Строительство храма в вешняках

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

Вряд ли высокородный боярин, дипломат, воевода и государственный деятель Фёдор Шереметев, давая обет о возведении храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках, мог предполагать, какие страсти разгорятся вокруг этой милой церквушки через четыре столетия из-за строительства Северо-Восточной хорды, а само здание окажется под угрозой разрушения…

В далёком 1644 году почти ослепшим боярином двигало лишь одно чувство — выполнить данный обет и успеть возвести храм. Он делал всё, чтобы если не закончить, то хотя бы начать строительство. Спустя столетия мы вспоминаем его и благодарим за сотворённое чудо.

Известно, что прежде храм Успения Пресвятой Богородицы возвышался на высоком подклете, который с трёх сторон был окружён открытой галерей. Вместо купола здание храма венчалось шатром, при покраске которого основными цветами стали изумрудный, красный, светло-жёлтый, бордовый и тёмно-красный. Хотя Шереметев и не смог оценить окончательный вид храма, тем не менее остался спокоен: обет выполнил. И в 1649 году он принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Феодосия. И вскоре умер.

Наследники боярина решают достойно завершить начатое дело и обращаются к патриарху Никону. В грамоте, данной в 1655 году, тот пишет: «…главы б на тех приделах были круглые, а не островерхие». Дело в том, что патриарх был противником шатровых храмов, поэтому предписывал строить новые церкви «о единой, о трёх, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить».

Вскоре к храму была пристроена высокая стройная колокольня. Она имела в верхней части часовой механизм, который управлял тремя циферблатами и колокольным звоном. Верхний основной храм был освящен в честь Воскресения Христова, нижний храм – в честь Успения Пресвятой Богородицы с приставным престолом в честь Святителя Николая Чудотворца.

Хозяева усадьбы не оставляли храм без внимания

Переезд в Санкт-Петербург остановил перестройку. Через несколько десятилетий новый хозяин села Вешнякова, государственный канцлер императрицы Анны Иоанновны Алексей Черкасский вновь задумывает перестройку храма и получает на это разрешение Святейшего синода. Судя по оставшимся массивным укреплениям, сохранившимся дубовым балкам и старинным кованным хомутам, была поставлена задача увеличить общий вес колоколов. Однако императрица Анна Иоанновна вместе с двором переезжает в Санкт-Петербург. Интерес князя-канцлера к перестройке вешняковского храма угасает. Он так и остается старым храмом с «новой» колокольней. Правда, здание оштукатурили и покрасили в бордовый цвет

Храм всегда был окружен вниманием хозяев усадьбы. Не было десятилетия, чтобы им не занимались. Во 2-й половине XIX века его заново расписывают. Тогда же установили новый иконостас из белого итальянского мрамора с золоченными металлическими узорчатыми Царскими вратами.

Именно тогда в подвале левой галереи оборудовали систему отопления. Благодаря этому нововведению в зимнее время в помещениях нижнего храма стало тепло. В 1903 году в нижней левой галерее храма был сооружён и освящён придел в честь преподобного Сергия Радонежского.

После революции вешняковскую церковь постигла общая участь всех российских храмов. 22 мая 1922 года были изъяты чаши, сосуды, дарохранительница, кресты, ризы, большое Евангелие с дорогим окладом. Но и этого оказалось мало. Решением исполкома Московского областного совета № 1104/3 от 13 сентября 1940 года её закрывают.

Во время Великой Отечественной войны в храме устроили военный склад, мастерскую по ремонту танковых двигателей, затем столовую, конюшню. Однако в 1947 году по многочисленным просьбам церковь всё же вернули прихожанам. Вновь засиял иконостас, правда, часть икон, хранившихся на колокольне, погибла. Часть церковной утвари сохранили жители деревень Выхино и Вязовки. Едва храм открылся, они всё вернули. Первая служба в храме состоялась 25 января 1947 года в день празднования памяти Святой мученицы Татианы. С тех пор эта святая здесь особо почитаема.

Восстановительные художественно-реставрационные работы проводили специалисты центральных реставрационных мастерских им. И. Грабаря под руководством замечательного художника Павла Дмитриевича Корина. Ими были написаны иконы и изготовлены утраченные детали храмовых иконостасов. В верхнем храме отреставрировали местные образы Спасителя и Владимирской иконы Божией Матери кисти знаменитого царского изографа XVII века Тихона Филатьева, большая Иерусалимская икона Божией Матери и многие другие.

