Строительство храма под водой

Как единственный в России храм на воде сохранили до наших дней?

Работы по берегоукреплению церкви в Крохино завершатся уже в этом месяце. Гидростроители возводят шпунтовую стенку вокруг здания. Напомним, это единственный храм в России на воде. Село затопило во время строительства Волго-Балтийского канала. Как древнее здание сохранили до наших дней?

Неспешно огибая длинный берег по водной глади, на маленьком участке суши возвышается остов некогда величественного строения — церкви Рождества Христова. Сейчас здесь, в Крохино, продолжаются работы по спасению здания. Зимой построили пирс и установили ледорезы, которые защитят храм от ледохода.

Михаил Пономарев, руководитель гидротехнических работ: «Работы зимой были интересные, в интересных условиях. Лед был тонкий, проваливались, трудновато — зима была слишком мягкой для таких работ».

Каждый помогал, чем мог. Волонтеры приезжали в Крохино десятки раз. Они вручную построили волнозащитную дамбу. А в этом году — уже в конце сентября — гидростроители завершат возведение шпунтовой стенки берегоукрепления. Длина свай 4 или 5 метров, в зависимости от глубины.

Для того, чтобы забить шпунт, надо промыть, камни, деревья – все, что может быть на дне. Потом сюда сверху ставится гидравлический молот и забивается», — рассказывают о технологии.

Участок в границах берегоукрепления засыпается песком. Работы продолжаются. Этим летом команда инженеров и архитекторов во время пробы кладки обнаружила внутристенный ход, заложенный еще в 19-ом столетии.

«Приезжал архитектор Стас Таранов, который занимается проектированием, он долго исследовал — хотел понять, где находятся входы и выходы, почему есть подъем наверх, но нет спуска. И Паша — один из наших строителей — увидел трещины маленькие, и был обнаружен этот вход».

А вход позволяет подняться с первого этажа на колокольню. История святыни уходит в века. Храм располагается на месте бывшего города Белоозера. Село Крохино являлось крупным торговым пунктом и быстро развивалось. Помнят это жители соседних поселений. Так, Александр Оринов рассказывает – в школьные годы возил почту в Крохино. А потом началось строительство Волго-Балтийского водного пути. Село затопило.

Александр Оринов: «Село Крохино было очень большое, там даже дома двухэтажные кирпичные стояли, богатое село было, пристань там была пароходная. Как сделали там, сселили, все затонуло там, и у нас здесь вода подошла, когда первый уровень подняли воды, так вода вот сюда подошла, где колодец, мы тут лодки привязывали, рыбы пришло!»

В 60 годы 20-го столетия уровень воды в Белом озере поднялся. Судна могли проходить беспрепятственно, но все дома затопило. Жителей переселили в ближайшие населенные пункты. И лишь этот храм остался на земле. Строение не ушло под воду, поскольку стояло на возвышенности. 11-й год воссозданием его первоначального облика занимается Анор Тукаева. Она же и организовывала первую экспедицию в Крохино.

Анор Тукаева, руководитель Центра возрождения культурного наследия «Крохино»: «Работы, которые предстоит сделать — это возведение консервационного каркаса, который будет удерживать стены. А затем — возрождение паперти, благодаря которой будет восстановлен старый подъем на колокольню».

На самой колокольне восстановят утраченное завершение крыши и шпиль. А маяк — символ надежды, останется, чтобы дарить свет проходящим мимо судам.

Источник

Китеж-град в XXI веке: как «восстают из-под воды» затопленные обители

Проект «За спасение затопленного храма-маяка в Крохино» в этом году принес победу его создателю: уроженка Уфы Анор Тукаева стала лауреатом I Международной молодежной премии Императорского православного палестинского общества «За верность призванию». Крохинская церковь — единственный храм на воде в России, сохранившийся после затопления больших территорий при строительстве Волго-Балта в 1960-х годах. Корреспондент РИА Новости узнал истории наиболее известных церковных объектов, ушедших под воду рукотворных морей.

Храм Рождества Христова в Крохино

«Когда я в первый раз оказалась в Крохино, в 2009 году, мне было очень больно и горько. Потому что я поняла, что никто этим храмом заниматься не будет и он может скоро обрушиться. И сразу появилось чувство ответственности за это место. Оно стало мне очень дорого, пройти мимо было невозможно», — вспоминает основатель и руководитель благотворительного фонда «Центр возрождения культурного наследия «Крохино» Анор Тукаева.

Храм Рождества Христова в селе Крохино Вологодской области был построен в конце XVIII века у самого берега Белого озера, у истока реки Шексны. Когда-то на этом месте располагался древний город Белоозеро, основанный еще во времена Крещения Руси.

