Строительство храма в рыбацком

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы село Рыбацкое

Покрова Пресвятой Богородицы в Рыбацком в начале XX века.

Прикипела, сердцем прикипела
К ветреным просторам и домам,

Высоченным, четким, красно-белым.
Только жаль садов погубленных. И храм.

Над Невой сиял он куполами.
Говорят, что расходилась мгла,
Если он звенел колоколами.
Праздник Покрова был день села.

Церковь двухэтажная, каменная, построена на средства прихожан в 1744 году. Престолов в нижней церкви три: Покрова Пресвятой Богородицы, Св. Николая Чудотворца и Толгской Божией Матери, а в верхней один – во имя Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла. После капитального ремонта освящена 28 октября 1901 года.

Церкви принадлежат две каменные часовни, одна при вратах церковной ограды, в другая в деревне Усть-Славянке. К церкви приписана находящаяся на кладбище за селом Рыбацким церковь во имя Казанской Божией Матери, построенная в память Императора Александра II.

Ист.: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 8. СПб. 1884. С. 125-134; Кутепов Н. М., сост. Памятная книжка по С.-Петербургской епархии. СПб. 1899. Ст. 218-219; С.-Петербургский духовный вестник. 1895-1901; Известия по С.-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. 1902-1916.

История первой деревянной церкви.

материал предоставлен ученицей средней школы 207 Воробьевой С.

В те времена население России, особенно крестьянская его часть, отличалась глубокой набожностью и религиозностью. Поэтому неудивительно, что первые жители Рыбацкой слободы постарались как можно быстрее выстроить свой храм, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Существует даже версия, говорящая о том, что церковь привезли с собой рыбаки, переселенные с Оки на Неву по приказу Петра I. Якобы, они привезли храм с собой, разобрав его на бревна, а потом снова собрав, что, впрочем, маловероятно. Так или иначе, но точная дата его создания неизвестна.

Основными доходами церкви, как следует из книг прихода и расхода, которые велись церковным старостой (сейчас находятся в фонде Царскосельского дворцового правления в РГИА), были помесячные сборы, которые давали в среднем 80 рублей в месяц, от продажи свечей, и то, что собирали от образов и в «кошельки»; расходы же состояли из трат на покупку вина, муки, воска для свеч, довольно часто приходилось закупать различную материю, в особенности пелены для обрядов и различных нужд. Хотя и доходы пополнялись довольно неожиданно: например, в 1762 году, после смерти мужа, крестьянка Пелагея Кузьмина отдала церкви лавку. В итоге расходы редко превышали доходы, как правило, некоторая сумма даже оставалась.

Следующим священником по императорскому указу от 10 сентября 1750 года был назначен Эраст Тимофеев. Эраст Тимофеев женился на дочери отца Василия и Марфы Афанасьевой, Ирине.

После Эраста Тимофеева священником стал Алексей Яковлев, бывший дьячков в церкви с 30 сентября 1753 года. Он построил свой деревянный дом, где и после смерти отца Алексея продолжали жить его супруга и сын Иван, бывший пономарем в этой же церкви. Именно при священнике Алексее Яковлеве было начато строительство каменной церкви.

В 1771 году, 20 декабря священником стал Иван Иванов. Именно он стал последним священников деревянной церкви в Рыбной слободе и первым каменной.

Строительство каменной церкви. Первые годы.

Строительство полностью было завершено в 1773 году, тогда же церковь была освящена, но у храма не было колокольных глав, а на доделку вновь не хватало средств. площадь церкви составляла около 70 саженей (317.6 кв. м). Сбор денег начался лишь в 1774 году, в конце января. А деревянная церковь в это время существовала и находилась справа от строящегося храма. 1 мая 1784 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил получил прошение от 29 апреля того же года, в котором жители Рыбной слободы просят разрешения снести деревянную церковь; наложенная резолюция гласила «разрешить». Позднее на месте престола деревянной церкви был поставлен кирпичный памятник с надписью: «На сем месте был престол деревянного храма, существовавшего от времени первого заселения Рыбацкой слободы», в 1862 году замененный на другой, из сердобольского гранита, до сегодняшнего момента не сохранившийся. От иконостаса деревянной церкви осталось 4 образа: образ Спасителя, образ Ильи Пророка, образ Божией Матери и образ Николая Чудотворца.

