Обряды и приметы при строительстве дома

Суеверия при постройке дома

Одно из обязательных условий для нормального человеческого существования — иметь крышу над головой. В старину большая часть населения обитала в частных домах, и строили их обычно будущие хозяева собственными силами. На Руси постройка нового дома всегда была окружена многими традициями, приметами и суевериями.

Выбор места

Место под постройку выбирали обязательно после праздника Покрова — 14 октября. Дом не должен был располагаться возле заброшенной старой дороги — считалось, что по ней будут «уходить» достаток и благополучие. Нельзя было строить жилище и на месте старой бани, пожарища или там, где когда-то пролилась кровь. И, конечно, строжайшее табу строительства на местах захоронений.

Сегодня существование патогенных зон, губительных для всего живого, научно доказано. Например, в местах геологических разломов могут происходить выбросы магнитного излучения, угнетающе воздействующие на организм и психику человека. Но отрицательная энергетика, по словам экстрасенсов и парапсихологов, может возникать и там, где происходило что-то плохое. Так, «гиблыми», «проклятыми» издавна считались дома и места, где случались убийства и самоубийства, жили колдуны или просто дурные люди, проводились ритуалы чёрной магии, где видели призраков. Иногда история места и впрямь была связана с проклятием.

В таком месте людям не было житья: они либо болели, либо у них случались какие-нибудь беды. Не приживались там часто и домашние животные, скотина. Деревья и растения засыхали, не цвели, не плодоносили.

Но не всегда состояние «ауры» данного места являлось очевидным. На Руси издавна, для того чтобы это определить, приглашали «знающих» людей, проводили специальные обряды.

Исследователь Николай Непомнящий в книге «XX век. Проклятие вещей и проклятые места» пишет: «Определяли такие места особые люди, называвшиеся лозоходцами, — из-за своего обычая использовать лозу при поиске таких мест» (лоза — деревянная палка-рогатина, в наше время это рамка из металлической проволоки, — прим. авт.).

Прежде чем окончательно определиться с местом строительства, его долго и тщательно обследовали. В частности, наблюдали за поведением животных и насекомых. Так, раскладывали на земле дубовую кору и через несколько дней смотрели: если под корой находились лишь пауки да муравьи, место считалось плохим и непригодным для жилья. Если же из земли показывались дождевые черви, то приступали к строительству.

Качество места нередко определяли и по количеству мышиных нор: чем больше их было, тем здесь лучше и безопаснее. Однозначно не ставили дома на участках, которых избегали звери и птицы, где не росла трава. Зато благоприятным считалось место, где останавливался конь, запряжённый в повозку, на которой везли первую лесину для строительства, или где ложилась на землю выпущенная из хлева молодая корова.

А то ещё доставали из-за пазухи три круглых хлебных каравая и катали их по земле. Если все хлебы ложились на землю в таком виде, в каком они находились в печи, место считалось благоприятным. А вот если каравай ложился верхней коркой вниз, то строительство откладывалось.
К подобным ритуалам обращались не только безграмотные крестьяне, но и власть предержащие. Так, при планировании жилых кварталов Санкт-Петербурга Пётр I распорядился поступать следующим образом. В предполагаемых местах строительства на равном расстоянии друг от друга чертили линии, вдоль них вбивали колья, к которым прикрепляли куски сырого мяса. Там, где мясо дольше всего не портилось, потом строили дома. В наши дни этот «ритуал» получил научное обоснование: в геопатогенных зонах быстрее развиваются микроорганизмы, способствующие процессам гниения. Был ещё такой способ: расставляли в «контрольных точках» горшки с молоком и ждали, где молоко скиснет быстрее всего, а где будет долго оставаться свежим.

В Москве «гиблыми» считались район Ветродуя — нынешний Тёплый Стан, Калужская площадь, оконечность Арбата, Замоскворечье, излучина Москвы-реки в районе нынешнего метромоста, Лужники. Там официально запрещалось возводить здания.

«Закладка»

Определив место, будущий хозяин очищал его, опахивал участок по кругу, а внутри круга намечал квадрат для фундамента будущей постройки, который делился крестом на четыре части. Затем нужно было отправиться «на все четыре стороны» и с каждой стороны привезти по большому камню-валуну. Они закладывались как основание под углы будущего дома.

