Окончание строительства большого кремлевского дворца

Большой Кремлевский дворец: от Дмитрия Донского до Сталина, от Лжедмитрия до Медведева

БКД состоит из сотен помещений, большую часть которых могут видеть только сотрудники спецслужб. За 5000 рублей на человека можно заказать экскурсию, но она включает только парадные залы, да и то не все — и с большими ограничениями на фотосъемку. Когда-нибудь я скреплю сердце и схожу туда, а пока постараюсь коротко познакомить вас с главными фактами о дворце. В конце дам ссылку на более дотошную статью.

Главное: БКД стоит на месте древнего дворца московских князей и царей. Княжеский дворец выглядел как город в городе: десятки разнокалиберных деревянных и каменных построек на общем фундаменте. Во дворце были свои церкви, хозяйственные учреждения, деловые и жилые помещения, висячие сады — короче, можно было вообще оттуда не выходить.

Во времена Юрия Долгорукого княжеский двор стоял у Боровицких ворот, но и Кремль тогда был во много раз меньше нынешнего. В XIII веке князья переехали на место БКД. Доподлинно известно, что Дмитрий Донской жил в набережном тереме.

Иван III перестроил весь город, в частности, заказал у итальянцев новый каменный дворец. Следующие поколения царей добавляли свою ложку зодчества в этот блистательный архитектурный винегрет.

XVII век начался с того, что избранный царь Борис Годунов построил на склоне Боровицкого холма Запасный дворец, чтобы смягчить последствия неурожая. Потом приходит Лжедмитрий, насилует дочь Годунова и строит на крыше Запасного дворца свои Блуднические палаты — изящный деревянный пентхаус в польском стиле.

На другой год в гости к Лжедмитрию приходит разъяренная толпа москвичей. Самозванец пытается сбежать через окно, но падает с карниза. Его находят и расстреливают в упор, а потом останки сжигают и прахом выстреливают из пушки в сторону Польши.

В 1612 году польские интервенты и немецкие наемники разоряют дворец и вообще весь Кремль до голых стен. После Смуты дворец восстанавливается и постепенно приобретает столь сложную структуру, что ее так с ходу и не опишешь. Инженер Христофор Галловей организует во дворце водопровод, потом появляется аптека, Оружейная палата и придворный театр.

Это нужно осмыслить: на склонах, спускающихся к Москве-реке, стояли корпуса Запасного дворца, а на крышах были сады, причем в одном из садов был пруд со свинцовым дном над проездными воротами . В этом пруду царевич Петр начал плавать на потешных лодках, комягах, шнягах, карбусах, ошняках, судах и стружках. Представьте, как выглядел бы Кремль, если бы все это сохранилось до наших дней!

В 1701 году великий пожар отделяет допетровскую Москву от Нового времени. С этого момента Кремль в целом и царский дворец в частности приходят в длительный упадок, особенно после переезда столицы на Неву.

В начале 1770-х Екатерина II и архитектор Василий Баженов начинают строительство колоссального дворца размером с весь Боровицкий холм и сносят для этого часть стены у реки и часть старого дворца. К счастью, проект заморозили.

В начале XIX века несколько уцелевших памятников старины во дворце сносят в рамках казенного благоустройства, а потом еще и французы учиняют погром в 1812 году. В 1838 году Константин Тон одновременно начинает строительство Большого Кремлевского дворца и Храма Христа Спасителя. На строительство дворца ушло 11 лет, и получился он громоздким снаружи и невообразимо роскошным и пафосным внутри.

Я даже не буду пытаться описывать залы дворца, скажу лишь, что они посвящаются главным русским орденам: Георгиевский зал, Андреевский, Екатерининский, Владимирский…

До революции дворец использовался во время коронационных торжеств и как московская резиденция царской семьи, когда она посещала Первопрестольную. Во время Русско-японской войны во дворце работали мастерские для поддержки русских войск на Дальнем Востоке. Бок о бок работали женщины-добровольцы всех сословий, от крестьянок до великой княгини Елизаветы Федоровны.

