Строительство храма соломона в библии

Иерусалимский храм

Самым великим делом Соломона было строительство Иерусалимского храма. Храм был начат в четвертый год его царствования. Это был четыреста восьмидесятый (по греческому переводу — четыреста сороковой) год по исходе евреев из Египта. Он был воздвигнут на горе Мориа на месте жертвенника, сооруженного царем Давидом после прекращения моровой язвы. На этом месте Давид увидел Ангела Господня, который поражал народ.

Фундамент потребовал гигантских работ. Достаточно сказать, что гора Мориа была поднята искусственным образом более чем на семьсот футов (около двухсот тридцати метров). Как и скинию, евреи называли храм Домом (Байт). Храм не был местом собрания верующего народа: он был исключительно жилищем Господа, недоступным для непосвященных. Простой израильтянин не мог в него войти. Этим символизировалось то, что Царство Небесное до искупительной Христовой жертвы было затворено для Израиля.

Храм, построенный Соломоном, не отличался большими размерами: шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину, тридцать локтей в высоту (в метрической системе — 31,5 м, 10,5 м, 15,75 м). Он был только в два раза больше скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед храмом был притвор: 10,5 м в ширину и 5 м в глубину.

Стены — из камня, но внутри обложены кедром, а пол устлан досками из кипариса. Иерусалимский храм имел три части: притвор, святое и святое святых. В святое вела двухстворчатая кипарисовая дверь. Святое и святое святых разделяла стена из кедровых досок, в которой была дверь из масличного дерева. Здесь была завеса. Стены, двери и ворота храма были украшены резными изображениями Херувимов, пальм, цветов, а также драгоценными камнями и отделаны золотом. Пол был покрыт золотыми листами (см.: 3 Цар 6, 21, 30). В своем великолепии храм должен был быть видимым изображением славы невидимого Бога.

Перед храмом было два двора, обнесенных стенами. Внутренний двор предназначался для священников (см.: 2 Пар 4, 9), другой двор — для народа. Во внутреннем дворе стоял медный жертвенник всесожжения.

Существенной принадлежностью двора было Медное море и десять передвижных подстав с умывальницами. Справа и слева вход украшали два медных столпа по восемь локтей высоты, которые в 3-й книге Царств и 2-й Паралипоменон названы Воаз и Иахин. Возможно, это были гигантские светильники, увенчанные чашечками для елея.

В святом стоял жертвенник, на котором возжигался фимиам, десять золотых семисвечников и десять столов. На одном из них находилось двенадцать хлебов предложения. В святое святых первосвященник мог входить только раз в год в день очищения. Здесь находился ковчег завета. О размахе строительных работ можно судить по тому, что восемьдесят тысяч хананеев были бессменно заняты высеканием и обтесыванием камней в горах, а семьдесят тысяч человек — доставкой.

Освящение храма состоялось в седьмой месяц (афаним) еврейского календаря. Как и при освящении скинии, явилось облако — зримый образ славы Господней. Царь Соломон обратился ко Господу с молитвой стоя лицом к храму (это вошло в обычай: где бы ни был израильтянин, он обращался при молитве лицом к храму). Во время освящения храма Соломон молился на медном амвоне высотой в три локтя, поставленном среди двора, воздев руки к небу и преклонив колени. Молитва царя была исполнена высоких чувств и твердого упования на Бога: Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. Да будут очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя (3 Цар 8, 23, 52).

По словам преподобного Ефрема Сирина, многочисленные жертвы (двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого), которые принес царь Соломон в день освящения храма, указывают на всемирную жертву Спасителя, которою Он освятил Свою Святую Церковь.

О мудрости Соломона стало известно далеко за пределами Израиля. Его посетила царица Савская. Иисус Христос указывает на это событие: Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (Мф 12, 42).

