Строительство храма в останкино

История Храма Живоначальной Троицы в Останкине

Вот уже более трехсот лет прошло с того момента, когда патриарх Московский и всея России Иоаким благословил князя Михаила Черкасского (тогдашнего владельца села Останкино) на строительство новой каменной церкви, взамен старой деревянной, стоявшей в его селе и освященной в честь Троицы Живоначальной. В новом храме князь собирался добавить два придела во имя Пресвятой Богородицы иконы Тихвинской и Св. Прп. Александра Свирского. Церковь князь Черкасский просил разрешить строить на новом месте, потому как на старом месте в прошлых годах прошло моровое поветрие, и было множество захоронений. Челобитная о строительстве каменного храма была подана князем в сентябре 7186 г. с сотворения мира (1678 г. от Р.Х.).

Село Останкино (Осташково на Суходоле) известно по письменным источникам с 1548 года, после Смутного времени это село стало вотчиной князя Ивана Борисовича Черкасского. Из письменных документов следует, что в 1617 году здесь была церковь во имя Живоначальной Троицы, пашни, пруд, мельница, слободка Бояркина, двор боярский, речка Копытенка (которая после 1920 г. была заключена в трубу, и теперь над ней завод «Калибр» и Звездный бульвар). Церковный штат был небольшим: священник, дьячок для прислуживания в алтаре, и пономарь, он так же был звонарем и мог заменять дьячка, просвирница.

С наступлением нового, XIX века, Шереметевы перебираются в Петербург, где вскоре в родах умирает молодая графиня. Безутешный граф жертвует на строительство богоугодных заведений, возводит крупнейший странноприимный дом, в котором бесплатно, на средства графа в течение трех дней могли проживать, питаться и получать медицинскую помощь огромное число паломников (ныне это всем известный Институт Скорой помощи им. Склифосовского).Спустя шесть лет умирает и сам граф, имение переходит по наследству к малолетнему сыну князя Дмитрию Николаевичу, при котором храм вновь ремонтируется, реставрируется, резко изменяется состав иконостаса, заново расписываются стены. В 1851 году была расписана паперть, на следующий год главный алтарь. Останкино той поры было одним из прелестнейших мест ближнего Подмосковья, в его рощах любили прогуливаться люди всякого звания и сословья. С 30-х годов открывается для прогулок всех желающих увеселительный сад, флигеля сдаются разного звания московским жителям на лето. Граф Димитрий Николаевич часто навещает усадьбу. В одно из посещений Останкина Императором Николаем Первым он, будучи вместе с графом на балконе усадьбы, посетовал, что роща, растущая за прудом, мешает любоваться видом на Москву. В следующий свой приезд императору с балкона открылась просека с видом на колокольню Ивана Великого в Кремле. В 1856 году император Александр Второй при восшествии на престол выбрал Останкино местом говения императорской четы. Весь храм был возобновлен, иконы поправлены, наружные стены и кровля перекрашены, живопись на внутренних стенах промыта, кресты позолочены. 18 августа 1856 года царская семья прибыла в храм, был прослушан молебен с провозглашением многолетия, царственные особы приложились к кресту, были окроплены святой водой. Затем в глубоком уединении постом и молитвой императорская чета готовилась к торжеству коронования и миропомазания. 25 августа, отслушав Литургию, царская семья отбыла в Москву. На следующий день в Успенском соборе Кремля состоялось венчание на царство.

В 1875 году новым владельцем имения графом Александром Дмитриевичем Шереметевым ассигнуются работы по ремонту и наружной реставрации храма. Заново открытые формы архитектуры и убранства церкви так понравились, что было решено выполнить ее подробные чертежи и планы, как памятника архитектуры и зодчества.

