РПЦ в поле воин: Как фермеры борются против строительства храма под Орлом
В Орловской области в чистом поле, которое местные фермеры считают своим, завершается строительство православной церкви. Стройкой руководит человек, который называет себя помощником старца Илия, духовника Патриарха.
«И крест православный вкопан»
Лариса и Михаил Чуряевы – успешные орловские фермеры. Они выращивают яблоки и черную смородину и являются чуть ли не самыми крупными производителями этой ягоды в стране. Сельское хозяйство они развернули на полях бывшего совхоза «Сабуровский» недалеко от села Сабурово, что в 17 километрах от областного центра.
Скупать землю у дольщиков они начали еще в 2009 году, в 2010 году посадили первый куст смородины. Сегодня Лариса Чуряева – собственник 130 гектаров земель. Они не выделены и находятся в общей долевой собственности.
Чуряевы покупали землю с запасом, чтобы развивать бизнес. Сейчас они всю продукцию продают переработчикам, а им хочется самим производить готовый продукт – ту же замороженную ягоду или джемы. Фермеры решили построить плодохранилище на пустом поле, которое считают своим, но их опередили.
– Сначала в прессе появились публикации, что в районе соседнего поселка Знаменка строится православный центр, – рассказывает Михаил. – Я не понимал, где это, и не придавал значения. Потом знакомые мне сказали, мол, на твоих землях идет церковная стройка, уже и крест православный в землю вкопан. Осенью 2018 года я приехал на место и ахнул, когда увидел вагончик, строителей, экскаваторы.
Чуряевы написали письмо в администрацию Орловского района с требованием остановить незаконное строительство и начали выяснять, кто строит православный комплекс на их землях. Оказалось, местная религиозная организация «Православный приход храма Сретения Господня поселок Вятский Посад».
Деловой помощник старца
Позже на сайте православного центра «Вятский Посад», открытого три года назад, появилась информация, что куратором строительства является некий Геннадий Цурков. Он же руководил и другой большой стройкой «Посада». Строительство огромного новодела на деньги таких крупных спонсоров, как «Газпром», также проходило со скандалами. Одновременно Цурков занимал пост помощника губернатора по религиозным вопросам.
– У него была своя транспортная компания, он влез в долги. А после той стройки закрыл все свои кредиты, построил себе роскошный дом, ездит на дорогих авто, – рассказывает Чуряев.
Геннадий Николаевич – личность колоритная, он позиционирует себя как православного, но не простого прихожанина, а приближенного, помощника схиархимандрита Илия (в миру Алексей Ноздрин) – духовника Патриарха Кирилла. Илия еще называют кремлевским старцем.
Илий живет на подворье Патриарха Московского и всея Руси в Подмосковье, но как уроженец Орловской области бывает на малой родине по вопросам, связанным с церковью. Настолько часто, насколько позволяет здоровье – кремлевскому старцу 88 лет.
Со слов предприимчивого Цуркова, именно старец выбрал поле под строительство церкви «Спорительница хлебов». Старца привозили в Орловский район на закладку первого камня церкви, он отслужил молебен на начинание благих дел и освятил землю, он же освящал церковные купола в декабре 2019 года.
Так ли уж хотел старец Илий, чтобы церковь построили именно на фермерском поле, Чуряевы не в курсе. Они вообще не уверены, что это его идея, и склонны считать, что старца используют.
Фото: Global Look Press
Землю дали в аренду задним числом
Земельные вопросы часто сложные и запутанные, а в случае с полем Чуряевых этих сложностей и путаницы еще больше. Лариса Чуряева не просто так не может выделить свою землю из общей долевой собственности и поставить ее на кадастровый учет. На кадастровом реестре стоит участок, который якобы принадлежит администрации Орловского района.
В 2006 году администрация создала фонд перераспределения земель и включила в него земли пайщиков, насколько законно – вопрос.
– Включите логику: зачем людям отказываться от своей земли? Некоторые бывшие сов-хозные земли администрация вообще присоединила к населенным пунктам, – возмущается Михаил.
Чуряевы неоднократно пытались разрешить ситуацию, и в районной администрации им обещали, что помогут. Когда храм «Спорительница хлебов» только начинали строить, им тоже пообещали уладить дело миром – дать другую землю под плодохранилище. Но обмен не состоялся.
– Мне после этого предложили просто пожертвовать свою землю церкви, я, конечно, отказался, – говорит Михаил. – Администрация незаконно задним числом выделила участок в 1,2 га, на котором стоит церковь, но это земли сельхозназначения и на них строить нельзя!
Чтобы поменять назначение земель, в феврале этого года в районе провели публичные слушания.
