Строительство и архитектура в средневековой европе

Архитектура средневековья и строительство европейских средних веков

В период становления феодального общества, как и при рабовладельческом строе, задачи, вставшие перед строительной техникой, определялись необходимостью сооружать крепости, феодальные замки и т. п. Были одинаковы и технические приемы сооружения таких объектов: ручной труд крепостных, сгонявшихся на строительство укреплений, мало отличался от труда рабов.

Строительство храмов

С помощью простой техники в средние века создавались разнообразные архитектурные сооружения. Высшие достижения строительного мастерства и архитектурного искусства воплощены прежде всего в храмах. В Византии их строили, используя в качестве материала в основном раствор и кирпич. Из них возводили стены, пилоны, делали своды. Часто применялся и камень.

Шедевром строительной техники Византии являлся храм св. Софии в Константинополе, построенный в 532—537 гг. при императоре Юстиниане. По размерам и роскоши это сооружение превзошло все другие современные ему храмы. Центральное пространство храма было перекрыто куполом диаметром 33 м. Внутренние помещения были отделаны мрамором и мозаикой.

Первые храмы на Руси

Византийское строительное и архитектурное искусство оказало значительное влияние на развитие архитектуры многих стран, в том числе и архитектуру Руси, куда с принятием в конце X в. христианства стали проникать и технологии каменного строительства. До того времени практически все постройки на Руси были деревянными. Из дерева строили не только жилые дома, но и монастыри, церкви и даже крепости. Орудиями труда при этом служили топор, тесло (инструмент вроде тяпки с острым лезвием), струг (рубанок), долото. В XIII—XV вв. появились сверла и пилы.

При князе Владимире Святославовиче, обратившем русский народ в христианство, в Киеве была построена Десятинная церковь. Это был огромный 25-купольный храм общей площадью в 542,5 м2, с великолепными фресками, мозаикой и мраморными резными парапетами. В начале XI в. на Руси было возведено много прекрасных архитектурных сооружений, среди которых особо следует выделить знаменитый Софийский собор в Киеве, сохранившийся до наших дней. Собор имел 13 куполов.

Состав строительного материала

Строительным материалом в Киеве и других южных и юго-западных княжествах был обожженный кирпич — илинфа. Его производили в мастерских, оборудование которых состояло из деревянных рам для формовки кирпичей, навеса для просушки и горна для обжига. Помимо строительного кирпича на Киевской Руси изготовляли также изразец — обливной облицовочный кирпич.

Основой связующей раствора была известь; в раствор добавляли толченый кирпич, щебень, золу и другие вещества. Отделывали здания красным шиферным камнем, тесанным известняком и мрамором. Широко применялись черепица и плитка.

Ранняя архитектура Европы, готический стиль

Ранние церкви Западной Европы представляли собой постройки, перекрытые цилиндрическими коробовыми сводами, распор которых передавался на стены на всем их протяжении. Поэтому стены были массивными, нередко укрепленными контрфорсами — примыкающими к стенам устоями. Пространство раннехристианского храма было организовано по горизонтали: его основная ось пролегала от западного портала (главного входа) к алтарю, где находился жертвенник и где происходила основная часть богослужения.

В середине XII в. появилось новое художественное направление — готика. Готический стиль выразился прежде всего в произведениях зодчества, в которых очевидно стремление придать больше легкости и свободы тяжелым и массивным формам, создаваемым в прошлом. С этой целью полукруглую арку стали постепенно заменять островерхой или стрельчатой, которой раньше придавалось лишь второстепенное значение.

Возникла новая система сводов, потребовавшая соответствующего преобразования архитектурных форм. Стрельчатая арка, устремленная ввысь, взамен круглой арки стала основой архитектурных сооружений. Повинуясь закону стрельчатой формы, все прочие части вытягивались вверх, приняли теперь более стройный вид, а внутренние пространства потребовали для освещения более высоких и широких оконных проемов.

