Строительство храма в никольском

Собор, которого боялся Паулюс

В октябрьском номере журнала «Царицын Православный» опубликован материал о старейшем храме Волгоградской митрополии. Храм святого Николая Чудотворца в станице Голубинской Калачевского района, несмотря на свою нелегкую судьбу в годы гонений, продолжает поражать воображение своими величественными архитектурными формами и является охраняемым государством историческим памятником.

Деревянная церковь, которая являлась «предтечей» нынешнего краснокирпичного храма в Голубинской была построена ещё в 1665 году, о чём свидетельствуют исследование выдающегося дореволюционного архитектора и археолога Владимира Васильевича Суслова «Очерки по истории древнерусского зодчества», вышедшее в 1889 году, а также «Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете» за 1906 год. Церковь эта тоже носила имя особо чтимого здешними казаками Святителя Николая.

Храм в начале ХХ века

Спустя семьдесят лет её сменила другая церковь, тоже деревянная, выстроенная на месте старой в 1735 году. Но ещё через полвека здание новой церкви тоже обветшало. «Донские епархиальные ведомости» за 1894 год свидетельствуют: «В 1735 году в станице была окончена и освящена деревянная, во имя св. Николая Чудотворца, церковь. А 25 апреля 1785 года жители её донесли Епископу Тихону, что их Николаевская церковь пришла в ветхость и тесна и что они желают построить новую церковь с тем же наименованием. Заложена она была 24 апреля 1788 года. Она была построена из соснового леса, а фундамент её был дубовый, впоследствии до 1800 года под нее был подведен каменный фундамент».

Исследователь древнего зодчества Е. Ознобишин, посетивший Голубинскую в шестидесятых годах XIX века, отнёс станичный храм к северному новгородскому типу. Что неудивительно, учитывая, что сруб для него был сделан на севере и сплавлен до Царицына с верховий Волги. На 1833 год к храму было приписано 832 человека. В 1870 год приходское попечительство открыло у себя церковную библиотеку. Новый храм простоял почти девяносто лет, пока не сгорел от попадания молнии во время грозы.

«Церковь эта существовала до 1876 года и 15 июня того же года от молнии сгорела до основания. Но при пожаре успели вынести всю утварь и драгоценные царские двери, сделанные из чистого, кованного серебра. Вместо неё был построен молитвенный дом во имя Александра Невского, деревянный, однопрестольный, с такой же колокольнею и оградой» – повествуют «Донские епархиальные ведомости».

Новый храм силами станичников

Но статус одного из самых больших на Дону юртов, каковым стал за прошедшее время юрт Голубинской станицы, насчитывавший 21 населённый пункт, в которых проживали 9 тысяч казаков (согласно сведениям от 1859 года), требовал соответствующего храма. Конечно, маленький деревянный молитвенный дом на такую роль претендовать не мог, и станичное казачество решает возвести в Голубинской каменную церковь.

Служба. Начало ХХ века

Новый Свято-Никольский храм строился, как водится, «всем миром», на пожертвования прихожан. В 1878 году престарелый станичный казак Моисей Стариков пожертвовал 600 рублей (колоссальные по тем временам деньги) на переливку колокола и другие нужды. Не остались в стороне и другие голубинцы. До сих пор на стенах церкви можно прочитать сохранившиеся надписи с именами жертвователей: «Усердием и на средства Д. Е. Харькова», «Усердием гражданина хутора Ильминского» и другие.

Здание храма возводилось в 1886-1891 годах. Глину для строительства добывали в местечке «Печа», неподалеку от хутора Каменского, ныне исчезнувшего. Здесь же обжигали кирпичи. Из-за нехватки средств прихожане обратились в Донскую епархию с просьбой о помощи, и та оказала необходимое финансовое содействие.

Священнослужителями Никольского прихода в то время были священники Алексей Александров и Андрей Греков, и диакон Андрей Попов. В метрических книгах «Для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших» за 1876-1892 годы упомянуты также священники Александр Попов, Михаил Михайлов и Василий Черкесов, а в «Донских епархиальных ведомостях» за 1878 год – священник Стефан Данилов.

И вот в 1891 году голубинский храм святого Николая Чудотворца был, наконец, достроен и освящён. Он впечатлял своей величиной, монументальностью и красотой интерьера. А знатоков – и совершенно уникальной, эклектичной архитектурой, в которой нашли отражение самые разные формы древнерусского зодчества.

По штату в Свято-Никольском храме служили два священника – Симеон Алексеевич Поярков (настоятель) и Гавриил Димитриевич Никольский. Отец Гавриил стал и руководителем школы, появившейся при храме два года спустя. В «Ведомости о церкви Николаевской Голубинской станицы Качалинского благочиния, второго Донского округа, Донской епархии» за 1908 год отмечено: «В станице Голубинской имеется церковно-приходская школа, открыта она 14 ноября 1893 года, заведующим и законоучителем священник Гавриил Никольский, учительницей, окончившей курс Епархиального женского училища, Зинаида Петрова Добринская получает 240 рублей в год, учителем пения исполняющий должность псаломщика Стефан Труфанов трудится безвозмездно. Учащихся в школе 50 девочек».

