Строительство храма в пскове

От классики до модерна: Храмы святой Троицы на Псковской земле

Псков

У храма длинная и насыщенная история. Сегодняшнее здание является уже четвертым по счету. Первый Троицкий собор в Пскове был построен из дерева по велению равноапостольной княгини Ольги в середине X века: «Прииде блаженная Ольга близ реки, глаголешая Пскова, и ста на устии той реки… И внезапно преславное видение виде светлыми лучами осиеваемо место оное, пророчествуя, глаголяше: на месте сем будет храм Пресвятые Троицы и град велик зело и славен будет…»

Второй собор возвел в камне в XII в. Всеволод-Гавриил, первый князь Пскова. Облик этого храма приблизительно можно представить по иконе с образом князя у алтаря в Троицком соборе (Всеволод-Гавриил писан в рост, держащим на ладони модель храма).

Самым замечательным был третий Троицкий собор 1367 года (освящен 30 января 1368 года), сыгравший важнейшую роль в развитии местной архитектурной традиции. Реконструкция собора говорит о 25 (!) его престолах (с храмами Довмонтова города), одноглавии мощного храма и 32 (!) скатах его перекрытия.

Во время большого пожара 1609 года в соборе почти все погорело, но огонь совершенно не тронул раки с мощами Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея. В 1623 году в соборе поставлен вновь созданный дубовый Ольгин крест, вместо сгоревшего в пожаре 1609 года точно такого же креста равноапостольной княгини Ольги.

Нынешний Троицкий собор, четвертый по счету, был заложен в 1682 году на том же месте, где стояли предыдущие храмы. Строительство было завершено в 1699 году.

После революции храм был закрыт, но с 1941 года вновь стал действующим, и сегодня открыт для богослужений и посещений туристов.

Мелетово

25 марта 1890 года приговором общего собрания прихожан Успенской церкви в Мелетово был назначен сбор по 50 коп. с окладной души на расширение храма Успения Пресвятой Богородицы (классический, неискаженный образец средневековой псковской архитектуры середины XV века с элементами уникальной живописи). В 1910 году была собрана достаточная сумма, и с благословения архиепископа Арсения началось строительство отдельного теплого кирпичного храма во имя Святой Живоначальной Троицы.

Церковь была построена в псевдорусском стиле с элементами модерна. В 1914 году церковь освящена. Закрыта не позже 1930-х годов. В 1944 году здесь служил священник Дисидерий Дмитриевич Бойцов, являвшийся участником Псковской православной миссии.

Решением облисполкома от 12 мая 1964 года религиозная община Троицкой церкви снята с регистрации, храм закрыт. К 1990-м годам храм был в тяжелом состоянии.

В 2000-х церковь передана общине верующих, сейчас церковь находится в стадии восстановления. В связи с малолюдностью окрестных населенных пунктов службы в храме бывают пока только в большие церковные праздники.

Напомним, в ноябре прошлого года стало известно, что Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник подготовил проект концепции сохранения и развития церкви Успения Богородицы в Мелетово. Документ предполагает создание музейно-туристического комплекса, включающего в себя территорию погоста Мелетово с объектами культурного наследия: церковь Успения Богородицы и церковь Святой Троицы.

В проект включено проведение первоочередных противоаварийных работ, а затем комплексных работ по реставрации (архитектуры и фресок) и приспособлению церкви Успения Богородицы (1465 год), а также реставрации и приспособлению церкви Святой Троицы (1913 год). Кроме того, запланировано строительство на территории Мелетовского парка новых объектов инфраструктуры: музейного здания с информационным центром, экспозиционно-выставочными и лекционными помещениями, стоянкой автотранспорта, кафе и гостевого дома. Сроки реализации намечены на 2018-2024 годы.

Как стало известно в апреле 2019 года, в регионе был объявлен конкурс по определению подрядчика для выполнения комплексных ремонтно-реставрационных работ в церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелетово Псковского района. Начальная максимальная цена контракта составляет более 40,6 млн рублей.

Остров

Церковь Живоначальной Троицы была возведена в городе Острове, на правом берегу реки Великая, что неподалеку от главной центральной площади города. Постройка соборной церкви была напрямую связана со строительством самого города в 1778 году. В то время императрица Екатерина II путешествовала по России, посещая новоустроенные губернии. Посетив город Остров, императрица пожаловала шесть тысяч рублей на возведение новой церкви, но этих денег не хватило, и еще 600 рублей было добавлено из уездного казначейства.

Весной 1784 года по близлежащим городам были опубликованы объявления о вызове всех желающих принять участие в построении церкви в Острове. Но на торги в апреле 1784 года никто не пришел, по причине чего они начались снова. Параллельно подготавливалось место для возведения собора, при этом сносились старые заводы и частные дома. В 1786 году все-таки была заложена церковь Троицы, а в 1790 году ее строительство уже было окончено.