29 апреля 1784 жителями села было получено благословение митрополита на строительство церкви во имя Рождества Христова, для чего собирались пристраивать к церкви второй этаж. Начались работы 16 июня, закончились 24 июля 1784 года.

Каменный храм в Рыбацком до перестройки

Церковь в XIX веке (по 1884 год).

С 1834 г. существовала приписанная к Покровской церкви кладбищенская деревянная часовня. К концу 19 в. она пришла в ветхость. После событий 1 марта 1881 г. прихожане пожелали построить на кладбище церковь во имя Казанской иконы Божъей Матери.

(Э. А. фон-дер Брюгген, Н. М. Евреинов Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С.-Петербургская епархия. СПб Типография Училища глухонемых ВУИМ 1909 г. С. 83-84 )

Дальнейшая история вплоть до закрытия.

Приблизительно с 1871 года в селе стало действовать церковно-приходское попечительство. Оно собиралось три раза в год, а также (иногда) накануне крупных праздников, таких, как Пасха, Рождество, Покров. Главными источниками дохода общества являлись членские взносы, кружечные церковные сюоры, пожертвования и выступления в пользу попечителей. Также во владении церкви в 1891 году можно было обнаружить двухэтажный дом с надворными постройками, завещанный ей Матвеем Прокофьевым и находившийся в Усть-Славянке, на земле крестьян Красильниковых. В доме обществом сдавались 4 квартиры, также там было открыто чайное заведение. За 11 лет, с 1891 по 1902 год, например, все вместе принесло 556 рублей 15 копеек чистого дохода, не считая денег, ушедших на ремонт, страхование, а также сумм, выплачиваемых вдове Матвея, что вкупе за тот же период составило 329 рублей 55 копеек. В графу расходов попадали ежемесячные пособия призреваемым, суммы, выделяемые попечительством на праздники, единовременные пособия, мелочные канцелярские и страховые расходы, а также траты, связанные с владением домом.

2) надстроить вторые этажи к боковым пределам и заменить дощатый, покрытый кровельным железом купол на каменный.

Вот его пояснительная записка к чертежам:

Из представленных чертежей перестройки и надстройки видно, что основная идея перестройки состоит в соединении центральной части, состоящей из двух этажей, в один корабль (наос) в два света, высотою до цилиндрического свода 4.5 сажени (9.59 метра), для чего существующий свод над первым этажом подлежит сломке. Далее, существующий деревянный плафон верхнего алтаря заменить каменным полукуполом с главкою. Дощатый отштукатуренный плафон и такого же материала купол с фонарем заменить каменным. Блклвые пределы (наосы) надстроить во всю площадь нижнего этажа; алтари (апсиды) малых пределов, а также и все пространство боковых наосов покрыть бетонными сводами, для уменьшения бокового распора на наружные стены. Кроме тог, для увеличения площади храма, в западной части по обе стороны колокольни проектируются пристройки, которые служат продолжением боковых наосов. Для сообщения второго этажа наосов с первым этажом проектируются 2 каменные лестницы, которые помещаются в пристройке, окружающей с трех сторон колокльню; тут же помещается лестница, ведущая в подвальное помещение, служащее для отопления, а также и ризницы.

Пол храма предположительно поднять на 12 (53.4 см) вершков, так как в настоящее время он находится на 2 вершка (8.9 см) ниже уровня земли, что необходимо сделать в виду устройства подвала, а также осушения храма. Верхнюю часть колокольни, как пришедшую в ветхость, предположено снести и заменить новую кладкою, согласно проекту. В виду незначительного добавочного груза от парусов и барабана над средней частью с прежде существовавшим, который, кроме того, уравновешивается увеличением площади пилонов, прибавкой каменной кладки, значительного изменения давления на почву предполагать нельзя, хорошее же состояние существующего храма даст ясное представление о доброкачественности грунта, на котором храм находится, вследствие чего при составлении проекта перестройки и надстройки отдельного исследования грунта произведено не было.

1900 года 4 марта. Архитектор Д. Рябов

Отсюда видно, что оба предлагаемых варианта изменений были использованы и что храм строился не с нуля, а лишь изменялся.