В 1919 году приход по бедности и малолюдству вынужден был спуститься из верхних храмов в подклет, где был освящен престол во имя св. Николая. 23 апреля 1922 года из храма изъяли ценности, при этом вес окладов с икон и Евангелий составил 4 пуда 1 фунт 12 золотников серебра. В 20-е годы храм претерпевает крайнюю нужду и бедность. Предположительно в 1930 году приход был упразднен, а храм перешел во владение Антирелигиозного музея искусств совместно с финансовым отделом Дзержинского района Москвы. Наркомпит складировал в подклет храма картофель. С января 1935 года музей получает храм в свое ведение, лучшие памятники храма были расхищены. Церковь демонстрировалась музеем как памятник архитектуры XVII века. С начала Великой Отечественной войны музей был закрыт, в храм перенесли все наиболее ценное имущество из дворца; с тех пор помещение храма служило хранилищем. В 1970-е годы началась реставрация иконостасов, стенописи, ремонт кровли, фасадов. В 1980-е годы в церкви устраивали концерты духовной и светской музыки XVIII века в исполнении камерного ансамбля. 23 марта 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил престол в честь Святой Живоначальной Троицы. 31 декабря 1994 г. архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил южный придел во имя св. прп. Александра Свирского. 14 августа 1996 году архиепископ Истринский Арсений освятил северный придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери.

Источник

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Поделиться

Строительство приходского дома храма в честь святой равноапостольной великой княгини Ольги в Останкине в Северо-Восточном административном округе столицы начнется в следующем году.

Об этом сообщил руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин.

Здание храма возведено, строился он по инициативе жителей района. В эксплуатацию храм был сдан в 2018 году. По проекту церковь рассчитана на 300 человек. При ней будет функционировать воскресная школа, просветительский центр, а также детская площадка. Постройки на территории храмового комплекса оборудуют пандусами и специальными перилами внутри и снаружи.

По словам Лёвкина, храм возводится в рамках Программы по строительству православных храмов в Москве, исключительно на добровольные пожертвования прихожан.

В свою очередь главный куратор Программы строительства православных храмов в Москве, депутат Госдумы и советник Мэра Москвы Владимир Ресин, напомнил, что в Москве построен первый храмовый комплекс, посвященный первой христианской правительнице древней Руси, княгине Ольге, которая положила начало новому пути развития всей русской цивилизации. Поэтому строительство храма в честь этой святой поддержали многие известные деятели искусства.

Он напомнил, что осенью прошлого года в небольшом сквере, близ храма был установлен памятник св. равноапостольной княгини Ольге работы скульптора Натальи Опиок. С его появлением храмовый комплекс стал новым центром притяжения для жителей не только района Останкино, но и для всех москвичей и гостей столицы.

При храме уже действует воскресная школа для детей. Также тут работает хоровая студия для детей и взрослых. Кроме того организованы детский хореографический кружок и курсы флористики.

Сегодня на территории СВАО находится 25 действующих храмов. В рамках Программы строительства новых православных храмов в эксплуатацию введены 6 храмов, 4 храма в стадии строительства, 3 храма на этапе подготовки к строительству, 3 храма в проектировании, 2 храма находится в реставрации.

Программа строительства православных храмов реализуется полностью на пожертвования. Для сбора средств создан благотворительный Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы», сопредседателями попечительского совета которого являются Мэр Москвы Сергей Собянин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Источник

Строительство храма в Останкино и его противники

Митинг против строительства храма по «Программе-200» инициативная группа (коммунисты, защитники зеленых насаждений и просто противники строительства церквей) назначила на воскресный полдень. В это время по воскресеньям православные еще обычно не освободились после литургии — а в три часа дня в сквере на месте, выделенном под храм, община собирается на небольшие молебны. Между Новомосковской и Аргуновской улицами с февраля 2011 года выделен участок под строительство первого в Москве большого храма во имя равноапостольной княгини Ольги. Митинги, строго говоря, уже не могут привести к отмене этого решения: постановления, утвержденные на публичных слушаниях и голосованиях муниципальных депутатов, оспариваются не на улицах, а через суд.

