Строительство храма успения пресвятой богородицы

Содержание
  1. Первый каменный храм Руси
  2. Успенский собор Московского Кремля
  3. История возведения собора
  4. Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля
  5. Успенский собор в Кремле
  6. Архитектурные стили и внешнее оформление
  7. Знаменитые росписи
  8. Иконостас
  9. Место важнейших государственных событий
  10. Святыни Успенского собора
  11. Успенская церковь, уничтоженное 8 чудо света
  12. Первый храм Успения Пресвятой Богородицы построен ремесленниками
  13. Новый Успенский храм построен простым мастером из крепостных
  14. Успенская церковь построена в стиле «московского барокко»
  15. Колокольный благовест в Москве начинал Успенский храм
  16. Варфоломей Растрелли вдохновлялся Успенским храмом при строительстве Смольного собора
  17. Наполеон хотел перенести храм в Париж
  18. После революции церковь защищал сам Луначарский
  19. Архитектор-реставратор заперся в церкви, препятствуя ее сносу
  20. Сейчас на месте церкви находится сквер

Первый каменный храм Руси

Один из самых загадочных русских храмов, облик которого уже не смогут восстановить ученые.

Первый каменный храм на Руси – Успения Пресвятой Богородицы, больше известный как Десятинная церковь.

Любой курс истории русской архитектуры (и наш тоже) начинается с рассказа про эту постройку. Да, мы не знаем, как она выглядела на самом деле. Но сохранившиеся фундаментные рвы позволяют предположить, какой была планировка.

А отсюда уже можно подключать фантазию, ориентир на византийские церкви и знание законов строительной логики. Сочетание этих факторов подарило за последние полтора столетия историкам десятки вариантов реконструкций.

А что известно точно? Условно – так как летописи тоже иногда врут J

Начало строительства – около 989 г., строилась по заказу князя Владимира (того самого, Красно Солнышко, провозгласившего Русь Православной). До этого построек из камня, тем более такого размера, который был нужен заказчику, на Руси не было вообще. Соответственно строить из камня русские зодчие пока не умели, и в Киев были привезены греческие кадры. Не только строители – Анастас Корсунянин, один из «корсунских попов», открывших Владимиру ворота осажденного города, прибыл в столицу Владимира и стал первым настоятелем Десятинной церкви.

Те же летописи сообщают, что построена была церковь на месте гибели русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна (они были убиты язычниками незадолго до крещения Руси). Их мученический подвиг был одной из причин, по которым князь Владимир решил принять христианство.

Название «десятинная» прижилось больше, чем посвящение Успению Богородицы. Настолько на протяжении сотен лет впечатлило людей решение Владимира строить и содержать храм на 10% от всех княжеских доходов.

В этой церкви хранились мощи Св. Климента, папы Римского. Тут была усыпальница, где похоронили княгиню Анну, супругу Владимира. Сюда же были перенесены останки княгини Ольги.

В XII веке сначала храм перестроили после землетрясения, потом он был разграблен войсками князя Мстислава. В 1203 г. снова разграблен – войсками князя Рюрика. А в 1240 храм был окончательно разрушен, в дни взятия города войсками Батыя.

В 1630-х гг. на месте древнего храма была построена небольшая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Так митрополит Петр Могила почтил память старейшей русской церкви.

К началу XIX века она обветшала, а начавшиеся расчистки помогли открыть фундаменты древнего храма. Церковь Петра Могилы была разобрана, и в 1828 г. был заложен новый храм, по проекту архитектора Василия Стасова. Ровно через 100 лет после закладки, в 1928 г., стасовская церковь была снесена.

Такая вот краткая история первого каменного храма на Руси…

P.S.: Спасибо, что пришли на канал! Автор будет благодарен за лайк и подписку!

Хороших дорог и чистого неба, друзья!

Источник

Успенский собор Московского Кремля

Краткое содержание:

Успенский собор Московского Кремля – главный православный храм Русского государства XV-XIX веков, символ древнерусского зодчества, украшение Москвы и Соборной площади, на которой он расположен.

