При строительстве собора были использованы купола луковой формы

Содержание
  1. Происхождение луковичных глав на храмах Руси
  2. Луковичные главы – наиболее характерная отличительная особенность древнерусских храмов.
  3. Мнение зарубежных историков
  4. Теория отечественная
  5. Современная версия
  6. Иконографическая гипотеза
  7. Как выглядело место погребения Христа
  8. Символизм луковичной главы
  9. Луковичные главы в древнерусском искусстве
  10. Исаакиевский собор. Почему погибли все позолотчики купола и как император Николай I «отблагодарил» главного архитектора собора?
  11. Как и многое в городе на Неве, Исаакиевский собор обязан своему появлению Петру Великому. Петр 1 родился 30 мая, как раз в день Исаакия Далматского. В 1710 году Петр I издает указ о строительстве Исаакиевской церкви. Вскоре, деревянная, она уже стояла на берегу Невы, а через 2 года Петр венчался здесь с Екатериной. Церковь ни раз перестраивалась, пока Александр I не принял решения о перестройке храма.
  12. Архитектура в деталях: 10 зданий в готическом стиле
  13. Базилика Аббатства Сен-Дени, Сен-Дени, 1135-1144
  14. Шартрский собор, Шартр, 1194-1260
  15. Реймсский собор, Рейм, 1208—1311
  16. Сиенский собор, Сиена, 1215-1263
  17. Фрайбургский собор, Фрайбург, приблизительно 1200-1513
  18. Кафедральный собор Святой Марии, Толедо, 1226-1493
  19. Церковь Святой Варвары, Кутна Гора, 1388-1558
  20. Церковь Мария ам Гештаде, Вена, примерно 1394-1450
  21. Костел Святой Анны, Вильнюс, предположительно 1495-1501

Происхождение луковичных глав на храмах Руси

Луковичные главы – наиболее характерная отличительная особенность древнерусских храмов.

Все, кто впервые знакомится с русской архитектурой, внимание обращают именно на эту необычность. Разнородные суждения об их происхождении в начале ХХ века систематизировал историк искусства А. П. Новицкий. Он выделил 2 основные теории, вокруг которых группировались практически все высказанные мнения.

Мнение зарубежных историков

Появление луковичных куполов на Руси западные историки архитектуры связывали с восточным влиянием. Наиболее популярными были идеи индийского или татарского происхождения луковичной главы.

Например, шотландец Дж. Фергюсон писал: «Татары принесли с собою луковичную форму купола, русские приняли её и держатся за неё до сих пор, не замечая, что это есть символ порабощения их расою, которую они презирают. За исключением одной этой формы, архитектура их не более, как слабая, негодная копия с византийской». ( Fergusson J.A History of Architecture. Vol. II –London, 1867. –p. 50. )

Теория отечественная

В работах русских исследователей указывается версия постепенного превращения византийского купола в русскую луковицу. Причинами эволюции называют климатические условия и традиции деревянного зодчества.

Эти же факторы повлияли и на развитие каменного зодчества Древней Руси так, что к 13 веку от византийского влияния сохраняется лишь конструктивная система крестово-купольного храма.

А. П. Новицкий отмечает, что восточные купола (Персия, Индия, Византия) имеют форму, которая даёт полную устойчивость. » Форма же луковицы как раз обратна этому требованию и никакой устойчивости иметь не может. Она может быть исключительно декоративной формой и быть построена или в виде глухой главки, или же при помощи стропил «. (Новицкий А.П. Луковичная форма русских церковных глав. Ея происхождение и развитие // Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников. – М., 1909. – Т. III. стр. 856)

Современная версия

Сегодня историки говорят, что луковичные главы появляются в древнерусском каменном зодчестве на рубеже ХVI–ХVII вв.. Такое мнение распространено потому, что не известно ни одного памятника, в котором луковичная глава могла бы быть точно датирована ранее, чем концом ХVI в.

В ХVII в. луковичные купола становятся практически обязательной чертой каждого православного храма. Объясняют это общей тенденцией к большей декоративности в искусстве этого столетия.

Иконографическая гипотеза

Алексей Михайлович Лидов, российский историк искусства, византолог, предложил свою версию. Он считает, что » луковичная глава является не формально декоративным, а иконографически значимым мотивом, имеющим конкретное символическое содержание.» (A.М. Лидов. Иерусалимский Кувуклий. О происхождении луковичных глав. Иконография архитектуры, под ред А.Л. Баталова. М., 1990, с.57-68)

По его мнению, «причудливая и в некотором смысле противоестественная архитектурная форма» значительно усложняет задачу строителей. Вряд ли способна простая тяга к декоративности или эволюционирование формы купола быть причиной возведения над сводом специальной конструкции.

