Народные традиции при строительстве дома

Суеверия при постройке дома

Одно из обязательных условий для нормального человеческого существования — иметь крышу над головой. В старину большая часть населения обитала в частных домах, и строили их обычно будущие хозяева собственными силами. На Руси постройка нового дома всегда была окружена многими традициями, приметами и суевериями.

Выбор места

Место под постройку выбирали обязательно после праздника Покрова — 14 октября. Дом не должен был располагаться возле заброшенной старой дороги — считалось, что по ней будут «уходить» достаток и благополучие. Нельзя было строить жилище и на месте старой бани, пожарища или там, где когда-то пролилась кровь. И, конечно, строжайшее табу строительства на местах захоронений.

Сегодня существование патогенных зон, губительных для всего живого, научно доказано. Например, в местах геологических разломов могут происходить выбросы магнитного излучения, угнетающе воздействующие на организм и психику человека. Но отрицательная энергетика, по словам экстрасенсов и парапсихологов, может возникать и там, где происходило что-то плохое. Так, «гиблыми», «проклятыми» издавна считались дома и места, где случались убийства и самоубийства, жили колдуны или просто дурные люди, проводились ритуалы чёрной магии, где видели призраков. Иногда история места и впрямь была связана с проклятием.

В таком месте людям не было житья: они либо болели, либо у них случались какие-нибудь беды. Не приживались там часто и домашние животные, скотина. Деревья и растения засыхали, не цвели, не плодоносили.

Но не всегда состояние «ауры» данного места являлось очевидным. На Руси издавна, для того чтобы это определить, приглашали «знающих» людей, проводили специальные обряды.

Исследователь Николай Непомнящий в книге «XX век. Проклятие вещей и проклятые места» пишет: «Определяли такие места особые люди, называвшиеся лозоходцами, — из-за своего обычая использовать лозу при поиске таких мест» (лоза — деревянная палка-рогатина, в наше время это рамка из металлической проволоки, — прим. авт.).

Прежде чем окончательно определиться с местом строительства, его долго и тщательно обследовали. В частности, наблюдали за поведением животных и насекомых. Так, раскладывали на земле дубовую кору и через несколько дней смотрели: если под корой находились лишь пауки да муравьи, место считалось плохим и непригодным для жилья. Если же из земли показывались дождевые черви, то приступали к строительству.

Качество места нередко определяли и по количеству мышиных нор: чем больше их было, тем здесь лучше и безопаснее. Однозначно не ставили дома на участках, которых избегали звери и птицы, где не росла трава. Зато благоприятным считалось место, где останавливался конь, запряжённый в повозку, на которой везли первую лесину для строительства, или где ложилась на землю выпущенная из хлева молодая корова.

А то ещё доставали из-за пазухи три круглых хлебных каравая и катали их по земле. Если все хлебы ложились на землю в таком виде, в каком они находились в печи, место считалось благоприятным. А вот если каравай ложился верхней коркой вниз, то строительство откладывалось.
К подобным ритуалам обращались не только безграмотные крестьяне, но и власть предержащие. Так, при планировании жилых кварталов Санкт-Петербурга Пётр I распорядился поступать следующим образом. В предполагаемых местах строительства на равном расстоянии друг от друга чертили линии, вдоль них вбивали колья, к которым прикрепляли куски сырого мяса. Там, где мясо дольше всего не портилось, потом строили дома. В наши дни этот «ритуал» получил научное обоснование: в геопатогенных зонах быстрее развиваются микроорганизмы, способствующие процессам гниения. Был ещё такой способ: расставляли в «контрольных точках» горшки с молоком и ждали, где молоко скиснет быстрее всего, а где будет долго оставаться свежим.

В Москве «гиблыми» считались район Ветродуя — нынешний Тёплый Стан, Калужская площадь, оконечность Арбата, Замоскворечье, излучина Москвы-реки в районе нынешнего метромоста, Лужники. Там официально запрещалось возводить здания.

«Закладка»

Определив место, будущий хозяин очищал его, опахивал участок по кругу, а внутри круга намечал квадрат для фундамента будущей постройки, который делился крестом на четыре части. Затем нужно было отправиться «на все четыре стороны» и с каждой стороны привезти по большому камню-валуну. Они закладывались как основание под углы будущего дома.

Основным деревом для плотницких работ была липа. Её высушенная древесина как нельзя лучше подходила для вырезания и изгибания. Брёвна для будущего сруба заготавливали зимой, давали им вылежаться до весны. Как только проглядывало солнце, размягчалась древесина, принимались за дело…

Строили в деревнях дружно. За один день сруб подводился под крышу. Сначала клались два нижних бревна. После этого появлялся хозяин с водкой: непременно было положено выпить за «закладку»… Под передний угол будущей избы, который в народе звали святым, хозяева часто закладывали серебряную монету — на богатство в дому. Плотники же от себя помещали туда же кусочек ладана, чтобы отвадить нечистую силу.

