Строительство храмов шатрового стиля как неканонических было запрещено

ПОСЛЕДНЯЯ ЗАГАДКА ПАТРИАРХА НИКОНА

Почему Предстоятель запрещал строить шатровые храмы

Больше века ученые гадают, откуда на Руси появились шатровые храмы. Многократно высказывалась мысль о связи шатрового зодчества с западноевропейской готикой. Вторая серьезная гипотеза утверждает, что происхождение каменного зодчества подобного типа идет от аналогичного по форме шатрового деревянного строительства, столь распространенного на Руси с древности до наших дней. Отличие лишь в том, что в деревянных церквях шатер вынужденно сменил купол по конструктивным причинам. Замена же купола шатром в каменном строительстве связана с желанием придать храму определенный образ. Но еще большую загадку таит в себе вопрос, почему каменные шатровые храмы перестали строить. Ведь в XVIII веке в Москве подобные церкви уже не возводятся.

Согласно легенде, запрет на развитие шатрового зодчества был наложен указами Патриарха Никона в середине XVII столетия. В одной из храмозданных грамот он повелевает строить храмы: «По чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить…» Когда в 1655 году было решено построить два придела у шатровой церкви Успения в Вешняках, патриарх повелел завершить их круглыми, а не островерхими главами.

Запрета на строительство шатровых колоколен не было, поэтому их продолжали возводить. Строились шатровые храмы и вдали от Москвы, где, по всей видимости, указ патриарха мало контролировался.

По какой причине он появился? Возможно, Патриарх Никон решил выделить свое детище – Ново-Иерусалимский монастырь. Однако шатер в том виде, в каком мы видим его сейчас, был выстроен уже после кончины Святейшего. Если же брать за образец храм Гроба Господня в Иерусалиме, его архитектура больше напоминает ротонду с большим куполом, нежели шатер. Вот что говорит об этом нынешний наместник обители игумен Феофилакт (Безукладников):

«Патриарх Никон успел возвести Воскресенский собор до свода. Что предполагалось вместо нынешнего шатра, мы не знаем. Святейший заготовил семьдесят 15-метровых бревен и металл. А когда Патриарха Никона отправили в ссылку, весь материал разворовали, как об этом свидетельствует историческая опись. Документами архитектурный замысел Патриарха Никона не раскрывается: он строил без чертежей. Есть предположение, что будущая архитектура собора была для него откровением Божиим. Помните, Моисею на небе была показана Скиния, которую он потом воссоздал на земле? Так и Патриарх Никон, возможно, пытался воплотить открытое ему Богом».

Истинная причина отказа от строительства в Москве шатровых храмов, похоже, так и останется тайной. А мы, прогуливаясь по улочкам современной столицы, помимо воздвигнутых в XVI–XVII веках семи церквей с шатровым завершением можем видеть шатровые часовни, построенные в XIX веке и позднее. Традицию же возведения шатровых храмов в нашем городе в полной мере возобновили лишь в XXI веке.

Подготовила Мария Максимова

КОММЕНТАРИЙ. Заместитель директора Музеев Московского Кремля, специалист по древнерусской архитектуре Андрей Баталов: «Главная проблема шатровой архитектуры – в неоправданно больших затратах на отопление»:

– Все шатровые храмы, за исключением построенных при монастырских трапезных, были холодными. В теплых церквах при трапезных шатер отделяли от наоса сводом, иначе пришлось бы отапливать, как говорят в народе, воздух. А в других местах зимой служили или в теплых приделах, или в соседних зимних храмах. Эти примеры показывают: проблема тесноты храмов из-за постоянно увеличивающегося количества прихожан не была в те времена надуманной.