В 1900 году получили Архипастырское одобрение Высокопреосвященного Антония, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, сразу же составили комиссию, ответственную за процесс строительства, следующего состава:

Источник

Исторический район Санкт-Петербурга: Рыбацкое

В Санкт-Петербурге есть всего лишь несколько районов в привычном нам понимании, расположенных за пределами кольцевой автодороги, но при этом входящих в состав города и не являющихся отдельным населённым пунктом (как, например, Шушары). Одним из таких районов, как вы уже догадались, является Рыбацкое. Сегодня я подробно расскажу вам о его истории и о том, что представляет из себя Рыбацкое в наше время.

Географическое расположение

История Рыбацкого

Помимо рыболовли, в Рыбацком существовала и промышленность, которая бурно развивалась в нашей стране с середины 19 века. Но заводов того времени в современном Рыбацком практически не сохранилось, а новая промзона ушла за пределы исторического района и в наше время находится по другую сторону железной дороги.

Стоит отметить, что Рыбацкое застраивается и в наши дни. Особенно активно девелоперы «осваивают» берег Невы (что не удивительно). Так что сейчас сложно сказать, как будет выглядеть Рыбацкое через 20-30 лет. Впрочем, таких радикальных изменений, какие произошли в Рыбацком в 80-х (из села в крупный спальный район) ждать, как мне кажется, уже не стоит.

Интересные места Рыбацкого

Далее я расскажу вам о самых интересных местах Рыбацкого, которые вы, при желании, сможете посетить и в наши дни. Кроме того, рассмотрение этих мест позволит мне более подробно раскрыть историю района.

Мемориальная стела крестьянам Рыбацкого

Один из старейших объектов Рыбацкого был установлен по велению Екатерины II в 1789 году. Стела была установлена в память о том, что обычные крестьяне Рыбацкого добровольно отправились на войну со шведами и приняли в ней активное участие, одержав победу в одном из сражений.

Вот такие вот героические крестьяне-рыболовы Рыбацкого: в тяжелую для государства минуту по своей воле отправились защищать родину от неприятеля. Хорошо, что эта стела не только сохранилась до наших дней, но ещё и была отреставрирована в советское время.

Дом рыбопромышленника Зотова

Дом Зотова построен приблизительно в 1830-х годах и является самой старой сохранившейся жилой постройкой Рыбацкого. Принадлежал он известной династии рыбаков Зотовых. Интересно, что на строительство собственного трехэтажного дома они заработали своим простым и честным трудом!

Зотовы были знамениты своими рыболовными успехами как в Петербурге, так и за его пределами (они регулярно участвовали в различных всероссийских выставках, на одной из которых получили серебряную медаль за изготовленные ими рыболовные снасти).

Бывшие Покровское кладбище и Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Покровское кладбище существовало в Рыбацком с петровских времён. При нём же и была построена Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Однако, в 1830-ых годах кладбище перенесли подальше от Невы и основали новое, Казанское кладбище (оно существует и в наши дни). А вот церковь продолжила существовать на прежнем месте.

Вы могли подумать, что церковь была снесена в советское время? Не совсем так. Она действительно была утрачена во времена СССР, но связано это было с тем, что церковь сильно пострадала во время войны, а после этого никто не стал её восстанавливать. Кстати, раньше по соседству с церковью была расположена школа, в которой и находился штаб армии во время войны. Так что не удивительно, что оба здания в итоге не сохранились: по штабу, скорее всего, вели огонь немцы, так что пострадала и соседняя с ним церковь.

В 2003 году на месте бывшей церкви возвели скромную деревянную часовню.

Аллея славы пожарным и аллея петербургского электротранспорта

Помимо прекрасного вида из парка на Неву, он интересен несколькими современными скульптурами. Примечательно, что эти скульптуры были созданы по проектам, занявшим призовые места в одном из петербургских конкурсов на тему городских скульптур. Так что здесь выиграли и жители Рыбацкого, и молодые художники, идеи которых были воплощены в жизнь!

Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Достопримечательности такого типа можно встретить практически в любом спальном районе Петербурга: это построенная в наше время церковь. Однако не любую такую церковь можно похвалить за её интересный и красивый внешний вид. А вот церковь в Рыбацком хвалить хочется (собственно, поэтому я её и упоминаю)!

