Национальный компонент в государственном строительстве и организации общества

Национальный компонент в государственном строительстве и организации общества

Каждое государство имеет свою историю становления и развития, в которой миграция населения, межличностные обмены, этнические процессы и другие явления сформировали его современный национальный состав. В свою очередь, этот состав опре-

1 Примечание.Этнос — устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам, что определяется ощущениемкомплиментарности, и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно изменяется в историческом времени (см.: Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993. С. 540).

деляет состояние, уровень и проблемы межнациональных отношений, которые отражаются на содержании и механизмах государственного управления. В данном «срезе» положение в Российской Федерации тоже очень своеобразно, что требует его знания, понимания и учета.

Имеется в виду прежде всего осознание тех посылок, которые являютсяисторическим достоянием, нашим наследием, полученным от предыдущих поколений. Изначально государственность на территории, охватываемой Российской империей, СССР, независимо от того, была ли она славянской, среднеазиатской, закавказской или прибалтийской и т.д., возникала, развивалась и крепла намногонациональной основе. Многие народы на этой территории имеют своюисторическую родину. Некоторые из них в разные периоды создавали свои государства, оставившие след в развитии человечества. Исторический путь, пройденный каждым народом, сохранился в его национальной памяти и предполагает уважение со стороны всех. Масштабы территории (географический фактор), экономические условия и политические обстоятельства во всей российской истории поддерживалиситуацию,при которойсамобытность народов сохранялась и воспроизводилась, несмотря на проживание в одном большом государстве при интенсивном межнациональном общении, в том числе и на личностном уровне. Реальность такова, что ни один народ, самый малочисленный, не исчез, не ассимилировался, а, наоборот, развил свою национальную аутентичность. За годы совместной судьбы в рамках российской государственности (включая и период СССР) народами данной территории была создана общая (интегрированная)технологическая и научно-техническая система производства с соответствующей специализацией и кооперацией. Каждый народ, взаимодействуя с мировой культурой, трансформировал ее через призму своегонационального самосознания.

Национальный компонент всегда присутствовал в государственном строительстве России, правда, в разные исторические периоды по-разному. В XX столетии после Октябрьской революции под влиянием многих условий и факторов, как объективных, так и субъективных, в государственном строительстве преобладал принцип самоопределения наций (в общем, демократический по своей сути), который был истолкован лишь в одном смысле: только создание самостоятельного государства или государственного образования (в смысле территориальной автономии) может считаться лучшим способом решения проблем развития того или иного народа. В результате многообразие экономической, социальной и духовной жизни былосведено к политической сфере, а в ней — к собственно государственно-право-

вой. Восторжествовал формальный подход, при котором все проблемы виделись в статусах образований: союзная республика, автономная республика, автономная область, автономный округ. В СССР, несмотря на 53 таких образования, более семидесяти народов либо представителей народов (национальных групп и диаспор) в то же время не приобрели каких-либо форм организованной консолидации. В итоге не получилось крепкой демократической государственности и не были на необходимом уровне решены национальные проблемы, о чем свидетельствуют события конца 80-х и 90-х годов.

Надо признать, что сужение принципа самоопределения народов только до образования национального государства завело многие процессы в тупик. Нарушалась сущность государственности, которая преодолевает родоплеменные отношения и основывается на началах гражданства —юридической связи людей, объединенных совместной жизнью на определенной территории. Все национально-государственные и национально-административные образования в рамках СССР были по составу населения многонациональными, но так называемая «титульная» нация всегда претендовала на возможные преимущества. Тем самым разными способами — формальными и неформальными — нарушалось равноправие представителей разных народов. Но самое печальное состояло в другом: были фактически прекращены поиски иных форм национальной самоорганизации граждан. Национальные потребности представителей того или иного народа удовлетворялись лишь в их «титульном» образовании, а не по месту их жительства. Сосредоточенность на власти часто вела к забвению национальных запросов в области экономической, социальной и духовной жизни. Нередко содержание и формы самой жизни в разных образованиях мало чем отличались, но межнациональные различия искусственно подчеркивались, что порождало напряжение и конфликты.

Российская Федерация унаследовала фактически весь спектр проблем национального развития и межнациональных отношений, которыми отличался СССР. К тому же они усугублены формированием на его территории 15 государств, вследствие чего возникли новые негативные факторы, вызванные тем, что многие представители народов, давших наименования этим государствам, оказались за их пределами. Одни превратились в национальные меньшинства, другие в переселенцев и беженцев, третьи — в лиц без гражданства и иностранцев. В самой Российской Федерации образовано 32 национальных субъекта Федерации, с одной стороны, равноправных, но с другой — разного уровня: республика, автономная область, автономный округ.

