- Турецкие бани — Жан Огюст Доминик Энгр
- Жан Огюст Доминик Энгр: другие картины художника
- Энгр: вдохновленный «источник» натурных штудий
- Турецкая баня (картина)
- Содержание
- Создание
- Композиция
- Выставка одной картины в Лувре
- Туалеты и баня в гареме — какими они были?
- «Санузлы» во дворце Топкапы
- Хамамы султанского дворца
- Как мылись в Османской империи
Турецкие бани — Жан Огюст Доминик Энгр
Картина: Турецкие бани
Дата завершения картины: 1863
Стиль картины: Неоклассицизм
Жанр исполнения: Жанр исполненияовая живопись
Техника исполнения: масло
Галерея: Louvre, Paris, France
Жан Огюст Доминик Энгр: другие картины художника
Ниже вы можете увидеть 6 других картин такого художника, как Жан Огюст Доминик Энгр. Для того, что бы ознакомиться со всеми картинами, перейдите по кнопке ниже.
Энгр: вдохновленный «источник» натурных штудий
Работы Энгра строго следуют классическим канонам и царившим в те времена представлениям о красоте. Художник искренне полагал, что искусство не должно показывать реальную жизнь. Так как его главная задача – учить людей прекрасному, а любое уродство – случайность, не присущая жизни.
Жан Энгр появился на свет во Франции в XIX веке, в южном городке Монтобане. С написанного им позднее автопортрета на зрителя смотрит очаровательный юноша, полный южной пылкости и любви к жизни.
Первые уроки рисования мальчику дал отец. Он же учил юного Жана игре на скрипке. Мальчик был равно талантлив и в живописи, и в музыке, но выбор был сделан в пользу кисти, и, возможно, Франция в этот момент потеряла великого скрипача.
Мальчику было всего 11 лет, когда отец решил, что домашнего образования недостаточно и отдал сына в академию искусств в Тулузе, подарив ему возможность учиться у признанных мастеров кисти. Жизнь маленького Жана была не самой легкой.
Чтобы содержать себя, он какое-то время играл в оркестре, а позднее, отточив навыки в живописи, стал писать портреты, которые имели несомненный успех у заказчиков. Примечательно, что сам Энгр считал портрет второстепенным, неблагородным жанром, отдавая первенство масштабным историческим полотнам.
Однако годы примирили мастера с его работами и в список работ для всемирной выставки, проходившей в 1865 году, художник включил и несколько портретов.
Через 6 лет, закончив курс в Тулузе, Жан Энгр едет в Париж. Лучшим стартом для карьеры художника в те времена был диплом Парижской школы изящных искусств. Энгр начал там учиться в 1797 году в классе Жака-Луи Давида, художника-классициста, пришедшего к популярности на волне недавно отшумевшей революции. В классе Давида Жан проучился до 1801 года. А затем их пути разошлись – учитель счел работы Энгра «революционными» и отходящими от принципов классицизма.
Юный художник, по правилам Академии, имел право продолжить обучение в Риме, но французская казна развеялась с ветрами революций, и денег на поездку ему пришлось ждать 5 лет. Наиболее интересным моментом карьеры живописца за это время стал заказ первого консула Наполеона Бонапарта на официальный портрет, который корсиканец намеревался подарить городу Льежу.
Этот факт свидетельствует о высокой репутации художника, поскольку такую работу никогда не поручили бы неизвестному живописцу. В Рим Энгр попал только в 1806 году. Этот период творчества отмечен его обращением к обнаженной натуре. Мастер и ранее превосходно передавал красоту тела. Прелесть обнаженной кожи, но римский период характеризуется особенно большим количеством подобных работ («Купальщица Вальпинсона», «Эдип и Сфинкс» и пр.). Его отчетной работой стала картина «Юпитер и Фетида», вызвавшая во Франции настоящий скандал.
Ради экспрессии и выразительности Энгр отступил от классических канонов, осознанно допустив в изображении Фетиды ряд анатомических неправильностей, что французские критики и академики сочли неприемлемым. В результате из оплаченной поездки Жан-Огюст не вернулся, оставшись вольным художником в Риме.
Оставшуюся часть жизни Энгр много и напряженно работал. Он писал исторические картины и портреты, делал угольные наброски для путешественников, что в те времена заменяло фотографии. В 1813 году художник женился. Брак был счастливым, но не принес ему детей. Единственный его ребенок умер, едва родившись. Это время Энгр жил то в Риме, то во Флоренции, то во Франции. Работы Энгра то принимались восторженно, то разносились в пух и прах. А его отношения с коллегами по цеху не всегда были безоблачными.
Турецкая баня (картина)
| |
Жан Огюст Доминик Энгр | |
Турецкие бани. 1862 | |
Le bain turc | |
Холст на дереве, масло. 110 × 110 см | |
Лувр, Париж |
К:Картины 1862 года
«Туре́цкая ба́ня» (фр. Le bain turc ) — картина французского художника Жана Огюста Доминика Энгра. Тондо диаметром 110 см в настоящее время находится в 60-м зале на втором этаже галереи Сюлли в Лувре (инв. № R.F. 1934). На полотне изображены обнажённые женщины в экзотической обстановке гарема. Композиция с нагой натурой выполнена в полном соответствии с академическими канонами.
Содержание
Создание
Этой картиной 82-летний художник подводит своеобразный итог развития жанра ню, одного из главных жанров в своём творчестве. По мнению некоторых исследователей, «Турецкая баня» является венцом его поисков в этом направлении.