Община будущего храма собралась параллельно митингу в том же сквере. Между оппонентами было 20 метров и 4–5 сотрудников полиции. От группы к группе сновали немногочисленные журналисты, на дорожке между оппонентами встречались активисты, желающие познакомиться и выяснить отношения.

Короткая дорожка от молебна до митинга

Один из самых активных местных жителей, протестующих против строительства храма

Нужно ли что-то еще решать о строительстве

На самом деле, все уже законным образом решено: в феврале 2011 года прошли общественные слушания, и под храм был выделен участок; в июне 2013 года муниципальные депутаты голосовали еще раз — и подтвердили, что храм можно и нужно строить именно здесь. Правда, когда землю отводили Церкви, речь шла о пустыре. Потом город выделил деньги на благоустройство территории, справа и слева от будущего храма решили разбить сквер. Проложили дорожки, облагородили клумбы, поставили скамейки. Озеленение и благоустройство не только справа и слева, но и на участке будущего храма сначала всех радовало. Теперь оно стало аргументом для противников храма и головной болью для общины. Православные, впрочем, готовы взять на себя заботу о сквере в будущем и, конечно, понимают, что уж если кто борется против строительства храма, он бы, вероятно, нашел аргументы и для «защиты» пустыря.

— Храмы всегда строили на лучшем месте, — говорит священник Алексей Яковлев, назначенный настоятелем будущего патриаршего подворья во имя святой Ольги, — и я надеюсь, что и наш храм станет украшением и визитной карточкой района. Через столетие он будет уже олицетворять детство, юность, все хорошее в жизни множества людей. Ведь храм — это место, где люди собираются, чтобы стать лучше, и не только учатся чему-то на кружках в воскресной школе (хотя кружки по работе с деревом, по кройке и шитью, по изучению русской истории, спортивные секции у нас тоже будут), но и через участие в святых Таинствах освящаются благодатью Божией.

При храме планируется, например, социальный центр для служения нуждающимся — пожилым, многодетным, больным. Для них тоже важно, чтобы новое здание построили не только с пандусами, но и в зоне доступности от остановок, и это еще один аргумент, почему община не стремится к переносу уже законно выделенного участка.

Через столетие храм уже будет олицетворять детство, юность, все хорошее в жизни множества людей.

Храм будет не слишком большой: согласно постановлению Правительства Москвы, в нем смогут разместиться до 370 прихожан. Каменный храм можно будет начать строить не ранее конца 2014 года. Сначала будет установлен временный деревянный храм во имя священномученика Иоанна Восторгова — рассчитанный не более чем на сто прихожан.

«Сохраним сквер»?

Противники строительства храма требуют сохранить сквер.

— Храм займет лишь одну пятую часть нынешнего сквера, причем не ту, где растут взрослые деревья, — рассказывает отец Алексей Яковлев.

В любом случае практика показывает, что участки, однажды выделенные под застройку, не остаются нетронутыми. Не храм, так автосервис — что-то здесь появится.

— Красивый храм — это гарантия, что здесь не вырастет уродливое офисное здание. Посмотрите на территорию вокруг других храмов: бегают дети, растут цветы, стоят скамеечки. Мы берем на себя уход за деревьями и клумбами в сквере, уже сейчас проводим периодические субботники, — рассказывает отец Алексей Яковлев. — Большой каменный храм начнут строить не раньше конца 2014 года — за это время окрепнут и все посаженные во время недавнего озеленения саженцы.

Сотрудники администрации района подтверждают, что под храм выделена лишь часть сквера.

— Храм должен быть не на задворках, а на хорошем красивом месте, — считает глава управы Останкинского района Иван Синельников. Он наблюдал митинг и молебен с некоторого расстояния, а затем встал на дорожке между оппонентами.

Глава управы Останкинского района Иван Синельников

По словам Ивана Синельникова, некоторая неувязка с одновременным благоустройством участка и выделением его под храм произошла из-за разной балансовой принадлежности объектов.