Граждане Российской Федерации по-прежнему относят себя к представителям более чем 100 народов. Короче, все сложности, дававшие и дающие о себе знать, сохранились и приобрели новое состояние, поскольку их предстоит развязывать в условиях демократии, частной собственности и рыночной экономики, к тому же в период кризиса, окончание которого пока не просматривается.

Очевидно, что, продолжая «старую» линию и инерционно следуя сложившейся традиции, новые проблемы и в новых условиях не решить. Необходим интеллектуальный прорыв и поиск нестандартных подходов.

Первое, что представляется целесообразным сделать, — это развести проблемы государственного устройства, обусловленные демократизацией государства и развитием самоуправленческих механизмов общества, и национальные процессы, которые имеют свою логику и привязаны не столько к территории, сколько к человеку, обладающему национальными запросами в любом месте проживания. Если речь возникает о сохранении, возрождении и развитиисамобытности (национальной сущности) того или иного народа, то так и надо ставить проблему. Ведь носителем (субъектом) национального всегда выступают люди, и именно их самореализация в материальном и духовном отношениях обеспечивает национальное бессмертие, по крайней мере в исторической перспективе.

В свободном обществе следование национальным традициям и обычаям, использование национального языка, возрождение ценностей национальной материальной и духовной культуры, «построение» образа жизни и т.д. есть свободный выбор человека, его частное дело, осуществляемое им лично, в кругу его семьи и единомышленников по национальным ориентациям. Государство как властная сила общества с соответствующим аппаратом, в том числе и на уровне субъектов Федерации, должно менее всего вмешиваться в этот выбор и навязывать людям какое-либо национально-коллективное. Его долг исчерпывается созданием и поддержанием в действии необходимыхорганизационно-правовых и социально-психологических условий, позволяющих каждому человеку сполна удовлетворить свои национальные запросы. Государственное же устройство, состоящее в распределении власти по вертикали, призвано постоянно и неуклонно сближать власть и человека, давать возможность каждому гражданину, независимо от его национальных признаков, везде и всегда активно участвовать в процессах властеотношений и государственного управления. В таком контексте следует еще раз напомнить о значении местного самоуправления, так как его «при-

6 Теория государственного управления

вязка» к месту жительства людей позволяет им в его рамках решать все вопросы практической реализации своих национальных запросов. Гражданское общество — вот «поле» протекания национальных процессов. Чем быстрее это будет осознано, тем успешнее пойдет укрепление демократической государственности и развертывание гражданского общества.

Вторая задача видится втеоретическом и нормативном разграничении национального и националистического. Нельзя формировать нормальные отношения между людьми, тем более обеспечивать их с помощью государственно-правовых установлений, если в обществе не проведеныграни, разделяющие добро и зло, нравственное и безнравственное, справедливое и корыстное, правовое и преступное. Наверное, в истории человечества не из-за какого другого вопроса жизни людей не пролито столько крови, не принесено столько жертв, сколько из-за национального. Но должных выводов так и не сделано. Государство должно четко юридически определить соответствующие явления и жестко противодействовать любому переходу за их границы.

Когда сознание и поведение одного народа (его представителей) утверждает и практически реализуетравноправие по отношению к другим народам или, иными словами, содержит в себе «золотое» правило Т.Гоббса: «Не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе» либо знаменитое И.Канта: «Всегда относись к другому человеку как к цели, а не как к простому средству достижения своих целей», тогда реализуется национальное, служащее конструктивным источником развития человечества. Но как только возникает вопрос о каком-либо преимуществе одного народа над другим — генетическом, историческом, физическом, интеллектуальном, расовом, культурном и т.д., то тут же национальное превращается в националистическое со всеми его свойствами.Национализм — это форма тоталитаризма прежде всего для той нации, которая ему поддается. Он противопоставляет ее другим народам, закрывает (изолирует) от общемировых процессов, в том числе в области культуры и технологии, умышленно ведет свою нацию к автаркии, консервации и постепенному саморазрушению. Тем самым государственно-правовое преодоление национализма представляет собой реальную заботу о развитии всего национального. Важно также в нормативном регулировании уходить от двойных стандартов.