После революции в Кремле окопалось советское правительство. Во дворце проходит несколько съездов ВКП(б). В 1930-е зародилась традиция торжественных приемов в БКД и награждения Героев СССР. При Сталине здесь заседал Верховный совет СССР. Читаешь хронику принятых законов по годам — и погружаешься в эпоху.

В 1941 году во дворец попала бомба, но не разорвалась.

В 1942 году в Большой Кремлевский дворец прибыл премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Он привез из Лондона сандвичи, полагая, что в Кремле во время войны живут впроголодь, однако роскошный прием ошеломил его. Об открытии второго фронта договориться не удалось, а вот употребил Черчилль неплохо, его выводили под руки.

После Победы в Большом Кремлевском дворце состоялось два легендарных приема. Первый посвящался празднованию Победы как таковому, Сталин там произнес знаменитый тост «За русский народ». Второй прием был через месяц, после Парада Победы. Большое начальство во главе со Сталиным пировало в Георгиевском зале, офицеры и солдаты — в Грановитой палате.

В 1949 году было большое застолье в честь юбилея Сталина. Все было скромно, по-домашнему: Сталина награждают орденом Ленина, переименовывают в его честь две горы и один город, а еще весь епископат СССР подносит вождю народов СССР «Приветственный адрес от духовенства и мирян РПЦ». Причем большая часть этого духовенства и мирян, включая подписавших адрес, прошла через репрессии. Таких «соборных» адресов не подносили и русским царям.

После смерти Сталина в БКД происходят знаменательные события: Хрущев передает Крым Украине, а через пару лет выступает с докладом «О культе личности и его последствиях». Общая суть доклада: Сталин узурпировал единоличную власть, ущемляя остальных партийцев. За исключением массовой фальсификации дел в годы репрессий и депортации целых народов, конкретная деятельность Сталина не осуждалась. Якобы если все эти деяния партия проделывала коллегиально, тогда все было бы нормально.

В 1960-е политические мероприятия переносятся из БКД в построенный по соседству шедевр мировой архитектуры — Дворец Съездов. В Георгиевском зале по-прежнему награждают Героев Советского Союза и проводят Кремлевские елки. В 1990 году Первый съезд народных депутатов РСФСР принимает Декларацию о государственном суверенитете РСФСР — это теперь День России, он же День независимости. И такое помнит Большой Кремлевский дворец.

После развала СССР в Большом Кремлевском дворце продолжают награждать Героев России, а еще здесь проходили инаугурации Путина и Медведева, юбилей Ельцина… Отколхоженные коммунистами два зала, кстати, восстановили в конце 1990-х. Финансовая сторона вопроса в свое время породила журналистские расследования, но меня это мало интересует.

На десерт предлагаю взглянуть рентгеновским зрением сквозь монотонные фасады дворца и познать, что там внутри.

За подробностями отсылаю, как водится, к моей старой колоссальной статье о Большом Кремлевском дворце , где я добросовестно попытался разобраться в его планировке, а также в бесконечных лабиринтах старого царского дворца. А еще там есть интерьеры. Они настолько крутые, что очевидцы в один голос говорят: это зрелище стоит своих 5000 рублей.

Отдельно рекомендую прочитать ту статью любителям и ненавистникам Сталина, потому что я дал себе труд сделать обзор политических решений, принятых в стенах БКД. Это ярчайший срез эпохи.

Подписывайтесь на канал. Эта статья — восьмая часть интерактивного путеводителя «Кремль без цензуры» . Потом пройдем всю остальную Москву.

Не забудьте поставить лайк — это не для моего самолюбования, а для увеличения охвата на Яндекс-дзене, чтобы краеведческие статьи распространялись активнее и вытесняли дурость и серость.

А еще мы запустили отдельный канал « Лоскуты Москвы » о районах помимо центра. Пока там мало, но можете впрок подписаться. Там уже на подходе серия статей о центральных районах Москвы — не так детально, как здесь, а как бы с высоты птичьего полета. Идеально для новичков.

Источник

БОЛЬШОЙ КРЕМЛЁВСКИЙ ДВОРЕЦ

Дворец Московского Кремля. Возведен в 1838-1849 годах архитектором Константином Тоном. В наше время парадная резиденция Президента РФ.

