- Elite: Dangerous – лучший, чёрт побери, космосимулятор. Но не завершённый и не без проблем
- Удачи, Коммандер
- MMORPGизмы
- Elite: Dangerous – это не EVE, это олдскульная Elite
- Для наилучшего погружения учитесь зарабатывать
- Проблема в людях
- Быстродействие, характеристики и звук
- Управление и отслеживание головы
- Oculus Rift и другая виртуальность
- Что круто
- Дэвид Брэбен – про сообщество и будущее
- Покупать ли игру?
- Хорошее
- Плохое
Elite: Dangerous – лучший, чёрт побери, космосимулятор. Но не завершённый и не без проблем
Моя Анаконда
Это моя третья попытка написать обзор E:D. Одно дело – поиграть несколько часов, почитать мнения на форумах и написать обзор. Но я следил за игрой с июня 2014 года, и она постоянно менялась – что-то добавлялось, что-то исчезало. Поэтому я пытаюсь описать не несколько часов, а несколько месяцев игры, которые я провёл, бороздя тёмные моря космоса.
Сказать по правде, E:D была выпущена незаконченной, и она не закончена до сих пор. Судя по всему, выход версии 1.0 16 декабря был сделан только для того, чтобы сдержать обещание «выйти до конца 2014 года». Но много деталей игровой механики, например симуляция развития экономики и политики без участия игрока, не работали или просто отсутствовали. В игре было много плохо оттестированных или незамеченных возможностей для нечестной игры. p2p-архитектура была очень нестабильной и небезопасной. До недавнего времени в мультиплеере единственной возможностью общения с игроком было взорвать его корабль.
И несмотря на всё это, и на то, что даже после двух больших патчей от всех багов игра не избавилась, E:D настолько хороша, что проблемы уходят на второй план. Когда я надеваю Oculus Rift DK2 и оглядываюсь в рубке – я управляю своим собственным космическим кораблём.
Преодолеваю пространства, стыкуюсь со станциями, перевожу торговые грузы, охочусь за призами, взрываю NPC или других игроков, изучаю космос. Дэвид Брэбен с командой из Frontier Developments сделали лучший и самый натуральный симулятор космического корабля, в который я играл за последние 30 лет. Пролетая над кольцами газового гиганта, выслеживая пиратов, на которых я мог бы обрушить свой гнев, я забываю о недостатках игры – я управляю своим космическим кораблём.
Мой приятель описал E:D как «лучшую игру, в которую вы когда-либо хотели играть» – и это правда. Ещё долго после отключения я думаю, что буду делать в игре дальше. Планирую вооружения, ставлю цели, решаю, что бы ещё попробовать. И в этом смысл игры, наследника Elite 1984 года. Чтобы получать от неё удовольствие, вам надо быть таким человеком, которому самому нравится ставить себе задачи и решать их. В E:D нет особенно сильной структуры, которая бы вела вас по определённому пути.
Удачи, Коммандер
E:D вы начинаете с кораблём класса Sidewinder и сотней кредиток. Кривой обучения нет – скорее, есть вертикальная стена обучения. Есть мануал и обучающие миссии, но в саму игру обучение не встроено. С самого начала вы окунаетесь в мир игры – как это принято со времён первой версии 1984 года.
Правый дисплей, в частности отображающий ранги
Начальный корабль Sidewinder
Общая цель игры – развить ранги до «элиты». Рангов три – боевой, торговый и исследовательский. Каждый начинается на нижнем уровне. Боевой – с «безобидного», торговый – с «безденежного», исследовательский – с «бесцельного». Эти ранги обозначают три основных рода занятий в игре.
Стартовый корабль довольно проворный, его можно апгрейдить для перевозки до 10 тонн груза, а зарабатывать можно, отвечая на рабочие вакансии и подписываясь на миссии. Отлетав несколько простых перевозочных миссий и заработав немного, можно добавить улучшенных компонентов к Sidewinder или поменять его на другой корабль. Сейчас в игре есть 17 разных кораблей, и ещё 3 на подходе.
Большинство кораблей хороши для выполнения каких-то целей: изначально быстрее всего можно заработать денег торговлей, поэтому сначала игроки стремятся заработать денег и купить специализированный торговый корабль типа Lakon Type-6. Те, кто заинтересован в пострелялках, ориентируются на Viper, и начинают охотиться за призами, или становятся пиратами.