Так же был уложен мозаичный пол. Он выполнен в художественном стиле орнамента XVII века. В 1970–х годах в храме трудился известный художник Анатолий Тимофеевич Силин. Он полностью восстановил центральный алтарь верхнего храма. Он же написал иконы для временного иконостаса придела прп. Сергия Радонежского.

Следующий ремонт начался в 2003 году. Тогда был укреплён фундамент, крышу покрыли медью, поновили храмовую живопись, отлили новый набор храмовых колоколов. В 2014 году был изготовлен венец из драгоценных металлов, камней и жемчуга к чтимой Иверской иконе Божией Матери. Летом того же года очистили росписи центрального верхнего храма, установили подсветку и звуковое оснащение верхнего и нижнего храма.

Вешняковцы очень любят свой храм и волнуются за его будущее. Близость строительства Северо-Восточной хорды может привести к обрушению этого памятника архитектуры, сумевшего устоять в суровые годы борьбы с религией. Будем надеяться, что разум восторжествует и церковь Успения Пресвятой Богородицы будет по прежнему принимать своих прихожан.

История храма без этих имён осталась бы не полной

История храма была бы не полной без рассказа о священниках, которые служили здесь и были причислены к лику священномучеников. Вот их имена: Пётр Зверев, архиепископ Воронежский, Сергий Цветков, Иоанн Плеханов и Иоанн Янушев.

У настоятеля храма Воскресения Христова в Вешняках Константина Зверева и матушки Анны было четверо детей: Арсений, Кассиан, Василий и Варвара. Свои первые шаги служения Богу Василий начал делать именно в вешняковской церкви, помогая отцу за богослужениями. Рано утром звонарь, завидев идущего с сыном священника, ударял три раза в колокол. А маленький Василий считал, что два раза звонят отцу, а третий ему. В 1900 году он принял монашество с именем Пётр и был рукоположен в сан иеромонаха.

Рассказывают, что после его ареста в Сормове в мае 1921 года, рабочие объявили трёхдневную голодовку. Тогда им пообещали его отпустить, а на самом деле отправили в Москву на Лубянку. Освободили его лишь в начале 1922 года. Весной начался голод в Поволожье, владыко Пётр объявляет сбор пожертвований в помощь голодающим… А летом произошёл обновленческий раскол, против которого он активно выступает. В итоге его вновь арестовывают и приговаривают к двухлетней ссылке в Туркестан. Местом пребывания определяют город Перовск.

К моменту окончания ссылки освобождается место священнослужителя в Воронеже и верующие зовут его к себе, желая чтобы владыка Пётр взошел на Воронежскую кафедру. Прихожане призывают его не участвовать в политических играх. Но надо сказать, в это время многие храмы в Воронеже были захвачены обновленцами, так что ему довольно сложно было оставаться в стороне от событий. А порой и невозможно… В результате арихиепископа стали вызывать на допросы в ОГПУ.

После него тиф кончился

Осенью 1926 владыку вновь арестовывают. И закончив следствие, архиепископа Петра приговаривают к 10 годам лагерей на Соловках. Уже на месте ссыльный епископат избирает его главой Соловецкого православного духовенства. Новое лагерное начальство, видя его невероятное влияние на заключенных, отправляет владыку на Анзер. 15 января 1929 года владыка писал:

«Слава Богу за всё, что пришлось мне за это время пережить и переживать. Нынешний раз как-то особенно грустно и скорбно я встретил и провожу праздники – ведь шестые праздники провожу вне дома, не с теми, с кем бы желалось. Но всё это решительно надо терпеть. Ну, что делать. Не так живи, как хочется, а как Бог велит: У нас, по-видимому, настала настоящая зима, с ветрами и метелями, так что ветер едва не валит с ног: Живу в уединённом и пустынном месте на берегу глубокого морского залива, никого не вижу, кроме живущих вместе, и могу воображать себя пустынножителем».

В январе 1929 года владыка заболел тифом и 7 февраля скончался. Его духовная дочь, игумения Иулиания, писала: «Владыка умер от тифа последним, после него никто не умирал. Тиф кончился, и настало тепло».

Лагерное начальство приказывало хоронить всех умерших в общих могилах. Архиепископ Пётр также был сначала похоронен в общей могиле, но заключенные добились разрешения перезахоронить его в отдельной. Вопреки запрещениям его облачили в мантию и клобук, одели омофор, вложили в руки крест, чётки, Евангелие и совершили отпевание. На могиле поставили крест.