Предыстория и создание

Кремлевский дворцовый комплекс авторства зодчего Алевиза Нового появился в конце XV – начале XVI века (в него входили, в частности, Грановитая палата, Теремной и Запасной дворцы и др.). Однако после того, как столицей в 1712 году стал Санкт-Петербург, он потерял былой статус, здесь стали располагаться различные правительственные учреждения, во время приезда монарха здесь жила свита. При Елизавете Петровне в Кремле появился Зимний дворец для свиты (авторства Б. Растрелли).

Новый проект Большого Кремлевского дворца принадлежал Василию Баженову, зодчий составлял его в 1767-1774 годах для Екатерины Великой. Новый ансамбль должен был быть объединен со старыми строениями (часть же из них была снесена). Закладка дворца произошла в 1773 году, однако через два года из-за оседания при строительстве стен Архангельского собора работы были прекращены. Вместо постройки нового комплекса в первой половине XIX века был реконструирован Зимний дворец Кремля.

После Отечественной войны 1812 года идея возведения нового дворца, должного украсить восстанавливаемую Москву, вновь получила жизнь. В 1837 году сгорел Зимний дворец, что дало свой толчок к осуществлению проекта. В том же году государь Николай I дал поручение архитектору К.А. Тону спроектировать Большой Кремлевский дворец, который был бы устойчив к пожарам. Дворец должен был встать на юго-востоке Кремля, для чего там разобрали более старые постройки. Образцом для нового комплекса стал проект Коломенского дворца, так и не воплощенный в жизнь зодчим А.И. Штакеншнейдером и как раз отвечавший кремлевскому стилю. Комплекс должен был органично объединить в себе Теремной дворец, Грановитую палату, Потешный дворец, измененный Конюшенный корпус, дворцовые церкви, новые Апартаменты великих князей и новое здание Оружейной палаты.

Работы по строительству начались в 1838 году. Они длились до 1849 года и стоили казне 12 млн. рублей. Главой всех работ был камергер Лев Боде, главным зодчим – Константин Тон, под началом которого трудилась плеяда архитекторов. Ф.Ф. Рихтер замещал его, П.А. Герасимов, Н.А. Шохин, Н.И. Чичагов и др. занимались оформлением внутреннего убранства. Главным художником был живописец Ф.Г. Солнцев.

Новый Кремлевский дворец имел металлический кровельный каркас, что было новшеством, и легкие своды из кирпича. Также новым стало использование при строительстве бетона и цемента. Прогрессивная конструкция дворца позволила устроить в его зале — Георгиевском – подвесной потолок. В куполе здания располагались часы, слуховые окна и флагшток. Там же находилась круговая смотровая площадка. Соединявшие купол и крышу металлические конструкции выполняли функции громоотводов. Еще одним нововведением стало воздушное отопление во всем дворце. В 1842 году дворец и Благовещенский собор соединились переходом. Для оформления интерьеров использовали наборный паркет, серый камень из Ревеля, белый мрамор из Коломенского. Главные дворцовые залы были названы в честь российских военных орденов (Георгиевский, Андреевский, Владимирский, Екатерининский и Александровский) и украшены соответственно. Для оформления стен использовались ткани с золотой и серебряной металлическими нитями (впоследствии износившиеся драпировки заменяли подобными им, но с простыми цветными нитями). Вся мебель и предметы интерьера выполнялись на московских и петербургских фабриках и в мастерских. На протяжении всего строительства за работами внимательно наблюдал Николай I, он даже сам занимался проектировкой помещений.

Большой Кремлевский дворец был освящен на Пасху 1849 года. Весь же дворцовый комплекс был закончен к 1851 году, когда были созданы новые здания Оружейной палаты и Апартаментов великих князей, а также проводились восстановительные работы в древних корпусах, вошедших в ансамбль. Новый дворец сделал Кремлевский комплекс более парадным, что отмечали и современники событий.

Дальнейшая история

На протяжении XIX столетия те или иные части ансамбля перестраивали или же проводили в них различные инженерные работы. В 1895 году началось проведение электрического освещения во дворце, а затем и устройство сигнализации.