— Территория довольно долго была запущена. Город выделил деньги на благоустройство, по хорошему проекту разбили сквер. Параллельно шла работа по выделению участка под храм. Конфликта как такового я не вижу, а разные мнения есть всегда. Все законные процедуры по строительству церкви соблюдены: проведены публичные слушания и вышло постановление Правительства Москвы. Храм не перегородит проход к остановкам транспорта, а озеленение вокруг него будет еще лучше, чем сейчас. Все мнения жителей мы принимаем и выслушиваем, чтобы происходил диалог, чтобы все это не выплескивалось на улицы.

Прием мнений от жителей ведут в управе и называют это для краткости «согласительной комиссией». Однако никакой структуры, которая обладала бы полномочиями отмены результатов публичных слушаний, нет и создано быть не может, подтвердил глава управы.

— Мы стараемся как можно полнее освещать проект в СМИ, — сказал Иван Синельников. — Люди зачастую просто не знают, какие есть планы, и протестуют против уничтожения сквера, которого и так не произойдет.

Сколько храмов нужно в Останкино

Противники храма уверены: до храма Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще 10 минут пешком, до храма Живоначальной Троицы в Останкино — 15 минут пешком, до храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском — полчаса. Мол, сама суть «Программы-200» — в строительстве храмов там, где их не хватает.

— Существующие в районе храмы были построены как минимум 200 лет назад, — пояснил священник Алексей Яковлев. — Тогда вокруг каждого из них жила максимум тысяча человек. Сейчас здесь не три деревни, а мегаполис с многоэтажками, и количество желающих попасть в церковь значительно превышает возможности храмов. Два часа в воскресное утро в храме в Останкино или в Алексеевском — не самое комфортное времяпрепровождение. В Останкино был домовый храм Шереметьевых — сейчас там даже свечку передать трудно. Как рассказывают туристы, в Турции ставят мечеть на каждую тысячу человек и строят новую, если в округе рождается 1001-й житель. А у нас на 80 тысяч человек один храм — и заявляют, что больше не нужно.

Действительно, в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (у метро «ВДНХ») по воскресным дням на литургии тесно. На улице люди, может быть, и не стоят, но духота и теснота становятся существенным физическим испытанием. Храмов в Москве меньше, чем в среднем по стране: даже если построить все 200 по совместной с Правительством Москвы программе, окажется по храму на 25 тысяч жителей — все равно меньше, чем в Мордовии, например.

В Турции ставят мечеть на каждую тысячу человек и строят новую, если в округе рождается 1001-й житель. А у нас на 80 тысяч человек один храм — и заявляют, что больше не нужно.

Некоторые протестующие даже говорят, что в районе все больше мусульман — так что, якобы, в храм будет некому ходить. Действительно, если не строить храмы, в скверах однажды вырастут даже не офисные центры, а мечети. Как говорил Патриарх Сербский Павел: «Если албанская женщина рожает семь детей, а сербская делает семь абортов, то эта земля нужнее албанцам, чем сербам. Вот Господь и распорядился землями Косово и Метохии так, как посчитал нужным». Однако пока о «некому ходить в храм» вопрос не стоит: те, кто собирается на еженедельные молебны, уже смогут заполнить временный деревянный храм.

Молебном и митингом

Молебны на месте строительства будущего храма проходят каждое воскресенье в 15:00 — без препятствий к выгулу собак рядышком. Слов священника и пения не слышно уже в нескольких метрах от места сбора.

Сначала молебны согласовывали с префектурой каждый раз, как массовые общественные мероприятия. Из-за обращений противников стройки собирались не каждую неделю, а по двунадесятым праздникам. Потом получили от префектуры Северо-Восточного округа разъяснение: Конституционный суд РФ признал неправомочным обязательное согласование публичных религиозных мероприятий (кроме случаев, когда они представляют потенциальную опасность для окружающих). Молебны без звукоусилительной аппаратуры и перекрытия проезжей части можно проводить, не уведомляя местные власти.

