Строительство храма в ливнах

Орловская митрополия

Сообщение об ошибке

Свято-Троицкий кафедральный собор города Ливны (строящийся)

Свято-Троицкий кафедральный собор города Ливны (строящийся)

Историческая справка

11 августа 2015 года в здании Городской администрации г. Ливны состоялось 49 заседание Ливенского городского совета народных депутатов IV созыва, на котором принято решение о передачи в безвозмездное пользование участка на улице Поликарпова для строительства Свято-Троицкого Кафедрального собора.

Ливны — город древний. Существует с XII века. Великую историю даровал Господь этому городу, в котором камни и земля должны питать душу.

Первые сведения о наличии православных храмов и монастырей в Ливнах находим в разрядных приказах и Писцовых книгах Белгородского и Московского стола, которые хранятся в Центральном Государственном архиве древних актов. Эти документы датируются ХVI-ХVII веками. Из них видно, что Московские государи отлично понимали значение единой веры в государстве, укрепления личной власти, создания монолитного государства.

Поэтому они оказывали значительную моральную и материальную поддержку церкви и монастырям путем раздачи свободных земель, денег, книг и другого церковного имущества.

На Руси заложение строительства новых городов приурочивалось к ближайшей дате церковного календаря с одновременной закладкой храма, который при дальнейшем развитии города становился главным соборным храмом.

Не было исключением закладка строительства Ливенской крепости, вернее Малого острожка с одновременной закладкой храма, который при дальнейшем строительстве и появлением новых церквей становится соборным храмом. Это произошло в один из главных христианских праздников — Троицу и храм получил название Живоначальной Троицы. Он то и стал главным хранителем города.

Первоначальное местонахождения Троицкого собора было в центре Малого острожка, границы которого приблизительно совпадают с территорией современного Городского сада.

По мере роста численности гарнизона крепости к концу 16 века появляются: Троицкий собор с пределом Рождества Богородицы, церковь Николая Чудотворца и Воскресения Христова с женским монастырем, храм Пророка Ильи с пределом Дмитрия Солунского, Святой Параскевы Пятницы и Вознесенская церковь. Особняком стоял Сергиевский монастырь.

Первая соборная церковь Святой Троицы естественно была деревянной и мало чем отличалась от обычных гражданских строений, только приподнятой крышей, которую венчали три купола с крестами.

Вот, что написано в Приправочной книге: «соборная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, да и другая церковь придельная Рождества Пречистая Богородицы, деревянная клетцки (т.е. с куполом наподобие клетки) ветха, а образ в той церкви в соборной Живоначальной Троицы Рождества Пресвятые Богородицы обложен серебром, штилистовой (шестилистовой), с венцы сканые (из скани волочнаго золота и серебра, ссученные), напрестольная на прозелени да двери царские. За соборными попами Живоначальной Троицы, что на Ливнах внутри города, за двумя человеки, за Василием да за Максимом, земли выше Засосенския Беломестные слободы у Попова верха от реки от Сосны вверх Попова верху: паханная и дикого поля 20 чети, а в двух по тому ж; сена по дикому полю и Попову верху 40 копен.» (Г. Пясецкий, «Исторические очерки г. Ливны и его уезда, 1999 г).

«В 1763 г. ноября 27 храмозданная грамота надворному советнику Василию Петрову Дурново (дает разрешение) о строении в г. Ливнах при соборной церкви Живоначальной Троицы в трапезной по левую сторону вновь придела деревянную столярною работою во имя святого Дмитрия». Это было последнее изменение в архитектуре деревянного здания Троицкого cобора.

После пожара 1774 года сгорело деревянное здание Троицкого собора. Вместо него поставлен каменный храм, который простоял до 1809 года. После чего старое здание было разобрано и собор поставили на новом месте, на пересечении улиц Елецкой (Свердлова) и соборной (Ленина), т.е. вынесли за пределы Малого острога (Городского сада), где оно благополучно пережило Октябрьский переворот и Великую Отечественную войну.

В послевоенные годы с южной стороны cобора размещался городской базар, а в здании церкви крытый рынок, где торговали молочными изделиями, медом, яйцами и прочим товаром. После того как городской рынок был перенесен в 70-е годы на сегодняшнее место к автовокзалу, храм был разрушен, перемолот на дробилках и с бетоном пошел на строительство фундаментов новых зданий. Так город лишился Троицкого cобора.

