Турецкие бани
Описание картины «Турецкие бани»
«Турецкие бани» Энгра подытоживают всю деятельность мэтра в жанре ню. В этой картине Энгр цитирует самого себя. В девушка с мандолиной на переднем плане легко узнать «Купальщицу Вальпинсона», фигура с закинутыми руками справа отсылает к «Одалиске и рабыне» (синяя вышитая подушка у нее под головой – дань Энгра любимому им сопоставлению обнаженного женского тела и богатых узорных тканей), а поза танцующей девушки на заднем плане слева напоминает Анжелику, спасаемую Роже.
На создание этой картины Энгра вдохновили «Турецкие письма» – рассказы Мэри Монтегю, писательницы, супруги после Великобритании в Константинополе. Она описывает в том числе свое посещение самой известной женской бани. Весьма вероятно, что в фигуре со светлыми длинными волосами по правую сторону холста Энгр изобраазил именно ее. А вот аналогии двум женщинам справа, слившимся в весьма сексуальном объятии, мы в западной живописи вряд ли найдем. Исследователь Кеннет Кларк считает, что они восходят к скульптурным храмам Южной Индии.
Фон и фигуры здесь поменялись ролями. Цветовую основу картины составляет золотистое свечение обнаженных тел, а зеленые стены и пол, красный коврик кажутся акцентами, лишь подчеркивающими эту основу.
Изначально картина была написана на квадратном холсте. Энгр свои «Турецкие бани» отправил в дар сыну короля Наполеона III, однако они были возвращены – супруга наследника сочла картину слишком непристойной. Тогда художник обрезал холст в форме круга, из-за чего безжалостно «расправился» со спящей фигурой справа, оставив только голову и руки, а слева добавил черную фигуру, играющую на тамбурине. Впрочем, менее чувственной картина от этого вряд ли стала.
Кажется, Энгр отыгрался за всё, сдерживаемое в течение жизни, и отбросив любые рамки и ограничения, нырнул в этот омут тел, бедер, грудей, в раскаленный жар изнеженных женщин и горячих паров. Долой намеки! То, что воображение зрителей дорисовывало, глядя на открытый кран в ванной и упавшую туфельку «Купальщицы Вальпинсона», что представляло себе, глядя на веер и ступни «Большой одалиски», куда уносилось за напевами, звучащими в «Одалиске и рабыне», всё это Энгр поместил в «Турецкие бани». Картина настолько переполнена сладкой истомой и чувственностью, ароматами восточных благовоний, звуками мандолины и тамбурина, что производит даже удушающее впечатление. Кажется, здесь наличествует избыток сладострастия, эротизма, жара и обнаженных тел…
Широкой публике «Турецкие бани» были впервые показаны лишь в 1905 году на ретроспективе Энгра. В Лувре картина находится с 1911 года. Уникальной этой картины еще и в том, что в 1971 году именно с ее участием был создан прецедент «выставки-досье», когда центром экспозиции становится одна-единственная картина, вокруг которой располагаются материалы, так или иначе связанные с ней.
Энгр: вдохновленный «источник» натурных штудий
Работы Энгра строго следуют классическим канонам и царившим в те времена представлениям о красоте. Художник искренне полагал, что искусство не должно показывать реальную жизнь. Так как его главная задача – учить людей прекрасному, а любое уродство – случайность, не присущая жизни.
Жан Энгр появился на свет во Франции в XIX веке, в южном городке Монтобане. С написанного им позднее автопортрета на зрителя смотрит очаровательный юноша, полный южной пылкости и любви к жизни.
Первые уроки рисования мальчику дал отец. Он же учил юного Жана игре на скрипке. Мальчик был равно талантлив и в живописи, и в музыке, но выбор был сделан в пользу кисти, и, возможно, Франция в этот момент потеряла великого скрипача.
Мальчику было всего 11 лет, когда отец решил, что домашнего образования недостаточно и отдал сына в академию искусств в Тулузе, подарив ему возможность учиться у признанных мастеров кисти. Жизнь маленького Жана была не самой легкой.
Чтобы содержать себя, он какое-то время играл в оркестре, а позднее, отточив навыки в живописи, стал писать портреты, которые имели несомненный успех у заказчиков. Примечательно, что сам Энгр считал портрет второстепенным, неблагородным жанром, отдавая первенство масштабным историческим полотнам.
Однако годы примирили мастера с его работами и в список работ для всемирной выставки, проходившей в 1865 году, художник включил и несколько портретов.
Через 6 лет, закончив курс в Тулузе, Жан Энгр едет в Париж. Лучшим стартом для карьеры художника в те времена был диплом Парижской школы изящных искусств. Энгр начал там учиться в 1797 году в классе Жака-Луи Давида, художника-классициста, пришедшего к популярности на волне недавно отшумевшей революции. В классе Давида Жан проучился до 1801 года. А затем их пути разошлись – учитель счел работы Энгра «революционными» и отходящими от принципов классицизма.
