Огюст монферран проектирование и строительство исаакиевского собора и александровской колонны

Колонны Исаакия: следствие ведут знатоки

Обсуждение вопроса, почему на колоннах Исаакия много трещин, сколов, заплаток, говорит о желании людей докапываться до истины. Изложено много интересных (по-своему) версий. Почему бы не познакомиться с ещё одной — не такой загадочной и подтверждённой документами?

Кого признали знатоком Исаакиевского собора?

Архитектор Николай Петрович Никитин (1884–1971) после революции 1917 года в 1919–1920 гг. и в 1926–1931 гг. занимался реставрацией ленинградского Исаакиевского собора. Перейдя на преподавательскую работу, архитектор продолжил изучение истории Исаакиевского собора и в 1939 г. выпустил обстоятельную монографию по теме, а позднее защитил кандидатскую и докторскую диссертации, став признанным знатоком этого сложного памятника архитектуры 19 века. (Источник: Любезников О.А. «Труд большей части моей жизни. »)

Почему появились трещины на колоннах Исаакия?

В 1929 г. под руководством Н.П. Никитина провели геодезическое исследование Исаакиевского собора. В результате установили, что за время своего существования конструкция получила неравномерную осадку по оси с юго-востока на северо-запад: северо-западный угол здания оказался ниже юго-восточного на 47 см.

Никитин тщательно изучил конструкцию фундаментов здания, выявил причины их дефектов, графически зафиксировал состояние осадочного движения и провёл ремонтные работы по устранению трещин.

Когда измерили наклон осей колонн портиков, выяснилось, что почти все они в той или иной мере отклонились в сторону стен здания. Предельная величина отклонения составляла 14—15 сантиметров. Все углы здания также отклонились на 13—14 сантиметров.

Как Монферран выпрямлял колонны Исаакия?

Из сохранившихся документов и чертежей Никитин восстановил историю строительства собора и выявил ошибки при устройстве фундамента.

Он пишет: » Как только главная часть здания была закончена и получила полную нагрузку, тотчас фундаменты под стенами и колокольнями дали осадку. В особенности, под колокольнями. Связь между портиками и главной частью здания была нарушена. Стены и колокольни опустились вниз, а портики приподнялись .» ( Никитин Н.П. Огюст Монферран: Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны / Под ред. В. В. Попова., Леннинград, 1939 г, стр. 203)

Естественно, что осев, колокольни потащили за собою весь фронтон. Архитрав (перемычка между вертикальными опорами) связан с верхушками колонн железными штырями. Поэтому их вертикальное положение тоже изменилось.

Монферран первый обнаружил неравномерную усадку и доложил комиссии. Однако, для успокоения, преуменьшил её разрушающие результаты. С облицовкой справились легко, а с колоннами пришлось проделать дополнительную работу.

» Вследствие наклона полочка стержня колонн своей нижней кромкой стала сильно давить на бронзовый валик базы. В тех местах, где наклон колонн был невелик, база, подобно пружине, уступила давлению, но где наклон колонн был больше, там в нижней части стержня стали появляться трещины с той стороны, куда было направлено отклонение. С противоположной стороны, где нижняя постель колонны поднялась вверх, образовалась щель «. (Никитин Н.П. Огюст Монферран: Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны / Под ред. В. В. Попова., Леннинград, 1939 г, стр.204)

Такие же признаки мы наблюдаем сегодня. Видео на ютубе, в котором показывают, как просовывают в щель билет или линейку, как раз это и демонстрирует. Но почему делают из этого вывод, что колонна пустая?

» Чтобы заставить работать всю постель наклонившейся колонны при невозможности её выпрямления, Монферран загнал медные клинья в образовавшуюся щель между нижней постелью колонны и верхним основанием гранитной «болванки». Чтобы закрыть в нижней части колонн с одной стороны трещины на полочке, а с противоположной стороны хвосты клиньев, заполнявшие щели, надели на верхний валик бронзовой базы обруч (галтель) из той же бронзы, прикрепив его к базе медными винтами. » (Никитин Н.П. Огюст Монферран: Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны / Под ред. В. В. Попова., Леннинград, 1939 г, стр. 204)

Поэтому при простукивании базы и колонны обнаруживается «пустота», которая наводит любознательных на мысль о «специальном» устройстве, замаскированном под собор с колоннами.