Разнообразие вещей, которыми можно заниматься при отсутствии чёткой цели, кроме поднятия ранга, вызывают критику. Говорят, что игра «широка, но мелка». Я бы сказал, что игра широка, и не очень мелка. Много чем можно заниматься в галактике, состоящей из 400’000’000’000 звёздных систем, но в конце концов вам станет скучно, если вы не способны самостоятельно развлекать себя в песочнице.
Подлетаем к платформе, находящейся на орбите газового гиганта
Пристыковался, смотрю вправо из рубки моего Питона (большинство кораблей носят имена змей).
MMORPGизмы
E:D – это MMORPG по определению. Офлайновый режим был запланирован, но перед релизом его выпилили. Игровой мир, живущий на серверах Frontier, поделен на разные параллели (instances), и игроки путешествуют между ними.
Деление на параллели означает, что сложно встретиться одновременно больше, чем с несколькими десятками игроков. Даже если вы припарковались у Lave Station, где тусуется тысяча игроков – эту тысячу вы не увидите, ибо вместе с вами в вашей «параллельной вселенной» будет присутствовать только горстка игроков.
При этом есть три варианта игры по отношению к игрокам. Открытый – вы появитесь в случайной параллели, вместе с другими игроками. Второй – частная группа, где вы играете с теми игроками, которых сами добавили во френды. Третий – соло. Вы вообще не встретитесь с игроками. Ваши действия оказывают влияние на общую вселенную, но вы всегда находитесь в своей собственной параллели.
До патча 1.2 мультиплеер был довольно формальным. Можно было отправлять сообщения игрокам (в 50% случаев система коммуникаций глючила), можно было сбросить груз, чтобы они его подняли (и он сразу отмечался, как краденый), или их можно было взорвать. После патча появился механизм «крыльев», когда игроки могут объединяться для полётов группой до четырёх кораблей и разделять ценности, полученные в бою.
Драка с пиратами
Получай, пиратская сволочь
Но всё же, мультиплеер остаётся зачаточным. Нет возможности организации альянсов, корпораций, или совместного владения кораблями. Нельзя вести торговлю с игроками, хотя уже можно оставлять груз так, чтоб он не помечался, как краденый. В основном остаётся только отстрел друг друга, при этом не лишённый множества читов и недостатков.
Игрок может отключиться от игры во время боя, чтобы не потерять свой корабль. Поскольку состояние игроков отслеживает не центральный сервер, а каждый игровой клиент, бороться с этим трудно.
Elite: Dangerous – это не EVE, это олдскульная Elite
Серьёзное количество игроков приходит из вселенной EVE Online, самой крупной и известной MMORPG. Это приводит к частому разочарованию, поскольку E:D – это определённо не та же игра, что EVE.
Игроки не смогут организовывать альянсы или корпорации, не найдут типичных для RPG типов (хилер, танк, кастер и т.д.). E:D – это просто модернизированная версия оригинальной игры. Она, прежде всего, направлена на симуляцию пилота, находящегося в рубке космического корабля. Она не посвящена рейдам и командной игре. Нет автоматической стыковки или автопилота. Строите прыжок через 10 систем через пространство Альянса для доставки груза? Не снимайте руки с джойстика, или вы из гиперпространства влетите прямо в солнце. Желаете пристыковаться? Не врезайтесь в палубу – ремонт стоит недёшево. Конечно, можно приобрести стыковочный компьютер, но какое в этом удовольствие?
Стыковка проходит в ручном режиме
Если вы не знакомы с моделью полётов оригинальной игры, вам она может показаться странной. У корабля есть шесть степеней свободы – передвижение по трём осям и вращение вокруг любой из осей. Однако рыскание, то есть повороты носа влево и вправо, сильно ограничено. И это сделано специально, как поясняют разработчики, во избежание создания космических зениток – чтобы игрок не мог расположиться в одной точке пространства и просто отслеживать цель, поворачиваясь.
Ограничение странное и искусственное. В Star Citizen такого нет. Однако в изначальной игре рыскания вообще не было. В E:D оно используется в качестве вспомогательного движения. Это странное дизайнерское решение, которое мне не особенно нравится, но по крайней мере, оно соответствует традициям.
Для наилучшего погружения учитесь зарабатывать
Играете вы в мультиплеер или соло, вам надо зарабатывать кредитки, чтобы улучшать свой корабль или покупать другой. И самое выгодное предприятие – это торговля.