Слава Соломона стала для него великим нравственным испытанием, которое он не смог выдержать. Постепенно Соломон становится обладателем колоссальных богатств. Все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме, построенном из ливанского дерева, были также из золота. Самое печальное было в том, что Соломон стал делать то, что запретил Господь через пророка Моисея, говоря о будущем царе: чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно (Втор 17, 17). У Соломона было тысяча четыреста колесниц. Но самое неугодное Богу было в другом. У него было множество жен и наложниц, которые развратили его сердце. Господь определяет ему наказание — разделение царства.

Гнев Божий на Соломона был тем сильнее, чем больше были прежние милости Господа к нему, выразившиеся в двукратном явлении Божьем ему (см.: 3 Цар 3, 5; 9, 2–3).

Источник

Третий Иерусалимский Храм: камень преткновения

Многие из современных событий, которым мы пытаемся находить некое прагматическое объяснение, на самом деле входят в сложную паутину плана, в центре которого находится проект по строительству Третьего Иерусалимского Храма. Возможно, чтение этой статьи поможет вам в развитии вашей наблюдательности за происходящими событиями, и даст компас, который не подведет. Я постараюсь перефокусировать ваше внимание с предметов третьестепенной важности (таких как политические и экономические неурядицы, цены на нефть, террористические провокации, военные столкновения, политические споры), которые только рассеивают ваше зрение – на самое главное.

В моих предыдущих публикациях я не раз касался темы строительства в Иерусалиме Третьего Храма. Разговоры о его строительстве ведутся давно. Внимательному глазу видно, что именно вопрос строительства Храма во многом и определяет Ближневосточную, а вместе с ней – и мировую политику, и тот огромный шлейф случайных и направленных событий, который сопровождает ее.

Начнем с краткого исторического экскурса. Сама идея Храма, согласно Библии, дана была Богом Моисею в пустыне. Скиния (палатка) построенная в пустыне около 1490-го года до Р.Х., и тот ритуал, который в ней совершался, должны были отображать в символах (до появления письменного откровения) Божию задумку по спасению людей, и даже символический механизм этого плана. В центре всех событий и ритуалов, связанных со Скинией было приношение жертв чистых животных, кровью которых и искупался грех людей.

У меня есть целые циклы программ по ветхозаветным книгам Исход, Левит и Числа в которых я объясняю всю сложную символику устройства Скинии и ее ритуала. Все те «скучные», «нудные», даже кровавые отрывки из Священного Писания, связанные с работой скинии – все то, что обычный читатель Библии забрасывает минут через десять головной боли – все это было чрезвычайно осмысленно и важно. Все в ритуале Святилища, все до мелочей – указывало на великую Жертву Иисуса Христа – Агнца Божия. И однажды, с приходом в мир Иисуса Христа, иудеи должны были понять это, воскликнуть «Эврика!» и прославить Бога. Но они ничего не поняли.

Я не буду здесь говорить об этом. Если вам интересна эта тема, вы можете посмотреть мои программы. То, что кажется вам в Библии темным и мрачным – часто оказывается самым светлым и добрым. Я надеюсь, что мне удастся вам это показать – если у вас есть желание.

Строительство этого первого Храма сделалось еще своего рода сооружением прибора, измеряющего состояние общества. Через многие пророчества Бог говорит, что в случае верности Ему народ израильский будет наслаждаться миром и процветанием, а Храм привлечет к себе (и к Единому Богу) многие народы. Таким образом Храм становился главной национальной ценностью израильтян, связующим звеном между ними и другими народами. Если же израильтяне будут неверны Богу, то, сообщает им Бог, Храм не спасет их – он сам будет разрушен. Таковы были условия завета – или договора – между Богом и израильтянами.

Несмотря на многие предупреждения пророков, израильтяне оказались неверны Богу и впали в язычество. Тогда, как и было сказано, Вавилон разрушил (в 587-ом году до Р.Х.) величественный Храм Соломона, а иудеи были взяты в плен на 70 лет. Но по возвращении из плена Храм был восстановлен.

Апостол Павел, предупреждая христиан, что непосредственно перед приходом Иисуса Христа произойдет пришествие антихриста, так описывает человека греха (т. е. антихриста): «Противящийся и превозносящейся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божиим сядет он как Бог, выдавая себя за Бога » (2 Фесс. 2, 4). Этому событию еще надлежит произойти – с восстановлением Иерусалимского Храма.

