Чукчи в бане моются

Как моются чукчи

У жителей Чукотки было всегда существовало поверье, что человек во время мытья теряет свое здоровье и жизненную силу. Такое отношение чукчей к банным процедурам неудивительно, ведь принять горячую ванну в суровых условиях Крайнего Севера было чрезвычайно сложно.

Раньше этот кочевой народ круглый год находился в тундре, занимаясь выпасом оленей. В этих местах никогда не было растительности, поэтому нагреть воду для мыться там просто нечем.

Этнографы рассказывают: «Периодически жители Чукотки собирались всем стойбищем, намазывали себя жиром нерпы, разводили костер и грелись, раздевшись, около него. Растопленный идущим от костра жаром жир смешивался с грязью, налипшей на кожу. После этого чукчи брали в руки костяные скребки и соскабливали ими со своих тел жир».

Ещё один способ, традиционно используемый народами Крайнего Севера для очистки кожи от загрязнений, – это ношение кожаной одежды ворсом к телу. Ворсинки постепенно очищали кожу от грязи механическим способом.

Как моются чукчи сегодня

Во времена советской власти чукчей начали насильно приучать к банным процедурам. Постепенно этот процесс стал частью быта жителей тундры. У современных пастухов-оленеводы есть возможность пользоваться мобильными банями, а также миниатюрными переносными печами.

Однако и сегодня чукотские оленеводы моются не слишком часто. Спасаясь от постоянного холода, они натирают свои тела жиром, защищающим кожу от переохлаждения. И смывая этот жир, чукчи теряют защитный барьер и становятся уязвимыми для морозного воздуха. Поэтому и сегодня многие жители Чукотки моются реже, чем представители других национальностей.

Источник

Гигиена чукчей и других северных народов

Культурные и бытовые традиции каждого народа складывались в течении многих веков. Это зависело от многих факторов, включая исторические и географические. Другими словами, нет никаких случайностей в традиционном укладе жизни каждого народа. И то, что для одного народа является нормой, может быть совершенно неприемлемо для другого. Это касается буквально всех сторон жизни, в том числе и гигиены.

Существующее у жителей Чукотки поверье указывает на то, что во время мытья человек теряет своё здоровье и жизненные силы. Простое ли это суеверие, или данное высказывание имеет отношение к укладу жизни народов Севера? Для этого достаточно обратить внимание в какой географической зоне проживают северные народы, и в каких климатических условиях происходило формирование их бытовых традиций. Поэтому тот факт, что кочевые народы Севера с давних времён круглый год находились в тундре, занимаясь выпасом оленей, известен практически каждому современному человеку. А с учётом того, что растительности в этих местах никогда не было, нагреть воду для мытья там было просто нечем. Отсюда складывались свои особенные традиции касающиеся личной гигиены.

По свидетельствам этнографов, собираясь периодически всем стойбищем, жители Чукотки разводили костёр. Раздевшись, они намазывали себя жиром нерпы и грелись около костра. Растопленный идущим от костра жаром жир смешивался с грязью, имеющейся на коже. И уже после этого с помощью костяных скребков чукчи соскабливали жир со своих тел. Также известен ещё один способ, который традиционно использовался народами Крайнего Севера для очистки кожи от загрязнений. Заключался он в том, что кожаную одежду носили ворсом к телу. При этом ворсинки механическим способом постепенно очищали кожу от грязи.

Известно, что во времена советской власти чукчей стали насильно приучать к банным процедурам. Но такая «забота» приносила больше вреда, чем пользы для коренных северных народов. Люди стали чаще болеть, и особенно это касалось детей. С чем же это было связано? И почему важно учитывать сложившийся веками традиционный уклад жизни?

Вредное воздействие горячей воды на кожные покровы чукчей было связано с тем, что жир, которым они себя смазывали, предохранял их кожу от высыхания и чрезмерного охлаждения. Без этой защитной плёнки коренные северные народы становились уязвимы к воздействию морозов и возбудителей болезней. Также слой задубевшей кожи, смешанной с жиром на лицах и кистях рук коренных северных народов служили природной защитой от гнуса и комаров. Всё это при отсутствии мытья, позволяло коренным северным народам приспосабливаться к местным климатическим условиям.

Больше интересного на сайте Это Сибирь

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( палецвверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источник

Почему чукчи не любят мыться в русской бане

Уважаемые читатели! В начале статьи я хотел бы поблагодарить Вас за то, что подписываетесь на канал и ставите лайки. Благодаря Вам канал уверенно развивается. Спасибо Вам!

Наверное, не все знают, что народы Крайнего Севера не пользуются баней. Они просто очищают свое тело различными жировыми втираниями. Это можно, наверное, объяснить тем, что зимний сезон длится в этих районах почти весь год и вода вечно стоит холодная. Если ее нагревать, то нужны дрова, которые ценятся на вес золота, так как в тундре не растут деревья и лес завозится издалека.