В оригинале торговля шла по простым правилам. В разных звёздных системах экономика шла по-разному, поэтому было достаточно просто заработать, перевозя еду и простые вещи из аграрных систем в высокотехнологичные, а в обратную сторону – модные штучки и технику.
E:D обновляет эту идею, и вместо простого спроса-предложения пытается симулировать сложную экономику, растянутую на тысячи населённых систем. И эта идея не работает нормально до сих пор. Инструменты для планирования торговых маршрутов в игре рудиментарны и бесполезны. Приходится использовать изготовленные пользователями инструменты или полагаться на записи в Excel, или вообще ручкой на бумаге.
Hauler, один из начальных кораблей торговца
Ещё один торговый корабль, Lakon T6
Чтобы заработать большие деньги на торговле, надо потратить много времени на путешествия вручную между дюжинами систем, выясняя рыночные цены и самостоятельно составляя маршруты. Высокодоходные маршруты держатся в секрете, чтобы куча торговцев не нарушила хрупкий экономический баланс.
В качестве альтернативы можно заняться охотой. Все пилоты, включая NPC, могут получать как награды, так и штрафы, если они занимаются чем-то нелегальным по отношению к фракции, контролирующей систему. Если за корабль назначена награда, его можно найти и взорвать.
Пиратством также можно промышлять. Можно оплатить запрещённый апгрейд корабля и препятствовать путешествующим в рамках системы кораблям, угрожать им или даже минировать их корабли и вытаскивать их груз из трюма. Пиратство – тема спорная, поскольку это занятие основано на порче жизни другим. Пиратам трудно иметь дело с особенно упорными игроками, которые предпочтут самоуничтожиться, чем сдаться. Тем не менее, этим можно заниматься, и существует разница между порядочными пиратами и наглыми гриферами.
Питон в пиратской раскраске
Не самый быстрый корабль, но самый хорошо вооружённый
Также можно заниматься разработками полезных ископаемых. Это требует особого оборудования и терпения, и долгого поиска качественных поясов астероидов или планетарных колец. Что ещё хуже, такие места, обозначенные как » resource extraction sites», кишат NPC-пиратами. Легко вооружённый шахтёр больше убегает, чем добывает. В таких местах тусуется больше игроков, охотящихся за наградами, чем шахтёров.
Исследование – последний карьерный вариант, для этого надо оборудовать корабль спецоборудованием и прыгать в неведомое. Из 400’000’000’000 звёздных систем населены лишь несколько тысяч, поэтому есть что исследовать и сканировать. Скан каждой системы вознаграждается суммой денег, а если вы станете первооткрывателем, ваше имя будет привязано к ней.
Исследования могут быть монотонными. Необходимо прыгнуть в новую систему, провести общее сканирование, и, возможно, более подробное обследование некоторых небесных тел (за земле-подобные миры и редкие космические объекты платят премии). Но что одному монотонность, другому – дзен.
К сожалению, несмотря на наличие 17 видов кораблей, разница в их цене столь существенная, что вы застрянете в малом их количестве на очень долгое время, пока не заработаете денег на апгрейд. Десятки часов потребуются на то, чтобы заработать на корабли класса Питон или Анаконда, и ещё десятки – на то, чтобы их подобающим образом оснастить.
Анаконда — наикрутейший корабль игры, но не всемогущий
Именно по этому поводу игру больше всего критикуют – занимаясь торговлей неделями, вы можете заработать денег на корабль, который позволит вам заниматься торговлей быстрее. Конечные цели отсутствуют. Отрадой вам может быть только ощущение «я управляю космическим кораблём». Также кому-то может понравиться тщательное планирование торговых путей и перевозка их в течение многих часов. Или полёты в неизведанные системы. Или уничтожение десятков преступников за вознаграждение.
Если этим вас не заинтересуешь, то E:D окажется монотонным путешествием без конечной цели.
Проблема в людях
Создатель игры Дэвид Брэбен изначально хотел добавить в игру мультиплеер. Тут и думать нечего – какая открытая вселенная не станет лучше, если там появится много игроков?
Но уже прошло то время, когда само присутствие другого игрока казалось достаточно крутой функцией игры. Взаимодействие должно быть осмысленным и должно улучшать игровой опыт.