Роман Белоусов,
пресс-служба Калачевской епархии

Источник

Храмы Николая Чудотворца: выбор читателей АРХликбез

Друзья мои, в одной из социальных сетей неделю назад я объявила призыв – предложить мне храмы Николая Чудотворца, о которых хотелось бы прочитать в блоге АРХликбез.

Результат заставил меня посидеть в интернете пару суток, чтобы посмотреть все храмы, о которых написали подписчики.

Я убрала современные и те, о которых совсем мало информации. Осталось 14 – и они перед вами!

Разместила по хронологии, о некоторых обязательно подготовлю полноценные эссе!

1. Турция, церковь Святого Николая в нижних Мирах (сейчас город Демре).

Считается, что епископом города в IV в. был сам Николай, поэтому храм и город весьма почитаемы христианскими паломниками. Сохранившиеся руины – это остатки храма, построенного около VIII в.

В нем частично сохранились древние росписи, а также мраморный саркофаг, в котором был захоронен Николай Чудотворец.

Его мощи были перенесены в г. Бари в 1087 году. Сейчас в храме находится музей.

2. Москва, «Никола в Пыжах» (Большая Ордынка).

Строительство: 1657 – 1672 годы, и главный храм был освящен в честь Благовещения. Но уже в 1691 г. были устроены приделы в честь Антония и Феодосия Печерских и Николая Чудотворца. Николаевский придел стал основным, и храм мы теперь знаем как Никольский. В 1812 г. храм был разорен, но к концу века вполне успешно восстановлен.

Строительство: 1682 – 1720 гг. Расположена на территории старого торга, и по местным легендам, строилась приезжими купцами – «гостями». И храм, и отдельно стоящая колокольня – чудо как хороши!

Строительство: 1690-1710 гг. Небольшой храм, наследник московской архитектурной традиции, известен не только как православная святыня. Храм находится при кладбище, на котором захоронены многие родственники Льва Толстого (как владельцы расположенной неподалеку Ясной Поляны….)

Строительство: 1712 – 1738 гг. Этот храм был главным в Никольском мужском монастыре, с 1738 по 1913 г. в нем хранились мощи Симеона Верхотурского. В 1863 г. храм перестраивался, в 1913 г. святые мощи были перенесены в новый, Крестовоздвиженский собор. А Никольская церковь в 1930-х была разобрана. Сейчас на ее месте находится храм-памятник, который имеет мало общего с первоначальным храмом.

Строительство: 1753-1762 гг. Архитектор Савва Чевакинский. Собор, построенный по заказу Елизаветы Петровны, связан с семьей Демидовых. Именно на их тульских заводах были изготовлены металлические конструкции для глав собора. Также на пожертвование П.А. Демидова был вызолочен шпиль колокольни.

Каменный храм, который лежит в основе существующего, строился в 1762-1775 гг. Был он небольшим, но в 1860 г. к нему пристроили большую трапезную и колокольню. А в 1900 – 1902 гг. были проведены капитальные работы – храм перестроили по проекту довольно известного архитектора Г. А. Кайзера.

Строительство: 1779 – 1814 гг. Собор был построен на месте надвратной церкви Можайского кремля по проекту москвича Алексея Бакарева, ученика Матвея Казакова. Редкий и очень интересный пример русской неоготики. Кстати, до 1919 г. именно в этом соборе находились мощи преподобного Сергия Радонежского…

Строительство: 1789 – 1797 гг. Пример удивительного сочетания барочных и классических элементов, редкий даже для России, не только для Урала случай использования в конструкции храма большого количества чугуна. Подробно о быньговском храме рассказывала ТУТ.

Строительство: 1801 – 1843 гг. (колокольня – 1860-е гг.). Сохранилась только колокольня, храм был разобран после Великой отечественной войны. Колокольня высотой 75 м. считается самым высоким зданием области! Храм был построен на средства бывшего крестьянина Матвея Ярцева, ставшего купцом и миллионером, и пожертвования горожан. Архивы сообщают, что в проектировании храма и колокольни принимал участие архитектор Сокольников, владелец одного из сел в Веневском уезде.

Строительство: 1835 – 1862 гг. Заложена сыновьями Николая Никитича Демидова в память о нем, и долгое время была семейной усыпальницей Демидовых. Автор первоначального проекта – петербуржец Александр Крих, но после его смерти проект дорабатывал не кто-нибудь, а Константин Тон. В 1963 г., вместе со сносом здания, разрушили и мраморные гробницы Демидовых…

Освящение: 1877 г. Храм, построенный на средства коллежского советника М.А. Нурова, был домовым при детском приюте (на первом этаже были спальни, а на втором – собственно церковь). Во второй половине XX века в нем располагались помещения Уральского горного университета. Сейчас на 1 этаже – институт теологии.