В начале 1960-х годов при наполнении Шекснинского водохранилища все Крохино ушло под воду. Сельская церковь выстояла, хотя и оказалась подтоплена. «Храм на воде» — так его и называют теперь.

Анор Тукаева собрала команду добровольцев, и начались работы по сохранению Рождественской церкви. За основу взяли опыт консервации 75-метровой Калязинской колокольни, у которой была похожая судьба: при создании Угличского водохранилища колокольня оказалась в зоне затопления и ее оставили в качестве маяка.

За несколько лет волонтеры построили дамбу рядом с Крохинским храмом, которая принимает на себя удары волн и защищает храм от стихий.

«Это был длительный и тяжелый труд, потому что весь груз приходилось перевозить на маленькой лодке-лежанке. В дамбу вложено более 40 тонн цемента. А песка потребовалось в три раза больше. Все это загружалось и выгружалось вручную», — рассказала Тукаева РИА Новости.

В ближайших планах — строительство второй гряды дамбы, укрепление фундамента и стен здания. Обычно волонтеры выезжают в Крохино на выходных, «экспедиционный» сезон длится с мая по октябрь. При этом Анор подчеркивает, что речь идет о «консервации», а не о восстановлении церкви.

«Храм в том виде, в котором он дошел до нас, несет в себе важную историческую, духовную информацию, он задает вопросы людям, — говорит исследователь. — Буквально в 30 метрах от него проходит фарватер, и сотни судов с туристами ежегодно проплывают мимо. Если представить, что там появится вновь отстроенный храм, то это будет восприниматься как некий аттракцион. А в нынешнем состоянии храм задает очень много вопросов. И отвечая на них, люди могут много узнать об истории страны и, в частности, этого региона».

По словам Тукаевой, при создании водохранилищ на Вологодчине под водой оказались около десятка православных храмов. Возможно, уже скоро будет создан и виртуальный музей по истории затопления Белозерья. Этим сейчас тоже занимаются добровольцы.

«Мы пытаемся найти переселенцев, которые еще в детстве видели это и помнят затопление. Не ограничиваемся только Крохино — в Белозерье ведь порядка 13-14 сел исчезли под водой. Что-то собирается по крупицам… Мы хотим проанализировать весь архив, который у нас собран за эти годы, — фотографии, рассказы, живые воспоминания — и представить его в виде виртуального музея», — делится руководитель проекта.

Югская Дорофеева пустынь

«Затопленные святыни Мологского края» — так называется проект подводного исследователя Константина Богданова. Водолазы при содействии Русского географического общества уже второй год изучают территории, попавшие под воду в 1940-е годы при создании Рыбинского водохранилища в Ярославской области.

В прошлом году экспедиция погружалась на место, где стояла усадьба Мусиных-Пушкиных Иловна, а в этом сезоне ее цель — Югская Дорофеева пустынь. Этот мужской монастырь был основан более 400 лет назад иноком Псково-Печерской лавры Дорофеем. В 1920-е годы пустынь превратили в детский лагерь, а в 1940-х она была затоплена.

Не сохранилось точных сведений, в каком состоянии обитель ушла под воду: была ли она перед этим разрушена, или разобрана на кирпичи, или же ее строения сохранились. Чтобы получить точные координаты святыни, специалисты провели эхолокацию и сравнили данные со старыми картами.

«Мы выбрали Югский монастырь, потому что это одна из духовных жемчужин региона. Честно говоря, надеялись обнаружить хоть что-то: фундаменты или фрагменты, но выяснилось, что, судя по всему, в период затопления монастырь был полностью разрушен, его взрывали», — рассказал РИА Новости Константин Богданов.

Водолазы нашли лишь несколько артефактов — металлических изделий, украшавших ограду или ворота монастыря. На месте центрального храма обнаружили двухметровую яму, видимо, образовавшуюся из-за взрыва. Во многих местах — плотное нагромождение кирпичей. При внимательном рассмотрении в них угадываются контуры колокольни, монастырских стен, храмов…

Однако исследователи не унывают. Во время погружения водолазы вели видеосъемку, и теперь Константин Богданов надеется сделать 3D-модель Югского монастыря, чтобы хоть таким образом «вернуть» его современникам. Нынешние технологии позволяют воссоздать образ храма или монастыря, даже если от него остались одни руины.

«Рыбинское водохранилище — это огромный подводный музей, на дне которого сохранились фрагменты поистине уникальных или, по крайней мере, очень интересных исторических, архитектурных памятников — усадеб, храмов, монастырей. Мы пытаемся показать, как это выглядит сегодня и как это выглядело тогда», — говорит Богданов.

