Окончание строительства здания исторического музея на красной площади

История становления Государственного Исторического музея

ГИМ — Государственный исторический музей

Государственный исторический музей является крупнейшим музеем национальной истории России. Он располагается в самом центре Москвы — на Красной площади, в доме № 1. Исторический музей образует единый музейный комплекс вместе с Покровским собором (Собором Василия Блаженного), Музеем Отечественной войны 1812 года и Палатами Романовых в Зарядье.

История основания Исторического музея

В 1872 г. в Москве открылась Всероссийская Политехническая выставка, состоящая из нескольких отделов. Организаторы Севастопольского отдела, который был посвящен героической обороне Севастополя в Крымской войне, выступили инициаторами основания Исторического музея. После нескольких ходатайств цесаревич Александр Александрович — будущий император Александр III 9 февраля 1872 г. дал свое согласие на устройство Музея имени Его Императорского Высочества Государя наследника цесаревича Александра Александровича. Эта дата и считается днем основания будущего Государственного исторического музея.

В ряду основателей музея следующие выдающиеся деятели:

архитектор В.О. Шервуд и инженер А.А. Семенов — они являются авторами проекта ГИМ,

Великий князь Сергей Александрович Романов — внес большой вклад в создание музея, более 20 лет был почетным Председателем правления музея,

И.Е. Забелин — инициатор создания музея, один из его руководителей.

С самого начала музей был задуман как собрание святынь, памятников и документов всего российского государства.Когда в 1873 году были утверждены «Общие основания музея», тогда же была определена и его основная цель, которая звучала как «служить наглядной историей главных эпох русского государства».

Значимость такого музея уже тогда была подтверждена и тем местом, которое было отведено для строительства — это территория на Красной площади между Сенатской и Никольской башнями Кремля. Построенное в 1881 году здание музея из красного кирпича прекрасно вписалось в Кремлевский ансамбль.

Собрание Исторического музея

Исторический музей неспроста называют Всероссийским хранилищем: в нем собраны бесценные памятники археологии, живописи, нумизматики, оружие, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства с древнейших времен. Коллекции музея насчитывают около 5 миллионов экспонатов. При этом каждый из залов музея посвящен определенной исторической эпохе, которой соответствуют не только выставленные экспонаты, но и росписи на потолках, повторяющие знаменитые церковные и дворцовые фрески.

Фонды Исторического музея пополнялись из разных источников: библиотек, монастырей, издательств, университетов. Большой вклад внесли пожертвования богатых дворян и купцов, которые дарили музею огромные коллекции книг, рукописей, оружия, икон, монет, тканей, предметов мебели и т.д. Так, например, музей славится библиотекой Голицына, которая насчитывает 9 тыс. томов по истории России, или огромной коллекцией российских древностей, переданных в дар купцом П. Щукиным.

Помимо основных экспозиций, в музее постоянно проводятся различные выставки и проекты. ГИМ ведет сотрудничество со многими другими музеями, в том числе региональными.

Музей продолжает вести активную и очень важную научно-исследовательскую деятельность. Фонды ГИМ являются бесценным источником информации для ученых, историков, культурологов, реставраторов, и других специалистов.

Медиапортал ГИМ

Исторический музей сегодня продолжает активно развиваться и шагает в ногу со временем. Музей имеет свой медиапортал в Интернете, на котором регулярно ведутся трансляции с открытия различных выставок и презентаций в здании музея. Также здесь можно узнать много интересного об истории музея и его экспонатов, посмотреть передачи, подготовленные сотрудниками музея, прослушать познавательные лекции и многое другое.

Источник

История музея

Почти полтора столетия Красную площадь Москвы украшает величественное здание Исторического музея, построенное в 1875–1883 гг. специально для размещения национальной сокровищницы России. Своим появлением один из старейших московских музеев обязан грандиозной Всероссийской Политехнической выставке. Инициаторами создания музея выступили организаторы ее Севастопольского отдела, посвященного героической обороне Севастополя во время Крымской войны, а также исследованиям древнего Херсонеса. 9 февраля 1872 года было получено «высочайшее соизволение» императора Александра II на устройство в Москве Исторического музея имени цесаревича Александра Александровича. Эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея. Идея создания музея национальной истории объединила множество людей — ученых, военных, художников, промышленников, государственных деятелей, членов царской фамилии и рядовых граждан. Московская городская дума отдала под строительство музея участок земли на Красной площади, изначально планировавшийся для размещения собственного здания. В августе 1875 года император Александр II лично заложил камень в основание будущего музея. 27 мая 1883 года, в дни коронационных торжеств, Исторический музей посетил император Александр III с императрицей Марией Федоровной.

