Строительство храма на сенной площади

Утраченные шедевры Петербурга: храм «Спаса-на-Сенной»

История храма

В самом центре Санкт-Петербурга, на Сенной площади с середины 18 века по 1961 год располагался величественный пятикупольный храм Успения Пресвятой Богородицы, именовавшийся в народе «Спас-на-Сенной». Храм был архитектурной доминантой Сенной торговой площади. Церковь заложена в 1753-1765 гг. По одной версии ее автором был Б. Растрелли, по другой – А. Квасов. С созданием церкви связан и другой известный архитектор, И. Старов, спроектировавший одноэтажные пристройки к колокольне и три портика западного, южного и северного входов с колоннадами.

С градостроительной точки зрения, храм был важнейшей доминантой как самой Сенной площади, так и всего исторического центра Петербурга: симметричные портики храмовой колокольни и сохранившегося на площади павильона Гауптвахты формировали парадный въезд в центр столицы с важнейших Московского и Рижского трактов; колокольня храма была второй по высоте после шпиля собора Петропавловской крепости.

Не меньшей была и социальная значимость «Спаса-на-Сенной». При храме велась активная социальная и просветительская деятельность. Храм даже упоминается в произведениях классической русской литературы: романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (на его ступенях каялся о своих преступлениях Раскольников) и в романе В.В. Крестовского «Петербургские трущобы».

Духовная значимость храма для самого сложного, с точки зрения социальной адаптации районов Петербурга, район Сенной площади, каким он остается до настоящего времени, невозможно оценить.

История разрушения

Борьба со всем церковным в нашей стране после 1917 года не обошла храм стороной. Из него дважды изымались церковные ценности. В 1933 году одиннадцать его колоколов общим весом более 1200 пудов (почти 20 тонн) были сданы в Госфонд и, видимо, пошли в переплавку. Храмовые иконы в 1936–1938 передали в Спасо-Преображенский собор и в городские музеи. В апреле 1938 храм закрыли. Уцелевший в годы блокады, несмотря на то, что храм был указан в качестве ориентира для немецкой артиллерии, он не пережил хрущевской «оттепели» и новой волны антирелигиозной политики государства.

Основным оправданием необходимости сноса церкви являлась необходимость постройки наклонного хода и выхода станции «Площадь Мира» второй очереди второй линии Ленинградского метрополитена. Первым сигналом к предстоящей антирелигиозной акции стала статья в сентябрьском номере 1960 года газеты «Вечерний Ленинград», где корреспондент ставил в известность читателей о том, что скоро «позорное пятно на облике площади Мира будет снесено и на его месте возникнет надземный павильон станции метрополитена из стекла и бетона».

Проектировщиками института «Ленметропроект» на площади Мира было намечено несколько точек для строительства наземного вестибюля метрополитена. Одна из них – на месте церкви (станция метро «Площадь Мира», ныне «Сенная площадь»), другой вариант – подземный, осуществленный сейчас для третьей очереди (станция метро «Садовая»), и еще один внутри квартала при соединении Московского проспекта и площади Мира.

В ночь с 1 на 2 февраля 1961 года церковь «Спаса-на-Сенной» была взорвана по разработанному еще в 1930-е годы методу накладных зарядов с миллисекундным замедлением для безопасного сноса крупных зданий.

Заряды накладывались на несущие конструкции внутри здания и срабатывали по очереди – сначала обрушивались столбы, падали крыша и купола, потом стены. Таким образом, осколки не разлетались в стороны, а разрушенное здание оседало вовнутрь своих стен, падавших последними.

Упавшую почти целиком колокольню Ю. М. Денисов и В. В. Смирнов обмеряли уже на земле. За забором, окружавшим церковь, образовалась гигантская груда битого кирпича.

Сегодняшний день

В память об утраченном храме Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади в 2004 г. была построена часовня, как знак возрождения самой церкви и Сенной площади. Часовня была освящена в 2005 г. во имя святого великомученника Иоанна (Нового) Сочавского, авторы проекта архитекторы Е.М. Раппопорт, А.А. Столярчук. О.Н. Васильева, Е.Е. Рубина.

Архитектура часовни решена в традиционных формах. Она представляет собой квадратное в плане очень небольшое кирпичное оштукатуренное здание, углы которого раскрепованы пилястрами с филенкой, цоколь облицован гранитом. В большие оконные проемы вставлены витражи-стеклопакеты.

На месте храма «Спаса-на-Сенной» уже несколько лет идут исследования и археологические раскопки. Существует несколько планов восстановления храма. Основной проблемой в вопросе воссоздания церкви Успения Пресвятой Богородицы является нахождение пятна застройки объекта над сооружениями метрополитена.