Кроме того, как религиовед, А. М. Лидов считает, что средневековый религиозный способ мышления вступает в противоречие с чисто декоративными экспериментами наиболее важной части храма — купола. Однако, вдохновить зодчих и поменять принятую форму могла идея воспроизведения символически значимого образца.

Анализируя иконографический мотив луковичной главы в восточнохристианском искусстве до ХVII в., он находит этот образец. За столетие до утверждения луковичных глав в древнерусском зодчестве, в I486 году форма луковицы была на Большом и Малом сионах Успенского собора Московского Кремля.

Сион (зион) или «иерусалим» в теории повторяет в миниатюре архитектуру Иерусалимского храма и предназначен для хранения Даров; использовался в Византии и на Руси во время особо торжественных богослужений. С его помощью устанавливалась символическая связь с местом погребения и воскресения Христа.

Сионы, хранящиеся в главном соборе страны, вполне могли служить непосредственным источником нового архитектурного решения, считает Лидов.

Как выглядело место погребения Христа

Однако на основании текстов и изображений можно воссоздать облик древнего строения. Кондаков Н.П. — историк византийского и древнерусского искусства, археолог, создатель иконографического метода изучения памятников — сопоставил изображения с текстами периода IV–VI веках.

Лидов в своём труде его цитирует: » Легкое шатровое сооружение, своего рода сень, которой верх сведен круглым куполом, поделенным на шесть конических сечений шестью ребрами и по подзору прикрыт шестью арками, нижняя часть или поддерживается колонками или украшается ими по фасаду. «

Символизм луковичной главы

Со второй половины XI в. изображения луковичных глав в искусстве православного мира получили широкое распространение. При этом купол-луковка встречается не только в конкретных воспроизведениях иерусалимского храма, но и в любом изображении церкви.

Лидов объясняет это огромным значением, которое придавалось в Византии окончанию восстановления (обновления) храма Гроба Господня императором Константином Мономахом в 1042–1048 гг..

Следует помнить, что в 1054 году христианская церковь раскололась на католическую и православную. После кардинальной переделки кувуклия латинянами-крестоносцами в середине ХII в. луковичная глава становится устойчивым иконографическим мотивом, сохранявшим статус универсального знака внутреннего единства каждой православной церкви с первохрамом Гроба Господня.

Луковичные главы в древнерусском искусстве

Символически ёмкий мотив луковичной главы получает широкое распространение в древнерусском искусстве. Среди наиболее ранних примеров можно отметить и миниатюру из Добрилова евангелия 1164 г., в которой над евангелистом изображена луковичной формы церковная глава с характерной имитацией чешуйчатого покрытия.

По словам исследователя, для осмысливания иконографического мотива луковки существенно важно понимание, что храм Гроба Господня, возникший на месте искупительной жертвы и воскресения Христа, истолковывался богословами как Новый Иерусалим, зримое воплощение Царства небесного.

Принимая иконографическую гипотезу, можно говорить, что луковичные главы православных храмов внутренне объединяют их с главной святыней христианского мира.

Источник

Исаакиевский собор. Почему погибли все позолотчики купола и как император Николай I «отблагодарил» главного архитектора собора?

Как и многое в городе на Неве, Исаакиевский собор обязан своему появлению Петру Великому. Петр 1 родился 30 мая, как раз в день Исаакия Далматского. В 1710 году Петр I издает указ о строительстве Исаакиевской церкви. Вскоре, деревянная, она уже стояла на берегу Невы, а через 2 года Петр венчался здесь с Екатериной. Церковь ни раз перестраивалась, пока Александр I не принял решения о перестройке храма.

Все вокруг понимали, на эту стройку уйдет вся человеческая жизнь, нужен был не просто талантливый архитектор, но и молодой, чтобы ему хватило времени, хватило жизни, довести дело до конца (строительство длилось около 40 лет). И такой архитектор нашелся.

Огюст Монферран, капитан Наполеоновского войска, участвовавший в боях против русских, используя момент прогулки Александра I по Парижу, преподнес ему альбом со своими архитектурными проектами.