Композиция
На первый взгляд композиция «Турецкой бани» производит впечатление беспорядочного скопления обнажённых тел. Замысел художника для зрителя раскрывается постепенно. Выбрав форму тондо, художник строит пространство в виде сферы. Окружности полотна соответствует ритм многочисленных закругляющихся линий. Центральная женская фигура — почти полное повторение «Большой купальщицы» (иначе «Купальщицы Вальпинсона», 1808). Спина женщины в чалме, играющей на музыкальном инструменте, будто бы выступает из плоскости картины, усиливая впечатление сферичности.
Задачи построения пространства, помогающего усилить общую динамику композиции (росписи капеллы Ангелов в парижской церкви Сен-Сюльпис) или передать экспрессию действия (картины с охотничьими сценами) в те же годы решал и Эжен Делакруа, уходя от простой линейной перспективы и работая с несколькими планами. Таким образом, обоих художников занимала проблема создания нового пространства, к которой подошло в своём развитии изобразительное искусство 19 века.
Кеннет Кларк говорит о почти «удушающем» впечатлении, которое производит картина:
Энгр изобразил охваченных истомой женщин, лежащих в ленивых, расслабленных позах, а также восточный танец обнажённой красавицы на втором плане. Картина погружает зрителя в замкнутую атмосферу сладострастия и праздности восточного гарема.
Совершенство рисунка, мастерскую моделировку тел, мягкий свет дополняет тонкий общий колорит. Золотистый тон картины — тон наготы — оживляется включением пятен синего, красного и лимонно-жёлтого цветов. Их сочетание повторяется в натюрморте на первом плане, где на низком столике изображены коробочки и флаконы с притираниями и духами.
Картину высоко оценивали искусствоведы Жан Кассу, Жан Алазар, критик Гаэтан Пикон. Автор двухтомника «История Французской живописи» Пьер Франкастель считал «Турецкую баню» лучшим произведением Энгра.
Выставка одной картины в Лувре
Туалеты и баня в гареме — какими они были?
Султанские наложницы тщательно следили за чистотой и красотой своего тела. Поэтому многих поклонников «Великолепного века» и «Империи Кёсем» интересует, как были утроены хамамы, туалеты и вся система канализации во дворце Топкапы. В сериале мы видели, что девушки регулярно посещали баню, особенно перед встречей с падишахом. А как всё происходило в реальной жизни?
«Санузлы» во дворце Топкапы
Первоначально гарем султана располагался в Старом дворце. Однако Хюррем-султан не понравилось, что она живёт в одном месте, а её мужчина — в другом. Поэтому она настояла на том, чтобы во дворцовом комплексе Топкапы построили новый гарем.
В результате получился сераль площадью 6700 м2. Всего в гареме было 300 комнат для наложниц разной иерархии, султанш, евнухов и другого обслуживающего персонала. Для девушек в гареме готовили на 4 кухнях. Мыться наложницы ходили в один из 8 хамамов, а справлять нужду — в один из 46 туалетов.
Безусловно, султанши и простые рабыни ходили в разные бани и туалеты. Отдельный туалет был у султана, валиде и его главной хасеки. В дамских комнатах XVI века было просто отверстие в полу. Экскременты попадали в выгребную яму, которая потом чистилась. К туалетам дополнительно был подведён водопровод. Он был устроен таким образом, чтобы вода по трубам поступала туда из хамама, то есть нагретая. У мусульман издревле было принято подмываться после туалета.
Во дворце Долмабахче туалеты выглядят уже современнее, но все такие же отверстия в полу. Но канализация нового султанского дворца была снабжена очистными сооружениями, которые очищали воду от экскрементов перед тем, как она попадала в море.
В ночное время использовали «ночные горшки», которые утром опорожняли служанки. В Османской империи, в отличие от грязной Европы, тщательно следили за чистотой, поэтому устанавливали даже общественные туалеты. Кроме того, нечистоты никто не выливал на улицы или в городские канавы.
Хамамы султанского дворца
Наложницы в гареме посещали бани регулярно. На территории гарема установлены умывальники отдельно для рук и ног. А хамамы имели такое же важное значение, как и мечети. Поэтому султанши, занимающиеся благотворительностью, обязательно строили для людей школы, мечети, фонтаны и хамамы.
Если вы смотрели сериал «Великолепный век», то наверняка помните, как девушки сидели на мраморных возвышениях. Так вот, они были не холодные, а обогревались снизу горячим воздухом. Эти возвышения по-турецки называются göbek Taşı — гёбек ташы.
Во времена Сулеймана и Хюррем отдельные хамамы были у членов династии. Также отдельно мылись наложницы и слуги гарема. Отправлялись в баню сразу после утренней молитвы. Вода для хамамов нагревалась с помощью печей, а мылись девушки в гареме специальным приспособлением — «хамам кесеси». На вид это была жёсткая мочалка, которая удаляла всю огрубевшую кожу.
С собой девушки брали несколько полотенец для головы, тела, лица и ног. Хамамы украшали разноцветной мозаикой, лепниной. В стены были встроены умывальники с холодной и горячей водой.
Как мылись в Османской империи
Султаншам и фавориткам падишаха помогали мыться слуги. Сначала женщине распаривали тело, с помощью хамам кесеси удаляли загрубевшую кожу. Далее, для мягкости и приятного аромата наносили на чистое тело различные масла.
В Османской империи (да и в современной Турции) в хамамах не только мылись, но и просто проводили время, обсуждали новости. Слуги приносили девушкам фрукты, сладости, шербет и кофе.