Третья задача сводится к тому, чтобы постепеннодеполитизировать национальные процессы и перевести их на уровень (в рамки)гражданского общества. В самом деле, ведь истинно национальное воплощается не в том, что какой-либо народ создает

своего «отца нации» и обслуживает его материально и духовно, а в том, что человек по собственному желанию пользуется определенным языком, признает для себя определенные моральные и религиозные ценности и идеалы, поддерживает избранный им образ жизни, свободно общается с близкими ему по потребностям, интересам и целям людьми. Значит, ему должна быть предоставлена возможность создавать различныенациональнокультурные объединения и посредством их удовлетворять любые свои национальные запросы.

Благодаря тому, что в данном случаеконституирующее (учредительное) начало находится в руках человека, снимаются дискуссионные и порой нерешаемые вопросы о том, что в правовом отношении означает тот народ, к которому человек относит себя, где он находится и что с ним, что такое национальная, этническая или этнографическая группы, кого и какую часть представляют национальные меньшинства и другие, без конца возникающие при юридической характеристике подобных явлений. Объединившиеся по национальному признаку граждане олицетворяют самих себя, сами выбирают формы своих объединений, направления и содержание своей деятельности. Разные национально-культурные объединения граждан могут сосуществовать на одной территории, в пределах одного населенного пункта, совместно организовывать коллективную жизнедеятельность, внося в нее свой национальный опыт, свои материальные и духовные ценности, культурные традиции и обычаи. Соревновательность примет созидательный и интегрирующий характер.

Многие страны пошли именно по такому пути, дав возможность (и право) всем своим гражданам удовлетворять национальные запросы в гражданском обществе. Это открыло простор для укрепления государств и межгосударственной интеграции и в то же время для становления открытых, свободных национальноплюралистических гражданских обществ. Альтернативы существуют, все зависит от того, умеют ли люди ими пользоваться. В частности, различают ли понятия «гражданин» и «личность», отражающие разные социальные роли человека. О понятии «гражданин» поэтому следует сказать особо.

Дата добавления: 2014-10-23 ; Просмотров: 189 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Каждое государство имеет свою историю становления и разви­тия, в которой миграция населения, межличностные обмены, этни­ческие процессы 86 и другие явления сформировали его современный национальный состав. В свою очередь, этот состав определяет со­стояние, уровень и проблемы межнациональных отношений, кото­рые отражаются на содержании и механизмах государственного управления. В данном срезе положение в Российской Федерации то­же очень своеобразно, что требует его знания, понимания и учета.

Имеется в виду прежде всего осознание тех посылок, которые яв­ляются историческим достоянием, нашим наследием, полученным от предыдущих поколений. Изначально государственность на тер­ритории, охватываемой Российской империей, СССР, независимо от того, была ли она славянской, тюркской, среднеазиатской, за­кавказской или прибалтийской и т.д., возникала, развивалась и крепла на многонациональной основе. Многие народы на этой тер­ритории имеют свою историческую родину. Некоторые из них в разные периоды создавали свои государства, оставившие след в развитии человечества. Исторический путь, пройденный каждым народом, сохранился в его национальной памяти и предполагает / уважение со стороны всех. Масштабы территории (географический фактор), экономические условия и политические обстоятельства во всей российской истории поддерживали ситуацию, при которой са­мобытность народов сохранялась и воспроизводилась, несмотря на проживание в одном большом государстве при интенсивном меж­национальном общении, в том числе и на личностном уровне. Ре­альность такова, что ни один народ, самый малочисленный, не ис­чез, не ассимилировался, а, наоборот, развил свою национальную аутентичность. За годы совместной судьбы в рамках российской го­сударственности (включая и период СССР) народами данной терри­тории была создана общая (интегрированная) технологическая и научно-техническая система производства с соответствующей спе­циализацией и кооперацией. Каждый народ, взаимодействуя с ми­ровой культурой, трансформировал ее через призму своего нацио­нального самосознания.

Национальный компонент всегда присутствовал в государствен­ном строительстве России, правда, в разные исторические периоды по-разному. В XX столетии после Октябрьской революции под вли­янием многих условий и факторов, как объективных, так и субъек­тивных, в государственном строительстве преобладал принцип само­определения наций (в общем, демократический по своей сути), ко­торый был истолкован лишь в одном смысле: только создание самостоятельного государства или государственного образования (в смысле территориальной автономии) может считаться лучшим способом решения проблем развития того или иного народа. В ре­зультате многообразие экономической, социальной и духовной жизни было сведено к политической сфере, а в ней — к собственно государственно-правовой. Восторжествовал формальный подход,

при котором все проблемы виделись в статусах образований: союз­ная республика, автономная республика, автономная область, ав­тономный округ. В СССР, несмотря на 53 таких образования, более семидесяти народов либо представителей народов (национальных групп и диаспор) в то же время не приобрели каких-либо форм ор­ганизованной консолидации. В итоге не получилось крепкой де­мократической государственности и не были на необходимом уров­не решены национальные проблемы, о чем свидетельствуют собы­тия конца 80-х и 90-х годов XX века.