Чуть позже он прибудет в Россию и именно его проект собора будет одобрен императором. Еще бы, ведь архитектор представил Александру I сразу 24 проекта собора, как тут можно не выбрать.

Но несмотря на выдающееся дарование, у Монферрана были сложные отношения с Комитетом по градостроительству, с императорами Александром I и Николаем I и архитекторами, которые работали в это время в Петербурге.

В альбоме архитектора не было ни одного чертежа проекта, это вызвало бурный протест, пошли доносы, клевета, а зодчий был выставлен самозванцем, в итоге от работы он был отстранен.

Архитектор возмущен, он пишет в Париж, с просьбой прислать ему подтверждение, что у него есть диплом, но государь назначает новый конкурс. Подаются варианты новых проектов, но ни один из них не был утвержден императором, Монферран на протяжении 24 дней создает принципиально новый проект, государь посмотрел его, взял перо и «быть по сему».

Чего только не случалось во время строительства. Нешуточный спор разгорелся по поводу установки купола. Это первая металлическая конструкция такого размера и ее надо было покрыть, покрыть золотом. Единственный долговечный способ покрытия – это ртутно-золотой, несмотря на все меры безопасности на уровне середины 19 века, это стоило жизни 60 рабочим позолотчикам. До сих пор этот купол ни разу не перезолачивали. Он пережил блокаду Ленинграда, маскировку (во время войны купол был зеленого цвета), затем снятие этой маскировки. Кстати больше такой способ позолоты нигде и никогда не использовался.

Когда создавалось убранство этих великолепных дверей, скульптор Витали оформляя их, образы святых делал с рабочих, которые строили собор. На нас смотрят люди, чьим потом, кровью и молитвами, создавалось это здание.

Каждая из нижних колон весит 114 тон, а высоту имеет 17 метров, подъем первой колонны занял всего 45 минут, но посмотреть это зрелище собралась целая толпа.

Источник

Архитектура в деталях: 10 зданий в готическом стиле

Практически в каждой европейской стране есть выдающиеся образцы готической архитектуры — и это не только всем известные Нотр-Дам-де-Пари, Кельнский собор и Вестминстерское Аббатство. Показываем 10 соборов и церквей в готическом стиле, которые включают в туристические маршруты несколько реже — а зря.

Базилика Аббатства Сен-Дени, Сен-Дени, 1135-1144

Колыбелью стиля стала Франция, где уже в середине XII появилось здание, которое традиционно считается первой готической постройкой в мире. Ей стала церковь Аббатства Сен-Дени в северном пригороде Парижа, строительство которой было инициировано аббатом Сугерием. Священнослужитель поддерживал действующего монарха Людовика VI, верил в божественное происхождение королевской власти, стремился объединить нацию вокруг короля и мечтал сделать аббатство духовным центром страны. Все новое в политике рассматривалось Сугерием как средство оценить по достоинству и возродить старое — эту же идею ему хотелось воплотить и в архитектуре церкви.

При строительстве неизвестный архитектор использовал приемы, которые уже получили распространение во Франции (это, к примеру, бургундская стрельчатая арка и нормандский нервюрный свод, пришедший на смену цилиндрическому). Однако впервые все эти достижения объединились в одной постройке совершенно по-новому. Капеллы в Сен-Дени уже не являются самостоятельными элементами, как в романских религиозных сооружениях, а образуют единое пространство со всем зданием, формируя вторую галерею.

Одной из целей, поставленных перед мастерами, стало стремление к обилию света, и интерьер действительно отличается легкостью. Достичь такого эффекта архитектору удалось за счет использования определенных конструкций: например, изящных колонн и больших окон, занимающих значительную часть плоскости стен.

Шартрский собор, Шартр, 1194-1260

Один из лучших архитектурных памятников чистой готики стал первым собором, при строительстве которого использовалась характерная для готического стиля конструкция: аркбутаны (каменные полуарки, которые частично берут на себя нагрузку от сводов) опираются на выступающие снаружи вертикальные ребра — контрфорсы. Этот прием позволил архитекторам создать самые высокие на тот момент своды во всей Франции.

Еще одна особенность собора — это его сильно различающиеся башни. Лаконичный шпиль южной башни сохранился от стоявшей на месте готического собора романской постройки, возведенной в XI веке. Шпиль северной башни появился лишь в начале XVI века, он выполнен в стиле поздней готики, отличавшейся декоративностью. Внутри собора сохранилась внушительная коллекция витражей, которые поражают насыщенностью цветов. Для доминирующего синего оттенка даже придумали особый термин — «шартрская синь» (секрет получения этой краски был утерян). Пол собора украшен лабиринтом, символизирующим путь Христа (а по другой версии — путь человека к Богу).

