Строительство большого кремлевского дворца дата

Большой Кремлевский Дворец Московского Кремля

700 комнат для властителей мира

Большой Кремлевский Дворец — московская резиденция императорской семьи. Сейчас он закрыт для туристов, но трудно найти того, кто не знает о его знаменитых орденских залах.

Первый терем на месте Большого Кремлевского Дворца появился при Дмитрии Донском. Это была деревянная постройка. В 1404 году ее украсили первые в Москве часы, и они до сих пор действуют.

При Иване III здесь появился комплекс зданий. Самому царю не довелось пожить во дворце — его завершили уже при Василии III. Время и пожары не щадили постройку, но каждый раз ее отстраивали.

В 1768 Екатерина II заказала Василию Баженову перестройку дворца. Архитектор создал проект, по которому весь Кремль должен был превратиться в один дворец. По плану огромное сооружение спускалось террасами к набережной. А на его постройку только по предварительным подсчетам нужно было 20-30 миллионов рублей.

Баженов даже изготовил из лиственницы разборную модель размером 17м х 10м. А для нее построили одноэтажный Модельный дом. Эта модель впечатляла даже тех, кто был скептически настроен по отношению к проекту. Удивляло все: и техника изготовления, и размеры модели (во внутренних дворах могли разгуливать несколько человек). Сейчас некоторые элементы модели хранятся в Государственном Музее Архитектуры имени Щусева.

Начали сносить кремлевские постройки и южную стену Кремля, но весной 1771 года Москву захлестнула эпидемия чумы. За ней последовал бунт. Дорогостоящее строительство Кремлевского Дворца остановили.
На следующее лето вырыли котлован для фундамента. Но дальше стройка не двинулась из-за отсутствия средств. А весной 1775 года Екатерина II приказала засыпать котлован. Оскорбленный Баженов отказался руководить этой работой. При этом москвичи тоже были против грандиозной стройки, и порой архитектору приходилось спасаться бегством от разъяренной толпы.

В 1838-1849 годах архитектор К.А. Тон построил новый Большой Кремлевский дворец, который объединил постройки пяти веков. Николай I лично следил за ходом работ и утверждал каждый лист проекта. В результате получился дворец, который своими размерами и роскошью отделки превзошел все современные ему постройки.

Большой Кремлевский дворец состоит из системы корпусов и теремов, расположенных прямоугольником вокруг внутреннего двора. Там около 700 залов. Пять из них названы в честь российских орденов.

Ордена появились в Европе в XI веке как военно-монашеские и предназначались для крестовых походов. К XVII столетию они стали уже знаками отличия, и тогда их позаимствовал Петр I.

Главный фасад Большого Кремлевского Дворца тянется вдоль Москвы-реки на 125 метров.

До революции его украшали 5 белокаменных барельефов с гербом России и несколько барельефов с гербами исторических владений Российской Империи (Москвы, Казани и др.). После революции их спилили, так как в здании заседал Верховный Совет СССР. Место центрального двуглавого орла занял барельеф с гербом СССР, а вокруг расположились буквы: «С», «С», «С», «Р».

Во время реставрации Большого Кремлевского Дворца в 1994 году восстановили исторические барельефы на фасаде. Воссоздали также интерьеры Александровского и Андреевского залов, которые в 1932-1934 годах были объединены в зал заседаний. На реставрацию потребовалось около 350 миллионов долларов США.

Сейчас весь комплекс Большого Кремлевского дворца, кроме Оружейной палаты, является Резиденцией Президента РФ. Здесь проходит церемония вступления президента в должность, а также подписывают ключевые международные соглашения.

А еще у Большого Кремлевского Дворца есть особенность: он двухэтажный, но при этом четко видны 3 ряда окон. Дело в том, что по задумке архитектора, окна в парадных залах верхнего этажа расположены в 2 яруса.

Источник

Большой Кремлевский дворец: от Дмитрия Донского до Сталина, от Лжедмитрия до Медведева

БКД состоит из сотен помещений, большую часть которых могут видеть только сотрудники спецслужб. За 5000 рублей на человека можно заказать экскурсию, но она включает только парадные залы, да и то не все — и с большими ограничениями на фотосъемку. Когда-нибудь я скреплю сердце и схожу туда, а пока постараюсь коротко познакомить вас с главными фактами о дворце. В конце дам ссылку на более дотошную статью.

Главное: БКД стоит на месте древнего дворца московских князей и царей. Княжеский дворец выглядел как город в городе: десятки разнокалиберных деревянных и каменных построек на общем фундаменте. Во дворце были свои церкви, хозяйственные учреждения, деловые и жилые помещения, висячие сады — короче, можно было вообще оттуда не выходить.

Во времена Юрия Долгорукого княжеский двор стоял у Боровицких ворот, но и Кремль тогда был во много раз меньше нынешнего. В XIII веке князья переехали на место БКД. Доподлинно известно, что Дмитрий Донской жил в набережном тереме.

Иван III перестроил весь город, в частности, заказал у итальянцев новый каменный дворец. Следующие поколения царей добавляли свою ложку зодчества в этот блистательный архитектурный винегрет.

