Строительство храма у метро ломоносовская

Земля все помнит. Воссоздание церкви у «Ломоносовской» пошло не по плану

На части территории Ломоносовского сада в Невском районе строят двухуровневую Святодуховскую церковь. Изначально речь шла о воссоздании стоявшего здесь прежде храма, в итоге же в интересах прихожан возводится здание большего объема. Неожиданно велика оказалась и стройплощадка: она попала в защитную зону расположенного неподалеку памятника архитектуры.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Напомним, Ломоносовский сад разбит на месте Фарфоровского кладбища. В 1912 году по проекту архитектора Александра Красовского здесь была возведена исполненная в неорусском стиле церковь Сошествия Святого Духа. В 1966-м храм взорвали при строительстве по соседству станции метро «Ломоносовская». В XXI веке началась подготовка к строительству здесь новой церкви.

По данным сайта www.kartoteka.ru, в 2009 году был зарегистрирован приход храма Сошествия Святого Духа за Невской заставой. В 2011 году приход обратился в комитет по строительству с заявлением о выборе земельного участка. Однако власти не спешили с передачей надела под проект. И в 2014-м, устав ждать, приход подал иск в арбитраж.

В Смольном заявили: участок находился в границах бывшего Фарфоровского кладбища, а значит, согласно федеральному закону о похоронном деле, застройка его не допускается. Но суд отверг этот довод, «поскольку строительство религиозного объекта предполагается на его историческом месте в границах сохранившегося фундамента утраченного храма».

Земля была передана, и в октябре 2017 года Служба строительного надзора выдала приходу разрешение на начало работ. Вот только «на его историческом месте» принялись строить не совсем тот «религиозный объект», который прежде здесь стоял.

Проектированием занималась компания «Архстудия» (ее возглавляет архитектор Геннадий Соколов). На сайте этой компании приводится комментарий Соколова, где он признает, что «по сути, речь здесь идет не о воссоздании, а о новом строительстве».

Уместно ли подобное «воссоздание»? Заслуженному архитектору России Максиму Атаянцу церковная архитектура не чужда, ведь он разработал проект собора Сошествия Святого Духа на апостолов, который возводится в Приморском районе на углу Долгоозерной и Планерной улиц.

Инициаторы строительства церкви и авторы ее проекта оказались заложниками этой противоречивой ситуации, полагает Атаянц. И с точки зрения архитектуры здесь правильнее говорить о строительстве нового храма со стилистическими элементами, отсылающими к прежнему. Что, как видно, признают и сами проектировщики.

В качестве интересной аналогии, пусть и несопоставимой по масштабу, наш собеседник привел воссоздание храма Христа Спасителя в Москве (проектом которого, напомним, были предусмотрены новые функции, среди которых зал церковных соборов).

Сегодня в Ломоносовском саду возводятся кирпичные конструкции стен будущей церкви. При этом огорожена большая территория бывшего кладбища, в разы превосходящая площадь фундамента храма. Можно предположить, что размер выделенного участка рано или поздно подтолкнет к планам по строительству на бывшем кладбище других сооружений (например, парковки).

Кстати, напомним: ранее, как мы уже рассказывали, под давлением общественности было отменено разрешение на строительство жилого дома близ Светлановской площади, также попадавшего в защитную зону памятника архитектуры.

Добавим, что разрешение на строительство церкви действует до середины января 2022 года. Пока же для верующих открыта деревянная часовня, возведенная по соседству со стройплощадкой.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (6309) от 26.10.2018 под заголовком «Земля все помнит».

Источник

Земля все помнит. Воссоздание церкви у «Ломоносовской» пошло не по плану

На части территории Ломоносовского сада в Невском районе строят двухуровневую Святодуховскую церковь. Изначально речь шла о воссоздании стоявшего здесь прежде храма, в итоге же в интересах прихожан возводится здание большего объема. Неожиданно велика оказалась и стройплощадка: она попала в защитную зону расположенного неподалеку памятника архитектуры.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Напомним, Ломоносовский сад разбит на месте Фарфоровского кладбища. В 1912 году по проекту архитектора Александра Красовского здесь была возведена исполненная в неорусском стиле церковь Сошествия Святого Духа. В 1966-м храм взорвали при строительстве по соседству станции метро «Ломоносовская». В XXI веке началась подготовка к строительству здесь новой церкви.

По данным сайта www.kartoteka.ru, в 2009 году был зарегистрирован приход храма Сошествия Святого Духа за Невской заставой. В 2011 году приход обратился в комитет по строительству с заявлением о выборе земельного участка. Однако власти не спешили с передачей надела под проект. И в 2014-м, устав ждать, приход подал иск в арбитраж.

В Смольном заявили: участок находился в границах бывшего Фарфоровского кладбища, а значит, согласно федеральному закону о похоронном деле, застройка его не допускается. Но суд отверг этот довод, «поскольку строительство религиозного объекта предполагается на его историческом месте в границах сохранившегося фундамента утраченного храма».

Земля была передана, и в октябре 2017 года Служба строительного надзора выдала приходу разрешение на начало работ. Вот только «на его историческом месте» принялись строить не совсем тот «религиозный объект», который прежде здесь стоял.

Проектированием занималась компания «Архстудия» (ее возглавляет архитектор Геннадий Соколов). На сайте этой компании приводится комментарий Соколова, где он признает, что «по сути, речь здесь идет не о воссоздании, а о новом строительстве».