Это был первый ремонт, проведённый уже в годы строительства Исаакиевского собора. Напомним, что окончание работ было в 1858 году.

Второй ремонт Исаакиевского собора

Через 15 лет, в 1873 году, когда стали лопаться перекосившиеся архитравы и с карниза, с высоты 23 м, падать мраморные модильоны весом 150 кг, последовало распоряжение об основательном ремонте здания. В своей монографии Никитин пишет:

» Исаакиевский собор покрылся лесами до самых фронтонов. Главная задача заключалась в приведении наклонившихся колонн в вертикальное положение. Для этого необходимо было освободить колонны от лежащего на них антаблемента, с архитравами которого колонны были соеденены штырями. По бокам выпрямляемых колонн портиков поставлены два куста основательных лесов, а около угловых колонн — три куста; на верней части кустов была устроена опорная рама с дубовыми клиньями. Эти кусты должны были принять на себя весь груз антаблемента с фронтоном, но освободить колонну для самостоятельного движения они не могли; поэтому пришлось срубить верхнюю часть колонны, выше астрагала, предварительно разобрав и сняв по частям всю бронзовую капитель. Работы закончены в 1898 году.» (Никитин Н. П. Огюст Монферран: Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны / Под ред. В. В. Попова., Леннинград, 1939 г, стр.205)

Не трудно подсчитать, что это выпрямление колонн и исправление наружних дефектов заняло 25 лет. Но осадка продолжалась. Через 30 лет в здании Исаакиевского собора вновь появились тревожные симптомы, указывающие на то, что здание попрежнему садилось неравномерно.

Как ремонтировали колонны Исаакия в 20 веке — это отдельная история, о которой мы расскажем в других постах. Если интересно, конечно?

Пишите свои комментарии.
Ставьте палец вверх, чтобы видеть больше подобных материалов.
Делитесь с друзьями в социальных сетях.
Подписывайтесь на канал Архитектура.

Источник

Объяснение «заплаток» и арматуры на колоннах Исаакиевского собора

«Мне недавно сделали бесценный подарок, рассказали ту технологию с помощью которой делались колонны Исаакиевского собора. И это пояснение полностью ставит точку в спорах между бетонщиками, экструзистами и токарщиками » (с) Цитата из видео.

Для чистоты эксперимента не буду упоминать источник этой глубокой мысли, в конце статьи — небольшой опрос про авторство. Понятно, что точное авторство установить видимо не получится, но по стилю изложения, думаю, можно догадаться кто автор этого видео:-)

«Секрет» «заплаток» на колоннах Исаакиевского собора

Вот так они выглядят, «заплатки» и арматура.

Да и еще момент, спасибо подписчику!

По поводу вот этого фото — якобы арматуры торчащей из колонны Исаакиевского собора . Виноват, не проверил.

Почему это не та колонна? Потому что альтернативщиков всегда надо проверять ибо они, как правило, злостно врут, а на заднем фоне листва парка Екатерингофа , а не портики Исаакиевского собора.

Есть мнение что колонны Исаакия обрабатывали примерно так.

От «автора» обработки колонн Исаакиевского собора на станках мы узнаем, что (!):

Эти «заплатки» — технологическое углубления для удержания заготовки в станке.

В детали и термины вдаваться не буду, не токарь, не фрезеровщик, не бетонщик, не «экструзионист», чтобы это ни значило, простой советский связист.

Как узнать что это за «заплатки» и арматура?

  1. Смотреть видео танкистов, опытных садоводов, путешественников по миру, не знаю, музыкантов, просто «исследователей», кандидатов любых наук и тд.
  2. или Взять наиболее близкий к первисточникам материал, желательно советского и более раннего времени и почитать его, там всё написано.

Видео найдете сами их полно в инете, а этой мой вариант:

Итак читаем эту главу. Небольшие выдержки оттуда.