Но, конечно, иудеи видят ситуацию иначе. Они вряд ли согласятся со словами апостола Павла. Они указывают на тот, предсказанный пророками, День, когда Мессия будет управлять из Храма. Такой день действительно наступит. Но наступит он, как указывают все пророки, лишь после того, как Иерусалим пройдет через все то горнило испытаний, в которое он ввергнет себя восстановив Храм. А как «свято место пусто не бывает», то место в храме займет гнуснейший – т.е. антихрист.

И тогда, согласно пророкам, Бог будет «выбивать» антихриста из Иерусалима, а самое главное – из умов и сердец иудеев – теми язвами, которые Он обрушивает на Иерусалим. Фактически все проклятия Завета приходят в это время на Иерусалим. Ветхозаветные пророки в один голос говорят о том, что в последние времена Иерусалим окажется под прицелом, под ударом многих народов. Бог многократно признает, что это Он, Бог – привел эти народы, чтобы наказать Иерусалим в последний раз.

Пророчества называют это явление «мерзостью запустения на святом месте». Об этой «мерзости запустения» говорит и Сам Иисус Христос: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что‐нибудь из дома своего» (Матфея 24:15-17).

Выводы

Так или иначе, должна создаться ситуация, при которой мусульмане не смогут воспрепятствовать строительству иудейского храма на Храмовой горе, которая на сегодняшний день находится под контролем Исламских сил. Вот эта ситуация сегодня и создается.

Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен :

Источник

Кто и когда на самом деле построил «храм Соломона»?

Строительство Иерусалимского храма, описанного в 3 Цар. 5-7, девтерономические авторы VI-V вв. до н.э. приписывают царю Соломону, якобы правившему Израилем и Иудеей в Х в. до н.э. К настоящему времени установлено, что «царство Соломона от Египта до Евфрата» является поздним мифом. Согласно археологическим и внебиблейским письменным данным, о развитой государственности в Израиле можно говорить лишь с первой половины IX в. до н.э., а в Иудее – с середины VIII в. до н.э. Если Соломон и существовал в действительности, он был не более чем племенным вождём, правившим лишь Иерусалимом и его окрестностями, и строительные проекты, приписываемые ему поздними текстами, были ему просто не по силам. Когда в таком случае мог быть построен храм, о котором говорится в 3 Цар. 5-7?

Ключевым для ответа на этот вопрос является упоминание в связи со строительством храма тирского царя Хирама, к которому Соломон обращается с просьбой: «Прикажи нарубить для меня кедров с Ливана» (3 Цар. 5, 6). Царь Тира исполняет просьбу иудейского правителя: «И послал Хирам к Соломону сказать: я выслушал то, за чем ты посылал ко мне, и исполню всё желание твоё о деревах кедровых и деревах кипарисовых; рабы мои свезут их с Ливана к морю, и я плотами доставлю их морем к месту, которое ты назначишь мне, и там сложу их, и ты возьмёшь. И давал Хирам Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые» (3 Цар. 5, 8-10). Помимо поставки древесины, слуги тирского царя тесали камни для храма (3 Цар. 5, 17-18), а медник из Тира, тоже по имени Хирам, сделал для него все медные вещи (3 Цар. 7, 13-45).

Единственный засвидетельствованный историческими источниками царь Тира по имени Хирам правил в 730-х гг. до н.э. В 738 г. он упоминается среди данников ассирийского царя Тиглат-Паласара III. В 733 г. он вступил в антиассирийский союз с арамейским царём Дамаска Рецином, но был разгромлен и принуждён вновь признать над собой верховную власть Ассирии. Сохранилось адресованное Тиглат-Паласару письмо, содержащее отчёт ассирийского наместника в Тире Набу-Шезиба, в котором тот сообщает, что запретил Хираму перевозить в Тир срубленное им в Сидоне священное дерево. Хирам был свергнут с тирского престола в 729 г.