Плотники и домовые

Плотников хозяева — помимо платы — всячески задабривали, «проставляясь». Ещё, сговариваясь о цене, ударяя по рукам, выставляли водку, пили «заручное». После укладки первого ряда брёвен выпивали «обложейный» шкалик. Особое значение придавали поднятию матицы (главной балки, которая держала потолок). И, конечно, выставляли угощение, когда ставили на место уже готовый сруб…

Но это ещё не всё. В новый дом не зря было принято первой запускать кошку. Там, где она устраивалась, нельзя было ставить лавку или кровать. В наше время говорят, что кошки любят отрицательную энергетику…

Наличники и резные подзоры под крышей будто освещали дом постоянным и ровным светом — их хорошо было видно даже ночью. Наружная резьба по дереву играла и роль оберега от нечистой силы. Обычно это были различные круги или розетки в виде солнца. Чтобы уберечь дом от несчастий, делали коньки на крышах жилых домов и хлебных амбаров. Широко расписывали интерьер избы — печь, перегородки, полати: через них могла проникнуть в помещение нечистая сила.

Плотницкие работы обычно оплачивались по довольно высоким расценкам, но в любом случае исполнителям прогадать не хотелось. Если артель не получала денег сполна, плотники устраивали, как говорилось, свой «расчёт»: под коньком на крыше они втайне прилаживали длинный ящичек без одной стенки, набитый берестой. Вечером или ночью в ветреную погоду над головой испуганных обитателей дома слышались такие вой и свист, что трудно было не помянуть домового или всяческую нечисть… Хотя сегодня большинство из нас живут в благоустроенных квартирах, спрос на строительство в «частном секторе» по-прежнему не падает. И, приступая к постройке дачи или загородного дома, не помешает вспомнить о старинных традициях наших предков.

Источник

Древнерусские обряды при строительстве дома и новоселье. Их смысл и значение для жизни.

Интересно наблюдать, как традиции и обычаи далёких предков отражаются в нашем сознании, и, конкретно, в нашей повседневной жизни. Конечно жизнь меняется, но этническая коллективная память продолжает работать на подсознательном уровне. Взглянем какими обрядами и обычаями сопровождалась постройка дома в древнерусской традиции, и как всё это вписывается теперь в наш современный быт.

Дом и сегодня для русского человека больше, чем просто жилище. Это структурированное пространство, в котором происходят почти все значимые события жизни.

К покупке или постройке дома, квартиры люди относятся порою, как к самому серьёзному шагу в жизни. Даже супругов выбирают по принципу случайности, но к покупке жилья стараются подходить прагматично.

Правда сегодня Дом именуют безликим словом «Недвижимость» Самое же первое имя русского дома – Истба. Означает помещение, которое нужно истопить, то есть прогреть. Со временем Истба потеряла букву Т. Звонкий согласный Б повлиял на С – превратил в звонкий З. И получилось знакомое нам слово ИЗБА.

Изба или Жило – это то пространство, где тепло, где живут. Сени, коридоры, различные кладовые ИЗБОЙ не считались никогда.

Выбор места для нового дома.

По традиции к строительству или приобретению нового дома подталкивала человека семейное положение. Новая семья – новый мир, сепарация от родителей. Либо, негодность, ветхость старого дома. Или же трагедия – потеря дома, например, при пожаре.

Созидание нового дома всегда сложный процесс. Требовалось соблюсти кучу условий и правил.

Мы сегодня место для дома или квартиры выбираем по принципу удобства расположения, близости к инфраструктуре.

Человек традиционной культуры начинал строительство дома с выбора счастливого места . Но гораздо важнее было не построить дом на месте несчастливом.

Категорически нельзя было строить дом на дороге. Даже на старой и совсем заброшенной. Дорога и дом мистическим образом противопоставляются в народной культуре. Жизнь в доме, выстроенном на дороге сулит болезни и всяческие беды.

Нельзя строить дом на месте бани. Баня – место сакральное. В бане долгое время не имели икон. Даже если баню сносили, на этом месте ни в коем случае нельзя было строить дом, чтобы не навлечь беду.

Само собой разумеется, нежелательно было возводить дом на месте, где совершилось убийство.

Обычаи, связанные со строительством дома.

Так же, как и сегодня, в стародавние времена хозяин зачастую нанимал бригаду плотников для постройки дома. Бывало, конечно, что строили дом своими силами, но всё равно на некоторых особо ответственных этапах строительства обращались к профессионалам.

Плотник, как и кузнец, и мельник в древнерусской традиции – это человек, знающий тайное ремесло. Про таких говорили многозначительно: «Он знает» Что знает?

Знает, как из частей природы (дерева, камня, железа) сделать артифакт, то есть рукотворную вещь. При чём вещь с долгим сроком службы человеку!