XVII век начался с того, что избранный царь Борис Годунов построил на склоне Боровицкого холма Запасный дворец, чтобы смягчить последствия неурожая. Потом приходит Лжедмитрий, насилует дочь Годунова и строит на крыше Запасного дворца свои Блуднические палаты — изящный деревянный пентхаус в польском стиле.

На другой год в гости к Лжедмитрию приходит разъяренная толпа москвичей. Самозванец пытается сбежать через окно, но падает с карниза. Его находят и расстреливают в упор, а потом останки сжигают и прахом выстреливают из пушки в сторону Польши.

В 1612 году польские интервенты и немецкие наемники разоряют дворец и вообще весь Кремль до голых стен. После Смуты дворец восстанавливается и постепенно приобретает столь сложную структуру, что ее так с ходу и не опишешь. Инженер Христофор Галловей организует во дворце водопровод, потом появляется аптека, Оружейная палата и придворный театр.

В 1701 году великий пожар отделяет допетровскую Москву от Нового времени. С этого момента Кремль в целом и царский дворец в частности приходят в длительный упадок, особенно после переезда столицы на Неву.

В начале 1770-х Екатерина II и архитектор Василий Баженов начинают строительство колоссального дворца размером с весь Боровицкий холм и сносят для этого часть стены у реки и часть старого дворца. К счастью, проект заморозили.

В начале XIX века несколько уцелевших памятников старины во дворце сносят в рамках казенного благоустройства, а потом еще и французы учиняют погром в 1812 году. В 1838 году Константин Тон одновременно начинает строительство Большого Кремлевского дворца и Храма Христа Спасителя. На строительство дворца ушло 11 лет, и получился он громоздким снаружи и невообразимо роскошным и пафосным внутри.

Я даже не буду пытаться описывать залы дворца, скажу лишь, что они посвящаются главным русским орденам: Георгиевский зал, Андреевский, Екатерининский, Владимирский…

До революции дворец использовался во время коронационных торжеств и как московская резиденция царской семьи, когда она посещала Первопрестольную. Во время Русско-японской войны во дворце работали мастерские для поддержки русских войск на Дальнем Востоке. Бок о бок работали женщины-добровольцы всех сословий, от крестьянок до великой княгини Елизаветы Федоровны.

После революции в Кремле окопалось советское правительство. Во дворце проходит несколько съездов ВКП(б). В 1930-е зародилась традиция торжественных приемов в БКД и награждения Героев СССР. При Сталине здесь заседал Верховный совет СССР. Читаешь хронику принятых законов по годам — и погружаешься в эпоху.

В 1942 году в Большой Кремлевский дворец прибыл премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Он привез из Лондона сандвичи, полагая, что в Кремле во время войны живут впроголодь, однако роскошный прием ошеломил его. Об открытии второго фронта договориться не удалось, а вот употребил Черчилль неплохо, его выводили под руки.

После Победы в Большом Кремлевском дворце состоялось два легендарных приема. Первый посвящался празднованию Победы как таковому, Сталин там произнес знаменитый тост «За русский народ». Второй прием был через месяц, после Парада Победы. Большое начальство во главе со Сталиным пировало в Георгиевском зале, офицеры и солдаты — в Грановитой палате.

В 1949 году было большое застолье в честь юбилея Сталина. Все было скромно, по-домашнему: Сталина награждают орденом Ленина, переименовывают в его честь две горы и один город, а еще весь епископат СССР подносит вождю народов СССР «Приветственный адрес от духовенства и мирян РПЦ». Причем большая часть этого духовенства и мирян, включая подписавших адрес, прошла через репрессии. Таких «соборных» адресов не подносили и русским царям.

После смерти Сталина в БКД происходят знаменательные события: Хрущев передает Крым Украине, а через пару лет выступает с докладом «О культе личности и его последствиях». Общая суть доклада: Сталин узурпировал единоличную власть, ущемляя остальных партийцев. За исключением массовой фальсификации дел в годы репрессий и депортации целых народов, конкретная деятельность Сталина не осуждалась. Якобы если все эти деяния партия проделывала коллегиально, тогда все было бы нормально.

В 1960-е политические мероприятия переносятся из БКД в построенный по соседству шедевр мировой архитектуры — Дворец Съездов. В Георгиевском зале по-прежнему награждают Героев Советского Союза и проводят Кремлевские елки. В 1990 году Первый съезд народных депутатов РСФСР принимает Декларацию о государственном суверенитете РСФСР — это теперь День России, он же День независимости. И такое помнит Большой Кремлевский дворец.

После развала СССР в Большом Кремлевском дворце продолжают награждать Героев России, а еще здесь проходили инаугурации Путина и Медведева, юбилей Ельцина… Отколхоженные коммунистами два зала, кстати, восстановили в конце 1990-х. Финансовая сторона вопроса в свое время породила журналистские расследования, но меня это мало интересует.

На десерт предлагаю взглянуть рентгеновским зрением сквозь монотонные фасады дворца и познать, что там внутри.