Благодаря участию меценатов и дарителей, музей стремительно пополнял свое собрание — Щукин, Бахрушин, Забелин, Катуар де Бионкур, Уваров, Щербатов и многие другие жертвовали свои собрания ради общего дела, не имевшего ничего общего с личной славой или выгодой. Благодаря усилиям отцов–основателей музея, его попечителей, директоров и рядовых сотрудников, которые своим подвижническим трудом сохранили и приумножили бесценные коллекции, сегодня Государственный исторический музей — один из крупнейших музеев мира. Здесь хранятся бесценные памятники археологии, нумизматики, древней книжности, оружие, произведения изобразительного и декоративно–прикладного искусства.

Музей, «воздвигнутый во славу вековой жизни русского народа», разделил со страной героические и трагические, радостные и горестные моменты ее истории. Коронационные торжества, революционные события, демонстрации, легендарный военный парад в тревожном 1941 году, триумф народа–победителя в 1945… Главный музей истории страны стал свидетелем множества событий и хранителем памяти о них. Сменялись времена и правители, рушились и создавались государства, менялась идеология, но неизменным оставалось назначение музея на Красной площади — «собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего русского государства, изобразить в образах и картинах имена великих подвижников и деятелей и знаменательнейшие события — живым словом раскрыть перед народом страницы его истории».

Собрание музея является важнейшим источником изучения истории и культуры России, основой создания постоянной экспозиции и разнообразных выставок, образовательной и научно–просветительной работы ГИМ.

На фундаментальной источниковой базе в музее выросла плеяда известных советских и российских историков, искусствоведов, музееведов и культурологов, написаны крупные работы по истории страны, издано более 200 томов трудов ГИМ, выпущены каталоги отдельных коллекций и выставок, проведены сотни конференций, чтений, симпозиумов. В коллективе трудится 80 кандидатов и 6 докторов наук. Исторический музей является признанным центром исторического знания и памятниковедения, ведущим научно–методическим центром в области музееведения и культурологии.

Исторический музей — старейший музееведческий центр страны. С 1918 года в его составе работает отдел музееведения, с 1994 года Государственный исторический музей является научно–методическим центром для исторических и краеведческих музеев Российской Федерации, координирующий исследовательскую, экспозиционную, фондовую, просветительную деятельность этих музеев.

В регионы России регулярно отправляются выставки на основе богатейшего фондового собрания ГИМ. Ежегодно региональные музеи и культурные центры страны принимают от 40 до 60 выставок из Исторического музея.

В комплекс Государственного исторического музея входят также Покровский собор и памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, Палаты бояр Романовых на Варварке и царская усадьба «Измайлово». Все здания Исторического музея отнесены к особо ценным объектам культурного наследия народов России, на которых ежегодно проводятся планомерные реставрационные работы.

В начале 2000–х годов Историческому музею были переданы соседние здания бывшей Московской городской Думы, Монетного двора и Никольских торговых рядов в целях освобождения ансамбля Новодевичьего монастыря и Крутицкого Патриаршего подворья от коллекций и служб музея. В этих пространствах были открыты новые выставочные залы, Музей Отечественной войны 1812 года и Артиллерийский дворик.

3 сентября 2017 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О праздновании 150–летия Государственного исторического музея». В программу мероприятий по подготовке музея к юбилейной дате включены значимые проекты, реализация которых позволит решить основные задачи по развитию музейного комплекса.

В первую очередь, необходимо качественно улучшить условия сохранности ценнейших фондов музея, построив для этого здание Музейно–депозитарного центра ГИМ в Новой Москве, намечаемое Минкультуры РФ в комплексе с книгохранилищем Российской государственной библиотеки. В настоящее время в среднем на один кв. м. фондохранилищ Исторического музея приходится 392 музейных предмета, тогда как по всем музеям России этот показатель равен 154 предметам, а в музеях федерального подчинения — 98 предметов.

Строительство Музейно–депозитарного центра ГИМ в Новой Москве (п. Коммунарка) к 2022 году позволит также увеличить посещаемость музея в целом в 2 раза, количество экскурсантов в 1,5 раза, и освободить значительные экспозиционные площади в основном комплексе зданий на Красной площади.

В начале 2020 года в Измайлово состоится открытие экспозиции Центрального музея российского казачества, который войдет в состав комплекса Государственного исторического музея.