В начале ХХ века его соединили с канализацией города. В период русско-японской войны в помещениях комплекса находилась пошивочная мастерская для нужд фронта. В 1913 году здесь праздновалось 300-летие царствующего дома. Во время Первой мировой во дворец перевезли многие музейные ценности столицы и др. регионов.

Кремлевский дворец немного пострадал из-за обстрела во время Октябрьской революции. Весной 1918 году при переносе столицы в Москву правительство большевиков разместилось во дворце. Его члены вместе с семьями жили здесь, нанося при этом неизбежный урон историческим интерьерам. Это продолжалось до 1930-х, когда жильцов переселили. При этом уже с 1919 года Большой Кремлевский начал принимать экскурсии.

В 1930-е годы комплекс вновь реконструировался. Для административных нужд между Грановитой палатой и Благовещенским собором была устроена столовая для делегатов, Собор Спаса на Бору стал гостевым домом. Несколько залов дворца были превращены в один Зал заседаний для сессий Верховного Совета, что едва не вызвало обрушения. Троны были заменены статуей В.И. Ленина. В Большом Кремлевском дворце часто устраивались торжественные приемы и вручение наград.

Несмотря на маскировку во время Великой Отечественной войны, дворец все же подвергся повреждениям из-за бомбежек. В 1968 году проводились работы по восстановлению исторических фасадов некоторых построек дворцового ансамбля. В 1994-1999 годах реконструировался исторический облик многих интерьеров и фасадов дворца. Еще одна реставрация прошла в 2008 году.

В наше время Большой Кремлевский дворец выполняет функции резиденции Президента РФ. В его Андреевском зале традиционно совершается инаугурация главы государства. Во дворце проводятся многие официальные мероприятия. Часть ансамбля доступна для посещения туристами.

Источник

Большой Кремлёвский дворец

Дворец
Большой Кремлёвский дворец

Главный фасад Большого Кремлёвского дворца
55°45′00″ с. ш. 37°36′56″ в. д. H G Я O
Страна Россия Россия
Город Москва, Московский кремль
Архитектурный стиль Псевдорусский стиль
Автор проекта К. А. Тон
Архитектор Тон, Константин Андреевич
Основатель Николай I
Дата основания 1838—1849 годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771510302110326 (ЕГРОКН ). Объект № 7710353025 (БД Викигида)
Сайт kreml.ru/en/main/kremlin…
Большой Кремлёвский дворец на Викискладе

Большо́й Кремлёвский дворе́ц [1] [2] [3] — один из дворцов Московского Кремля. Построен в 1838—1849 годах по повелению императора Николая I группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона (Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарёв, Н. А. Шохин [4] ).

Длина дворца составляет 125 метров, высота — 47 метров; общая площадь составляет около 25 000 м². Ансамбль дворца включает в себя Теремной дворец, девять церквей (с 14, 16, 17 веков), вестибюль и около 700 комнат. Здание дворца образует прямоугольник с внутренним двором. Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский), названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время используются для государственных и дипломатических приёмов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.

Содержание

Предыстория

Первые дворцы московских царей (кон. XV—XVII вв.)

Первые каменные здания дворцового комплекса были построены итальянским зодчим Алевизом Фрязином в 1499—1508 годах. К концу XVII века в комплекс входили:

Императорские резиденции (1712—1838)

После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург (1712 г.) кремлёвские дворцы потеряли своё значение, часть помещений стала использоваться московскими отделениями правительственных департаментов, другая часть постепенно ветшала и страдала от пожаров (1715, 1722 и особенно 1737 г.).

Небольшое оживление наступило в 1730-е гг., при царице Анне Иоанновне, когда императорский двор значительную часть времени пребывал в Москве.

Однако процесс разрушения зданий Большого Кремлёвского дворца был связан не столько с техническим состоянием зданий, сколько с их моральным старением — планировка дворца была рассчитана на средневековый быт московских князей и не могла удовлетворять изменившимся потребностям нового времени.

Ещё при Анне Иоанновне неподалёку от Арсенала были возведены новые императорские апартаменты «Зимний Анненгоф» — деревянный дворец в стиле барокко (архитектор Ф.-Б. Растрелли).