Но сколько я ни смотрю на этот храм, я никак не могу понять одну вещь: зачем его крышу покрыли синим шифером едкого оттенка? Ведь само по себе здание красивое, оно обладает интересной архитектурой с некоторыми чертами русского стиля. Но зачем было настолько сильно экономить на материалах? Надеюсь, что со временем этот синий шифер уберут и тогда храм Рождества Пресвятой Богородицы можно будет безо всяких сомнений назвать одним из главных архитектурных украшений района!

Заключение

В целом этот район мне нравится. Уж не знаю, хотел бы я тут жить (всё таки до центра города от Рыбацкого далековато), но периодически приезжать сюда и гулять по берегу Невы мне очень даже нравится. Рекомендую!

Если вам понравилась эта статья и вам интересна тема исторических районов Петербурга, предлагаю вашему внимаю несколько других моих статей их этого цикла:

Источник

Статьи

По кирпичику создать приход

газета «Славянка», N11 от 1 июля 2016г.

Каково лицо современного православного прихода? Востребованы ли воскресные школы? Кто сегодня не просто нуждается в утешении церкви, но и активно предлагает ей свою помощь? «Славянка» побеседовала об этом с протоиереем Алексеем Скляровым, настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Рыбацком.

«Сердце радуется!» Этими словами настоятель начинает рассказ о жизни прихода. В Рыбацком сдаются новостройки, сюда переезжают семьи с детьми, на службу приходит много новеньких. Любопытная деталь: судя по анкетированию, больше всего среди прихожан бухгалтеров и педагогов! Но главное, что члены прихода связаны между собой узами взаимопомощи.

«Пастырский час»: o. Алексей Скляров

Что мы можем сделать для усопших родных, кроме молитвы? Стоит ли делать прививки от гриппа? Почему в Библии написано «Бодрствуйте»? На вопросы отвечает протоиерей Алексей Скляров, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Рыбацком. Запись эфира на радио «Град Петров».

«Задача церкви – помогать обрести правильный путь в жизни»

О новом не­обычном храме в Рыбацком и о возможностях, которые он откроет для прихожан, «ПД» рассказал прото­иерей Алексий (Скляров). Здание нового храма на берегу Невы выполнено в стиле русский модерн. В Петербурге первым строением в духе русскoгo мoдернa считaется церкoвь Спaсa Нерукoтвoрнoгo.

Новый храм – первый в Петербурге, расположенный в черте города на набережной Невы, скоро должны достроить. Храм объединит жителей не только Рыбацкого (угол Рыбацкого пр. и Прибрежной ул.), но и города. Его смогут посещать до 1 тыс. прихожан.

Планируется, что возле церкви будут организованы спуски к воде. В живописном уголке на лоне природы можно будет проводить древние церковные обряды и соблюдать важнейшие христианские обычаи.

«МАТЕРЬ БОЖИЯ, СПАСИ ЗЕМЛЮ РУССКУЮ!»

Такого я ещё не видела за 10 лет работы православным журналистом: в углу церковного дворика, наискосок от крылечка, ведущего в храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рыбацком, и чуть в стороне от цветочного ковра клумб, — качели, песочница и множество игрушек. «Здесь играют малыши, изнемогшие от долгой службы, — поясняет настоятель храма о.Алексий СКЛЯРОВ. — А одна из мам за ними приглядывает. Качели нам администрация района подарила, песок мы время от времени меняем, а игрушки чиним». — «Не уносят малыши понравившегося зайца или куклу?» — не удержалась я от вопроса. «Пусть берут, — батюшка безмятежно улыбается. — Родители взамен приносят другие. Зато ребёнок уйдёт из храма с радостным ощущением и захочет прийти снова. Вырастет — вернёт Церкви и Богу свою лепту уже не игрушкой, а верой и добрыми делами». Такая вот мирная картина, но за ней, как за театральным занавесом, дела серьёзные и не очень радужные, потому что всегда найдутся люди, коим не по нутру строительство православных храмов и возрождение духовной жизни.

Возрождение церковной жизни в Рыбацком

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство храма в рубцовске
  • Строительство храма в романовке
  • Строительство храма в пыхтино
  • Строительство храма в пучеже
  • Строительство храма в пскове