Реймсский собор, Рейм, 1208—1311

Реймсский собор, наряду с Шартрским и Амьенским, считается эталонным образцом готики в периоде ее расцвета. Со времен раннего Средневековья до XIX века Реймсский собор был местом коронации французских правителей — выбор локации во многом объясняется величественным центральным нефом, который до сих пор остается самым длинным во Франции (его длина составляет почти 150 метров). При этом в архитектурно-художественной композиции преобладают вертикальные линии, что подчеркивает устремленность постройки ввысь: этому способствуют высокие стрельчатые окна, контрфорсы (выступающие части стен) и пинакли (копьевидные башенки с остроконечным завершением).

Еще одна отличительная особенность собора — обилие скульптур, украшающих фасады и превратившихся в органичную составляющую архитектуры. Среди них выделяется скульптура “улыбающегося ангела”, которая стала одним из символов Реймса после Первой Мировой войны. Из-за попадания в собор немецкого снаряда в здании начался пожар, и упавшая балка отбила ангелу голову, которая разбилась на десятки фрагментов. Для французов это событие стало свидетельством вандализма противника, а реймсский ангел — символом антинемецкой пропаганды. Обломки головы ангела собрал и сохранил аббат Жюль Тино, и в 1926 году голову ангела воссоздали из этих фрагментов.

Сиенский собор, Сиена, 1215-1263

Один из первых и важнейших памятников итальянской готики отличается от большинства построек этого периода в других европейских странах. В нем нет характерной “невесомости” конструкции и устремленности ввысь, которая достигается за счет использования вертикальных элементов. Кроме того, у Сиенского собора есть купол, а круглое окно не расчленено фигурным переплетом-розой, что тоже не свойственно французской готике.

Сиенский собор поражает ювелирным исполнением декоративных элементов и отделки: его стены выполнены из белого и темно-зеленого мрамора, на фасаде привлекают внимание фрески на золотом фоне, а в интерьере — мозаичный пол, украшенный сюжетами на библейские темы и геометрическими мотивами, лазурные своды с золотыми звездами и резная кафедра авторства Никколо Пизано, основателя школы итальянской скульптуры.

К середине XIV века жители города решили расширить собор и превратить его в грандиозное сооружение, которое могло бы посоперничать с Собором Святого Петра в Ватикане. Сиенцы даже начали возводить новые стены, однако грандиозным планам не суждено было сбыться: в 1348 году в городе началась эпидемия чумы, заставившая отказаться от строительства.

Фрайбургский собор, Фрайбург, приблизительно 1200-1513

На развитие немецкой готической архитектуры оказала влияние французская готика, однако в разных регионах Германии новый стиль отличался узнаваемыми особенностями. Так, например, в юго-западной части начали появляться церкви и соборы с одной башней. Самым смелым примером такой конструкции можно считать собор во Фрайбурге, восьмигранная башня которого словно вырастает из фасада, сужаясь кверху. Швейцарский искусствовед Якоб Буркхардт считал эту башню самой красивой в мире. Ее ажурный шпиль, завершенный еще в XIV веке, сохранился до наших дней в неизменном виде, несмотря на то, что после Второй Мировой войны большая часть города лежала в руинах.

В башне собора находится 19 колоколов, самый старый из которых был создан более семиста лет назад — его вес составляет три тонны. Внимания также заслуживают необычные украшения сточных желобов, которые выполнены в виде горгулий. Одна из них повернута к туристам задней частью: согласно городской легенде, каменотесы заставили ее «отвернуться» от резиденции епископа, задолжавшего мастерам денег.

Кафедральный собор Святой Марии, Толедо, 1226-1493

Толедский собор — это главный католический храм Испании, резиденция епископа и один из важнейших памятников испанской готики. На примере этого собора можно проследить арабское влияние на готический стиль в Испании: например, многолопастные и подковообразные арки. Кроме того, к мусульманскому наследию отсылает и планировка храма: за счет своей ширины он напоминает мавританскую мечеть зального типа.