Не мытье, а очищение.
Каждый народ имеет свои традиции мытья тела, а вот жители Крайнего Севера (чукчи, эвенки, манси и другие) никогда не моются. Они в самой большой юрте разжигают большой костер и всем поселком собираются около него. На каждом человеке находится очень много одежды, чтобы обильно пропотеть. После того, как люди вспотели, они снимают всю одежду и начинают друг с друга счищать грязь с тела костяными гребешками. Затем, они обильно натирают себя жиром какого-нибудь водного животного. Например, широко применяется для этой процедуры жировые отложения нерпы. Только теперь, ученые выяснили для себя, что это самый лучший способ мытья человеческого организма в таких условиях проживания, где постоянный холод и нехватка дров. Чукчи и другие народы никогда не приучатся к русской традиционной бане, хотя попытки были, но в основном неудачные и трагичные.
В самом начале 21 века наша страна попыталась изменить коренные устои и традиции народов Крайнего Севера, что привело к печальным последствиям. Конечно, были и положительные моменты этого перевоплощения народов такие, как образовательная и медицинская деятельность.

Советские комсомольцы с энтузиазмом пытались провести реформу цивилизации, они не обращали особого внимания на устоявшиеся традиции и образ деятельности чукчей. Детей насильно забирали в детские сады и начинали их учить «новой» жизни, приучая их к чистоте.
Активисты советской власти начали внедрять обязательное мытье аборигенов, приучая их к гигиене и чистоте. Но, малолетние дети начали массово умирать от водного процесса мытья, так как человеческая кожа лишенная защитного жирового слоя не могла справиться с мощным натиском различных бактерий. Детский организм не справлялся и мытье водой оказывало губительное воздействие. В связи, с этим в 1930-50 годах были недовольные бунты коренного населения против власти Советов.

Губительное воздействие банного процесса мытья для чукчей и других коренных народов Севера, сейчас не отрицает уже никто. Так, каковы причины этого вреда?
1) Организм людей не переносил высокую температуру воздуха, которая применялась в русской бане. Из-за этого у человека возникала резкая сердечная недостаточность.
2) При смывании горячей водой тела, нарушался покров организма, который защищал аборигенов от бактерий и сильных морозов. После бани исчезал жировой слой, который в течение всей жизни человека служил защитой от внешних неблагополучных факторов.
3) Отсутствие водного мытья тела защищало людей от комаров и других насекомых, которые высасывали кровь с организма. Это природная защита, которая оберегала аборигенов от надоедливого гнуса.
В период правления Брежнева начали усиленно приучать коренные народы к городским условиям быта. Каждого человека, кто помылся в бане, на выходе ждал. стакан водки. Процедура мытья превратилась в простое окатывание водой человеческого тела. Аборигены, чтобы получить порцию алкоголя, просто выливали на себя несколько тазиков горячей воды и требовали очередную дозу водки. Организм этих людей не привык к алкоголю и многие умирали от употребления ее в большом количестве.

Сейчас, многие люди с удовольствием принимают душ и ванны. Условия жизни чукчей кардинально изменились, да и одежда надежно защищает от холода и кровососущих насекомых. Ученые научно доказали, что частое посещение бани приводит к ухудшению деятельности организма человека не только среди народов Крайнего Севера, но и среди европейцев.

Желаю Вам успеха! Ставьте лайк, если понравилась статья, а также подписывайтесь на канал, узнаете много нового!

Источник

Почему чукчам и другим народам Крайнего Севера нельзя мыться в русской бане

Все знают, что в традиционных условиях своей жизни народы Крайнего Севера – ненцы, эвенки, чукчи, ханты, манси, эскимосы и т.п. – никогда не практиковали мытья тела. Обычно это объясняют просто: в тундре девять месяцев в году лежит снег, да и летом вода холодная, чтобы её согреть – нужно много топлива для костра, а где его взять в безлесной тундре, и т.д. Это очевидная причина. Но есть и более глубокие.

Не мытьё, а очищение

Всякий народ, до начала индустриальной эры с её миграциями, был приспособлен к своей природной среде. И всякий на свой манер заботился о гигиене тела. Не составляли исключения и народы Крайнего Севера. Время от времени они совершали процедуру очищения тела. Чукчи, ненцы, эвенки и другие, живущие традиционным хозяйством в тундре, практикуют её до сих пор.

Она заключается в том, что жители стойбища собираются вокруг очага в яранге или чуме, набрасывают на себя всю имеющуюся одежду и начинают преть. Хорошенько вспотев, они скидывают одежду и начинают скрести друг другу кожу костяными скребками. Закончив эту процедуру, обильно смазываются жиром нерпы.

Как выяснилось, этот способ очищения кожи является самым оптимальным в условиях круглогодичного обитания в суровом климате арктической тундре. Но чтобы это признали учёные, пришлось пройти через многочисленные трагедии.