Уместно ли подобное «воссоздание»? Заслуженному архитектору России Максиму Атаянцу церковная архитектура не чужда, ведь он разработал проект собора Сошествия Святого Духа на апостолов, который возводится в Приморском районе на углу Долгоозерной и Планерной улиц.

Инициаторы строительства церкви и авторы ее проекта оказались заложниками этой противоречивой ситуации, полагает Атаянц. И с точки зрения архитектуры здесь правильнее говорить о строительстве нового храма со стилистическими элементами, отсылающими к прежнему. Что, как видно, признают и сами проектировщики.

В качестве интересной аналогии, пусть и несопоставимой по масштабу, наш собеседник привел воссоздание храма Христа Спасителя в Москве (проектом которого, напомним, были предусмотрены новые функции, среди которых зал церковных соборов).

Сегодня в Ломоносовском саду возводятся кирпичные конструкции стен будущей церкви. При этом огорожена большая территория бывшего кладбища, в разы превосходящая площадь фундамента храма. Можно предположить, что размер выделенного участка рано или поздно подтолкнет к планам по строительству на бывшем кладбище других сооружений (например, парковки).

Кстати, напомним: ранее, как мы уже рассказывали, под давлением общественности было отменено разрешение на строительство жилого дома близ Светлановской площади, также попадавшего в защитную зону памятника архитектуры.

Добавим, что разрешение на строительство церкви действует до середины января 2022 года. Пока же для верующих открыта деревянная часовня, возведенная по соседству со стройплощадкой.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (6309) от 26.10.2018 под заголовком «Земля все помнит».

Источник

Сошествия Святого Духа церковь
на Спасо-Преображенском (Фарфоровском) кладбище

Вид со стороны Ивановской ул., 1940 г.

Свято-Духовская церковь

на Спасо-Преображенском кладбище Фарфорового завода

Из-за тесноты Преображенской церкви в селении Фарфорового завода ее прихожане и причт решили в начале ХХ в. выстроить еще одну «для заупокойных богослужений, дабы не стеснять богомольцев главного приходского храма».

К строительству новой каменной церкви приступили в 1901 г., для чего Кабинетом ЕИВ было выделено три десятины земли.

Проект небольшого одноглавого храма в «русском стиле» с притворами и звонницей над западным входом безвозмездно выполнил архитектор А. Ф. Красовский. На Императорском фарфоровом заводе скульптор А. К. Тимус выполнил по рисунку зодчего уникальный иконостас из фарфора, а царские врата сделали из чеканной меди.Остальное убранство Красовский так же спроектировал в манере XVII в.

18 августа 1902 г. епископ Ямбургский Сергий в сослужении о. Иоанна Кронштадтского освятил закладку церкви. Строился храм на пожертвования: деньги и строительные материалы предоставили благотворители.

Храм был готов к 1905 г., но его отделка продолжалась еще семь лет. 7 октября 1912 г. епископ Нарвский Никандр освятил кладбищенскую церковь во имя Сошествия Святого Духа на апостолов.

План Петрограда с ближ. окрест.
(фрагмент) 1916 г.

Эскиз А.Ф. Красовского
Боковой фасад
«Капитель» №2 2011 г.

А.Ф. Красовский
Проект церкви
Сошествия Святого
Духа 1901 ЦГИА СПб
Боковой фасад, разрез

Эскиз храма Сошествия
Святого Духаакад.арх.
А.Ф. Красовского, 1901 г.
Западный фасад

План.(сайт: СПб
Митрофаниевский союз)

Вид церкви Св. Духа
и кладбища. 1940 г.

В 1927 г. кладбище было закрыто. Летом 1932 г. был снесен Преображенский храм, вместе с которым исчезли и старейшие участки кладбища. Духовская церковь была закрыта в январе 1939 г. и приспособлена для хранения картофеля. После Великой Отечественной войны в стенах обезглавленной церкви был устроен литейный цех. Здание простояло до 1966 г. и было взорвано при строительстве станции метро «Ломоносовская».

Фрагмент «Нового плана Ленинград» 1933 г.

Изображения документов
со стенда возле раскопа

Последние годы общественность протестует против выделения сквера, разбитого на месте кладбища, под пятно застройки. В связи с этим велись разговоры о восстановлении Свято-Духовской церкви или о строительстве в сквере памятной часовни. По сообщениям СМИ, администрация Фарфорового завода выражала желание изготовить для восстановленного храма новый фарфоровый иконостас.

В ноябре 2013 г. во время посадки деревьев были обнаружены фрагменты фундамента старой церкви. По словам настоятеля прихода о. Иоанна (Соколова) старую кладку при строительстве храма использовать не будут, она значительно разрушилась, однако, по проекту объект будет восстановлен на первоначальном месте

(газета «Петербургский дневник» № 211 (696) 11.11.2013., Наталия)

Рисунок фарфорового иконостаса
(проект),
акад.арх. А.Ф.Красовский. 1901 г.

Иконостас из фарфора Свято-Духовской
церкви. 1930-е гг. (ЦГА)
(журн. Капитель N2 2011. Mary)

Археологические раскопки
фундамента церкви

Проект новой церкви
во имя Сошествия Святого Духа.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство храма тихвинской иконы божией матери
  • Строительство храма спиридона тримифунтского в москве
  • Строительство храма спиридона тримифунтского в коптево
  • Строительство храма соломона завершено
  • Строительство храма соломона в израиле