Строительство храма тихвинской иконы божией матери

Путилово: возрожденный из руин образец деревенского классицизма

Примерно в 70 километрах от Петербурга, в Кировском районе Ленинградской области, находится село Путилово, знаменитое, прежде всего, путиловским камнем, из которого сделаны окрестные церкви, надгробия на местном кладбище, да и вся Северная столица, по словам краеведов, стоит на путиловской плите.

Камень, который добывали в карьерах, расположенных вокруг села, использовался как фундамент в исторической части Петербурга: все же заболоченную местность северных широт нужно было чем-то укреплять и по петрозаводскому тракту везли в будущую столицу Российской Империи путиловский камень. Он же использовался при строительстве многих выдающихся зданий в Северной столице: Гостиного двора, Никольского и Казанского соборов, дворцов Строгановых, Шереметевых, Меншикова. Говорят, еще в 60-х годах прошлого столетия на Васильевском острове можно было встретить тротуары, мощеные путиловским камнем.

Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери была построена во второй половине XVIII века на месте, где некогда останавливался крестный ход по пути из Петербурга в Тихвин. На строительство храма по проекту Егора Соколова, того самого, который возвел один из корпусов Публичном библиотеки на Невском проспекте, императрица Екатерина Великая выделила из государственный казны несколько тысяч рублей.

Впоследствии церковь, построенная в стиле деревенского классицизма, несколько раз перестраивалась и была открыта для прихожан вплоть до 1937 года, когда были арестованы священники и расстреляны как участники контрреволюционный группы. Церковное имущество, как водится было разграблено, а иконы брошены в печь в соседней пекарне.

Однако основные разрушения пришлись на годы Великой Отечественной войны: колокольня была напрочь стерта с лица земли, из пяти куполов более-менее уцелел только центральный, часть перекрытий была полностью разрушена, а в кирпичной кладке стен зияли проломы. В таком виде храм и предстал перед нашим взором спустя несколько десятков лет после окончания войны.

В 2011 году жалкие останки здания церкви были переданы благотворительному фонду, в течение двух лет специалисты проводили сложнейшие контраварийные работы, чтобы сохранить оставшиеся конструкции и восстановить былое убранство церкви. А уже в 2013 году начались реставрационные работы, которые были полностью завершены весной 2018 года. Храм открыли, освятили и, похоже, закрыли обратно.

Как выяснилось, попасть на его территорию можно только во время литургии по воскресным дням. Кстати, настоятелем Тихвинской церкви в Путилово, является Отец Александр Ткаченко – основатель первого в России детского хосписа. Так вот, территория храма, к которому с одной стороны примыкает старинное сельское кладбище, огорожена по всему периметру красивой оградой из того самого путиловского камня.

На территории ровный газон, установлены фонари и скамейки, сделано водоотведение и даже пандус для маломобильных категорий граждан, однако все ворота закрыты на замки, поэтому попасть внутрь нам не удалось. Вместо этого мы прогулялись по Путиловской возвышенности, с которой открывается вид на северные леса и поля, а также Мурманскую трассу, и заглянули на погост, который можно смело назвать некрополем, ну и местом сбора окрестных алкоголиков.

Глядя на контингент на кладбище в родительскую субботу, стало понятно, почему территория храма закрыта для посещений во внеурочное время. С такими колдырями неопределенного возраста, а порой и пола, нужно держать ухо востро и максимально обезопасить памятник культурного наследия федерального значения от возможных посягательств. Сегодня, глядя на восстановленную Тихвинскую церковь даже не верится, что еще каких-то 10 лет назад на этом месте были страшные развалины, лишь отдаленно напоминающие храм.

Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери находится примерно в 70 километрах от Петербурга в Кировском районе Ленинградской области. Координаты: 59.866921, 31.430415.

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал , чтобы не пропустить новые публикации)

Источник

Храм Тихвинской иконы Божией Матери

Этот удивительный храм был воздвигнут в далеком 17 столетии, в честь одной из наиболее почитаемых на Руси образов Богоматери – Тихвинской иконы. Расположилось святое место в небольшом селе Алексеевское. Примечателен храм красивейшей архитектурой и тем, что при нем находится действующая детская воскресная и хоровая школа.