Итак, приглашался плотник. Плотник выбирал подходящие для постройки дома деревья. А деревья годились не все для такой цели. Требований было не мало. Никогда не строили из плодовых деревьев – это был большой грех! Не брали деревья из священных рощ, с кладбища. Нежелательно было для строительства дома использовать деревья с раздвоенным стволом.

Пуще всего боялся хозяин обидеть плотников – не доплатить им. Считалось, что обиженный плотник сделает так, что жить в построенном доме нельзя будет. Напустит, например, червей и они съедят брёвна. Или вобьёт в венец гвоздь от гроба – тогда источат жильцов болезни и хвори.

Каждый завершённый этап строительства (укладка венцов, возведение стен, крыши) отмечали угощением. Проставлялся хозяин. Угощение в оплату не входило.

В русской культуре существовал обычай при закладке дома приносить в жертву коня. Есть даже такое выражение народное: «Дом всегда строиться на чью-то голову.» Дом – это не просто жильё. Это особый микромир. Древнейшим языческим убеждением — мир разворачивается из жертвы, старались не пренебрегать. В качестве жертвы был либо конь, либо бык. Голову животного закапывали под венцами, а мясо шло на угощение плотникам и помощникам.

Кстати, интересно, что примерно века до 10 на Руси окон в крестьянских избах не было. Не считая волоковых оконцев, которые делались не для проникновения света, а для вытяжки дыма.

Окно позднее явление в культуре русского дома. Слово ОКНО произошло от слова ОКО. То есть окна мыслятся, как глаза дома. К окнам народная традиция относилась неоднозначно. С одной стороны окна – хорошо, можно видеть то, что делается снаружи. Но с другой стороны окно – это опасность, так как оно обнажает то, что делается внутри дома, внутри микромира!

Как правило, дверей в крестьянской избе было две. Первая дверь вела с улицы в сени. Эта дверь всегда открывается внутрь. (от себя) Почему? А потому, что зимой могло завалить избу снегом по самую крышу. И если бы дверь отворялась наружу, то хозяин бы не вышел из дому до весны.

А вот дверь, ведущая из сеней в избу, отворялась наружу, то есть на себя. Это дальновидное дизайнерское решение экономило полезное пространство внутри дома.

Любая новая вещь в народной культуре – это опасность. Это сей час мы любим всё новое, и легко расстаёмся со старым. Традиционный человек не доверял новому. Старая вещь уже испытана, пропитана твоим запахом, проверена многими годами службы. А новая вещь – полная неизвестность.

Тем более новый дом. Новый, значит без души. Если в доме хоть кто-то жил до тебя – не страшно. Но вот к новостройкам относились с большим подозрением. Считалось, что тот, кто первый зайдёт в необжитое пространство непременно умрёт в текущем году. Именно отсюда пошёл обычай — первой в дом запускать кошку. В некоторых областях первым в новый дом пускали петуха. Ещё был обычай, согласно которому первым в дом заходили представители старшего поколения, затем середняки, и последними – дети. То есть семья входила в новый (пока страшный) дом в том порядке, в котором предполагалось покидать этот мир.

Важнейший момент — привлечь в новый дом домового. Обычно его старались перевести или перенести из старого дома. Для этого в последнюю ночь в старом доме у печи оставляли горшок с углями. Просили «Батюшко, батюшко пойди в новый дом!»

Хозяйка – большуха (главная женщина в доме) должна забрать горшок, который теперь не просто горшок, а домик для Батюшки (домового) и перенести его в новый дом. Только после этой процедуры следовало справлять новоселье.

Трапеза при новоселье тоже имела ритуальное значение. На первую в новом доме трапезу созывались знакомые и родня. Очень важно было угостить нищих и убогих. Такая трапеза имела сакральное – разрешающее значение. Только тогда дом становился домом, пригодным для житья многих поколений.

Кое –какие отголоски древней народной традиции мы наблюдаем и по сей день. И не только наблюдаем, но и соблюдаем. Особенно живуча традиция устраивать новоселье. Принято у нас и окроплять дом святой водой, устанавливать оберегающие символы. Кто- то вешает для этого иконы. А кто-то по старинке над входом располагает подкову.

Почему подкову? Опять же магия артифакта. Подкова – это кусочек железа, обработанный человеком, и в то же время принадлежащий лошади. Считается, что такой предмет способен защищать внутреннее пространство дома, и привлекать богатство и прибыток.

Мир Вашему Дому, уважаемый читатель! Спасибо за внимание.

Источник

деревянные дома

Свод правил «Справный дом»: выбор места и ведение строительства дома у древних славян

Об даосском искусстве организации пространства и увеличении положительных энергических потоков Фен-шуй знают многие россияне. И нередко можно увидеть, что строительство деревянных домов идет в соответствии с принципами фен-шуй. Но ведь это искусство не совсем соответствует нашему менталитету, традиции и поверья древних славян намного ближе нам, русским людям!