Современником Хирама Тирского в Иудее был царь Ахаз, твёрдо придерживавшийся проассирийской политики. В 733 г. он отказался присоединиться к союзу против Ассирии, созданному арамейским царём Рецином и израильским царём Факеем. Тогда эти два правителя пошли войной на Ахаза, желая свергнуть его и посадить на его место некоего арамея («сына Тавеилова»). В ответ правитель Иудеи обратился за помощью к Ассирии: «И послал Ахаз послов к Тиглат-Паласару, царю Ассирийскому, сказать: раб твой и сын твой я; приди и защити меня от руки царя Сирийского и от руки царя Израильского, восставших на меня. И взял Ахаз серебро и золото, какое нашлось в доме Яхве и в сокровищницах дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар. И послушал его царь Ассирийский; и пошёл царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил» (4 Цар. 16, 7-9).

Уничтожение Сирийского царства и жестокий разгром Израильского царства ассирийцами вкупе со статусом преданного вассала Ассирии сделали Ахаза самым могущественным из сиро-палестинских правителей. Обычным символическим следствием приобретения подобного статуса было монументальное храмовое и дворцовое строительство. Конечным источником своих успехов царь Иудеи должен был считать своего бога, т.е. Яхве. Особое яхвистское благочестие Ахаза видно уже по тому, что он (вероятно, в разгар войны с Сирией и Израилем) принёс в жертву всесожжения Яхве своего наследника: «сына своего провёл через огонь» (4 Цар. 16, 3). По всей видимости, ответом на это благочестивое деяние было переданное устами пророка Исайи обещание Яхве дать Ахазу нового наследника – «Еммануила» (Ис. 7, 14).

Естественным действием со стороны Ахаза в таких обстоятельствах было строительство нового храма Яхве, а скорее, перестройка старого, поскольку не приходится сомневаться, что подобный храм существовал в Иерусалиме уже длительное время. Одновременно требовалось возведение и нового царского дворца. Вопреки распространённому заблуждению о том, что Иерусалимский храм был общенародным общедоступным святилищем, он являлся дворцовым храмом, доступ в который имели лишь единицы избранных, в основном жрецы и придворные. Согласно сообщениям девтерономических историков, храм имел размеры 60 х 20 х 30 локтей (3 Цар. 6, 2), а дворец – 100 х 50 х 30 локтей (3 Цар. 7, 2), т.е. храм был примерно в два раза меньше дворца.

За образцами для новых монументальных построек, которых до того времени не знала провинциальная Иудея, Ахаз должен был обратиться к более культурно развитым северным соседям. С подобными образцами он имел возможность познакомиться воочию, когда в 732 г. ездил в Дамаск, чтобы лично выразить покорность находившемуся там ассирийскому царю: «И пошёл царь Ахаз навстречу Тиглат-Паласару, царю Ассирийскому, в Дамаск, и увидел жертвенник, который в Дамаске, и послал царь Ахаз к Урии жрецу подобие жертвенника и очертание всего устройства его. И построил жрец Урия жертвенник согласно всему, что прислал царь Ахаз из Дамаска» (4 Цар. 16, 10-11).

Можно предположить, что не только жертвенник, но и весь храм Хадада (Ваала) в Дамаске, построенный в IX в. до н.э. царём Азаилом, послужил вдохновением для нового храма Яхве в Иерусалиме. От самого храма Хадада, на месте которого сейчас находится мечеть Омейядов, сохранился лишь один рельеф с изображением керува, однако о сирийских храмах данного периода можно составить представление по остаткам храма, раскопанным в местечке Айн-Дара к северо-западу от Алеппо. Храм был основан в XIII в. до н.э. и погиб в конце VIII в. до н.э., видимо, в ходе ассирийского вторжения. Точно не известно, какому божеству он был посвящён (возможно, Ваалу).