Основным деревом для плотницких работ была липа. Её высушенная древесина как нельзя лучше подходила для вырезания и изгибания. Брёвна для будущего сруба заготавливали зимой, давали им вылежаться до весны. Как только проглядывало солнце, размягчалась древесина, принимались за дело…

Строили в деревнях дружно. За один день сруб подводился под крышу. Сначала клались два нижних бревна. После этого появлялся хозяин с водкой: непременно было положено выпить за «закладку»… Под передний угол будущей избы, который в народе звали святым, хозяева часто закладывали серебряную монету — на богатство в дому. Плотники же от себя помещали туда же кусочек ладана, чтобы отвадить нечистую силу.

Плотники и домовые

Плотников хозяева — помимо платы — всячески задабривали, «проставляясь». Ещё, сговариваясь о цене, ударяя по рукам, выставляли водку, пили «заручное». После укладки первого ряда брёвен выпивали «обложейный» шкалик. Особое значение придавали поднятию матицы (главной балки, которая держала потолок). И, конечно, выставляли угощение, когда ставили на место уже готовый сруб…

Но это ещё не всё. В новый дом не зря было принято первой запускать кошку. Там, где она устраивалась, нельзя было ставить лавку или кровать. В наше время говорят, что кошки любят отрицательную энергетику…

Наличники и резные подзоры под крышей будто освещали дом постоянным и ровным светом — их хорошо было видно даже ночью. Наружная резьба по дереву играла и роль оберега от нечистой силы. Обычно это были различные круги или розетки в виде солнца. Чтобы уберечь дом от несчастий, делали коньки на крышах жилых домов и хлебных амбаров. Широко расписывали интерьер избы — печь, перегородки, полати: через них могла проникнуть в помещение нечистая сила.

Плотницкие работы обычно оплачивались по довольно высоким расценкам, но в любом случае исполнителям прогадать не хотелось. Если артель не получала денег сполна, плотники устраивали, как говорилось, свой «расчёт»: под коньком на крыше они втайне прилаживали длинный ящичек без одной стенки, набитый берестой. Вечером или ночью в ветреную погоду над головой испуганных обитателей дома слышались такие вой и свист, что трудно было не помянуть домового или всяческую нечисть… Хотя сегодня большинство из нас живут в благоустроенных квартирах, спрос на строительство в «частном секторе» по-прежнему не падает. И, приступая к постройке дачи или загородного дома, не помешает вспомнить о старинных традициях наших предков.

Источник

Древнерусские обряды при строительстве дома и новоселье. Их смысл и значение для жизни.

Интересно наблюдать, как традиции и обычаи далёких предков отражаются в нашем сознании, и, конкретно, в нашей повседневной жизни. Конечно жизнь меняется, но этническая коллективная память продолжает работать на подсознательном уровне. Взглянем какими обрядами и обычаями сопровождалась постройка дома в древнерусской традиции, и как всё это вписывается теперь в наш современный быт.

Дом и сегодня для русского человека больше, чем просто жилище. Это структурированное пространство, в котором происходят почти все значимые события жизни.

К покупке или постройке дома, квартиры люди относятся порою, как к самому серьёзному шагу в жизни. Даже супругов выбирают по принципу случайности, но к покупке жилья стараются подходить прагматично.

Правда сегодня Дом именуют безликим словом «Недвижимость» Самое же первое имя русского дома – Истба. Означает помещение, которое нужно истопить, то есть прогреть. Со временем Истба потеряла букву Т. Звонкий согласный Б повлиял на С – превратил в звонкий З. И получилось знакомое нам слово ИЗБА.

Изба или Жило – это то пространство, где тепло, где живут. Сени, коридоры, различные кладовые ИЗБОЙ не считались никогда.

Выбор места для нового дома.

По традиции к строительству или приобретению нового дома подталкивала человека семейное положение. Новая семья – новый мир, сепарация от родителей. Либо, негодность, ветхость старого дома. Или же трагедия – потеря дома, например, при пожаре.

