Строительство храма в селе кузовка

Богоявленский храм села Кузо́вка

Настоятель — протоиерей Стефан Гривас

История храма

Приход села Кузовка образовался почти 280 лет назад. Согласно архивным данным, в начале XIX века приход состоял из села и деревни Алексеевки. Но деревянная Церковь во имя Богоявления Господня была воздвигнута здесь ещё в 40-х годах XVIII века — лет через двадцать после основания села. И само село с возведением церкви стало называться Богоявленским. Однако, новому красивому названию не суждено было прижиться, хотя Богоявленским село именовалось на протяжении почти ста лет.

Строительство в селе Кузовка каменного Храма вместо деревянного было начато в 1823 году и окончено в 1831-м. Храмостроительницей стала Анна Владимировна Бобринская, жена Алексея Григорьевича Бобринского, внебрачного сына Екатерины II. Церковь освятили так же, как и старую деревянную – во имя Богоявления Господня. Храм был достаточно больших размеров, с колокольней (о чём можно судить по тем огромным руинам, которые остались от него на сегодняшний день). Кроме главного, храм имел еще два предела с правой стороны – во имя Вознесения Господня, с левой – во имя Покрова Божией Матери. Центральная предел в честь Богоявления Господня. В некоторых источниках говорится, что позже в церковной трапезной устроили ещё один престол – во имя Феодосия, святителя Черниговского. Причт храма состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Церковной земли числилось 33 десятины полевой и 3 десятины усадебной. Жизнь прихода сего села мало чем отличалась от других. Своим чередом шли службы, исполнялись требы – крестили младенцев, венчали молодые пары, отпевали усопших. Были свои особо уважаемые священники. Так, в 1867 году епархия назначает пенсию Михаилу Соколову, священнику с. Кузовки за 35-летнюю беспорочную службу. То есть этот Михаил Соколов был настоятелем нового храма с момента его открытия. В те годы помощником настоятеля был староста крестьянин Ефим Федотов. Известно также, что в 70-х годах священником прихода был Капитан Студеницкий. В 80-х годах вместе с ним правит службы Иоанн Жданов. Храм на протяжении всего времени своего существования содержался на добровольные пожертвования сельчан, где своевременно производились ремонтные работы, а к 1873 году даже обновили еще совсем не старые иконостасы. О том, что жертвователями чаще всего были местные жители, говорят страницы Тульских епархиальных ведомостей, где выражается благодарность от епархиального начальства за различного рода дары. В 1904 году таким образом отметили крестьян Георгия Свинолупова и Павла Феодосиева, Первый пожертвовал 100 рублей, второй – четыре посеребренных подсвечника, оцененных в 60 рублей. Немалые средства собирались прихожанами на нужды соотечественников в годы различных войн. Причем собирались как деньги в специальные кружки, так и вещи. Например, в годы Первой мировой войны священник села Иоанн Никольский пожертвовал 33 пары теплых чулок, 10 пар варежек, полотенца и кальсоны, ведь на войне не до сантиментов. Особой заботой священников всегда были кладбища. От священников требовалось, чтобы они изыскивали средства на каменные ограды и ворота с запорами, зорко следили, дабы не копали могилы самовольно, не нарушали правильность рядов могил. От прихожан требовался уход за могилами и борьба с сорняками. Существовала даже такая повинность, своего рода епитимья, если прихожанин долго не был на исповеди у священника без уважительной причины, то он должен был отработать определенные дни на благоустройстве местного кладбища.

В настоящее время храм на этапе строительства. По праздничным дням совершаются молебны и панихиды.

Источник

Строительство храма в селе кузовка

Немного о селе. Исследователь тульских приходов Малицкий более ста лет назад писал, что «Село Кузовка расположено по обеим сторонам реки Кузовки в виде двух параллельных слобод, раскинутых вёрст на пять. От Тулы село находится на расстоянии 75 вёрст., от Богородицка- 12 вёрст и от станции Малёвки Елецкой ветки Сызрано-Вяземской ж. д. 5-тн.в…»
Если перевести вёрсты в километры, что для нас сейчас будет более понятным, то по Малицкому получается, что село имеет протяжённость немногим более пяти километров. На самом же деле Кузовка растянута вдоль реки на семь километров и состоит из десяти слобод.
Существует несколько версий происхождения названия села: кто-то считает, что оно произошло от названия реки, кто-то предполагает, что здесь был промысел плести кузова. Но есть и другие версии, о которых расскажу в следующий раз, а пока. вернёмся к приходу.

