Строительство храма в выборге

Строительство храма в выборге

Зверства фашистов в лагере уничтожения в поселке Клоога, в 36 км от Таллина. Виды лагеря: бараки, экзекуц-плац и др.

Фильм демонстрировался на Нюрнбергском процессе как обвинительный документ.

Публикуется в открытом доступе впервые!

Ленинградская студия Кинохроники

Режиссёр-постановщик: С. Якушев

Оператор: О. Иванов, Е. Учитель

Музоформитель: А. Райцин

Звукооператор: Б. Картавенко

Диктор: Р. Выгодский

Источник: Российский государственный архив кинофотодокументов

Также на нашем канале YouTube можно увидеть ещё два документальных фильма: «Ладога» [1943 г.]

и «Великая победа под Ленинградом» [1944 г.]

10 ноября 2011 года Постоянная комиссия по политическим вопросам и международному сотрудничеству Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ признала работу Центра социально значимой.

Сотрудники Центра вошли в состав:
— межфракционной рабочей группы с целью подготовки концепции и разработки проекта постановления Правительства РФ о создании стационарного государственного исторического музея в зоне прорыва блокады Ленинграда, включающего военно-мемориальную зону на участке прорыва в Государственной Думе РФ (14 февраля 2013 года).
— рабочей группы по разработке проекта модельного закона «Об увековечении памяти защитников Отечества, видных государственных и общественных деятелей» в Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (30 октября 2013 года);
— рабочей группы по рассмотрению предложений об увековечении памяти погибших при защите Отечества на территории Санкт-Петербурга в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга (30 декабря 2013 года).

Совместно с проектом Книга Памяти «Памятники Второй Мировой войны 1939-1945 гг.» издана Книга Памяти «Памятники Второй Мировой войны 1939-1945 гг. Колпинский район СПб», готовятся к изданию Книги Памяти по другим районам города.

Все работы Информационно-аналитического центра «Помним всех поимённо» выполнены с благословения и при мудром духовном руководстве благочинного Центрального округа Санкт-Петербурга, настоятеля Князь-Владимирского собора, создателя «Всероссийского помянника», митрофорного протоиерея о. Владимира Сорокина, при помощи Успенского свято-георгиевского сестричества, студентов—бойцов университетского поискового отряда «Ингрия» и активном сотрудничестве с архитектурным бюро «Литейная часть-91» архитектора Рафаэля Даянова. А так же благодаря социально ориентированной политике правительства Санкт-Петербурга, при поддержке Законодательно Собрания Санкт-Петербурга, Комитета по социальной политике, Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, администраций районов города, Российского общества «Жителей блокадного Ленинграда», Ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград в годы Второй мировой войны.

Могилы знаменитых людей, внесших заметный вклад в историю развития человечества. Изображения надгробий знаменитостей, скульпторы и архитекторы памятников, кладбища, биографические сведения. Далее

В разделе представлены кладбища, их фотографии, исторические сведения, координаты, услуги по погребению, предоставляемые кладбищем, а также вся необходимая информация. Далее

В разделе представлена информация о ритуальных традициях и обрядах некоторых религий, сходство и различия, обязательные религиозные процедуры и запреты. Далее

Раздел знакомит с основными законодательными актами РФ, социальными льготами на услуги погребения, перечнем основных документов, необходимых для погребения. Далее

СЛОВАРЬ

В разделе представлены специальные термины с пояснительной информацией. Далее

Справочная информация о специализированных службах по оказанию ритуальных услуг. Далее

Абхазия Литва Адыгея Карачаево-Черкессия Тыва (Тува)
Азербайджан Молдавия Алтай Коми Удмуртия
Армения Таджикистан Башкортостан Марий Эл Хакасия
Белорусия Туркмения Бурятия Мордовия Чечня
Грузия Узбекистан Дагестан Саха (Якутия) Чувашия
Казахстан Украина Ингушетия Северная Осетия
Киргизия Эстония Кабардино-Балкария Ставрополье
Латвия Калмыкия Татарстан

Источник

Три башни и два собора. Как Выборг меняется к лучшему

Те, кто в последнее время бывал в Выборге, сходятся во мнении: город определенно меняется к лучшему. Он стал более ухоженным, более комфортным для туристов, все больше построек радуют только что отреставрированными фасадами. Почти нет брошенных домов и долгостроев, как это было еще совсем недавно. Масштабные работы ведутся в замке, однако увидеть их можно лишь со смотровой башни святого Олафа, поскольку та часть Выборгского замка, где трудятся реставраторы, для посетителей закрыта.