Всю историю ремонтов Исаакия пересказывать не буду.

Всем известно, что собор это четвертый вариант и он строился на месте третьего варианта и использовал большую часть оставленных от него элементов — фундамент и тд. И даже больше! Был еще промежуточный собор, который начали делать, но в связи с изменением проекта через несколько (!) лет, пришлось часть сделанного полностью разбирать и перестраивать.

В книге всё очень подробно написано, боюсь в некоторых вещах быть неточным. Заранее говорю об этом, чтобы не было непонимания.

Суть проблемы — осадка здания . Неравномерная! Как и полагается.

Это еще один аргумент НАПРОЧЬ отвергающий бытующее мнение о том, что здания могли просесть, углубиться в землю, поэтому они выглядят «погруженными в грунт».

Первый кто это заметил, был сам Монферран, еще в 1841 году. За 17 лет до окончания работ по строительству.

Насколько я понял, колокольни по краям здания из-за неоднородности фундамента дали бОльшую осадку чем сами стены.

Потом пошла цепочка разрушений — колокольни потянули за собой фронтон, архитрав связанный железными (!) штырями с верхушками колонн стал давить на них сильнее, заставляя колонны крениться, изменяя свое положение к базе.

Примерно так, без нагрузки на термины. Крайние части собора стали проседать, и через фронтон, козырек над колоннами, начали давить на колонны, которые накренились внутрь к собору, опять неравномерно, поэтому внизу, в месте их соединения с базой, с одной стороны образовалась щель, а с другой возникла деформация материала.

При Монферране сделали косметический ремонт. Была назначена комиссия, обследования, решения и тд. Вроде устранили. Через несколько лет опять обследовали, выяснили что деформаций нет, осадка прекратилась. Однако это оказалось не так. Это 1846 год.

Проблема — колонны! Их вертикальное положение.

В 1873 (!), через 15 лет после введение собора в строй, последовало распоряжение о капитальном ремонте здания.

Ремонт длился 25 лет. До 1898 года.

Это к вопросу о «непогрешимости» и «инопланетной» ловкости Монферрана.

Все совершают ошибки и гениальный архитектор в том числе, но только не адепты Альтернтаивной истории!

Вернемся к автору этой книги — Николай Павлович Никитин.

Автор книги САМ участвовал в устранении дефектов связанных с наклоном колонн Исааикевского собора и его полном обследовании.

Это уже третий капитальный ремонт и обследование Исаакиевского собора.