В случае принятия окончательного решения о воссоздании церкви, по словам В. Григорьева, главного архитектора города, потребуется выполнение работ по реконструкции наклонного хода с заменой эскалаторов станции «Сенная площадь».

Источник

Время собирать. кирпичи. Воссоздание Спаса-на-Сенной застыло на мертвой точке

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

И все бы хорошо, однако, во-первых, подросшее строение плохо вписывается в современное пространство Сенной площади. Два века назад, когда Успенскую церковь перестраивали, ее вход специально украсили портиком с фронтоном, повторяющим очертания гауптвахты, возведенной с другой стороны Садовой улицы. В результате два здания, выполненные в классическом стиле, создавали композиционный комплекс, как бы оформляющий въезд в центр города со стороны Сенной площади. Нынешняя часовня композиционно подобных вопросов не решает, напротив, выглядит инородным элементом на площади.

Можно вспомнить, что в 2013 году в профессиональном архитектурном сообществе одновременно обсуждали планы воссоздания Спаса-на-Сенной и Рождественской церкви на Песках. Сегодня разница радикальная: собор на Сенной остается в мечтах, храм на Песках практически построен.

Возрождение Успенского собора на Сенной площади забуксовало сразу. Хотя в то же время в приходе храма организовали акцию по сбору средств на «именные кирпичи», которые будут заложены в стены возрожденного храма. На предложение откликнулись тысячи петербуржцев, у каждого из них и сейчас хранится сертификат об их вкладе, который должен был быть потрачен на приобретение кирпичей для стен Спаса-на-Сенной.

Впрочем, на данный момент воссоздание Спаса-на-Сенной все так же кажется делом далекого будущего. Не дан ответ пока на градостроительный вопрос: вестибюль станции метро «заехал» на участок, предполагаемый под строительство храма. Существует идея, которую, кстати, поддерживают и в церковных кругах, «врезать» часть строений станции метро в новый проект храма. Архитектурно и технически это возможно.

Однако еще сложнее оказались вопросы оформления градостроительных документов. Их не могут решить уже многие годы. Притом что принципиальное согласие от городских властей на воссоздание Спаса-на-Сенной получено еще в начале нынешнего века.

К сожалению, дело с мертвой точки так и не сдвигается. Видимо, архитектурно невыразительной часовне еще долго предстоит напоминать петербуржцам и гостям города о разрушенном храме на одной из центральных площадей великого города.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (6551) от 22.10.2019 под заголовком «Время собирать. кирпичи».

Источник

«Если восстанавливать храм, то — на Сенной площади, он был ее „гвоздем“»

В последнее время в Петербурге было воссоздано несколько храмов, утраченных в советское время. Намечены новые проекты. «Канонер» решил узнать у экспертов, какие церкви они бы рекомендовали отстроить заново в первую очередь.

Первый случай полноценного воссоздания храма в границах Санкт-Петербурга произошел в 2010 году. Тогда в центре Пушкина, на Соборной площади, вновь вознесся Екатерининский собор. Второй пример тоже касался пригорода: в Пулковском в составе «Экспофорума» появился новодел Смоленской церкви. Правда, если пушкинский собор «вернулся» на свое историческое место, то пулковский храм слегка подвинули, чтобы обеспечить ему более доминантное положение на местности.


Екатерининский собор в Пушкине

Нынешним летом воссоздание произошло в центре Петербурга. На перекрестке 6-й Советской улицы и Красноборского переулка восстановили Рождественскую церковь.

Сейчас в городе ведется еще один проект — на проспекте Обуховской Обороны в будущем году предстанет в прежнем облике Скорбященская церковь. А на Московском проспекте стартовало воссоздание колокольни Новодевичьего монастыря. Кроме того, заявлены планы в отношении Спаса на Сенной, Введенского и Митрофаньевского соборов, Свято-Духовской церкви в Комарове, Андреевского собора в Кронштадте, Борисоглебской церкви на Синопской набережной, кроме того, в составе Смольного монастыря может появиться 170-метровая колокольня авторства Растрелли, которая не была в свое время завершена.


Проект воссоздания Андреевского собора в Кронштадте

«Канонер» спросил экспертов, какие храмы необходимо в первую очередь воссоздать.

— Конечно, очень хочется воссоздать храм на Сенной. Он там уместен и играет важную роль. Но там непростая ситуация. Его уже загнали в угол с новым метро. К сожалению, не получилось воссоздать церковь Дмитрия Солунского, которая стояла на оси Лиговского проспекта, — сейчас там бизнес-центр.