Надо признать, что сужение принципа самоопределения народов только до образования национального государства завело многие процессы в тупик. Нарушалась сущность государственности, кото­рая преодолевает родоплеменные отношения и основывается на на­чалах гражданства — юридической связи людей, объединенных совместной жизнью на определенной территории. Все националь­но-государственные и национально-административные образова­ния в рамках СССР были по составу населения многонациональны­ми, но так называемая «титульная» нация всегда претендовала на возможные преимущества. Тем самым разными способами — фор­мальными и неформальными — нарушалось равноправие предста­вителей разных народов. Но самое печальное состояло в другом: были фактически прекращены поиски иных форм национальной самоорганизации граждан. Национальные потребности представи­телей того или иного народа удовлетворялись лишь в их «титуль­ном» образовании, а не по месту их жительства. Сосредоточенность на власти часто вела к забвению национальных запросов в области экономической, социальной и духовной жизни. Нередко содержа­ние и формы самой жизни в разных образованиях мало чем отлича­лись, но межнациональные различия искусственно подчеркива­лись, что порождало напряжение и конфликты.

Российская Федерация унаследовала фактически весь спектр проблем национального развития и межнациональных отношений, которыми отличался СССР. К тому же они усугублены формирова­нием на его территории 15 государств, вследствие чего возникли новые негативные факторы, вызванные тем, что многие представи­тели народов, давших наименования этим государствам, оказались за их пределами. Одни превратились в национальные меньшинства, другие в переселенцев и беженцев, третьи — в лиц без граж­данства и иностранцев. В самой Российской Федерации образовано 32 национальных субъекта Федерации, с одной стороны, равно­правных, но с другой — разного уровня, республика, автономная область, автономный округ. Граждане Российской Федерации по-прежнему относят себя к представителям более чем 170 народов. Короче, все сложности, дававшие и дающие о себе знать, сохрани­лись и приобрели новое состояние, поскольку их предстоит развя­зывать в условиях демократии, частной собственности и рыночной экономики, к тому же в период кризиса, окончание которого пока не просматривается. Не случайно появились идеи о асимметрич­ности субъектов Федерации, большинство из которых не имеют под собой никаких конституционных оснований 87 .

Очевидно, что, продолжая «старую» линию и инерционно следуя сложившейся традиции, новые проблемы и в новых условиях не ре­шить. Необходим интеллектуальный прорыв и поиск нестандарт­ных подходов.

Первое, что представляется целесообразным сделать, — это развести проблемы государственного устройства, обусловленные де­мократизацией государства и развитием самоуправленческих ме­ханизмов общества, и национальные процессы, которые имеют свою логику и привязаны не столько к территории, сколько к чело­веку, обладающему национальными запросами в любом месте про­живания. Если речь возникает о сохранении, возрождении и разви­тии самобытности (национальной сущности) того или иного наро­да, то так и надо ставить проблему. Ведь носителем (субъектом) национального всегда выступают люди, и именно их самореализа­ция в материальном и духовном отношениях обеспечивает нацио­нальное бессмертие, по крайней мере в исторической перспективе.

В свободном обществе следование национальным традициям и обычаям, использование национального языка, возрождение цен­ностей национальной материальной и духовной культуры, «по­строение» образа жизни и т.д. есть свободный выбор человека, его частное дело, осуществляемое им лично, в кругу его семьи и едино­мышленников по национальным ориентациям. Государство как властная сила общества с соответствующим аппаратом, в том числе и на уровне субъектов Федерации, должно менее всего вмешивать­ся в этот выбор и навязывать людям какое-либо национально-кол­лективное. Его долг исчерпывается созданием и поддержанием в действии необходимых организационно-правовых и социально-психологических условий, позволяющих каждому человеку спол­на удовлетворить свои национальные запросы. Государственное же устройство, состоящее в распределении власти по вертикали, при­звано постоянно и неуклонно сближать власть и человека, давать возможность каждому гражданину, независимо от его националь­ных признаков, везде и всегда активно участвовать в процессах властеотношений и государственного управления. В таком кон­тексте следует еще раз напомнить о значении местного самоуправ­ления, так как его «привязка» к месту жительства людей позволя­ет им в его рамках решать все вопросы практической реализации своих национальных запросов. Гражданское общество — вот «по­ле» протекания национальных процессов. Чем быстрее это будет осознано, тем успешнее пойдет укрепление демократической госу­дарственности и развертывание гражданского общества.