Это чертеж, на котором показаны повреждения одной из колонн.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Красота! (26)
  • SOS, это важно (25)
  • туризм (17)
  • Уличное искусство (13)
  • народное творчество (4)
  • Автомобили (15)
  • авторская песня,барды (50)
  • Актеры (933)
  • актеры — несортированное (16)
  • звезды Голливуда (109)
  • Из истории создания фильмов, режиссеры (97)
  • любимые актеры прежних лет (13)
  • Любимые актеры расцвета СССР (332)
  • любимые актеры современности (74)
  • Любимые актеры французского кино (68)
  • Любимые итальянские актеры (37)
  • память (23)
  • супермодели (14)
  • эстрадные, оперные певцы, иллюзионный жанр, цирк (134)
  • Юбилей любимых актеров (20)
  • Английский язык (5)
  • Анекдоты, юмор (285)
  • анимация (2)
  • Антикварное (32)
  • Архитектура (227)
  • Афоризмы, мудрости (182)
  • библиотеки (31)
  • видео (448)
  • Видеопутешествия (195)
  • Видеопутешествия с Риком Стивсом (41)
  • ВИНТАЖ (1)
  • Виртуальные туры (15)
  • внешность как искусство (45)
  • возможности человеческого организма (7)
  • возраст (86)
  • Восток (4)
  • генеология (1)
  • События в мире (34)
  • Дворцы, замки (248)
  • деньги (24)
  • дети (38)
  • Дизайн (32)
  • Династия Романовых (50)
  • Династия Романовых — 2 (105)
  • Дневник (223)
  • картинки для комментариев (12)
  • кнопочки (5)
  • музыкальные флеш-плееры (3)
  • обучение (54)
  • разделители (16)
  • рамочки (107)
  • схемы (4)
  • документальное кино (74)
  • дороги которые мы выбираем (5)
  • дороги, мосты, акведуки, тоннели (61)
  • Древнерусское, славянское, мифология (3)
  • европа (12)
  • еда, традиции (51)
  • женский образ (53)
  • ЖЗЛ (147)
  • Живая природа, животные, птицы, ландшафты, виды (214)
  • живописные деревни (87)
  • Живопись (1221)
  • Вернисаж одной картины (18)
  • Гвидо Борелли (9)
  • Графика (35)
  • Жанровая живопись (157)
  • Живопись Старых мастеров (100)
  • животные в живописи и фотографии (21)
  • из коллекции lomovolga (23)
  • импрессионисты (20)
  • натюрморт (54)
  • образ Мадонны (18)
  • пейзаж (255)
  • портрет (137)
  • Старые мастера (102)
  • Тематическая живопись, интерьеры в живописи (149)
  • цветы в живописи и фотографии (84)
  • жизнь-подвиг (5)
  • жилье (63)
  • забавное и интересное (124)
  • Заповедники, национальные парки (7)
  • Зацепило (23)
  • здоровье (506)
  • Лечение (186)
  • боли в суставах (52)
  • эзотерические практики (14)
  • интересные истории (162)
  • Интересные факты (166)
  • Интерьеры (127)
  • Искусство (198)
  • Искусство танца (83)
  • Истории любви (113)
  • История (254)
  • история вещей (56)
  • история костюма (27)
  • История успеха (32)
  • катастрофы, крушения (22)
  • кино (187)
  • Кино смотреть (276)
  • мультики (14)
  • Книги (20)
  • аудиокниги (3)
  • Компьютер для чайников (8)
  • коты, собаки (122)
  • креатив, модерн (25)
  • куклы (30)
  • Культура, искусство (47)
  • Кумиры (33)
  • курорты, отдых (26)
  • литература, поэзия (213)
  • Личности, известные люди (577)
  • наполеон (8)
  • мебельное искусство (6)
  • Медицина, психология (34)
  • Мода (161)
  • Мои путешествия (34)
  • Мои путешествия. Испания (2)
  • Мои путешествия. Италия (6)
  • Мои путешествия. Норвегия. (1)
  • Мои путешествия. Португалия (10)
  • Мои путешествия. Франция. (5)
  • мой герой (26)
  • момент истины (212)
  • Монархи, исторические личности (188)
  • мораль, этикет (23)
  • Музеи (150)
  • эрмитаж (28)
  • Музыка, музыканты, композиторы, певцы (502)
  • наука, техника, прогресс, образование (57)
  • необыкновенные судьбы (19)
  • отели, отдых (19)
  • Парад рейтингов (123)
  • песня (235)
  • Плоды, фрукты (11)
  • подводное царство (1)
  • позитив (216)
  • Полезная информация (52)
  • Полезная информация — 2 (131)
  • Полезности (84)
  • политика (29)
  • Поэзия, поэты, писатели (8)
  • праздники (35)
  • Прикладное искусство (126)
  • приметы, суеверия, гадания (8)
  • притчи, легенды (8)
  • Прогулка сквозь года (18)
  • Проклятые короли (3)
  • путеводители по дневнику (1)
  • путешествия (495)
  • Разное (30)
  • резьба по дереву, кости (19)
  • Рецепты, кулинария, оформление блюд (284)
  • баклажаны, овощные блюда (37)
  • выпечка (10)
  • конфеты, сладости (18)
  • мясо, сало (79)
  • напитки (8)
  • рыба (34)
  • сервировка, оформление блюд, кулинарные тонкости (26)
  • Рукоделие (203)
  • вязание (55)
  • изделия из старых джинсов (52)
  • переделка вещей (14)
  • шитье (81)
  • С высоты птичьего полета (32)
  • сады, парки (48)
  • Сайты для работы с фото, полезные программы (52)
  • Салонное (16)
  • Семейные отношения (15)
  • Скульптура, памятники (130)
  • Соборы, монастыри, мечети, храмы — часть 1 (50)
  • Соборы, монастыри, мечети, храмы — часть 2 (193)
  • спорт (23)
  • Старые вещи (2)
  • Стиль (108)
  • Страны, города (2751)
  • Австралия (3)
  • Австрия (68)
  • Азия (23)
  • Америка (121)
  • англия, великобритания (155)
  • Бельгия (37)
  • Венгрия (21)
  • Германия (182)
  • Греция (14)
  • грузия (6)
  • Дания (24)
  • Израиль (16)
  • Индия (23)
  • иордания (2)
  • Исландия (4)
  • Испания (112)
  • Италия, Ватикан, Сан-Марино (347)
  • канада (9)
  • Киев (198)
  • Китай, Бирма (79)
  • Латвия (1)
  • Монако (24)
  • Москва (34)
  • Нидерланды (39)
  • норвегия (56)
  • ОАЭ (25)
  • Париж (109)
  • Польша (18)
  • Португалия (75)
  • Прибалтика (9)
  • Россия (93)
  • Румыния (23)
  • Санкт-Петербург (122)
  • Словения (3)
  • Тунис (2)
  • Турция (10)
  • Украина (223)
  • Финляндия (8)
  • франция (61)
  • франция — 1 (141)
  • Хорватия (8)
  • Чехия (41)
  • Швейцария (44)
  • Швеция (22)
  • Япония (12)
  • Страны, обычаи (125)
  • Таинственное и удивительное (34)
  • театр (17)
  • транспорт, аэропорты, вокзалы (36)
  • Удивительные и прекрасные места на планете (5)
  • узнай всю правду (48)
  • украшения (24)
  • умелые руки (66)
  • Умности (49)
  • уникальное (115)
  • Фарфор, керамика, хрусталь, стекло (59)
  • Фото (663)
  • Проект Екатерины Рождественской (16)
  • фотовернисаж (275)
  • фотошоп (6)
  • Хозяйство (59)
  • христианство, православие, праздники (99)
  • Иконы (22)
  • молитвы (3)
  • Хроники московского быта (48)
  • Цветочное великолепие (37)
  • цитаты (130)
  • шоу (26)
  • экстрим (46)
  • энциклопедии, словари, справочники (4)
  • это интересно (955)
  • Ювелирное искусство (73)
  • Явления природы (4)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Сообщества