Одним из важнейших проектов в рамках программы развития Государственного исторического музея станет строительство здания Экспозиционно–выставочного музейного центра вблизи Новодевичьего монастыря в 2018–2023 гг. с экспозицией, посвященной истории Русской Православной Церкви. Создание нового объекта, который войдет в состав музейного комплекса ГИМ, предусмотрено распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2016 № 2241–р.

К 2022 году Исторический музей предполагает осуществить программу крупных выставок из российских и зарубежных национальных музеев, международных и российских научных конференций, серию фундаментальных научных и популярных изданий, посвященных проблемам изучения и презентации отечественной истории и историко–культурного наследия России, а также завершить в основном создание электронного Каталога музейного фонда ГИМ.

Источник

Здание Исторического музея

ГЛАВНОЕ

  • Здание музея построено вXIXвеке в духе национальных архитектурных традиций.
  • 39 выставочных залов музея описывают разные периоды развития искусства России и сами по себе являются шедеврами.
  • Интерьер музея выдержан в стиле церквей и княжеских дворцов.
  • Картина Ф. Торопова «Родословное древо государей Российских» (1883 год) изображает 68 правителей России, начиная с X века.
  • Музей реставрирован в 1980-90-х годах и приобрел свой первоначальный величественный облик.

Здание Исторического музея в Москве — одна из самых значительных построек России XIX в., уникальный пример следования национальным архитектурным традициям. Оно было заложено в 1875 г. при участии императора Александра II. Красивое и величественное строение с высокими шпилями и зубцами органично вписалось в общий ансамбль Красной площади. В основе внешнего убранства Исторического музея использован стиль русской архитектуры средневековья, который перекликается со стоящим на противоположной стороне площади храмом Василия Блаженного. 39 залов музея имеют уникальные интерьеры, в которых прослеживаются разные периоды развития искусства народов России.

Каждый зал – небольшой шедевр, созданный при участии выдающихся художников: панорама Керченского пролива И. Айвазовского (зал «Б»), «Каменный век» В. Васнецова (зал №2), «Ночные жертвоприношения» Г. Семирадского (зал №8). В оформлении других залов приняли участие В. Серов, С. Коровин, И. Репин и др.

Главный вход находится со стороны Красной площади. Фасад украшен элементами древнерусской архитектуры. С четырех сторон здание отмечено башнями, внешне напоминающими кремлевские, а также зубцами и бойницами. В облике легко угадываются силуэты храма Василия Блаженного с его куполами и шатровой колокольней, а также русских палат XVII в. с богато украшенными наличниками окон. От древнерусского зодчества в облике музея ‒ высокие «щипцовые» крыши, башенки и флюгера.

Интерьеры залов Исторического музея

Научное руководство над проектом осуществляли крупные ученые того времени: граф А. Уваров и историк И. Забелин. Они же работали над структурой экспозиции музея и убранства залов. Интерьеры музея соответствуют стилям, в которых возводились церкви и княжеские дворцы в различные исторические периоды.

Музей открывается Парадными сенями ‒ огромным залом, покрытым золотом и богатыми росписями. На центральном своде можно увидеть картину «Родословное древо государей Российских» русского художника Ф. Торопова, 1883 г. Она представляет всю историю правителей России в лицах и копирует фреску Новоспасского монастыря – всего 68 персон, начиная с княгини Ольги и святого Владимира. На боковых сводах изображены гербы частей российской империи, перечисленных в императорском титуле. Потолок и стены украшены «травчатым орнаментом» в манере XVI‒XVII вв. Этот мотив был заимствован с росписи царского места в новгородском Софийском соборе. Пилоны мраморной лестницы охраняются львами, выполненными по образцу фигур Грановитой палаты Московского Кремля.

Из сеней посетитель попадает в Византийский зал (зал «А»). Он построен, как византийский храм, и напоминает св. Софию Константинопольскую в миниатюре. В центре арки указан год открытия музея – 7391 от Сотворения мира (1883 г. от Рождества Христова). Красивая дверь, ведущая в зал, украшена наличником, похожим на дверь храма Никиты за Яузой в Москве. Она покрыта металлическими орнаментами, подражающими декору дверей Благовещенского собора в Гороховце. Пол зала выложен мозаикой – копией мозаики катакомб св. Елены в Риме. Если взглянуть на свод, то можно увидеть фигуры Орфея, сцены из библейской притчи об Ионе и других библейских повествований. Эти изображения заимствованы с рисунков в христианских постройках Равенны.

