Фильмы про строительство комсомольска на амуре

Обзор фильма «Мужество». Стройка века, любовь и сложные отношения смелых комсомольцев

Замечательный художественный фильм «Мужество» о любви, дружбе, предательстве, строительстве нового города вышел на экраны в 1980 году. Все герои киноповести заслуживают внимания, но нам бы хотелось остановиться на отношениях Тони, Сергея и Семёна. Мы попытались разобраться: что же для наших героев было важным в жизни? Смогли они стать счастливыми или нет? Кого же по-настоящему любила Тоня? И можно ли было простить Сергея?

Давайте вспомним, кто играл наших героев: Тоню – Наталья Андрейченко, Сергея – Александр Галибин, Семёна – Александр Кавалеров. Картину снял режиссер Борис Савченко по одноименному роману Веры Кетлинской. Жизненная история начинается в далекой тайге, куда комсомольцы энтузиасты (а еще заключенные, но это старались не афишировать) приехали в 1932 году строить город Комсомольск-на-Амуре.

В начале фильма Тоня предстала перед зрителями суровой патриоткой, которую побаивались даже парни. Она не дает спуску ни себе, ни другим и уверена, что на данном жизненном этапе любовным отношениям – нет места. Ничего важнее строительства объектов быть не может.

Но ведь не так-то просто забыть любимого человека, выдержать боль и найти в себе силы, вопреки всему, стать счастливой. И тут судьба пришла ей на помощь. В больницу, где работала Антонина, поместили очень больного Семёна. После обследования врач никаких шансов на выздоровление не давал. Тоня проявила характер и решила во что бы то ни стало вытащить юношу из лап смерти. Что ею двигало? Жалость? Желание быть кому-то нужной? Взвалить на плечи чужие беды, чтобы забыть свои?

Автор наделил Антонину твердым характером, не терпящим сентиментальности. Но, она её проявила, когда пообещала Семёну выйти за него замуж, как только он поправится. Несомненно, она не любила его, и дала свое согласие, чтобы Сёма воспрянул духом и заставил свой организм бороться с недугом.

Вы же помните, как выглядел Семён? Простоватый, невысокого роста, в очках. На фоне красавца Сергея, становился еще более невзрачным. Но, может Антонина увидела и оценила прекрасный внутренний мир Сёмы? И за это его позже полюбила?

Есть еще один момент, очень важный. Тоня ждала ребенка от Сергея. Но призналась Семёну не сразу, через пару месяцев, когда тот вернулся из хабаровской больницы. А ведь могла написать письмо, чтоб парень знал к кому возвращается. Но она этого не сделала. Почему?

И потом, помните, как она осуждала Соню, и говорила, что заводить ребенка это эгоизм? Требовала избавиться от него? А когда сама оказалась в таком положении не предприняла попытки прервать беременность. Что же произошло? Проснулся материнский инстинкт? Или ей хотелось оставить частичку Сергея и всю свою нерастраченную любовь передать малышу?

А что же Семён? Сразу ли он решился взять в жены Антонину, когда узнал о её интересном положении? Нет, не сразу, сомнения были: сможет ли он полюбить чужого ребенка, как своего. Трудный вопрос, правда? Супругами они стали и скорей всего из-за благодарности друг другу. Хотя может все-таки появились чувства?

На наш взгляд, Семен действительно влюбился. А вот Тоня? Что она к нему испытывала? Может просто, не хотела остаться матерью одиночкой? Ведь время было какое? И что бы сказал «комсомол»?

А был ли у Антонины шанс построить отношения с Сергеем? Был, он просил у неё прощение за подлый поступок. Но, когда понял, что ничего изменить нельзя, кинулся во все тяжкие. А потом и со стройки дезертировал. Принесло ли это ему счастье, моральное удовлетворение? Отнюдь! Совесть так заела, что не знал куда бежать. Призыв в армию принял как спасение. По иронии судьбы службу проходил в Комсомольске. Потом заболел, попал в больницу и встретился с Тоней.