Игумен Данилова монастыря Иннокентий (Ольховой) тоже не раз погружался на дно Рыбинского водохранилища. «Для нас это память. Для меня как священника это прежде всего память духовная, память о тех, кто молился в этих монастырях, жил там, кто своей крепкой верой помогал людям, был для них светом духовной жизни… И там мы почувствовали, что есть связь времен, она существует», — поделился игумен с РИА Новости.

Леушинский женский монастырь

«То, что произошло с Леушинским монастырем, и не только с ним, для меня совершенно удивительный феномен. Когда, кажется, ничего не осталось, вода все покрыла — тем не менее духовно, невидимо сегодня из-под воды восстают монастыри, храмы и это чем-то напоминает нашу древнюю легенду о граде Китеже. Кто бы мог подумать, что она будет иметь такое реальное воплощение в истории Леушино», — замечает настоятель Леушинского подворья в Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов.

Иоанно-Предтеченский Леушинский монастырь — пожалуй, самый известный из затопленных обителей. В начале XX века он был одним из главных женских монастырей России, в нем проживали до 700 насельниц. Обитель, основанную между Череповцом и Рыбинском, называли «Северной женской лаврой», а настоятельницу игумению Таисию (Солопову) — «игуменией всея Руси» за ее труды.

С 1941 по 1946 год при наполнении Рыбинского водохранилища Леушино было затоплено, хотя его монументальные постройки возвышались над водами рукотворного моря еще полтора десятилетия.

Как рассказал РИА Новости отец Геннадий, память об обители стала возрождаться с 1999 года, когда сотни верующих, собиравшиеся из разных городов, стали устраивать молитвенные «Леушинские стояния». На них возникла идея построить в селении Мякса Череповецкого района — ближайшем к затопленному монастырю — храм-памятник.

Но вначале прямо на берегу Рыбинского водохранилища был установлен крест. Его сделали из ствола дерева, срубленного еще в то время, когда затапливалась эта местность. «А затем и храм был построен: его колокольня высокая, шатровая, как свеча, — он виден всем проплывающим по Рыбинскому водохранилищу кораблям. Этот храм был обращен в женскую обитель в память о затопленном монастыре и получил название «Новое Леушино», — говорит Беловолов.

Ново-Леушинский монастырь был открыт в селе Мякса в конце 2016 года. «То, что кажется физически уже невозвратимым и необратимым, тем не менее возвращается в каких-то новых формах. Так и затопленный монастырь вдруг явился в новом образе», — добавляет священник.

Помимо Леушинского монастыря и Дорофеевой пустыни, Рыбинское водохранилище затопило также Афанасьевский монастырь в Мологе — вместе с целым городом он ушел под воду. Возможно, в недалеком будущем у всех этих мест появится и своя небесная покровительница. По сведениям протоиерея Геннадия Беловолова, сейчас готовится канонизация игумении Таисии и в случае ее прославления она будет названа «покровительницей затопленной Руси».

Удивительно, но все, что произойдет с Леушинским монастырем, его настоятельница предвидела еще в 1881 году. В своих «Записках» Таисия подробно рассказала о сонном видении, бывшем ей накануне ее назначения в Леушинскую общину. Во сне она увидела затопление монастыря и будущее его явление из-под воды.

Описывая открывшееся перед ней «огромное пространство воды, которому и конца не видно», игумения подчеркивала, что это бескрайнее море было «наливное, а не самобытное».

Источник

Храм на воде: как восстанавливают церковь в затонувшем селе Крохино под Вологдой

Здесь уже построили рукотворную дамбу, защищающую храм от волн и льда, восстановили кладку подмытых стен, обустроили пешие мостки. Трудно поверить, но всё это сделано руками волонтеров, без специальных материалов и сложной техники.

В Вологодской области, в пойме реки Шексны, стоит одинокая белокаменная церковь. Разрушенная, без куполов и крестов, с черной пустотой внутри. Вокруг – вода, и ничего больше. Лишь местами, неподалеку от храма, можно увидеть маленькие зеленые островки.

Затопленная церковь Рождества Христова в Крохино – жертва строительства Волго-Балтийского водного пути между Рыбинским водохранилищем и Онежским озером. Еще в 50-х годах прошлого века в селе Крохино бурлила жизнь, а в 1961 году после серии подрывов село ушло под воду. Остался лишь храм – молчаливый свидетель трагедии. Здание спасло только то, что стояло оно на возвышенности.

Помимо Крохино во время строительства канала были затоплены десятки поселков. Волго-Балтийский канал должен был появиться во что бы то ни стало – этого требовало усовершенствование судоходства. Стране Советов нужно было наладить быструю систему грузоперевозок. То, что на пути у техники стоят целые деревни – проблемой не стало, их просто стерли с лица земли. А вместе с ними – целый пласт культурного наследия страны.