Церковь расположилась на обширной территории прямо в центре города, неподалеку от главных улиц. Местом возведения стала Торговая площадь, где прежде стоял деревянный Воздвиженский храм, который был уничтожен в XVI веке при вторжении Стефана Батория. Изначально церковь имела два престола, главным из которых стал холодный или Троицкий престол, а придельным престолом стал храм Воздвижения.

Не позже 1930-х годов храм был закрыт, во 2-й пол. ХХ века поддерживался в порядке. По счастливому стечению обстоятельств здание после закрытия уцелело, его не коснулась рука вандалов. Собор был возвращен верующим в 1990 году.

Залесье

Освящена церковь 8 января 1796 года архимандритом Псково-Печерского монастыря Петром. По случаю повреждения престола пожаром вновь церковь освящена в феврале 1899 года.

Церковь пострадала во время боевых действий в 1919 году. Прихожане храма обязались ежегодно вносить на ремонт храма по 2 фунта ржи или по 15 марок с каждой десятины. В соответствии с Тартуским договором, с 1920 по 1944 год селение входило в состав Эстонии. В 1922-1923 годах велись восстановительные работы, в том числе и на деньги Эстонского правительства. В сентябре 1923 года храм был вновь освящен.

Троицкая церковь не прекращала свою деятельность и в годы Великой Отечественной войны. В 1944 году селение включено в состав Псковской области. Церковная община Троицкой церкви была зарегистрирована в феврале 1946 года.

В течение советского периода истории церковь не закрывалась.

Также храмы Святой Троицы расположены в Себеже, Невеле и деревнях Грешина Гора, Миритиницы, Подберезье, Доможирка.

Источник

Исследовательские работы начались у храма Косьмы и Дамиана в Пскове. ФОТО

Начались исследовательские работы для подготовки проекта реставрации Церкви Косьмы и Дамиана с Гремячей горы.

В ближайшее время ООО «ПромЖилСтрой» выполнит несколько инженерных шурфов для определения состояния стен, фундаментов и уточнения особенностей архитектуры памятника. Храм был построен в XVI веке, перестраивался и никогда полностью не исследовался. Специалисты определят перечень необходимых первоочередных работ по укреплению несущих конструкций здания.

Храм Косьмы и Дамиана с Гремячей горы построили в 1366 году. Первоначально она был деревянным, а затем его перестроили в каменный. 19 сентября 1541 года в Запсковье случился пожар, после него церковь и монастырь восстановили. В XVII веке к церкви были пристроены притвор и колокольня-звонница.

В 1664 году под именем Михаил здесь принял схиму псковский архиепископ Макарий. В дьяконнике храма сохранилась небольшая комнатка с окошком, где, по преданию, он молился. 20 июня 1665 года он преставился и был похоронен в притворе церкви.

В 1764 году Гремяцкий монастырь был упразднен, церковь Косьмы и Дамиана стала приходской. Но прихожан было настолько мало, что в 1787 году церковь была приписана к Петропавловскому собору (церковь Петра и Павла с Буя), расположенному на другом берегу реки Псковы. Богослужения в ней проводились теперь лишь три раза в году: на Пасху, Рождество и Престольный праздник.

После упразднения монастыря кельи и хозяйственные постройки были переоборудованы под больничные помещения. До настоящего времени сохранились здания бывшего Гремяцкого монастыря: руины палат Якова Сырникова (Офицерский корпус, «Палаты в Волчьих Ямах») и хлебопекарня Енисейского полка (здание бывшего Кожевенного завода), оба – XVII века постройки.

К началу XIX века храм сильно обветшал: на стенах и сводах появились трещины, окна стояли без стекол, зимой внутрь попадал снег. В 1820 году было принято решение снести храм. Однако прихожане и причт Петропавловского собора смогли собрать деньги и отреставрировать храм. Спустя три десятка лет снова потребовался ремонт. На этот раз деньги на восстановление пожертвовал купец, почетный гражданин Пскова И. М. Стехновский. Кроме того, он выделил средства на содержание храма. Еще одна реставрация была проведена в конце XIX века.

В годы немецко-фашистской оккупации Пскова (1941-1944 гг.) в стенах церкви находилась конюшня. После войны было принято решение о реставрации церкви как представляющей историческую и художественную ценность. В 1947 году Юрий Спегальский подготовил проект, а в 1950 году были проведены реставрационные работы, в ходе которых восстановили храм и притвор. Колокольню восстанавливать не стали.

Духовное возрождение храма началось сравнительно недавно: в настоящее время здесь регулярно проводятся богослужения.