Хорошо, что сохранилось несколько довольно хороших фотографий и cтраховая оценка храма. Они дают некоторое представление о Троицком соборе.

Иконостас при трех престолах в ряд длинной 31 аршин, высота иконостаса при двух боковых престолах 8 ар. и в середине 18 ар. Отопление церкви амосовское, камеры находятся в подвальной части храма.

Колокольня в три яруса, высотой до карниза 14 сажень. Ограда каменная с железными решетками окружает храм с трех сторон с двумя железными воротами. Каменная часть ограды оштукатурена и побелена, покрыта железом. Длина всей ограды — 28 сажень и аршин — 400 р.
Церковные лавки каменные построенные на линии ограды, на северной стороне церкви с загибом на запад, снаружи и внутри оштукатурены и побелены, покрыты железом, окрашенного зеленой масляной краской, длина лавки 13 сажень, ширина- 2 саженя и 2 аршина, высота 5 аршин до карниза. (Страховая оценка проведена 15 августа 1910 г.)

Кроме того, Троицкому собору принадлежала Троицко-Александровская часовня, расположенная на другой усадьбе, т.е между Сергиевской церковью и церковью Старая Георгия на берегу р. Сосны. Часовня построена Ливенскими гражданами в 1884 году в память почившего Государя Императора Александра II и приписана Ливенской соборной церкви. Здание каменное, внутри оштукатуренное и побелено; покрыто белой жестью, имеет восьмигранную форму с тремя фронтонами поддерживаемыми колоннами Длина часовни 13 аршин, высота до карниза 17 аршин. Полы и потолок деревянные, последний оштукатурен. Окон больших-4 шт., меньших круглых 4шт. В окнах рамы одинарные. Дверей наружных деревянных створчатых 3 шт., внутренние створчатые, столярной работы 3 шт. В часовне на восточной стороне имеется большой киот с резьбой и позолотою и в нем икона Святого Александра Невского.

С восточной стороны сделана каменная пристройка, внутри оштукатурена и покрашена масленою краской и по местам расписана картинами. Покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской. Длина пристройки 10 аршин, ширина 4 аршина, высота 4 аршина. Окон 2 шт. с двойными рамами. Дверей 3 шт. Внутри пристройки на западной стороне имеется иконостас с резьбой и позолотой.

Часовня и пристройка построены над погребом-склепом, местом усыпальницей наместников бывшего мужского Сергиева монастыря, которое почитают как основной святыней нашего города.

Теперь, когда наступили новые времена, и началось восстановление и строительство новых храмов, о соборе не забыли и началось строительство Свято-Троицкого собора в сквере Поликарпова.

Закладной камень в основание Троицкого кафедрального собора города Ливны освятил 27 сентября 2019 года епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий.

Источник

Официальный сайт Свято-Сергиевского Кафедрального собора г. Ливны Ливенской епархии Орловской митрополии Русской Православной Церкви

создан по благословению епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария

Икона дня

Православный календарь

Седмица 24-я по Пятидесятнице. Мчч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV). Обновление храма вмч. Георгия в Лидде (IV).

Мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320). Прп. Акепсима (IV). Прав. Снандулии (IV).

Сщмч. Николая Динариева пресвитера и мч. Павла Парфенова (1918); сщмчч. Василия Архангельского, Петра Орленкова, Василия Покровского, Александра Зверева, Владимира Писарева, Сергия Кедрова, Николая Пятницкого, Викентия Смирнова, Иоанна Кесарийского, Петра Косминкова, Александра Парусникова, Павла Андреева, Космы Петриченко пресвитеров и Симеона Кречкова диакона (1937); мц. Евдокии Сафроновой (1938); сщмч. Сергия Станиславлева диакона (1942).

1 Сол., 267 зач., II, 20 – III, 8. Лк., 59 зач., XI, 29–33. Свв.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 106 зач., XXI, 12–19.