История церкви

Первые кирпичи строения были заложены еще в 1673 году, во времена царствования Алексея Михайловича и по его велению. Строительство было начато в небольшом селении Копытово, нынче носящее название – Алексеевское. Расположение святыни было очень значимым, ведь храм был построен неподалеку от путевого дворца царя, Троице-Сергиевой Лавры и нетленных мощей святого Сергея Радонежского. Освещение построенной церкви пришлось на 1680 год, в то время правитель Алексей Михайлович уже скончался. От самого Кремля в сторону храма Тихвинской иконы Божией Матери направился крестный ход, который был возглавлен Феодором Алексеевичем. Именно он презентовал церкви его главную реликвию – чудодейственный список Тихвинского образ Пречистой Девы.

Церковная колокольня была воздвигнута несколько позже – в 1824 году. В 20 веке на территории храма появилась оградка и притчев дом, а также на первом этаже была обустроена церковь Воскресения Словущего.

Многие считают, что храм не был закрыт советскими правителями благодаря силе Тихвинской иконы. 1922 год ознаменовался для церкви изъятием всех ценностей, а в нижнем храме была обустроена база для хранения овощей. Долгое время колокола оставались в бездействии, вплоть до 1998 года, когда храм наконец-то был восстановлен и снова открыт для посещения прихожанами. Реставрационные же работы были начаты еще в 1945 году, благодаря им нашему взору теперь открываются замысловатые старинные росписи, скрывавшиеся под множеством настенных записей.

Архитектура храма

Пятиглавая церковь выполнена в яркой архитектурной стилистике – «русское узорочье» на высоком нижнем этаже (подклете). К прочим особенностям архитектуры можно отнести округлые столбы, которых насчитывается 6 штук, украшенные красивыми медальонами, на которых изображены различные святые, евангелисты и пророки. Настенные картины демонстрируют прихожанам изображения, сошедшие со страниц Нового и Ветхого завета, а также известных житий.

Посетители храма могут посетить молельные царские комнаты, в которых сохранились круглые печи 17 столетия, подняться на колокольню с внутренней отделкой 19 века и полюбоваться красотой престолов.

Храмовые святыни

Храм Тихвинской иконы Божией Матери известен не только чтимым списком одноименной иконы, творящим чудеса, но и другими примечательными, ценными святынями:

Источник

Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери

Официальный сайт прихода

История храма

Тихвинский храм был построен в 1755 году (XVII веке) вместо прежнего деревянного храма во имя Афанасия и Кирилла Александрийских, являвшегося одним из самых древних брянских храмов. Именно этот храм значится первым в старейшем известном списке действующих брянских храмов (1628 г.), поэтому вполне вероятно, что существовал он и в XVI веке. Точное местоположение храма Афанасия и Кирилла сегодня указать нельзя (как правило, строительство каменных храмов занимало раньше продолжительное время, и во время строительства прежние деревянные храмы продолжали действовать, а следовательно, новый храм строился на ином месте. Сейчас известно лишь, что храм Афанасия и Кирилла находился «внутри города», то есть, вероятно, несколько ближе к историческому центру, чем Новая слобода, которая на плане XVII века ещё отсутствует.
Строительство Тихвинского храма продолжалось с 1755 по 1769 годы «иждивением прихожан при попечительстве и усердном жертвовании брянских купцов Бухтеевых». Первоначально он был двухпрестольным: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. В 1863 году тёплый зимний храм был расширен и устроен левый придел — во имя Святителя Тихона, Епископа Воронежского.
В конце XIX века к Тихвинскому храму была приписана новоустроенная Николаевская церковь в Привокзальной слободе.
По описанию рубежа XIX—XX вв. прихожанами храма состояли люди в основном из мещан — «чернорабочих», жителей «Новой Слободы», всего их количество было около 680 человек. Храм владел 263 десятинами земли, а в приходе действовала школа грамоты.
В 1931—1934 годы в храме служил Брянский архиепископ Даниил (Троицкий). Последним настоятелем храма перед его закрытием был Константин Алексеевич Афанасьев, арестованный в июле 1937 года и расстрелянный 17 октября того же года. С этого времени богослужения в храме не проводились, а в 1939 году он был официально закрыт и определён «под клуб», глава же и верх колокольни его были разобраны, а внутри произведена перепланировка. В годы гонений на Церковь храм использовался и как коммунальное общежитие. Фактически, здание использовалось как склад, затем туда планировалось поместить планетарий, но все-таки решено было разместить там хранилище Брянского областного архива.
В 1980-е годы храм снаружи был отреставрирован с возвращением исторического облика, а в 1991 году передан православной общине. Его настоятелем стал архимандрит Никита. Батюшка очень многое сделал для воссоздания и благоустройства пострадавшего в тяжелые времена Тихвинского храма: после открытия храма, в нем была устроена воскресная школа, для которой позднее было выстроено отдельное здание, где часто стали проходить занятия иконописью, колокольным звоном, игрой на музыкальных инструментах и пением для детей и взрослых; над Святым источником, при храме, была построена часовня, у которой стало бывать много народа каждый день, приведён в порядок некрополь, тщательно отремонтированы три алтаря, чудесно расписаны иконостасы.
Центральный алтарь и храм были освящены в 1995 году. В храме находятся две чтимых иконы Божией Матери, богослужения же совершаются ежедневно. По выходным в здании воскресной школы проходят интересные занятия, посетит которые может каждый желающий.

