Строительство храма христа спасителя 19 век

Строительство храма христа спасителя 19 век

После подписания манифеста объявили открытый конкурс на лучший проект. Стасов, Кваренги, Воронихин и другие архитекторы приняли в нем участие. Последний предложил семь различных вариантов того, как мог бы выглядеть будущий храм. Однако ни один из проектов не пришелся по душе императору. В итоге, после уточнения проектного задания, победил Карл Витберг.

Он задумал храм, превосходивший современный по размеру втрое и достигавший в высоту 240 метров. Колоннада из трофейных пушек, число колон в которой составляло 600, многочисленные памятник видным военным деятелям и правителям, пантеон памяти погибших – таков был замысел Витберга.

Александр I, который желал, чтобы храм отличался грандиозностью духовной идеи и величием, пришел от проекта в восторг. Для возведения храма выбрали «корону Москвы» – так император называл Воробьевы горы. Место было выбрано символическое – между двумя дорогами. По Смоленской войска Наполеона пришли в город, по Калужской – его покинули.

Первый камень грандиозного сооружения заложили в юбилейную пятую годовщину изгнания Наполеона из Москвы – 12 октября 1817 года. Александр I, его супруга Елизавета Алексеевна, а также его мать Мария Федоровна и его родной брат Николай I присутствовали при этом событии.

При Николае I: реализованный проект

В 1825 году, когда Николай взошел на престол, возведение собора на Воробьевых горах было приостановлено. Официальная версия гласила, что почва на Воробьевых ненадежна и проседает. Была создан комитет по исследованию проекта долгостроя, который возглавил Карл Опперман. Однако имелась и другая, более веская причина. Витберг, человек наивный и честный, который на практике никогда не руководил строительством, был излишне доверчив к подрядчикам. Так за время строительства было истрачено около 16 млн рублей, при этом не был завершен даже начальный этап строительства: так называемый нулевой цикл. Витберга отдали под суд. Разбирательство затянулось и постановление о штрафе в миллион рублей в отношении виновных вынесли только в 1835 году. «За злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» Витберга отправили в ссылку в Вятку.

Что касается комиссии по исследованию долгостроя, в 1828 году Николаю I был представлен отчет, в котором указывалось, что фундамент оседает и потребуются огромные затраты, чтобы сквозь все песчаные слои добраться «до крепкого материка не могущего осаждаться». Проект с храмом на Воробьевых был похоронен.

Николай I не стал проводить конкурсов и положился на умения и опыт Константина Тона. Этот архитектор работал в русско-византийском стиле, столь любимом и близком императору. Что касается местоположения храма, то для нового проекта выбрали Чертолье – нынешнюю Волхонку. Там находился Алексеевский стародевичий монастырь.

Вид на Алексеевский монастырь 1838 – картина Карла Рабуса

Его уникальный двухшатровый храм и другие здания снесли для возведения Храма Христа. 10 апреля 1832 года император утвердил план нового храма. Первый камень был заложен вновь 10 сентября 1839 года. При этом присутствовали император Николай I, его сын Александр Николаевич и его брат Михаил Павлович Романов.

Вид на храм Христа Спасителя, Каменный мост и Кремль от набережной Москвы-реки» Николай Маковский 1860

Вторая попытка возведения храма оказалась удачнее первой – к 1860 году убрали даже наружные строительные леса. Дело оставалось за украшением и отделкой, а также благоустройством прилежащей территории. На это ушло еще два десятилетия.

При Александре III: освященный собор

Собор был торжественно освящен в 1883 году. На церемонии присутствовала императорская семья: Александр III с супругой – императрицей Марией Федоровной, а также их дети – наследник престола цесаревич Николай и Ксения Александровна Романовы. Первая литургия совершилась в Храме Христа Спасителя сразу после его освящения. А в 1882 году в храме впервые исполнили торжественную увертюру «1812 год» Петра Чайковского.

При советской власти: уничтоженный храм

Источник

История строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года.

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование «благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.

В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.

Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.

25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.

Источник

История Храма Христа Спасителя

25 декабря 1812 года Москва еще лежала в руинах. А Александр Первый в день Рождества Христова подписывает высочайший указ о строительстве Храма-памятника посвященного победе Русской Армии.

В 1814 году был объявлен первый открытый международный конкурс архитекторов. Неожиданно победителем конкурса стал Карл Витберг.

За второй проект Николай Первый взялся лично. Император сам назначил архитектором Константина Тона. Он обсудил с новым архитектором византийский проект храма. И лично для строительства храма выбрал место на Волхонке. Находящийся на этом месте Алексеевский монастырь перевели в Красное Село.

Легенда гласит. Настоятельница храма была очень недовольна переносом монастыря в Красное село. Перед отъездом она предсказала : «Быть этому месту пустому.» Торжественная закладка храма состоялась в день 25-летия Бородинского сражения. Строили храм 44 года. Из них 20 лет длились работы по внутреннему убранству храма.

Расписывали внутреннее помещение храма Суриков, Верещагин,, Крамской. Внешние стены были украшены горельефами известных скульпторов А. Иванова и Н Рамазанова. В 1882 году в храме была исполнена увертюра 1812 года Петра Чайковского. Написана она была в честь победы Русской Армии над Наполеоновской Армией.

В мае 1883 года состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя. На празднике присутствовал Александр Третий и его семья.

Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!»

На расчищенной площадке должны были возвести Дворец Советов по проекту советского архитектора Иофана.

Что, когда над бассейном поднимались клубы пара, то они принимали очертания храма. В конце перестройки в обществе появилась робкая идея по восстановлению храма. В 1991 году рухнул Советский Союз. Вместе с ним рухнули «незыблемые коммунистические идеи». Перед новым руководством встала задача поиска нового ориентира нравственности. Было принято решение восстановить Храм Христа Спасителя на месте разрушенного. В начале 90-х на месте алтаря поставили Часовню БМ Державная.

Был основан фонд на сооружение храма. И только в 1994 году начали строительство нового храма-памятника. Проект восстановления храма подготовил Алексей Денисов. Завершил строительство Зураб Церетели. В 1996 году был освящен нижний храм. А в 1999 году верхний храм открыли для публики. Сегодня это крупнейший храм.

Возвели его в традициях русско-византийского стиля. Кроме нижнего храма Господне Преображение, разместились Зал Соборов Русской православной церкви, Зал заседаний Синода и музей.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство храма успения пресвятой богородицы
  • Строительство храма у метро ломоносовская
  • Строительство храма тихвинской иконы божией матери
  • Строительство храма спиридона тримифунтского в москве
  • Строительство храма спиридона тримифунтского в коптево