История возведения собора

В 1326 году в Кремле при Иване Калите был заложен первый Успенский собор – скромный одноглавый храм. В 1337 году после крупного пожара Успенский собор уже не соответствовал новому статусу Москвы как столицы Всея Руси. Князь Иван III и митрополит Филипп решили возвести на месте старого величественный собор, достойный того, чтобы стать духовным центром государства.

Строили новый собор всем миром: объявили сбор средств. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования, все монастыри обложили налогами. Русские зодчие Кравцов и Мышкин построили собор до сводов, но в мае 1474 года во время землетрясения почти возведенный собор рухнул.

Для строительства нового собора князь Иван III обратился к итальянским зодчим. На приглашение откликнулся прославленный архитектор и инженер из Болоньи Аристотель Фиораванти.

У себя на родине архитектор наслаждался славой. Под его началом впервые в мире за 2 дня перенесли на другое место колокольню высотой 24 метра, которая мешала строительству здания администрации. Городской совет Болоньи, оценив заслуги мастера, назначил ему щедрое пожизненное обеспечение.

Безбедную жизнь архитектора нарушили козни завистников: Фиораванти по доносу бросили в тюрьму, лишив привилегий. Вскоре выяснилось, что обвинение было фальшивым, но обида побудила Фиораванти принять приглашение русского царя, и архитектор навсегда покинул Италию.

Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля

Летом 1745 года заложили фундамент нового собора. Строительство храма поразило москвичей скоростью и новыми, прежде никогда не применяемыми на Руси, приемами работы. По указу архитектора в Москве построили первый кирпичный завод: строительство нуждалось в кирпиче. Для надежности фундамента в землю на глубину 5 метров вбили дубовые сваи. Стены, возведенные в 2 кирпича, внутри укреплены металлическими перевязками.

Стены белокаменного пятиглавого собора, перекрытые крестовыми сводами, выстроили из тесаных блоков камня. Шесть столпов внутри соборного пространства, своды и барабаны выложили из кирпича, облицованного белым камнем. Для укрепления стен архитектор употребил железные сваи и прочную, как камень, известь.

Успенский собор в Кремле

Во время строительства зодчий учел ошибки предшественников и все тщательно выверял и рассчитывал. Храм, построенный через 4 года, поразил современников размерами и богатством внутреннего убранства.

Архитектурные стили и внешнее оформление

В творении архитектора Фиораванти чувствуются веяния византийского и романского, готического и древнерусского искусства. Здание, выложенное из блоков, смотрится монолитно, как «един камень». Храм зального типа с шестью тонкими круглыми столпами, расставленными очень широко, удивляет «величеством и высотою, и светлостью, и пространством».

Более вместительным делает собор его удлиненная западная часть. Простор и обилие света – отличительная черта Успенского собора. Свет, льющийся из окон барабанов и круглых окошек в закомарах стен, создает ощущение простора и праздника.

Фасад собора состоит из простенков – прясел, разграниченных лопатками. По горизонтали здание разделено декоративным поясом из маленьких колонн и арок, по вертикали – пилястрами с узкими окнами, создающими ощущение легкости конструкции. Собор увенчан пятью главами – символом Иисуса Христа и четырех евангелистов: Матфея, Луки, Марка и Иоанна. Центральная глава храма выше остальных и больше по размеру.

Под сенью Успенского собора. Высокий статус собор сохранил и после того, как в XVIII веке столицу Российской империи перенесли в Санкт-Петербург.

Знаменитые росписи

Собор знаменит своими росписями, которые появились во времена Михаила Романова в XVII веке. От сводов и стен исходит золотой свет, который придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение.

Для росписи Успенского собора пригласили иконописца Дионисия с учениками. 150 художников во главе с царскими мастерами создавали циклы росписей. На южном фасаде – образ Владимирской Богоматери с архангелами Михаилом и Гавриилом.

