позавтракать среди других посетителей – или же отдохнуть в отдалении на удобной каменной скамейке:

Но дальше наш путь лежит обратно на piazza Campidoglio, куда правильнее всего попасть, выйдя из подъезда palazzo и отправившись не направо – дорогой, которой мы сюда пришли – но налево, чтобы обогнуть palazzo Caffarelli и вершину Капитолийского холма против часовой стрелки и вступить на небольшую via del Tempio di Giove (улица храма Юпитера). Точное название улицы, по которой мы шествуем, чтобы туда выйти – via di Villa Caffarelli. Улица храма Юпитера ведёт на piazza Campidoglio. Совершив этот маршрут, можно пройти мимо такого легендарного пункта, как тарпейская скала, неоднократно поминаемая у античных авторов, – крутой склон холма, откуда в древнейшие времена сбрасывали вниз, в направлении к реке, приговоренных к смерти; когда вступаешь на via del Tempio di Giove, она остаётся по правую руку. И, вероятнее всего, где-то здесь же пролегала, в более позднюю эпоху, так называемая scalae Gemoniae, «лестница рыданий», по которой крючьями тащили прочь от холма к Тибру тела казнённых. Краткое введение в эту процедуру с интересными подробностями, относящееся ко времени подавления заговора Сеяна при Тиберии, находим у Тацита в VI книге «Анналов» или у Светония в биографии этого императора.

Пройдя этим полукругом по пути адских преданий, через эту своеобразную зону смерти, одолев мысленно отвлекающие преграды, мы готовы снова подняться на вершину холма, чтобы достичь конечной цели. Вспомнив по дороге рассказ Плутарха («Попликола, XIV) об эпизоде, случившемся в то время, как консул Гораций проводил освящение капитолийского храма в сентябре 509 г. до н. э.:

«В сентябрьские иды, как раз соответствующие полнолунию в аттическом месяце метагитнионе, все собрались в Капитолии. Гораций в глубоком молчании совершил все остальные обряды и, держась по обычаю, рукой за дверь храма, хотел произнести установленные при его освящении молитвы, как вдруг брат Попликолы, Марк, долго стоявший в дверях, ожидая этой минуты, крикнул: «Консул, твой сын заболел и умер в лагере!» Эти слова произвели неприятное впечатление на всех, кто их слышал. Но Гораций нисколько не смутился. Он сказал только: «Бросьте труп, куда хотите — горе чуждо для меня!» — и продолжал совершать освящение. Известие было ложно — Марк выдумал его для того, чтобы не дать Горацию совершить освящение». (Мотив – конкуренция среди римской знати за право совершить священный обряд.)

Вернувшись на площадь, в центре которой возвышается копия конной статуи Марка Аврелия, покупаем билеты в Капитолийские музеи. В сравнении с Ватиканскими музеями попасть в них гораздо легче.

Решительно, Марк Аврелий вызвался быть нашим гидом на пути к основанию. Двигаясь по ходу экспозиции, давайте обратим внимание вот на этот барельеф, украшающий (насколько помню) стену площадки перед входом на один из этажей. В 2012 г. изменившиеся правила музея не дали мне его в очередной раз сфотографировать, а вот в 2007 г. ничто не мешало это сделать, правда качеством хвастаться не буду:

А ведь это не кто иной, как император Марк, совершающий, совместно с членами семьи, жертвоприношение… Где? Вот что самое важное. Император с семейством изображен на фоне, вне всяких сомнений, храма Юпитера. Отличительный признак, мешающий допустить ошибку – квадрига на фронтоне. Профессиональное фото барельефа позволяет лучше рассмотреть детали:

Однако, видимо, изображение достаточно условное. Оно не соответствует ни планам, восстановленным благодаря археологическим данным, ни облику сооружения, приводившего современников в трепет (вспомним из предыдущей части текста восхищение императора Констанция, который впервые в жизни поднялся на Капитолий в 357 г.).

Мы должны представлять, как выглядело здание с учетом того обстоятельства, что двери и крыша были покрыты золотом, вход во внутренние помещения (целлы), где на золотом троне находилась статуя Юпитера в одежде триумфатора и короне (которую во время триумфальной процессии держали над головой победоносного полководца), прикрывал с фасада тройной ряд колонн, согласно следующей реконструкции:

Ну, и уж если говорить о колоннах, нужно взглянуть на фото из архибазилики San Giovanni in Laterano – по статусу главного храма католической церкви, кафедрального собора Рима и места служения римского епископа (снова извиняюсь по поводу качества). Говорят, это колонны, когда-то позаимствованные из храма Юпитера.

Концентрация легендарных шедевров в экспозиции Капитолийских музеев возрастает по мере приближения к истокам. Лучшее сосредоточено подле стены храма, подобно тому как в Ватиканских музеях все дороги ведут в Сикстинскую капеллу. Перемещаясь к цели в недрах palazzo Conservatori, мы уже совсем рядом и видим… Никак нельзя не подойти и не засвидетельствовать почтение:

Бюст, который мы привыкли видеть, кажется, в любом учебнике или книге по римской истории и культуре. Брут Капитолийский. Вот такие основывают республики. Есть смысл у него кое-чему поучиться. Похож на представителей «нетрадиционно-креативного меньшинства»? Нет. Поучительно.

Ближний круг. Нас опять встречает Марк Аврелий, чтобы на этот раз представить своим лучшим друзьям:

Макет удачно демонстрирует соотношение целого и сохранившейся части:

Расположение храма на холме с учетом современного состояния объектов и вид Капитолия в древние времена:

Очень интересно, что там, за этой дверью.

Экскурс в юпитерианскую теологию следует.

Posted on Jul. 15th, 2013 at 01:49 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство и операции с недвижимостью
  • Строительство и обустройство нефтегазовых месторождений
  • Строительство и обустройство курятника
  • Строительство и обустройство землянки пошагово
  • Строительство и обустройство загородного дома