Созидание нового дома всегда сложный процесс. Требовалось соблюсти кучу условий и правил.

Мы сегодня место для дома или квартиры выбираем по принципу удобства расположения, близости к инфраструктуре.

Человек традиционной культуры начинал строительство дома с выбора счастливого места . Но гораздо важнее было не построить дом на месте несчастливом.

Категорически нельзя было строить дом на дороге. Даже на старой и совсем заброшенной. Дорога и дом мистическим образом противопоставляются в народной культуре. Жизнь в доме, выстроенном на дороге сулит болезни и всяческие беды.

Нельзя строить дом на месте бани. Баня – место сакральное. В бане долгое время не имели икон. Даже если баню сносили, на этом месте ни в коем случае нельзя было строить дом, чтобы не навлечь беду.

Само собой разумеется, нежелательно было возводить дом на месте, где совершилось убийство.

Обычаи, связанные со строительством дома.

Так же, как и сегодня, в стародавние времена хозяин зачастую нанимал бригаду плотников для постройки дома. Бывало, конечно, что строили дом своими силами, но всё равно на некоторых особо ответственных этапах строительства обращались к профессионалам.

Плотник, как и кузнец, и мельник в древнерусской традиции – это человек, знающий тайное ремесло. Про таких говорили многозначительно: «Он знает» Что знает?

Знает, как из частей природы (дерева, камня, железа) сделать артифакт, то есть рукотворную вещь. При чём вещь с долгим сроком службы человеку!

Итак, приглашался плотник. Плотник выбирал подходящие для постройки дома деревья. А деревья годились не все для такой цели. Требований было не мало. Никогда не строили из плодовых деревьев – это был большой грех! Не брали деревья из священных рощ, с кладбища. Нежелательно было для строительства дома использовать деревья с раздвоенным стволом.

Пуще всего боялся хозяин обидеть плотников – не доплатить им. Считалось, что обиженный плотник сделает так, что жить в построенном доме нельзя будет. Напустит, например, червей и они съедят брёвна. Или вобьёт в венец гвоздь от гроба – тогда источат жильцов болезни и хвори.

Каждый завершённый этап строительства (укладка венцов, возведение стен, крыши) отмечали угощением. Проставлялся хозяин. Угощение в оплату не входило.

В русской культуре существовал обычай при закладке дома приносить в жертву коня. Есть даже такое выражение народное: «Дом всегда строиться на чью-то голову.» Дом – это не просто жильё. Это особый микромир. Древнейшим языческим убеждением — мир разворачивается из жертвы, старались не пренебрегать. В качестве жертвы был либо конь, либо бык. Голову животного закапывали под венцами, а мясо шло на угощение плотникам и помощникам.

Кстати, интересно, что примерно века до 10 на Руси окон в крестьянских избах не было. Не считая волоковых оконцев, которые делались не для проникновения света, а для вытяжки дыма.

Окно позднее явление в культуре русского дома. Слово ОКНО произошло от слова ОКО. То есть окна мыслятся, как глаза дома. К окнам народная традиция относилась неоднозначно. С одной стороны окна – хорошо, можно видеть то, что делается снаружи. Но с другой стороны окно – это опасность, так как оно обнажает то, что делается внутри дома, внутри микромира!

Как правило, дверей в крестьянской избе было две. Первая дверь вела с улицы в сени. Эта дверь всегда открывается внутрь. (от себя) Почему? А потому, что зимой могло завалить избу снегом по самую крышу. И если бы дверь отворялась наружу, то хозяин бы не вышел из дому до весны.

А вот дверь, ведущая из сеней в избу, отворялась наружу, то есть на себя. Это дальновидное дизайнерское решение экономило полезное пространство внутри дома.

Любая новая вещь в народной культуре – это опасность. Это сей час мы любим всё новое, и легко расстаёмся со старым. Традиционный человек не доверял новому. Старая вещь уже испытана, пропитана твоим запахом, проверена многими годами службы. А новая вещь – полная неизвестность.