Речь прежде всего о трех корпусах цейхгауза: более полувека они никак не использовались и фактически были брошены. Сейчас они отреставрированы, подведены под новую крышу.

– Реставрация цейхгаузов и дома наместника осуществляется за счет средств Международного банка реконструкции и развития. Остальные объекты финансирует Министерство культуры, – пояснил Александр Смирнов, заместитель директора Выборгского объединенного музея-заповедника. – Корпуса цейхгауза в марте будущего года должны передать музею, в мае – ввести в эксплуатацию. Первое, что там откроется, – экспозиция, посвященная подводной археологии, затем – залы, рассказывающие о Выборге со времен Средневековья.

Реставрация стен и смотровой площадки башни святого Олафа была завершена в прошлом году, теперь начнется работа внутри сооружения. Уже во второй половине октября башню закроют для посетителей.

– Первоначально планировалось разделить башню на несколько ярусов, возведя перекрытия. Так сделано во многих замках в Прибалтике и Финляндии, но нам такой вариант не подошел. Деревянные перекрытия ставить нельзя по требованиям пожарной безопасности, железобетонные тоже не годятся: древние стены их просто не выдержат. Мы решили установить внутри башни лифт, который будет доставлять посетителей на смотровую площадку. Шахта будет смонтирована на скальном основании. Все экспертизы пройдены, разрешения получены. Если наши потомки посчитают, что это инородное тело мешает башне, лифт можно будет демонтировать без всякого ущерба для стен, – говорит Смирнов.

В последние годы музей-заповедник вышел далеко за пределы Замкового острова. В него последовательно включали самые важные исторически значимые объекты в городе, особенно те, которые на протяжении многих лет пустовали и разрушались. И это расширение явно пошло на пользу.

В средневековом доме купеческой гильдии Святого Духа, где когда-то торговцы заключали сделки, разместился информационный центр, в отреставрированной башне Ратуши _ музейная экспозиция: там, кстати, можно подняться по лестнице XIV века, по которой когда-то ходила городская стража.

Закончена и реставрация Часовой башни, правда, для туристов она пока еще недоступна: не все документы оформлены. Для нас сделали исключение. Вроде бы невысоко – не выше современного девятиэтажного дома, но подъем кажется едва ли не героическим: деревянные лестницы конца XVIII века очень крутые и, понятное дело, они совершенно не были рассчитаны на туристов.

Колокол, который бьет каждый час, был подарен Екатериной II, а часовой механизм действует с середины

XIX века. Его реставрацией занимались эрмитажные мастера, а главным часовщиком работает студент Иван Першин. Несколько лет назад нам приходилось рассказывать, как он, еще будучи школьником, забравшись в настежь открытую и практически бесхозную башню, сумел починить часовой механизм. Порыв юноши оценили, предложили и дальше заниматься часами, а когда ему исполнилось 18 лет, он стал штатным сотрудником музея-заповедника. Теперь он учится в петербургском Институте культуры на музееведа, но каждые выходные выполняет свои прямые обязанности в Часовой башне.

В августе музею-заповеднику передали собор Доминиканского монастыря, стоящий в руинах после пожара 1989 года. Объект знаковый: именно здесь в 1710 году, после взятия русскими войсками Выборга, побежденные шведы вручили адмиралу Федору Апраксину ключи от города, а горожане присягнули на верность Петру I.

– Внутри собора мы с помощью волонтеров провели три субботника, вывезли пять контейнеров мусора, вырубили все самосевные деревья, – комментирует Смирнов. – На весну намечена первоочередная консервация, чтобы стены не сыпались. Затем будем готовить проект реставрации. То же самое – с кафедральным собором, стоящим в развалинах со времен Второй мировой войны. Здание должны передать нам к Новому году.

Полуснесенный квартал в центре города, между улицами Сторожевой Башни, Красноармейской, Крепостной и Красина, тоже отдан в пользование музею-заповеднику. Решено, что фасады зданий воссоздадут, а внутри квартала будет полностью новое наполнение. Там появятся театр и атриум, который можно будет использовать как концертный и кинозал. В конце лета 2021 года предполагается завершить проект, весной 2022 года должно начаться строительство.

Заглянули мы и в парк «Монрепо». К тому, что происходит там, Александр Смирнов, который вызвался быть нашим гидом, имеет самое непосредственное отношение, поскольку возглавляет Выборгскую археологическую экспедицию. Работы в парке постоянно сопровождались раскопками, так как в основе его реконструкции была идея восстановить тот образ, в котором его хотел видеть основатель парка барон Людвиг Генрих Николаи.