Источник

К ВОПРОСУ О ЗАПРЕТЕ ПАТРИАРХА НИКОНА НА СТРОИТЕЛЬСТВО ШАТРОВЫХ ХРАМОВ

DOI: 10.23951/2312-7899-2017-3-33-44

Информация об авторе:

Заграевский Сергей Вольфгангович Российская академия художеств. Академик, доктор архитектуры, профессор, член Союза художников России, заслуженный работник культуры России. Ул. Пречистенка 21, Москва, Россия, 119034. E-mail: zagraevsky@mail.ru

Статья посвящена разбору вопроса об одном из эпизодов истории отечественного храмостроения – о запрете, наложенном патриархом Никоном на строительство шатровых церквей, игравших важнейшую роль в семиотической структуре и эстетическом оформлении пространства русских городов и монастырей. В последние годы ряд исследователей ставит под сомнение сам факт запрета патриарха Никона на строительство шатровых храмов в середине 1650-х годов. Проанализировав все аргументы «за» и «против», я показываю, что такой запрет действительно имел место, и анализирую причины этого запрета. Во-первых, со стороны патриарха имела место своеобразная «монополия» на шатёр, так как Никон, запретив другим храмоздателям строить шатры, сам решил возвести шатровую ротонду в Новом Иерусалиме. Во-вторых, патриарх, обязанный заботиться о материальной стороне церковной жизни, считал шатровое зодчество слишком затратным, технологически сложным и неэффективным с точки зрения вместимости храмов. В-третьих, шатровые завершения не удовлетворяли Никона по каким-либо личным (например, эстетическим) причинам. В статье представлена также статистика строительства храмов с шатровым завершением: с 1513 года по начало XVII века были построены около 30–35 таких храмов; примерно в том же количестве – с конца 1620-х до середины 1650-х годов. С этого времени такое строительство было прекращено на несколько десятилетий именно из-за запрета патриарха Никона.

Ключевые слова: Россия, архитектура, шатровый храм, патриарх Никон

Библиография:

Алфёрова 1969 – Алфёрова Г. В. К вопросу о строительной деятельности патриарха Никона // Архитектурное наследство. № 18. Москва, 1969. С. 30–44.

Бусева-Давыдова 1989 – Бусева-Давыдова И. Л. Символика архитектуры по древнерусским письменным источникам XI–XVII вв. // Герменевтика древнерусской литературы XVI – нач. XVIII в. Москва, 1989. С. 279-308.

Бусева-Давыдова 2004 – Бусева-Давыдова И. Л. О так называемом запрете шатровых храмов Патриархом Никоном // Труды Государственого исторического музея. 2004. Вып. 139. С. 317–323.

Деяния 1893 – Деяния Московских соборов 1666–1667 гг. Москва, 1893.

Заграевский 2001 – Заграевский С. В. Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество. Москва, 2001.

Заграевский 2014 – Заграевский С. В. Троицкая, ныне Покровская, церковь в Александровской Слободе – первый каменный шатровый храм Древней Руси. Новые исследования. 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusarch.ru/zagraevsky41.htm (дата обращения: 18.06.2017).

Заграевский 2015 – Заграевский С. В. Типологическое формирование и базовая классификация древнерусского церковного зодчества. Saarbrücken, 2015.

Заграевский 2016 – Заграевский С. В. Методологические проблемы изучения канона, символики и пропорций в православной храмовой архитектуре. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusarch.ru/zagraevsky48.htm (дата обращения: 19.06.2017).

Ильин 1959 – Ильин М. А. Каменное зодчество третьей четверти XVII века // История русского искусства. Т. 4. Москва, 1959. С. 153–216.

Ильин 1970 – Ильин М. А. Москва. Москва, 1970.

Кавельмахер 2009 – Кавельмахер В. В. Церковь Преображения в Острове. Москва, 2009.

Максимов 1959 – Максимов П. Н. Деревянная архитектура XVII века // История русского искусства. Т. 4. Москва, 1959. С. 91–120.

Покровский 1885 – Покровский Н. В. Древности костромского Ипатьевского монастыря // Вестник археологии и истории, издаваемый Археологическим институтом. Вып. 4. Санкт-Петербург, 1885. С. 1–34.

Полознев 2008 – Полознев Д. Ф. Патриарх Никон шатровых храмов не запрещал, или Ещё раз о пользе обращения к источникам // История и культура Ростовской земли. Материалы конференции. 2007 г. Ростов, 2008. С. 6–27.

Султанов 1887 – Султанов Н. В. Русские шатровые церкви и их отношение к грузино-армянским пирамидальным покрытиям // Зодчий. 1887. № 9–10. С. 66–71.

Указы 1878 – Указы Святейшего правительствующего Синода с 1721 по 1878 гг. // Руководство для православного духовенства. Москва, 1878.