Узнал, что она давно замужем, родила двоих детей. Но главное, узнал о том, что сын Антонины и его тоже. Сергей попытался вернуть Тоню, надеялся, что её чувства к нему не угасли. Он ошибся, и услышал горькие для себя слова:

— Сергей, я с тобой никогда не была бы счастливой.

— А ты не веришь, что Сёму можно предпочесть тебе? Красивых мужчин много. Но найти в мужчине большого друга, которому можно доверить всё, это. Сёме я с закрытыми глазами доверю своего ребенка. Он отец моих детей! И по-другому — не будет!

Как вы думаете, правильно поступила Тоня, лишив сына родного отца? Будет ли счастлива с Семёном? Хватит ли им одного уважения, чтобы сохранить семью и вырастить детей? Не пожалеет ли Тоня о своем решении? А как же любовь?

Нам очень важна ваша поддержка!

Источник

Нам здесь жить

Д ействие трехсерийного телевизионного фильма разворачивается на строительстве Байкало-Амурской магистрали.

1-я серия

Авария в тоннеле останавливает стройку. На совещании у начальника строительства Олега Борисовича Константинова (Михаил Кузнецов) принято решение попробовать найти оптимальный вариант спасения сроков стройки. Опытнейший изыскатель, самоуверенный Григорий Аверьянович Черемных (Юрий Васильев), предлагает рассмотреть самый экономный путь через село Камушки. Он сам там родился, но давно уже разорвал связь с малой родиной. Там живет его старший брат, лесничий.

В селе философия целесообразности и рассказ о будущих переменах Григория подвергается критике. Во время вечерней встречи у давнего друга Глеба (Владимир Земляникин), ныне председателя сельсовета, Григорий слышит резкие слова от Александра Шереметева (Армен Джигарханян), которого все зовут Князем: «Перемены для кедра, для соболя, для реки — это бедствие!» И в сердцах обзывает Григория пустельгой.

2-я серия

Параллельно изысканиям Григория в истории разворачивается и другой сюжет, главный герой которого — сирота Василий Волков (Михаил Неганов). Он с 15 лет на улице, совершал ошибки, но решил завязать с криминальным прошлым. С Григорием он познакомился в поезде, по дороге на стройку. Тот помог устроиться на участок. Василий начинает ухаживать за милой девушкой Шурой (Татьяна Корецкая). Но к Шуре проявляет интерес и местный парень, самодовольный Федор Никишин (Михаил Кокшенов).

3-я серия

Выяснения отношений между Федором и Василием заканчиваются их дракой и товарищеским судом.

А последнюю точку в спасении села Камушки ставит мудрый начальник стройки Олег Борисович Константинов. Он напоминает Григорию, что главнее всего — человек и забота о людях. И что любое дело совершается не за счет людей. Словом, туннель надо восстанавливать ударными темпами, не останавливая проход трассы за самим туннелем. Село Камушки, кедровые леса со всеми богатствами и река — спасены.

Особенности съемок

— Термин «Байкало-Амурская магистраль» впервые появился в 1932 году. Так назывался участок трассы от станции Уруша-БАМ до поселка Пермское.

— Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (в подчинении ВСЖД и ДВЖД). Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год.

Контекст

Игровые фильмы о комсомольских стройках:

«Добровольцы», реж. Юрий Егоров, 1958.

«Десант на Орингу», реж. Михаил Ершов, 1979.

«Письмо с БАМа» / «Tserilebi Bamidan», реж. Темур Палавандишвили, 1980.

«Такие же, как мы!», реж. Эдгар Ходжикян, 1980.

«Честный, умный, неженатый. », реж. Алексей Коренев, 1981.

«Мужество», реж. Борис Савченко, 7 серий, 1980–1981.

Экранизация одноименного романа Веры Кетлинской. О строительстве в тайге нового города Комсомольска-на-Амуре в 1932 году, об энтузиазме строителей-комсомольцев.

«Впереди океан», реж. Владимир Лаптев, 3 серии, 1983.

«Лучшая дорога нашей жизни», реж. Александр Воропаев, 1984.