Честные мощи священномученика Петра были обретены 17 июня 1999 года. В том же году он был канонизован как местночтимый святой Воронежской епархии. В августе 2000 года причислен к лику святых новомучеников Российских юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Мощи сщмч. Петра были перенесены в Соловецкий монастырь. На месте обретения мощей поставлена деревянная часовня. Ещё через девять лет состоялось перенесение мощей сщмч. Петра в Алексеево-Акатов монастырь города Воронежа. Честная глава святителя Петра по благословению патриарха Кирилла осталась в Соловецком монастыре, в храме святителя Филиппа.

Тройка НКВД приговорила Янушева к расстрелу

Священномученик Иоанн Янушев был назначен в храм Успения Пресвятой Богородицы в 1935 году. 16 ноября 1937-го его арестовали и заключили в Таганскую тюрьму. Вызванные следователем на допросы лжесвидетели рассказали следствию, что знают отца Иоанна как человека, настроенного антисоветски. Одна лжесвидетельница и вовсе показала, что в сентябре 1937 года будто бы беседовала с отцом Иоанном около станции Вешняки о конституции.

И священник в разговоре сказал: «Конституция написана красивыми фразами, коммунисты только и способны писать красивые декларации и кричать на каждом углу о всеобщих выборах, о демократии, о признании свободной религии. А те же коммунисты закрывают церкви, на каждом шагу выступают против верующих и не дают возможности отправлять религиозные обряды, родителям не дают возможности крестить младенцев, а окрестишь, так осудят. Это не жизнь, а гонение на православных. Пышными фразами конституция написана для того, чтобы заслужить доверие среди народа, которого коммунисты не имеют. Но всё равно коммунистам, гонителям православных, с их конституцией скоро придёт конец».

Тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Протоиерей Иоанн Янушев был расстрелян 8 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребён в безвестной общей могиле. Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 17 июля 2002 года для общецерковного почитания.

Священномученики Сергий и Иоанн

Священномученик Сергий Цветков начинает свое служение в Вешняках в 1892 году в сане диакона, а затем священника. В 1919 году его арестовали вместе с сыном. Батюшку через три недели отпустили, а вот сына, как офицера царской армии, расстреляли. Спустя годы, в 1938-м отца Сергия вновь арестовали. На этот раз его обвинили в контрреволюционной деятельности, пропаганде монархического строя и подготовке к приходу капиталистической власти. Тройка НКВД по Московской области за такие тяжкие грехи выносит смертный приговор, который был исполнен 22 марта на Бутовском полигоне. Сщмч. Сергий Цветков причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 6 октября 2001 года для общецерковного почитания.

Преосвященный Иоанн, епископ Бронницкий, викарий Московской епархии, рукоположил диакона Иоанна Плеханова во священника в вешняковском храме в 1925 году. До ноября 1936-го отец Иоанн служил в Москве, но из-за закрытия храмов и сокращения приходов был вынужден уйти за штат. Некоторое время жил в Волоколамске, однако вскоре получил назначение в храм Дмитриевского погоста Нагорьевского района Ярославской области. Он часто ездил в Москву закупить необходимые для церкви вещи и повидать своих духовных детей. Когда священник приезжал в Москву, то бывал в некоторых храмах. Об этих его приездах осведомители донесли в НКВД. Во время одного из визитов его и арестовали.

В марте 1938-го отца Иоанна, как и Сергия Цветкова, тройка НКВД приговорила к расстрелу. Приговор привели в исполнение через несколько дней. В августе 2000 года юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Иоанна Плеханова к лику святых новомучеников Российских.

Вот, пожалуй, и всё, что хотелось рассказать об этом старинном храме. Были в его жизни печальные дни, были и радостные. Жизнь продолжается. У храма Успения пресвятой Богородицы много прихожан, которые делают всё, чтобы сохранить свою любимую церковь, возведённую по обету, данному боярином Шереметевым в XVII веке.

Источник

Храм в Вешняках может остановить Северо-Восточную хорду

Почему и от чего пытаются спасти храм XVII века на улице Юности

На пути Северо-Восточной хорды совершенно внезапно возникло ещё одно препятствие. После серии уточнений трасса немного сдвинулась — и вплотную приблизилась к Вешняковскому кладбищу и Храму Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках, чья история насчитывает более 360 лет. Это вызвало новую волну протестов местных жителей, в первую очередь — прихожан. МОСЛЕНТА поговорила с экспертами и выяснила, почему жители требуют отвести дорогу от церкви.

Спрямление трассы

В Вешняках активно идут подготовительные работы к строительству Северо-Восточной хорды (СВХ). Они уже вызвали серьёзный скандал, связанный с вырубкой деревьев в парке Кусково, а теперь вот привели к новому. В нескольких метрах от забора Вешняковского кладбища и от расположенного на нём Храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках работает тяжёлая техника. Причём краны и бульдозеры настолько приблизились к культовому сооружению, что породили чудовищные слухи.