Даже после патча присутствие мультиплеера ощущается как чужеродное явление. Даже «общие цели», события, общие для какой-то системы, для осуществления которых игрокам надо объединяться и работать вместе, воспринимаются не как «общее дело», а как «специальный квест с большой наградой в конце».
Многие стили игры, родившиеся в EVE Online и превратившие её в асоциальный кошмар, перетекают и в E:D. Тупые имитации гангстерских войн, альянсы игроков, обосновавшиеся в основных системах игры и сражающиеся с другими игроками за территорию и часто совершающие пиратские нападения на ничего не подозревающих торговцев.
Конечно, многие игроки любят играть друг с другом. Но что лично мне требуется от E:D – это соло гемйплей. Это ещё и способ не пересекаться со всякими идиотами, которые взрывают корабли просто ради забавы.
Быстродействие, характеристики и звук
Изображать космос и космические корабли в играх научились уже довольно давно. E:D демонстрирует отличную картинку и звук.
Я нетипичный игрок, поскольку я играю в E:D на компьютере 2013 iMac (Core i7-4771 CPU, Nvidia GeForce GTX 780M, 16GB RAM, PCIe SSD) в Boot Camp и с Oculus Rift DK2. Быстродействие приемлемое. Без Rift можно играть в оригинальном разрешении 2560×1440, выкрутив всё на максимум, кроме антиалиасинга. Игра выдаёт до 60 fps с v-sync. В особенно нагруженных локациях частота падает до 40 fps.
Для использования Rift пришлось занизить установки, что привело к постоянной частоте в 75 fps.
Зависнуть недалеко от станции и наблюдать за его вращением — мирный способ проводить время
Зависаем в нескольких метрах от станции, видна тень от корабля Eagle. Текстуры станции доставляют
Минимальные требования игры – четырёхядерный процессор, Nvidia GTX 260 или ATI 4870HD. Движок у игры собственный, Cobra engine, поэтому подобрать железо для него сложнее, чем, к примеру, для Star Citizen (работающего на CryEngine); тем не менее, любая видеокарточка 2013 года и моложе должна подойти.
Игра поддерживает разрешения до 4К, если это позволит ваше железо – но для этого потребуется жирная видюха, и, возможно, не одна.
У каждого из кораблей свой набор звуков и аудиоокружения. Очень здорово, что можно определить корабль по звуку, просто закрыв глаза и прислушавшись.
Управление и отслеживание головы
Написано много, а я не отметил ещё столько всего – выбор кораблей, их оснащение, управление мощностью, контрабанда нелегальных товаров и чёрный рынок, и лучший выбор оружия. Пусть глубины в игре не так много, зато её широта не позволяет сильно урезать обзор.
Из важного стоит упомянуть то, как игрок взаимодействует с E:D. Основное управление в рубке расположено слева и справа, поэтому игра сильно выигрывает от наличия системы отслеживания поворотов головы, будь то дорогая система TrackIR или самодельная FaceTrackNoIR (на видео демонстрируется их польза).
Хотя в E:D можно играть мышью и клавой, или геймпадом, но идеально управление заточено под систему HOTAS (джойстик + газ). Разработчики брали за основу нарисованной системы управления The Saitek X52, и на момент написания обзора она стоит $150. У неё достаточно элементов для управления полётом, общением, оружием и мощностью корабля. Но бывают и более дорогие варианты для безумцев типа меня.
Если посмотреть вниз, можно увидеть элементы управления вашего аватара
Галактическая карта
Oculus Rift и другая виртуальность
Oculus Rift DK2 переносит игру на новый уровень. На reddit кто—то писал, что 60 секунд игры с Rift в E:D оставит впечатление, что VR – это фигня, а Rift – это мусор с низким разрешением. А после 15 минут игры с Rift вы уже не захотите играть в игру без него.
После нескольких минут привыкания Rift преображает Elite из отличной игры в невероятную. Нет более приспособленной для Rift игры, чем E:D (а я играл во всё, что поддерживает Rift).
Со всеми этими новостями насчёт Valve/HTC Vive VR и Sony Project Morpheus, вероятно, что потребительская версия Rift не будет первым мейнстримовым VR. И хотя Frontier не против поддержки других VR-платформ кроме rift, Дэвид Брэбен рассказал, что в E:D почти наверняка не будет поддержки OSVR:
«У нас уже всё работает, и нам для этого пришлось бы сделать шаг назад, чтобы потом сделать шаг вперёд – ведь у нас уже есть свои собственные наработки». В 2013 году в начале приспособления Cobra engine к поддержке Rift ещё не существовало OSVR. Его внедрение могло плохо сказаться на быстродействии. А для разработчиков быстродействие было ключевым моментом.