При Елизавете Петровне двор возвратился в Петербург, однако было решено построить в Кремле новую императорскую резиденцию — «Новый» или «Зимний дворец»]] (в качестве летнего использовался дворец Анны Иоанновны «Анненгоф» в Немецкой слободе). В 1749 г. были снесены Средняя Золотая и Набережная палаты, а на их подклетах был выстроен новый дворец в стиле барокко (окончен в 1752 г., архитектор Ф.-Б. Растрелли). Облик нового дворца в упрощённом виде отдалённо напоминал Большой Петергофский дворец — нижний ярус представлял собой массивный подклет, ритмично прорезанный глубокими арками, верхний этаж представлял собой изящное здание с центральным ризалитом, в котором помещался аудиенц-зал, по бокам от которого располагались жилые покои императрицы и комнаты приближённых.

Следует отметить, что, несмотря на строительство нового дворца, здания Кремля воспринимались как часть национальной истории: в 1759 году был выпущен указ о сохранении прежнего вида кремлёвских стен и башен.

В царствование Екатерины II кремлёвский дворец был признан мало соответствующим величию империи. В 1768 году архитектором В. И. Баженовым был создан проект и крупномасштабный макет будущего кремлёвского дворца. Дворец должен был занимать всю приречную территорию Кремля, поднимаясь от берега Москва-реки и закрывать собой весь Боровицкий холм и все его постройки. Для этих целей в 1770 году была разобрана кремлёвская стена вдоль реки с Тайницкими воротами, Петровской, Первой и Второй Безымянной башней. Внутри Кремля были разрушены все монастырские подворья кроме Троицкого, Житный и Денежный дворы, Запасной дворец Бориса Годунова с Верхним Набережным садом, недавно построенная по проекту Ухтомского галерея Оружейной палаты, а также тянувшийся от Архангельского собора на восток по бровке холма корпус приказов, другие древние палаты и церкви.

1 июня 1773 года произошла торжественная закладка нового дворца. Вскоре он дал трещины и стал сползать под гору Архангельский собор, стало ясно, что столь масштабное строительство нецелесообразно. В 1774 году работы были прекращены. Позднее была восстановлена крепостная стена и разобранные ранее башни вдоль Москва-реки (до 1778 года, по проекту М. Ф. Казакова), южный фасад Архангельского собора подпёрли контрфорсами, а прочие древние строения исчезли навсегда.

Отголоском масштабного строительства в Кремле начала 1770-х годов можно считать возведение здания для московского отделения Сената (современный Сенатский дворец), или, как он назван в проекте, «дома присутственных мест» (1776-88, архитектор М. Ф. Казаков) и строительство, по проекту того же архитектора, нового Митрополичьего дома на территории Чудова монастыря (впоследствии Малый Николаевский дворец).

Работы на существующем здании кремлёвского дворца ограничились обновлением интерьеров и фасадов, устройством мезонина и портика в центре главного фасада жилого этажа, обращённого к реке (около 1800 года, по проекту архитектора Н. А. Львова). После войны 1812 г. здание было восстановлено в формах классицизма (1816—1817 гг, архитекторы А. Н. Бакарев и И. Т. Таманский, по проекту В. П. Стасова) и позднее надстроено ещё одним этажом (1823 г., архитектор В. П. Стасов). Здание приобрело достаточно однообразный облик, характерный для того времени (см. губернаторский дворец в Казанском Кремле) — некоторое оживление в облик главного фасада вносила массивная аркада первого этажа, оставшаяся почти без изменений ещё от дворца Ф.-Б. Растрелли.

История строительства

Победа в войне 1812 г., начало (после долгих исканий) реализации масштабного проекта храма Христа Спасителя вновь приковали взоры к Кремлёвскому дворцу. Укрупненный масштаб строящегося неподалеку от Кремля храма поставил вопрос о строительстве в Кремле нового здания, символизирующего обновление образа Москвы, возрождения её столичных функций, освященных многовековой традицией. Было решено построить дворец, архитектура которого органично связывалось с древними постройками Кремля.