Столбам внутри зданий придавали форму стройных колонн, в соответствии с которыми стены были разделены пилястрами в боковых и главном нефах (помещениях, ограниченных колоннами) церквей. Соответственно, более легкий и стройный вид был придан боковым опорам с отходящими от них откосными дугами, подпирающими выдающуюся часть среднего нефа соборов. Отделка соответствовала общему характеру здания, которое завершали высокие, стройные и постепенно утончавшиеся к верхушке башни, возвышавшиеся справа и слева над главным входом.

Во внешней отделке и орнаментовке все более проявлялся переход от господствовавших до сих пор строгих очертаний к формам, заимствованным из живой природы — к фигурам животных, людей и даже к фантастическим существам, например, химерам, установленным на всемирно известном соборе Нотр-Дам в Париже. Цветные витражи причудливо преображали солнечный свет и создавали у посетителей иллюзию реального присутствия в храме библейских святых и самого Иисуса Христа. Но не только христианские персонажи можно было видеть на витражах соборов — там нашлось место и для сцен из жизни простого люда, властителей и сказочных животных. Иными словами, средневековый храм стремился быть для верующего целым миром в миниатюре.

Источник

Строительство и архитектура в средневековой европе

Эпоха средневековья представлена двумя основными стилями:

Романский стиль

Развитие стиля пришлось на одиннадцатый век нашей эры. Наиболее полное отражение стиль нашел в архитектуре. Распространение романского стиля получило движение от монашеских орденов, возникающих тогда в больших количествах. В то время для орденов возводились архитектурные сооружения в виде монастырей, храмов, приходских, крепостных, кафедральных церквей, что в свою очередь способствовало накоплению опыта в строительстве.

На смену военным римским лагерям приходили городские постройки, играющие роль административных центров, жилые дома приняли форму крепостных башен и крепостей.

Готовые работы на аналогичную тему

Романские постройки характеризуются лаконичностью наружной отделки, основательностью и прочностью, массивностью стен и узкими проемами окон. При этом сооружения идеально вписываются в окружающий ландшафт.

Влияние монашеских орденов напрямую отразилось на внешнем облике зданий. Здания не имеют излишеств, строги и практичны, но при этом окна могли быть как в форме трилистников, так и глаз, ушей. Сооружения отличаются своей массивностью, всем своим видом указывая на силу и мощь владельца.

Основные особенности романского собора:

Наиболее значимые памятники архитектуры, построенные в романском стиле:

Даремский собор был сооружен в 1093 г. в г. Дарем, поблизости с границей с Шотландии, по поручению епископа Вильгельма де Сен-Кале. Расположен на вершине утеса. Помимо эстетической функции выполняет еще и оборонительную роль.

Окемский замок был возведен в конце двенадцатого века в виде усадьбы барона нормандского Волчелин Де Ферреса в Великобритании.

Рисунок 1. Окемский замок в Англии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Лимбурский собор строился в четыре этапа с 1206 по 1235 год на месте старинного храма.

Церковь Богородицы была основана около 1170 года на северо-западе города Калуннборг в Дании. Церковь выстроена в форме греческого креста из красного кирпича. По многим параметрам схожа с Иерусалимским Храмом Гроба Господня. Своими пятью башнями отсылает на посланный Богом на землю Небесный Город, так называемый Небесный Иерусалим.

Пизанский собор – действующий собор, музей в Итальянском городе Пиза, построен в конце тринадцатого века. Собор уникален своим стилем, в котором собраны архитектурные элементы византии, ислама, ломбардии. Имеет вид латинского креста, применение техники чередования белого и черного мрамора и арочных сводов внутри собора создает ощущение огромного пространства, свойственным мечетям. Византийское влияние основывается на применении колоннад из гранита черного цвета. Колонны ранее были привезены из мечети города Палермо, в 1063 году завоеванной пизанцами.

В целом романский стиль господствовал в Западной и частично в Восточной Европе в XI-XII веках.

Готический стиль

Ярчайший символ архитектуры европейского Средневековья, пришедший на смену Романскому стилю, является Готический стиль. Термин «готика» возник гораздо позже самой эпохи, в Новое время, как презрение к культуре, привнесенной варварами-готами в европейское искусство. Понятие указывало на отличие средневековой культуры от стилистики Древнего Рима.