Свежие записи

Облако меток

Архивы

История храма

П ервые сведения о существовании монастыря относятся к 1592 году, когда государь Федор Иванович пожаловал монастырю реку Тим. Через 26 лет гетман Сагайдачный с запорожскими казаками ограбил Ливны и поживился монастырским добром. В 1647 году монастырь сгорел до тла, с этого момента начинается строительство каменной церкви. В начале XVIII века была предпринята попытка устранить монастырь, но горожане сохранили его. В 1739 году на должность настоятеля монастыря был назначен архимандрит Алексий (Щеглов), на личности которого я остановлюсь подробнее. Это был один из самых выдающихся настоятелей монастыря, такой популярностью славился также и протоиерей Леонид (Илькевич).

Среди насельников Ливенского Сергиевского монастыря бывали самые разные люди: крестьяне и дворяне, уроженцы дальних мест и жители Ливенского уезда. Но особое место среди них по праву принадлежит Алексию Щеглову. Отчества его теперь никто не узнает, известно только, что архимандрит Алексий был родом из крестьян села Лютое (Георгиевское тож, — добавляет монастырская летопись), что пришел в монастырь в юношеском возрасте после смерти своих родителей, чтобы выучиться грамоте. Выучился и остался в монастыре рядовым монахом. Но большие и постоянно пополняемые знания, хозяйственная сметка, свойственные ему, заставили братию обители предложить его кандидатуру на пост настоятеля монастыря.

Редкий это был настоятель. Ни при ком другом обитель так много не строила. Именно Алексий Щеглов закончил монастырскую каменную ограду, расширил в 1746 году придел преподобного Сергия Радонежского в Успено-Сергиевской церкви, построил на реке Кшени монастырскую мельницу о четырех поставах. Устроил на колокольне «боевые часы» (т.е. часы с боем).

При Алексии, большом любителе книг и любознательном человеке, устроена в монастыре «Русская школа» — училище для детей духовенства и ливенских мещан. Обучение в ней продолжалось сначала пять, затем семь лет. Мальчики осваивали чтение, письмо, счет, церковное пение, ирмологию, иконопись. После окончания школы ее ученики становились дьячками в церкви, приказчиками у купцов, мелкими чиновниками.

Но не в этом оказалась слава Алексия. Бог одарил этого необычного во многом человека не только умом, талантом и разумением, но и великим даром любви ко всем и вся, которая проявлялась в самых разных чертах его характера. Щедрый, он преподнес родному селу необыкновенный подарок. По его инициативе и на средства монастыря была построена в Лютом в середине XVIII века каменная церковь.

«Нрава же он был такого кроткого, что некоторые из подчиненных ему монахов делали ему великие досады, но он все это сносил терпеливо. Перед кончиною воспринял образ схимонашеский с именем Авраамий, умер в 1764 году и погребен подле большой церкви на правой стороне, на гробе его лежит большой брусовый камень».

Что имеем — не храним, потерявши — плачем. Эту кротость и незлобие оценила братия монастыря, похоронив Алексия-Авраамия на самом почетном месте — вплотную к стене храма. Но спустя двадцать лет оказалось, что милостивый Алексий умеет быть и грозным, что Господь не дает в обиду своего праведника. Легенду о могиле Алексия записал в 1915 году священник Василий Понятовский.

«Житейская рассеянность, неверие и нечувствие, — пишет о. Василий в своей «Истории Ливенской пещеры» — холодность и окаменение сердца не дали места должному вниманию к монастырской усыпальнице… Построили в этом месте обыкновенный дом, а усыпальницу превратили в погреб, чтобы не тратиться на копанье. Снесли, надо думать, бывшие надгробные камни, подобные одному, чудесным образом оставшемуся в ограде Сергиевской церкви на могиле архимандрита Алексия. В ту ночь, когда его (камень) перенесли на порог одного дома, хозяину этого дома было такое страшное видение, что он немедленно утром возвратил камень на прежнее место».

Так и лежит этот камень по-прежнему на могиле. Только теперь он скрылся под новым нарядным надгробием, возведенным в память Алексия Щеглова заботами отца Леонида Илькевича. Достойный дар принесен памяти незаурядного человека в 80-е годы нашего века.

Следует также отметить, что при проведении раскопок на территории церкви в 1777 году было найдено нетленное тело в священническом облачении.

Но есть в истории нашего храма не только выдающиеся личности, но древние строения монастыря, привлекающие к себе внимание.