Строительство в селе Кузовка каменного Храма вместо деревянного было начато в 1823 году и окончено в 1831-м. Храмостроительницей стала Анна Владимировна Бобринская, жена Алексея Григорьевича Бобринского, внебрачного сына Екатерины II. Церковь освятили так же, как и старую деревянную – во имя Богоявления Господня. Храм был достаточно больших размеров, с колокольней (о чём можно судить по тем огромным руинам, которые остались от него на сегодняшний день). Первоначально храм имел два придела: с правой стороны – во имя Вознесения Господня, с левой – во имя Покрова Божией Матери. Центральная престольная зона –Богоявления Господня. В некоторых источниках говорится, что позже в церковной трапезной устроили ещё один престол –во имя Черниговского Архиепископа Феодосия Святителя.

Причт храма состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Церковной земли числилось 33 десятины полевой и 3 десятины усадебной.
Жизнь прихода сего села, наверное, мало чем отличалась от других. Своим чередом шли службы, исполнялись требы – крестили младенцев, венчали молодые пары, отпевали усопших. Были свои особо уважаемые священники. Так, в 1867 году епархия назначает пенсию Михаилу Соколову, священнику с. Кузовки за 35-летнюю беспорочную службу. То есть этот Михаил Соколов был настоятелем нового храма с момента его открытия. В те годы помощником настоятеля был староста крестьянин Ефим Федотов. Известно также, что в 70-х годах священником прихода был Капитан Студеницкий. В 80-х годах вместе с ним правит службы Иоанн Жданов.

Храм на протяжении всего времени своего существования содержался на добровольные пожертвования сельчан, где своевременно производились ремонтные работы, а к 1873 году даже обновили еще совсем не старые иконостасы. О том, что жертвователями чаще всего были местные жители, говорят страницы Тульских епархиальных ведомостей, где выражается благодарность от епархиального начальства за различного рода дары. В 1904 году таким образом отметили крестьян Георгия Свинолупова и Павла Феодосиева, Первый пожертвовал 100 рублей, второй – четыре посеребренных подсвечника, оцененных в 60 рублей. Немалые средства собирались прихожанами на нужды соотечественников в годы различных войн. Причем собирались как деньги в специальные кружки, так и вещи. Например, в годы Первой мировой войны священник села Иоанн Никольский пожертвовал 33 пары теплых чулок, 10 пар варежек, полотенца и кальсоны, ведь на войне не до сантиментов. Кстати, по сборам средств прихожанами каждый храм полгода делал подробный финансовый отчет: сколько рублей и копеек, в какую кружку и на какие цели было положено простыми верующими прихода.

Источник

Блог о путешествиях

Деревня Семьянь, Каширский тракт и Церковь Богоявления Господня в Кузовке

Кто помнит, во время поездки в Араповский пещерный монастырь мы повстречали туристов, которые рассказали нам об обнаруженной старой каменной дороге от Венёва на юг. По приведённой ссылке вы можете перейти на тот отчёт и найти ближе к концу статьи краткую историческую справку и схему. Тогда я признался, что хотел бы прогуляться по этой старинной дороге, тем более что там сохранились руины церкви Корсунской иконы Божией Матери и остатки старого каменного моста! Позавчера мы отправились на поиски Куликова поля, а эта достопримечательность была как раз на краю автомобильной дороги М-4 «Дон», по которой мы передвигались.

На фото видны булыжники. Это старая мощёная дорога, фрагмент сохранившегося Богородицкого тракта, проходящего неподалеку от с. Хавки и с. Семьянь (в XVIII веке – Крапивинская дорога). До сих пор на картах обозначена как «дорога с улучшенным покрытием». На самом деле асфальта никогда не было. Более того, на участке Хавки – Семьянь упомянутый мост давно разрушен, а имеющийся неподалеку брод проходим только для полноприводных авто.