Статистика

Исаакиевский собор-шедевр архитектора Огюста Монферрана.

Исаакиевский собор-шедевр архитектора Огюста Монферрана.

История строительства символа Санкт-Петербурга — Исаакиевского собора — была долгой и мучительной. Подробно её описал исследователь Николай Никитин, проанализировавший многие документы, свидетельствующие о процессе проектирования и возведения Исаакия.

Анри Луи Огюст Рикар де Монферран ( 23 января 1786 — 28 июня 1858, Санкт-Петербург) — архитектор, строитель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге.На русский манер Рикара Монферрана также называли Август Августович Монферран и Август (Августин) Антонович Монферран. Более 40 лет, до самой смерти, он жил и работал в этом городе

Исаакиевский собор (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея. Зарегистрированная в июне 1991 года церковная община получила возможность совершать в соборе богослужения. Богослужения в Исаакиевском соборе проводятся ежедневно, за исключением среды. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю. Музейный комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“».

Северный фронтон. «Воскресение Христа»Фраза, помещённая во фризе северного портика, — «Господи, силою твоею возвеселится царь»,— может считаться выражением идеи всего сооружения.

Впервые на месте, расположенном неподалёку от нынешнего Исаакиевского собора, храм появился в 1707 году. Как указывают авторы книги «Огюст Монферран» Ольга Чеканова и Александр Ротач, собор построили по указу Петра I во имя небесного покровителя царя — преподобного Исаакия Далматского. Но для церкви не возводили новое здание — просто переделали под храм деревянный амбар. Тем не менее церковь играла особую роль в жизни Петербурга. Например, в ней состоялось венчание императора Петра I и императрицы Екатерины Алексеевны в 1712 году.