– По просьбе реставраторов мы нашли фундаменты утраченных построек, хотя в рамках нынешнего проекта их воссоздание не предусмотрено. Кроме того, мы выяснили: не все, что указано в генплане начала XIX века, было реализовано. К примеру, обозначены три дорожки, ведущие от холма, на котором стоит усадебный дом. Мы доказали, что они были только на бумаге, – пояснил Смирнов.

Реконструкция парка близится к завершению: уже выполнено три четверти запланированного. Заново возводят усадебный дом и библиотечный флигель. Сначала их пришлось разобрать до основания: дерево было поражено грибком. При новой сборке использовали примерно треть старых бревен. Впрочем, под обшивкой старинные бревна времен барона Николаи ни один турист все равно не увидит.

– Три года назад реконструкция «Монрепо» началась с большого скандала: общественность возмутилась массовой вырубкой деревьев, – напомнил наш гид. – Действительно, картина была апокалиптическая, но план реконструкции, прошедший все этапы общественных слушаний, изначально предполагал вырубку более двух тысяч «лишних» деревьев, много лет закрывавших задуманные создателями парка видовые точки. Все привыкли к увядающему образу «Монрепо» и другим его себе и представить не могли. К примеру, существовала традиция приезжать после свадьбы на полуразрушенный причал и фотографироваться у березы. В рамках реконструкции причал восстановили, а березу пришлось срубить.

Сейчас уже отчетливо виден новый облик парка. Первоначально сроком окончания работ был октябрь этого года. Реально благоустройство в парке закончат к зиме, а восстановленные объекты передадут музею, по всей видимости, только весной.

P. S. В сентябре в «Монрепо» открылся новый прогулочный водный маршрут вдоль острова Твердыш, мимо острова Любви и вокруг острова Былинный. По маршруту пока курсирует один катер. В следующем сезоне их должно стать восемь.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (6793) от 27.10.2020 под заголовком «Три башни и два собора».

Источник

ВЫБОРГСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) — официальный сайт

История Спасо-Преображенского собора

Первая православная церковь появилась в Выборге после взятия города войсками Петра I в 1710 году. Выборжанам печально известны руины, стоящие на углу улиц Сторожевой башни и Подгорной.

Тут было одно из древних зданий Выборга — Кафедральный собор. Деревянная церковь здесь строилась еще в 1350 году. Это и последующие здания гибли в пожарах и войнах. Наконец в 1494 году построили Кафедральный собор.

Но во время отмеченной осады Выборга он оказался на рубеже наиболее интенсивного артиллерийского огня осаждающих и был сильно поврежден. Позже жители Выборга представили русской военной администрации список зданий, которые они хотели бы отремонтировать и продолжать ими пользоваться. Петр I был немало удивлен, когда не увидел в этом списке Кафедрального собора. Видимо он был настолько разрушен, что восстановление его горожанам казалось невозможным.

К этому времени относится документ «Доношение Святейшему Синоду», отмеченный 24-м июня 1720 года. В его основу лег Указ Петра I, который он издал, находясь в нашем городе. В Указе, в частности, говорилось: «…в Выборге большую кирку отделать».

К 1722 году бывший лютеранский собор отремонтировали, и в нем открылась православная церковь во имя Рождества Христова, которая действовала до 1788 года. Еще в 1788 году имел место проект строительства колокольни над крышей этой, по существу, первой российской соборной церкви в Выборге, но осуществлен он не был. Естественно, что былого величия и богатства лютеранского собора Рождественская церковь иметь не могла. В наследство от своего предшественника она получила лишь кем-то сохраненные два потира (чаши) отмеченные латинскими надписями и 1651-м годом, ковчег старинной работы, напечатанное в 1703 году Евангелие. Видимо уже позже поступили девять небольших паникадил с надписью по-русски: «Для поминовения по душе своей отказал в церковь капитан Никита Русинов. 1746 год». Сохранилась традиция хоронить под полом храма и близ него знатных горожан.

О необходимости постройки новой русской церкви в Выборге говорил в своем докладе Екатерине II губернатор В.К.Энгельгарт, Выполнение эскизного проекта церкви могло быть предложено тут же Н.А.Львову. В фондах музея архитектуры Донского монастыря в Москве хранится гравированный список работ архитектора, в котором под номером 26 значится церковь в Выборге. Чертеж Н.А.Львова воспроизводил один из аналогов купольно-апсидной планировки храма античного Рима. В начале 1780-х годов архитектор побывал в Италии, после чего выступил в качестве переводчика трактата об архитектуре А.Палладио, одного из ранних теоретиков зодчества. Влияние этого мастера заметно на ряде построек Н.А.Львова.