— Чуть больше десяти лет назад я заинтересовалась историей строительства Волго-Балтийского водного канала и тех исторических объектов, которые сохранились после затопления, — рассказывает порталу «Открытых НКО» учредитель фонда Анор . — К тому моменту их осталось немного, большинство уже успели разрушиться. Про затопленный храм Рождества Христова в Белозерском районе Вологодской области не было почти никакой информации. Даже его местоположение не было точно известно. Но тем интереснее было его найти. Я тогда с удовольствием путешествовала по малым городам и фотографировала заброшенную архитектуру. Отчасти это и было целью моей первой поездки в Крохино. О том, что это станет моей «точкой входа» в сферу сохранения наследия и благотворительности, я, конечно, и подумать не могла.

Впервые необычную церковь Анор Тукаева увидела в феврале 2009 года. Храм был сильно разрушен. В итоге, вместо радостного послевкусия от удавшегося путешествия, Анор задумалась, что же можно сделать, чтобы сохранить этот удивительный памятник.

— Пройти мимо, как будто ничего не произошло, было невозможно, поэтому я взялась распутывать «клубок» сохранения сложнейшего мемориального объекта, который стал для меня школой, университетом и дорогим билетом в сферу сохранения наследия,продолжает Анор.

— Соприкасаясь с какой-то древностью – физическим объектом, который можно потрогать, у тебя исчезает ощущение времени, – рассказывает одна из волонтеров Крохино, художница и педагог Татьяна Зайцева . — Тебе кажется, что ты попал в какую-то вечность, во все времена сразу. Люди поняли, что это уходит, и на смену приходит что-то другое, а тебе там места нет.

И ведь действительно, наследие – это социокультурный «хребет» человеческой жизни. Попробуйте посмотреть на свою жизнь с этой точки зрения: какую колыбельную поете детям, какие бабушкины кулинарные рецепты храните, почему выбрали именно эту профессию?

Нас окружают вещи, принадлежавшие нашим родителям и прародителям, нас воспитывает историческая и архитектурная среда, в которой мы выросли и живём, – делится своим мнением Анор Тукаева. — Это и есть наследие, всё это про нас с вами. И если вы попробуете мысленно удалить всё это из своей жизни, разрушив этот «хребет», то начнет рушиться и всё остальное. Если говорить конкретно о сельских храмах, то они представляют собой ценнейший класс памятников архитектуры, с особым значением для России. За каждым таким объектом стоит территория, где этот храм – главный, а иногда и единственный социокультурный и туристический объект, формирующий среду. И это снова про «хребет», потому что, допуская исчезновение такого объекта с территории, мы обрекаем её на медленную деградацию. Понятно, что исчезнувший градоформирующий объект можно заменить на какой-то другой, но, как правило, этого не происходит, и эта территория становится в ряд с другими безликими поселениями постсоветского пространства.

Сейчас фонд ведет работы по архитектурному проектированию церкви Рождества Христова в Крохино, и развитию волонтерского кампуса в ближайшем городе Белозерске. Затем они начнут искать средства для работ по научной консервации храма. Конечной целью проекта является именно консервация храма, включающая обустройство мемориальной путевой часовни и стилизация маяка на разных ярусах колокольни.

Летом 2019 года в Крохино завершился первый этап работ по берегоукреплению храмового острова. Часть средств на эти работы выдели благотворительный фонд Никиты Михалкова «12».

За 9 сезонов работ в Крохино побывали более 500 волонтеров, на храмовой остров перевезли 16 тонн цемента, 40 тонн песка, в рукотворную дамбу уложили 1400 мешков с кирпичной крошкой, укрепленные 220 м сетки Рабицы. Чтобы попасть в Крохино, за эти годы волонтеры проделали в общей сложности 5 800 000 км по железной дороге, 14 250 км автотранспортом и 900 км по воде.

Кроме работ на храмовом острове фонд занимается другими социокультурными и просветительскими проектами, один из них – ПроНаследие.Медиа. Через эту медийную площадку сотрудники некоммерческой организации пытаются включить тему наследия в ежедневную повестку, показать разнообразие культурных практик, создающих сферу наследия в России и в мире; распространить информацию о низовых инициативах в сфере сохранения культурного наследия, а самое главное, транслировать идею «ПроНаследие – это Про Нас».

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство храма петра и февронии
  • Строительство храма парк торфянка
  • Строительство храма новомучеников и исповедников российских на лубянке
  • Строительство храма новомучеников и исповедников российских на крови
  • Строительство храма николая чудотворца в подольске