Приведу основную информацию из старого отчёта: деревня Семьянь «на речке Семьяни, стана Окологородного» упоминается в летописи 1571 года. В XVII веке Семьянь находилась в Карницкой засеке, которая начиналась у села Хавки и шла к речке Шат. Засеки делали примерно по 15 верст в длину, поперек – 7 верст, где больше, где меньше. В XIX веке через Семьянь проходил Каширский тракт. Торговые люди везли товары с юга в Москву и в обратном направлении. В 1811 году в Семьяни была построена церковь (N54° 17.686′, E38° 11.384′) во имя Корсунской Божией Матери с двумя приделами: во имя святого и чудотворца Николая и во имя святого Василия Парийского на средства помещика майора Алексея Андреевича Маркова (ум. в 1813 году), взамен обветшавшей деревянной.

«Село Семьянь лежит в лесистой и богатой хорошей водою местности, вблизи казенной засеки, в 45 верстах от Тулы и в 6 верстах от Венёва. По писцовым книгам конца XVI столетия Семьянь числилась деревней, а когда стала селом и почему получила свое название, неизвестно. Приход был приписным к приходу села Хавок. Существующий ныне каменный холодный храм построен в 1811 году на средства помещика майора Алексея Александровича Маркова. В 1879 году были возобновлены иконостасы придельных храмов». (Малицкий П.И. – «Приходы и церкви Тульской епархии», 1895 год).

В 1916 году в селе имелось 59 дворов, проживало 312 человек. Во время коллективизации 1930-х годов там был создан колхоз «2-я пятилетка». В ноябре 1941 года у южной окраины села располагались позиции советских войск, оборонявших подходы к Венёву. В начале 70-х годов XX века село было признано бесперспективным, всех жителей насильно переселили в центральную усадьбу совхоза. Сегодня домов не сохранилось, лишь церковь напоминает о былом богатстве села на некогда оживленном торговом тракте. Церковь отлично видна с трассы «Москва – Дон».

Готов подтвердить слова прежних посетителей этих мест: дорога построена на века, по сей день великолепное покрытие, без глубоких рытвин. Тем не менее будьте осторожны: часть тракта за Хавками испортили самосвалами при строительстве коттеджного поселка, продавили покрытие. Фермеры отсыпают дорогу до середины, у них за Семьянью постройки, но всё равно для проезда по ней требуется машина с высокой посадкой. В ноябре 1941 года у южной окраины села Семьянь располагались позиции советских войск, оборонявших подходы к Венёву. Отстоять село не получилось. Советские войска отступили, взорвав по дороге мост через реку. После войны мост восстанавливать не стали. Его остатки хотелось бы увидеть, но планы у нас были на этот день грандиозные, а машина не рассчитана на такие дороги.

Второй храм, Церковь Богоявления Господня в Кузовке (координаты: 53.649303′, 38.117884′), мы посещать не планировали, но увидели за домами недалеко от дороги, по которой в тот момент двигались! Подъехали просто наугад и осмотрели всё вокруг.

Время возникновения прихода села Кузовки неизвестно. Существующий в приходе каменный храм во имя Богоявления Господня, как видно из храмозданной грамоты, начат постройкой в 1823 году и окончен в 1831 году. Строителем храма была графиня Анна Владимировна Бобринская. О судьбах более раннего деревянного храма не сохранилось никаких сведений. Кроме главного алтаря, в храме одновременно устроены придельные, с правой стороны – во имя Вознесения Господня, с левой – во имя Покрова Божией Матери. Впоследствии в храме производились разного рода обновления внутри и снаружи. Наиболее капитальная поправка состояла в замене всех трех иконостасов новыми в 1873 году (П.И. Малицкий – «Приходы и церкви Тульской епархии», Тула, 1895 год. Богородицкий уезд, стр. 116).

В селе Кузовке с 1880 года существует земская школа, а в деревне Алексеевке с 1893 года открыта школа грамоты. Церковь взорвана в 1960-х годах, кирпич пошёл на строительство новой школы. Если от церкви осталась лишь часть одной из стен, то колокольня хорошо сохранилась: поднявшись по внутренней каменной лестнице, можно осмотреть панораму села и окрестностей.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство храма в северном измайлово
  • Строительство храма в северном бутово
  • Строительство храма в салехарде сегодня
  • Строительство храма в рыбацком
  • Строительство храма в рубцовске