Вторая задача видится в теоретическом и нормативном разгра­ничении национального и националистического. Нельзя формиро­вать нормальные отношения между людьми, тем более обеспечи­вать их с помощью государственно-правовых установлений, если в обществе не проведены грани, разделяющие добро и зло, нрав­ственное и безнравственное, справедливое и корыстное, правовое и преступное. Наверное, в истории человечества не из-за какого дру­гого вопроса жизни людей не пролито столько крови, не принесено столько жертв, сколько из-за национального. Но должных выводов так и не сделано. Государство обязано четко юридически опреде­лить соответствующие явления и жестко противодействовать лю­бому переходу за их границы.

Когда сознание и поведение одного народа (его представителей) утверждает и практически реализует равноправие по отношению к другим народам или, иными словами, содержит в себе «золотое» правило Т. Гоббса: «Не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе» либо знаменитое И. Канта: «Всегда относись к другому человеку как к цели, а не как простому средству достижения своих целей», тогда реализуется национальное, служащее конструктивным источником развития человечества. Но как только возникает вопрос о каком-либо пре­имуществе одного народа над другим — генетическом, историче­ском, физическом, интеллектуальном, расовом, культурном и т.д., то тут же национальное превращается в националистическое со всеми его свойствами. Национализм — это форма тоталитаризма прежде всего для той нации, которая ему поддается. Он противо­поставляет ее другим народам, закрывает (изолирует) от общеми­ровых процессов, в том числе в области культуры и технологии, умышленно ведет свою нацию к автаркии, консервации и посте­пенному саморазрушению. Тем самым государственно-правовое преодоление национализма представляет собой реальную заботу о развитии всего национального. Кроме того, в нормативном регу­лировании важно уходить от двойных стандартов.

Третья задача сводится к тому, чтобы постепенно деполитизировать национальные процессы и перевести их на уровень (в рамки) гражданского общества. В самом деле, ведь истинно национальное воплощается не в том, что какой-либо народ создает своего «отца нации» и обслуживает его материально и духовно, а в том, что че­ловек по собственному желанию пользуется определенным язы­ком, признает для себя определенные моральные и религиозные ценности и идеалы, поддерживает избранный им образ жизни, сво­бодно общается с близкими ему по потребностям, интересам и це­лям людьми. Значит, ему должна быть предоставлена возможность создавать различные национально-культурные объединения и по­средством их удовлетворять любые свои национальные запросы.

Благодаря тому, что в данном случае конституирующее (учреди­тельное) начало находится в руках человека, снимаются дискусси­онные и порой нерешаемые вопросы о том, что в правовом отноше­нии означает тот народ, к которому человек относит себя, где он на­ходится и что с ним, что такое национальная, этническая или этнографическая группы, кого и какую часть представляют нацио­нальные меньшинства и др., без конца возникающие при юриди­ческой характеристике подобных явлений. Объединившиеся по на­циональному признаку граждане олицетворяют самих себя, сами выбирают формы своих объединений, направления и содержание своей деятельности. Разные национально-культурные объедине­ния граждан могут сосуществовать на одной территории, в преде­лах одного населенного пункта, совместно организовывать коллек­тивную жизнедеятельность, внося в нее свой национальный опыт, свои материальные и духовные ценности, культурные традиции а обычаи. Соревновательность принимает созидательный и интегри­рующий характер.

Многие страны пошли именно по такому пути, дав возможность (и право) всем своим гражданам удовлетворять национальные за­просы в гражданском обществе. Это открыло простор для укрепле­ния государств и межгосударственной интеграции и в то же время для становления открытых, свободных национально-плюралисти­ческих гражданских обществ. Альтернативы существуют, все за­висит от того, умеют ли люди ими пользоваться. В частности, раз­личают ли понятия «гражданин» и «личность», отражающие раз­ные социальные роли человека. Поэтому о понятии «гражданин» следует сказать особо.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Национальный комплекс нормативно технических документов в строительстве
  • Национальный единый реестр специалистов в области строительства
  • Национальные стандарты система проектной документации для строительства
  • Национальные стандарты и своды правил в сфере строительства не обязательны для применения
  • Национальные стандарты в строительстве российской федерации