В 1837 г. составление проекта дворца Николай I поручил своему любимому архитектору Константину Тону, автору проекта храма Христа Спасителя. За образец стилистического решения предполагавшегося дворца К. А. Тону было указано взять проектное решение Коломенского дворца (1836 г., арх. Андрей Штакеншнейдер, проект не осуществлен), в монументальных формах развивавшего композицию кремлёвского Теремного дворца. Общее руководство строительными работами было поручено исполнительному камергеру Льву Боде, который формально находился в подчинении у престарелого князя А. М. Урусова.

В 1839 г., одновременно с храмом Христа Спасителя, началось строительство нового дворца, завершенное в 1849 г. В проектировании и строительстве Большого Кремлёвского дворца принимал участие большой коллектив московских мастеров. В 1838 г. главным архитектором был назначен К. А. Тон, главным художником Ф. Солнцев, «архитекторскими помощниками» — П. А. Герасимов и Н. А. Шохин; Ф. Ф. Рихтер был назначен старшим архитектором, заменявшим К. А. Тона в общих вопросах (только с 1843 г.). Проектированием интерьеров и внутреннего убранства занимались архитекторы Ф. Ф. Рихтер и Н. И. Чичагов [4] . Стажировку на строительстве дворца проходил молодой И. С. Каминский. Освящение дворца состоялось 3 апреля 1849 года в присутствии императора Николая I [5]

Первоначально Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата рассматривались как единый комплекс, который должен был строиться одновременно. В 1842 г. строительство было разделено на две очереди. Освящение готового дворца состоялось с большой пышностью на Пасху 1849 года. Император Николай I лично проинспектировал ансамбль и остался очень доволен. Он пожелал украсить стены в Георгиевской зале мраморными досками с именами всех полков, имеющих георгиевские знамена, начиная с Преображенского.

Парад внутри залы начался с молебствия, которое вёл митрополит Филарет. Затем по знаку государя четверо седых дворцовых гренадеров подняли доску с именем Преображенского полка и начали прибивать её к стене. В ту минуту, когда они дотронулись до доски, Николай, обернувшись к преображенцам, закричал «ура!», которое дружно было принято их рядами. По окончании церемонии император лично повёл солдат смотреть свои новые палаты [6] .

Участники строительства были щедро вознаграждены. Например, Боде неожиданно «пожалован был, обойдя при этом 81-го старшего (в том числе двух министров) в обер-гофмейстеры, в президенты Московской дворцовой конторы, Александровской лентой, брильянтовой медалью и одновременно 50 000 рублей серебра; сверх того, один из его сыновей награждён был вдруг и чином и орденом» [6] . Придворные старожилы не могли припомнить подобных проявлений монаршей милости с начала XIX века.

Структура и архитектура

Дворец построен в псевдорусском стиле. При строительстве мастера ориентировались на древнерусские традиции, это было продемонстрировано включением в ансамбль древних палат и теремов. С наружного фасада дворец выглядит трехэтажным, но фактически состоит из двух этажей. Первый этаж выступает вперед и образует наверху открытую террасу. Окна дворца, построенные в форме арок и разделенные узкими простенками, придают ему вид закрытой галереи. Двухъярусный фасад второго этажа поделен пилястрами и сплошь украшен резными белокаменными наличниками окон в стиле русской архитектуры XVII века. Помещения второго этажа двусветные. В центре здания над крышей возвышается трибун, который завершается золоченой балюстрадой. Трибун перекрыт фигурной кровлей, на скатах которой с двух сторон помещены часы, а с двух других — часовые колокола. Сейчас действуют только часы. У парадного входа в Большой Кремлевский дворец расположен большой мраморный вестибюль. Во внутреннем убранстве дворца присутствуют элементы разных стилей — классицизма, рококо, барокко.

В дворцовый комплекс, помимо вновь построенного здания, были также включены сооружения XVI—XVII веков: Грановитая палата, Теремной дворец, Золотая царицына палата и дворцовые церкви, включая древнейшее из сохранившихся до настоящего времени здание Москвы — церковь Рождества Богородицы на Сенях (1393 г.). Во внутреннем пространстве находился один из древнейших храмов столицы — собор Спаса на Бору, снесённый советской властью в 1933 году.