Что круто
Когда привыкаешь к игре, то оказываешься в рубке космического корабля, передвигающегося быстрее света, и это погружение работает лучше любой игры, которую я видел (а за последние тридцать лет я играл почти во все космосимы). Когда я надеваю Rift DK2 и пролетаю над плоскостью эклиптики системы, чтобы поравняться с дальней станцией, или обгоняю фрахтовщик на заполненной станции, чтобы точно приземлиться на площадку, или обмениваюсь выстрелами с пиратами, или прокладываю путь в неизведанной системе в десяти тысячах световых лет от домашнего порта на Альтаире – в эти моменты я нахожусь в космосе.
Эффект присутствия потрясающий. Даже после десяти месяцев игры в бету и разные релизы, мне всё ещё интересно загружать груз в трюм и проводить вечер в качестве космического дальнобойщика. Меня всё ещё поражает, когда я смотрю вверх из кабины и вижу Млечный путь, раскинувшийся над головой. E:D создаёт ощущение микроскопичности перед лицом огромной вселенной.
Но этого не будет достаточно всем. По форумам видно, что люди требуют большего взаимодействия или больше MMORPG фишек (типа пушек с лазерами, восстанавливающими повреждения).
Это не страшно – у всех разные вкусы. Я рад, что E:D существует и что она превращается в то, что превращается – игру для интровертов, которые любят летать, торговать и сражаться в одиночки, которые могут ставить цели и достигать их, и кто не устаёт от повторяющихся действий, находя радость в процессе путешествия.
Дэвид Брэбен – про сообщество и будущее
Когда мы спросили Дэвида, на что будет похожа E:D в 2020 году, он ответил:
«Вы её не узнаете. Потому что в ней будет гораздо больше всего». Он рассказал, что планирует выпускать бесплатные и платные обновления игры. Со времени запуска все обновления были бесплатные, но возможно, что появятся и платные.
«В платных апдейтах появятся спуск на планеты, возможность выйти из корабля и погулять вокруг, зайти на другие корабли, поохотиться на поверхности планет, походить вокруг городов – и с точки зрения возможностей это будут целые игры внутри игры».
Кобра в доке
Fer-de-Lance, один из новых кораблей
Покупать ли игру?
Нравится ли вам летать в космосе с джойстиком? Сильно? Сможете ли вы самостоятельно мотивировать себя на эти полёты? Провести десятки и сотни часов, изобретая торговые маршруты и перевозя грузы, с редкой стрельбой и прятками от пиратов?
Если да – то стоит. Если вам больше интересно играть в составе больших групп и участвовать в организованных рейдах, отстреливать новичков и кликать по карте, позволяя кораблю лететь автоматически – вам лучше обратиться к EVE Online instead.
Но это не значит, что E:D не сможет понравиться вам завтра, когда туда будут добавлены новые возможности – особенно из-за скорого выхода её прямого конкурента Star Citizen’s.
Роль Брэбена как соавтора оригинала 1984 года и автора двух сиквелов из 90-х годов ставит его в самое сердце разработки – и при этом отрадно видеть, что он так активно общается с общественностью. Он хвалит видео от пользователя Commander Isinona, выкладывающего красивые ролики YouTube channel; он рассказывает, как много было потрачено времени на поиск баланса для тех, кто предпочитает летать в одиночку. И есть ещё, куда развиваться – в следующие несколько лет E:D будет меняться и улучшаться.
Хорошее
— игра добивается ощущения «вы управляете кораблём» лучше, чем любая другая
— отличная графика, внутренности корабля, звук
— лучшая поддержка Oculus Rift из всех
— поддержка самых сложных контроллеров для полёта
— очень много разных занятий, которые не исследуешь и за тысячу часов
Плохое
— геймплей повторяющийся, и большая часть занятий довольно простая
— мало осмысленная модель полётов с ограниченным рысканием
— стоимость кораблей различается слишком сильно, приходится копить на них сотнями часов
— в мультиплеере приходится играть с другими людьми, а многие из них козлят
— технология p2p подвергается атакам со стороны читеров
— игра стоила $60 уже давно, но лишь сейчас приближается к релизному качеству. Надо было подольше поработать над игрой перед релизом.