Тем более новый дом. Новый, значит без души. Если в доме хоть кто-то жил до тебя – не страшно. Но вот к новостройкам относились с большим подозрением. Считалось, что тот, кто первый зайдёт в необжитое пространство непременно умрёт в текущем году. Именно отсюда пошёл обычай — первой в дом запускать кошку. В некоторых областях первым в новый дом пускали петуха. Ещё был обычай, согласно которому первым в дом заходили представители старшего поколения, затем середняки, и последними – дети. То есть семья входила в новый (пока страшный) дом в том порядке, в котором предполагалось покидать этот мир.

Важнейший момент — привлечь в новый дом домового. Обычно его старались перевести или перенести из старого дома. Для этого в последнюю ночь в старом доме у печи оставляли горшок с углями. Просили «Батюшко, батюшко пойди в новый дом!»

Хозяйка – большуха (главная женщина в доме) должна забрать горшок, который теперь не просто горшок, а домик для Батюшки (домового) и перенести его в новый дом. Только после этой процедуры следовало справлять новоселье.

Трапеза при новоселье тоже имела ритуальное значение. На первую в новом доме трапезу созывались знакомые и родня. Очень важно было угостить нищих и убогих. Такая трапеза имела сакральное – разрешающее значение. Только тогда дом становился домом, пригодным для житья многих поколений.

Кое –какие отголоски древней народной традиции мы наблюдаем и по сей день. И не только наблюдаем, но и соблюдаем. Особенно живуча традиция устраивать новоселье. Принято у нас и окроплять дом святой водой, устанавливать оберегающие символы. Кто- то вешает для этого иконы. А кто-то по старинке над входом располагает подкову.

Почему подкову? Опять же магия артифакта. Подкова – это кусочек железа, обработанный человеком, и в то же время принадлежащий лошади. Считается, что такой предмет способен защищать внутреннее пространство дома, и привлекать богатство и прибыток.

Мир Вашему Дому, уважаемый читатель! Спасибо за внимание.

Источник

Новоселье и строительство. Приметы и обряды, связанные с новосельем и строительством дома

Строительство дома

Чтобы выбрать место для будущего строения, на земле раскладывали куски дубовой коры. Через три дня ее переворачивали и смотрели: если под корой находились лишь пауки да муравьи — плохое место, непригодное для жилья. Если же там были дождевые черви — можно строить. Или пекли три круглых маленьких каравая. Хозяин дома нес их до места постройки за пазухой, доставал и катал их по земле. Если все они ложились верхней коркой вверх — место считалось хорошим, безопасным. Если каравай переворачивался и ложился на верхнюю корку, искали другое место для постройки.

Если же все указывало на удачу, тогда с Божьей помощью брались за работу, не забыв положить под правый дальний угол строения серебряную монету, зерна, чтобы в новом доме не переводились ни хлеб, ни деньги. Порой добавляли шерсть — на счастье и ладан — для святости.

В глубокой древности существовало поверье, что новое жилье только тогда будет прочно, когда умрет глава поселившейся в нем семьи и в душе усопшего дом получит своего домового.

Приметы и обычаи для тех, кто строить дом

• Не предвещает добра новостройка на месте старого дома, последний хозяин которого умер, не имея родных, или там, где старый дом был разрушен в результате стихийного бедствия.

• Считалось, что тот из родичей умрет раньше, кто прежде всех войдет в дом, поэтому первым должен был войти самый старший в семье.

• Чтобы отвести смерть от хозяина дом, хозяева тайно приходили на место закладки, отрубали у петуха голову и зарывали ее там, где предполагался передний угол дома.

Строительство дома

Плотников старались задобрить загодя. Сговорились насчет условий — пили «заручное». Когда клали два нижних бревна, приходил хозяин, приносил водку: пили «закладочные». Уложили первый ряд основных бревен — пили «обложейное». Когда заготовленный сруб переносили и ставили на указанное место — снова устраивали угощение. Матицу (главную балку, на которой настилается накат и укрепля­ется потолок) поднимали в особенно торжественной обстановке. Когда дом был построен, снова принимали меры для охраны его от нечистой силы: на печи, перегородках, полатях, обязательно на голбце — через него в первую очередь могла проникнуть в дом нечистая сила — рисовали знаки солнца, чертили кресты. Чтобы уберечь дом от несчастий, делали коньки на крышах жилых домов и хлебных амбаров.