Своим главным фасадом дворец выходит на Кремлёвскую набережную. В наружной отделке здания использованы мотивы Теремного дворца: так, окна выполнены в традициях русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. Согласно задумке Николая I, дворец должен был стать памятником славы русского воинства. Так, его пять парадных залов — Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский — названы в честь пяти орденов Российской империи, а их оформление выдержано в соответствующей стилистике.

Современное использование дворца

Изначально дворец служил московской резиденцией российских императоров и их семей. После прихода к власти большевиков многие помещения дворца использовались под жильё. С 1934 года в нём проходили сессии Верховного Совета СССР, для чего Андреевский и Александровский залы были сломаны и по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица [4] в 1933—1934 годах перестроены в один большой зал заседаний. Однако форма зала в виде вытянутого прямоугольника была неудобна для работы, так как задние ряды были слишком удалены от трибуны и президиума. С 1962 года съезды КПСС были перенесены в Кремлевский дворец съездов, с 1970 г. сессии Верховного Совета СССР переместились в главный зал Кремлевского Президиума.

В 1990 году в зале заседаний проходил первый съезд народных депутатов РСФСР.

По решению Президента России, в 1994—1999 гг. Андреевский и Александровский залы были восстановлены в изначальных формах.

По состоянию на 2014 год Большой Кремлёвский дворец выполняет роль парадной резиденции Президента России. В его залах проходят важные общегосударственные церемониалы, такие как вручение государственных наград или верительных грамот, и прочее. В Андреевском зале проходит инаугурация президента Российской Федерации.

Посещение и осмотр Дворца частными лицами возможно лишь в составе экскурсионных групп по предварительной записи.

Залы дворца

Андреевский зал

По личному повелению Николая I ещё при строительстве дворца зал был посвящён Ордену святого апостола Андрея Первозванного. Андреевский зал стал тронным залом большого дворца и главным императорским залом Московского Кремля. В 1932 году был превращён в зал заседаний, где проходили партийные съезды (до 1959 г.) и сессии Верховного Совета СССР, впоследствии — РСФСР и Российской Федерации. Восстановление зала в первоначальных формах осуществлено в 1994—1999 годах.

Александровский зал

Примыкающий к Андреевскому Александровский зал получил своё имя в честь Ордена Святого Александра Невского, учреждённого Екатериной I в 1725 году. Также, как и Андреевский зал, в 1930-е годы был разрушен и превращён в зал заседаний Верховного совета СССР. В 1994—1999 годах восстановлен.

Владимирский зал

Зал, названный в честь Ордена святого Владимира, построен на месте древнего Постельного крыльца и связывая воедино постройки XV—XX веков, представляет собой некий аналог крытого внутреннего двора, свет в который попадает сквозь круглое окно светового фонаря в вершине купола. Из Владимирского зала можно попасть в Святые Сени Грановитой палаты, Георгиевский зал, Теремной дворец и другие помещения Кремлёвского дворца. Стены и пилястры зала облицованы розовым мрамором.

Георгиевский зал

Один из самых парадных залов дворца — Георгиевский. Был назван в честь Ордена святого Георгия Победоносца, утверждённого Екатериной II в 1769 году и ставшего высшей военной наградой Российской империи. Белое с золотом большое парадное помещение Георгия Победоносца, по выражению митрополита Филарета, предназначено быть храмом славы победоносного русского воинства. На стенах Георгиевского зала изображены золотые звёзды и орденские повязки с девизом «За службу и храбрость».

Екатерининский зал

Екатерининский зал, расположенный в Парадной половине дворца, в прошлые века был тронным залом российских императриц. Получил своё название в честь единственного женского ордена в России — Ордена Святой Екатерины, учреждённого в 1714 году. Зал украшают пилястры на массивных столбах, стоящих по сторонам от входа, с узорами из мельчайших кусочков малахита. В отделке Екатерининского зала широко используются лепные украшения. Орнамент паркета был разработан академиком Ф. Г. Солнцевым.

В кино

В 1955 году во дворце проходили съёмки фильма «Весенние голоса» [7] .

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Окончание строительства бама дата
  • Окончание строительства балашихинская эстакада
  • Окончание строительства аэропорта в перми
  • Оконх строительство зданий и сооружений
  • Оконный проем при строительстве дома