– Цурков привез целый автобус прихожан, но они сидели недолго, поняли, что их это не касается, и ушли, – говорит Чуряев. – А сабуровские начали задавать неудобные вопросы, и тогда ушли организаторы.
Сабуровские, которых никто в этой истории вообще ни о чем не спрашивал и не спрашивает, настроены лояльно к Чуряевым – фермеры дают работу, которую еще поискать в районе – и враждебно к тем, кто стоит за стройкой, называя их «попами».
– Не нужна нам эта церковь! – возмущается житель села Сабурово Сергей Побойкин. – И земля эта не администрации, а бывшие совхозные поля, там свеклу раньше сажали. Церквей у нас и так много в округе, люди их сами восстанавливают. Лучше бы эти деньги спонсорские детям на лечение отправили, а нам поликлиника нужна, дорога хорошая, интернета нормального нет, мобильная связь и та не всегда бывает.
Арбитражный суд отказал Чуряевым в иске. Они намерены бороться дальше, но иллюзий не питают.
– Знакомые шутят, мол, ты, Михаил, зашивай карманы, как бы тебе туда чего не напихали и дело уголовное не завели, – говорит Чуряев. – У нас тут, как мафия итальянская, правды не добьешься.
Фермеры обращались в Следственный комитет, прокуратуру и другие инстанции, в ответ – отписки. Да и какой смысл обращаться, когда на водружение куполов храма в поле приезжают областной прокурор, депутаты и другие ответственные лица? Не с проверкой, а поприсутствовать на великом событии.
По словам Патриарха Кирилла, три храма в сутки строит РПЦ. Как представишь на примере Чуряевых, какой ценой происходит это ударное храмостроительство в масштабах страны, становится даже как-то богобоязненно.
Материал вышел в издании «Собеседник» №12-2020 под заголовком «РПЦ в поле воин».
Строительство храма св. Иоанна Русского г.Орёл
ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
Схиархимандритом Илием (Ноздриным) благословлено строительство храма в честь св.праведного Иоанна Русского в Зареченском микрорайоне г.Орла. Проект храма в разработке, земля выделена.
Строительство храма св. Иоанна Русского г.Орёл запись закреплена
Православная Россия
Праведный Иоанн Русский
ДНИ ПАМЯТИ: 9 июня
Родился и конце XVII века в Малороссии. Служил солдатом в армии Петра I и участвовал в русско-турецкой войне. Был взят в плен. Турки безуспешно пытались обратить его в мусульманскую веру. Хозяин, видя бесстрашие пленника, перестал его мучить и принуждать отречься от православия, поручив следить за скотом.
Показать полностью. Здесь же в стойле была поставлена для Иоанна постель. Несмотря на то, что окружающие часто издевались над Иоанном, видя его усердие в работе, святой не только продолжал стараться, но при случае помогал хозяевам в работе и утешал в беде. Добросердечие святого пришлось по душе главе дома. Он стал настолько доверять Иоанну и уважать его за честность, что предложил жить как свободному. Однако подвижник предпочел остаться на конюшне, где никто не мешал ему каждой ночью молиться Богу. Иногда по ночам он приходил для молитвы к храму велико-мученика Георгия. В этом же храме по праздникам он причащался. Несмотря на свою бедность, всегда помогал нуждающимся. Господь явил через своего святого и явные чудеса. Так, когда хозяин находился в путешествии в дальних краях, родственники очень горевали, что он не участвует в праздничной семейной трапезе. Тогда по тайной молитве святого хозяину чудесным образом было перенесено блюдо с пловом с семейного стола. Блюдо было из фамильного сервиза, а плов был горячим. Праведная кончина святого последовала 27 мая 1730 года после приобщения Святых Тайн Христовых. Хозяин позвал священников. На погребении были все христиане, жившие в Прокопии. Через три с половиной года были обретены его нетленные мощи и перенесены в храм вмч. Георгия. Нового святого стали почитать не только православные, но и армяне, и турки. В 1881 году часть мощей была перенесена в русский Пантелеимонов монастырь на Афоне. Другая часть в 1924 году была помещена в храме св. Иоанна Русского на острове Эвбия, где находится и по сей день. К святым мощам стекаются паломники со всей Греции. Многие говорят о св. Иоанне как о молитвеннике и заступнике за землю русскую.