Источник

Фильмы про строительство комсомольска на амуре

Режиссер: Сергей Герасимов

Год: 1938
Страна: СССР
Производство: Ленфильм
Длительность: 109 мин.
Формат: ч/б, 12 ч., 2954 м.
Вид: игровой
Жанр: драма
Премьера: 1938-05-01 — выпуск на экран

«Комсомольск» — советский чёрно-белый художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1938 году режиссёром Сергеем Герасимовым. Посвящён одному из трудовых подвигов первых пятилеток — строительству города Комсомольск-на-Амуре.

Премьера фильма в СССР состоялась 1 мая 1938 года.

На дикие берега Амура на пароходе «Колумб» приплывает первая группа комсомольцев-добровольцев. Им предстоит за кратчайшие сроки выстроить в тайге целый город. И начинается беспрерывная трудовая вахта: выкорчевка леса, закладка первых домов, прибытие первого поезда по ещё строящейся ветке из Волочаевки…

Фильм частично снимался на месте событий, с массовкой из местных жителей, которые фактически играли самих себя.

Тамара Макарова — Наташа Соловьёва
Иван Новосельцев — Владимир Соловьёв
Павел Волков — Степан Никитич, начальник строительства
Александр Полибин — Александр Гаврилович, парторг строительства
Николай Крючков — Андрей Сазонов, секретарь горкома комсомола
Степан Крылов — Ваня Субботин
Валентина Телегина — Мотя Котенкова
Александра Матвеева — Клава Потехина
Евгения Голынчик — казачка
Пётр Алейников — Петька Алейников
Георгий Жжёнов — Маврин
Бори Хайдаров — Киля Лук
Зула Нахашкиев — старик-нанаец
Виктор Кулаков — Чеканов
Иван Кузнецов — Ваня Буценко
С. Шинкевич — Костя Силин
Николай Литвинов — Николай Петрович, технорук

В титрах не указаны:
Сергей Герасимов — шпион
Леонид Кмит — Сергей Чеканов
Тамара Кузнецова (Глушакова) — дочь Наташи Соловьёвой
Василий Меркурьев — военный представитель на стройке
Амина Умурзакова — эпизод

Художественный руководитель студии — А. И. Пиотровский
Авторы сценария — Зиновия Маркина, Михаил Витухновский, Сергей Герасимов
Постановка — Сергея Герасимова
Главный оператор — Александр Гинцбург
Художник — Василий Семёнов
Оператор — Александр Завьялов
Композитор — Венедикт Пушков
Звукооператоры — Евгений Нестеров, Арнольд Шаргородский
Монтаж — Елены Баженовой, Н. Бурговой
Директор картины — Е. Голанд