Интересно, что какое-то время на месте собора действительно стояла мечеть, которая разместилась в здании бывшей христианской церкви после завоевания города маврами. В XI веке испанский король отвоевал Толедо и пообещал противникам не преследовать мусульман города и сохранить за ними их культовые здания. Однако уже через два года обещание было нарушено, и мечеть переосвятили как христианскую церковь.

Церковь Святой Варвары, Кутна Гора, 1388-1558

Период расцвета готики в Богемии (современная Чехия) пришелся на XIV век. В 1418 году на территории страны начались военные действия, что затормозило развитие готического стиля в искусстве. Однако в конце XV века его ждал новый этап развития, который известен нам под названием “владиславская готика” — по имени короля, правившего в то время. Одним из выдающихся свидетельств этого периода стала Церковь Святой Варвары в городе Кутна Гора. Здесь были расположены серебряные рудники — вероятно, именно поэтому церквовь посвятили Святой Варваре, покровительнице шахтеров и горняков.

Церковь строили разные архитекторы на протяжении нескольких веков, и это отразилось на конструкции здания: за счет второго яруса с крещатыми сводами создается ощущение “церкви над церковью”. Считается, что архитекторы Бенедикт Рейт и Матей Рейсек, проектировавшие постройку, смогли в полной мере насладиться свободой творчества, поскольку заказчиками выступали богатые жители города, а не представители церкви.

Церковь Мария ам Гештаде, Вена, примерно 1394-1450

Церковь Мария ам Гештаде можно считать одним из самых изысканных образцов готической архитектуры. Строгий фасад этой устремленной ввысь постройки контрастирует с ажурным купольным завершением семигранной башни — купол напоминает корону эрцгерцогов Австрийских.

Название «Мария ам Гештаде» переводится как «Мария на берегу», поскольку раньше она стояла на высоком берегу одного из рукавов Дуная (сегодня он превращен в Дунайский канал, протекающий примерно в 300 метрах от здания). Считается, что уже в IX веке на этом месте стояла деревянная церковь, в которую приходили молиться моряки и рыбаки.

Часовня Королевского колледжа считается ярким образцом поздней английской готики, которую называют “перпендикулярной”. Эта вариация стиля стала реакцией на предшествующую ей декоративную готику, которую отличало разнообразие форм и деталей. В постройках, относящихся к перпендикулярному стилю, в декоре преобладают прямолинейные формы — к примеру, вытянутые панели-прямоугольники, увенчанные остроконечными шпилями.

В Часовне Королевского колледжа особенного внимания заслуживают внутренние перекрытия, выполненные в технике веерного свода — она получила распространение только в Англии. До строительства часовни ее использовали в небольших строениях, и только в Кембридже эта конструкция была впервые реализована в здании такого масштаба. Веерные своды здесь состоят из отдельных каменных плит, которые образуют воздушный ажурный узор. Этой постройке повезло, и она избежала серьезных повреждений во время гражданской и двух мировых войн. Однако на стенах до сих пор можно найти надписи, оставленные солдатами армии Кромвеля — его войска использовали часовню как учебный полигон.

Костел Святой Анны, Вильнюс, предположительно 1495-1501

В некоторых европейских регионах севернее Франции отсутствуют запасы природного камня — именно поэтому здесь начала развиваться кирпичная готика. Ранние ее образцы отличались тяжеловесностью и скромным декором, поэтому смотрелись более громоздко, чем каменные постройки того же периода в более южной части Европы. Однако с течением времени кирпичная готика становилась более изысканной — лучшим подтверждением этому служит Костел Святой Анны в Вильнюсе.

Фасад храма отличается выразительной пластикой — на основной его части нет ни одной плоской поверхности. Своими стилистическими характеристиками он соответствует поздней пламенеющей готике: куполовидные завершения арок напоминают языки пламени. Согласно распространенной легенде, в 1812 году красотой этой церкви восхищался Наполеон Бонапарт, мечтавший забрать ее во Францию.

Для многих из нас готика всегда будет ассоциироваться в первую очередь с собором Нотр-Дам-де-Пари, к которому из-за трагических событий прошлого года приковано внимание всего мира. Узнать больше об этом шедевре французской архитектуры можно здесь .

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • При строительстве сельского дома можно использовать 11 тонн
  • При строительстве сельского дома 7 тонн 10 мешков
  • При строительстве сейсмоопасных районах применяется особая технология
  • При строительстве предприятия по производству серной кислоты учитывают
  • При строительстве предприятия по производству калийных удобрений учитывают