Ярусом ниже – 6 святителей, Московские и Ростовские митрополиты. Здесь же, под окном, – образ Спаса Нерукотворного. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. С западной стороны – композиция «Страшный суд». На круглых столпах – многочисленные фигуры мучеников. На сводах и стенах храма – 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур.

На северной стороне – изображения Пафнутия Боровского, Исаия, Леонтия и Игнатия Ростовских, Сергея Радонежского. Над ними – композиция «Собор апостолов» с изображением Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и 12 апостолов. В центре восточной стены – Новозаветная Троица: Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой в облике голубя. На сводах – композиции на евангельские темы: «Введение Богородицы в храм». «Рождение Христа». «Сретение Господне».

В храме – серебряное паникадило с цветными гирляндами весом 328 кг, отлитое в память о победе над Наполеоном. Здесь же ажурный шатер для хранения церковных реликвий. В центре собора – три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов.

Иконостас

В храме – богатейшая коллекция икон. Иконы собора – в богатейших окладах из чистого золота, а вся утварь – из серебра. Могучий, уходящий под своды 16-метровый иконостас создан в 1654 году по заказу патриарха Никона. 69 икон, помещенных здесь, представляют события библейской истории. Пять ярусов иконостаса, украшенные позолотой, добавляют зальному храму торжественного великолепия. В праотеческом чине – икона Святой Троицы. Праотцы изображены в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус включает 17 икон.

В праздничном ряду – образы, которые ежегодно празднует церковь: Рождение Богоматери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Успение Пресвятой Богородицы. В деисусном чине видим молитвенное предстояние святых на Страшном суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель».

На царских вратах – Богоматерь, архангел Гавриил и 4 евангелиста: Марк, Лука, Иоанн, Матфей. Слева от царских врат, в особом киоте, величайшая святыня Древней Руси – икона Владимирской Божьей Матери, покровительницы и заступницы Русской земли. Справа от царских врат – образ Спаса на престоле «Спас золотая роза». Это византийская икона XI века.

Огромный иконостас занимает широкую стену. Перед ним молитвенные места: царское – у левого столпа. Правда, цари и царицы здесь никогда не вставали. У правого столпа – патриаршее место. Третье – великокняжеское место, Мономахов престол, выполненное из орехового дерева в 1551 году для Ивана Грозного.

Шестиметровый шатер, декорированный изображением цветов и птиц, опирается на фигуры четырех зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами. Восьмигранный купол увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания.

В правом углу собора, возле иконостаса, – рака святителя Филиппа. В 1568 году митрополит Филипп Колычев здесь прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился жизнью. По приказу разъяренного правителя митрополита удавили.

Место важнейших государственных событий

Под сводами Успенского собора проходили главные торжества – венчание русских государей на царство. Через медные, выполненные в технике золотой наводки врата, на котором золотом нанесены 20 библейских изображений, входили члены царской семьи. Своды Успенского собора – свидетели того, как сюда вошел рыдающий 16-летний Михаил Романов.

Юный наследник боялся свалившейся на него ответственности. После Смутного времени – периода кровавых распрей и подлых предательств новому государю пришлось поднимать Россию. Церемонии венчания на царство становились грандиозными событиями в жизни страны. В Успенском соборе короновались 21 российский правитель.

В Успенском соборе совершались бракосочетания государей. Алексей Михайлович первым среди Романовых начал крестить здесь детей. В июне 1744 года Екатерина II приняла здесь православие. Под сводами собора праздновали падение ордынского ига, покорение Казани, победу в северной войне и над Турцией.

Здесь же, в Успенском соборе, в 1903 году прочитали акт об отлучении Льва Толстого от церкви. В марте 1918 года из Успенского собора новая власть изъяла 65 пудов серебра, а иконы отправили в Государственную Третьяковскую галерею. По легенде, зимой 1941 год, когда фашисты стояли под Москвой, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия иноплеменных.