История Тихвинского храма после его возрождения славится и интересными сведениями о расположенной в нем колокольне.
Известно, что прихожане в те времена, своими силами отреставрировавшие храм, облагородили прилегающую к нему территорию, очистили источник. Но чего-то по-прежнему не хватало, церковь, словно немая, стояла в воскресные и праздничные дни. Не слышно было колокольного звона — во время гонений все колокола были разбиты или похищены.
Тогда прихожанин Тихвинской церкви, сын репрессированного священника, Серафим Николаевич Архангельский принёс в храм пять маленьких колокольчиков и соорудил деревянную звонницу. Благодаря этому к каждой церковной службе богомольцев стал призывать радостный благовестный звон. Несколько лет спустя ещё один прихожанин принёс в церковь старинный, прострелянный пулей колокол средних размеров. К завершению реставрации колокольни его также поместили на звонницу. Прихожане, решив приобрести для неё новые колокола, отправили за ними в Москву, в Данилов монастырь, в церковь Воскресения Словущего, старосту. С ним в храм были доставлены три колокола. Ещё три дореволюционных колокола оказались в Тихвинской церкви чудесным образом: прихожане, работавшие в пункте приема приема металлолома, спасли их от грозящей переплавки. Самый большой – Царь-колокол – был приобретен на пожертвования верующих в 2008 г.
В Тихвинском храме до сих пор хранится осколок и язык дореволюционного колокола, найденные на территории во время работ по восстановлению храма.
Первыми звонарями храма стали Серафим Николаевич Архангельский и его сестра Капитолина Николаевна, считающиеся лучшими в городе: они встречали своим звоном даже архиереев.

Поделиться:

Икона дня

Православный календарь

Седмица 24-я по Пятидесятнице. Мчч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV). Обновление храма вмч. Георгия в Лидде (IV).

Мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320). Прп. Акепсима (IV). Прав. Снандулии (IV).

Сщмч. Николая Динариева пресвитера и мч. Павла Парфенова (1918); сщмчч. Василия Архангельского, Петра Орленкова, Василия Покровского, Александра Зверева, Владимира Писарева, Сергия Кедрова, Николая Пятницкого, Викентия Смирнова, Иоанна Кесарийского, Петра Косминкова, Александра Парусникова, Павла Андреева, Космы Петриченко пресвитеров и Симеона Кречкова диакона (1937); мц. Евдокии Сафроновой (1938); сщмч. Сергия Станиславлева диакона (1942).

1 Сол., 267 зач., II, 20 – III, 8. Лк., 59 зач., XI, 29–33. Свв.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 106 зач., XXI, 12–19.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство храма спиридона тримифунтского в москве
  • Строительство храма спиридона тримифунтского в коптево
  • Строительство храма соломона завершено
  • Строительство храма соломона в израиле
  • Строительство храма соломона в библии