Славяне знали, что семейное счастье и финансовое благополучие владельцев дома тесно связаны с тем, насколько правильно было выбрано место для строительства дома. До сих пор существует свод правил «Справный дом», в котором отражены многие аспекты выбора места для дома и его строительства.

Правила выбора места

  • Нельзя строить на месте бывшего кладбища или пепелища.
  • Нельзя начинать строительство возле действующих или разрушенных часовни, церкви, монастыря.
  • Нельзя возводить дом там, где пролегала большая дорога — счастье будет «уходить» из семьи.
  • Нельзя строить в геопатогенной зоне. Определить такое место просто – здесь мало кустарников и зеленых насаждений, рельеф очень ровный, на поверхности земли много разнокалиберных камней. Это признаки разлома земной коры, энергия такого участка мало подходит для счастья и долголетия. Древние люди заметили, что жители домов, построенных в таких неподходящих местах, страдают от головных болей и бессонницы, злоупотребляют спиртными напитками.
  • При выборе месте для строительства деревянного дома выбирали красивые природные пейзажи, участки возле водоемов и лесов.
  • По растительности также можно определить хорошее место или плохое. Присутствие хвойных деревьев, рябины и клена считалось добрым знаком, а вот дубы, ясени, верба, ива и осина растут там, где близко проходят грунтовые воды. Это неблагоприятно для фундамента, приводит к большим проблемам во время строительства и эксплуатации дома.
  • Деревья с «корявыми» стволами – это тоже плохо. Такие изъяны свидетельствуют о неплодородной почве.

Правила строительства дома от древних славян

  • Начинать возведение избы советовали в новолуние и ранней весной (во время Великого поста). В этом случае можно добиться удачи во всех делах, а не только в строительстве. Время строительства должно было «захватывать» Троицу.
  • Если начинать строительство в день, который посвящен «по святкам» Великому Мученику, то закончить стройку будет очень сложно. А вот дни, которые посвящены Преподобным, очень благоприятны для начала любого крупного дела.
  • Кроме праздников «по святкам» важны и дни недели в обычном календаре – рекомендовалось делать «зачин» во вторник и четверг — это дни традиционной «мужской работы».

  • Начинать кладку печи необходимо в новолуние (такие конструкции будет лучше отдавать тепло). На убывающей луне начинать такое важное дело, было запрещено — такая печь будет недолговечной или очень холодной.
  • Первые венцы избы закладывали вдоль, а только потом поперек. Это сулило избавление от многих жизненных трудностей.
  • Старались, чтобы «зачин» строительства закладывала девушка – тогда дом будет очень теплым.
  • Столбы комлем верх запрещено было ставили — счастье может уйти навсегда из такого дома.
  • В передний угол во время первой закладки клали: монету (для финансового благополучия), шерсть от упитанной овцы (для тепла) и кусочек ладана (для усмирения домового).
  • Полы закладывали строго по направлению к порогу, вдоль стен дома, другое направление досок пола «грозило» отсутствием счастливой жизни.
  • До того момента, пока окладной венец не заложен, мастера не отходили с рабочего места, нельзя было вставлять топор в дерево или бить по древесине обухом топора.
  • «Закладочные» — это был нерушимый обычай: после закладки двух нижних венцов хозяин давал мастерам по стопке водки.
  • Дом никогда не ориентировали оконными проемами, дверями или входной калиткой на север.
  • При закладке фундамента для сруба приметы советовали посадить во дворе рябину, а после возведения окладного венца (чтобы стены были прочными) высадить саженец дуба.

Приметы перед заселением

  • Прежде, чем переехать в построенный сруб, туда на ночь запускали кота или взрослого петуха. Наши предки верили, что животное и птица чувствуют присутствие «нечисти». Если на утро «живность» чувствовала себя хорошо и бодро, значит, жизнь в новой избе обещала быть хорошей. Плохое самочувствие «первых жильцов» предвещало беспокойную жизнь, суету.
  • Переселяться в новый сруб рекомендовалось на большой церковный праздник и желательно на рассвете.
  • Вечером, на закате солнца, вселяться было запрещено.
  • Праздник новоселья проводили не сразу, а только через три дня после окончательного заселения.

В древности строительство деревянных домов связывали с большим количеством примет, существовало много суеверий по этому поводу. Верить или нет народной мудрости, решать вам, но стоит отметить, что каждая примета была проверена веками и многие из них подтверждали свое «право на жизнь»!

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Народные приметы при строительстве нового дома
  • Народные приметы при строительстве крыши
  • Народные приметы при строительстве забора
  • Народные приметы при строительстве бани
  • Народные приметы при начале строительства дома