фрагмент западного фронтона «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием»

барельеф с изображением Монферрана

Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год.

Анри Луи Огюст Рикар де Монферран

Позже было решено возвести каменную церковь на месте деревянной. Проект сделал известный в Петербурге немецкий архитектор Георг Маттарнови, принимавший также участие в строительстве грота в Летнем саду и Зимнего дворца. В 1717 году камень в основание будущей церки лично закладывал Пётр I. Но строительство шло непросто: в 1719 году Маттарнови умер, и доводить до ума здание поручили ведущему архитектору Петербурга Николаю Гербелю. Именитый мастер не вполне справился с заданием — запроектированные им конструкции сводов оказались неудачными и дали трещины. В 1724 году Гербель умер, строительство церкви завершили два не менее известных архитектора: Гаэтано Киавери и Михаил Земцов.

западный фасад

Апостолы Варфоломей и Фома

Столь сложно создававшееся архитектурное творение постигла печальная участь. В 1735 году после попадания молнии здание загорелось, пожар значительно повредил его. Несколько десятилетий погоревшая церковь стояла брошенной. В 1760 году постройку основательно исследовал архитектор Савва Чевакинский. Он заявил, что фундаменты слишком близко расположены к Неве — храм стоял там, где сегодня расположен памятник медному всаднику, — из-за чего они размываются водой. Чевакинский предложил перенести храм на новое место — дальше от воды. Через год ему поручили создать проект нового здания.

Южный фасад

Барельеф «Поклонение волхвов»

Апостолы Филипп и Андрей

Архитектор решил максимально сохранить облик храма, построенного при Петре I. Церковь, имеющую в плане форму латинского креста, предполагалось построить с одной главой. Рядом должна была стоять колокольня, состоящая из нескольких ярусов. Самое главное, что Чевакинский наметил точный участок под строительство храма — он впервые указал ровно то место, где сейчас стоит Исаакиевский собор.

Н. Ф. Гербель. Южный фасад церкви Исаакия Далматского. 1721 г., ГЭ

Закладка камня нового собора состоялась только в 1768 году. К тому моменту Чевакинский уже покинул проект, а за строительство отвечал архитектор Антонио Ринальди. Он создал новые эскизы собора на месте, указанном Чевакинским. В отличие от предшественника, Ринальди решил изменить облик первоначального храма петровских времён и создать пятиглавый храм с колокольней.

Красивый проект не суждено было осуществить. Ринальди начал работы, но после смерти Екатерины II в 1796 году он решил вернуться в Италию. К тому моменту собор в соответствии с проектом Ринальди был возведён почти до уровня основания барабанов куполов. Построить пятикупольную композицию доверили архитектору Винченцо Бренну, приступившему к работам 1 апреля 1798 года.

Восточный фасад

Апостолы Симеон и Иаков

Бренна сначала честно хотел довести до ума замысел предшественника, но, как сказано в книге «Огюст Монферран», денег на строительство не хватало, поэтому архитектор решил внести изменения в проект Ринальди и сделать собор одноглавым, а колокольню уменьшить на один ярус. Строительство завершили к 30 мая 1802 года.

Но вскоре стало очевидно, что оставлять храм в таком виде нельзя. Архитекторам предложили принять участие в конкурсе и придумать, как усовершенствовать имеющуюся постройку. В 1809 году соответствующее приглашение получили многие видные мастера, в том числе Андрей Воронихин, завершавший строительство Казанского собора, Джакомо Кварнеги, только-только достроивший Смольный институт, и другие.

Почти все архитекторы проигнорировали задачу сохранения параметров здания, поставленную Александром I, и стали предлагать новые проекты. Конкурс остался без победителя. Но позже судьба свела императора с Огюстом Монферраном.

Третий Исаакиевский собор на гравюре. 1816 год

Француз Монферран, получивший блестящее образование в Париже, сам приложил усилия для того, чтобы Александр I заметил его. В 1814 году император приехал в Париж, где архитектор преподнёс ему папку своих проектов. Александра I впечатлили работы Монферрана, и в 1816 году архитектор переехал в Россию.