Храм в Айн-Дара имеет чрезвычайное сходство с описанием «храма Соломона» в 3 Цар. 5-7. Оба храма имели притвор (евр. ’ulam) с колоннами по сторонам, собственно храм (евр. heḵal) и «святое святых» (евр. dəḇir), а также двор с водоёмом для обрядовых омовений, были украшены изображениями львов, керувов и пальм, имели примерно одинаковые размеры и т.д. Всего насчитывается более 30 черт сходства между храмами в Айн-Дара и Иерусалиме. Важно отметить, что одной из этих черт были «боковые комнаты» вдоль трёх стен храма (3 Цар. 6, 5-10), которыми сирийских храм был обнесён только на последнем этапе своего существования, в IX-VIII в. до н.э., т.е. в эпоху, непосредственно предшествующую строительной деятельности Ахаза.

Девтерономические авторы сообщают об участии в строительстве «храма Соломона» мастеров не только из Тира, но и из Сидона (сидонян) и Библа (гивлитян): «Прикажи нарубить для меня кедров с Ливана…, ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как Сидоняне» (3 Цар. 5, 6); «Обтёсывали же их (т.е. камни) работники Соломоновы и работники Хирамовы и Гивлитяне, и приготовляли дерева и камни для строения дома» (3 Цар. 5, 17-18). У нас нет никаких свидетельств о том, что в Х в. до н.э. (т.е. в «эпоху Соломона») царь Тира управлял Сидоном и Библом и мог заставить их жителей выполнять работы для иудейского царя. В конце VIII в. до н.э. Тир, Сидон и Библ находились под верховной властью Ассирии. Вполне представимо, что Тиглат-Паласар мог поощрить своего преданного вассала Ахаза, приказав своим провинившимся финикийским вассалам помогать ему в его строительных проектах. Договорённость об этом, по-видимому, была достигнута во время посещения Ахазом своего ассирийского сюзерена в Дамаске в 732 г. до н.э.

На основании этих данных можно предположить, что храм, описываемый в 3 Цар. 5-7 как «храм Соломона», был на самом деле построен (или, скорее, перестроен из более древней постройки) иудейским царём Ахазом после 732 г. до н.э. Для девтерономических авторов Ахаз был антигероем, который «не делал угодного в очах Яхве… и даже сына своего провёл через огонь… и совершал жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким тенистым деревом» (4 Цар. 16, 2-4). Кроме того, он был преданным вассалом Ассирии и осуществлял свои строительные проекты при непосредственном покровительстве ассирийского царя Тиглат-Паласара. Это объясняет стремление девтерономических авторов скрыть тот факт, что иерусалимский храм Яхве, существовавший в последние полтора столетия Иудейского царства, был в действительности плодом трудов царя Ахаза.

Поскольку постройки Ахаза были возведены при участии финикийцев, вполне естественно ожидать, что помимо сирийского, на них сказалось и финикийское влияние. Новый царский дворец назывался «домом леса ливанского», потому что его крыша покоилась «на четырёх рядах кедровых столбов» (3 Цар. 7, 2). Такая же конструкция с четырьмя рядами столбов была обнаружена археологами в финикийском храме Аштарт, построенном в VIII в. до н.э. в городе Китионе на острове Кипр.

По утверждению девтерономического историка, в «святом святых» «храма Соломона» находился пустой престол, образованный двумя керувами (по всей видимости, представлявшими собой крылатых львов с человеческими головами, т.е. сфинксов) (3 Цар. 6, 23-28). Престолы из сфинксов, на которых восседают цари и божества, впервые появляются ок. XIII в. до н.э. в Сирии. Позднее на финикийском побережье встречаются вотивные изображения образованных керувами престолов, большинство из которых пусты и, судя по их конфигурации, такими изначально и предполагались. Самые ранние из подобных престолов, найденные к настоящему времени, датируются VII в. до н.э., но допустимо предположить, что этот обычай аниконического изображения божества бытовал в Финикии уже в восьмом столетии, в конце которого он мог быть принесён финикийцами в Иерусалим.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство храма святой софии в новгороде год
  • Строительство храма святой софии в константинополе год
  • Строительство храма святой софии в византии
  • Строительство храма святой екатерины в екатеринбурге
  • Строительство храма рождества христова на песках