Для декора залов «Б» и «В» использованы копии античных построек: колонн коринфского стиля и Пантикапея (Керчь). Далее представлены Крым и Кавказ, в том числе декоративные элементы древнеармянских и грузинских построек. Орнаменты дверей заимствованы из Кутаисского собора, окно ‒ из церкви Пантократора в Константинополе, потолок повторяет свод храма Монреале в Палермо, мозаика пола – узор церкви Спасителя в Константинополе. Пятый зал декорирован в скифском стиле, для которого характерно обилие зверей. Шестой зал напоминает античную постройку: в его росписях просматриваются сюжеты с греческих ваз с бытовыми сценами. Пол седьмого зала копирует рисунок мозаичного пола в алтаре киевского Софийского собора, далее используются миниатюры древних рукописей («Изборника», «Остромирова Евангелия» XI в.).

В Новгородском зале представлена копия западных врат Софийского собора, на сводах помещены копии фресок церкви Спаса на Нередице, а на стене ‒ роспись на тему иконы «Битва суздальцев с новгородцами». Во Владимирском зале (№ 10) выставлены копии белокаменной резьбы одного из самых знаменитых соборов древнего Владимира ‒ Дмитриевского собора. На стенах зала в натуральную величину скопированы фрагменты резного декоративного пояса, украшавшего его стены. В соседнем Суздальском зале (№ 11) воссоздан декор знаменитого шедевра Древней Руси – Георгиевского собора в Юрьеве-Польском XIII в.

Зал № 12 изначально представлял Ростовское и Ярославское княжества, поэтому в его пышном убранстве росписи копируют древнюю живопись этих земель. Стены расписаны по мотивам фресок Ростова XVII в.

Убранство Московского зала (№ 13) является подлинным шедевром архитектуры: огромный расписной свод, напоминающий шапку Мономаха, мозаичный пол, фриз по стене – все это соответствует канонам московского стиля искусства XIV‒XVI вв. Здесь можно увидеть панно «Утро на Москве-реке» (худ. Смоляк и Сигорский, 1947 г.) с изображением древнего Кремля в Москве. Остальные залы первого и второго этажей посвящены Московскому царству XVI‒XVII вв. и Российской империи, их убранство более скромное.

История строительства здания

Здание построено по проекту архитектора В. Шервуда и инженера А. Семенова. Им пришлось сделать несколько проектов, прежде чем был найден и утвержден архитектурный образ музея. В проекте с рабочим названием «Отечество» они ориентировались на памятники древнерусского зодчества XVI-XVII вв. — деревянного дворца в Коломенском, вологодских и ярославских храмов и др. Особое внимание уделялось мотивам Покровского собора на Красной площади, с которым музей должен был составить единый ансамбль.

Здание музея длиной 117 м. и шириной 52 м. выстроилось вдоль Боровицкого холма, у основания которого до 1818 г. протекала речка Неглинная. При строительстве применялись новейшие материалы и технические разработки: кирпичная кладка на цементном растворе, специальные каналы в стенах для вентиляции и отопления, поэтажные перекрытия из металла. Особо сложными и тонкими были работы над декоративным оформлением кирпичной кладки наружных стен и шатровых башен. Точно известно, что в 1876-1877 гг. над ней одновременно трудились 260 каменщиков и несколько сотен подсобных рабочих.

В 1880 г. к работе над проектом присоединился архитектор А. Попов. Были подготовлены чертежи оконных рам. На шатрах и кровле установлены геральдические скульптуры с поворотными механизмами: двуглавые орлы с герба царя Алексея Михайловича и Кремля, львы и единороги с древней печати московского Печатного двора. Над входом появятся даты 1875 и 1883 – годы закладки здания и открытия музея.

В 1914 г. была проведена незначительная перепланировка – в музее появились библиотека, архив, отдел рукописей и старопечатных книг. В сталинскую эпоху здание музея подверглось варварскому разрушению: были уничтожены интерьеры залов, связанных с царской эпохой, закрашены фрески, сбита лепнина, снята позолота. Были убраны бронзовые львы и доска с надписью об основании музея, с флюгеров исчезли геральдические фигуры – орлы, львы и единорог. В течение 15 лет музей был закрыт для посетителей.

После проведенной в 80‒90-е гг. XX в. реставрации музей вернул себе величественный облик. В 1997 г. вновь открылись первые 11 залов, а сейчас только экспозиционных залов в музее насчитывается 39. В 2003 г. на башни Исторического музея были возвращены копии золотых двуглавых орлов, львов и единорогов.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Окончание строительства жк символ
  • Окончание строительства железной дороги в обход украины
  • Окончание строительства дороги в лакинске
  • Окончание строительства дороги в балашихе
  • Окончание строительства ворошиловского моста