Источник

Строительство храмов шатрового стиля как неканонических было запрещено

академик Российской академии художеств

К ВОПРОСУ О ЗАПРЕТЕ ПАТРИАРХА НИКОНА НА СТРОИТЕЛЬСТВО ШАТРОВЫХ ХРАМОВ

Опубликовано: Журнал Томского государственного педагогического университета «ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики». № 3 (13), 2017.

Статья посвящена разбору вопроса об одном из эпизодов истории отечественного храмостроения – о запрете, наложенном патриархом Никоном на строительство шатровых церквей, игравших важнейшую роль в семиотической структуре и эстетическом оформлении пространства русских городов и монастырей. В последние годы ряд исследователей ставит под сомнение сам факт запрета патриарха Никона на строительство шатровых храмов в середине 1650-х годов. Проанализировав все аргументы «за» и «против», автор показывает, что такой запрет действительно имел место, и анализирует причины этого запрета. Во-первых, со стороны патриарха имела место своеобразная «монополия» на шатёр, так как Никон, запретив другим храмоздателям строить шатры, сам решил возвести шатровую ротонду в Новом Иерусалиме. Во-вторых, патриарх, обязанный заботиться о материальной стороне церковной жизни, считал шатровое зодчество слишком затратным, технологически сложным и неэффективным с точки зрения вместимости храмов. В-третьих, шатровые завершения не удовлетворяли Никона по каким-либо личным (например, эстетическим) причинам. В статье представлена также статистика строительства храмов с шатровым завершением: с 1513 года по начало XVII века были построены около 30–35 таких храмов; примерно в том же количестве – с конца 1620-х до середины 1650-х годов. С этого времени такое строительство было прекращено на несколько десятилетий именно из-за запрета патриарха Никона.

В связи с неясностью причин запрета на шатровое строительство неудивительно, что у современных исследователей сомнения стал вызывать и сам факт такого запрета.

Нет никакого сомнения, что к источникам обращаться не только полезно, но и необходимо, и вряд ли кому-либо из исследователей имеет смысл об этом напоминать, тем более в заглавии научного труда. Но прежде всего требуется анализировать исходные данные, которыми в данном случае являются сами факты строительства шатровых храмов.

Представим себе, что ни одной храмозданной грамотой, прямо или косвенно говорящей о запрете Никоном шатровых храмов, мы не располагаем. Можем ли мы сделать вывод о таком запрете, просто взглянув на историю древнерусского каменного шатрового зодчества?

В XVI веке были построены: Троицкая, ныне Покровская, церковь в Александровской слободе (около 1513 года 10 ), церковь Вознесения в Коломенском (1529–1532), Успенский собор Брусенского монастыря в Коломне (1552), церковь Николая Чудотворца Покровского монастыря в Балахне (1552), Покровский собор на Рву (1554–1560), собор Спаса Преображения Воротынского монастыря близ Калуги (1550-е), Борисоглебский собор в Старице (1558–1561), церковь Космы и Дамиана в Муроме (1564), церковь Николая Чудотворца «Долгошея» в Рязани (1566), церковь Никиты Мученика в Елизарове (1566–1567), Распятская церковь «иже под колоколы » в Александрове (1570), Введенская церковь Успенского монастыря в Старице (1570), церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи на Девичьем Поле (около 1570), церковь Николая Чудотворца (Гостинодворская) в Казани (около 1570), Успенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря (1570-е), Благовещенская церковь Троице-Лютикова монастыря (1570-е), Воскресенская церковь в Городне (до 1578), церковь Ильи Пророка в Пруссах (до 1578), церковь Петра Митрополита в Переславле-Залесском (1585), церковь Спаса Преображения в Спас-Тушине (1586–1587), церковь Рождества Христова в Беседах (около 1590), Введенская церковь Троицкого Болдина монастыря (1592), Богоявленская церковь в Красном-на-Волге (1592), церковь Смоленской иконы Богоматери в Кушалине (1594–1597), церковь Святого Георгия Владычного монастыря в Серпухове (1598–1606), церковь Бориса и Глеба в Борисовом Городке (рубеж XVI–XVII веков), церковь Преображения в Острове (рубеж XVI–XVII веков 11 ).