Естественно, надо воссоздать морской собор на территории Адмиралтейских верфей. Это устье Невы, он очень серьезно стоял на берегу, выдвинувшись из рядовой застройки. Вместе с храмом Оптиной пустыни на другом берегу получились такие пропилеи, вход в Неву между двумя храмами. Это, наверное, важнейшее было бы событие.


Спас на Водах на территории Адмиралтейских верфей

— Знаете, я родился в Москве. Московские храмы я знаю хорошо, их почти всех разрушили. Петербургских храмов на моих глазах рушили два — Греческую церковь около Московского вокзала и храм на Сенной, там сейчас метро.

Я не знаю, что надо восстанавливать и надо восстанавливать ли. Это зависит от тех людей, у которых есть потребность ходить в храм Божий, молиться. Полагаю, их и надо спрашивать. Но я думаю все-таки, если восстанавливать храм, то — на Сенной площади, который был более старый, чем Греческая церковь. Но это очень трудно, там сейчас метрополитен.

Каждая площадь имеет как бы «гвоздь», к которому всё привязано. На Сенной площади «гвоздем» был этот храм. Высокое здание, а вокруг небольшого размера дома. Этот храм уничтожили, а площадь осталась плоской, как блин. Вот я так думаю. Но опять-таки, я не знаю, нуждаются ли жители Сенной площади и прилегающих улиц в этом храме. Это надо спрашивать людей, которые там живут.


Проект воссоздания Спаса на Сенной

— В нашем городе это довольно сложный вопрос. Культовых зданий было много снесено. И сейчас некоторые из них начинают восстанавливать. Как, например, Рождественская церковь, которую выстроили недавно. Теоретически по этому пути можно идти. Была, например, Покровская церковь на площади Тургенева, другие. Но мне кается, прежде стоит задаться другим вопросом: что является приоритетом для социума? Больницы, школы, детские сады, забота о пожилых или воссоздание давно исчезнувших церквей, о которых, в общем-то, уже никто не помнит?

Список того, что теоретически можно воссоздавать, довольно большой, но мне кажется, гораздо важнее следить за тем, что есть. За тем же Тучковым буяном или Конюшенным ведомством.

— Мне посчастливилось восстанавливать храм Рождества Христова на Песках. На сегодняшний день работа полностью завершена и службы проходят ежедневно. Это большой кропотливый труд, потому как мы опирались на старинные чертежи, возводили здание по старым технологиям, чтобы оно полностью повторяло облик утраченного.

Безусловно, радует воссоздание Скорбященского храма на проспекте Обуховской Обороны и инициатива восстановления Борисоглебской церкви на Синопской набережной. На мой взгляд, городу не хватает Благовещенской церкви в западной части панорамы Невы — она станет яркой доминантной.

И, конечно, к проектам, требующим воссоздания, следует отнести колокольню Смольного собора. Сегодня Смольный со стороны Литейного моста выглядит каким-то случайным на фоне построек последних лет. Колокольня, которая по плану Растрелли должна была завершить ансамбль, смогла бы выделить собор в панораме восточной части города, а также стать важной доминантой и центром притяжения этого района.


Проект воссоздания Скорбященской церкви

Подписывайтесь на нас в Я ндекс.Новостях

С чего однозначно, если питерцам не надо?

Совершенно с вами согласен. Колокольне быть однозначно.

Это русская и в частности питерская привычка все время ныть по любому поводу. Что тогда что сейчас, ныли когда дом зингера строили, там ведь небескреб хотели изначально строить. Но питерцы разнылись не хотим колокольню! Теперь все моляться на него. А как было бы круто если бы там оригинальное сдание Зингера стояло, которые американцы у себя снесли. Ныли по поводу Охты, теперь все ходят фототься с ним. Сейчас ноют по поводу смольного. Надеюсь кто принимает решения, понимают психологию этих вечных нытиков и всепропальщиков и будут делать то что надо.

А как парижане ныли по поводу Эйфелевой башни, это просто песня.

Этот бастион еще при Николае хотели снести).

(Дорогая редакция, неужели нельзя было в своё время выбрать менее у…бищную веб-платформу? Ничего же не видно в окошечке для комментариев, сами посты по нескольку суток на модерации итп. Кілхіз…)

Да, провода и автобусы это просто нерешаемая проблема. Здесь они тоже видны?

Видны, даже на картинке при увеличении. А вживую и на качественных снимках они очень шибают.