Отдельно рекомендую прочитать ту статью любителям и ненавистникам Сталина, потому что я дал себе труд сделать обзор политических решений, принятых в стенах БКД. Это ярчайший срез эпохи.

Не забудьте поставить лайк — это не для моего самолюбования, а для увеличения охвата на Яндекс-дзене, чтобы краеведческие статьи распространялись активнее и вытесняли дурость и серость.

А еще мы запустили отдельный канал « Лоскуты Москвы » о районах помимо центра. Пока там мало, но можете впрок подписаться. Там уже на подходе серия статей о центральных районах Москвы — не так детально, как здесь, а как бы с высоты птичьего полета. Идеально для новичков.

Источник

Большой Кремлевский дворец, который так и не построили

Баженов прославился благодаря частным заказам, однако жизнь давала ему шанс вписать свое имя в историю Московского кремля. К сожалению, этот грандиозный проект так и остался нереализованным. В наследство потомкам достались лишь чертежи и остатки уникальной масштабной модели, которыми восхищаются уже три столетия.

Карьера архитектора Василия Баженова сложилась причудливым образом. Причиной всего стала любовь к изобразительному искусству. Юный художник был одним из первых выпускников знаменитой Художественной академии Петербурга и самым старшим из пилотного потока.

Он трепетно относился к родной архитектуре, но образование и поездка в Европу значительно расширили его кругозор. Баженов увлекся классицизмом и пронес эту страсть сквозь годы, вкладывая свое видение в частные дома, которые возводил.

Баженов подавал большие надежды, обучаясь во Франции. Его чертежи похищали и копировали однокашники, преподаватели отдавали должное мастерству российского студента. После Франции он попадает в Рим и это сыграло большую роль в его жизни. Итальянская архитектура прочно засела в мыслях зодчего. По возвращении на родину архитектор приступает к службе в Артиллерийском ведомстве, в Московском кремле.

Именно там его замечает Екатерина II, затеявшая реконструкцию сердца Москвы. Новое здание Кремлевского дворца уже в проекте поражает воображение императрицы своим величием и новизной. Баженов начинает работу по переустройству стен и башен кремля, готовя площадку для нового объекта. Работа по обновлению начинается в 1767 году.

На подготовку тратятся огромные деньги, закупаются материалы и составляется смета. Часть стены, выходящая на берег реки, разбирается до основания. Баженов потратил пять лет на создание этого масштабного проекта, даже построил уменьшенную копию дворца со всеми интерьерами.

Грандиозное сооружение должно было вырасти на южной стороне Кремля, частично заняв Красную площадь и соседствовать с арсеналом. Баженов стремится видоизменить хаотическую древнерусскую планировку, визуально придав ей чистоту линий.

Архитектор выбрал самый удачный ракурс для своего проекта — предназначенное место возвышается над водой и выгодно освещается с юга. Именно там дворец мог предстать во всей своей красе. Зодчий тщательно продумал план здания, обогатил его округлыми формами залов и дворов. Это добавило облику дворца разнообразия и нарядности. План дворца занимал почти всю площадь Кремля.

Историки считают, что Баженов хотел передать в своем творении утверждение «Москва – третий Рим» и поэтому вдохновился собором св. Петра. Согласно исследованиям, очертания дворца повторяют этот памятник архитектуры, а некоторые фрагменты полностью скопированы с него. Здание изобилует колоннадами и буквально «дышит» классицизмом, который еще только пробуждается в России.

При том, что Баженов стремится заново перекроить все пространство кремля, он в своих планах сохраняет неприкосновенными храмы и церкви, включая их в новый архитектурный ансамбль. Он сам родился и вырос в семье московского священника, был певчим, и его глубокая религиозность не позволила сровнять с землей исторические православные святыни.

Императрица поощряет архитектора и готова оплатить стоимость стройки ( 30-50 млн. рублей ). Однако окрыленный удачей Баженов потерпел поражение. Эпидемия чумы сыграла роковую роль. Екатерина II принимает новое решение, согласно которому финансирование прекращается, а все разрушенные постройки приказано восстановить.

Гордость архитектора была уязвлена, и он уходит в тень, оставив восстановительные работы другим. Баженов посвящает свое время и талант другим, менее значимым, но все же интересным проектам, благодаря которым его имя неотделимо от истории столицы.

От грандиозного проекта осталась модель, выполненная из дерева. Ее перевозили с одного места в другое в течение последующего столетия и частично растеряли.

Чертежи, сделанные рукой архитектора, хранятся в музеях всего мира и считаются великим достоянием человечества. Хотя Баженов не сумел вписать свое имя в историю как автор Большого Кремлевского дворца, его видение оказало влияние на современников, а наследие имеет огромную ценность для потомков.

если не указано иначе, использованные изображения находятся в общественном достоянии

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Строительство большого кольца метро
  • Строительство большого кольца вокруг москвы
  • Строительство большого каркасного дома
  • Строительство большого гаража своими руками
  • Строительство большого бетонного кольца