Марк Зак
«Искусство кино» № 3, 1988 год

Фильм вышел на экран полвека назад. Хотелось бы извлечь из юбилея его рабочий смысл.
Сначала назовем другую дату. В 1931 году С. А. Герасимов возглавлял актерскую мастерскую в Ленинградском институте сценических искусств. Вот отправная точка Герасимова-педагога. Этот род его деятельности принес кино столько известных имен, что они с трудом поддаются учету. В те годы сосчитать было гораздо легче: Т. Макарова, О. Жаков. И. Кузнецов, А. Апсолон, П. Алейников. Ученики его мастерской стали исполнителями ролей в фильме «Семеро смелых». Атмосфера крепкого актерского товарищества — то, что можно назвать студийной атмосферой, оказала сильнейшее нравственное и художественное влияние на сам коллективный образ зимовщиков. Такая связь между педагогикой и творчеством явится для Герасимова традицией. Актеры театра Н. Боголюбов и И. Новосельцев вошли в студийную атмосферу съемок на равных и замкнули собой ансамбль фильма. В. Пудовкин написал тогда книгу «Актер в фильме». Вот что он сказал в ней о Герасимове: «Ему удалось найти правильную форму речи на экране, не потеряв тончайшей выразительности мимики актера, которая была доведена до большой высоты в немом кино».
Как и в немом кино, велика была роль натуры в «Семеро смелых»: съемки происходили на Кольском полуострове, в условиях, приближенных к реальным. Из поездки на Дальний Восток режиссер привез — в проекте — свой новый фильм «Комсомольск». Строительство города на Амуре, то есть реальное событие, превратилось в событие художественное. Для Герасимова это было открытием новых сторон своей поэтики, когда найденная им и его актерами манера человеческого общения, найденная для семерых, вдруг распространилась на город. Было бы наивным думать, что такой скачок мог свершиться безболезненно и бесконфликтно. Книга «Из истории «Ленфильма» содержит документы о постановке «Комсомольска». По ним видно, в каких спорах создавался фильм и как нелегко решалась выбранная Герасимовым задача: «рассказать о нескольких людях Комсомольска, постоянно соприкасая, вводя в центр событий сам Комсомольск». Сюда же надо присовокупить шпионскую интригу, которая занимала в фабуле весомое место, но не прибавляла ей достоверности. В заключении ГУКа на сценарий указывалось: «Чтобы сделать вредительские происки Чеканова значительными и угрожающими, надо показать его связь с контрреволюционной организацией. ». Все это привело к появлению в фильме некоего пласта материала, который Георгий Васильев тогда же назвал «непреоборенной публицистикой».
Тем не менее фильм стал художественным событием. Он по-своему решал одну из центральных проблем нашего кино, связанную с тем, что жизнь постоянно предоставляла ему строительные площадки в качестве съемочных.
Ни вековая тайга, ни река Амур, ни развороченная стройкой земля — объекты все масштабные, претендовавшие заполнить кадр целиком — не заставили Герасимова отступиться от своего принципа: подробного, пристального, детального наблюдения за жизнью человека. А людей на экране стало больше, много больше. Чтобы не превратить их в фон, требовался особенно точный и быстрый режиссерский глаз.
Парень в картузе с большим козырьком увидел, как новенькая, только что приехавшая, бежит к шалашу, где живет ее муж; посмотрел вслед, расплылся: «Ой, торопится-то как, милка моя. » Мужская зависть, добродушие сильного, насмешника, лексика фразы — и человек вошел в фильм. Нужно было тратить на него кадр или приберечь метраж для чего-то более важного? Работа над «Комсомольском» тем-то и была трудна, что режиссер учился извлекать социальный эффект из обыденности, присмотренной любовно и тщательно.

Одну роль в «Комсомольске» и одно актерское имя хочется вспомнить особо. Мотя Котенкова — дебют Валентины Телегиной. Роль, что называется, второплановая, сюжет фильма не испытывает в ней острой необходимости. Но без Моти Котенковой нет фильма. Каким запасом доброты наделена эта кругленькая, смешливая девушка, какую необходимую и только ей присущую человеческую ноту вносит она в коллективный образ: естественная, как дыхание, народная интонация звучит в ее быстром говорке, и ему соответствуют округлые жесты и весь неактерский облик Телегиной.
Сколько таких «второплановых» ролей будет разбросано в фильмах Герасимова! Его кинематограф наследует русскую литературную традицию — галерею положительных народных типов. Если не бояться ассоциаций, то можно сказать, что эта «каратаевская» традиция не миновала Мотю — Телегину.

Наконец, о самом главном. В последнем интервью Герасимова есть слова, которые тогда звучали и теперь звучат трагически: «Умру я и не узнаю, увидит ли когда-нибудь кто-нибудь мои фильмы или они истлеют, а зрителям новинки будут показывать. Я думаю, так нельзя. Мы прожили жизнь честно, старались, как могли, что-то получалось, что-то не получалось. Но это прожитая жизнь, она не может, не должна уйти в никуда. Нельзя так унижать свое искусство, нельзя! Я прошу подчеркнуть это». Подчеркнем и мы. Не в целях почтительной юбилейщины, а ради киноискусства, его сегодняшнего дня.

Из интервью режиссера Сергея Герасимова с корреспондентом «Комсомольской правды»:

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Фильмы про строительство зданий
  • Фильмы про строительство железной дороги
  • Фильмы про строительство дорог
  • Фильмы про строительство домов дискавери
  • Фильмы про строительство гэс