Я писал не о том, что с проводами и автобусами не справиться, а о том, что аргумент градозащитников о нестроительстве колокольни в связи с особой ценностью существующего вида на собор со стороны бульвара вступает в противоречие с полным безразличием этих же самых градозащитников к существующему десятилетиями запустению. Сейчас невозможно увидеть или сфотографировать собор по бульвару без проводов (и без омерзительной советской застройки по сторонам).

Мне кажется, уже все всё сказали, и решать всё равно будут не здесь и не на основании наших мнений. Если у начальства есть художественный вкус и кураж, колокольня появится, но у петербургского начальства ни того, не другого нет уже лет сто семьдесят — так что, будьте спокойны, градозащитники, наш унылый город красивее при вашей жизни не станет.

«Монастырь стоит денег, и очень больших»

Каких денег? Было сказано, что у нас строят по три храма в день.

Да, провода и автобусы это просто нерешаемая проблема. Здесь они тоже видны?

Точно, чистый Фрейд, вторая попытка воткнуть

Проницательные вы… Надо полагать, центр Нью-Йорка — это сплошная сексопатология?

Точно, чистый Фрейд, вторая попытка воткнуть

Это все проблемы психического состояния больших дядек и не очень больших, но одной идеей объединенных — что-то поставить. Ну чтоб стоял, как можно выше, чтоб все знали, что у него стоит выше всех.

@Алексей Хваль Это ВООПИК, а не КГИОП. демократическая общественность

Вторую колоннаду у Казанского собора сначала сделайте — потом уже за Смольный беритесь. Но, Спас на водах вне очереди.

Для колоннады нужно будет снести весь квартал с юга. Мне жалко обоих домов, выходящих на площадь.

На экстренном заседании президиума СПб отделения ВООПииК 28.09.2020 были приняты резолюции по двум наиболее губительным для историко-культурного наследия Санкт-Петербурга проектам: возведению колокольни перед Смольным собором на левом берегу Невы и строительству на месте археологических памятников Охтинского мыса — на правом.

Это политиканство, генетическая память фрондерствующей местной интеллигенции. Пепел кадетских газет стучит в их сердцвх.

Я тут не соглашусь. Комитет по охране памятников должен заниматься своим делом — охраной. Ансамблю Смольного собора грозит радикальное изменение. По уставу и по духу, заседатели должны воззвать к высшим силам и к общественности. Что они и делают. А уже силы и общественность, учтя сигнал, должны принять решение.

На экстренном заседании президиума СПб отделения ВООПииК 28.09.2020 были приняты резолюции по двум наиболее губительным для историко-культурного наследия Санкт-Петербурга проектам: возведению колокольни перед Смольным собором на левом берегу Невы и строительству на месте археологических памятников Охтинского мыса — на правом.

Это политиканство, генетическая память фрондерствующей местной интеллигенции. Пепел кадетских газет стучит в их сердцвх.

Вторую колоннаду у Казанского собора сначала сделайте — потом уже за Смольный беритесь. Но, Спас на водах вне очереди.

Я повторю, что писал уже не раз про вид на Смольный собор с запада. Раз в год я прихожу туда фотографировать. По эспланаде вида нет: там провода. На одном из ближайших к площади справа висят обрывки какой-то тряпки, причём впервые я их увидел, придя снимать в мае 2007 года: прошло более 13 лет, обрывки уменьшились в размере, но всё ещё там. На площади перед собором почти всегда что-то припарковано, часто туристические автобусы (так было до пандемии): вид без них мне удавалось запечатлеть один раз в несколько лет. У самого собора пару лет назад впендюрен колокол на уродливых железяках, от которого к собору тянется кабель — заснять собор с этой стороны сблизи сейчас тоже из-за этого невозможно. Никого из градозащитников ни провода, ни тряпки, ни железяки с кабелем по-видимому не волнуют: все мыслят категориями столетий.

Кстати, булыжная мостовая там ужасна: ходить по ней невозможно, идея, как всегда, дурацкая.

Вы не ответили на вопрос. Если «совершенно не важно, кто на ком, и что где стояло, и стояло ли вообще», то зачем строить именно там, рядом с историческим собором. Если собор неотъемлемая часть замысла Растрелли, то можно и копию собора (точнее в виде, как он на пресловутом макете) построить на новом месте. Ведь «не важно, кто на ком, и что где стояло».

На пресловутом макете фасадное отличие состоит только в степени раздвинутости колоколен — собор там получается метров на десять шире. Идея, что это крошечное изменение наружных пропорций привело Растрелли к отказу от колокольни высосана из пальца какой-то позднесоветской искусствоведческой дамой. Никаких свидетельств этому нет. И ещё раз: Растрелли в списке своих работ для прусского (кажется) короля называет колокольню построенной.