— Многие прихожане думают, что храм будут сносить, — рассказывает служительница Валентина. — Но, наверное, он останется на месте. Пока вблизи от нас постоянно трудятся строители, но это они готовятся к началу больших работ.

По первоначальному проекту, одобренному ещё в 2010 году, СВХ (другое название — Северная рокада) должна была пройти южнее на несколько десятков метров. Затем проект уточнили, но даже после этого восьмиполосная трасса (по четыре полосы в каждом направлении) отстояла от Храма более чем на 50 метров. А по закону это именно то расстояние, которое не требует специальных охранных режимов строительства. Однако уже к январю 2016, после новых уточнений, трасса перешагнула эту границу: в январе 2016 года департамент градостроительной политики сообщил, что расстояние от объекта культурного наследия до трассы теперь составляет 44,7 метров. Но нарушения закона не допущено:

«Институтом «Мосинжпроект» разработаны и утверждены в установленном порядке специальные технические условия (СТУ) на уменьшение расстояния от объекта культурного наследия до проезжей части магистральной улицы непрерывного движения до 44,7 м вместо 50 м. В качестве компенсирующих мероприятий предусмотрено: ограничение скорости движения транспортных средств, установка в районе прохождения магистрали вблизи храма грязе-шумозащитного экрана, сооружение виброзащитного экрана, установка дорожных знаков. Пешеходное движение предусмотрено по тротуарам, пешеходным дорожкам, в целях безопасности устраиваются наземные пешеходные переходы и реконструкция внеуличного пешеходного перехода от платформы «Вешняки»».

Впрочем, как выяснилось, специальные технические условия разработаны плохо. В среду в департаменте культурного наследия Москвы их обсуждали специалисты — и проект с треском провалился. Его отправили на доработку.

Кристине Папян / МОСЛЕНТА

— Изначально в проекте строительства этой автотрассы вообще не было раздела об обеспечении сохранности памятника архитектуры, хотя того требует закон, — прокомментировал краевед и один из создателей движения «Архнадзор» Константин Михайлов, знакомый с результатами обсуждений. — А представленный документ вызвал у экспертов серьёзные замечания.

По словам экспертов, отсутствие утверждённых СТУ является «препятствием непреодолимой силы» — без них начинать стройку запрещено. Но их отсутствие не мешает проведению подготовительных работ.

Храм в Вешняках — действительно жемчужина московской истории. Он был построен по обету знаменитого боярина и государственного деятеля Фёдора Шереметьева в 1644 (по другим данным — в 1645) году. Строительство благословил Патриарх Московский и всея Руси Иосиф. Из двух ярусов верхний основной был освящён в честь Воскресения Христова, нижний — в честь Пресвятой Богородицы. А на колокольне был устроен часовой механизм, управлявший тремя циферблатами и колокольным звоном — самая передовая техника для того века. Достаточно сказать, что похожий механизм на Спасской башне Кремля был смонтирован всего двумя десятилетиями раньше — в 1625 году.

За столетия внешний вид храма менялся: он был кирпичным, бордовым, изумрудно-зелёным, тёмно- и светло-желтым, серо-голубым. К концу XIX века Храм стал белым с голубыми куполами — и остаётся таким до сих пор.

Перед Великой отечественной войной, 13 сентября 1940 года Храм был закрыт, и возродился вновь 25 января 1947 года.

Взять в кольцо

На карте строительства хорды, размещённой на сайте Комплекса градостроительной политики Москвы, видно, что новая дорога пройдёт недалеко от храма, замкнув архитектурную диковинку в кольцо автомобильных выхлопов и шума. С одной стороны — оживлённая улица Юности, с другой — улица Красный Казанец. СВХ обогнёт с третьей, оставив между трассой и храмом — метры.

Напомним, что по заявлению департамента градостроительной политики, расстояние между храмом и дорогой составит запланированных 44,7 метров. А вот судя по «Яндекс.Карты», на которых уже обозначена трасса СВХ, минимальное расстояние от магистрали до здания не превышает 20 метров.

— Трасса будет близко, поэтому вдоль неё придется поставить шумозащитные экраны, — объясняет Константин Михайлов. — Будут ширмы. Так церковь выключат из городского пейзажа, её нельзя будет увидеть со стороны хорды, которая пройдет впритык к территории к храму. Дорогу надо отодвигать!

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство храма в бураново
  • Строительство храма в братеево
  • Строительство храма в боготоле
  • Строительство храма в бирюлево западное
  • Строительство храма в бибирево