Влозины

Переезжали в новый дом обязательно ночью. Конечно, полностью перенести пожитки в это время сложно, поэтому ограничивались несколькими предметами, которые символизируют жизнь в доме: подушкой, горшками, хлебом, мылом. Скотину обязательно перегоняли ночью, чтобы уберечь от сглаза. Старуха-хозяйка в старом доме накрывала стол скатертью и ставила на него хлеб-соль. Хозяин зажигал свечу перед образами и после общей молитвы клал икону себе за пазуху. Затем подходил к голбцу и говорил, отворив дверь в подполье: «Суседушко, братанушко, пойдем в новый дом! Как жили в старом доме хорошо и благо, так будем жить и в новом. Ты люби мой скот и мое семейство». После этого все отправлялись в новый дом. Хозяин нес петуха и курицу, хозяйка — хлеб-соль и квашню, остальные пожитки распределялись между членами семьи. Открыв дверь, хозяин прежде всего пускал в избу петуха и курицу и ждал, чтобы петух пропел на новоселье. Затем входил в дом, ставил икону, открывал голбец и приглашал: «Проходи-ко, суседушко, братанушко!» Новоселье заканчивалось семейной мо­литвой. Затем хозяйка накрывала стол, затапливала печь и принималась за стряпню. Существовал и такой обычай, как перенос в новый дом из старого священного огня. Старшая женщина-хозяйка (мать или свекровь) последний раз топила в старом доме печь, выгребала горячие угли в чистый горшок и накрывала его белой скатертью. В новом доме с поклонами и хлебом-солью ее встречали молодые хозяева. Принесенные угли высыпались в печурку, снятой с горшка скатертью символически трясли по всем углам, как бы выпуская домового. Затем горшок разбивали и зарывали под передний угол. Если до новой избы было далеко и не удавалось перенести туда священный огонь, переносили вместо него кочергу и другие атрибуты очага.

Приметы и обычаи, связанные с новосельем и переездом на новое место жительства

• Счастливыми днями для новоселья считались двунадесятые христианские празднества (Пасха, Вознесение,Троица, Вербное воскресенье, Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Воздвижение Креста и Рождество Христово). Особенно удачным для новоселья считалось Введение во храм Богородицы.

• В новый дом первыми должны войти петух или кошка, или малознакомый чело­век, часто неправославный, за ними входил хозяин с иконой и хлебом-солью, а следом все семейство.

• В новый дом обязательно надо взять икону, непочатый хлеб с горстью соли, квашню с растворенным тестом, петуха, курицу и кошку. Впуская в двери кошку, приговаривали: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор».

• Поставив икону в красный угол, отрезали ломоть от каравая хлеба и клали его под печку — домовому.

• Петух — это символ огня, символ очага. Считалось, что если петух, внесенный в новую избу, запоет — это предвещает хозяевам счастливую жизнь. Если же молчит — значит их ожидает в новом доме какое-нибудь горе. Иногда петуха в ночь переселения до утра оставляли в избе, чтобы первый его крик прозвучал в новом жилище.

• В некоторых областях хозяйка дома до рассвета (чтобы никто не видел) старалась три раза обежать новую избу нагишом со словами: «Поставлю я около двора же­лезный тын, чтобы через этот тын ни лютый зверь не перескочил, ни гад не пере­полз, ни лихой человек ногой не переступил, и дедушка-лесной через него не за­глядывал». Чтобы был этот замок крепок, баба в воротах перекидывалась кубарем также до трех раз с приговором, чтобы «род и плод в новом доме увеличивались».

Новоселье. Как организовать новоселье

Новое жилье надо было непременно освятить, и для этого в дом приглашался священник. После завершения ритуала накрывали праздничный стол, на который ставили блюда, имевшие символический смысл: пироги, предвещавшие хорошие отношения с будущими соседями, какое-нибудь блюдо из курицы, например, «богатые» щи на курином бульоне (чтобы денег было — куры не клюют) и т. д. Начинать пир полагалось с водки (чистой, в знак пожелания хозяевам безоблачной счастливой жизни на новом месте). Первый тост обязательно поднимался за долгую жизнь хозяина дома (затем за хозяйку и детей).