Всего мы перечислили 27 храмов. Поскольку по разным причинам этот список не является исчерпывающим, то мы вправе считать, что с 1513 года до начала XVII века шатровых храмов было построено примерно 30–35.

А начиная с конца 1620-х годов и до середины 1650-х были построены (не считая многочисленных шатров над приделами): Успенская «Дивная» церковь Алексеевского монастыря в Угличе (конец 1620-х или 1630-е годы), собор Михаила Архангела в Нижнем Новгороде (1628–1631), собор Алексия Человека Божьего в московском Алексеевском монастыре (1631–1634), церковь Зосимы и Савватия Соловецких в Троице-Сергиевой Лавре (1635–1638), церковь Покрова в Медведкове (1635–1640), церковь Т рех Святителей « иже под колоколы » Антониева Сийского монастыря (1639–1661), церковь Мартиниана Белозерского в Ферапонтовом монастыре (1640–1641), церковь Сошествия Святого Духа в Рязани (1642), Благовещенская церковь Антониева Сийского монастыря (1642–1643), церковь Троицы в Троицком-Голенищеве (1644–1646), церковь Успения в Вешняках (1644–1646), Успенская церковь Нижегородского Печерского монастыря (1640-е), церковь Евфимия Суздальского Нижегородского Печерского монастыря (1640-е), церковь Николая Чудотворца в Сапожке (конец 1640-х), церковь Похвалы Богородицы в Туле (конец 1640-х), Казанская церковь Троицкого монастыря в Муроме (1648–1652), церковь Воскресения Христова в Гончарах (1649), Святые Ворота с церквями Богоявления и Ферапонта Белозерского в Ферапонтовом монастыре (1649), церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652), Входоиерусалимский собор Иоанно-Предтеченского монастыря в Казани (начало 1650-х), Введенская церковь Воротынского монастыря (начало 1650-х), Троицкая церковь Саввино-Сторожевского монастыря (начало 1650-х), Успенская церковь Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде (начало 1650-х), Смоленская церковь в Иоанно-Предтеченском монастыре в Вязьме (около 1652), церковь Сергия Радонежского Николо-Волосовского монастыря (около 1652), церковь Евфимия Суздальского Кирилло-Белозерского монастыря (1653), церковь Спаса Преображения «иже под колоколы » Благовещенского монастыря в Киржаче (до 1656).

Мы видим столько же храмов (27, а поскольку и этот список не является исчерпывающим, то ориентировочно 30–35), только построенных в гораздо более коротком временном промежутке – менее 30 лет. Причем в течение последнего десятилетия – с середины 1640-х до середины 1650-х – были построены примерно две трети этих храмов.

После середины 1650-х годов в течение двадцати лет шатровые храмы практически не строились. Затем они вновь стали появляться, но несравненно реже. С середины 1670-х годов до конца XVII века были построены всего 5 таких храмов: ц ерковь Владимирской Иконы Богоматери на Божедомке в Ярославле (до 1678), Троицкая церковь в Александровой пустыни (до 1678), Никольская церковь в Петровском-Лыткарине (1681–1690), Знаменская церковь в Аннине (до 1690), церковь Ильи Пророка «иже под колоколы » в Тейкове (1694–1699). Иногда шатры возводились над приделами (как в церкви Николы Мокрого 1665–1672 годов в Ярославле), но такие шатры можно отнести к шатровому зодчеству лишь условно.

Уникальный шатер над часовней Гроба Господня в основанном Никоном в 1656 году Новоиерусалимском монастыре, построенный уже после смерти Никона – не ранее начала 1680-х годов, не является феноменом шатрового зодчества, так как им не был перекрыт основной объем храма. Кроме того, в этом случае возведение шатра было продиктовано задачей «творческого копирования» иерусалимского образца.

Итак, мы видим, что в период с середины 1640-х до середины 1650-х шатровое зодчество пережило подлинный период своего расцвета (столько шатровых храмов не было построено ни в одно предыдущее десятилетие), и вдруг в течение года – двух фактически прекратилось по всей стране. А эпизодическое возобновление шатрового строительства двадцать лет спустя принадлежит уже другой эпохе.