Монастырь стоит денег, и очень больших. Если б я был американский султан, я бы построил Смольный монастырь заново хоть в чистом поле. Ничего предосудительного в этом нет. Даже в отечественной практике: мы как-то здесь обсуждали авторские клоны косяковских церквей в Латвии, Харбине и где-то ещё по стране. Половина католических барочных церквей в Центральной Европе вдохновлялась фасадом церкви Иль Джезу в Риме. А сколько у нас однотипных классицистических, тоновских и псевдорусских церквей? Не говоря уже о современных постмодернистских ужасах.

На экстренном заседании президиума СПб отделения ВООПииК 28.09.2020 были приняты резолюции по двум наиболее губительным для историко-культурного наследия Санкт-Петербурга проектам: возведению колокольни перед Смольным собором на левом берегу Невы и строительству на месте археологических памятников Охтинского мыса — на правом.

А варварские действия Карло Росси, внедрившего свои новоделы в сложившуюся ткань города, президиум уже успел осудить? Дарю идею.

На экстренном заседании президиума СПб отделения ВООПииК 28.09.2020 были приняты резолюции по двум наиболее губительным для историко-культурного наследия Санкт-Петербурга проектам: возведению колокольни перед Смольным собором на левом берегу Невы и строительству на месте археологических памятников Охтинского мыса — на правом.

Вы не ответили на вопрос. Если «совершенно не важно, кто на ком, и что где стояло, и стояло ли вообще», то зачем строить именно там, рядом с историческим собором. Если собор неотъемлемая часть замысла Растрелли, то можно и копию собора (точнее в виде, как он на пресловутом макете) построить на новом месте. Ведь «не важно, кто на ком, и что где стояло».

Вот это отличная идея:)

вы думаете, найдутся частные инвесторы, согласные вкладывать сотни миллионов в такие незаметные антипиарные проекты?

Скромность — не добродетель в нашем веке. И все знвют, что такие проекты — обзязанность городских и федеральных властей

«если целью является художественное украшение и повышение туристической привлекательности города, тогда совершенно не важно, кто на ком, и что где стояло, и стояло ли вообще. Колокольня Смольного настолько художественно хороша и туристически эффектна»

Тогда что мешает построить ее в другом месте?

Гениально! Я предлагаю тогда на южном берегу Финского залива напротив Лахта-центра. Получатся пропилеи, как между Спасом-на-водах и церковью Киево-Печерской лавры. А можно прямо в воде, около фарватера, будет как Калязинская колокольня.

Действительно. На даче Г-на Хваля или Даянова, например:). Таких фрик-объектов полно в разных городах России. Есть даже город Йошкар-Ола, заполненный ктичевыми копиями известных построек. Не заметил чтобы туда ломились туристы. К тому же мастерство каменьшиков, лепщиков сейчас намного ниже чем во времена Расстрелли. Сомневаюсь, что смогут создать что-то близкое по художественному качеству.

Это — больное место, поскольку наружная отделка неизбежно разрушается и частью утрачивается целиком, частью поновляется, причём иногда новый лепщик оказывается лучше прежнего, иногда хуже. Я не думаю, что у нас много лепных деталей на фасадах по городу сохранилось неизменными даже с 1917 года. На Смольном соборе, впрочем, детали чугунные — Растрелли знал о проблемах со здешним климатом.

Касательно фрик-шоу. Можно конечно слушать записи Рахманинова и морщиться ото всех последующих его исполнителей. Но последовательно так жить не получится. В России просто не хватит культуры. У нас все до единой «древнерусские крепости» и «древнерусские храмы» имеют вид, приобретённый за время советских и послесоветских реставраций. Вся московская кремлёвская стена по Москве-реке восстановлена после сноса Баженовым. Звонница при колокольне Ивана Великого взорвана французами и возобновлена после Наполеона. Зимний дворец в 1830-е сгорел до стен. Большая часть интерьеров церквей и значительная часть художественных интерьеров гражданских зданий — плоды реставраций и воссоздания. Можно я напишу «Петергоф», «Царское Село» и «Павловск»?

Растрелли не сам кирпичи укладывал и мастерком работал. Есть материалы, есть модель (его собственная модель, не даяновская), есть монастырь, есть прочие его постройки, изучавшиеся и реставрировавшиеся столетиями. Совершенно не важно, когда и кем физически осуществлён замысел архитектора, если он при этом не (слишком) нарушен. Архитектура — это не живопись.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство храма на самаркандском бульваре
  • Строительство храма на савушкина
  • Строительство храма на погонном проезде
  • Строительство храма на площади викторио кодовильи
  • Строительство храма на планерной