Юный художник, по правилам Академии, имел право продолжить обучение в Риме, но французская казна развеялась с ветрами революций, и денег на поездку ему пришлось ждать 5 лет. Наиболее интересным моментом карьеры живописца за это время стал заказ первого консула Наполеона Бонапарта на официальный портрет, который корсиканец намеревался подарить городу Льежу.
Этот факт свидетельствует о высокой репутации художника, поскольку такую работу никогда не поручили бы неизвестному живописцу. В Рим Энгр попал только в 1806 году. Этот период творчества отмечен его обращением к обнаженной натуре. Мастер и ранее превосходно передавал красоту тела. Прелесть обнаженной кожи, но римский период характеризуется особенно большим количеством подобных работ («Купальщица Вальпинсона», «Эдип и Сфинкс» и пр.). Его отчетной работой стала картина «Юпитер и Фетида», вызвавшая во Франции настоящий скандал.
Ради экспрессии и выразительности Энгр отступил от классических канонов, осознанно допустив в изображении Фетиды ряд анатомических неправильностей, что французские критики и академики сочли неприемлемым. В результате из оплаченной поездки Жан-Огюст не вернулся, оставшись вольным художником в Риме.
Оставшуюся часть жизни Энгр много и напряженно работал. Он писал исторические картины и портреты, делал угольные наброски для путешественников, что в те времена заменяло фотографии. В 1813 году художник женился. Брак был счастливым, но не принес ему детей. Единственный его ребенок умер, едва родившись. Это время Энгр жил то в Риме, то во Флоренции, то во Франции. Работы Энгра то принимались восторженно, то разносились в пух и прах. А его отношения с коллегами по цеху не всегда были безоблачными.
Турецкие бани — Жан Огюст Доминик Энгр
Картина: Турецкие бани
Дата завершения картины: 1863
Стиль картины: Неоклассицизм
Жанр исполнения: Жанр исполненияовая живопись
Техника исполнения: масло
Галерея: Louvre, Paris, France
Жан Огюст Доминик Энгр: другие картины художника
Ниже вы можете увидеть 6 других картин такого художника, как Жан Огюст Доминик Энгр. Для того, что бы ознакомиться со всеми картинами, перейдите по кнопке ниже.
Турецкая баня (картина)
| |
Жан Огюст Доминик Энгр | |
Турецкие бани. 1862 | |
Le bain turc | |
Холст на дереве, масло. 110 × 110 см | |
Лувр, Париж |
К:Картины 1862 года
«Туре́цкая ба́ня» (фр. Le bain turc ) — картина французского художника Жана Огюста Доминика Энгра. Тондо диаметром 110 см в настоящее время находится в 60-м зале на втором этаже галереи Сюлли в Лувре (инв. № R.F. 1934). На полотне изображены обнажённые женщины в экзотической обстановке гарема. Композиция с нагой натурой выполнена в полном соответствии с академическими канонами.
Содержание
Создание
Этой картиной 82-летний художник подводит своеобразный итог развития жанра ню, одного из главных жанров в своём творчестве. По мнению некоторых исследователей, «Турецкая баня» является венцом его поисков в этом направлении.
Композиция
На первый взгляд композиция «Турецкой бани» производит впечатление беспорядочного скопления обнажённых тел. Замысел художника для зрителя раскрывается постепенно. Выбрав форму тондо, художник строит пространство в виде сферы. Окружности полотна соответствует ритм многочисленных закругляющихся линий. Центральная женская фигура — почти полное повторение «Большой купальщицы» (иначе «Купальщицы Вальпинсона», 1808). Спина женщины в чалме, играющей на музыкальном инструменте, будто бы выступает из плоскости картины, усиливая впечатление сферичности.
Задачи построения пространства, помогающего усилить общую динамику композиции (росписи капеллы Ангелов в парижской церкви Сен-Сюльпис) или передать экспрессию действия (картины с охотничьими сценами) в те же годы решал и Эжен Делакруа, уходя от простой линейной перспективы и работая с несколькими планами. Таким образом, обоих художников занимала проблема создания нового пространства, к которой подошло в своём развитии изобразительное искусство 19 века.
Кеннет Кларк говорит о почти «удушающем» впечатлении, которое производит картина:
Энгр изобразил охваченных истомой женщин, лежащих в ленивых, расслабленных позах, а также восточный танец обнажённой красавицы на втором плане. Картина погружает зрителя в замкнутую атмосферу сладострастия и праздности восточного гарема.
Совершенство рисунка, мастерскую моделировку тел, мягкий свет дополняет тонкий общий колорит. Золотистый тон картины — тон наготы — оживляется включением пятен синего, красного и лимонно-жёлтого цветов. Их сочетание повторяется в натюрморте на первом плане, где на низком столике изображены коробочки и флаконы с притираниями и духами.
Картину высоко оценивали искусствоведы Жан Кассу, Жан Алазар, критик Гаэтан Пикон. Автор двухтомника «История Французской живописи» Пьер Франкастель считал «Турецкую баню» лучшим произведением Энгра.