И этот сугубо статистический факт является прямым и основным доказательством того, что в середине 1650-х годов имел место именно запрет на строительство шатровых храмов, так как столь резкое прекращение воспроизведения столь значимой для древнерусского зодчества XVI–XVII веков архитектурной формы, как шатер над наосом, не может быть объяснено никакими другими факторами – ни сменой «архитектурной моды», ни техническими, финансовыми либо кадровыми проблемами.

Собственно, на этом можно было бы перейти к исследованию возможных причин патриаршего запрета, но все же имеет смысл привести и ряд дополнительных доказательств этого запрета.

В-четвертых, когда в середине 1650-х годов строительство шатров надо наосами столь резко прекратилось, шатровые колокольни (не храмы «иже под колоколы », а именно колокольни без собственных посвящений) как строились, так и продолжали строиться, причем в больших количествах. Следовательно, дело было не в технологической сложности возведения шатров или нежелании ктиторов и зодчих строить шатры как таковые (в Суздальской епархии в XVIII веке над колокольнями появились даже шатры изысканной «дудочной» формы), а именно в запрете шатров над наосами.

В-седьмых, масштабная реформаторская деятельность Никона началась в 1653–1654 годах, и последовавший примерно через год запрет на шатровое строительство полностью укладывается в ее рамки.

Теперь мы можем перейти к последнему вопросу нашего исследования: почему Никон запретил шатровые храмы?

А почему такое желание возникло именно у Никона, возможны варианты.

Вариант первый: со стороны патриарха имела место своеобразная «монополия» на шатер, так как Никон, запретив другим храмоздателям строить шатры, сам решил возвести шатровую ротонду в Новом Иерусалиме. (Формально, как мы уже говорили, эта ротонда не нарушала запрет, так как не имела собственного церковного посвящения).

Вариант второй: патриарх, обязанный заботиться и о материальной стороне церковной жизни, считал шатровое зодчество слишком затратным, технологически сложным и неэффективным с точки зрения вместимости храмов. Действительно, из камня купол построить гораздо проще, чем шатер, и куполом можно перекрыть гораздо больший пролет. Дело в том, что каменный шатер обладает практически таким же распором, как купол, и добиться равномерности распора при большой высоте шатра (условно говоря, чтобы середина не «просела») – сложнейшая инженерная задача.

Вариант третий: шатры не устраивали Никона по сугубо личным (например, эстетическим) соображениям. Патриарх ведь был родом из Новгорода, где шатровое зодчество распространено не было, и шатры могли быть для него непривычными и чуждыми.

В заключение отметим, что во второй половине XVII века поиск новых форм завершений храмов взамен шатровой – запрещенной – продолжался. И как в начале XVI века шатер оказался заменой купола, так и после патриаршего запрета купол, уже в новых условиях, оказался заменой шатра. Шатер (соответственно, и заменивший его купол) на большом и высоком восьмигранном барабане создавал ощущение высотности и торжественности, а наиболее оптимальной формой основного объема с точки зрения вместительности и простоты возведения был четверик. Получившаяся в итоге форма «восьмерик на четверике» стала одной из наиболее массовых в русской архитектуре конца XVII – XVIII века.

6. Ильин М.А. Москва. М., 1970.

10. Заграевский С.В. Троицкая, ныне Покровская, церковь в Александровской Слободе – первый каменный шатровый храм Древней Руси. Новые исследования. Электронная публикация: электронная научная библиотека « РусАрх », 2014.

11. Кавельмахер В.В. Ц ерковь Преображения в Острове. М., 2009.

12. Полознев Д.Ф. Указ. соч.

17. Заграевский С.В. Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество. М., 2001. Гл. 6.

19. Заграевский С.В. Указ. соч. Гл. 8.

20. Деяния Московских соборов 1666–1667 гг. М., 1893. Гл. 43.

21. Указы Святейшего правительствующего Синода с 1721 по 1878 гг. // Руководство для православного духовенства. М., 1878.

23. Заграевский С.В. Методологические проблемы изучения канона, символики и пропорций в православной храмовой архитектуре. Электронная публикация: электронная научная библиотека « РусАрх », 2016.

24. Заграевский С.В. Типологическое формирование… Гл. 3.

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на автора и сайт запрещено.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство храмов ростов на дону
  • Строительство храмов при ярославе мудром
  • Строительство храмов при иване калите
  • Строительство храмов орловская область
  • Строительство храмов на бюджетные деньги