В середине XIX века в г. Ливнах произошли события, которые вновь привлекли внимание к Сергиевскому монастырю, упраздненному задолго перед этим. Большое внимание и интерес к ним, не ослабевавшие в течение всего последующего времени, привели к возникновению в Ливнах знаменитой Сергиевской пещеры, над которой в 1885 году была возведена часовня. В нескольких небольших публикациях 1860х-1880х годов излагается история появления пещеры и часовни. Обобщенно она сводится к следующему: в доме купца Тюпина /в погребе этого дома/, расположенном около Сергиевской церкви, в 1857-1858 годах произошло несколько особых случаев. Сначала хозяйка дома, а затем квартировавший в доме офицер услышали голоса, исходившие из погреба, офицер имел при этом видение монаха, который сообщил ему, что в погребе находятся старинные монашеские погребения. Слух об этом распространился по всему городу, а затем достиг многих других мест России, в результате чего «в Ливны стали притекать люди, с просьбой в означенной пещере служить молебны.. а по молебне отправлять панихиду по покойникам… предположительно почивающим в той пещере.»

Авторы XIX века описывают исцеления, происходившие в «пещере старцев Ливенских» /так стали называть домашний погреб Тюпина/. «… христиане со всех сторон нашего отечества толпами, начиная с последних дней весны и во всё лето, приходят … в преславный город Ливны.… По приходе они охотно и скоро стремятся к Сергиевской пещере для поминовения покойников монастырских, предварительно обращаясь при молебном пении к святым иконам Спасителя, Божьей Матери и пр. угодников…»

В 1882-1885 г.г. над пещерой была выстроена часовня, названная Александровской /в честь Александра II/.

В 1915 году была сделана ещё одна попытка поднять исторический авторитет пещеры. Священник В. Понятовский на юбилее, посвященном Сергиеву монастырю, произнес речь «Духовное и религиозно-нравственное для Ливенского края значение бывшего Сергиева монастыря и сохранившейся от него пещеры.» В этой речи автор провёл параллель между ливенской пещерой и пещерами Киево-Печерской лавры, связывая само происхождение монастыря с выходцами из Лавры.

Одна из фотографий показывает, что пещера, если она действительно существовала в древности, могла быть расположена на территории монастыря вблизи от монастырских стен, об этом же говорит и план монастыря. Хотя монашеские захоронения в маленьких монастырях обычно располагались в непосредственной близости от церквей, не исключено, что они могли быть и в ином месте /как в данном случае/. Ясность в этот вопрос внести трудно, но в известной мере этому помогает материал раскопок, производившихся около Сергиевской церкви в 1890 году, во время которых были найдены остатки старых фундаментов городских строений, возведенных после упразднения монастыря, древние стены монастыря, часть очень загадочной древней кладки, каменная стенка под домом упомянутого ранее купца Тюпина, а также древний ход под пещеру.

Построенные в разное время, Сергиевская и Тихвинская церкви представляют собой целостный архитектурно-художественный комплекс. Главная монастырская церковь и надвратная церковь-колокольня в период существования монастыря были объединены в общую композицию.

Оба памятника — Сергиевская и Тихвинская церкви — являются яркими образцами русской культовой архитектуры ХVП-ХVШ в.в. Богатое декоративное убранство Сергиевской церкви, кирпичное узорочье её фасадов позволяют говорить о ней, как о замечательном творении мастеров XVII века. Что касаемся Тихвинской церкви, то она представляет собой один из немногих сохранившихся образцов церквей-колоколен, которые своей сложной и оригинальной композицией раскрывают интересные приемы архитектуры XVII века, преломленные в позднейшую эпоху.

Подвергшиеся разрушению во время войны, Сергиевская и Тихвинская церкви были восстановлены в 1948-1951 годах и взяты под охрану государства /постановление Сов. Мин. РСФСР от 22 мая 1948 г./. Однако, неоднократные перестройки памятников в ХVШ-ХIХ веках выдвигают вопрос об их научной реставрации. Большой историко-архивный материал, представленный в данной работе, позволяет успешно браться за его разрешение.

Расположенные в историческом центре города, оба храма являются важнейшей частью его древней застройки и развернутой береговой панорамы. Они доносят до нас облик замечательного архитектурного комплекса — Сергиевского монастыря, современника основания города Ливен.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство храма в левашово
  • Строительство храма в кургане
  • Строительство храма в кузьминках
  • Строительство храма в кудрово
  • Строительство храма в красноярске