Освящение: 1886 г. Возводился на пожертвования прихожан, самым крупным из которых оказался взнос купца и мецената Николая Иванова. Интересно, что при каменном основном здании по углам были установлены деревянные колокольни. В 1930-х местным художникам удалось отстоять здание, уже подготовленное к сносу и лишившееся купола и колоколен. В нем была устроена Киргизская государственная художественная галерея, а с 1794 г. – национальный музей изобразительных искусств.

14. Храм Николая Чудотворца, Пермь (Мотовилиха).

Строительство: 1891 – 1903 гг. Архитектор А.Б. Турчевич. Строился на пожертвования рабочих мотовилихинского завода. Уничтожен в 1931 г.

И еще несколько храмов Святителя Николая, о которых я уже писала:

Пока все! Хотите добавить? Пишите комментарий!

P.S.: Спасибо, что пришли на канал! Автор будет благодарен за лайк и подписку!

Хороших дорог и чистого неба, друзья!

Источник

Николо-Дворищенский собор

В 1113 году в Новгороде по заказу Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, был заложен храм во имя св. Николая Мирликийского. О дате окончания строительства дошедшие до нас источники не сообщают. Но в то время строили храмы за три-четыре года. Почему-то про освящение храма летопись говорит, что это произошло только в 1136 году.

Легенды говорят, что посвящение Николаю Чудотворцу было связано с излечением заказчика храма Мстислава от болезни, благодаря иконе, обретённой посланцами князя в водах Ильмень-озера. Согласно легенде, тяжело заболевшему на тридцатом году жизни и восемнадцатом году княжения в Новгороде князю Мстиславу явился во сне святой Николай Мирликийский, повелев ему направить посольство в Киев за круглой иконой Николы. Но посланных застигла буря и им удалось добраться только до острова Липно на озере Ильмень. Именно там на четвертый день они и обрели приплывшую по волнам круглую икону с образом святителя Николая. Впоследствии на месте явления иконы, на острове был устроен монастырь с каменным храмом во имя святителя Николая. По молитве перед этой иконой князь Мстислав вскоре выздоровел.

Между строительством Софийского собра и строительством Никольского храма прошло более полувека. По каким-то причинам за это время в Новгороде не было построено ни одного каменного храма. Зато в начале XII века были возведены ещё церковь Благовещения на Городище, Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и Рождественский собор в Антониевом монастыре. Летопись называет строителем Георгиевского собора мастера Петра. Искусствоведы считают, что артели этого мастера принадлежат и другие соборы этого времени, исключая, быть может, Рождественский, который построен в другом стиле.

Поставленный на вершине береговой грады, Никольский собор до конца XVII века сохранял доминирующее положение в центральной части Торговой стороны. В течение следующих веков рядом были поставлены и другие православные храмы (Иоанна на Опоках, Параскевы Пятницы, Георгия на Торгу, Успения Пресвятой Богородицы). Где-то рядом была и церковь святого Олафа, в которую ходили иностранцы, торговавшие в Новгороде. Получившаяся архитектурная композиция уравновесила могучий Детинец, находящийся на другом берегу реки.

Постройка Никольского собора говорит о начавшемся культе святого на Руси. В домонгольские времена храмов, посвящённых Николаю почти не было. Разве что церковь, построенная в 882 году в Киеве на могиле Аскольда и Дира.
Скорее всего, внимание к личности святого в христианской Европе обострилось в связи с перенесением его мощей из Мир Ликийских в Бари в 1087 году.
Прославлению святого на Руси способствовало и чудо в Киеве, когда заступничеством святого был спасён утонувший в Днепре ребёнок.
О начавшемся почитании святого Николы в Новгороде свидетельствуют и древнейшие иконы новгородского происхождения, хранящиеся сейчас в Руссом музее и Третьяковской галерее.

Как и другие древние храмы, Никольский собор много раз перестраивался. Например, в XIX веке с севера и запада появились пристройки, а внутри храма был уложен чугунный пол.

Фотографию граффито и интересные сведения про него автор взял из статьи А.А. Гиппиус, Вл.В. Седов «Надпись-граффито на стене Николо-Дворищенского собора» (Краткие сообщения института археологии, вып. 238. Москва, 2015). Для написания части про историю собора автор пользовался открытыми источниками в интернете и журналом «София», выпускаемым Новгородской епархией.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство храма в назарово
  • Строительство храма в набережных челнах
  • Строительство храма в мытищах
  • Строительство храма в москве на сретенке
  • Строительство храма в маяпуре