С 1382 года в Успенском соборе хоронили митрополитов и патриархов, здесь 20 гробниц. Большая часть захоронений – под полом и отмечена невысокими прямоугольными памятниками с плоскими крышками. Традиция погребений в Успенском соборе началась с захоронения здесь его основателя – святого митрополита Петра.

У западной стороны похоронен последний патриарх петровской эпохи – Адриан, «наперсник царя». Надгробия патриархов – в резных белокаменных плитах с эпитафиями. Рядом с патриаршими гробницами – Гроб Господень, где хранится посох митрополита Петра и Гвоздь Господень, которым прибивали Иисуса Христа к кресту.

Святыни Успенского собора

В Успенском соборе хранятся великие святыни России:

Успенский собор – Патриарший кафедральный собор, но храм всегда открыт для туристов. С 1991 года Успенский собор входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник Московского Кремля. По благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения. Церковь используют для особо торжественных обрядов: и архитектура, и убранство соответствует праздникам.

Источник

Успенская церковь, уничтоженное 8 чудо света

Этот московский храм называли «восьмым чудом света», русским Нотр-Дамом. Его любил Ф.М.Достоевский.

Знаменитый архитектор А.В.Щусев, в юности увидев церковь, решил стать архитектором. Д.С.Лихачев говорил, что встреча с этим храмом подвигла его посвятить жизнь литературе Древней Руси.

В 1936 году храм был разрушен.

Успенский храм на ул. Покровка. Рисунок XIX в.

Первый храм Успения Пресвятой Богородицы построен ремесленниками

Храм Успения Божией Матери на Покровке известен с XVI в. Возникла она в Котельной слободе. Котельники — ремесленники, делавшие разную металлическую посуду — жили по левой стороне улицы Покровка.

Предполагается, что котельники с Покровки были даже поставщиками двора, делая посуду для царских нужд. Поначалу храм был деревянным.

С начала XVII в. по Покровке государь стал ездить во вновь устроенные резиденции: Измайлово и Рубцово. Поэтому и на улице стали поселяться состоятельные москвичи: купцы и бояре.

Изменение статуса улицы сказалось на храмовом строительстве.

Но в 1688 г. случился большой пожар, и Успенский храм сильно пострадал. Тогда местный житель, купец Иван Сверчков, решил построить новый храм, больше размером и необычной архитектуры.

Он выстроил церковь на собственные деньги за три года — с 1696 по 1699 год. По желанию благотворителя для него в храм был сделан отдельный вход, прямо из сада Сверчковых: ведь он примыкал прямо к церкви.

Позже Ивана Сверчкова и похоронили в фамильной усыпальнице в Успенской церкви.

Новый Успенский храм построен простым мастером из крепостных

Мастером, строившим новый храм — «восьмое чудо света» стал крестьянин с Украины, простой крепостной Петр Потапов. Имя строителя было написано на колонне при входе в церковь.

Произведение Потапова оказалось настолько выдающимся, что долгие годы ученые спорили, не скрыто ли в веках имя подлинного архитектора. Как же так — простой «мужик» и такое чудо?

Высокий и нарядный храм возвышался над всеми другими зданиями Покровки и создавал неповторимый облик улицы

Успенская церковь построена в стиле «московского барокко»

Успенская церковь — сочетание красного кирпича и белого каменного кружева.

Она считалась построенной в стиле «московского барокко». Стиль предполагал широкое использование декора. Именно каменное кружево делало храм ярким и самобытным.

Яркий декор храма виден даже на старом черно-белом фото

Храм был очень высоким и имел два яруса. В нижней части церкви была церковь свт. Петра Московского и придел св. Иоанна Предтечи.

Собственно Свято-Успенская церковь — верхний ярус храма. Она имела 13 глав, или куполов. Это символизировало Христа и Его апостолов.

К храму была пристроена настолько величественная шатровая колокольня, что ее принимали за еще один храм. На второй ярус церкви вела лестница, здесь была устроена галерея. Входящие в храм любовались видами Москвы.