ПОЛНОЕ ЖИТИЕ ПРАВЕДНОГО ИОАННА РУССКОГО
Святой исповедник Иоанн Русский родился в конце XVII века в Малороссии и воспитывался в благочестии и любви к Церкви Божией. По достижении зрелого возраста он был призван на воинскую службу, служил простым солдатом в армии Петра Первого и участвовал в русско-турецкой войне. Во время Прутского похода 1711 года Иоанн вместе с другими воинами был взят в плен татарами, которые продали его начальнику турецкой конницы. Тот привез русского пленника к себе на родину, в Малую Азию, в селение Прокопий (по-турецки Уркюп). Пленных воинов-христиан турки старались обратить в мусульманство: одних уговорами и соблазнами, других, более стойких, избивали и мучили. Святой Иоанн не прельстился обещанными земными благами и мужественно переносил жестокости, унижения и побои. Его часто мучил хозяин в надежде, что его раб примет мусульманство. Однако святой Иоанн решительно противился воле своего господина и отвечал: «Ни угрозами, ни обещаниями богатства и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры. Я родился христианином, христианином и умру». Смелые слова и твердая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь смирили жестокое сердце господина. Он перестал мучить и поносить пленника, не принуждал больше к отречению от христианства, а заставил только ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло, в углу которого была постель святого Иоанна.
С утра до позднего вечера угодник Божий служил своему господину, добросовестно исполняя все его приказания. В зимнюю стужу и в летний зной, полунагой и босой, он исполнял свои обязанности. Другие рабы нередко издевались над ним, видя его усердие. Праведный Иоанн никогда не сердился на них, напротив, при случае помогал им в работе и утешал в беде. Такое искреннее добросердечие святого пришлось по душе хозяину и рабам. Хозяин стал настолько доверять праведному Иоанну и уважать за честность и благородство, что предложил ему жить как свободному и поселиться, где он сам пожелает. Однако подвижник предпочел остаться в помещении конюшни, где каждую ночь мог беспрепятственно подвизаться в молитвенном уединении, укрепляясь в добре и любви к Богу и людям. Иногда он покидал свое тихое убежище и под покровом ночи приходил к храму святого великомученика Георгия, где на паперти усердно молился, преклонив колени. В этом же храме по праздникам он причащался Святых Христовых Таин.
В то же время праведный Иоанн по-прежнему служил своему господину и, несмотря на свою бедность, всегда помогал нуждавшимся и больным и делил с ними свою скудную пищу.
В конце своей многотрудной и подвижнической жизни святой Иоанн занемог и, чувствуя приближение кончины, призвал священника, чтобы в последний раз получить благословение на исход. Священник, опасаясь со Святыми Дарами идти в дом турецкого начальника, вложил Их в яблоко и безопасно передал праведному Иоанну. Прославив Господа, он причастился Святых Христовых Тайн и отошел к Богу. Праведная кончина святого исповедника Иоанна Русского последовала 27 мая 1730 года. Когда хозяину сообщили, что раб Иоанн умер, он позвал священников и передал им тело святого Иоанна, которые погребли его по христианскому обычаю. На погребение собрались почти все христиане, жившие в Прокопии, и сопровождали тело праведника на христианское кладбище.
Через три с половиной года священник был чудесно извещен во сне о том, что мощи святого Иоанна пребывают нетленными. Вскоре святые мощи праведника были перенесены в храм святого великомученика Георгия и положены в специальной раке. Новый угодник Божий стал прославляться неисчислимыми благодатными чудесами, известность о которых распространилась в отдаленные города и селения. Верующие христиане из разных мест приходили в Прокопий для поклонения святым мощам Иоанна Русского и получали по его святым молитвам благодатные исцеления. Нового святого стали почитать не только православные христиане, но и армяне, и турки, обращаясь с молитвенным прошением к русскому святому: «Раб Божий, не обойди нас своей милостью».
В 1881 году часть мощей святого Иоанна была перенесена в Русский монастырь святого великомученика Пантелеймона иноками Святой Афонской Горы, до этого чудесно спасенными угодником Божиим во время опасного путешествия. На средства этого монастыря и жителей Прокопия в 1886 году начато строительство нового храма, так как храм святого великомученика Георгия, где находились мощи святого Иоанна, обветшал.
15 августа 1898 года был освящен новый храм во имя святого Иоанна Русского, по благословению Вселенского Патриарха Константина V, Кесарийским митрополитом Иоанном.
В 1924 году жители Прокопия Кесарийского, переселяясь на остров Эвбею, перенесли с собою и мощи святого Иоанна Русского. Несколько десятилетий они находились в храме святых равноапостольных Константина и Елены в Новом Прокопии на Эвбее, а в 1951 году перенесены в новый храм во имя святого Иоанна Русского, к которому стекаются тысячи паломников из всех уголков Греции, особенно в день его памя ти, 27 мая. Праведный Иоанн Русский широко почитается на Святой Горе Афон, особенно в Русском Пантелеимоновом монастыре.