Бюст Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из камней, использовавшихся при строительстве собора

В 1818 году Монферран создал проект доработки Исаакиевского собора. Архитектор схитрил: не все его решения, которые отлично выглядели на бумаге, легко можно было воплотить в жизнь. Но Александр I доверял архитектору и 20 февраля 1818 года подписал проект, утвердив смету на сумму 506 300 рублей на первый год работ.

Контролировать перестройку должна была особая комиссия, объединившая специалистов и крупных государственных деятелей во главе с членом Государственного совета графом Николаем Головиным. 4 марта 1818 года состоялось первое заседание комиссии, а 26 июля 1819 года — торжественная закладка собора.

В западной части в фундамент под входом была опущена бронзовая позолоченная доска с надписью: «Сей первый камень обновления положен в лето от Рождества Христова 1819 в 26 день июля месяца царствования императора Александра Первого в 19 лето, при обновлении храма, начатого великой его прародительницей Екатериной Второй во имя святого Исаакия Далматского в 1768 году. При сей перестройке Исаакиевского собора в Комиссии Высочайше установленной председательствовал граф Головин; заседали действительный тайный советник Козадавлев, генерал-лейтенант Бетанкур и тайный советник князь Голицын; перестраивал архитектор Монферран».

Французский архитектор добивался максимальной самостоятельности при строительстве. С самого начала он потребовал у комиссии двух помощников, четырёх десятников, секретаря, двух мастеров каменных дел, двадцать пять солдат и особое лицо для приёмки материалов, поступавших на строительство по заявкам зодчего, причём приёмщик должен был непосредственно подчиняться Монферрану. Комиссии такая самостоятельность не нравилась.

В ноябре 1820 года комиссия направила на стройку человека для контроля за расходованием материалов и денег. Проверяющий в своих донесениях заявил о взяточничестве и хищениях.

Монферрана после проверки отстранили от всех хозяйственных дел. В конце января 1822 года комитет сообщил Александру I, что перестройка Исаакиевского собора по чертежам Монферрана технически невозможна, необходима переработка проекта. На тот момент в перестройку собора вложили уже около 5 миллионов рублей. Эти средства ушли на разборку старого здания и укладку новых фундаментов.

Александр I предложил не отказываться от проекта Монферрана, а доработать его.

При этом император потребовал остановить строительство до тех пор, пока уточнённый проект не будет готов и утверждён

С 1822 года создавался новый проект Исаакиевского собора. В работе принимали участие члены комитета по перестройке храма, которые три месяца прорабатывали в эскизах свои предложения и 25 апреля представили их на специальном заседании. Участвовал в проектировании и Монферран. Внешний облик собора приобрёл тот вид, к которому мы привыкли: в центре композиции оказался большой купол, также добавили два восьмиколонных портика с западной и восточной сторон к ранее предусмотренным двум шестнадцатиколонным с южной и северной.

Проект был представлен Александру I на рассмотрение 9 марта 1825 года и утверждён почти через месяц. На всех чертежах Монферран именовался главным архитектором и рядом с подписью ставил свою личную печать.

В 1826 году возобновились строительные работы. 48 колонн устанавливали более двух лет: с 20 марта 1828 года по 11 августа 1830 года. Причём большую часть времени занимала подготовка креплений, а установка самих колонн не превышала 40–45 минут.

Ещё более сложным оказалась установка 24 монолитных колонн из гранита по периметру барабана купола. Масса каждой колонны составляет 64 тонны. На установку одной уходило порядка двух часов. Первая колонна заняла своё место 5 ноября 1837 года, в течение двух месяцев были подняты оставшиеся 23.

К 1841 году все общестроительные работы в Исаакиевском соборе были завершены. До 1858 года проектировались и создавались интерьеры. Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году 30 мая — в день памяти преподобного Исаакия Далматского и день рождения Петра I, когда-то стоявшего у истоков самого первого здания храма Исаакиевского собора.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Огуп управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа
  • Огу центр по ценообразованию в строительстве курской области
  • Огу управление капитального строительства смоленской области
  • Огромный 3d принтер для строительства
  • Ограничения строительства в зоне лэп