22 декабря, когда верующие собрались на молебен в 20 метрах от митинга противников строительства, один из местных жителей тоже раздал собравшимся плакаты. Они оказались разнообразнее плакатов противников. «Сегодня вы плюете в храм — а завтра дети в спину вам», «Кто храмам чинит преграды — лоббирует гей-парады», — предупреждал автор плакатов. Говорилось на них и о 5000 подписей, собранных среди жителей района в поддержку строительства храма на этом месте, и о том, что храмы — краса столицы и оплоты традиционных ценностей. Полиция, прибывшая для охраны митинга, пояснила, что верующим плакаты следует убрать, иначе молебен превращается в такой же митинг, который надо было согласовывать. Собравшиеся плакаты убрали и спели акафист святой равноапостольной Ольге.

У митингующих плакаты были в духе «Не укради сквер», «Заставь Ресина Богу молиться — он и сквер украдет», «Позор муниципальным депутатам». Как всегда, поминались «священники на дорогих иномарках», нехватка детских поликлиник в районе, легенды о борьбе Церкви за отмену акцизов на вино и полный набор аргументов о колокольном звоне по утрам и погребальных процессиях под окнами. Большинство митингующих традиционно добавляли, что они не против Церкви вообще, но против строительства храма именно здесь. Хотя, если человек верит, что Русская Православная Церковь — и правда оплот всякого зла и нечестной коммерции, лидер черного ювелирного рынка и коррупции с недвижимостью, то бороться логично было бы со всей Церковью, а не за перенос площадки под конкретный храм на 500 метров.

«Кто храмам чинит преграды — лоббирует гей-парады», — предупреждает автор плакатов.

А вот муниципальный депутат района от КПРФ Михаил Степанов сказал корреспонденту Правмира, что он против строительства новых церквей вообще — пока все старые, например XVII века, не будут отреставрированы. Теснота и духота в храмах, а также невозможность ставить удобные пандусы на памятники архитектуры его не беспокоят.

Сопротивление строительству храма — дело прискорбное, но объяснимое, считает отец Алексей Яковлев.

— Сопротивление идет не только на уровне людей, но и на более высоком мистическом уровне. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что если все идет слишком хорошо — значит, что-то идет не так. Даже полицейские, которых несколько месяцев назад уже вызывали противники возведения храма на наш молебен в сквере, сказали мне, что без трудностей хорошее дело не обходится, — рассказал отец Алексей Яковлев.

Священник вовсе не считает, что скверик между Аргуновской и Новомосковской улицами — это «горячая точка» противостояния с «храмоборцами».

— Думаю, что когда здесь будет стоять временный храм, противников строительства постоянного храма не останется — разве что явные богоборцы будут против возведения святыни, — считает отец Алексей. — У нас не «проблемный» храм, не нужно раздувать тему конфликта. Разрешение есть — хотелось бы поскорее начать строить.

Возведение временного храма во имя священномученика Иоанна Восторгова оценивается в примерно 5 млн рублей, а собрано пока около 400 тысяч. Неравнодушные люди также готовы взять на себя установку окон и кровли, когда до этого дойдет дело.

Прихожан утешает то, что когда строился Серафимо-Дивеевский монастырь, денег у сестер не было вообще, но они заложили фундаменты таких грандиозных храмов, каких не видели во всей округе. И храмы были построены и освящены — потому что храмы строятся не только кирпичами, но и молитвой.

Так и для строительства храма святой равноапостольной княгини Ольги в Останкино отец Алексей Яковлев просит прежде всего молитв. И скверик, где проходят ежевоскресные молебны морозоустойчивых прихожан, священник считает уже намоленным местом, куда можно прийти перед каким-нибудь важным моментом в жизни и попросить помощи у Бога и святых.

В конце митинга и молебна 22 декабря очень уместно было бы совместное чаепитие для знакомства и примирения сторон — но удовлетворились тем, что просто мирно разошлись.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство храма в орле
  • Строительство храма в оренбурге
  • Строительство храма в октябрьском районе
  • Строительство храма в обнинске
  • Строительство храма в новосибирске