Через три года после посещения Выборга Н.А.Львовым, И.Брокман воспользовался, в хорошем смысле этого слова, его эскизным проектом. Не меняя плана, композиции и пропорций церкви, он лишь уменьшил ее размеры. Эти чертежи, не датированные, но подписанные И.Брокманом, находятся в Государственном архиве Финляндии.

Первоначальный проект Спасо-Преображенского собора, выполненный И.Брокманом с использованием в нем эскиза петербургского архитектора Н.А.Львова

К строительству собора приступили в 1787 году, и оно продолжалось длительный период. Церковное здание не раз перепланировалось, обретало новые объемы, перекладывались заново его стены, видоизменялись интерьеры и их художественное убранство… А древний кафедральный собор, позже — Рождественскую православную церковь, передали военному ведомству для устройства в ней продовольственного склада.

После современных исследований и публикаций, в частности, Ю.И.Китнера, русского ученого, живущего в Финляндии, история строительства Выборгского Спасо-Преображенского собора может быть ныне изложена более полно и достоверно, чем это представлялось возможным ранее.

В первоначальном виде возведенная купольно-апсидная часть нынешнего церковного комплекса имела кубообразную форму с полусферическим покрытием и боковыми притворами.

В январе 1804 года новый протоиерей Выборгского Спасо-Преображенского собора Федор Логиновский вынужден был обратиться с рапортом к архиепископу Санкт-Петербургскому Амвросию, в котором сообщал следующее: «В святом алтаре и внутри церкви придельной полы все провалились и с великой опасностью священнодействие производить можно». Далее в своем рапорте он настаивал на необходимости срочного ремонта. В июне 1806 года последевал указ от Духовной консистории: в соборе следует «ветхости все исправить дозволить, предписав, дабы и впредь все содержано было в исправности, употребя на то церковную сумму с надлежащим порядком».

В 1811 году появилась необходимость купить дом для причта собора. Но средств на это, как и на ремонт самого храма, не было. Только деловитость и настойчивость протоиерея Ф.Логиновского принесли успех: в сентябре 1816 года от Комиссии Духовных училищ «С высочайшего позволения» на ремонт храма и приобретение дома отпустили крупную сумму в 44913 рублей 65 копеек. При этом отцу протоиерею был вручен план собора и чертеж его фасада. Эти графические документы и смету выполнил годом раньше выборгский инженер генерал-майор Сулема.

На полученные средства собор полностью обновили. После завершения работ, в число которых вошли переделка всех полов и кровли, общий план собора не менялся:

он сохранял прежнюю форму продолговатого креста. 14 сентября 1817 года обновленный храм при большом стечении прихожан освятили. Над собором поблескивал «вызолоченный червонным золотом медный крест», выполненный санкт-петербургским мастером С.Д.Гусевым. Протоиерея Ф.Логиновского удостоили самой большой благодар­ности за усердие в заботе о церкви.

Восемь лет спустя прихожане вновь обратились к митрополиту Санкт-Петербургскому, Новгородскому и Финляндскому Серафиму с просьбой разрешить на собственные средства сделать в неотапливаемой части храма новые позолоченные рамы к образам, а стены «покрыть приличными колерными красками», а также обновить попортившуюся там живопись. Все эти работы к 1825 году выполнили. В 1838 году на колокольне появился новый колокол дар фридрихсгамского купца Ф.Набилкина.

Следует отметить, что строительство собора шло в общем русле одновременного формирования всего классицистического ансамбля площади, названной Соборной, ныне — Театральной. Осуществлялся «План губернского города Выборга», который был «сочинен в Комиссии о строении С.-Петербурга и Москвы», и утвержден был Екатериной II 14 августа 1794 года. Напротив церковного комплекса строили здание магистрата и подковообразный в плане Гостиный двор по проекту Дж.Кваренги. С западной стороны собора дворец наместника, а с восточной — здание присутственных мест. В связи со смертью императрицы строительство последнего отложили. На этом месте возвели четыре корпуса казарм.

Позже ближайший из них к Крепостной улице разобрали, а три других сохранились до наших дней. Остался недостроенным и Гостиный двор. В 1913 году разобрали и возведенное его восточное крыло. Близ этого места ныне стоит здание кинотеатра «Выборг».

Таким образом, Спасо-Преображенский собор с начала истории своего строительства, и в последующее время, являлся доминирующим компонентом ансамбля площади, к сожалению былого.

Застройка Соборной площади служит наиболее ярким примером влияния петербургской школы зодчества на архитектуру Выборга в конце XVIII — начале XIX веков.