Что русскому здорово, то чукче смерть

В 1930-е годы в СССР развернулась кампания по насаждению у северных народов «советского» образа жизни. Помимо конфискации родовых оленьих стад в «колхозы» и «борьбы с религией» (преследований традиционных шаманов), кампания предусматривала ещё приобщение аборигенов к «цивилизации». Особенный упор делался на подрастающее поколение. Детей насильно отбирали от родителей и воспитывали в детских садах, создаваемых при так называемых культбазах.

Север за короткий срок покрылся сетью культбаз, в которых советские «цивилизаторы», полные комсомольского энтузиазма, убеждённые в превосходстве и универсальности своего образа жизни и ничего не знавшие об особенностях коренных народов тундры, собирались за исторически рекордный срок привести аборигенов из первобытнообщинного состояния к коммунизму.

Нельзя сказать, что культбазы принесли только вред. Было в них и много положительного, прежде всего – распространение информации. Школы, библиотеки, радиоточки сильно расширили кругозор коренных народов. Кроме того, тут была возможность приобрести промышленные товары, а также получить более квалифицированную медицинскую помощь, чем у шаманов.

Но нельзя отрицать и отрицательную сторону контакта двух культур, из которых одна, к тому же, агрессивно навязывалась. Аборигенов начали приучать мыться с мылом в банях при культбазах, а для детей эта процедура сделалась обязательной. Однако вместо ожидаемого укрепления здоровья, мытые туземцы стали чаще болеть и умирать. Особенно ярко это выразилось у детей. Это послужило причиной частых побегов и похищений детей из школ при культбазах в родные стойбища, а также многочисленных восстаний народов тундры против советской политики в 1930-50-х гг.

Адаптация народов Севера к своей среде

Вред, причинённый здоровью северных народов насильственным внедрением банных процедур, созданных другими народами в других природных условиях, уже давно не решается отрицать никто, кто знаком с реалиями Севера. В чём же дело?

Здесь можно выделить три важнейшие причины. Во-первых, организм туземцев, сотни поколений которых не мылись в горячей воде, иначе реагировал на воздействие высоких температур. У северных народов гораздо быстрее, чем у русских, возникали в таких условиях явления сердечной недостаточности.

Во-вторых, горячая вода оказывала, также из-за длительного приспособления к совсем другому способу очищения тела, вредное действие на кожные покровы туземцев. Жир, которым они регулярно смазывали себя, предохранял кожу от высыхания, чрезмерного охлаждения, а также (хотя и не полностью) и от болезнетворных бактерий. Это была защитная плёнка, лишаясь которой, абориген Севера становился гораздо уязвимее к воздействию морозов и возбудителей болезней.

И, наконец, третье. Летом в тундре, как известно, очень много комаров. Это ещё полбеды. В разгар лета начинается массовый лёт гнуса. Он продолжается обычно недели две, но это поистине самое адское время года там. Даже для исконных обитателей, которые, казалось бы, должны быть привычнее. Однако известно, что во время лёта гнуса иногда не выдерживают даже олени и, обезумев, бросаются в реки. Слой задубевшей кожи, смешанной с жиром, на лицах и кистях рук туземцев, как оказалось, служит природной защитой от гнуса и комаров. Насекомым сложнее кусать сквозь него до крови, да и запах собственно человеческого тела он отбивает. То есть отсутствие мытья позволяло народам Севера легче переносить периоды массового размножения кровососущих насекомых.

Спаивание и отчуждение от привычного образа жизни

С течением времени политика советской власти в плане «приобщения к цивилизации» стала либеральнее. Но установка на то, что городской образ жизни белых людей предпочтительнее для всех, никуда не девалась. В 1960-70-е гг. аборигенов Севера стали привлекать к банным процедурам… водкой. То есть, помывшемуся, по выходе его из бани, тут же наливали бесплатный стакан водки.

Само мытьё при этом превращалось в профанацию. Зайдя в баню и окатив себя водой один разок, абориген выходил, показывал на струящиеся по нему потоки воды и тут же требовал положенную награду… Наверное, нет необходимости лишний раз пояснять, сколько коренных жителей быстро унесла к духам предков такая практика, при их генетически обусловленной низкой толерантности к алкоголю.

В наше время представители коренных народов Севера, живущие в городах, переняли и такой атрибут городской цивилизации, как душ и ванны. Это стало возможным не только в связи с отказом от традиционных способов хозяйствования, но и по причинам появления одежды, лучше защищающей от холода, электрификации стойбищ и распространения различных репеллентов от насекомых.

Тем не менее, знающие люди утверждают, что и в этих условиях северные народы значительно реже, чем русские, прибегают к водным процедурам. Дело не только в многовековой привычке. В последнее время некоторые учёные начинают обращать внимание на то, что слишком частое мытьё, вошедшее в моду в современных городах, оказывается вредно и для европейцев.

Источник

Строим вместе с сайтом Rukami.top
Не пропустите:
  • Чукча моется в бане
  • Чужой веник в бане
  • Чужая жена в бане фото
  • Чудо техники походная баня
  • Чудо печь своими руками для бани