Источник

О строительстве храма

В нашем государстве за последние двадцать лет произошли перемены в жизни страны и жизни Русской Православной Церкви: посещение храма не влечет за собой репрессивных мер, как это было раньше. Верующий человек свободно может выражать свои религиозные чувства. Храмы, бывшие, в лучшем случае, складами, передаются Русской Православной Церкви для совершения Богослужений. Появляются люди, которые имеют возможность построить храм на свои средства. В нашей Псковской области тоже есть такие люди, желающие построить храм или часовню, но часто по элементарной духовной неопытности или по «святой простоте» происходят конфузные ситуации и даже просто скандальные. Мы, конечно, надеемся, что ситуации возникают не по злому умыслу.

По сообщению наместника Святогорского монастыря игумена Макария и благочинного Печорского района протоиерея Владимира Семиндяева на епархиальном совете 15 июня 2007 года с подобными проблемами Церковных канонов столкнулись Г.Н. Василевич в с. Михайловском и М.С. Гавунас в п. Крупп. Поэтому информационная служба Псковской епархии обратилась за комментариями к псковскому духовенству, которые помогут строителям храмов поступать соответственно канонам.


Церковь Воскресения Христова в Орлецах. 1996г.

Священник Димитрий Куминов, секретарь Епархиального управления:

Ректор псковского Духовного училища протоиерей Виталий Герусов:


Никандрова пустынь.

Абсолютное благословение в Церкви преподает только епископ. Даже священник ничего не может делать без благословения епископа. А если собираются строить храм, то без благословения епископа это делать невозможно и неполезно. Без благословения все наши добрые дела могут оказаться безплодными, и тогда получится то, что мы знаем все: хотели как лучше, а получилось как всегда. Окажемся у разбитого корыта, потому что без благословения.

Настоятель храма святителя Василия на Горке в Пскове протоиерей Андрей Большанин:

Вся территория России поделена в Русской Православной Церкви на Епархии, Епархию возглавляет правящий Архиерей. Без благословения Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия на территории нашей Псковской епархии не могут быть построены ни храмы, ни часовни, ни молельные дома, даже молельная комната не может быть открыта без благословения правящего Архиерея. Храм не может быть чьей-то личной собственностью, а после благословения епископа он становится собственностью нашей Церкви, если он не принадлежит секте или другой конфессии – там свои законы, и в этом случае его строительство не благословляется. Храм, в котором по православному обряду совершается Божественная Литургия, может принадлежать только Русской Православной Церкви.


Творожковский монастырь. 2004-2005гг.

Поэтому, если кто-то собрал средства на строительство храма, или они пожертвованы для этой цели, надо, прежде всего, получить благословение Архиерея, которое узаконит строительство церкви и будет помощь Божия этому строительству. При этом, Владыка должен знать, откуда появилось желание построить храм, в каком месте он будет строиться, подходит ли это выбранное место для строительства храма, чтобы решить сообразуется ли его строительство с традициями нашей Святой Церкви. Проект строительства храма также должен быть согласован с Архиереем, после чего на проект накладывается резолюция правящего Архиерея, скрепленная печатью, разрешающая строительство храма по данному проекту.

Православный храм строить без благословения Архиерея нельзя, но, если вы хотите построить храм для себя, для удовлетворения своих личных желаний, то его можно строить, хоть на огороде, но это здание не будет православным храмом, а только личным местом молитвы хозяина. Богоугодное дело надо делать соответственно православным законам. Наш Владыка всегда идет навстречу такому желанию, как строительство нового храма, если к нему обратиться за благословением на такое великое дело. Архиерей прислушается к голосу благотворителей и жертвователей на богоугодное дело, но без благословения правящего Архиерея церкви быть не может. Храм – это благотворительность во имя Господа, и на него нельзя смотреть как на свою собственность. Всякое богоугодное дело должно твориться по православному закону.

Руководитель информационной службы священник Андрей Таскаев:

Еще более серьезной станет проблема, когда человек строит храм в нарушение церковных канонов и традиций. Если человек по незнанию строит храм в нарушение канонов, это одно дело, здесь еще можно внести функциональные изменения, согласовать и получить благословение Правящего Архиерея. Но если человек осознанно игнорирует Владыку, то это четкий показатель того, что человек делает не богоугодное дело, а тешит свое самолюбие и тщеславие. Нарушая весь истинный и метафизический смысл храмоздания, человек возводит не храм, а обычные стены здания. Не один разумный человек это здание за храм принимать не будет.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство храма в приморском районе
  • Строительство храма в подмосковье
  • Строительство храма в первоуральске
  • Строительство храма в парке морской славы
  • Строительство храма в останкино