Родиной стиля по праву считается северная часть Франции. Сперва готический стиль доминировал в архитектуре храмов, церквей и монастырей, затем отразился и на гражданских постройках в виде дворцов, административных зданий и домов.

Особенности готического стиля в архитектуре:

Природный камень являлся основным материалом для возведения сооружений. Добывали белый камень в основном во Франции, вблизи Турне, откуда материал доставляли по всей Европе.

Наиболее значимые памятники архитектуры, построенные в готическом стиле:

Собор Шатре был построен в 1260 году в французском городе Шатр и стал одним из шедевров архитектуры готического стиля. Был построен на месте сожженного пожаром кафедрального собора, выстроенного в романском стиле. Уцелевшие башни и крипта стали знамением свыше и причиной строительства в почти уничтоженном городе нового собора.

Рисунок 2. Собор Шатре, Франция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Собор Реймсе был построен в 1311 году в французском городе Реймсе. В Средневековье, практически до XIX века являлся местом коронации французских монархов.

Собор Парижской Богоматери построен в 1345 году в Париже. По праву является одним из символом столицы Франции. Как и многие другие храмы той эпохи сооружен на фундаментах ранее разрушенных церквей. Данный собор расположен в месте первой христианской церкви в Париже – базилики Святого Стефана, который в свою очередь был построен на разрушенном галло-римском храме Юпитера.

Кельнский собор строился в два этапа, в период с 1248 по 1437 год и с 1842 по 1880. По окончанию стройки собор стал самым высоким зданием в мире. Высота сооружения достигла 157 метров.

Источник

Сайт УЧИТЕЛЯ МХК Романовой Ольги Владимировны
«Сердце, Воображение и разум»

Архитектура западноевропейского Средневековья

Романский стиль (XI–XII вв.)

Возрождение античных архитектурных традиций и появление новых стилей зодчества характерны для архитектурного облика западноевропейского Средневековья. Одним из самых распространенных сооружений X–XII вв. становится античная римская базилика, положившая начало так называемому романскому стилю архитектуры.

Характерный элемент романики – арочная форма дверных и оконных проемов. В период расцвета романской архитектуры, в конце XII в., входы соборов стали оформляться в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемыйперспективный портал.

Внутри перспективного портала располагался тимпан — полукруглая или треугольная ниша над входом.

В очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура зданий внешне выглядит четкой и ясной. Толстые стены, создающие впечатление массивности и мощи, прорезаны узкими оконными и дверными проемами.

Основными типами архитектурных построек этого времени становятся монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома.

Важнейшим типом культового здания была монастырская церковь, в большей степени отразившая дух романской эпохи, ее представления о «модели мира». Господствующим типом храма становится вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви – идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов.

В романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. К числу новшеств следует также отнести второй поперечный неф (трансепт) и увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Для освещения центрального нефа, затрудненного крестовыми перекрытиями боковых нефов, стали использовать высокие своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная на средокрестье и боковые – квадратные и восьмигранные.

Цилиндрический свод Крестовый свод

Центром средневековой романской архитектуры была Франция. Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни, разрушенная во время Французской революции в конце XVIII в. (в настоящее время сохранился лишь ее фрагмент), являлась самым крупным храмом в Европе и служила прототипом для ряда других церквей. Согласно описанию н рисункам, это была пятинефная базилика с 30-метровым по высоте центральным нефом. Церковь имела пять высоких башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну на средокрестье и две – на большом трансепте. В строительстве этой церкви впервые был применен новаторский прием, имевший большое значение для всего последующего развития архитектуры, – использование слегка заостренной (стрельчатой) арки свода.

Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия. Знаменитую «падающую башню» в итальянском городе Пизе сегодня знает каждый. Пизанский собор (XI–XII вв.) представляет собой грандиозную и в то же время простую в плане пятинефную базилику.

Готический стиль(XIII–XV вв.).

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство и архитектура в древнем египте сомерс кларк
  • Строительство и архитектура в древнем египте pdf
  • Строительство и архитектура брянской области сертификаты
  • Строительство и архитектура белоярский район
  • Строительство и аренда оквэд