Подарки на новоселье было принято вручать непосредственно перед уходом. Подарок должен быть дорогим, для семейного пользования.

Приметы и обычаи, связанные с новосельем

• Гости, приглашенные на новоселье, обязательно должны принести с собой хлеб и полную солонку соли — пожелание обилия и благополучия в доме.

• Как и при выборе места для строительства дома, снова катали по полу караваи хлеба и смотрели, как они лягут, как хозяевам придется жить на новом месте, счастливо или нет.

• Ни в коем случае нельзя было дарить новоселам конверт с деньгами.

• Уходя из нового дома, хорошо сказать: «Мир вашему дому!»

Когда и как следует переезжать в новый дом, в квартиру

❧ При переезде в новый дом или квартиру не везут с собой кровать или стул, на котором преставился человек, в противном случае очень скоро будет новый покойник.

❧ Когда в дом вносят новую мебель, нужно об этом уведомить хозяина — домового:

Вот тебе, хозяин, мой новый скарб,

Пусть он будет не первый и не последний!

❧ Если люди делают закладку дома, нужно под три угла подложить мелочь и сказать:

Мир, покой, богатство.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Тогда и будет богатство в доме.

❧ Нельзя вносить в дом ветки боярышника и белой сирени, это приносит скорое несчастье. Не хранят также в доме ковыль.

❧ Чтобы в новом доме никогда не водились пруссаки (тараканы), двухвостки, клопы и другие насекомые, нужно при закладке дома позаботиться об этом. Попросите плотников, чтобы они вбили гвоздь между первым и вторым бревном. Прежде чем отдать плотникам этот гвоздь, наговорите на него так:

Обженяю я дерево с гвоздем.

Пусть они рядом лежат

Да усердно плодят: чистоту, здравие и богатство.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

❧ Если плотники, делая сруб, кладут бревно с выпирающим сучком, то у жильцов дома могут появиться опухоли. Если вы заметите это, то лучше заставить плотника снять этот нарост.

❧ Замечено, что если в доме три окна смотрят на север, то у хозяина охладевает чувство к жене.

❧ При переезде из старого жилища в новое не забудьте перевезти с собой в новые хоромы и хозяина. Делают это так: берут старый веник, постукивают им по порогу и говорят:

Хозяюшка-домовой, на салазки садись,

На новое местечко прокатись,

А на новом месте уживись.

Веник везут в новый дом.

❧ Если хозяйка вытерла руки о скатерть, она может этим навлечь на свой дом нищету или безденежье. Исправляют это так. Крикните в окошко, как бы окликая кого-то. Но кричать нужно только свое имя, то есть если хозяйку зовут Татьяна, то и в окно она должна крикнуть: «Таня».

❧ Когда топите в первый раз новую печку, перекреститесь и скажите:

Как твой дым покинет мой дом,

Так и дом мой пусть покинут все беды.

❧ Когда строят дом из дерева, то никто не может знать, не будет ли заложено в строительство то дерево, на котором задавился человек. Ведь лес поступает в продажу со всех мест.

Чтобы от этого подстраховаться и отвести беду, следует собрать первую стружку от бревен и сжечь со словами оберега:

Корни в земле, а оберег на мне.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

❧ Не следует закладывать в венец дома бревно с сучком, который растет из середины ствола дерева, иначе в новом доме все умрут в течение семи лет.

Нельзя ставить закваску ночью. Если так сделать, то три года в доме не будет денег.

❧ Чтобы в доме не было ссор, меняйте постельное белье только с субботы на воскресенье.

❧ Тот, кто закладывает дом 13-го числа, строит его чертям.

❧ Кто ночью моет пол, тот вымывает из дома счастье.

❧ Считается, что молния никогда не ударит в тот дом, где живет черный кот или черная собака.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Обряды и заговоры на строительство дома
  • Обряд при строительстве нового дома
  • Обряд перед строительством нового дома
  • Обрушение монолитного перекрытия при строительстве причина
  • Обрушение зданий при строительстве