Многоглавая колокольня (справа) сама похоже на церковь

Колокольный благовест в Москве начинал Успенский храм

Церковь считалась обычной приходской. Но красота храма, сочетающего красное и белое каменное кружево, покорила всех.

Поэтому Успенская церковь была назначена в число храмов, начинающих знаменитый Московский колокольный благовест. Звонить к службе начинали в Кремле и нескольких наиболее значительных церквях, затем присоединялись другие храмы.

В число церквей, начинавших благовест, был определен и не соборный, но такой прекрасный храм, который теперь иногда называли «собор Успения».

Варфоломей Растрелли вдохновлялся Успенским храмом при строительстве Смольного собора

Церковь, выстроенная крепостным мастером, восхищала не только простых москвичей, но и именитых архитекторов.

Василий Баженов, строитель Михайловского замка в Петербурге и Царицынского дворца, сравнивал Успенский храм с храмом Василия Блаженного.

Церковь вдохновила Варфоломея Растрелли на строительство Смольного собора в Петербурге.

На строительство Смольного собора Растрелли был вдохновлен Успенской церковью Храм на Смоленском кладбище в Петербурге создан «по мотивам» Успенской церкви в Москве

Еще один храм северной столицы, созданный в подражание Успенской церкви – храм Воскресения Христова на Смоленском кладбище. Здесь в начале XX в. отпевали поэта Александра Блока.

Наполеон хотел перенести храм в Париж

По легенде, Наполеон Бонапарт, захвативший Москву в 1812 г., приставил к церкви вооруженную охрану, чтобы уберечь ее от грабежа. Император даже думал разобрать ее и увезти во Францию.

«Русским Нотр-Дамом» Успенскую церковь назвал наполеоновский маршал Мортье, занявший дом недалеко от церкви.

После революции церковь защищал сам Луначарский

После 1917 г. православные храмы начали закрывать, а многие и сносить.

Однако у Свято-Успенской церкви имелся поклонник — нарком просвещения А.В.Луначарский. Как мог, он пытался оградить храм от сноса. По его инициативе близлежащий переулок получил имя создателя церкви — Потапова.

Нарком просвещения А.В.Луначарский. Он пытался оградить храм от сноса

Но Луначарский вскоре скончался. Вскоре в храме совершили последнюю божественную литургию.

Архитектор-реставратор заперся в церкви, препятствуя ее сносу

В 1935 г. власти Москвы решили разрушить храм, памятник истории и культуры. Официальной причиной была объявлена «необходимость обеспечить проезд» по Покровке.

Против сноса протестовали архитекторы, деятели культуры.

Есть рассказ, что архитектор П.Барановский даже заперся в церкви, сказав:

Зимой 1935 г. церковь была снесена. Предварительно демонтировали часть ее декора и иконостас в верхнем храме. Два наличника и лепнику с фасада передали в музей.

Интересно, что, снеся великое творения мастера Потапова, власти сохранили его имя за переулком рядом с бывшим храмом.

Сейчас на месте церкви находится сквер

На месте храма, на пересечении улицы Покровка и переулка Потаповского, находится сквер. В сквере какое-то время работала пивная, затем летнее кафе.

Сохранился дом, где жили служители Успенской церкви. В нем была кофейня, затем — грузинский ресторан. Владельцы заведения не преминули использовать историю памятного места.

В заведении охотно показывают фрагмент стены бывшей церкви — ведь она вплотную примыкала к дому причта.

Остатки декора храма сейчас можно увидеть в Донском монастыре Москвы. Они являются частью ограды обители.

С 2017 г. в Москве развернулось движение за воссоздание Успенской церкви. Ведь сохранились и фотографии, и четрежи, и эскизы. Ежегодно православные верующие проводят молебен на месте храма в праздник Успения.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство храма у метро ломоносовская
  • Строительство храма тихвинской иконы божией матери
  • Строительство храма спиридона тримифунтского в москве
  • Строительство храма спиридона тримифунтского в коптево
  • Строительство храма соломона завершено