Реконструированный и капитально отремонтированный в 1817 году Выборгский Спасо-Преображенский собор прослужил своим прихожанам менее полувека. Акт о его состоянии составили 14 мая 1862 года. В нем отмечались существенные изъяны в конструкциях здания, без устранения которых богослужения в храме были небезопасны. Указывалось, что возведенные на слабом грунте стены «придельного» объема, соединившего колокольню с купольно-апсидной частью собора, в ряде мест имеют большие сквозные трещины. Это предвещало возможность их полного разрушения в самый неподходящий момент. Эти стены требовали немедленной разборки и перекладки до самого основания. Необходимо было заметно покосившиеся внутренние стены в притворе также переложить толщиной не менее чем в два кирпича. Для большей вместимости, а при наиболее торжественных праздниках прелагалось «два придела, находящиеся в середине соборного здания, перенести в главный собор и поставить в имеющихся приличных для того местах на одной линии с алтарем оного». Учитывались и условия проекта 1858 года о размещении ризницы и комнат для сторожей в новом каменном флигеле.

На колокольне собора еще в 1797 году мастером Эльфстремом были установлены башенные часы. Но их бой стал перебивать звон часов, установленных на соседней башне городского полицейского управления. В связи с этим, а также учитывая, что они пришли «в совершенную ветхость», часы на колокольне собора решили разобрать и оформить ее луковичными главками. Предназначенные по смете на ремонт часов 1500 рублей серебром впоследствии использовали при перекладке стен.

О ходе работ по капитальному ремонту собора можно судить по контракту, заключенному с подрядчиком Андреем Седерваллером, богатым выборгским купцом-книготорговцем. Проект реконструкции церковного здания выполнил инженер-поручик Титов. Участие в проектировании принимал и «С.-Петербургской епархии архитектор Карпов». Он же осуществлял контроль за строительными работами. К рабочим был приставлен казенный десятник Тимофей Родионов. Всеми вопросами капитального ремонта и возведения новых объемов церковного здания занимался «Общего Присутствия Строительный комитет по возобновлению соборного здания Выборгского Преображенского собора». Председателем Комитета выбрали протоиерея Владимира Виноградова. Учет материалов и произведенных работ, а также всю отчетность но «приходу и расходу» поручили члену Комитета выборгскому купцу Герману Галочкину.

Во время ремонтно-реставрационных работ в соборе богослужения проходили во временно построенном деревянном здании и церкви Илии пророка, стоявшей на Ильинской горе.

«Лета 1861 года ноября месяца Финляндское Духовное Правление на основании определения Святейшего Правительственного Синода» ассигновало 34100 рублей серебром на все работы, связанные с реконструкцией и ремонтом собора в Выборге.

Однако при этом был предъявлен ряд требований и условий. Они нашли отражение в шестнадцати пунктах контракта, заключенного с подрядчиком А.Седерваллером.

Знакомство с этим документом представляет для нас интерес не только в связи с историей двухсотлетнего существования православного храма в нашем городе. В нем четко прослеживаются принципы деловых отношений наших предшественников двухвековой давности. В контракте строго регламентированы и обусловлены отношения между заказчиком и подрядчиком, порядок организации и снабжения, охраны строящегося объекта, а также завезенных материалов, контроль за финансированием и сроками поэтапного завершения работ.

В Петербурге, а частично на месте, выполнялись художественные работы живописцем Саввой Васильевичем Постемским — художником Императорской Академии художеств. Архитектуру собора дополнила зелень разбитой вокруг него эспланады и чугунная решетка ограждения на гранитном основании, изготовленная в Выборге.

Во время реконструкции собора 1889 года до современных размеров увеличили алтарь, к колокольне пристроили помещения, где жили сторожа и хранилось топливо.

В 1892 году, после учреждения Выборгской епархии, Спасо-Преображенский собор стал кафедральным. Последняя переделка в соборе осуществлялась по чертежам выборгского десятника А.Исаксона. Она заключалась в том, что между колоннами портика при входе прорубили щелевидные окна и проемы круглой формы для проникновения света в нижний ярус колокольни. Архитектурные массы и ордерные элементы, введенные в композицию собора при его реконструкции, вполне масштабны, соразмерны и гармонично сочетаются с первоначальной частью здания.

Не посвященный в историю постройки зритель вряд ли почувствует, что она длилась более ста лет. В 1937 году в финском Выборге Спасо-Преображенский собор торжественно отметил свое 150-летие, а в наше время в 1987 году — 200-летие.

24.06.1996г. Е.Е.Кепп, искусствовед.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство храма в волгодонске
  • Строительство храма в волгограде на площади павших борцов
  • Строительство храма в вешняках
  • Строительство храма в бураново
  • Строительство храма в братеево